Учебная программа для высших учебных заведений по специальности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 95.16kb.
Программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 1 106.23kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 122.38kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 119.13kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 327.15kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 198.07kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 195.06kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности i-40... 12 1844.62kb.
Учебная программа для специальности: ( рабочий вариант) 1-31 03 03... 1 196.37kb.
Учебная программа для специальности: 1-24 01 02 «Правоведение» 5 998.95kb.
Учебная программа для специальности 1-31 02 01 География 1-31 02... 2 399.08kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 316.83kb.
А. В. Паламарчук основы работы прокуратуры по обеспечению свободы... 22 4782.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебная программа для высших учебных заведений по специальности - страница №1/2







Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

___________­­­­­_________________ А.И. Жук _____________________________________


Регистрационный № ТД-__________/ тип.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ

НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-23 01 08 Журналистика (по направлениям),



направлению специальности

1-23 01 08-02 Журналистика (аудиовизуальная)




СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра информации Республики Беларусь

____________И. Н. Лаптенок

_________________________


Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений

Республики Беларусь
по гуманитарному образованию

_______________ В. Л. Клюня

_______________________________



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и


среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

_______________ Ю. И. Миксюк

_________________________________

Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

_______________ М. И. Демчук

_________________________________












Эксперт-нормоконтролер

____________________________

_________________________________








Минск 2009



Составители:
Яконюк Донат Леонтьевич, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат философских наук, доцент.

Рецензенты:
Управление электронных средств массовой информации Министерства информации Республики Беларусь;
Кафедра журналистики Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»;

Головач Ирина Михайловна, доцент кафедры теории музыки Учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», кандидат искусствоведения, доцент.




РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета
(протокол № 10 от 30.04.2008);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета


(протокол № 4 от 22.05.2008);
Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
(протокол № 5 от 23.05.2008).

Ответственный за выпуск: Д.Л. Яконюк



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная дисциплина «Художественное вещание на радио и телевидении» завершает цикл дисциплин по формированию знаний будущего радио- и тележурналиста, поэтому во многом является, одновременно, и последним этапом в методическом повторении теоретических и практических основ аудиовизуальной (электронной) журналистики, усвоенных студентами в предыдущих семестрах.

Разработка специальной дисциплины «Художественное вещание на радио и телевидении» началась в 2002 году в связи с реорганизацией государственной системы радио- и телевещания, что, в свою очередь, повлекло за собой увеличение объема, в том числе, художественного вещания и потребности в специфических кадрах – художественных журналистах. Поэтому естественно возникла необходимость расширить круг специальных дисциплин для студентов по специальности 1-23 01 08 «Журналистика (по направлениям)», по направлению специальности


1-23 01 08-02 «Журналистика (аудиовизуальная)», тем более, что профессия художественного журналиста к началу ХХI века определилась на практике «де факто» достаточно четко и имеет богатейшую историю сначала в связи с развитием радиовещания, а затем и телевидения. Более того, художественная журналистика, как особая сфера профессиональной журналистской деятельности, уже сегодня интенсивно эволюционирует. Этому способствует перманентная дифференциация и специализация радио- и телеканалов, деятельность производящих телестудий, значительная часть продукции которых – художественные видеофильмы, телепрограммы, клипы, требующие специальной художественно-журналистской подготовки. А с быстрым развитием коммерческого радиовещания появились и вовсе новые подвиды художественной журналистики, конвергирующие со многими иными видами профессиональной коммуникативной деятельности (шоуменизация, просветительство и др.), требующие развития дополнительных коммуникативных навыков у художественного журналиста.

Сегодня уже определенно можно говорить о выраженной специфике художественной журналистики, предполагающей знания и навыки не только общего журналистского профиля (историю радио- и телевещания, историю радио- и тележурналистики, современные виды и формы вещания, современные жанры аудиовизуальной журналистики, литературное редактирование, радио- и телериторику, мастерство эфирного общения), но и специфику художественной образности в связи с осознанием и журналистским отражением художественных процессов в обществе. Журналистский текст художественного произведения и его композиция, его звучание в эфире радио и телевидения существенно отличаются от журналистского текста, созданного на радио и на телевидении по социальной, экономической, политической, идеологической проблематике. Изначально художественная журналистика предполагает и большую художественность практически всех компонентов любого журналистского произведения, созданного по поводу музыки, литературы, драматургии, изобразительных видов искусства. Ибо сама художественность искусства априори диктует адекватные алгоритмы, образность, лексику, темпоритм, выразительные средства.

Введение специальной дисциплины «Художественное вещание на радио и телевидении» необходимо, так как современное радио- и телевещание и в целом современный информационно-коммуникативный обмен в обществе едва ли не наполовину – художественные (а в коммерческом радиовещании – до 70–80%). Поэтому в спектре современных профессиональных знаний и навыков электронного журналиста важное место занимают и знания в области художественного вещания и художественной журналистики. Более того, даже современное новостное, общественное и политическое вещание сегодня уже немыслимы без использования музыки, графики, анимации, пластических приемов и других художественных элементов, которые в вещании обретают свои специфические аспекты.

В типовой учебной программе специальной дисциплины «Художественное вещание на радио и телевидении» излагается теоретическое и практическое обоснование электронной журналистики, особенности ее современного развития в связи с всеобщей электронизацией и интернетизацией обменных процессов в обществе.

Предполагается, что в профессиональном реестре знаний и навыков современного журналиста должны быть минимум азы понимания истории и современного состояния художественного вещания и художественной журналистики как неотъемлемой части электронно-информационного обмена. Дисциплина дает общую картину современных художественных процессов в обществе и мире. Усвоение основ специфики электронно-художественной коммуникации, стилистики художественных текстов и практическое их использование предполагает развитие у студентов творческих способностей.

Основная цель дисциплины – дать общее представление об эволюции художественного вещания и его исторических видах, о формировании художественной журналистики, о специфике ее жанров, форм и технологий, в том числе и на современном этапе. На лекциях излагаются, а затем усваиваются студентами на практических занятиях современные особенности художественного вещания и специфика профессиональной художественно-журналистской деятельности, анализируются практические аспекты художественного вещания, приемы, методы, технологии современной художественной журналистики.

