Учебная экологическая тропа основные требования к учебной экологической тропе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экологическая тропа Школьное лесничество 1 70.04kb.
Экскурсия учебная экологическая тропа: «Разнообразие голосеменных... 1 105.73kb.
Проект «на экологической тропе» или «кабинет в природе» 1 89.89kb.
Программа «Экологическая тропа и изучение видового разнообразия растений... 1 70.11kb.
Экологическая политика: вектор экологической ответственности 1 164.66kb.
Природно-краеведческий путеводитель моу сош №21 1 85.21kb.
Экологическая тропа как одна из форм учебно исследовательской деятельности... 1 87.67kb.
Программа учебной дисциплины Экологическая политика (Environmental... 1 199.7kb.
Мариуш Вильк Волчий блокнот Волчья тропа 13 2116.61kb.
Тропа здоровья” “Тропа здоровья” 1 49.47kb.
Консультация для педагогов Увлекательное путешествие по экологической... 1 74.52kb.
Экологическая тропа как одна из форм учебно исследовательской деятельности... 1 87.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебная экологическая тропа основные требования к учебной экологической тропе - страница №1/1

УЧЕБНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ
Учебная экологическая тропа – одна из форм природоохранной организации изучаемой территории.

Основное назначение тропы – воспитание у школьников любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и личной ответственности за ее судьбу. Однако это не возможно без знания законов природы, основных экологических принципов и сознательного отношения к ним.

Учебная экологическая тропа проложена по территории села Петропавловское и за ее пределами.

Протяженность тропы составляет 2.5 км. Время прохождения 3 часа. Оптимальное число экскурсантов – 15 человек. Возраст экскурсантов самый различный, но все же основной контингент организованных экскурсий – учащиеся 5 – 10 классов. В зависимости от возраста учащихся меняются цели, задачи тропы, содержание рассказа и глубина раскрытия темы, конкретные примеры ознакомления с природными объектами.

Учебная тропа в своем начальном пункте и на каждой остановке оборудована информационными щитами с планом тропы, текстом о ее природных достопримечательностях и взаимоотношениях природы и человека.

Основные требования к выбору тропы:

1. Доступность для посетителей.

2. Информативность, т.е. способность удовлетворить познавательные потребности.

При составлении текста учитывался характер воздействия его не только на разум, но и на чувства посетителей.
ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ

/в начале тропы/
Все мы, ныне живущие,

В ответе за природу

Перед потомками,

Перед историей.

Дорогие ребята! Мы приглашаем вас на экологическую тропу. И очень надеемся, что, пройдя по ней, вы измените, свое отношение к природе, лучше ее узнаете, поймете, а значит, и захотите ее сохранить.



ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 1

ЛЕСОПАРК
Много леса – не губи,

Много леса – береги,

Нету леса – посади.

Единственное место на территории села, где можно наблюдать разнообразие древесной, кустарниковой и травянистой растительности.



ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 2

ЛЕСНАЯ АПТЕКА

С древних времен люди познали целебную силу растений. Они помогают человеку избавиться от многих недугов, восстановить силы, укрепить здоровье.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 3

ОВРАГ
Овраги – подлинный бич земли – землевладельцев и скотоводов нашего района. Они уничтожают пашни, огороды, превращают удобные земли в неудобные, что приносит большой вред сельскому хозяйству.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 4

ПОЧВА
Коль не знаешь поле,

Где ты сеешь семя

Вырастет лишь горе,

Труд погибнет, время.

Почва – это первоисточник продуктов питания, кормов для скота, лесоматериалов, волокна для одежды и так далее. Это незаменимый природный ресурс.



ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 5

КОЛХОЗНОЕ ПОЛЕ

Поле колхоза также является ярким примером антропогенного фактора. Немаловажно знать ребятам и о полевом севообороте.



ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 6

СТЕПЬ
Степной травы пучок сухой,

Он и сухой благоухает.

И разом степи предо мной

Все обаянье воскрешает.

При всяком воспоминании о степи у нас возникает представление о могучем и бескрайнем просторе, о раздольных полях, ярком солнце и пении жаворонка.



ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 7

ЗВЕРИ – БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ
Недостаточно знать, что одно существо

живет в лесу, другое в степи, а третье в море.

Необходимо знать, как устроены эти лес,

степь, море. Каждое отдельное животное

характерно для своей родины. Оно всегда

приспособлено к климату, рельефу и

зависящему от них растительному миру. Тем

самым, оно несет на себе печать своего отечества,

и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду,

образ и условия обитания животного, мы

постигаем его жизнь.

Звери – братья наши меньшие. Они учат нас добру, заботе о слабых. Без них мы бы стали нравственно беднее.




ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 8

НАСЕКОМЫЕ

Насекомые – наши верные помощники, как опылители растений они дают толчок творческой мысли ученых и поэтов.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 9

ПРИВАЛ

Когда вы отправляетесь в путешествие по лесной местности, степной или горной, всегда хочется отдохнуть, сделать привал.


