Учебная программа дисциплины в. Од. 5 «История эстетических учений» Направление 050100. 68 «Филологическое образование» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины б дв 10. История российской исторической... 1 237.99kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Культура и искусство авангарда... 1 199.4kb.
Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление... 4 873.87kb.
Курс по выбору основы делового английского языка учебная программа... 4 390.78kb.
Рабочая программа дисциплины история экономических учений Направление... 1 90.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История Древнего мира» Направление... 6 928.97kb.
Рабочая программа учебной дисциплины всеобщая история права направление... 5 759.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины История южных и западных славян... 5 642.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история искусства стран востока»... 3 432.72kb.
Рабочая программа дисциплины в. 13 Этнология Направление подготовки... 1 127.59kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки. 1 96.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебная программа дисциплины в. Од. 5 «История эстетических учений» Направление 050100. - страница №1/1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт филологии

Кафедра русской и зарубежной литературы


УТВЕРЖДАЮ

Ректор СахГУ Б.Р. Мисиков

___________________ «___»_____________2013 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

М2.В.ОД. 5

«История эстетических учений»

Направление 050100.68 «Филологическое образование»

Магистерская программа

«Литературное, речевое и эстетическое

образование школьников».

Степень: магистр филологического образования


Южно-Сахалинск

2013

I. Организационно-методический раздел
Цель и задачи курса
«История эстетических учений» занимает важное место в подготовке магистра филологического образования по направлению «Литературное, речевое и эстетическое образование школьников». Дисциплина является обязательной и предлагается для освоения на втором курсе магистратуры (3 семестр). По учебному плану на предмет отводится 72 часа, из них 24 часа - аудиторные (12 часов – лекции, 12 часов – практические занятия), 48 часов – самостоятельная работа студентов (СРС). Форма контроля – зачет.

Цель данного курса – проследить процесс развития эстетической мысли от античности до наших дней, показав связь эстетических учений и концепций как с развитием общества, общественной, философской мысли, так и с развитием собственно художественной культуры, искусства на том или ином этапе их исторического существования.

Задачи курса:

  • дать представление об основных понятиях и категориях изучаемой дисциплины;

  • сформировать знания об этапах и закономерностях развития эстетических учений в контексте европейской культуры, о содержании и значении конкретных эстетических учений на том или ином этапе исторического развития;

  • расширить и углубить сферу профессиональных и личных интересов, упрочить базу профессиональной и личной культуры;

  • развивать аналитические, творческие способности, навыки самостоятельной работы и работы в команде.

Курс «История эстетических учений» формирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

- владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6).

В результате изучения предмета «История эстетических учений» магистр должен:



знать закономерности, этапы, содержание и значение исторического развития в области эстетических учений; выдающиеся памятники мирового культурного наследия;

уметь ориентироваться в теоретическом наследии эстетики античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового и новейшего времени; различать особенности различных стилей в искусстве;

владеть навыками анализа конкретных эстетических и художественных произведений.
I. Структура курса
Тематический план






9 семестр












Наименование темы

Лекции

Практич.

занятия


СРС



История эстетики как сфера исследований науки эстетики

2




2



Искусство как форма отражения действительности



2

4



Эстетика античности

2

2

6

4.

Средневековая эстетика

2




8

5.

Эстетика Возрождения

2




4

6.

Эстетика Нового времени



2

4

7.

Эстетическая проблематика в контексте немецкой классической философии и романтизма.



2

6

8.

Неклассическая эстетика XIX – начала ХХ в.



2

4

9.

Русская эстетика ХIХ-ХХ вв.

2

2

4

10.

Эстетика модернизма и постмодернизма.

2




4

11.

Основные проблемы эстетической теории






2







12

12

48




Итого





72


Программа контроля

Цель контроля: диагностика уровня обученности магистрантов по дисциплине и овладения ими знаний и умений по курсу.

Уровни овладения курсом «История эстетических учений»:


  1. ориентировочный предполагает знание основных понятий, готовность воспроизвести основные теоретические положения теории индивидуальности;

  2. репродуктивно-аналитический означает готовность выполнять задания, сопоставлять различные подходы к индивидуальности, обобщать материал по проблеме дисциплины;

  3. эвристический характеризуется умением разрабатывать и оформлять проекты, писать эссе, выполнять творческие индивидуальные и групповые работы.

Варианты проведения зачета

  1. вариант. Студенты могут получить зачет по текущей успеваемости.

  2. вариант. Студент сдает зачет в виде собеседования по всему курсу.


Условия балльно-рейтинговой системы

Максимальное количество баллов – 100, зачет – 51-100 баллов:

зачет (индивидуальное собеседование по пройденному материалу) – 5 баллов.

Посещение – 0,5 балла (максимум 6 баллов = 12 аудиторных занятий).

Практические занятия (общее количество 6 (12 часов)) – до 3 баллов без презентации, до 5 баллов с презентацией (максимум – 30 баллов).

Терминологический диктант – максимум 25 баллов (термин = 1 балл).

СРС – задание = 3 балла (максимум 10 заданий = 30 баллов, минимум 5 заданий =15 баллов).

