Учебная программа для высших учебных заведений по специальности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 95.16kb.
Программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 1 106.23kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 119.13kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 327.15kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 198.07kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 195.06kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности i-40... 12 1844.62kb.
Учебная программа для специальности: ( рабочий вариант) 1-31 03 03... 1 196.37kb.
Учебная программа для специальности: 1-24 01 02 «Правоведение» 5 998.95kb.
Учебная программа для специальности 1-31 02 01 География 1-31 02... 2 399.08kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 316.83kb.
Название: Броненосец «Тевтатос»: «Тевтатос», «Балор», «Таранис», 1 18.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебная программа для высших учебных заведений по специальности - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учебно-методическое объединение по гуманитарному образованию








УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И.Жук

____________________
Регистрационный № ТД-______/тип.


ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА (БОЛГАРСКОГО)

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности
1-21 05 04 Славянская филология


СОГЛАСОВАНО

Председатель учебно-методического объединения

по гуманитарному образованию

________________ В.Л. Клюня

________________________


СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования

________________ Ю.И. Миксюк

________________________







Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования

«Республиканский институт высшей школы»

________________ В.И. Шупляк

_______________________






Эксперт-нормоконтролер

________________

________________________


Минск 2010


СОСТАВИТЕЛЬ:
К.И. Иванов – доцент кафедры теоретического и славян­ского языкознания Белорусского государственного универси­тета, кандидат филологических наук, доцент.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Отдел славистики и теории языка государственного научного учреждения «Институт языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы Национальной академии наук Беларуси»;

О.С. Горицкая – старший преподаватель кафедры общего языкознания учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет», кандидат филологических наук.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета (протокол № 8 от 25.05.2010);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 03.06.2010);

Научно-методическим советом по филологическим специальностям учебно-методического объединения по гуманитарному образованию (протокол № 5 от 27.05.2010).
Ответственный за редакцию: Иванов К.И.

Ответственный за выпуск: Волотовская Н.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Историческая грамматика славянского языка (болгарского)» разработана в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-21 05 04 «Славянская филология».

Курс «Историческая грамматика славянского языка (болгарского)» дает возможность студентам ознакомиться с главными моментами развития болгарского языка, представляет главные изменения, совершив­шиеся и совершающиеся в фонетической, морфологической и лексической системах болгарского языка и в его интонационном строении с времен его обособления как отдельного славянского языка до наших дней. Изучение исторической грамматики имеет важное значение для понимания тенденций в развитии языка и для прогнозирования возможных изменений в нем в будущем.



Целью изучения данной дисциплины является усвоение знаний студентами о причинах и хронологии изменений в разных системах болгарского языка, усовершенствование лингвистической компетенции, воспитание умений к сопоставлению языковых фактов в синхронном и диахронном аспектах.

Задачи, которые ставятся в процессе обучения можно определить так: 1. Раскрыть основные внутренние закономерности исторического развития болгарского языка; 2. Пояснить пути современного изменения в языке, рас­крыть связи между ними, выяснить причины появления тех или иных языковых фактов.

Учебная дисциплина занимает важное место в подготовке студентов, показывая генезис и историческую обусловленность явлений, позволяя им усвоить особенности языка в их исторической глубине, постичь логику развития болгарского языка. Этим он непосредственно связан с практическими курсами по изучению современного болгарского языка. Курс исторической грамматики болгарского языка напрямую связан с обще­лингвис­тическими дисциплинами: «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Введение в сла­вянскую филологию» и др. Тематика курса «Исторической грамматики славянского языка (болгарского)» имеет точки соприкосновения и с рядом других дисциплин: «Славянская диалектология (болгарская)», «История славянского литературного языка (болгарского)», «Теоретическая грамматика славянского языка (болгарского)», «Фолькло­ристика».

Среди используемых методов обучения и исследования стоит упомянуть: филологический, сравнительно-исторический, метод внутренней реконструкции, сравнительно-типологи­ческий и др.

Рекомендуемая форма контроля – зачет.



В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • место данного славянского языка в семье других языков и происхожде­ние этого языка;

  • основные тенденции исторического развития языковой систе­мы на разных этапах истории народа;

  • изменение форм и значений слов, историческое развитие структуры слова, возникновение новых и отмирание старых грам­матических категорий, закономерности эволюции синтаксического строя языка;

  • сходства и различия исторических путей развития данного языка в сопоставлении с другими славянскими языками (прежде всего – с восточно­славянскими и конкретно с белорусским языком);

  • тенденции языковых изменений на современном этапе разви­тия языка;

уметь:

  • читать и переводить древние тексты;

  • исторически комментировать факты современного славян­ского языка;

  • объяснять исторические изменения звукового и грамма­тического строя языка (в сопоставлении с белорусским) как ре­зультат языковой эволюции древнего праславянского языка.