ВВОДНАЯ БЕСЕДА У ГЛАВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ЩИТА

Учебная экологическая тропа проходит по территории села Петропавловское и за его пределами.

Село Петропавловское расположено в южной части Арзгирского района, в засушливой зоне Ставропольского края. Годовое количество осадков 335 мм, лето довольно жаркое, максимальная температура июля-августа + 44С. Зима умеренно мягкая, неустойчивая. Минимальная температура воздуха в январе-феврале – 34С.

Территория села подвержена действию сухих восточных ветров.

Рельеф представляет собой широковолнистую равнину пересеченную балками и оврагами.

В почвенном покрове территории хозяйства преобладают темнокаштановые почвы. Естественная растительность сохранилась лишь на неудобных к распашке склонах и небольших участках, прилегающих к селу.

Основное назначение тропы – это изучение окружающего вас, ребята, мира земли, на которой вы живете. И, конечно же, воспитание любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и личной ответственности за ее судьбу.

Но прежде чем начать наш поход, уместно вспомнить правила поведения на природе.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ

  • Не ломай ветки деревьев и кустарников.

  • Не повреждай кору деревьев.

  • Не собирай березовый сок. Помни, что это вреди дереву.

  • Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.

  • Съедобные ягоды, орехи, собирай так, чтобы не повредить веток.

  • Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

  • Не обрывай в лесу паутину, не убивай пауков.

  • Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.

  • Не разоряй гнезда шмелей.

  • Не разоряй муравейник.

  • Береги лягушек, жаб и головастиков.

  • Не убивай змей, даже ядовитых.

  • Не лови диких животных и не уноси их домой.

  • Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.

  • Не разоряй птичьи гнезда.

  • Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

  • Не лови здоровых птиц и не уноси их домой. Детенышей животных тоже. В природе о них позаботятся взрослые животные.

  • В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения.

  • Не шуми в лесу, парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам услышишь и увидишь гораздо меньше.

  • Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.

  • Не оставляй в лесу, парке, у реки, на лугу мусора. Никогда не выбрасывали мусор в водоемы.

ПОМНИТЕ! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2-х лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
ЛЕСОПАРК

ОСТАНОВКА № 1

Лесопарк на территории села Петропавловское заложен в 1967 году. Он расположен в центре села, всего в 30 метрах от школы.

Здесь можно видеть ель, сосну, ясень, акацию белую и желтую, вяз, скумпию.

Травянистая растительность представлена одуванчиком, спорышом, пастушьей сумкой, щавлем конским, подорожником, пыреем ползучим, тонконогом.

Из животных встретить можно ежей, очень много насекомых. Из пернатых больше всего сорок, ворон, воробьев, есть удод, иволга, синица.
ОПИСАНИЕ ЛЕСОПАРКА

1. Местонахождение лесопарка.

2. Опишите ярусы растительности. Первый древесный ярус. Охарактеризуйте его (растут ли деревья по всей площади равномерно или пятнами), состав древостоя (какие деревья преобладают). Степень сомкнутости крон каждой породы.

В названии каждой породы отметьте высоту дерева, диаметр ствола, возраст, состояние.

3. Деревья не старше 20 – 30 лет составляют подрост. В описании подроста выделяйте название породы дерева, его среднюю высоту, состояние.

4. Второй кустарниковый ярус – дайте описание каждого вида, его обилие, среднюю высоту и состояние.

5. Третий – травянистый. в описании выделяйте общий вид, пестроту или яркость красок, как распределяются цвета (равномерно, пятнами, мозаично или монотонно). Определите степень задерненности почвы (на глаз), высоту растения, какие виды образуют первый, какие второй ярус. В видовом составе укажите для каждого вида номер подъяруса, обилие, состояние, фенологическую фазу (не цвело, цвело, плодоносит, обсеменяет, отмирает).

6. Четвертый – мохово-лишайниковый ярус. Укажите место в общем растительном облике третьего яруса, распределение мхов по площади, степень плотности мохового покрова (очень плотный, плотный, очень рыхлый).


ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ОСТАНОВКА № 2
Во время прохождения учебной экологической тропы нам не раз пришлось встречать на своем пути лекарственные растения. Давайте сделаем остановку и подведем итоги о произрастании в исследуемом нами районе лекарственных растений.
ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ

Травянистый многолетник с толстым стержневым маловетвистым корнем. Листья лопастные, собраны в прикорневую розетку. Цветочная стрелка дудочная, длинная на верху несет одну крупную корзинку с золотисто-желтыми язычковыми цветками. Семянки с хохолком. Цветет в апреле – сентябре. Растет на лесных полянах, вдоль дорог, огородах.

Само растение обладает необычайной жизненной силой – сколько бы люди не вытаптывали одуванчик, сколько бы не поедали животные, все равно он будет расти.

У человека с одуванчиком довольно сложные отношения. С одной стороны растение захватывает земли, на которых могли бы поселиться другие растения, даже зачастую вытесняет их, с другой стороны, немалая польза от него человеку. Во – первых, одуванчик медонос, во – вторых, одуванчик съедобен. Из его листьев готовят салаты, компоты, желе. Листья богаты витаминами. В – третьих, одуванчик издавна известен как целебное растение.