Тестирование (вопрос = 1 балл).

Доклад с защитой, реферат, видеореферат – до 10 баллов.


II. Содержание курса

Лекционный блок
Тема 1. История эстетика как сфера исследований науки эстетики: лекция (2 часа)

Эстетика – наука об эстетическом в действительности, о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты. Предмет и задачи эстетики.

Специфика эстетического отношения человека к миру. Природа эстетического чувства. Общее понятие об эстетическом идеале и эстетическом вкусе. Эстетическое освоение действительности. Основные категории эстетики, их взаимосвязь и взаимодействие. Эстетическая деятельность.

История эстетики как часть эстетики, ее предмет и задачи. Источники истории эстетики, классификация их по различным принципам: хронологии, национальной принадлежности, проблемности, персоналиям.

Междисциплинарные связи истории эстетики с культурологией, историей, искусствоведением, социологией, психологией и др.
Тема 3. Эстетика Античности: лекция (2 часа)

Периодизация и основные направления античной эстетики. Значение эпосов Гомера и Гесиода в формировании эстетических понятий. Учение пифагорейцев о музыкально-числовой гармонии. Эстетика Платона. Учение об Эросе. Сущность и предназначение искусства по Платону. Эстетика Аристотеля. Роль искусства в понимании Аристотеля. Миметический характер искусства. Феномен прекрасного. Учение о трагедии. Понятие катарсиса. Нравственно-эстетический аспект искусства. Учение об энтелехии. Переходный характер эллинистической эстетики.


Тема 4. Средневековая эстетика: лекция (2 часа)

Периодизация. Религиозный тип мировоззрения. Патристика и схоластика.

Ведущие идеи средневековой культуры: теоцентризм, символизм, иерархичность, универсализм. Основные векторы развития средневековой эстетики: платонизм и аристотелизм. Анализ восточной и западной христианской традиции в подходе к рассмотрению эстетических проблем.

Эстетика Августина Блаженного в контексте ранней патристики. Понятие красоты. Сущность и предназначение искусства. Знаково-символический характер искусства.

Эстетические взгляды Фомы Аквинского. Понятие прекрасного: субъективные и объективные характеристики. Искусство и художник в учении Аквината.

Византийская эстетика. «Ареопагитики». Проблема изображения Бога в споре иконоборцев и иконопочитателей. Учение исихазма о «фаворском свете».


Тема 5. Эстетика Возрождения: лекция (2 часа)

Периодизация эпохи Возрождения. Основные принципы культуры Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, индивидуализм. Основные эстетические учения Возрождения. Прямая перспектива как новый изобразительный принцип. «Перспективизм» ренессансного мышления. Секуляризация культуры и пантеизм в религиозном мировоззрении. «Оборотная сторона титанизма» (А. Лосев) как специфика культуры Возрождения.

Соотношение любви и красоты в неоплатонизме М. Фичино.

Живопись как универсальная наука в учении Л. Да Винчи.

Критика идей Возрождения современниками и последователями.
Тема 9. Русская эстетика ХIХ – ХХ вв.: лекция (2 часа)

Специфика русской философии и эстетики. «Софийность» и эстетическая окрашенность русской философской мысли.

Эстетика В.С. Соловьева и русская софиологическая традиция. Место эстетики в системе философии положительного всеединства Красота как один из модусов положительного всеединства. Сущность и предназначение искусства. Понятие красоты и учение о Софии. Влияние идей Соловьева на эстетические взгляды представителей русской софиологии.

Эстетическая проблематика в трудах П.А. Флоренского. Флоренский о сущности искусства и миссии художника. Проблема символа в творчестве Флоренского. Учение об обратной перспективе. Идея синтеза искусств в творчестве Флоренского.

Эстетическая проблематика в философии повседневности В.Розанова. Критика литературности и «конец литературы». Проблема понимания и «философия повседневности». Взаимосвязь этического и эстетического как отражение особого образа субъективности в текстах Розанова. Проблематизация опыта человеческой телесности.

Эстетика М. Бахтина. Проблема автора и героя в эстетической деятельности.


Тема 10. Эстетика модернизма и постмодернизма: лекция (2 часа)

Основные направления эстетики модернизма: экспрессионизм, сюрреализм, футуризм, авангардизм, фовизм, абстракционизм. Манифест как форма репрезентации идей модернизма. Формирование новых категорий эстетики. Культ авторства и новизны. Модернизм как разрушение властных структур языка искусства. Достижения и «тупики» модернизма.

Структуралистские и постструктуралистские подходы к эстетической проблематике. Французский структурализм. Проблема «смерти автора», «власть дискурса» и «дискурс власти». Движение от структурализма к постструктурализму, «от произведения к тексту». Проблематизация темы власти в эстетике. Власть и языки искусства.

Постмодернизм: новый образ искусства. Основные характеристики постмодернистской философии и эстетики: отрицание истины, закат «метанарраций», текстуальность и текстоцентризм, интертекстуальность. Основные художественные приемы постмодернизма: цитатность, ирония, пастиш, коллаж, римейк, перформенс, карнавальность и др. Проблема выражения в постмодернистской эстетике как преодоление оппозиций классической культуры.