В предлагаемой ниже программе отражены только обяза­тельные пози­ции курса исторической грамматики болгарского языка. Предполагаются также различные спецкурсы по отдельным разделам дисциплины.
На изучение дисциплины «Историческая грамматика славянского языка (болгарского)» для специальности 1-21 05 04 «Славянская фило­логия» отводится 50 часов, из них аудиторных – 34 (22 часа – лекции, 12 часов – практические занятия).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


темы

Названия разделов и тем

Всего аудиторных

Лекции

Практи-ческие занятия

1.

Предмет, цели и задачи исторической грамматики болгарского языка. Прин­ципы периодизации болгарской языковой истории. Источники для изучения исто­рии.

2

2




2.

Основные тенденции развития болгар­ского вокализма.

4

2

2

3.

История согласных звуков.

2

2




4.

Развитие именной системы. Имя суще­стви­­тельное.

4

2

2

5.

Развитие именной системы. Имя прилага­тельное и имя числительное.

2

2




6.

Развитие местоименной системы в бол­гар­ском языке.

2

2




7.

Общая характеристика глагольной системы. Развитие форм настоящего вре­мени.

4

2

2

8.

Прошедшие времена. Изменения в пара­дигмах аориста и имперфекта.

2

2




9.

Формирование парадигмы будущего вре­мени в болгарском языке.

2




2

10.

История наклонений. Повелительное и условное наклонения. Формы пересказа.

2

2




11.

История именных глагольных форм.

2

2




12.

Неизменяемые части речи. Наречие. Пред­логи.

2




2

13.

Исторический синтаксис.

2

2




14.

Историческая лексикология.

2




2




Всего часов

34

22

12



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Предмет, цели и задачи исторической грамматики болгарского языка. Связи с другими науками. Методы изучения истории языка. Этапы в разви­тии науки об истории болгарского языка. Исследования и основные труды. Принципы периодизации болгарской языковой истории. Характерис­ти­ка основных периодов – предписьменного и старобол­гарского, средне­болгар­ского, новоболгарского. Основные источники сведе­ний для изучения истории болгарского языка.

Историческая фонетика

2. Основные тенденции в развитии болгарского вокализма. Упроще­ние системы гласных фонем. Устранение оппозиции между гласными переднего и заднего ряда. Носовые гласные в истории болгарского языка. Среднеболгарское «смешение носовых» и его связь с депалатализацией согласных. Гласная «ять». Ее рефлексы в болгарских диалектах. «Ятевая граница». Изменения еровых гласных – причины и результаты. Их развитие в болгарских диалектах. Еровая эпентеза. «Вторичные еры». Развитие Ъ и Ь перед Й и И. Гласные Ы и И в истории болгарского языка. Гласные Е, О и У. Перегласовка ' У в И. Редукция безударных гласных. Различия в произно­­шении безударных гласных в болгарских диалектах. Развитие сонантов. Появление еровых гласных рядом с плавными на месте плавных слоговых. Группы ЪР, ЪЛ и РЪ, ЛЪ в болгарских диалектах.

3. Основные тенденции в развитии болгарского консонантизма (склонность согласных к затвердеванию, развитие групп ПЛ', БЛ', ВЛ', МЛ'; *tort, *tolt, *tert, *telt, *art, *alt; ШТ, ЖД; вставка Т и Д). Возникновение оппозиции по мягкости/твердости. Комбинаторные измене­ния согласных: ассимиляция и диссимиляция, элизия. Метатеза и эпентеза. Новоболгарская фонетическая система.

Историческая морфология

4. Развитие именной системы. Перегруппировка склонений по родовому признаку. Изменения падеж­ных форм существительных в истории болгарского языка. Направления в попытках объяснить утрату синтетического склонения. Остатки падежных форм в современном болгарском языке. Изменения в категории рода и числа имени. Остатки форм двойственного числа в болгарском языке.

Исторические предпосылки возникновения членной формы в болгар­ском языке. Тройной член в некоторых болгарских говорах. Дискуссия о времени и причинах появления артикля.

5. Развитие прилагательных. Постепенное замещение сложных форм простыми. Утрата дифференциации по роду в формах множественного числа. Степени сравнения прилагательных.

Развитие числительных. Утрата двойственного числа. Возникновение счетной формы имен существительных мужского рода. Возникновение и развитие членных форм. Становление мужских личных форм.

6. Развитие местоименной системы в болгарском языке. История местоименного склонения. Изменения, связанные с действием анали­тизма. Формирование парадигмы личных местоимений и образование форм местоимения третьего лица. Развитие системы указательных местоиме­ний – переход от троичной к двоичной указательности. Изменения в системе и формах вопросительных местоимений и их влияние на формообразование отрицательных, обобщительных и относительных местоимений. Развитие системы притяжательных местоимений. Остатки старых местоименных ти­пов в болгарских говорах.