Высушенные корни и травы заваривают как чай, применяют отвары для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, в качестве желчегонного и слабительного средства, при кашле и кожных заболеваниях.
ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ

Может такое случиться – в лесу поцарапал руку или натер ногу? А бинта как назло не оказалось с собой. И тогда на помощь приходит друг путешественников – подорожник. У нас подорожник – растение обычное. А в Америку подорожник действительно завезли европейцы, и вырос он буквально на следах – недаром же научное название подорожника в переводе значит «ступня».

Это травянистое растение с укороченным стеблем, прикорневой розеткой крупных широколиственных длинночерешковых листьев. Бурые мелкие цветы собраны в длинный простой колос на конце цветочной стрелки. Лекарственное значение имеют листья и семена. Их препараты применяются для лечения болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, гастритов.

Листья прикладывают к ранам, язвам, ожогам и ушибам. Отвары применяют при бронхитах, астме, коклюше, дизентерии, малярии.


ДОННИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ

Двухлетнее травянистое растение высотой до 1 метра со стержневым разветвленным корнем. Все растение создает специфический аромат. Обычно состоит из нескольких ветвистых пышноцветущих стеблей. Листья очередные, длинночерешковые, тройчатые, продолговато-овальной формы. Желтые, мелкие, поникающие цветки собраны в густые кисти. Цветет в мае – августе. Плод – морщинистый боб, созревает в июне – сентябре. Растет в лесополосах, вдоль дорог.

В народной медицине используются облиственные верхушки растений, цветки. Применяется для понижения возбудимости нервной системы, неврастенией, истерии, мигрени, бессоннице, а также при воспалительных заболеваниях органов дыхания. Ядовитое растение.
ПАСТУШЬЯ СУМКА

Однолетнее травянистое растение, до 30 см высоты, с несколькими ветвистыми стеблями и прикорневой розеткой перисто-расчлененных листьев. Цветки белые, мелкие, собранные в длинную кисть.

Плод стручок треугольной формы с мелкими многочисленными семенами. Пастушья сумка названа так из-за формы своих плодов, которые напоминают стянутую у горловины пастушью сумку. Цветет с апреля до глубокой осени. Плоды созревают с мая до начала заморозков.

Растет у дорог, на полянах. За вегетационный период дает четыре поколения. В медицинской практике настой травы применяют как кровеостанавливающее средство при внутренних кровотечениях.


ТЫСЯЧЕЛИСТНИК

Это растение можно встретить вдоль дорог, на поляне, на опушках леса почти повсеместно. Оно многолетнее с длинным подземным корневищем и прямым невитвистым стеблем высотой до 0.5 см. На стебле очень редко расположены листья, многократно рассеченные на мелкие узкие дольки – отсюда и произошло видовое название растения – тысячелистник. Краевые цветки язычковые, мелкие, белые; средние – желтые трубчатые, в корзиночных соцветиях, собранных на верхушке стебля в щитковидные метелки.

Цветет в июне – августе. По своим кровеостанавливающим свойствам превосходит применяющийся о врачебной практике раствор хлористого кальция. Препараты тысячелистника применяют при внутренних кровотечениях, желудочно-кишечных расстройствах, для полосканий при стоматитах. Некоторые садоводы используют отвары травы тысячелистника для уничтожения тлей и щитовки.
ЦИКОРИЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Стебель прямостоячий, шершавый, высотой до 125 см. прикорневые листья выемчатоперистораздельные, стеблевые – очередные, ланцетовидные. Цветки светло-голубые, язычковые, собраны в пазухах листьев в соцветиях – одиночные корзинки. Имеет мясистый большой длинный корень. Семена созревают в июле – сентябре. Растет на полянах, вдоль дорог.

В народной медицине растение в основном известно как «печеночная трава». При лечении заболеваний печени является одним из основных компонентов лечебного сбора. Препараты из отвара или настоя корня применяют при подагре, ревматизме и укусах пчел, ос, змей. Примочками пользуются при лечении экземы, кожных сыпей.
ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ

Многолетнее травянистое растение высотой от 30 до 80 см. Стебель прямостоячий, зеленого, затем красновато-бурого цвета. Листья супротивные, эллиптические, с просвечивающими точками – «дырочками». Ароматные, золотисто-желтые цветки собраны в

широкометельчатые соцветия. Цветет в июле – августе. Плод – продолговатая коричневая коробочка, созревает в июле – сентябре. Растет по светлым опушкам, полянам, вдоль дорог.

Одно из самых популярных лекарственных растений. Обладает общеукрепляющим, противовоспалительным, кровеостанавливающим и вяжущим действием.

