Учебная программа для высших учебных заведений по специальности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 95.16kb.
Программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 1 106.23kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 122.38kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 119.13kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 327.15kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 198.07kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 195.06kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности i-40... 12 1844.62kb.
Учебная программа для специальности: ( рабочий вариант) 1-31 03 03... 1 196.37kb.
Учебная программа для специальности: 1-24 01 02 «Правоведение» 5 998.95kb.
Учебная программа для специальности 1-31 02 01 География 1-31 02... 2 399.08kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 316.83kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 250.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебная программа для высших учебных заведений по специальности - страница №1/3





Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

___________­­­­­_________________ А.И. Жук _____________________________________


Регистрационный № ТД-__________/ тип.

ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-23 01 08 Журналистика (по направлениям),



направлению специальности

1-23 01 08-02 Журналистика (аудиовизуальная)



СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра информации Республики Беларусь

____________И. Н. Лаптенок

_________________________


Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений

Республики Беларусь
по гуманитарному образованию

_______________ В. Л. Клюня

_______________________________



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и


среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

_______________ Ю. И. Миксюк

_________________________________

Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

_______________ М. И. Демчук

_________________________________














Эксперт-нормоконтролер

____________________________

_________________________________








Минск 2009



Составители:
Булацкий Вячеслав Григорьевич, заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент;
Березовская Елена Александровна, старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета;
Стежко Наталья Григорьевна, главный редактор Национальной киностудии «Беларусьфільм», кандидат искусствоведения, магистр бизнес-администрирования, доцент;
Моисеева Ирина Геннадьевна, преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета;
Шимолин Виктор Иванович, доцент кафедры теории и методологии факультета журналистики Белорусского государственного университета.
Рецензенты:
Управление электронных средств массовой информации Министерства информации Республики Беларусь;

Забелло Владимир Павлович, заведующий кафедрой кинотелеискусства Учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств»,

профессор



РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета
(протокол № 10 от 30.04.2008);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета
(протокол № 4 от 22.05.2008);
Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
(протокол № 5 от 23.05.2008).
Ответственные за выпуск: В.Г. Булацкий, Е.А. Березовская, Н.Г. Стежко, И.Г. Моисеева, В.И. Шимолин.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: на первом году обучения, где из профессиональных дисциплин присутствуют вышеупомянутые, главная задача преподавателей состоит в том, чтобы, с одной стороны, развернуть перед студентом весь спектр возможностей, все разнообразные деятельности журналиста аудиовизуальных средства массовой информации, а, с другой стороны, - закрепить важнейшие положения, отличающие данную сферу от всех прочих в журналистике.

Задача: дать студентам первоначальное, самое общее представление о телевизионной и радиожурналистике; о роли журналиста в создании телевизионных и радиопередач; освоить навыки работы с техническими средствами аудиовизуальной журналистики; овладеть навыками компьютерного монтажа; дать студентам представление о полном цикле производства телевизионных и радиопередач (от заявки до полного цикла производства и выхода в эфир); научить каждого студента говорить у микрофона так, чтобы было слышно, внятно и понятно; дать возможность; сформировать у будущих журналистов системы знаний и представлений о способах получения и обработке фотографических изображений. Выявить склонности, предпочтения, способности каждого студента к различным видам аудиовизуальной журналистской деятельности.

Задачи дисциплины «Технологии телевидения и радиовещания» определяют её структуру. Настоящая дисциплина состоит из пяти разделов: «Техника телевидения и радиовещания», «Телерадиопроизводство», «Техника теле- и радиоречи», «Основы фотографии», «Компьютерный монтаж».



1 Раздел «Техника телевидения и радиовещания»:

Цель: познакомить студентов с историей развития и современным техническим состоянием радиовещания и телевидения в Республике Беларусь.

Задача: дать студентам представление о структуре современной радиостанции или телецентра; типах оборудования; освоить студийную и внестудийную аудио- и видеозапись (работа в студии, запись на репортажный магнитофон и т.д.); освоить компьютерный монтаж звука, видеоизображения; технологию создания радиопередачи или телепередачи.