Практические занятия
Тема 2. Искусство как форма отражения действительности: практическое (2 часа)

Искусство как форма общественного сознания, его связь с другими формами общественного сознания. Взаимодействие искусства с философией, моралью, религией и наукой.

Художественный образ, его специфика как формы отражения действительности в искусстве. Диалектика общего, особенного и единичного в художественном образе. Единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального, изобразительного и выразительного в художественном отражении. Способы художественного обобщения: типизация и идеализация.

Процесс художественного творчества. Традиции и их значение в художественном творчестве. Традиции и новаторство. Социальные функции искусства


Вопросы для обсуждения:

1. Понятие культуры; структура, характер, функции. Периодизация мировой культуры.

2. Понятие искусства; характер искусства, функции.

3. Виды искусства, жанры.

4. Художественный образ – форма художественного мышления.
Основные понятия и термины: культура, искусство, художественный образ, виды искусства, жанры, портрет, пейзаж, марина, натюрморт.
Литература по теме


  1. Культурология / Под ред. В. И. Добрынина. – М.: Знание, 1993.

  2. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. д.ф.н., проф. Г. В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 576 с. (Серия «Высшее образование»)

  3. Борев Ю.Б. (Юрий Борисович) Эстетика. М.: Политиздат, 1975. 399 с.


Тема 3. Эстетика Античности: практическое (2 часа)

Тема для обсуждения на практическом занятии «Диалог Платона "Пир"».

Задание: прочитать текст и ответить на вопросы; написать похвальное слово в честь Платона (Сократа), или любого другого античного поэта, художника.



  1. Когда был создан диалог Платона «Пир»?

  2. Укажите, кто переводил диалог в вашем издании.

  3. Уточните жанр данного произведения.

  4. Уточните композицию диалога Платона «Пир».

  5. В чем особенность (особенности) композиции «Пира»?

  6. Как звали собеседника Аполлодора в диалоге Платона «Пир»?

  7. Один из тех, о ком идет речь в диалоге, ‒ Агафон. Кем он был по профессии?

  8. Сколько зрителей присутствовало на представлении той трагедии, которая принесла Агофону славу?

  9. Уточните прозвище у Аполлодора?

  10. Какие древнегреческие поговорки встречаются в диалоге Платона «Пир»?

  11. Кого из древнегреческих авторов цитирует в диалоге Сократ? Другие участники диалога?

  12. О каких обычаях, правилах поведения в быту узнаем мы из диалога?

  13. Приведите примеры игры слов, которую можно обнаружить в тексте?

  14. Какие особенности диалогов Платона вы бы отметили?

  15. Представители каких профессий участвуют в диалоге Платона?

  16. Какую тему для беседы, для обсуждения предложил Эриксимах?

  17. Уточните правила, по которым строит свою речь Сократ.

  18. В чем состоит полемический метод Сократа, принятый им за основу своих размышлений?

  19. Как трактуется в диалоге понятие гения?

  20. Как формулируется в диалоге идея целостности мира?

  21. Как зовут мудрую женщину, с которой беседует в диалоге «Пир» Сократ?

  22. Кто из присутствующих произнес похвальную речь Сократу?

  23. Как в этой речи характеризуется Сократ?

  24. Кто был среди гостей на пиру, помимо Сократа?

  25. Что такое гиматий?

  26. Что составляет философско-логическое содержание «Пира»?

  27. Как формулирует Платон иерархию красоты в данном диалоге?

  28. Как мы определим философию (и эстетику) Платона?

  29. У кого из известных античных авторов есть произведения с названием «Пир», или со словом «пир» в названии?

  30. Как называется похвальное слово в древнегреческой литературе?

  31. Кто такие Афродита Урания и Афродита Пандемос?

  32. Из каких растений сплетали греки венки для пиров?

  33. Что такое «холодильная чаша», или псиктер?

Основные понятия, идеи античной эстетики: античность, эллинизм, агон, агора, гармония, катарсис, диалектика, мимесис, калокагатия, обусловленность искусства социумом, идея полезности, утилитарности прекрасного, рационализм, идея соответствия и целесообразности прекрасного своему назначению, органицизм, гедонизм, декорум (decorum), атараксия, евритмия, скептицизм, эпикуреизм.
Литература по теме

Асмус А.Ф. Античные мыслители об искусстве. М., 1938.

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962-1970. Т. 1-5.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 7 т. М., 1963-1988.

Катарсис: Метаморфозы трагического сознания. Сост. В.П. Шестаков. СПб., 2007.

Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2002.

Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.

Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М., 1973.


Тема 6. Эстетика Нового времени: практическое (2 часа)
Вопросы для обсуждения:

1. Эстетика барокко: основные характеристики.

Время возникновения, существования. Область распространения (виды искусства, география). Имена в искусстве. Стилистические признаки. Выражение в эстетике, основные категории. Учение Э. Тезауро об остроумии.



2. Эстетика классицизма.