Применяется при заболеваниях желудка, печени, почек, при острых простудных заболеваниях, сенной лихорадке и детских диатезах.
ПЫРЕЙ

Многолетнее травянистое растение высотой 60 – 120 см. У пырея очень длинное ползучее корневище, от которого отходят многочисленные тонкие корни. Стебель прямой. Листья длинные, линейные, очередные. Зеленоватые цветки расположены на верхушке стебля и собраны в соцветие – сложный колос. Цветет в июне – июле, семена созревают в августе – сентябре. Злостный сорняк. Встречается повсеместно. Народная медицина рекомендует корневища и сок пырея при бронхитах, при болезни печени и почек, остеохондрозах.

Препараты пырея ползучего помогают при юношеских угрях и других кожных заболеваниях.

Траву пырея едят кошки, собаки. Она обладает противоглистным эффектом, хорошая кормовая трава.


ПОЛЫНЬ ГОРЬКАЯ

Травянистый многолетник, густоопушенный прижатыми сероватыми волосками стебли. Многочисленные, бороздчатые, до 1 м высотой. Листья шелковистые, длинночерешковые, трижды – или дважды перисторассеченные, верхние перистые, коротко-черешковые, самые верхние трехлопастные или цельные. Цветки в мелких корзинках, собранных в метелку, желтые, трубчатые. Корзинки на коротких ножках, шаровидные. Плод – очень мелкая семянка. Все растение горькое, с сильным своеобразным запахом.

Полынь усиливает выделение желудочных соков и повышает аппетит. В народной практике отвар травы применяют при желтухе, малярии, против поноса, ожирения, при скоплении газов в кишечнике, против круглых глистов.
РОМАШКА АПТЕЧНАЯ

Однолетнее травянистое растение с ветвистым стеблем и очередными дваждыперисторассеченными на линейные дольки листьями. Цветки в корзиночных соцветиях, сидящих на длинных цветоножках. Плод семянка. Все растение обладает характерным ароматом. Цветет в июле – августе. Растет около жилья, по полевым дорогам, на полях.

Ромашка применяется в виде настоев и отваров внутрь как ветрогонное, потогонное и противосудорожное средство, внутрь и в клизмах при спазмах кишечника и поносах, наружно – для полосканий, примочек и ванн при стоматитах, ангинах, язвах и некоторых кожных болезнях.
ШИПОВНИК

Кустарник с ветвями, усаженными изогнутыми редкими шипами и непарноперистыми, с обеих сторон голыми, по краю остропильчатыми листьями. Цветки крупные, чаще одиночные, с бледно-розовыми лепестками: спелые плоды светло-красные, гладкие с отогнутыми вниз чашелиситиками, опадающими при созревании плодов.

Отвар плодов принимают при туберкулезе, различных инфекционных болезнях, воспалении печени, желчного пузыря, кишечника, почек, мочевого пузыря, при желчнокаменной и почечнокаменной болезнях, пониженном содержании гемоглобина в крови.
ЩАВЕЛЬ КОНСКИЙ

Многолетник высотой до 1.5 м с коротким, многоглавным корневищем и мощным слабоветвистым корнем. Стебель прямой, бороздчатый, в верхней части ветвистый. Листья очередные, крупные, продолговато-треугольные, по краям слегка волнистые. Цветки мелкие, невзрачные, зеленовато-желтоватые, собраны в мутовки, образующие в верхней части стебля узкометельчатое соцветие. Цветет в мае – июне.

Препараты из корней конского щавля в малых дозах обладают вяжущим действием, в больших – слабительным. В народной медицине они применяются при лечении поносов инфекционного характера.
ЗАДАНИЕ: Составить гербарий лекарственных растений Арзгирского района с последующим их описанием и применением в медицине.
КОНКУРС:

1. Ты растер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

2. Плоды какого кустарника богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).

3. Корень какого растения помогает возбудит аппетит? (Корень одуванчика).

4. Какое растение поможет вылечить от болей в желудке? (Тысячелистник).

5. Отваром какого растения лечат волосы от выпадения? (Лопух).

6. Какими лечебными свойствами обладает цикорий?

7. Когда следует собирать лекарственные растения?

8. Назовите правила сушки лекарственного сырья.
Этот материал можно предложить детям в начале или конце работы на остановке.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал замечать, запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди множества растений нужные для себя отыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как олени весной, чтобы набраться сил, раскапывают и едят корни левзеи, которую в народе так и называют – олений корень.

Внимательный глаз, да и хорошая память, многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о лечебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались странные болезни волшебными травами.

Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в лес в ночь Ивана Купала и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время когда ночь самая короткая, а день самый длинный.

Банные веники издревле ценились на Руси как действенное лекарственное средство. Дань собирали вениками. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам.

Лекарственные растения – это такие растения, части которых применяются для лечения заболеваний людей и животных, или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

В настоящее время 40% всех лечебных средств, обращающихся на мировом рынке, изготавливаются из «зеленой аптеки». «Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами, не дающими, в отличие от синтетических, побочных явлений. Причем, препараты из лекарственных растений в большинстве случаев дешевле синтетических, а главное нередко являются единственными лечебными препаратами при многих заболеваниях.