Среди задач по усвоению дисциплины, три главенствующие:


  1. Расширить профессиональную журналистскую эрудицию студентов знанием основных вех в истории художественного вещания и художественно-журналистской деятельности, сформировать целостное представление о системе видов современного вещания, их дифференциации и интеграции, понять место художественного вещания и художественной журналистики в этой системе.

  2. Научить студентов на практике применять исторически сформировавшиеся жанры, формы и технологии современной художественной журналистики.

  3. Сформировать у студентов навыки современного художественно-журналистского творчества, в том числе и навыки по организации и подготовке записей, съемок интервью, концертов, спектаклей; по созданию художественно-журналистских текстов, выступлений, их композиций.

В процессе изучения дисциплины студент должен:

знать:

– историко-политический аспект возникновения и развития радиовещания и телевидения Беларуси;

– особенности формирования новых художественно-информационных отношений массовой аудитории, которые возникли и закрепились в обществе к радиовещанию и телевещанию;

– формирование художественного вещания как вида техногенного искусства;



уметь:

– ориентироваться в специфике художественного вещания, его отличия от других видов вещания;

– уметь охарактеризовать основные жанры художественной журналистики;

– создавать аудиовизуальные произведения для художественного вещания.



Общее количество часов, отводимых на изучение дисциплины в соответствии с типовым учебным планом: 94. Из них аудиторная нагрузка составляет 36 часов. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекции – 16 часов, практические занятия – 20 часов.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п


Название темы занятия

Общее количество аудиторных часов

лекции

Практи-ческие

занятия

1

Тема 1. Общая характеристика художественного вещания как техногенного (электронного) этапа в развитии художественной культуры и художественно-информационного обмена.

2



2

Тема 2. Основные периоды развития художественного радиовещания (с 1925 г. по настоящее время).

2



3

Практ. занятие 1. Основные периоды развития художественного радиовещания (с 1925 г. по настоящее время).



2

4

Тема 3. Формирование видов художественного радиовещания.

2



5

Практ. занятие 2. Формирование видов (подвидов) художественного радиовещания.



2

6

Тема 4. Жанры, формы и технологии художественной радиожурналистики.

2



7

Практ. занятие 3. Жанры и формы художественной радиожурналистики.



4

8

Тема 5. Основные периоды развития художественного телевидения и художественной тележурналистики (с 1956 г. по настоящее время).

2



9

Практ. занятие 4. Основные периоды развития художественного телевидения (с 1956 г. по настоящее время).



2

10

Тема 6. Эволюция видов художественного телевещания.

2



11

Практ. занятие 5. Эволюция видов (подвидов) художественного телевещания.



2

12

Тема 7. Жанры, формы и технологии художественной тележурналистики.

2



13

Практ. занятие 6. Жанры, формы и технологии художественной тележурналистики.



6

14

Тема 8. Современные тенденции развития художественного вещания и электронно-художественной журналистики.

2



15

Практ. занятие 7. Современные тенденции развития художественного вещания и электронно-художественной журналистики.



2

ВСЕГО:

16

20

36


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема 1. Общая характеристика художественного вещания как техногенного (электронного) этапа в развитии художественной культуры и художественно-информационного обмена
Краткая характеристика общественных институтов и структур художественной культуры (Министерство культуры, филармонии, театры, продюсерские центры, художественные школы, средние и высшие художественные заведения, система художественной индустрии). Государственная политика в области художественной культуры и художественного образования и воспитания. Электроника, Интернет и художественная культура: диалектика развития. Аспекты адаптации искусства в отечественных массмедиа в советский и современный периоды, в глобальной системе массовой коммуникации. Исторические этапы техногенного развития средств массовой коммуникации от фото до Интернета. Общая характеристика понятий «художественное вещание» и «художественная журналистика» как разных, но диалектически, практически взаимосвязанных.
Тема 2. Основные периоды развития художественного

радиовещания (с 1925 г. по настоящее время)
Первый период – 15 ноября 1925 г. – 1930 г. – начальный этап первичного формирования художественного блока в вещании Радиостанции имени Совнаркома БССР. Музыкальное и литературно-драматическое и публицистическое радиовещание как основа начального этапа формирования художественного радиовещания. Характеристика формы и средств художественного радиовещания – использование прямого эфира, грамзаписей, тонфильмов. Выступление по радио белорусских солистов-исполнителей, коллективов, государственная система обеспечения художественного радиовещания. Художественные программы на белорусском, польском, еврейском и латышском языках.

Второй период – 1930 г. – июнь 1941 г. – предвоенный период становления и закрепления принципов и системы художественного радиовещания в условиях Центрального радиовещания из Москвы. Формирование трех основных вещательных структур на Радиостанции имени Совнаркома БССР – отделов (секций) литературно-драматического, музыкального и детского вещания. Белорусское радио – центр белорусской народной культуры. Феномен радио как инструмент массового просветительства и художественного воспитания. Первые художественные радиофильмы. Государственная политика всеобщей радиофикации республики.

Третий период – 1941–1944 гг. – период войны и фашистской оккупации республики. Открытие и деятельность радиостанции «Советская Беларусь» из Москвы с 1 января 1942 г. по март 1944 г., ее художественные передачи. Феномен музыкально-литературно-публицистической композиции как «психологического оружия» против врага (Е. Радкевич). Творческие личности, коллективы периода деятельности радиостанции «Советская Беларусь». Период параллельного художественного вещания радиостанции «Советская Беларусь» и радиостанции имени Совнаркома БССР из радиовагона на станции Ново-Белица Гомельской области. Первый публицистический концерт из передвижной радиостанции 25 марта 1944 г.

Четвертый период – 1945–1955 гг. – послевоенный, восстановительный период художественного радиовещания. Продолжающийся процесс массовой радиофикации Беларуси и деятельность художественных отделов (редакций) в Комитете по радиофикации и радиовещанию при Совете министров БССР. Восстановление и создание новых музыкальных коллективов на радио. Особенности идеологического аспекта художественного радиовещания в послевоенные годы, государственный контроль за тематическим и жанровым разнообразием художественного радиовещания. Создание и формирование блока детского художественного вещания и детской художественной радиожурналистики. Художественного радиовещания как уникальный государственный институт массового детского художественного воспитания и просвещения. Этап массового использования магнитофонной формы фиксации художественных радиопроизведений. Развитие жанра музыкально-литературной радиокомпозиции. Белорусский фольклор на радио.