Философская основа эстетики классицизма. Нормативно-рационалистическая и иррационально-духовная тенденции развития новоевропейской культуры; Р. Декарт (1596-1650) и Лейбниц (1646-1716); учение Лейбница о «предустановленной гармонии». Н. Буало как теоретик классицизма; «Искусство поэзии» Н. Буало (1674). Основные категории и принципы классицизма.



3. Эстетика эпохи Просвещения.

Основные признаки, черты европейского Просвещения. Демократизация искусства. Становление художественной критики. Роль искусства и художественного творчества в эстетике Вольтера, Дидро, Руссо. Г.Э. Лессинг о принципах классификации искусства. Формирование эстетики как самостоятельной дисциплины в творчестве А. Баумгартена.



4. Основные категории / идеи / проблемы эстетики Просвещения.

Вкус, грация, гармония, подражание (дискуссия о природе подражания, вторая половина 18 в.), живописное, прекрасное, возвышенное и др..



Основные понятия и термины по теме: барокко, «маринизм», «острый ум», классицизм, «предустановленная гармония», перцепция, вкус, грация, гармония, подражание, условность подражания, «моральный виртуоз», всеобщность эстетического чувства (единообразие восприятия красоты), «живописное», «подражание природе», «просветительский реализм», опыт, эстетика
Литература по теме

Источники

Бёрк Э. Философские исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979.

Винкельман И.И. История искусства древности. Л., 1933.

Вольтер. Эстетика. Статьи, письма, предисловия и рассуждения. М., 1974.

Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977.

Руссо об искусстве. Л.-М., 1959.

Шефтсбери А. Эстетические опыты. М., 1975.

Монографические исследования

Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М.: URSS, 2004.

Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 2004.

Дасса Фр. Барокко. М., 2002.

Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.

Кранц Э. Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм. СПб., 1902.

Реале Дж., Антисери Д. «Разум» в культуре Просвещения // Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.-СПб., 1997.

Человек в культуре русского барокко. Отв. ред. М.С. Киселева. М., 2007.

Шестаков В.П. История эстетических учений: Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 408 с.



Тема 7. Эстетическая проблематика в контексте немецкой классической философии и романтизма: практическое (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Место эстетики в системе И. Канта (1724-1804). Эстетическое суждение – суждение вкуса. Антиномии вкуса. Учение об идеале и эстетической идее. Учение о возвышенном. Учение о гении. Классификация искусств. Значение Канта в истории эстетических учений; система эстетических категорий.

2. Немецкий романтизм, отличительная особенность немецкого романтизма; вклад немецких романтиков в мировую эстетику. Ирония как одна из основных категорий эстетической программы романтиков. Противоречивость эстетических воззрений немецких романтиков.

3. Ф. Шиллер и принцип свободного проявления творческого гения.

4. Место эстетики в системе трансцендентального идеализма Ф.В. Шеллинга (1775-1854). Концепция новой мифологии в эстетике Шеллинга. Философия искусства Шеллинга. Схема, аллегория, символ. Основные эстетические категории Шеллинга. Концепция художественного произведения. Учение о гении. Влияние эстетики Шеллинга на эстетические взгляды немецких романтиков.

5. Роль эстетики в системе абсолютного идеализма Г.В.Ф. Гегеля. Эстетика как философия искусства. Учение о прекрасном. Учение об идеале. Классическое, символическое и романтическое искусство. Система эстетических категорий. Гегель о видах искусства и принципах их классификации.


Литература по теме

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М., 1975.

Берковский Я.М. Эстетика романтизма. М., 1973.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1-4. Под редакцией и с предисловием М. Лифшица. М., 1968.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1-5. М., 1962-1970.

Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966.

Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.

Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. М., 1959.

Шестаков В.П. История эстетических учений: Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 207-258.

Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. М., 1966.


Тема 8. Неклассическая эстетика XIX – начала ХХ в.: практическое (2 часа)
Вопросы для обсуждения:

1. Интуитивизм А. Бергсона (1859-1941) и проблемы эстетики.

2. Эстетика психоанализа; З. Фрейд (1856-1939), К.Г. Юнг (1875-1961).

3. Эстетические взгляды Ф. Ницше (1844-1900). Искусство как борьба дионисийского и аполлоновского начал; новое понимание красоты.

4. Экзистенциализм (А. Камю).
Литература по теме

Аничкин Е.В. Очерк развития эстеттических учений. 2-е изд. М.: Изд-во ЛКИ/URSS, 2008.

Афасижев М. Фрейдизм и буржуазное искусство. М., 1971.

Бореев Ю.Б. Эстетика. М., 1975.

Вараскина Г. Между Аполлоном и Дионисом. М., 2007.

Долгов К. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.

Кроче Б. Эстетика. М., 2000.

Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М., 1980.

Свасьян К. Эстетическая сущность интуитивной философии А. Бергсона. Ереван, 1978.

Шестаков В. Мифология ХХ века. Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М., 1988.

Шестаков В. Интеллектуальная биография Эрнста Гомбриха. М., 2006.

Шестаков В.П. История эстетических учений: учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.


Тема 9. Эстетика русских революционеров-демократов: практическое (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Эстетическая программа В.Г. Белинского (1811-1848).

2. Эстетика Н.Г. Чернышевского (1828-1889).