Лечение травами – могучее, надежное средство борьбы за здоровье людей.

Общая масса ежегодно заготавливаемых лекарственных растений весьма внушительна и составляет около 70 – 80 тыс. тонн.

У многих народов лечением травами занимались жрецы, считалось, что целебные свойства растений открывались только посвященным. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари, собирая травы местной флоры.

Среди старинных русских лекарственных растений часто применялись витаминные и фитонцидные растения. В ходу было лечение шиповником, луком, чесноком, хреном.

Первые упоминания об организации государственных промышленных заготовок относятся к 1630 году. В 1638 г Московский царь Михаил, прослышав о том, что в Зауралье используют какую-то «знатную» траву зверобой против хвори и заживления ран, обязал Сибирского воеводу Ромаданского собирать и в виде муки присылать в Москву «по пуду на всякий год». В это время в Москве были организованны государственные плантации лекарственных растений, называвшиеся «аптекарскими огородами».

Народная медицина служит неисчерпаемым источником для получения новых ле6карственых растений. Почти все сведения о растениях, известных современной науке и медицине, в свое время были взяты из народной медицины разных стран. С развитием науки на смену эмпирическим наблюдениям, пришли строго научные методы исследования растений. Изучение химического состава лекарственных растений расширило возможности употребления их для укрепления и сохранения здоровья человека. Ученые создали и создают из растительного сырья эффективные новые лечебные средства.

По физическим свойствам лекарственные растения можно разделить на следующие группы: успокаивающие, обезболивающие, снотворные, а также действующие на сердечно-сосудистую систему; возбуждающие, слабительные; отхаркивающие, вяжущие и мочегонные; кровеостанавливающие; противоглистные; желудочные; понижающие кровяное давление.

Мало узнавать лекарственные растения, знать, где они растут и умет найти их. Это еще не все. Надо знать как их собирать, так как содержание целебных веществ, в разных частях растений не одинаково, кроме того, наличие и состав этих веществ зависят от времени сбора. Правильное определение сроков сбора и точное их соблюдение имеют большое значение для качества сырья. Необходимо заготавливать только те части растения (почки, кору, корни, листья, цветы, соцветия…), которые содержат наибольшее количество нужных веществ.

Собирают лекарственные травы, в основном, вручную, применяя нож, секаторы, серпы, совки, лопаты. А если лекарственное сырье собирают с высоких деревьев или кустарников, то пользуются лестницами.

Отправляясь за растениями, срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами. Берегите корни растений, особенно многолетних. Даже если растение однолетнее, старайтесь так отрезать нужную часть, чтобы не погубить его, чтобы могли появиться еще семена. Все растения с одного участка не собирайте, оставляйте несколько сильных продуктивных экземпляров, иначе можно уничтожить природные заросли и на следующий год здесь ничего не вырастет.

С каждым годом все большее значение приобретает охрана особо ценных лекарственных растений, запасы которых сокращаются или находятся под угрозой. В настоящее время около 20 видов лекарственной флоры включены в Красную книгу. Для каждого вида дикорастущей лекарственной флоры предусмотрена своя инструкция, в которой учтены: биологические особенности данного растения; специфика возобновления после заготовки; сроки сбора; способы и нормы заготовки, не нарушающие восстановление зарослей; перечень мероприятий, которые должны выполнят сборщики по окончании заготовки на данном участке.



ОВРАГ

ОСТАНОВКА № 3
Овраг – это результат работы текучей воды. От дождя к дождю бороздка в мягких горных породах постепенно увеличивается в длину и глубину, и превращается в глубокий, длинный и разветвленный овраг. Врезаясь в склон, такие овраги уничтожают пашни, луга, огороды, превращают удобные земли в неудобные, что приносит большой вред сельскому хозяйству. А на территории Арзгирского района все условия для овражной эрозии созданы самой природой: множество балок с затяжными и достаточно крутыми склонами (1 – 40 ).

ОПИСАНИЕ ОВРАГА

ПЛАН:

1. Установите точное местонахождение оврага: в какой части района (села) располагается овраг, на территории какого хозяйства, сколько километров от вашей школы до изучаемого объекта, вычертите схему пути.

2. У местного населения, старожилов расспросите, как давно существует этот овраг, какие изменения претерпел он за это время.

3. Выясните причины образования оврага (неправильная обработка земли: распашка вдоль склона, рытвина на бровке склона к реке).

4. Определите общее направление основного оврага по сторонам горизонта. Если овраг ветвится, определите направление по отношению к главному оврагу (под каким углом) и по сторонам горизонта.

5. Установите вершину (начало) и устье оврага.

6. Определите высоту и характер склонов – обрывистый, крутой, пологий на разных участках оврага.

7. Вычертите план – продольный профиль оврага и ряд его поперечных профилей.

8. Опишите какие породы вскрываются в вершине, средней части и в устье оврага. Измерьте мощность отдельных слоев горных пород в обнажениях.