Пятый период – 1956–1970 гг. – период эфирного «двоевластия» – параллельного развития художественного радиовещания и Белорусского телевидения, его художественного блока. Строительство и открытие «Дома радио» (1957 г.) как новый этап технического обеспечения и закрепления системы видов художественного радиовещания. Драмблок, большая и малая студии магнитозаписи как техногенные средства развития радиоискусства. Взаимодействие художественных союзов и творческого персонала редакций художественного радиовещания. Деятельность музыкальных коллективов и солистов Белорусского радио (концертно-эстрадного оркестра, хора, камерного ансамбля, солистов и концертмейстеров). Действие союзной системы обмена художественными записями (ротация белорусской художественной культуры в системе Всесоюзного радио).

Шестой период1970–1991 гг. – период высшего развития художественного радиовещания в конце ХХ в. Переход на самостоятельную Первую программу радиовещания и развитие самостоятельной системы художественного радиовещания. Открытие второй информационно-музыкальной радиостанции «Крыніца» как эфирного «клона» радиостанции «Маяк». Место музыкальной, литературно-драматической и детской редакции в художественной культуре республики. Преобразования музыкальных коллективов и солистов, их параллельное выступление в радио- и телеэфире. Художественные редакции как рупоры Союза писателей и Союза композиторов БССР.

Седьмой период 1991–2002 гг. – новая реорганизация системы художественного радиовещания. Период «междувременья» в вещании, угасание системы советских «распределительных» принципов художественного радиовещания (присутствие различных видов искусства, его стилей, творческих направлений в эфире в зависимости от «социального заказа» – художественных интересов различных социальных групп, слоев, элит). Начало коммерческого радиовещания, характеристика его развлекательного направления. Паразитарная природа художественного вещания коммерческих ФМ-радиостанций, развлекательность как принцип их вещания. Введение в профессиональный реестр понятия «рейтинг». Преемственность некоторых исторических традиций художественного радиовещания: концерты (программы) по заявкам, художественные викторины, музыкальная поздравительная почта.

Восьмой период с 2002 г. по настоящее время – современный этап реорганизации и дифференциации художественного радиовещания. Формирование современной системы художественного радиовещания: Первый национальный канал Белорусского радио и канал «Культура», а также музыкально-развлекательные концепции ФМ-радиостанций (в том числе, государственных). Преемственность государственного патроната над образовательной, культурно-аналитической, просветительской функциями радиоканала «Культура».
Тема 3. Формирование видов художественного радиовещания
Из истории формирования видов художественного радиовещания. От трансляции аудиальных видов искусства – предшественников художественного радиовещания к радиодраматургии и художественной радиопублицистике.

Виды художественного радиовещания. Дифференциация видов художественного радиовещания в соответствии с разделением искусства на виды:

– литературно-драматическое вещание и журналистика;

– музыкальное радиовещание и музыкальная журналистика;

– художественное вещание как эфирное отражение процессов в области изобразительных видов искусства – живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна и других видов незвукового искусства.

Виды радиовещания в зависимости от дифференциации целевой потенциальной аудитории по возрасту: для детей и школьников, для юношества, для взрослых.

Дифференциация художественного радиовещания в зависимости от форм собственности радиоканала на современном этапе: государственное художественное радиовещание с учетом относительно сбалансированных социальных функций радиовещания; негосударственное коммерческое радиовещание с акцентом на развлекательность, занимательность и рекламу и на массовую (музыкальную) поп-культуру.

Дифференциация художественного радиовещания в соответствии с формой конкретного социально-профессионального поведения и художественных интересов. Характеристика канала «Культура». Интернет-радиостанции (TUT. BY-радио).


Тема 4. Жанры, формы и технологии

художественной радиожурналистики
Из истории возникновения собственных жанров художественной радиожурналистики: от адаптации традиционных жанров журналистики и конферанса, от различных форм организации процессов функционирования в обществе произведений искусства до закрепления специфических для радио синтетических жанров, форм и технологий ХРВ как формы художественного общения и поведения людей.

Жанры художественной радиожурналистики:

– группа репродукционных («технических») жанров (трансляция, репортаж-трансляция, ретрансляция (пластинки, магнитозаписи, CD-диски);

– группа жанров и форм новостной фактологии («информационные» жанры) (художественная радиозаметка, радиокорреспонденция; информационный радиорепортаж (констатация художественного события); фактологическое (информационное) радиоинтервью; радиообозрение художественного события, факта, процесса, радиожурнал как разновидность расширенного радиообозрения; новостной выпуск как информационный срез событий и фактов актуальной художественной жизни);

– группа жанров художественной аналитики (художественный радиокомментарий; художественное аналитическое радиообозрение; радиорецензия);

– группа жанров и форм художественной радиопублицистики (художественная радиозарисовка; художественное радиоэссе; художественная документальная радиодрама; художественный радиоочерк; типы художественных радиорепортажей (с концерта, с фестиваля, с театральной постановки); типы художественных радиоинтервью (интервью-портрет, интервью-беседа, интервью-дискуссия); типы художественных радиоток-шоу; радиофильм; поздравительная «радиооткрытка» (радиоконферанс по поводу дня рождения, даты; звонков и эфирных поздравлений)).

Жанры радиоискусства (радиопьеса; радиопостановка; радиокомпозиция; радиоинсценировка; радиоопера).

Современные формы и технологии художественной радиожурналистики (вещательные художественные блоки в зависимости от времени суток, времен года, праздничных и выходных дней; радиомост; радиомарафон; авторская цикловая программа; лингвистические, стилистические приемы и методы создания текста для различных слушательских категорий (психотипов) аудитории («эго-потребители», «рационалисты», «форум-потребители» информации; «кинестетики», «аудиальщики», «визуальщики»); художественный радиоканал, радиостанция, художественный холдинг (радио, Интернет-радио, печатный орган, продюсерский центр, художественный телеканал).