3. Н.А. Добролюбов (1836-1861) о литературе и искусстве.


Литература по теме

Гуляев Н.А. Белинский и зарубежная эстетика его времени. Казань, 1961.

Лаврецкий Ф. Эстетика Белинского. М., 1959.

Белик А.И. Эстетика Чернышевского. М., 1961.

Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России в середине XIX века. М., 1982.

Кантор В.К. Русская эстетика второй половины XIX века и общественная борьба. М., 1978.

Шестаков В.П. История эстетических учений: учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
Основные понятия и термины: «движущаяся эстетика», народность, «натуральная школа», реализм, типизация и характерность; критический реализм; служебная роль литературы (искусство – учебник жизни), определяющая роль содержания в произведении

III. Примерный план самостоятельной работы студентов

по темам курса «История эстетических учений»
1. СРС по теме № 1 «История эстетики как сфера исследований науки эстетики» (2 часа).

- Уточнить по словарю значение следующих понятий и терминов: философия, эстетика, история эстетических учений, искусствознание, научный метод, понятие, категория, термин. Подготовиться к терминологическому диктанту.


2. СРС по теме «Искусство как форма отражения действительности» (4 часа).

- Экспресс-опрос по предыдущему материалу (как вариант, домашнее задание, которое можно выполнить в письменной форме в полном объеме или частично – на усмотрение преподавателя).

Кто и когда ввел понятие «эстетика»?

Обоснуйте тезис «эстетика – отрасль философии».

Когда история эстетики оформилась как наука?

Определите предмет эстетики и истории эстетики как самостоятельной научной дисциплины.

Кому принадлежит первая работа по истории эстетики? Как она называлась? Найдите в Интернете информацию об авторе интересующей нас книги; дайте общую характеристику данного сочинения, его плюсов и минусов.

Назовите русских авторов – исследователей в области истории эстетики.

Какие методы историко-эстетического анализа вы знаете?

С какими науками ИЭУ устанавливает междисциплинарные связи?


- Уточнить по словарю значение следующих понятий и терминов по теме № 2: культура, искусство, художественный образ, вид искусства, жанр, портрет, пейзаж, ведута, марина, натюрморт, stilleben. Подготовиться к терминологическому диктанту.
3. СРС по теме № 3 «Эстетика античности» (6 часов).

- Уточнить значение следующих понятий, пояснить смысл указанных в перечне идей античной эстетики: античность, эллинизм, агора, гармония, катарсис, диалектика, мимесис, калокагатия, обусловленность искусства социумом, идея полезности, утилитарности прекрасного, рационализм, идея соответствия и целесообразности прекрасного своему назначению, органицизм, гедонизм, декорум (decorum), атараксия, евритмия, скептицизм, эпикуреизм.


- Написать эссе об одном из памятников античного искусства.
- Прочитать «Поэтику» Аристотеля, ответить на вопросы:

Как Аристотель определяет прекрасное?

Что такое mimeseis?

Уточните основные виды подражания, по Аристотелю.

Сколько актеров участвовали в трагедии при Эсхиле?

Сколько актеров участвовали в трагическом представлении при Софокле?

Кто из древнегреческих трагиков первым ввел декорации?

Какие категории эстетики встречаются в Поэтике Аристотеля?

Как Аристотель определяет трагедию?

Какова, по Аристотелю, цель трагедии?

Какой представляется Аристотелю структура трагедии?

Каков, по Аристотелю, должен быть «склад событий»?

В чем главная, по Аристотелю, задача поэта?

Почему поэзия, по Аристотелю, философичнее истории?

Допускает ли Аристотель вымысел в подражание?
- Подготовить тезисы, развернутый план сообщения по одной из указанных тем:

Античные мыслители о миметической природе искусства.

Эрос у Платона: любовь как желание красоты и способ познания истины.

Аристотелевская теория трагического катарсиса.

Классификация видов искусств в «Поэтике» Аристотеля.

Эпикурейское учение о наслаждении.

Учение стоиков о художественном инстинкте природы.

Архитектурная и эстетическая теория Витрувия.


4. СРС по теме № 4 «Средневековая эстетика» (8 часов).
- Ответьте на вопросы, выполните следующие задания:

Определите временные рамки Средневековья, уточните его периодизацию.

Что такое патристика? Назовите наиболее яркого представителя ранней патристики.

Что такое схоластика? Назовите наиболее яркого представителя.

Прокомментируйте основные персоналии, понятия, категории средневековой эстетики. (aptum / соответствие / Аврелий Августин; единство / Аврелий Августин; образ / первообраз; экфразис; возвышенное как «выражение величия души»; символ)

Вспомните, какие категории были ведущими в античной эстетике.

Перечислите основные идеи средневековой эстетики.

Перечислите некоторые особенности византийского изобразительного канона.

Что такое экфразис?

Кого Бернард Клервосский (1091-1153) называл «монахом снаружи и еретиком внутри»? Какие направления философской – и эстетической – мысли олицетворяют данные авторы? Какое сочинение принадлежит указанному тут «еретику»?


