Учебная программа дисциплины «Философия» Раздел История философии Тема Философия древних и средневековых цивилизаций - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины история философии 3 550.37kb.
Iii. Содержание программы Введение. Предмет философии 1 77.19kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия... 1 210.37kb.
Программа вступительного экзамена по философии 1 151.09kb.
1. Цель освоения дисциплины «История и философия науки» Курс «История... 4 638.61kb.
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной... 1 314.17kb.
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по философии Екатеринбург... 1 89.18kb.
Программа по философии и методологии науки раздел Предметная сфера... 1 123.6kb.
Программа «Философия права» Раздел I. Общие проблемы философии права. 1 34.34kb.
«Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций... 1 18.42kb.
Программа по курсу ''История Философии''. 2-й год обучения. 1 30.88kb.
Эвфемизм в испанском политическом дискурсе 1 47.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебная программа дисциплины «Философия» Раздел История философии Тема Философия - страница №1/1

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Философия»
Раздел 1. История философии

Тема 2. Философия древних и средневековых цивилизаций

Зарождение философской мысли: ее культурно-исторические предпосылки. Своеобразие философии в Древней Индии, Китае. Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Учение о бытии, проблема человека и общества, нравственных и правовых норм. Становление античной диалектики. Диалектика и диалог. Сократ. Платон. Аристотель.

Философия Средневековья. Изменение роли, социальных функций философии. Религиозный характер философской мысли. Учение Августина. Идеи Бога. Природа и человек как творение Бога. Душа и тело. Разум и воля. Учение о свободе воли. Понятие «священной истории». Философия Ф.Аквинского. Обоснование идеи Бога. Проблема разума и веры, сущности и существования. Спор о природе общих понятий (универсалий). Особенности развития философии в Византии. Средневековая философия мусульманского Востока. Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд.

Тема 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Европейская философия эпохи Возрождения и ее особенности. Социокультурные предпосылки эпохи Возрождения. Философские взгляды Н. Кузанского, Дж. Бруно, Г. Галилея. Социально – философские и политические идеи Дж. Вико, Н. Макиавелли. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Философия Нового времени и ее основные черты: Реформация и Просвещение, опора на опытную науку, разрыв со средневековой схоластикой, разработка методов познания и рационалистический характер. Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Локка, Т. Гоббса. Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма. Философия французских материалистов 18 века: Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха.

Тема 4. Западная философия XIXXX – начала XXI веков

Европейская философия XIX века. Взаимодействие рационализма и иррационализма. Традиция классицизма в философии. Немецкая классическая философия. Активно-деятельное понимание человека в немецком идеализме. Понятие свободы.Философские системы И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга и Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха, марксистская философия. Концепции социально-исторической практики, общественного сознания и идеологии. Зарождение философии иррационалистического направления. Философия А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора и Ф.Ницше. Становление философии позитивизма. Основные философские течения XX века.

Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XX века и их отражение в философской мысли. Усиление иррационализма в философии (М.Хайдеггер, А.Бергсон, Э.Гуссерель). Человек в мире и мир человека. Новая постановка проблемы человека в философии XX века. «Экзистенциальная философия» и ее разновидности (экзистенциализм, персонализм, философская антропология). Эволюция религиозной философии в XX столетии: современное состояние неотомизма. Позитивизм и «философия науки». Принцип проверяемости (верификации) и философия. Проблема знания и языка в философии XX века. Анализ языка и методов науки. Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии. Коренные изменения в производстве, политике, науке и культуре на рубеже XX и XXI веков. Тенденции и перспективы развития философии.

Тема 5. Русская философия

Истоки, периодизация, черты и традиции русской философии. Философская мысль в культуре Древней Руси и Московского царства. Практически - нравственная ориентация отечественной философии. Проблема человека. Тело и душа. Концепция «Москва – третий Рим». Иосифлянство и нестяжательство. Философия русского Просвещения (Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Русская религиозная философия XIX – нач.XX веков и ее связь с литературой. (А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой). Философия русского космизма (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский). Философия «всеединства» В.С.Соловьева. Философия свободы Н.А.Бердяева. Славянофилы и западники. Философские взгляды революционеров – демократов (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов.). Марксизм в России (В.Г.Плеханов, В.И. Ленин, Л.Д.Троцкий и др.).

Основные этапы марксистской философии в советский период. Современное состояние отечественной философской мысли.

