Учебная программа дисциплины дисциплина гсэ. Р. 1 Культурология Укрупненная группа 040000 Социальные науки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа дисциплины дисциплина гсэ. Ф. 7 Экономика Укрупненная... 1 317.03kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина гсэ. В3 Ювенология Укрупненная... 1 185.92kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина гсэ. Ф. 1 Иностранный язык... 1 195.19kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 1 Антропология Укрупненная... 1 182.89kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина фтд. 2 Библиография Укрупненная... 1 134.06kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина дс. Р. 8 Социальная работа... 1 235.66kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина фтд. 5 Супервизорство в социальной... 1 213.1kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина гсэ. В1 История государства... 1 321.81kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина опд. Ф 1 Социология: Общая... 3 450.75kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина опд. Ф 1 Социология: Общая... 3 452.58kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина опд. Ф 2 Социология: Социология... 1 213.51kb.
Сборник текстов (ридер) к модулю повышения квалификации по истории... 7 1415.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебная программа дисциплины дисциплина гсэ. Р. 1 Культурология Укрупненная группа - страница №1/3



Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


СОГЛАСОВАНО



Директор Юридического института

__________________/ И.В. Шишко/

« » 2008 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина ГСЭ.Р.1 Культурология
Укрупненная группа 040000 Социальные науки
Направление 040100.62 Социальная работа
Институт Гуманитарный
Кафедра Культурологии
Красноярск

2008


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки» направления 040100.62 «Социальная работа»

Программу составили:

профессор кафедры культурологи Копцева Н.П. ____________

( подпись)

старший преподаватель кафедры культурологи Бахова Н.А. ____________



( подпись)
ассистент кафедры культурологи Сертакова Е.А.____________

( подпись)
Учебная программа согласована с кафедрой теории и методики социальной работы

Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________



(подпись)
Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ Юридического института

«07» февраля 2008 г. протокол № 4

Председатель НМСИ Басалаева С.П. _____________

(подпись)
Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: __________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 200__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой _________________________



(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:


Директор ______________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)



1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Учебная дисциплина «Культурология» является одной из базовых общепрофессиональных дисциплин блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения.

Учебный курс «Культурология» состоит из четырех разделов: 1) структура и состав современного культурологического знания; 2) основные категории и понятия современной культурологии; 3) типология культур; 4) актуальные проблемы современной культурологии.

Цель данного курса – формирование современного научного мировоззрения и воспитание духовной культуры выпускников на основе самых лучших достижений мировой и отечественной культурологической мысли.

Учебный курс «Культурология» предлагает студентам знание о месте культуры в социуме, её сущности и происхождении, структуре и составе культурологического знания, знакомит слушателей с историей культурологической мысли (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения), категориальным аппаратом данной области знания, раскрывает существо проблем современной культурологии, влияние на сферы общественно-политической жизни.

Учебная дисциплина «Культурология», ориентирующая на овладение интеллектуальными гуманитарными технологиями, призвана через активное включение индивида в общекультурную среду в качестве необходимой части культурного пространства, способствовать формированию мировоззренческой позиции, всесторонне развитой личности студента для осуществления научной, профессиональной деятельности. Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, направлены на воспитание духовной составляющей, что необходимо и востребовано не только в будущей профессиональной деятельности, но также в личностном и социальном общении.

Учебная дисциплина «Культурология» носит ярко выраженный междисциплинарный характер, её изучение базируется на знании истории философских учений, мировой и отечественной истории, истории искусства, истории религии, социологии, антропологии, политологии.



Основные дидактические единицы: структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культурологические основы социальной работы.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Задачи изучения дисциплины формируются на основе изложения требований к формированию соответствующих знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

В результате изучения учебой дисциплины «Культурология» студент должен:



знать: историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки; место культурологии в методологической иерархии социальных наук; знать подходы исторической типологии культуры; знать современные концепции культурологической мысли.

уметь: уметь использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной и социальной деятельности, профессиональной и социальной коммуникации, межнациональном, межкультурном, межличностном общении; выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования; критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности; способность к социально - культурной адаптации; уметь критически переосмысливать свой социальный опыт.


1.3 Межпредметная связь
Перечень основных дисциплин и их разделов (тем), усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.

1. Философия.

Темы: предмет философии. Место и роль философии в культуре. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

2. Мировая и отечественная история.

Темы: типы цивилизаций в древности; проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах; цивилизация древней Руси; место Средневековья во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь; тенденции становления цивилизации в русских землях; проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе; складывание Московского государства; Европа в начале Нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации; Россия в ХУ-ХУП вв. ХУШ век в европейской и северо-американской истории; проблема перехода в "царство разума" особенности российской модернизации в ХУШ в.; духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу; основные тенденции развития всемирной истории в Х1Х веке; пути развития России; Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России; место ХХ в. во всемирно-историческом процессе; новый уровень исторического синтеза; глобальная история; менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе, России и в других регионах мира.

3. История религии.

Темы: религия как феномен культуры. Ранние формы религиозной культуры. История индуизма и буддизма, конфуцианства и даосизма. История иудаизма. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии. История ислама и специфика исламской культуры. История православия и православной культуры Византии и России. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм в мировых религиях. Культура межконфессионального диалога в ХХ веке.

4. История науки.