По окончании раздела студент должен:



знать:

– современное техническое состояние теле- и радиовещания;

– специфику студий теле- и радиовещания, структуру радиодома и телецентра;

– основное оборудование аппаратно-студийного блока;

– основные этапы организации и создания теле- и радиопередачи;

– работу редактора в процессе теле- и радиопроизводства;

– элементы современного аудиовизуального дизайна;

– приемы дикционного выражения;

– невербальные средства выражения;

– основные принципы компьютерного аудиовизуального монтажа;



уметь:

– работать с теле- и радиоаппаратурой;

– правильно оценивать стадии создания теле- и радиопередачи;

– работать с компьютерной графикой и аудиомонтажом;

– владеть техникой речи в кадре и за кадром;

– владеть навыками ведущего разных радио- и телепрограмм;

– создавать студийные и внестудийные теле- и радиопередачи;

– использовать новейшие электронные технологии.

Программой в первом разделе «Техника телевидения и радиовещания» в соответствии с типовым учебным планом предусмотрено 100 часов. Из них аудиторная нагрузка составляет 34 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекции – 14 часов, лабораторных занятия – 20 часов. Основные формы контроля: задания в тестовой форме, индивидуальные творческие задания.

2 Раздел «Телерадиопроизводство»:

Цель: сформировать у студентов целостную систему знаний о телерадиопрозводстве и управлении им; создать понятийно-терминологический аппарат, характеризующий технологию производства телевизионной продукции; ознакомить с работой редактора в процессе телерадиопроизводства, дать студентам необходимые теоретические знания как используется аппаратура, спецэффекты, компьютерная графика в создании передач.

Задача: дать студентам представление о полном цикле производства телепередачи – от заявки и написания сценария до полного цикла телерадиопроизводства и выдачи программы в эфир.

По окончании раздела студент должен:



знать:

– работу редактора в процессе телепроизводства;

– особенности формирования организационной и технической структуры вещания;

– особенности репортажного, трансляционного и постановочного способов телепроизводства;

– требования к созданию новостной программы;

– форматы информационных и аналитических передач;

– технологию создания телеигр, ток-шоу, телесериалов, эстрадных, постановочных программ, реалити-шоу;

– элементы современного теледизайна;



уметь:

– владеть навыками работы с компьютерной графикой в создании телепередач; – владеть навыками работы с видеоэффектами;

– написать телевизионный сценарий;

– правильно оценивать стадию организации и создания телепроекта;

– создавать новостные сюжеты;

– использовать технику в технологии телепроизводства;

– на примерах действующих программ ТВ показать особенности замысла и реализации телепроектов.

Общее количество часов, отводимых на изучение второго раздела «Телерадиопризводство» в соответствии с типовым учебным планом предусматривает 100 часов. Из них аудиторная нагрузка составляет 34 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: 14 лекционных часов, 20 лабораторных часов. Основные формы контроля: задания в форме контрольных работ.



3 Раздел «Техника теле- и радиоречи»:

Цель: научить каждого студента говорить у микрофона так, чтобы было «слышно, внятно и понятно». Это умение необходимо каждому «говорящему» журналисту для точной передачи материала до слушателя. Для того, чтобы было слышно, необходимо заниматься дыханием и голосом. Для того, чтобы было внятно – нужна чёткая артикуляция и правильная дикция. Для того чтобы было понятно – журналист должен владеть логикой речи. Когда мы разговариваем в обыденной жизни, мы далеко не всегда заботимся о логике наших слов. Мы выражаем чаще всего свои собственные мысли, свои убеждения, доводы, чувства и желания. И логика, если можно так выразиться, живёт в нашем сознании: она без особых усилий с нашей стороны руководит ходом наших мыслей и наших слов, благодаря чему нужные и точные интонации рождаются как бы сами собой.

По окончании раздела студент должен:



знать:

  • орфоэпические нормы литературного языка;

  • приемы дикционного выражения;

  • способы натурального перехода от одного сюжета к другому;

  • знание законов ораторского искусства;

  • невербальные средства отношений (мимика, жесты).