Перспективные тенденции в развитии художественной радиожурналистики. Дифференциальные и конвергентные процессы в радиовещании. Место художественной радиожурналистики в будущем процессе художественно-информационного обмена.
Тема 5. Основные периоды развития художественного телевидения и художественной тележурналистики (с 1956 г. по настоящее время)
Первый период – 1 января 1956 – 1961 гг. – начальный, период становления художественного телевидения. Прямой эфир (трансляционный способ вещания из студии) и ретрансляция фильмов как основные технологии художественного телевещания. Первые документальные и художественные фильмы в эфире Минской студии телевидения (киножурнал «Навіны дня», художественный кинофильм «Пакаленне пераможцаў»). Первые художественные программы, телеспектакли («Село Степанчиково» Ф. Достоевского, режиссер Вс. Кухта), телеинсценировки (трагедии А. Пушкина «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», телеспектакль «Соцкі падвёў» по одноименному рассказу Я. Коласа). Первые документальные телефильмы (кинофильмы) режиссеров, В. Карпилова, В. Вишкарева, В. Кухты, Д. Фрида. Первые музыкальные программы. Тележурналы «Мастацтва», «Піянерскі касцёр», «Фізкультура і спорт», «Для вас, жанчыны». Начальный этап формирования художественного телевещания как вида телевещания параллельно с формированием новостного, общественно-политического, детского телевещания.

Второй период – 1961–1974 гг. – период художественного освоения технических возможностей телевидения, в том числе Интервидения и Евровидения через систему радиорелейных линий Минск-Москва (1961 г., синтез трансляции, кино и передающих радиорелейных линий).

Создание музыкальных «киноклипов», всесоюзный экран белорусского варианта эстрадного телевечера «Блакітны агеньчык» (посредством радиорелейных линий).

Начало производства белорусских художественных телефильмов (кинофильмов) – «Зимний дуб» (1963 г., по рассказу Ю. Нагибина, режиссер М. Кожин, композитор Л. Смелковский), «Снежный конь» (1963 г., автор и режиссер Ю. Дубровин). Начало творческой деятельности на Белорусском телевидении режиссера В. Орлова – «С песней в путь» (1963 г., телефильм-концерт об ансамбле песни и танца железнодорожников Гомеля), «Мелодии белорусского кино» (1964 г., телефильм-концерт с участием Оркестра под управлением Б. Райского, исполняет фантазию Ю. Цирюка), «Песня и вела и грела» (1964 г., телеочерк о жизни поэта-фронтовика Алеся Жабрука, автор сценария Б. Бурьян), «Поет Зиновий Бабий» (1964 г., телефильм-концерт).

1966 г. – начало деятельности творческого объединения «Телефильм». Формирование национального документального и художественного телефильма как вида техногенного искусства.

1967 г. – открытие творческого объединения телефильмов на киностудии «Беларусьфильм».

1972 г. – сдана в эксплуатацию новая передающая станция в Колодищах. Начало строительства телекомплекса по улице Макаенка, 9. Деятельность редакций музыкальных и литературно-драматических телепрограмм («Алло, мы ищем таланты!», «Музычны чайнворд», «Шануйце песні свае»). Формирование белорусской художественной тележурналистики (творчество В. Скворцовой, Б. Бертинга, А. Зарубанова, Г. Ананьевой, Г. Тавлай).



Третий период – 1974–1980 гг. – период начала цветного изображения на «БТ» и формирование новых условий для дальнейшего творческого (художественного) освоения технических возможностей телевидения. Появление видеомагнитофонов «КМЗИ» (комплекс магнитозаписи и изображения), «Электрон».

1977 г. – введение в эксплуатацию телекомплекса по улице Макаенка, 9. Новые художественно-постановочные возможности трех студий 100, 300 и 600 кв. м. Новый этап в развитии белорусской теледраматургии, художественно-телевизионного эксперимента. Освоение телемонтажа как специфического художественного приема и способа телетворчества. Эпоха видеомагнитозаписи и видеомонтажа. Художественное телевидение как конкурент кино, театра, концертного зала: от завоевания «БТ» «жизненного пространства» до творческого художественно-информационного сосуществования с традиционными институтами искусства.



Четвертый период – 1980–1991 гг. – этап творческого и художественного освоения очередных новых технико-электронных возможностей в связи с введением в эксплуатацию видеомагнитофонов «Кадр-3-ПМ», узкопленочных мобильных телевизионных журналистских комплектов (ТЖК), узкопленочных монтажных студий. Закрепление специфической телевизионной стилистики в формировании и подаче художественной информации (крупные планы, эстетические возможности первых электронных спецэффектов – «наплывы», двойная экспозиция, микшерные стыки и др.).

Художественная публицистика как отражение «эпохи перестройки, гласности и плюрализма мнений». Феномен цикловых программ «Лира» (Литературно-драматическая редакция), «Сустрэнемся пасля адзінаццасці», «Пра музыку ад «А» да «Я» (музыкальная редакция), «Янтарный ключ» и «Молодежный телевизионный центр» (молодежная редакция).



Пятый период 1991–2002 гг. – период творческого, художественного освоения эпохи суверенной государственности белорусской культуры и искусства, новых электронных возможностей художественного синтеза, эпохи тотальной развлекательности конца ХХ века. Возможности пятого поколения электронной телетехники – SUPER-VHS, BETACAM, BETACAM-SP.

«Народное телевидение» в экспериментальных программах студии «Тэлесябрына»: новые формы художественно-публицистической коммуникации в праздничные дни Рождества, Пасхи, Дедов, Дня освобождения Беларуси (3 июля) по принципу «вместе в этот день и час». Использование системы телевидения как всенародного форума с возможностью каждому включиться в эфирно-экранное художественное действо. Создание экспериментальных художественно-терапевтических программ («видмузтеров» – от «видеомузыкотерапии») «Імправізацыя апоўначы», «Імгненне шчырасці». Преобразование музыкальной редакции в музыкально-развлекательную. Художественно-публицистические цикловые программы конца 90-х гг. «Спявай, душа!» (самодеятельность и фольклор), «Наша спадчына» (историческая публицистика по поводу экранной презентации белорусской архитектуры, изобразительного искусства), «Планета АРТ» (расширенная новостная информация о художественных событиях), «Сустрэчы ў Траецкім» (интервью А. Домарацкого с деятелями искусства). Сворачивание творчества в области телеискусства (теледраматургии, художественной публицистики, телефильмов-концертов), ликвидация отраслевых художественных редакции в последние годы ХХ ст. Переориентация художественного вещания и художественной журналистики с просвещения и публицистики на развлекательность.