Раздел 2. Основы философии

Тема 6. Проблема бытия в философии

Проблема в истории философии. Зарождение проблемы бытия в древнегреческой философии (Парменид). Бытие мира и человека в философии Древнего Востока. Провиденциализм бытия в философии эпохи Средневековья. Концепция бытия в философии Нового времени. Тождество бытия и мышления в философии Г.Гегеля. Марксистская концепция материального единства мира и бытия. Рационалистические и иррационалистические концепции бытия в современной философии. Бытие как фундаментальная характеристика мира.

Бытие мира как совокупная реальность. Природное и социальное бытие. Материя как философская категория. Движение и развитие. Формы движения материи. Уровни организации материи. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Онтологический статус земной жизни. Основные формы движения, их соотношение и качественное различие. Мир природы и мир свободы. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживой и живой природе. Методологическое значение категорий движения, пространства и времени для теоретической и практической подготовки специалистов юридического и экономического профиля.

Тема 7. Философские, религиозные и научные картины мира

Понятие картины мира. Художественные картины мира. Специфика. Природоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, антропокосмизм. Прогностический н эвристический потенциал философских картин мира. Понятие ноосферы. Картина в христианской, исламской и буддистской онтологиях. Естественнонаучная картина мира, ее основные признаки. Механическая картина мира.

Дисциплинарно - организованные картины мира. Лапласовский детерминизм. Теория относительности. Глобальный эволюционизм. Концепция «большого взрыва». Антропный принцип в со­временном естествознании. Теория расширяющейся и пульсирующей Вселенной. Теория синергетики, ее основные понятия (аттрактор, бифуркация, флуктация, диссипация). Учение о биосфере и ноосфере.

Проблема жизни, ее конечности и бесконечности в условиях Земли, ее уникальности или множественности во Вселенной.



Тема 8. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии

Диалектика как научная система. Исторические формы диалектики. Современные трактовки диалектики. Структура диалектики. Диалектика как система принципов, законов, категорий. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика и её альтернативы. Сущность и содержание принципов диалектики. Категории отношения, связи, взаимодействия, независимости. Развитие, его модели и законы.

Всеобщая связь и взаимозависимость явлений природы и социальной жизни в познании законов социальной практики в творческом мышлении специалистов юридического и экономического профиля.

Тема 9. Всеобщие законы диалектики

Закон единства и борьбы противоположностей. Тождество, различие, противоположность. Противоречие как источник движения и развития. Развитие как процесс возникновения роста и разрешения противоречий. Противоречия в современном мире. Человек в лабиринтах противоречий. Противоречие как логическая форма научно-теоретического мышления. Особенности проявления закона противоречия в социальных отношениях. Специфика социальных противоречий и способы их разрешения. Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей для практической деятельности.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.

Категории качества, количества, меры, скачка. Становление единства качественной и количественной определённости в мире. Количественные и качественные изменения в природе. Методологическое значение закона количественных и качественных изменения для теории и практики.

Закон отрицания отрицания. Диалектическое отрицание и его черты. Преемственность в развитии живой природы от низших организмов к высшим. Формы проявления диалектического отрицания. Методическое значение закона отрицания в научном познании и практической деятельности специалистов юридического и экономического профиля. Единство и взаимодействие законов развития.

Тема 10. Философские категории как отражение универсальных связей бытия

Понятие категории. Специфика философских категорий и их общая характеристика. Проблема систематизации категорий философии. Категории диалектики как отражение многообразных закономерных связей, ступени познания мира и инструменты практической деятельности человека.

Содержание основных диалектических категорий. Философский смысл и закономерности взаимосвязи основных категорий диалектики: единичное и общее, содержание и форма, явление и сущность, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и

действительность. Роль категорий в познавательной и практической деятельности человека.



Тема 11. Проблема сознания в философии

Основные гипотезы происхождения сознания. Формирование сознания в онто- и филогенезе человека. Сознание и мозг. Физикалистская, дуалистическая, информационная и трансперсональная концепция сознания. Бессознательное, подсознательное, сознательное, надсознательное. Проблема идеального и форм его бытия. Объективация и субъективация как явление сознания. Сознание и язык. Современное языкознание: семантика, семиотика, семиология. Проблема искусственного языка и искусственного интеллекта. Значение и смысл. Ценностно-смысловая структура сознания. Самосознание. Творческая активность сознания.



Тема 12. Познание как процесс отражения действительности

Отражение мира в сознании как познание. Проблема познаваемости мира: когнитивный оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Агностицизм И. Канта и концепция "специфической энергии" органов чувств И. Мюллера. Познание как взаимодействие субъекта и объекта познавательной деятельности. Учение Д. Локка о первичных и вторичных качествах; его современная интерпретация.