уметь:

  • уметь ощутить речевой тон, ритм;

  • уметь органично «жить» в радио- и телевизионных программах, ощущать, знать и уметь различить ритм передачи;

  • владеть способами натурального перехода от одного сюжета к другому, сохраняя при этом перспективу действия в передаче;

  • владеть техникой речи в прямом контексте с радиослушателем и телезрителем;

  • владеть техникой речи в кадре и за кадром;

  • владеть невербальными средствами отношений в связи с речевым произношением в телевизионной передаче;

  • владение навыками ведущего разных радио- и телевизионных программ.

Общее количество часов, отводимых на изучение третьего раздела «Техника теле- и радиоречи» в соответствии с типовым учебным планом предусматривает 170 часов. Из них аудиторная нагрузка составляет 90 часов. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекции – 8 часов, лабораторные занятия – 82 часа.

4 Раздел «Основы фотографии»:

Цель: Формирование у будущих журналистов системы знаний и представлений о способах получение и обработки фотографических изображений. Получение студентами практических навыков по использованию и обработке фотоизображений. Освоение студентами основ фотографии как области знания, как одного из ведущих компонентов квалификации современного журналиста.

Задачи:

  1. Ознакомление с основами фотографии как специальной областью знаний квалифицированного специалиста в области современной журналистики.

  2. Усвоение студентами базовых принципов фотографии, изучение основных подходов к получению, обработке и использованию визуальных образов в журналистике.

  3. Обучение студентов практике пользования аналоговой и цифровой фотографической техникой, материалами, способами архивирования и хранения фотоизображений.

  4. Приобретение студентами элементарных навыков получения аналоговых и цифровых фотографических изображений.

Общее количество часов, отводимых на изучение четвертого раздела «Основы фотографии» в соответствии с типовым учебным планом предусматривает 42 часа. Из них аудиторная нагрузка составляет 34 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекции – 2 часа, лабораторные занятия – 32 часа.

5 Раздел «Компьютерный монтаж»:

Цель: научить студентов работать в одной (или нескольких) профессиональных системах нелинейного монтажа.

Задача: познакомить студентов с историей возникновения монтажа; теорией монтажа; основными способами и видами монтажа; проанализировать и оценить системы профессионального нелинейного монтажа, используемые на современном ТВ; определить особенности и специфику монтажа программ разных жанров; секреты профессионального мастерства видеоинженера.

По окончании раздела студент должен:



знать:

– историю монтажа;

– виды и способы монтажа;

– основные принципы нелинейного монтажа;

– ориентироваться в системах нелинейного монтажа для разных операционных систем;

уметь:

– работать в одной (или нескольких) системах нелинейного монтажа;

– самостоятельно создавать экранный продукт: от процесса формулировки темы до окончательного монтажного варианта.

Общее количество часов, отводимых на изучение пятого раздела «Компьютерный монтаж» в соответствии с типовым учебным планом предусматривает 60 часов. Из них аудиторная нагрузка составляет 52 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекции – 16 часов, лабораторные занятия – 36 часов.

Таким образом, общее количество часов, отводимых на изучение дисциплины «Технологии телевидения и радиовещания» в соответствии с типовым учебным планом предусматривает 472 часа. Из них аудиторная нагрузка составляет 244 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекции – 54 часа, лабораторные занятия – 190 часов.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Аудиторные занятия

Лекции

Лабораторные занятия

I

1 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ»

1.

Тема 1. История развития техники радиовещания. Этапы развития радиовещания в РБ.

2



2.

Лабор. зан. 1. Оборудование радиостудии. Запись в студии.



2

3.

Тема 2. Вещательные системы. Виды модуляции.

Радиовещательные диапазоны.



2



4.

Лабор. зан. 2. Запись в студии. Работа у микрофона.



2

5.

Тема 3. Радиостанция. Виды студий и аппаратных радиодома. Технология создания радиовещательной программы.

2



6.

Лабор. зан. 3. Монтаж аудиозаписи.



4

7.

Тема 4. Звук. Слух. Речь. Электроакустика: микрофоны и громкоговорители. Использование звукозаписи в радиовещании.

2



8.

Лабор. зан. 4. Внестудийное радиооборудование.



