Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 252.41kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям... 1 66.93kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям... 13 1956.05kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям... 10 824.14kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 121.25kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 10 1029.19kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 43.37kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 119.13kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 122.38kb.
Программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 1 106.23kb.
Учебная программа для специальности: 1-24 01 02 «Правоведение» 5 998.95kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Теоретические и технические... 1 177.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

__________________ А.И. Жук

__________________

Регистрационный № ТД -___________/ тип.



МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ


Типовая учебная программа для высших учебных заведений
по специальностям:

1 – 02 05 02 Физика

1 – 02 05 04 Физика. Дополнительная специальность

СОГЛАСОВАНО

Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь

по педагогическому образованию


_______________ П.Д. Кухарчик

___________ 2008


Начальник управления высшего и среднего специального
образования Министерства образования Республики Беларусь
_______________ Ю.И. Миксюк

___________ 2008


Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
________________ В.И. Дынич

___________ 2008


Эксперт-нормоконтролер

_______________ ________________

___________ 2008

МИНСК 2008


Составители:


В.И. Януть – декан физического факультета учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат физико-математических наук, доцент;

Ч.М. Федорковдоцент кафедры общей физики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент.

Рецензенты:


Кафедра физики учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет»;

А.И. Комяк – профессор кафедры лазерной физики и спектроскопии Белорусского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор.




РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой общей физики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 10 от 29 апреля 2008 г.);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 4 от 15 мая 2008 г.);

Научно-методическим советом по физико-математическому образованию учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол № 2 от 16 мая 2008 г.).

Ответственный за выпуск: Ч.М. Федорков

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения учебной дисциплины
«Методы обработки результатов измерений»


Актуальность физического эксперимента, разработка методик измерений и обработка полученных результатов обусловлены рядом факторов.

Развитие современных наукоемких технологий производства, проникновение научно-технического прогресса во все сферы общества, переход к экономике, основанной на знаниях и профессиональных умениях, информатизация и компьютеризация деятельности человека, системное использование научных знаний в процессе экономического и социального развития предъявляют новые требования к уровню образованности личности и профессиональному совершенству. В современном обществе уровень и качество образования приобретают особую значимость в плане профессионального мастерства.

Новые подходы к образованию, связанные с преодолением репродуктивного стиля в обучении, обеспечением познавательной активности и самостоятельности в учении требуют системного подхода в формировании у будущего преподавателя физики измерительных умений и навыков. В процессе обучения должны быть созданы необходимые условия для реализации потенциальных возможностей каждой личности по накоплению знаний и формированию умений применять их на практике. Высокий уровень теоретических знаний и практических умений являются залогом успешности профессиональной деятельности преподавателя любой специальности. Для преподавателя физики характерными являются умения осуществлять физический эксперимент и проводить анализ полученных результатов. Развитие творческих способностей и готовности будущего преподавателя к ответственной профессиональной деятельности – одна из главных задач процесса обучения.

С расширением сферы образования актуализируется необходимость повышения уровня профессиональной подготовки выпускников вузов независимо от полученной специальности, освоения ими способов продуктивного мышления, творческого подхода в деле обучения и формирования креативной личности.

За последние годы физическая наука обогатилась новым содержанием. Сверхточные исследования микромира, нанотехнологии в создании новых материалов, исследование космоса и др. связаны с разработкой новых методик измерений и использованием физических приборов высокой точности и чувствительности. При этом активизация человеческих возможностей проявляется инновациями в измерительной практике, создании эффективных моделей физических процессов, целостности технологии познания, развитии и реализации творческого потенциала исследователя.

Программа соответствует первой ступени обучения в системе многоуровневого физико-математического педагогического образования. Содержание программы рассчитано на творческую взаимосвязь с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом специальности, с учетом возможностей обучения студентов на высших ступенях педагогического образования.