- Подготовить краткие биографические справки по следующим именам: Иероним, Аврелий Августин, Боэций, Псевдо-Дионисий (раннее средневековье), Гуго Сен-Викторский, Абеляр, Бернард Клервосский (зрелое средневековье), Фома Аквинский, Витело (позднее средневековье), Михаил Пселл (Византия).
- Самостоятельное изучение вопроса «Византийская эстетика» по плану: периодизация культуры Византии; «Ареопагитики»; проблема изображения Бога в споре иконоборцев и иконопочитателей; учение исихазма о «фаворском свете»; общая характеристика византийского искусства.
- Прочитать «Исповедь» Августина Аврелия, ответить на следующие вопросы, выполнить задания:

Реконструировать по тексту «Исповеди» биографию Августина Аврелия.

Что Августин Аврелий пишет о современном ему искусстве?

Подтвердите цитатой (цитатами) из текста мысль Августина Аврелия о приоритете внутреннего (духовного) над внешним.

Августин Аврелий о значении света. Какую роль играет свет в средневековой эстетике?

Как Августин Аврелий понимает прекрасное?

Что Августин Аврелий пишет о театре, поэзии, пении?

Обобщите основные мировоззренческие и эстетические принципы Августина Аврелия.


5. СРС по теме № 5 «Эстетика Возрождения» (4 часа).

- Подготовка к терминологическому и понятийному диктанту по теме: гуманизм, «concordia», ornamentum, грация (grazia), привлекательность (vaghezza), изящность (venusta), вид (aria), величие (maesta), концепция «героического энтузиазма», маньеризм, ritare, imitare, «внутренний рисунок» ‒ «внешний рисунок».

- Вопросы и задания для самопроверки. Будьте готовы ответить на некоторые из них письменно.

Что такое гуманизм? Какова концепция возрожденческого гуманизма?

Перечислите основные принципы культуры Ренессанса; прокомментируйте их.

Кто из теоретиков искусства эпохи Возрождения для обоснования своей позиции широко использует образ зеркала?

Кто из эстетиков Возрождения считал зрение важнейшим из органов чувств, а мир, нас окружающий, называл «миром глаза»?

В каком порядке «расставлял» Л. да Винчи музыку, живопись, поэзию?

Что такое маньеризм? Определите его признаки; назовите представителей эстетики маньеризма.

Чем отличается художественный мир Итальянского и Северного возрождения?

Сравните и обоснуйте разницу ренессансного и средневекового мировоззрения:
6. СРС по теме № 6 «Эстетика Нового времени» (4 часа).

- Подготовка к терминологическому диктанту по теме: барокко, «острый ум», классицизм, «предустановленная гармония», перцепция, вкус, грация, гармония, подражание, «моральный виртуоз», всеобщность эстетического чувства (единообразие восприятия красоты), «живописное», «подражание природе», «просветительский реализм».


- Темы для самостоятельного исследования (форма контроля – письменные тезисы в рабочей тетради):

«Предустановленная гармония» Лейбница и ее связь с эстетикой.

Рене Декарт и философское обоснование рационализма – основы эстетики классицизма.

«Искусство поэзии» Н. Буало – свод норм и правил эстетики классицизма.

Барокко как эстетическая система.

Барокко в контексте русской культуры.

Особенности западного и восточного барокко.

Концепция «острого ума» в эстетических трактатах итальянского барокко.

Правила и каноны эстетики классицизма.

Вклад Джона Локка (1632-1704) в эстетику европейского Просвещения.

Проблема вкуса в эстетике Давида Юма (1711-1776).

Эстетика И.И. Винкельмана (1717-1786); «История искусства древности» (1764); Обоснование Винкельманом идеального характера античного искусства.

Движение «Бури и натиска» в немецкой эстетике конца 18 века.

Вкус как центральная категория просветительской эстетики.

Концепция «разума» в философии и эстетике Просвещения.
7. СРС по теме № 7 «Эстетическая проблематика в контексте немецкой классической философии и романтизма» (6 часов).

- Подготовка к терминологическому диктанту: антиномии, гений, прекрасное / возвышенное, идеал, ирония, гармония, грация, «игра», «эстетическая видимость», историзм, «наивное» искусство, «сентиментальное» искусство.


- Темы для самостоятельного исследования (форма контроля – тезисы ответа в рабочей тетради):

Эстетика в философских построениях Фихте.

«Письма об эстетическом воспитании человека» (1793-1795) Шиллера: идейно-философское содержание, проблематика.

Эстетические высказывания И.В. Гёте (1749-1832).

Эстетика К.В.Ф. Зольгера (1780-1819).

Учение Гегеля о трех формах исторического развития искусства.

Гегель об исторических судьбах искусства.

Система эстетических категорий в немецкой эстетике.