Рациональное и эмпирическое (чувственное) познание. Формы чувственного и эмпирического познания, их диалектическое единство. Иррациональное познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Истина и ее критерии. Абсолютная, относительная и конкретная истины как моменты объективной истины. Практика как критерий истины. Истина как соответствие знания о предмете самому предмету. Вспомогательные критерии истины.



Тема 13. Научное познание. Его уровни, формы и методы

Наука. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Классификация наук по их пpeдмeтнoмy своеобразию и отношению к практике. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы, методы. "Творческое конструирование" знания на теоретическом уровне. Теоретический уровень научного познания, его формы и методы. Сущность, специфика, методология и методы научного исследования. Предвидение. Метатеоретический уровень научного познания. Понятие научной парадигмы. Смена парадигм в истории науки как научные революции и смена типов рациональности.



Тема 14. Философские учения о природе и человеке

Проблема возникновения человека в мифологических, религиозных и философских картинах мира. Основные идеи философской антропологии XX века. (М.Шелер, А. Гелен, Г.Плесснер). Феномен человека в учении Т. де Шардена.

Человек и природа. Единство духовного и телесного, биологического и социального в человеке. Многозначность человеческого бытия. Индивидуальное и социальное бытие. Духовное и телесное развитие человека в условиях современной цивилизации. Уникальность и самоценность индивидуальной человеческой жизни. Душа человека (С.Л. Франк).

Человек как предмет философского анализа. Сущность, значение и трудности саморефлексии. Взаимодополняемость естественных, гуманитарных наук, религии, искусства в формировании современного учения о человеке и его месте в мире.



Тема 15. Личность. Проблемы свободы и ответственности

Проблема личности в философии. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Основные сущностные свойства личности: человечность, социальность, духовность, деятельность, разумность, индивидуальность. Структура личности. Личность – коллектив – общество.

Гуманизм как течение общественной мысли и социальная практика. Отчуждение личности, его формы и пути преодоления.

Исторические типы личности: восхождение от личной зависимости к свободной индивидуальности. Проблема свободы и необходимости в различных философских концепциях. Формы и проявления свободы личности. Свобода, права и обязанности. Ответственность как мера свободы личности. Факторы формирования и разрушения личности.



Тема 16. Смысл жизни и деятельности человека

Проблема смысла жизни и деятельности в истории философии. Смысл жизни как стремление к разрешению противоречий индивидуального и социального бытия. Абсолютность и относительность смысла жизни. Критерии индивидуального смысла человеческой жизни и их соотношение с социальными ценностями. Основные ценности человеческой жизнедеятельности. Человек и его жизнь как высшая социальная ценность. Проблема обретения смысла жизни человеком.


Раздел 3. Социальная философия

Тема 17. Философия общества

Общество как феномен жизненного мира. Понятие общества и его основные признаки. Общество как социальный способ бытия человека,

продукт взаимодействия людей, результат творчества человека. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Социальные системы: структурно-компонентный и функциональный анализ. Социальное бытие общества. Человек в системе социальных связей. Кон­цепции социальной структуры и социальной стратификации общества. Экономическое бытие общества. Производство и его роль в жизни человека. Политическое бытие общества. Экономика и политика. Государство и гражданское общество. Духовное бытие. Философские основания построения теоретической модели общества, современные альтернативы (позитивизм, исторический материализм, феноменология), возможности и границы концептуального взаимодействия и синтеза. Общество в историческом измерении. Аграрное и индустриальное общество. Постиндустриальное общество и его основные концепции (информационное, программируемое, коммуникативное, постэкономическое, сверхиндустриальное, технотронное и другие).

Тема 18. Философия истории

Проблема сущностного воспроизведения мирового исторического процесса. Мир как данность и мир как становление. Человек и естественно - исторический процесс. Единство и многообразие мировой истории. Проблема относительной устойчивости и конвергенции социальных состояний. История как предмет философского анализа. Типология общественной жизни. Понятие исторической эпохи, цивилизации, общественно-экономической формации, стадий экономического роста.

Теологические, философские, натуралистические, культурологические концепции истории. Философский смысл проблемы начала и конца человеческой истории. Направленность исторического развития. Специфика эпох исторического процесса, его фигуры, субъекты, закономерности. Общественный прогресс и его критерии.