Цели и задачи учебной дисциплины


Освоение будущими преподавателями физики современных основ физических измерений и методов обработки полученных результатов направлено на повышение уровня их подготовки к профессиональной деятельности по обучению молодого поколения. Универсальность физических знаний и практических умений заключается в том, что они обеспечивают успешность решения многих профессиональных проблем и задач, к которым относятся: умение преподнести теоретический материал, убедительно провести демонстрацию физического явления, организовать и осуществить физический эксперимент, с соответствующей точностью обработать данные эксперимента, провести анализ результатов и сделать при этом правильные выводы. Все это способствует профессиональному росту, развитию творческого потенциала, становлению карьеры, развитию компетентности и формированию личного имиджа учителя физики.

Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования специальностей: 1 – 02 05 02 Физика; 1 – 02 05 04 – 01 Физика. Математика; 1 –02 05 04 – 02 Физика. Информатика; 1 – 02 05 04 – 03 Физика. Трудовое обучение; 1 – 02 05 04 – 04 Физика. Техническое творчество.

Основная цель курса – подготовка студентов к выполнению демонстрационного и лабораторного эксперимента по всем дисциплинам физического цикла. Основные задачи: ознакомление студентов с типами измерений, видами погрешностей, приемами вычислений, методами обработки результатов измерений; формирование у студентов измерительных умений в ходе выполнения лабораторных работ и совершенствование логических умений по проведению анализа и интерпретации полученных результатов.

Требования к освоению учебной дисциплины


Требования к уровню освоения дисциплины «Методы обработки результатов физических измерений» определены образовательным стандартом высшего образования по циклу физико-математических дисциплин, разработанным с учетом требований компетентного подхода, в котором определены общенаучные умения, система предметных знаний, комплекс методологических знаний и система экспериментальных умений.

Структура содержания учебной дисциплины


Структура содержания курса «Методы обработки результатов физических измерений» построена на основе конкретных разделов: Введение. Основы теории вероятностей и случайных ошибок. Измерения и погрешности измерений. Измерения и погрешности измерений. Приемы вычислений. Использование вычислительной техники. Типы измерений. Методы обработки результатов измерений. Оформление отчетов.

Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования и рассчитана на изучение курса с первого семестра обучения. Такое начало изучения курса обусловлено необходимостью совершенствования студентами измерительных умений и их адаптации к условиям работы в физических лабораториях.

Данная программа является основным документом, который определяет объем и содержание курса «Методы обработки результатов физических измерений» для студентов физических специальностей педагогических вузов. На ее основе в каждом учебном заведении соответствующие кафедры разрабатывают рабочие программы с учетом особенностей вуза и возможностей кафедр. Кафедры имеют право перераспределять часы по темам курса, изменять порядок изучения программного материала (в соответствии с нормативными документами Министерства образования РБ). Отдельные вопросы программы по решению кафедр могут быть вынесены для самостоятельного изучения студентами или рассматриваться только на лабораторных занятиях.

Методы (технологии) обучения


Рекомендуется следующее распределение часов аудиторных занятий по курсу «Методы обработки результатов измерений»: лекционные занятия – 4 часа, лабораторные занятия – 26 часов.

Лекционные занятия призваны обеспечить необходимую теоретическую подготовку студентов первого курса по данной учебной дисциплине.

Лабораторные занятия должны быть направлены на приобретение студентами навыков практического использования полученных теоретических знаний при выполнении конкретных физических измерений. Методика их организации и проведения должна содействовать развитию индивидуально-творческих способностей каждого студента и приобретению навыков самостоятельной работы. При этом занятия должны ориентироваться на широкое использование современных физических приборов, компьютерных технологий и технических средств обучения.

Программный материал должен преподаваться доступно, на основе современных методических разработок педагогической науки, с учетом уровня знаний студентов. Использование математического аппарата должно соответствовать программному материалу по математике средних общеобразовательных учреждений и соответствующего вуза.