8. СРС по теме № 8 «Неклассическая эстетика XIX – начала ХХ века» (4 часа).
- Подготовка к терминологическому опросу по теме: эстетизм, иррационализм, аполлоновское, дионисийское (Ф. Ницше); интуиция (интуитивизм), «кинематографический механизм мышления» (интеллект), антиинтеллектуализм (А. Бергсон); формализм, «значимая форма» Клайв Белл); сублимация, психоанализ (З. Фрейд); «аналитическая психология», архетип (К.Г. Юнг); символ (Э. Кассирер); Gestalt = «целостный образ» = «структура», «целостная структура» = «форма» (гештальтпсихология), экзистенциализм.
- Разработать самостоятельно одну из предложенных тем (форма отчета – тезисный план, устное собеседование с преподавателем):

1. Эстетика гегелевской школы (младогегельянцы, правые гегельянцы, «умеренные» гегельянцы), эстетические взгляды Ф.Т. Фишера (1807-1887).

2. Наследие эстетики Канта в XIX – начале XX века (баденская, марбургская школы), эстетика Г. Когена (1842-1918).

3. Психологическая эстетика (Г.Т. Фехнер (1834-1887), Т. Липпс (1851-1914)).

4. Практическая эстетика (Р. Циммерман (1824-1898) и др.).

5. Эстетическое наследие Ф. Ницше в России.

6. Ницше и Достоевский.

7. Обоснование эстетизма в философских работах К. Леонтьева.

8. Эстетика рождающего пола Василия Розанова.

9. «Смех» А. Бергсона и эстетика интуитивизма.

10. Категория комического в эстетике А. Бергсона; «Смех» (1900).

11. Эстетические сочинения Б. Кроче. («Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика» (1920), «Проблемы эстетики» (1910), «Краткое изложение эстетики» (1913))

12. Прагматическая эстетика Д. Дьюи (1859-1952).

13. Концепция «значащей формы» Роджера Фрая (1896-1934) и Клайва Белла (1881-1964).

14. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и эстетика.

15. Эстетика символизма (Эрнст Кассирер, 1874-1945).

16. Эстетика русского символизма.

17. Гештальтпсихология и эстетика.

18. Социология искусства Франкфуртской школы.

19. Психоанализ и эстетика.

20. Психологические типы К. Юнга.
9. СРС по теме № 9 «Русская эстетика ХIХ-ХХ вв.» (4 часа).
- Уточнить объем содержания следующих понятий по теме:

1. «движущаяся эстетика», народность, «натуральная школа», реализм, критический реализм, типизация и характерность, служебная роль литературы (искусство – учебник жизни), определяющая роль содержания в произведении (революционные демократы);

2. мистицизм, цельное знание, философия жизни, Богочеловечество, всеединство, софийность, оправдание материи, плоти, обновленное христианство, теургическая функция искусства (В. Соловьев);

3. эстетизм, синкретизм (синтез) искусств, символ (символизм), декаданс (декадентство); диалогичность, полифоничность, хронотоп (М. Бахтин),

4. philokalia (филокалия), лики, икона, иконостас, канон (П. Флоренский).


- Письменная работа на одну из предложенных тем:

А.И. Герцен о литературе и искусстве.

Пушкинский цикл В.Г. Белинского.

Сочинение К.Н. Леонтьева «Стиль и веяние»: эстетические аспекты.

Обоснование эстетизма в философских работах К. Леонтьева.

Статьи В.В. Розанова о М.В. Нестерове («Молящаяся Русь», «Где же "религия молодости"?», «М.В. Нестеров»).

Эстетическая программа «Мира искусства».

И.А. Ильин об искусстве.

В.В. Розанов о Достоевском («Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского» (1891)).

Н.А. Бердяев о Достоевском.

Основные идеи работы М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского».

М.М. Бахтин: методология исследования романа.

Взаимовлияния в творчестве В. Соловьева и Ф. Достоевского («Сон смешного человека» как представление об идеале).

«Иконостас» Павла Флоренского: основные тезисы сочинения.

Эстетическая составляющая философии П.А. Флоренского.
10. СРС на тему № 10 «Эстетика модернизма и постмодернизма» (4 часа).
- Подготовьтесь по следующим вопросам; будьте готовы ответить на них письменно.

Что такое модерн? Каковы основные параметры эпохи модерна?

Перечислите основные направления эстетики модернизма.

В чем принципиальное отличие постмодерна от модерна?

Сопоставьте эпоху модерна и постмодерна, определите разницу.

Как можно было бы сформулировать основной принцип постмодерна?

Что такое «постметафизическое мышление»?

Каково отношение к Автору и Читателю, сложившееся в рамках культуры модерна и постмодерна?

Прокомментируйте понятия модерн, постмодерн, постмодернизм, мультикультурализм, нарративный дискурс, метанаррации, креативность, «смерть субъекта», плюрализм, «постметафизическое мышление», ризома, интертекст, «смерть автора», симулякр, симуляционная реальность, гиперреальность

Назовите наиболее видных представителей постмодернизма.


- Темы для самостоятельного исследования (форма контроля – тезисы ответа в рабочей тетради):

Манифест как форма репрезентации идей модернизма.

Культура как «симуляционная реальность»: концепция Ж. Бодрийяра.

Эстетика постмодерна как эстетика копии: концепция У. Эко.


Литература по курсу1



  1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М.В. Алпатов. – М., 1976.

  2. Аничков, Е.В. (Евгений Васильевич) Очерк развития эстетических учений / Е.В. Аничков. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 248 с. (Из наследия мировой философской мысли: эстетика)

  3. Асмус, В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики / В.Ф. Асмус. – М., 1968.