Тема 19. Проблема насилия в общественной теории и практике

Насилие как философская проблема и глобальная проблема современности. Насилие в рамках межсубъектных отношений. Структурное насилие. Насилие как ограничение свободы выбора факторами социальной среды. Игровое и реактивное насилие. Зависть. Ревность. Месть. «Архаическая жажда крови". Некрофилия. Мазохизм. Садизм. Мотивированное и немотивированное насилие. Формы социального насилия: экономическое, политическое, правовое, идеологическое, социально-психологическое и иррациональное. Ценностно-мотивированное насилие. Язык как репрессивная сила. Насилие и медицина. Природа и типы политического насилия. Агрессия. Эволюция репрес­сивных органов и технологии насилия. Роль насилия в общественно-историческом процессе.



Тема 20. Духовное в обществе и жизнедеятельности человека

Понятие духа в религиозной традиции. Объективное и субъективное понимание духа в мировой философии. Дух как трансцендентная реальность. Духовная и психологическая реальность. Духовные основы общества. Дуализм духа и тела в культуре и его негативные последствия. Духовность и ее основные критерии. Дух и душа. Дух и тело. Философия сердца.

Мировоззренческие универсалии как основания культуры и жизнедеятельности человека. Субъектные и объектные типы универ­салий. Цель, идея, идеал. Святость. Аксиология. Ценность как ядро выбора программ

жизнедеятельности. Проблема переоценки ценностей. Философия как рефлексия над мировоззренческими основаниями культуры.



Тема 21. Формы духовного освоения мира

Специфика духовной деятельности. Общественное сознание и его структура. Общественная идеология и общественная психология. Формы общественного сознания. Реализация идеалов и ценностей в искусстве, рели­гии и нравственности как высших проявлениях человеческой духовности. Христианские ценности. Религия, мораль, искусство, наука. Благо. Истина и Красота - исходные и базовые ценности духовной жизни человечества. Роль духовного фактора в современной войне. Духовная безопасность.



Тема 22. Человек как творец и творение культуры

Человек как субъект практики и творец культуры. Эволюция ценност­ного сознания и исторические типы культуры. Духовные ценности как содержательная основа и ядро культуры. Культура как единство процесса и результата осознания, освоения, функционирования и передачи последующим поколениям материальных и духовых ценностей.

Структура ценностей и уровни культуры. Ценность и отчуждение. Культура личности и культура народа. Культура в русской философии. Духовная культура как основа единства и свободного развития наций. Свобода – универсальная ценность. Культура – сфера свободы самораскрытия и самоосуществления человека в обществе и природе.

Культуры Востока, Запада и России как исторически сложившиеся типы культуры. Мудрость Востока и традиции философии Запада. Формы и способы мышления. Диалог Востока и Запада как форма взаимодействия и взаимовлияния культур. Человек, общество, культура.



Тема 23. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Цивилизации как объект философского анализа. Сущность, структура и признаки цивилизации. Мировая цивилизация как мера осуществления непреходящих культурных ценностей, являющихся общим достоянием человечества. Цивилизационные основы существования человечества. Исторические типы развития мировой цивилизации. Основные черты и особенности современного этапа мировой цивилизации. Единство и многообразие локальных форм цивилизации (региональных, культурных, национальных). Взаимодействие различных социально-культурных систем в рамках современной цивилизации: противостояние и ковнвергенция. Методологическое значение анализа цивилизации для теории общественного развития.



Тема 24. Человечество перед лицом глобальных проблем современности

Понятие глобальной проблемы современности: источники, признаки, роль и значение в жизни общества. Классификация глобальных проблем современности и их мировоззренческий смысл. Острейшие жизненные проблемы на рубеже 20 - 21 веков. и возможная методология их ослабления и разрешения. Проблема войны и мира как кардинальная проблема современности. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблема преодоления отсталости в развитии народов. Проблема освоения Мирового океана и Космоса в мирных целях. Приоритет общечеловеческих ценностей в решении глобальных проблем, направленных на выживание человечества и природы. Коэволюционная стратегия как ответ на вызов истории.



Тематика контрольных работ

для подготовки к зачету


  1. Философия и наука: характер взаимодействия.

  2. Предмет философии в историческом изменении и на современном этапе.

  3. Мировоззренческое и методологическое значение философии для практической деятельности специалистов юридического (экономического) профиля.

  4. Проблема классификации философских систем: исторический и проблемный аспекты.

  5. Исторические особенности и современное значение философии Древнего Востока.

  6. Зарождение и развитие индийской философии.

  7. Зарождение и основные этапы развития китайской философии.

  8. Характерные черты и направления философии Древней Греции.