Шестой период – с 2002 г. по настоящее время – современный период закрепления художественно-развлекательного принципа вещания и экранного общения. 2002 г. – реорганизация структуры Белтелерадиокомпании и создание «семейного» телеканала «ЛАД», Дирекции музыкально-развлекательных программ, а также Дирекции телепроизводства. Деятельность временных творческих коллективов под эгидой Дирекции телепроизводства «БТ». Достижения отечественной художественной теледокументалистики в свете решений жюри Республиканского конкурса «Телевершина». Фильмы
С. Рыбакова («Сонцам асвячуся» об Иване Кирчуке и ансамбле «Троица», о народных исполнителях), «Эпоха» О. Лукашевича (о М. Шагале, о
А. Мицкевиче). Документально-художественные телеочерки С. Катьера «Лицо под гримом» (творческий портрет народного артиста СССР
Б. Платонова), «Когда замолкла сегидилья» (творческий портрет народной артистки СССР Л. Александровской), его многолетняя цикловая программа «Телевизионный дом кино», сейчас «Время кино» (тележурнал о творческих процессах в киноискусстве). Творчество режиссера Н. Горкуновой (телеварианты праздничных гала-концертов «Площадь Победы» (2004, 2005, 2006 гг.). Многолетний цикл портретов-эпитафий о выдающихся белорусских артистах, композиторах, деятелях культуры «Свет далекой звезды» (автор А. Домарацкий, режиссер В. Горовой, канал «ЛАД»). Документально-художественные телефильмы В. Горового «Праведники народов мира» (сериал), «Необъявленная экскурсия» (о начале войны в Брестской крепости).

Тенденция интеграции художественно-журналистского и режиссерского творчества. Художественное вещание ОНТ, СТВ, «Первого музыкального канала» как пример дифференциации ХТВ и возникновение рынка художественной телепродукции.


Тема 6. Эволюция видов художественного телевещания
Из истории становления видов художественного телевещания. Эволюция художественного телевещания от трансляции произведений традиционного искусства до теледраматургии и художественной телепублицистики. Специфика экранного синтеза вербальной и художественной информации, технических и художественных возможностей телемонтажа, спецэффектов. Формирование структур художественного вещания и художественной журналистики (редакций и их сотрудников).

Исторически традиционные виды художественного телевещания ХХ ст.:

1) по жанрово-видовому признаку традиционных видов искусства:


    • литературно-драматическое телевещание (теледраматургия, художественно-информационное, художественно-аналитическое и художественно-публицистическое вещание по отражению и экранному воплощению процессов в области драматургии, литературы и поэзии; трансляция и телеверсии спектаклей);

    • музыкальное (музыкально-развлекательное) телевещание (трансляция и ретрансляция концертов, их телеверсии, музыкальные новости и музыкально-художественная публицистика, телеверсии фольклора);

    • новостное, аналитическое и публицистическое телевещание (отражение процессов в киноискусстве, в изобразительных видах искусства – живописи, скульптуре, графике, архитектуре, дизайне);

    • теледемонстрация (ретрансляция) игровых и документальных кинофильмов, анимационных фильмов;

    • праздничное художественно-публицистическое телевещание (в дни Рождества, Пасхи, Дня Победы, Дня независимости, Дедов);

2) по возрастному признаку (для детей, для молодежи, для взрослых).

Современные виды художественного телевещания ХХI ст. (художественно-развлекательное телевещание (телешоу, телеакции «День Победы», «Мы – беларусы!»); художественное телевещание в рамках специального телеканала (ЛАД», «Культура»); праздничное художественно-развлекательное телевещание (новогодние блоки, эстрадно-телевизионные шоу); игровые фильмы-телесериалы; художественно-документальное телевещание (фильмы-портреты, телеочерки, телерепортажи из зарубежных стран)).

Четыре основные группы современного художественного телевещания (художественно-журналистское телевещание (публицистика в области видов искусства); шоу-вещание (художественно-развлекательное); художественно-докуменальное телевещание; праздничная худоджественно-развлекательная телепублицистика).
Тема 7. Жанры, формы и технологии художественной

тележурналистики
Формирование и эволюция жанров, форм и технологий художественного телевещания и художественной тележурналистики как преемственность эволюции художественного радиовещания и художественной радиожурналистики. Организационная синкретичность художественного телерадиовещания и художественной телерадиожурналистики в рамках одного и единственного в ХХ в. ведомства – Комитета по телевидению и радиовещанию, а затем Белтелерадиокомпании. Закономерность творческого синтеза на телевидении традиционных видов и форм художественной коммуникации (на концерте, спектакле, эстрадном представлении – конферанс, прослушивание записей) и как результат – создание собственных уникальных тележанров, телеформ и телетехнологий художественного телеобщения и телетворчества.

Формирование в ХХ в. двух основных направлений в художественном телевещании: формирование техногенного вида искусства: теледраматургии и телекино, и тележурналистики. В ХХI в. к этому «дуэту» добавилась «шоуменизация» – развлекательность художественного телевещания и телевещания в целом.

Жанры художественной тележурналистики:


    • группа репродукционных жанров (технических «форможанров») (концерт-трансляция (шоу-трансляция), репортаж-трансляция, ретрансляция (видео-, CD-записи));

    • группа жанров художественной фактологии (информационно-новостные жанры) (телезаметка, телесообщение, телекорреспонденция, фактологическое (информационное) телеинтервью, новостной телерепортаж-констатация художественного факта);

    • группа телевизионных художественно-аналитических жанров (телекомментарий, обозрение, интервью, репортаж);

    • группа жанров художественной телепублицистики (художественно-очерковые жанры (телезарисовка, телеэссе, телеочерк); художественно-публицистические типы телерепортажей (с концерта, с фестиваля, со спектакля, с художественной акции); художественно-публицистические типы интервью (интервью-портрет (художника, артиста, композитора), интервью-очерк, интервью-диалог (беседа)); художественное ток-шоу (по поводу музыки, изобразительных видов искусства – «Оркестровая яма»); художественно-документальный (документально-художественный) телефильм (фильмы
      В. Орлова, В. Шевелевича, В. Шишова, В. Горового, С. Катьера и др.).