Темы: предпосылки возникновения науки; генезис и основания науки Нового времени; наука в XX веке; структура, форма, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности; наука как социальный институт; специализация научного знания и проблемы его синтеза; научно-техническая революция и современные глобальные проблемы науки.

5. Политология.

Темы: Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

6. Социология.

Темы: Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных


единиц

(часов)

Семестр



Общая трудоемкость дисциплины

68 ч.

2

Аудиторные занятия:

34 ч.

2

лекции

34 ч

2

семинарские занятия (СЗ)

-

-

Самостоятельная работа:

34 ч.




изучение теоретического курса (ТО)

28 ч.

-

реферат

-

-

другие виды самостоятельной работы (творческая работа)

6 ч.

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

2



3. Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)


п/п


Раздел дисциплины

Лекции

(часы)


Самостоятельная

работа


(часы)

Раздел 1. Структура и состав современного культурологического знания.

8 ч.

8 ч.

1

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры.

2 ч.

2 ч.

2

Социология культуры, культурная антропология

2 ч.

2 ч.

3

Культурология и история культуры

2 ч.

2 ч.

4

Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований

2 ч.

2 ч.

Раздел 2. Основные категории и понятия современной культурологии.

8 ч.

8 ч.

5

Культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры

2 ч.

2 ч.

6

Язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации

2 ч.

2 ч.

7

Культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира

2 ч.

2 ч.

8

Социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация

2 ч.

1 ч.

Раздел 3. Типология культур.

8 ч.

8 ч.

9

Типология культур. Этническая и национальная, элитная и массовая культуры.

2 ч.

2 ч.

10

Восточные и западные типы культур.

2 ч.

2 ч.

11

Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры

2 ч.

2 ч.

12

Место и роль России в мировой культуре.

2 ч.

2 ч.

Раздел 4. Актуальные проблемы современной культурологии.


10 ч.

10 ч.

13

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

1 ч.

1 ч.

14

Культура и природа.

1 ч.

1 ч.

15

Культура и общество.

2 ч.

2 ч.

16

Культура и глобальные проблемы современности.

2 ч.

1 ч.

17

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

2 ч.

1 ч.

18

Культурологические основы социальной работы

2 ч.

2 ч.

Всего:

34

34



3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Раздел 1. Теория культуры. – 8 часов лекционной работы и 8 часов самостоятельной работы.
Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры.
Содержание:
Понятие «культурология». Место культурологии в системе гуманитарных и социальных дисциплин высшего профессионального образования. «Культурология» как научная школа культурных исследований Л.Э. Уайта. Cultural studies в университетах США, Европы и Канады. Дискуссия о культурологии в российских исследованиях. Комплекс наук о культуре.

Философия культуры. Генезис понятия «культура» в интеллектуальной истории человечества: культура как земледелие, культура как интеллектуальная деятельность, культура как идеалообразование.

Школы философии культуры О. Шпенглера, Ф. Ницше, В. Дильтея, Г. Зиммеля.

Философия культуры неокантианства: концепции Г. Риккерта, В. Виндельбанда, Э. Кассирера.

Философия культуры в психоанализе З. Фрейда и аналитической психологии К.-Г. Юнга.

Отечественная философия культуры: В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков. Понимание культуры в советской философии. Постсоветские дискуссии о философском исследовании культуры.


Основная литература:

  1. Драч, Г.В. Культурология в системе социогуманитарного знания / Культурология: учеб. пособие для вузов // Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. – СПб., 2011. - С. 12-25


Дополнительная литература:

  1. Философия культуры XX века // Философия культуры. Становление и развитие: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Шапиро.– СПб., 1998. - С.167-182

  2. Уайт, Л.Э. Наука о культуре // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры / ред. С. Левит. – СПб., 2006. - С.141-157


Конспект

  1. Иконникова, С.Н. Структура культурологии как науки // С.Н. Иконникова. История культурологических теорий. - СПб., 2005. - С. 18-27


Тема 2. Социология культуры. Культурная антропология.
Содержание:
Место социологии культуры в системе культурных исследований. Основная проблематика социальных исследований культуры. Основные этапы в развитии социологии культуры. Классическая и современная социология культуры.

Появление культурной (социальной) антропологии в Британии последней трети 19 – первой трети 20 вв. Основные школы и подходы культурной антропологии: эволюционизм, диффузионизм, психоанализ, «Культура-и-Личность», функционализм, структурализм, постструктурализм, психологическая антропология, урбанистическая антропология, кросс-культурные исследования. Современные тенденции в культурной (социальной) антропологии.


Основная литература:

  1. Белик, А.А. Методы и основные направления в культурной (социальной) антропологии // Культурная (социальная) антропология: учеб. пособие. – М., 2009. – С.27-48


Дополнительная литература:

  1. Ионин, Л.Г. Социологическое понятие культуры // Социология культуры: учеб. пособие для вузов.- М., 2004.- С.57-59

  2. Никишенков, А. Британская социальная антропология в межвоенный период (20-е - 40-е гг. XX в.) // История британской социальной антропологии. – СПб, 2008. - С. 125-169

  3. Флиер, А.Я. Культурные роли в процессах социального действия // Флиер А.Я. Культурология 20-11. М., 2011. - С.330-346

Конспект

1. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с франц., составл., вступ. ст. и примеч. А.Гофмана. - М., 2008.- С. 375-395



следующая страница >>



Невозможно поцеловать девушку неожиданно, но можно поцеловать ее быстрее, чем она ожидает.
ещё >>