Самостоятельная работа студентов


Содержание и формы контролируемой самостоятельной работы студентов разрабатывают специальные кафедры вузов в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов.

Управляемая самостоятельная работа студентов проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого студента и должна быть направлена на развитие их креативных способностей. В рабочих программах необходимо планировать проведение учебных экскурсий на производственные предприятия, где широко внедряют современные технологии, разработанные на основе последних достижений физической науки.



Лабораторные работы по данному курсу должны способствовать формированию у студентов умений и навыков самостоятельной работы с физическими приборами и оборудованием. В ходе их выполнения студент изучает не только сущность исследуемых физических явлений и законов, но и знакомится с методикой измерений, развивает логическое мышление при анализе полученных результатов, учиться оценивать их точность. Желательно, чтобы лабораторные работы проводились фронтально. Такой метод проведения лабораторных работ наиболее эффективен, активизирует студента в процессе практической учебной деятельности, способствует развитию творческого подхода при выполнении любого измерительного действия.

Диагностика компетенций студента


По данному курсу предусмотрено проведение индивидуальных самостоятельных работ по каждой изучаемой теме, которые направлены на реализацию в большей степени обучающего, чем контролирующего компонента, с использованием современных компьютерных технологий. Изучение курса «Методы обработки результатов измерений» завершается проведением компьютерного коллоквиума (теста).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Введение. Физика. Физические измерения. Результаты измерений. Характер измерений. Точность эксперимента. Роль курса «Методы обработки результатов физических измерений» в подготовке учителя физики.

Основы теории вероятностей и случайных ошибок. Вероятность случайного события. Вероятностные ошибки. Классификация случайных ошибок. Законы распределения ошибок. Неравенство Чебышева. Определение доверительного интервала и доверительной вероятности.

Измерения и погрешности измерений. Цели и задачи измерений. Причины погрешностей измерений. Систематические и случайные погрешности. Промахи. Виды оценок погрешностей. Запись результата измерений.

Приемы вычислений. Точные и приближенные числа. Формы записи приближенных чисел. Правила округления. Округление погрешности и результата измерений.

Использование вычислительной техники. Калькулятор. Электронные таблицы. Персональный компьютер.

Типы измерений. Прямые измерения. Косвенные измерения. Совместные измерения. Алгоритмы проведения измерений и обработки их результатов.

Методы обработки результатов измерений. Метод подсчета цифр. Метод границ. Метод границ погрешностей (дифференциальный). Статистический метод. Графический метод. Метод наименьших квадратов.

Оформление отчетов. Форма отчета (протокола) по лабораторной работе. Время и форма проведения отчета. Требования к отчету.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:


  1. Забароўскі Г.А., Кудзін Я.С., Якавенка У.А. Метады апрацоўкі вынікаў вымя­рэнняў. Мінск, 2001.

  2. Зайдель А.Н. Ошибки измерений физических величин. Л., 1985.

  3. Кассандрова О.Н., Лебедев В.В. Обработка результатов наблюдений. М., 1970.

  4. Кембровский Г.С. Приближенные вычисления и методы обработки резуль­татов измерений в физике. Минск, 1997.

  5. Курс агульнай фізікі: Лабараторны практыкум / пад рэд. Цэдрыка М.С. і Якавенкі У.А. Мазыр, 2000.

  6. Общая физика. Практикум. Бондарь В.А. [и др.], под общ. ред. Яковенко В.А. Минск, 2008.

Дополнительная:


  1. Анциферов Л.И., Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. М., 1984.

  2. Лабораторный практикум по общей физике: учеб. пособие / Кравцов Ю.А.
    [и др.], под общ. ред. Гершензона Е.М. М., 1985.

  3. Румшинский Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. М., 1971.

  4. Трофимова Т.И. Физика в таблицах и формулах: учеб. пособие. М., 2004.






Когда ребенок подрос, для родителей самое время научиться стоять на собственных ногах. Фрэнсис Хоуп
ещё >>