Формы и технологии художественной тележурналистики: художественно-документальный телесериал (о видах искусства – «Эпоха» О. Лукашевича); телефильм-концерт (фильмы В. Михарского, В. Орлова); художественный телемост (программы студии «Тэлесябрына»); художественно-публицистический телемарафон (Рождественские, Пасхальные, на «Дзяды» художественно-публицистические телемарафоны студии «Тэлесябрына»); авторская цикловая художественная телепрограмма (телеочерки-эпитафии «Свет далекой звезды»); художественно-развлекательная телепрограмма («Серебряный граммофон»).

Группа жанров телеискусства: жанры теледраматургии (телеспектакль, телеопера, телебалет, телесериал (игровое телекино)); телекомпозиция (экранный синтез нескольких видов искусства); видеоклип; видеозарисовка (видеоновелла); электронно-экранное эссе (авторская импровизация, композиция-синтез цветов, электронной графики, звука, спецэффектов, их варьирование во времени и в электронном пространстве); видео-электронное «караоке» (композиторское творчество на основе программного обеспечения оркестровки заданных мелодий).


Тема 8. Современные тенденции развития художественного вещания и электронно-художественной журналистики
Современное вещание переживает очередной технико-электронный исторический «шаг» в обеспечении массовой инфо-коммуникации – переход на цифровое вещание (окончательное обеспечение цифровыми телеприемниками всего населения Беларуси ожидается примерно в 2010–2015 гг.). Одновременно художественное телевещание и художественная тележурналистика находятся в состоянии интенсивного освоения новых технико-электронных возможностей массовой коммуникации (электронно-художественная телекоммуникация осуществляется не через систему эфирного телевещания).

Группа основных тенденций развития технико-электронных средств массовой телекоммуникации (развитие мобильного телевидения, а также квадро- и кругового видео; увеличение количества иллюзорных компонентов в экранно-электронном средообразовании); перевод аудиовизуальной электроники из ранга второстепенных (дополнительных) искусственных компонентов обитания в ранг средообразующих; перевод вещания из категории «эфирного» в категорию «Интернет-электронного» («безэфирного»).

Группа основных тенденций развития художественной телевизионной журналистики (эволюция художественной тележурналистики в сторону шоуменизации; общая тенденция развлекательности телепродукции; интеграция тележурналистики, телережиссуры, телеоператорства – «три в одном»; нарастание «непрофессиональной» блог-журналистики, в том числе лингво-художественного форум-обмена; тележурналистика, как и все виды электронной журналистики, находится в состоянии конвергенции различных видов журналистской деятельности (электроника и Интернет сегодня обеспечивают синтез, интеграцию электронно-журналистского творчества; радиожурналист становится теле- и прессжурналистом под эгидой Интернета и, наоборот)).
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие № 1.

Тема 1. Основные этапы развития художественного

радиовещания (с 1925 г. по настоящее время)
Цель: Закрепление знаний об основных периодах формирования и эволюции художественного радиовещания, о технических, социальных и культурных предпосылках периодизации художественного радиовещания.

Задание: Усвоение студентами темы по публикациям, подготовка студентами рефератов по изученной литературе и источникам, самостоятельная подготовка аудиальной презентации рефератов на семинарах (домашнее задание подготовки «эфирного» выступления по теме).
Вопросы для обсуждения:


  1. Исторические и общекультурные условия, в которых началось радиовещание в БССР (идеологическая пропаганда советского государства, неграмотность более половины населения БССР, период национальной советской демократизации в Беларуси – языковые и культурные права национальных меньшинств, в частности, польского, еврейского, литовского и латышского населения БССР).

  2. Технические возможности и формы прослушивания радиопрограмм до 1925 г. в Беларуси.

  3. Начало регулярного радиовещания в Беларуси.

  4. Название белорусской радиостанции.

  5. Формы и организационные структуры белорусской радиостанции, обеспечивающие художественное радиовещание в 20-е – 30-е гг.

  6. Языки радиовещания в 20-е – в начале 30-х гг.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подробное изучение литературы и источников по теме.

  2. Подготовка реферативных комментариев по теме в стиле эфирного (экранного) выступления.

  3. Использование и усвоение методов и алгоритмов риторики и публичного выступления при подготовке реферативного комментария по теме.


Литература:

1. Бернштейн С.И. Язык радио. – М.: Наука, 1977. – 47 с.

2. Гаворыць і паказвае Беларусь. – Мн.: «Беларусь», 1975. – 240 с.

3. Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание: Страницы истории. – М.: «Искусство», 1976. – 382 с.



  1. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Из-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с.

  2. Радкевіч Я.Р. Беларускае радыё: гісторыя, перспектывы развіцця. – Мн.: Выд-ва БДУ, 1983. – 197 с.


Практическое занятие № 2.

Тема 2. Формирование видов (подвидов) художественного радиовещания
Цель: Формирование устойчивых представлений у студентов об условиях, информационно-культурных и исторических обстоятельствах, которые обуславливали формирование и закрепление видов художественного радиовещания.

Задание: Организация занятия в стилистике ток-шоу как практикума по закреплению осознанного представления о видах (подвидах) художественного радиовещания (основные доклады-комментарии по теме «экспертов», «содокладчики», подготовка вопросов «аудитории», резюме по теме практического занятия).
Вопросы для обсуждения:

    1. Предыстория формирования художественного радиовещания
      как вида вещания.

    2. Традиционные виды искусства, легшие в основу подвидов художественного радиовещания.

    3. Социально-исторические условия сопутствовавшие формированию подвидов художественного радиовещания.

    4. Категория слушателей радиостанции имени Совнаркома БССР в радиоэфире в довоенный и послевоенный периоды художественного радиовещания, которой уделялось особое внимание государством.