9. Узнайте у старожилов, на сколько метров увеличиваются овраг и его отвершки за год: в какое время года и по какой причине происходит интенсивный рост оврага.

10. Определите, имеются ли в овраге выходы грунтовых вод? В каком виде просачивание, ключи). Есть ли заболоченные участки, постоянные или временные водотоки, богажины, заполненные водой? Их местонахождение отметьте на профиле или плане оврага.

11. Установите, встречаются ли где оползни, обвалы: на каком протяжении наблюдаются, какой они ширины, опишите толщину сползающего слоя, на сколько сместился оползающий слой.

12. Сколько оврагов расположено на исследуемой вами территории?

13. Как организованна работа по борьбе с оврагами в районе вашего похода?

14. Какую вы проводили работу по борьбе с оврагами?
ЗАДАНИЯ:

1. Назовите причины образования оврагов?

2. Какие меры борьбы с оврагами вы знаете?
ПОЧВА

ОСТАНОВКА № 4
Почва – сложное природное образование, возникшее в результате изменения горных пород под воздействием живых и отмерших организмов (растительных, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Формирование почвы начинается с разрыхления горных пород на их поверхности (выветривание). Образовавшаяся при этом щебенка или песок – это еще не почва, а материнская почвообразующая порода. На нее воздействуют живые организмы и климатические факторы. Распространяясь вглубь, они изменяют материнскую породу, обогащают верхнюю часть почвы органическим веществом за счет поселяющейся растительности. Основную его массу создают высшие растения. Опадающие с деревьев листья, хвоя, кора, ветки, отмирающие травянистые растения и их корни – это материал для образования органической части почвы. Микроскопические грибы, бактерии, а также кислотные бактерии превращают их в новое вещество – перегной или гумус. В образовании почв участвуют также дождевые черви, землерои, личинки различных насекомых, живущие в почве. Они разрыхляют и перемешивают органические вещества с минеральными частями. Процесс образования почв протекает непрерывно.

Сильное воздействие на образование почв оказывает климат: в жарком и сухом климате нашего региона при недостатке влаги, т.е. при коэффициенте увлажнения меньше 1, из разреженной травянистой растительности образуется мало перегноя, но накапливается много нерастворенных солей. В частности в почвенном покрове земель СПК «Россия» преобладают светло-каштановые почвы мицеллярно-карбонатные и солонцеватые почвы. Для них характерна небольшая мощность гумусового горизонта, средний механический состав.


ИЗУЧЕНИЕ ПОЧВ

ПЛАН:

Строение почвы изучают в специально вырытых ямах шириной 0.7 м и глубиной от 0.5 до 1 метра и глубже, если слой почвы очень мощный. Передняя стенка делается отвесной, располагается она так, чтобы ее освещало солнце. Напротив передней стенки делаются ступени, чтобы удобно было копать.

На карте каждый разрез наносится в виде квадратика, около которого ставьте порядковый номер. После описания разреза, яму зарывайте так, чтобы поверхностный горизонт почвы был сверху.

На стенке разреза видны почвенные горизонты: они отличаются друг от друга светом и строением, границы между ними иногда резки, но чаще постепенны. Почвенные горизонты отражают особенности жизни почвы и образования, но внешнему виду, которых уже можно составить представление о типе почве и о той или иной ее разновидности.

Прежде всего, необходимо познакомиться со строением почвы, т.е. характером расчленения ее на слои (горизонты) обособившиеся в процессе почвообразования. Они отличаются по окраске, плотности, структуре и другим признакам. Вначале ножом отметьте резкий или постепенный переход одного горизонта в другой, цвет и особенности их структуры. Цветными карандашами зарисуйте трехчленное строение с сохранением масштаба: вверху – перегнойно-аккумулятивный горизонт А, глубже – аллювиальный В (вмывания), который может подразделяться на подгоризонты В1, В2, В3 и еще глубже материнская порода С. В горизонте А нетрудно выделить самый верхний тонкий слой А0 – неразложившуюся подстилку или пахотный горизонт Ап. Кроме буквенных обозначений горизонты следует называть словами: подзолистый, глеевый…

Цвет почвы в горизонте определяйте по сухим образцам. В описании стремитесь не только передать возможно точнее цвет, но и отразить цветовые переходы от слоя к слою. Механический состав почвы, т.е. соотношение глинистых, пылеватых и песчаных частиц почвы, определяйте по верхнему горизонту на ощупь путем растирания ее на ладони или между пальцами, смачиванием и скатыванием. Так, глинистые почвы при скатывании дают длинный шнур, суглинистые – длинного шнура не дают, суглинистые песчанистые шнур дают непрочный, крошащийся. Из супесчаных шнур скатывать не удается, песчаные – образуют рыхлую массу.