2

9.

Лабор. зан. 5. Видеокамера.



2

10.

Тема 5. История развития техники телевидения. Этапы развития телевидения в РБ.

2



11.

Лабор. зан. 6. Язык экрана: план, ракурс, кадр, монтаж.



2

12.

Тема 6. Основы физических процессов телевидения.

2




13.

Лабор. зан. 7. Видеосъемка. Работа в кадре.



2

14.

Тема 7. Телевизионный центр, состав и назначение оборудования. Форматы видеозаписи. Внестудийная телевизионная техника. Технология создания телевизионной программы.

2



15.

Лабор. зан. 8. Технологические этапы создания радиопередачи.



2

16.

Лабор. зан. 9. Технологические этапы создания телепередачи.



2

Всего часов по 1 разделу:

14

20

34

II

2 РАЗДЕЛ «ТЕЛЕРАДИОПРОИЗВОДСТВО»

1.

Тема 1.  Предмет и содержание раздела «Телерадиопроизводство». Определение

сущности телепроекта.



2



2.

Лабор. зан. 1–2. Определение сущности телепроекта.



4

3.

Тема 2. Классификация телепроектов.

2



4.

Лабор. зан. 3. Классификация телепроектов



2

5.

Тема 3. Основные телевизионные технологии.

2



6.

Лабор. зан. 4–5. Основные телевизионные технологии



4

7.

Тема 4. Написание телевизионного сценария.

2



8.

Лабор. зан. 6–7. Написание телевизионного сценария.



4

9.

Тема 5. Телепроизводство новостей.

2



10.

Лабор. зан. 8. Телепроизводство новостей.



2

11.

Тема 6. Верстка информационных программ.

2



12.

Лабор. зан. 9. Верстка информационных программ.



2

13.

Тема 7. Особенности подготовки и производства жанровых программ.

2



14.

Лабор. зан. 10. Особенности подготовки и производства жанровых программ.



2

Всего часов по 2 разделу:

14

20

34

III

3 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА ТЕЛЕ- И РАДИОРЕЧИ»

I

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ, РАДИЙНАЯ РЕЧЬ









Тема 1. Телевизионная, радийная речь.

Слово в системе работы над техникой речи. Специфические особенности и общие основы речевого действия. Цели и задачи телевизионной и радийной речи. Работа диктора на радио и в телеэфирах. Бытовая и сценическая речь. Эфирное выступление.



2



II.

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

АРТИКУЛЯЦИЯ









Тема 2. Техника речи. Дикция.

Техника речи. Дикция. Лицевая гимнастика. Произношение гласных. Произношение согласных. Дыхательные упражнения. Дикционный тренинг по Юзвицкой.



Тема 3. Техника речи. Артикуляция. Правила произношения. Скороговорки. Текст скороговорок. Интонационный рисунок перечисления.

2





Лаб. зан. 1. Техника речи. Дикция. Лицевая гимнастика.



6



Лаб. зан. 2. Техника речи. Артикуляция. Правильность произношения (орфоэпия). Правила произношения. Скороговорки. Текст скороговорок.



16

III.

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДЫХАНИЕ. ГОЛОС









Тема 4. Техника речи. Дыхание.

Дыхание. Анатомия и физиология дыхательных органов. Типы дыхания. Дыхательная гимнастика.



Тема 5. Техника речи. Голос. Постановка голоса.

Голос. Анатомия, физиология и гигиена голосового аппарата. Постановка голоса. Особенности и специфика произношения в развлекательных и информационных теле- и радиопрограммах.



2

2



Лаб. зан. 3. Дыхание.  Дыхательная гимнастика.



6



Лаб. зан. 4. Постановка голоса.



6

IV.

ЛОГИКА РЕЧИ. МАСТЕРСТВО ЭФИРНОГО  ВЫСТУПЛЕНИЯ. ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В ЭФИРЕ.









Тема 6. Логика речи.

Логика речи. Речевые  логические правила. Культура речи журналиста, ведущего.



Тема 7. Логический разбор текста. Логический разбор текста. Работа над текстом. Применение приёмов внешней и внутренней техники при работе над текстами.