    5. Дать определение «видов художественного радиовещания», «подвидов радиовещания».


Задания для самостоятельной работы:

  1. Каждому студенту подготовить дайджест по теме семинара, изучить соответствующие разделы в публикациях, в том числе в электронных источниках.

  2. Двум (трем) «экспертам» из числа студентов подготовить основные «доклады»-комментарии по теме.

  3. Каждому студенту прослушать эфир нескольких радиостанций и выделить основные виды вещания, составить карту «вещательного колеса» дня той или иной радиостанции. Выступить с сообщением на занятии в тренинговом «ток-шоу».

Литература:

  1. Гаворыць і паказвае Беларусь. – Мн.: «Беларусь», 1975. – 240 с.

  2. Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание: Страницы истории. – М.: «Искусство», 1976. – 382 с.

  3. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Из-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с.

  4. Радкевіч Я.Р. Беларускае радыё: гісторыя, перспектывы развіцця. – Мн.: Выд-ва БДУ, 1983. – 197 с.

  5. Яконюк Д.Л. Художественное радиовещание и художественная радиожурналистика. Мн.: БГУ, 2007. – 118 с. Электронная версия.

  6. Яканюк Д.Л. Сучасныя публіцыстычныя жанры і формы электроннай журналістыкі: Вучэбна-метадычны комплекс. – Мн.: БДУ, 2003. – 57 с.


Практическое занятие № 3.

Тема 3. Жанры и формы художественной радиожурналистики
Цель: Максимально глубокое усвоение студентами понятий и представлений о жанрах и формах художественной радиожурналистики, о закономерностях их эволюции, о современном этапе их трансформаций. Практическое сопоставление специфики жанров и форм художественной радиожурналистики с другими специализациями радиожурналистики (новостной, социально-публицистической, рекреационно-развлекательной), с радиодраматургией.

Задание: Организация практического занятия в стиле «научно-практической конференции». Распределение тем выступлений среди главных «докладчиков», содокладчиков, оппонентов.
Вопросы для обсуждения:

  1. Время и условия возникновения жанра и формы в журналистике.

  2. Характеристика понятий «жанр» и «форма» в художественном радиовещании, их отличие межу собой и между жанрами и формами в иных видах художественного обмена (формулировка, примеры из современной практики радиовещания).

  3. Наиболее распространенные жанры и формы на канале «Культура» Белорусского радио.

  4. Преобладающие жанры и формы в эфире коммерческих радиостанций Беларуси.

  5. Применение и трансформация жанров и форм в Интернет-радио.

  6. Возможность существования «безжанровой» и «бесформенной» художественной радиожурналистики.

  7. Перспективы эволюции жанров и форм в художественной радиожурналистике (комментарии и характеристики основных тенденций в развитии жанров и форм художественного радиовещания и художественной радиожурналистики как диалектического единства форм аудиальной коммуникации, художественно-информационного обмена).


Задания для самостоятельной работы:

  1. Каждому студенту подготовить дайджест по теме занятия, изучить соответствующие разделы в публикациях, в том числе в электронных источниках.

  2. «Основным докладчикам» на «пленарном заседании» подготовить «доклады» по теме занятия(2-3 студентам).

  3. Трем (четырем) «содокладчикам» подготовить «научно-практическое» обозрение современного художественного радиоэфира (на примере коммерческих радиостанций выделить жанры и формы художественной радиожурналистики).


Литература:

  1. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Из-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с.

  2. Радкевіч Я.Р. Беларускае радыё: гісторыя, перспектывы развіцця. – Мн.: Выд-ва БДУ, 1983. – 197 с.

  3. Яконюк Д.Л. Публицистические жанры и формы радиожурналистики. Мн.: БГУ, 2007. – 57 с. Электронная версия.

  4. Яконюк Д.Л. Художественное радиовещание и художественная радиожурналистика. Мн.: БГУ, 2007. – 118 с. Электронная версия.

  5. Яканюк Д.Л. Сучасныя публіцыстычныя жанры і формы электроннай журналістыкі: Вучэбна-метадычны комплекс. – Мн.: БДУ, 2003. – 57 с.


Практическое занятие № 4.

Тема 4. Основные периоды развития художественного

телевидения (с 1956 г. по настоящее время)
Цель: Дать представление об исторических и социальных условиях формирования и развития художественного телевидения как неотъемлемой части вещания и техногенной культуры.

Задание: Сформировать и закрепить знания студентов об основных этапах формирования и эволюции художественного телевидения, его организационной и эфирной структуре.
Вопросы для обсуждения:

  1. Дальнейшее развитие видов искусства в системе телевидения в форме художественного телевещания.

  2. Социальные, технические и идеологические условия способствующие формированию и развитию художественного телевидения в Беларуси в 50-е 80-е гг.

  3. Научно-техническое совершенствование системы телевидения обусловившее периодизацию художественного телевещания.

  4. Основные социальные функции обеспечивающие художественное телевидение во второй половине ХХ в.

  5. Характеристика современного этапа развития художественного телевидения.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Изучение литературы и источников по теме, подготовка дайджеста к занятию.

  2. Подготовка «аудиовизуального» комментария по теме для участия на практическом занятии в «ток-шоу».

  3. Просмотр и жанровый анализ программ художественного блока вещания отечественных телеканалов.



Литература:

  1. 25 лет в эфире: Краткий очерк. – Мн.: Белтелерадио, 1980. – 121 с.

  2. Гаворыць і паказвае Беларусь. – Мн.: «Беларусь», 1975. – 240 с.

  3. Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М.: ИПКРТиР, 1994. – 68 с.

  4. Телевизионная журналистика: Учебник. 2-е изд. // Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Из-во МГУ. 2004. – 288 с.

  5. Яканюк Д.Л. Музыка ў сістэме электронных СМК: парасацыялагічнае эсэ // Тэле- і радыёжурналістыка напрыканцы стагоддзя: Зб. публікацый 1990–2000 гг., ч. 2,. – Мн.: БДУ, 2000. – С. 60–66.


Практическое занятие № 5.