Структура почвы – это ее способность распадаться на комочки различных размеров и формы. От структуры зависят воздушные и водные свойства почвы, что влияет на ее плодородие. Структуру определяют на глаз: зернистая, комковатая, призматическая, пластинчатая, листовая и др.. Тут же отметьте степень ее выраженности – отчетливая, неясно выраженная и т.д. Соберите образцы комочков

почвы в стеклянные баночки и затем измерьте их. Отметьте и включения в виде валунов, гальки, остатков растений, насекомых, их происхождение, количество и характер. Большое внимание уделите новообразованиям, создающимся в результате почвообразовательного процесса. В разрезе они выделяются специфической окраской. Это белесоватый налет на поверхности структурных отдельностей из кремнезема, охристо-ржавые пятна, красно-бурые. Корочки окислов и гидратов железа и марганца.

О качестве почвы, ее богатстве – плодородии можно судить по внешним признакам. Из них главные – это мощность и интенсивность окраски, а также зернистость гумусового горизонта. Хорошая структурная почва распадается на мелкие комочки.

Итак, описание почвы производите по горизонтам, начиная сверху, измерения от поверхности почвы. Для каждого слоя указывайте его название, глубину нижней границы, механический состав, цвет, структуру (если она отсутствует, пишите – бесструктурная), включения (камни, корни, их размеры, количество и характер), влажность (то чего зависит интенсивность окраски).


ВОПРОСЫ:

1. Как влияют на почвообразовательный процесс температура воздуха и увлажнение территории?

2. Какие почвенные зоны сформировались на территории Арзгирского района?

3. Какие виды мелиорации характерны для нашего района?


ЗАДАНИЕ:

1. Определите, какие виды эрозии почв встречаются в окрестностях населенного пункта?

2. Как влияет хозяйственная деятельность человека на эрозию почв в пределах окрестностей нашего населенного пункта?
КОЛХОЗНОЕ ПОЛЕ

ОСТАНОВКА № 5
Землепользование СПК «Россия» состоит из одного массива, вытянутого с запада на восток до 25 км и с севера на юг на 18 км. общая площадь земель составляет 34082 га, из них сельскохозяйственных угодий 32 858 га, в том числе пашни – 2911га, многолетних насаждений – 10 га, пастбищ 3738 га.
ОПИСАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ПЛАН:

1.Как называется ваш колхоз: когда он основан, как изменился с момента организации.

2. Дайте оценку географического положения сельскохозяйственного предприятия (географическая зона, положение относительно крупных городов, рек, районного и краевого центров, путей сообщения, основных центров потребления сельскохозяйственного продукции), как влияет географическое положение на производственную специализацию.

3. Узнайте, какова общая численность и состав населения.

4. Узнайте, какова степень механизации и автоматизации колхоза.

5. опишите состав сельскохозяйственных угодий и их размещение, укажите количество введенных севооборотов, охарактеризуйте их земли.

6. Установите площадь земель, занятых зерновыми, техническими, овощными или бахчевыми культурами, садами.

7. Какова урожайность сельскохозяйственных культур с 1 га.

8. Узнайте, какое количество поголовья скота имеет колхоз. Как размещено животноводство на территории хозяйства, где расположены животноводческие фермы, птичники. Как содержится скот в хозяйстве. Опишите для примера животноводческую ферму.

9. Какова автоматизация и механизация сельскохозяйственных процессов на предприятии.


На поле можно показать ребятам плоскостную и линейную эрозию, вызванную неправильной распашкой склонов. При пахоте вдоль склона даже такой незначительной крутизны, как 2 – 30 , ливневые и талые воды стекают под уклон и смывают поверхностные частицы почвы.

Также можно в середине поля наблюдать борозды двойной ширины – эта бороздка служит водостоком и дает начало образованию оврага, а образуется она при пахоте в отвал – с периферии к центру поля.

1. Какие виды эрозии почв характерны для земель СПК «Россия»?

2. Назовите меры борьбы с эрозией почв.




СТЕПЬ

ОСТАНОВКА № 6
При всяком воспоминании о степи возникает представление о бескрайнем просторе, о раздольных полях, ярком солнце и пении жаворонка. С детства врезаются в нашу память красочные описания целинной степи Н.В.Гоголя в «Тарасе Бульба». А запах степи! В разные сезоны глоток степного воздуха по-своему ароматен:

Степной травы пучок степной

Он и сухой благоухает

И разом степи предо мной

Все обаянье воскрешает.

«Емшан» Майков.

Конечно, лучше всего познакомиться со степью в период ее весеннего расцвета, когда степь пробуждается после долгого зимнего сна. Солнце уже ярко светит и прогревает землю, лучи его проникают вглубь и будят дремлющие в ней силы живые. Это и растения, оставшиеся в почве в виде корневищ, луковиц и семян; это личинки насекомых, дождевые черви, проведшие зиму в состоянии анабиоза; это суслики, спавшие в своих глубоких норах. Прилетают жаворонки и оглашают неумолчными трелями чистый весенний воздух зеленеющей степи.

Быстро поднимается пышный ковер трав. В нем вспыхивают яркие лепестки тюльпанов и маков, ромашек и ирисов.