  9. Философия Древнего Рима: содержание и историческое значение.

  10. Характерные черты и основные проблемы западной философии эпохи Средневековья.

  11. Характеристика западно-европейской философии эпохи Возрождения.

  12. Проблема методов познания в философии Нового времени.

  13. Содержание и историческое значение философии Ф.Бэкона.

  14. Содержание и историческое значение философии Дж. Локка.

  15. Содержание и современное значение философии Т. Гоббса.

  16. Философская система Р. Декарта.

  17. Философские взгляды Б.Спинозы.

  18. Философские взгляды Дж.Беркли и Д.Юма.

  19. Философия французких материалистов XVIII века.

  20. Взаимодействие рационализма и иррационализма в европейской философии XIX века.

  21. Научная и философская деятельность И.Канта.

  22. Зарождение и историческое значение немецкой классической философии.

  23. Философия Г.Гегеля как высшее достижение немецкой классической философии.

  24. Антропологический материализм в философии Л.Фейербаха.

  25. Содержание, основные черты и исторические судьбы марксистской философии.

  26. Зарождение и основные этапы развития философии позитивизма.

  27. Возникновение и развитие философии экзистенциализма.

  28. Неотомизм как возрожденная философия Ф. Аквинского.

  29. Развитие философии неопозитивизма в XX веке.

  30. Содержание и современное значение философской герменевтики.

  31. Зарождение и основные этапы развития русской философии.

  32. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX - XX веков.

  33. Революционно-демократическое направление в русской философии.

  34. Философия марксизма в России.

  35. Философия всеединства Вл. Соловьева.

  36. Философия свободы Н.Бердяева.

  37. Истоки и смысл русского коммунизма в одноименной работе Н.Бердяева.

  38. Философские взгляды Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.

  39. Борьба западничества и славянофильства в русской философии.

  40. Философские взгляды И.А. Ильина.

  41. Сравнительный анализ философских взглядов Г.В. Плеханова и В.И. Ленина: кто оказался прав?

  42. Проблема Русской Идеи в отечественной философии и ее современное значение.

  43. Философская проблема бытия: основные этапы развития.

  44. Соотношение материальных и духовных форм бытия в философии.

  45. Категории пространства и времени в свете данных современной науки.

  46. Современная наука о строении и свойствах объективной реальности.

  47. Закон единства и борьбы противоположностей, его методологическое значение.

  48. Философское содержание закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

  49. Содержание и методологическое значение философского закона отрицания отрицания.

  50. Содержание и методологическое значение основных диалектических категорий.

  51. Проблема познаваемости мира в философии.

  52. Методология и логика познавательной деятельности человека.

  53. Истина и заблуждение в познавательной и практической деятельности человека.

  54. Проблема культуры и цивилизации в философии.

  55. Россия в диалоге западной и восточной культур - цивилизаций.

  56. Соотношение эволюционного и революционного в историческом процессе.

  57. Общество: системность, познание и управление.

  58. Соотношение формационного и цивилизационного подходов к истории.

  59. Проблема человека: соотношение биологического и социального.

  60. Личность и общество: закономерности взаимодействия.

  61. Свобода и ответственность личности в современных условиях

  62. Смысл жизни человека и основные предпосылки его обретения.

  63. Духовность личности и проблемы ее формирования у человека.

  64. Возникновение и развитие философской антропологии.

  65. Духовная жизнь современного российского общества.

  66. Нужна ли России общенациональная идея и национально-государственная идеология?

  67. Политическое сознание современного российского общества.

  68. Мораль и проблемы нравственного развития человека в России.

  69. Философские и методологические проблемы современной науки.

  70. Правовое сознание и формирование правовой культуры человека.

  71. Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации.

  72. Человек в современном информационно-техническом мире.


Перечень вопросов к экзамену


  1. Понятие философского знания. Соотношение философии и частных наук.

  2. Мировоззрение и его структура. Исторические типы и формы мировоззрений.

  3. Предназначение, смысл и функции философии.

  4. Характеристика философии Древнего Востока (конфуцианство, даосизм, философия йоги и др.).

  5. Философия Древней Греции и Рима. (Античная философия).

  6. Характеристика и основные проблемы философии Средних веков.

  7. Европейская философия эпохи Возрождения.

  8. Основные проблемы и черты философии Нового времени.

  9. Разработка метода научного исследования в философии XVII в. Ф.Бэкон и Декарт.

  10. Философия Б.Спинозы, Д.Беркли.

  11. Зарождение и развитие немецкой классической философии.

  12. Философия И.Канта.