Тема 8. Мастерство эфирного  выступления.

Мастерство эфирного  выступления. Подготовка, психологическое состояние, приемы воздействия на слушателей. Особенности работы ведущего у микрофона.



Тема 9. Формы общения в эфире.

Монолог и диалог в информационных выпусках, аналитических программах, дискуссиях. Работа над информационным выпуском. Особенности ведения аналитической программы.



2

6



Лаб. зан. 5. Логика речи. Логический разбор текста. Запись в студии. Просмотр и обсуждение.



12



Лаб. зан. 6. Логика  речи.    Работа над текстом. Запись в студии. Просмотр и обсуждение.



8



Лаб. зан. 7. Мастерство эфирного  выступления. Запись в студии. Просмотр и обсуждение.



10



Лаб. зан. 8. Формы общения в эфире. Запись в студии. Просмотр и обсуждение.



10

Всего часов по 3 разделу:

8

82

90




IV.

4 РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»

1.

Тема 1. Основные принципы получения аналогового и цифрового фотографического изображения

2



2.

Лаб. зан. 1. Основные принципы получения аналогового и цифрового фотографического изображения



2

3.

Лаб. зан. 2. Устройство фотоаппарата.



2

4.

Лаб. зан. 3. Экспозиция: понятие, способы определения.



2

5.

Лаб. зан. 4. Проявление черно-белой фотопленки.



2

6.

Лаб. зан. 5. Печать черно-белых фотографий проекционным способом.



2

7.

Лаб. зан. 6. Самостоятельная печать черно-белых фотографий проекционным способом в фотолаборатории.



2

8.

Лаб. зан. 7. Композиция. Просмотр фотографий из классики фоторепортажа.



2

9.

Лаб. зан. 8. Освещение. Работа с искусственным освещением в павильоне.



2

10.

Лаб. зан. 9. Особенности устройства цифровой фотокамеры.



2

11.

Лаб. зан. 10. Съемка со вспышкой.



4

12.

Лаб. зан.11. Сканеры, принтеры: их виды и характеристики.



2

13.

Лаб. зан. 12. Обработка цифровых изображений в электронных графических редакторах. Основные понятия, знакомство с рабочей областью.



2

14.

Лаб. зан. 13. Обработка цифровых изображений в электронных графических редакторах. Коррекция фотоизображений.



2

15.

Лаб. зан. 15. Обработка цифровых изображений в электронных графических редакторах: возможности, примеры.



2

16.

Лаб. зан. 16. Выполнение заданий по закреплению навыков работы в электронных графических редакторах.



2

Всего часов по 4 разделу:

2

32

34




V.

5 РАЗДЕЛ «КОМПЬЮТЕРНЫЙ МОНТАЖ»

1.

Тема 1. Монтаж: общая характеристика. История возникновения монтажа.

2



2.

Тема 2. Способы видеомонтажа: линейный и нелинейный монтаж.

2



3.

Тема 3. Технический монтаж.

2



4.

Тема 4. Монтаж сюжета новостной программы.

2



5.

Тема 5. Монтаж интервью.

2



6.

Тема 6. Художественный монтаж.

2



7.

Тема 7. Монтаж звуковых файлов.

2



8.

Тема 8. Профессия – видеоинженер.

2



9.

Лаб. зан. 1. Нелинейный монтаж с помощью программы Windows Movie Maker.



4

10.

Лаб. зан. 2. Нелинейный монтаж с помощью системы нелинейного монтажа Adobe Premier Pro.



8

11.

Лаб. зан. 3. Нелинейный монтаж с помощью системы нелинейного монтажа Avid.



8

12.

Лаб. зан. 4. Нелинейный монтаж с помощью системы нелинейного монтажа Final Cut Pro (Mac).



8

13.

Лаб. зан. 5. Создание музыкального клипа на основе любой изученной системы нелинейного монтажа.



8

Всего часов по 5 разделу:

16

36

52

ВСЕГО:

54

190

244



СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
1 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ»

следующая страница >>



Лесть, как и сигарета, безвредна, если не слишком затягиваться. Эдлай Стивенсон
ещё >>