Тема 5. Эволюция видов (подвидов) художественного телевещания
Цель: Закрепить целостное представление об условиях и процессе формирования видов художественного телевещания как процесса техногенной адаптации традиционных видов искусства в системе телевещания. Углубить знание о закономерных тенденциях двуединого процесса художественного телевещания: как техногенного вида искусства и как вида вещания и художественной тележурналистики.

Задание: Организовать и подготовить практическое обсуждение темы как тренинга по закреплению знаний о видах художественного телевещания как подвидах телевещания.
Вопросы для обсуждения:

  1. «Социальный заказ» обусловивший формирование и развитие видов художественного телевещания во второй половине ХХ в.

  2. Основные виды телевещания сформировавшиеся на Белорусском телевидении во второй половине ХХ в.

  3. Основные функции обеспечивающие художественное телевещание в начале развития Белорусского телевидения.

  4. Тенденции характеризующие современный этап в развитии художественного телевещания и его видов.

  5. Идеологическая составляющая современного художественного телевещания.


Задания для самостоятельной работы:

    1. Изучение конспектов лекций, публикаций и источников по теме занятия.

    2. Подготовка реферативного комментария (дайджест публикаций) об исторических и идеологических условиях формирования видов (подвидов) художественного телевещания.

    3. Просмотр актуальных художественных телепрограмм на отечественных телеканалах и характеристика их как видов художественного телевещания (аналитическое разделение художественного и развлекательного в современных художественных программах).


Литература:

  1. Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М.: ИПКРТиР, 1994. – 68 с.

  2. Нечай О.Ф. Телевидение как художественная система / Ред. Р.Н. Ильин. – Мн.: Наука и техника, 1981. – 256 с.

  3. Телевизионная журналистика: Учебник. 2-е изд. // Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Из-во МГУ. 2004. – 288 с.

  4. Яканюк Д.Л. Музыка ў сістэме электронных СМК: парасацыялагічнае эсэ // Тэле- і радыёжурналістыка напрыканцы стагоддзя: Зб. публікацый 1990–2000 гг., ч. 2,– Мн.: БДУ, 2000. – С. 60–66.

  5. Яканюк Д.Л. Система «электронные массмедиа – электронная журналистика» как информационно-электронная среда // Федерация, № 3, М.: Фонд правовых исследований, 2007. – С.13–18.


Практическое занятие № 6.

Тема 6. Жанры, формы и технологии художественной тележурналистики

Цели:

  1. Закрепление представления о жанрах, формах и технологиях художественной тележурналистики.

  2. Формирование четкого понимания понятий жанров, форм и технологий как категорий художественной тележурналистики.

  3. Формирование понятия диалектической взаимосвязи и взаимозависимости жанров, форм и технологий художественной тележурналистики с одной стороны, и видов художественного телевещания, с другой; представление их как единого творческого процесса в обеспечении информационно-коммуникативного обмена в обществе в области искусства.

Задание: Организация подготовки и обсуждения в интерактивной форме темы занятия (в стиле «художественного ток-шоу»).
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «жанр» художественной тележурналистики.

  2. Формы художественной тележурналистики.

  3. Технологии художественной тележурналистики, их проявление в современных условиях «рейтингофикации» вещания.

  4. Жанры, формы и технологии обеспечивающие художественное вещание на белорусских телеканалах.

  5. Жанры теледраматургии и их отличия от жанров художественной тележурналистики.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Изучение публикаций и источников по теме.

  2. Подготовка рефератов-комментариев, характеризующих жанры, формы и технологии художественной тележурналистики.

  3. Подготовка аналитического и публицистического выступления по поводу современной характеристики жанров, форм и технологий художественной тележурналистики на отечественном телеэкране.

  4. Домашняя заготовка сценарного плана художественной телепередачи в каждом жанре и форме современной художественной тележурналистики.

  5. Аудиовизуальная презентация собственного проекта (сценплана) художественной телепрограммы (телепередачи).


Литература:

  1. Дапаможнік для журналістаў Цэнтральнай і Усходняй Еўропы. – Мн.: БФС, 1995. – 157 с.

  2. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Г.-Г.Декер-Фойгт. – СПб.: Питер, 2003. – 208 с.

  3. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 295 с.

  4. Осинский В.Г. Телевизионная публицистика. Опыт жанровых характеристик: Учебное пособие. – С.П-г: Университет, 1992. – 41 с.

  5. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия: Проблемы телевизионного мастерства и особенности творчества. – СПб.: Изд-во С.-Пб-го ун-та, 1999. – 120 с.

  6. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. – М.: МГУ, 1984. – 197 с.

  7. Яканюк Д.Л. Музыка ў сістэме электронных СМК: парасацыялагічнае эсэ // Тэле- і радыёжурналістыка напрыканцы стагоддзя: Зб. публікацый 1990–2000 гг., ч. 2. – Мн.: БДУ, 2000. – С. 60–66.


Практическое занятие № 7.

Тема 7. Современные тенденции развития художественного вещания

и электронно-художественной журналистики
Цели:

  1. Обобщить весь пройденный материал в стилистике «бумеранга» (преподаватель «послал» информацию, студент ее «вернул» в виде знаний).

  2. Охарактеризовать и усвоить студентами основные тенденции в художественном обмене посредством телеэкрана.

  3. На основе всего пройденного материала сформировать у студентов мотивацию к творческой журналистской художественной деятельности.

Задание: Организовать завершающее практическое занятие в стиле «художественного ток-шоу» с выступлением-участием всех членов группы.
Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика понятия «тенденция».

  2. Основные тенденции в художественном вещании (электронный этап в развитии системы массмедиа).

  3. Характеристика очередного исторического периода, указывающего на процесс совершенствования системы электронных массмедиа.

  4. Актуальные задачи художественной журналистики и художественного вещания государственных электронных массмедиа.

  5. Творческие сложности работы электронного журналиста в условиях конвергентности современных видов журналистики.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовка каждым студентом заключительного реферативного выступления по заданной теме курса (ликвидация задолженностей).

  2. Презентация каждым из студентов собственного проекта художественной программы для радио и для телевидения.

  3. Подготовка к итоговому тестированию по основным разделам курса.


Литература:

Весь список основной и дополнительной литературы по курсу.





следующая страница >>



Трудно идти совершенно прямо по земле, которая шарообразна. Янина Ипохорская
ещё >>