  13. Диалектика Г.Гегеля. Учение о саморазвитии абсолютной идеи. Понятие диалектического метода.

  14. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Религия любви.

  15. Возникновение и содержание марксистской философии.

  16. Традиции и особенности русской философии конца XIX – нач.XX вв.

  17. Русская идея В.Соловьева.

  18. Учения Л.Толстого о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии.

  19. Революционно-демократическое направление в русской философии. Марксизм в России.

  20. Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях.

  21. Проблема бытия в философии. Формы, виды и уровни бытия.

  22. Движение как атрибутивный способ бытия.

  23. Пространство и время как объективные формы бытия.

  24. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.

  25. Философская, религиозная и научная картины мира.

  26. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

  27. .Концепция развития. Диалектика, метафизика, схоластика, эклектика.

  28. Философские принципы как наивысшее абстрактное отражение действительности.

  29. Закон как философская категория. Классификация законов.

  30. Закон единства и борьбы противоположностей.

  31. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

  32. Содержание закона отрицания отрицания.

  33. Сущность и специфика философских категорий.

  34. Категории «единичное», «особенное», «общее», их методологическое значение.

  35. Категории «сущность» и «явление».

  36. Категории «форма» и «содержание», их значение.

  37. Диалектика возможности и действительности. Содержание и взаимосвязь категорий «причина» и «следствие».

  38. Сознание, его происхождение и сущность.

  39. Отражение как всеобщее свойство материи и его формы. Сознание как высшая форма отражения.

  40. Структура и функции сознания.

  41. Философские концепции познания.

  42. Сущность, структура и функции познания.

  43. Субъект и объект познания.

  44. Познание как процесс отражения действительности. Основные уровни и этапы познавательной деятельности человека.

  45. Философское учение об истине.

  46. Роль науки в развитии современной цивилизации.

  47. Человек как объект философского анализа.

  48. Человек и личность. Личность как проявление внутренней жизни индивида.

  49. Структура личности и основные факторы ее формирования.

  50. Свобода и ответственность личности в обществе.

  51. Личность и ценности. Смысл жизни и деятельности человека.

  52. Общество как система основных сфер жизнедеятельности.

  53. Субъекты исторического развития.

  54. Детерминанты исторического процесса. Социально-классовая и стратификационная структуры общества.

  55. Основные концепции цивилизации.

  56. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

  57. Проблема насилия в общественной теории и практике.

  58. Содержание, структура и функции духовной жизни общества.

  59. Общественное сознание и его структура.

  60. Формы общественного сознания и формирование личности. Мораль и нравственность. Основные проблемы нравственного воспитания человека.

  61. Религия и функционирование религиозного сознания в России.

  62. Философия культуры: сущность, структура, функции.

  63. Основные проблемы культуры общества и личности.

  64. Философия современных глобальных проблем.

Список рекомендуемой литературы

Учебники:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов – М.: «Проспект»,1997.

  2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник для ВУЗов – М.: «Аспект – Пресс», 2000.

  3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ВУЗов – М.: «Логос»,1999.

  4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: учебник – М.: «Инфра – М»,1999.

  5. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для ВУЗов. – Волгоград: Комитет по печати, 1996.

  6. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: «Проспект», 1998.

  7. Основы современной философии. – СПб.: «Лань»,1999.

  8. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: «Гардарика», 1998.

  9. Философия: учебник для юридич.ВУЗов.- СПб.: СПб УМВД России, 1999.

Учебные пособия:

  1. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие для юридич.ВУЗов /Под ред. д.ф.н., проф. Б.И.Каверина – М.: Юриспруденция, 2001.

  2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебное пособие. – М.: «Аспект- Пресс», 1996.

  3. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие. – М.: Высшая шк., 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. В.И.Кириллова. В 2-х ч. – М.: «Юрист», 1999.

  5. Философия: Учебное пособие/ Под ред.проф. В.Н.Лавриенко. – М.: «Юрист», 1996.

Хрестоматии:

  1. Антология русской философии. В 3-х т. – СПб.: «Сенсор», 2000.

  2. Мир философии: Хрестоматия. В 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991.

  3. Мир русской философии: Хрестоматия. СПб.: Изд-во «Пик», 1996.

  4. Социальная философия: Хрестоматия в 2-х ч. – М.: Высш.шк.,1994.

  5. Хрестоматия по философии: Учебное пособие – М.: «Гардарика»,1997.





Афоризм — это мысль, высказанная иностранным автором. Антон Лигов
ещё >>