Система местоименных наречий места, времени и способа в староболгарском и её изменение – потеря противопоставления неподвиж­ность (статальность) – направление(движение) у наречий места и форми­ро­вание новоболгарских наречий места; развитие форм наречий времени, количества и способа.

7. Общая характеристика развития глагольной системы – увеличение системы глагольных времен за счет форм с результативным и несвиде­тельским значением. Причины и следствия этого процесса. Развитие форм настоящего времени. Преобразование спряжения в истории болгарского языка. Формирование третьего новоболгарского спряжения. Остатки атемати­ческих глагольных форм.

8. Изменения в парадигмах аориста и имперфекта. Унифицирование оконча­ний двух простых прошедших времен. Остатки старых аористных типов. Изменение имперфектной основы – причины и последствия этого явле­ния.

9. Формирование парадигмы будущего времени в болгарском языке. Причины превращения вспомогательных глаголов в частицы для образования будущего времени. Диалектные разновидности форм будущего времени как этапы их развития.

10. История грамматической категории наклонения.

Развитие форм повелительного наклонения в болгарском языке. Унифицирование окончаний простых форм и следы атематических форм повелительного наклонения. Отрицательные формы. Да-формы.

Формирование системы результативных и несвидетельских форм в болгарском языке. Инновационное семантическое развитие перфекта. Общая формообразовательная модель несвидетельских и результативных форм. Возникновение пересказывательного наклонения.

История форм условного наклонения. Способы выражения условного наклонения в болгарских говорах.

11. История именных глагольных форм. Судьба инфинитива и супина в болгарском языке. Староболгарская система страдательных и действитель­ных причастий и её развитие – потеря причастия настоящего и первого причастия прошедшего времени действительного залога, появление деепри­частий, судьба причастий настоящего и прошедшего времени страда­тельного залога. Еловое причастие как наследник староболгарского предика­тивного второго причастия прошедшего времени и первого причастия про­шед­шего времени действительного залога в его атрибутивной функции. Следы исчезнувших причастных типов в диалектах и в литературном языке.

12. Историческое развитие неизменяемых частей речи. Наречие. Предлоги. Семантические изменения.



Исторический синтаксис

13. Изменения, связанные с развитием аналитизма. Распад падежной системы. Процесс утраты родительного падежа. Расширение функций винительного падежа при образовании общей формы. Исчезновение дательного падежа и конструкции "дательный самостоятельный". Граммати­ка­лизация предлога НА. Роль внешних факторов в процессе расшатывания падежной системы. Отражение исчезновения склонения на структуре фразы – способы компенсирования отсутствия падежных окончаний при выражении синтаксических отношений (предлоги, порядок слов, удвоение дополнений, усложнение глагольной системы, членная форма и т.д.). Изме­нения в составе и структуре болгарского предложения – характеристика и хронология.



Историческая лексикология

14. Характерные особенности развития лексического состава болгарского языка. Лексические заимствования – характеристика и хронология.



ЛИТЕРАТУРА
Основная

Мирчев К. Историческа граматика на българския език/ К.Мирчев.-3-е изд.- София: Наука и изкуство, 1978.-276 с.

Младенов Ст. История на българския език/ Ст. Младенов. -2-е изд.- София:изд.БАН, 1979.-412с.

Старобългарски текстове / Под науч. ред. на М. Байрамова. София: Наука и изкуство,1996.-250с.

Текстове от XII до XIV век / Под науч. ред. на проф. д-р И. Добрев.

София:Наука и изкуство, 1987.-180с.

Цонев Б. История на българския език/ Б.Цонев. -София: Наука и изкуство, 1983 - 1985. Т. 1-3.-264с.; -556с.;-505с.

Христоматия по историческа граматика на българския език. -София:Наука и изкуство,1987.-135с.


Дополнительная

Бунина И. К. История глагольных времен в болгарском языке/ И.К. Бунина.-Москва: изд. Наука, 1970.-300с.

Венелин Ю.И.Грамматика нынешнего болгарского наречия/Ю.И.Венелин.-Москва:Институт славяноведения и балканистики РАН,1997.-252с.

Мирчев К. Българският език през вековете/К.Мирчев.-София: Наука и изкуство,1964.-88с.

Основы балканского языкознания.Языки балканского региона.Часть 2(Славянские языки)/ П.В.Шувалов и др.; под ред. А.В.Десницкой и Н.И.Толстого.-Санкт-Петербург:Наука, 1998.-277с.

Чешко Е.В. История болгарского склонения/Е.В.Чешко.-Москва:Наука, 1970.-320с.









Что может быть невинней первого греха? Александр Жуков
ещё >>