  4. Асмус, В.Ф. (Валентин Фердинандович) Эстетика Аристотеля / В.Ф. Асмус. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 72 с. (Из наследия мировой философской мысли: эстетика)

  5. Асмус, В.Ф. Философия и эстетика русского символизма / В.Ф. Асмус. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 88 с. (Из наследия мировой философской мысли: эстетика)

  6. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М., 1965.

  7. Бахтин, М.М. Искусство и ответственность; К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 2004.

  8. Бердяев, Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – М., 1989.

  9. Бычков, В.В. Византийская эстетика / В.В. Бычков. – М., 1977.

  10. Бычков, В.В. Эстетика / В.В. Бычков. – М., 2002.

  11. Буало, Н. Поэтическое искусство / Н. Буало. – М., 1937.

  12. Виппер, Б.Р. Искусство Древней Греции / Б.Р. Виппер. – М., 1972.

  13. Витрувий. Десять книг об архитектуре. – М., 2005.

  14. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М., 1968-1973.

  15. Гельвеций, К.А. Сочинения: в 2 т. / К.А. Гельвеций. – М., 1973.

  16. Гердер, И.Г. Идеи к философской истории человечества / И.Г. Гердер. – М., 1977.

  17. Гете, И.В. Статьи и мысли об искусстве / И.В. Гете. – М., 1936.

  18. Гулыга, А.В. Место эстетики в философии Канта. Философия Канта и современность / А.В. Гулыга. – М., 1974.

  19. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М., 1972.

  20. Дидро, Д. Собрание сочинений: в 10 т. / Д. Дидро. – М., 1935.

  21. Дидро, Д. Племянник Рамо / Д. Дидро. – М., 1956.

  22. Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. – М., 1997.

  23. Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. – М., 1972.

  24. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1-5. – М., 1962-1970.

  25. Каган, М. С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. – СПб., 1997.

  26. Казин, А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции / А.Л. Казин. – СПб, 2000.

  27. Кант, И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант. – М., 1963-1966.

  28. Кривцун, О.А. Эстетика: учебник / О.А. Кривцун. – М., 2006.

  29. Лазарев, В.Н. Леонардо да Винчи / В.Н. Лазарев. – М., 1952.

  30. Лейбниц, Г. Избранные философские сочинения / Г. Лейбниц. – М., 1908.

  31. Лелеко, В.Д. Эстетика повседневности: учебное пособие по с/к. / В.Д. Лелеко. – СПб., 1994.

  32. Лессинг, Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г.Э. Лессинг. – М., 1937.

  33. Лессинг, Г.Э. Избранные произведения / Г.Э. Лессинг. – М., 1953.

  34. Лихачев, Д. С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев. – СПб., 1994.

  35. Лосев, А.Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. – М., 1960.

  36. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. – М., 1963.

  37. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. – М., 1969.

  38. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика / А.Ф. Лосев. – М., 1974.

  39. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А.Ф. Лосев. – М., 1975.

  40. Маца, И.Л. (Иван Людвигович) История эстетических учений / И.Л, Маца. – М.: Изд-во МГУ, 1962. – 108 с.

  41. Миронов, А.М. История эстетических учений / А.М. Маца. – Казань, 1913.

  42. Овсянников, М.Ф. История эстетической мысли / М.Ф. Овсянников. – М., 1978.

  43. Овсянников, М.Ф., Смирнова З.В. Очерки истории эстетических учений / М.Ф. Овсянников. – М., 1962.

  44. Платон. Сочинения: в 3 т. – М., 1968-1971.

  45. Руссо об искусстве. – Л.-М., 1959.

  46. Руссо, Ж.-Ж. Избранные произведения / Ж.-Ж. Руссо. – М., 1961.

  47. Самсонов, Н.В. История эстетических учений. Ч. 1-3 / Н.В. Самсонов. – М., 1915.

  48. Флоренский, П. А. У водоразделов мысли. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский // Соч. в 2-х т. – М., 1990.

  49. Шеллинг, Ф.В.И. Философия искусства / Ф.В.И. Шеллинг. – М., 1966.

  50. Шестаков, В.П. История истории искусства / В.П. Шестаков. – М., 2008.

  51. Шестаков, В.П. (Вячеслав Павлович) История эстетических учений: учебное пособие / В.П. Шестаков. – М.: Книжный дом “ЛИБРОКОМ”, 2009. – 408 с.

  52. Юнг, К. Феномен духа в искусстве и науке / К.Г. Юнг. – М., 1992.



Составитель: Тарасова М.Р., доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ИФ СахГУ

1 Курсивом выделена литература, рекомендованная к ознакомлению; темным курсивом выделен учебник В.П. Шестакова, легший в основу курса; звездочкой отмечены книги из фондов научной библиотеки СахГУ, остальные источники и первоисточники могут быть полезны при подготовке индивидуальных самостоятельных заданий. Ряд указанных источников можно найти в более поздних переизданиях.





Когда грустишь в одиночку, зеркало усиливает одиночество. «Пшекруй»
ещё >>