Но затем пышная и свежая весна сменяется знойным и сухим летом, когда многие растения выгорают. На месте сочной и ярко-зеленой растительности выступают на первый план более устойчивые к засухе ковыли с их удивительно красивыми опахалами – тонкими и опушенными. Когда под дуновением сухого и теплого ветра ковыльная степь плавно колышется сверкающими волнами гибких стеблей, невольно хочется сравнить ее с морской стихией.

Степная растительность доставляет обилие пищи травоядным животным, особенно тем из них, кто готов довольствоваться зеленой массой растений, а не только их семенами. И действительно, среди степных животных преобладают травоядные. Это прежде всего разнообразные жуки, а также многочисленные грызуны. Суслики, полевки, тушканчики поедают главным образом надземную растительную массу, а корнями растений питаются роющие грызуны. Кроме того подземные части растений едят личинки жуков, почвенные нематоды.

По сравнению с другими ландшафтными зонами степь подверглась самым коренным изменениям в результате хозяйственной деятельности человека.

Издавна просторы степей стали использовать для выпаса домашних животных. Овцы заменили в степных биоценозах исчезнувших там диких копытных. Но самую существенную роль сыграл в изменении первобытного облика степи – человек землепашец. Он преобразил степь в зерновую житницу. И сейчас мы повсюду видим пашни и сельскохозяйственные предприятия. Степь постепенно тихо умирает. Если раньше на целинных землях района произрастало более 50 видов растений, то в настоящее время их осталось около 10 видов, и то, в основном сорные и ядовитые растения. В частности в нашем районе наблюдается массовое распространение молочая ядовитого, а это – признак опустынивания.

Флора и фауна нашей степи сильно обеднена. Птицам негде свить гнезда, сокращается поголовье серой куропатки, журавля-красавки, жаворонков, за счастье увидеть стрепета, сорвать тюльпан. А такую птицу как дрофа мы уже никогда не увидим. К тому же еще наша почва легкого механического состава, т.е. она имеет слабую уплотненность и слоистость, а это значит она подвержена эрозионным процессам. А полчища отар, вытерев до основания пастбища, уничтожив основной растительный покров нарушают структуру почвы и тогда, даже при легком дуновении ветра пыльная мгла заволакивает небо, зависает над полями, оседая серым пеплом назелени, постройках, лицах и одеждах людей.

Целинная степь, как и всякая коренная растительность обладает способностью восстанавливаться после уничтожения. Но этот процесс очень долгий, несколько десятков лет.


ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

1. Назовите растительный и животный мир степей Арзгирского района.

2. Какие растения и животные занесены в Красную книгу?

3. Назовите редкие и исчезающие виды растений.

4. Перечислите лекарственные растения степи.

5. В чем вы видите причины опустынивания степи?

6. Ваше решение экологических проблем степи.
ИЗУЧЕНИЕ И ОПИСАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ СТЕПИ

ПЛАН:

1. Местонахождение степи (изучаемого участка).

2. Укажите преобладающую растительность:

- преобладают длиннокорневищные злаки (пырей);

- преобладают рыхлокустовые злаки (овсяница, виды мятликов, тимофеевка);

- есть ли бобовые, перечислите;

- ксерофильные полукустарники (полынь, прутняк).

3. Что присутствует из разнотравья?

4. Определите состав почв степи.

5. Определите тип степи:

- разнотравная или разнотравнолуговая;

- злаковая;

- полынно-злаковая.

6. Какие травы ядовитые.

7. Растительный покров:

- разорванный;

- несплошной;

- пятнистый.

8. Подсчитайте, сколько видов растений, и какие произрастают в степи на 1 кв.м.

9. Как степь используется местным населением.



ЗВЕРИ – НАШИ БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ

ОСТАНОВКА № 7

Поскольку Арзгирские степи повсеместно распаханы, количество видов животных в степях стало меньше. Снизилась численность оставшихся.

В связи с летней жарой многие животные также, как и в полупустынях впадают в спячку. Зимняя спячка у ряда животных продолжается до полугода. В степях много грызунов: суслики, хомяки, обыкновенные полевки, землеройки, мыши, тушканчики. На солонцах расселились кобылки.

Среди обитателей наших степей хорошо известные нам лисицы (корсак), заяц-русак, хорь степной, ласка, енотовидная собака. Несколько лет назад в наших краях появился новый житель – шакал. Шакал спустился с предгорий Кавказа и своим новым местом жительства выбрал арзгирские степи. Что заставило его сделать такой выбор – неизвестно. Но факт остается фактом. Все это говорит о том, что наша местность не утратила своих прелестей для диких зверей, и дает им не только крышу над головой, но и нужную пищу.

Арзгирские широкие степи стали стали домом для таких птиц как авдотка, серая куропатка, перепел, хохлатый удод, жаворонки. Из хищных – степные орлы, луни, коршуны, канюки. Раньше в степи было много журавля-красавки, стрепетов, дроф. Сейчас они стали очень редки, также как и сайгаки.

Хотя наши места не очень-то богаты озерами и различными водоемами все же в них обитает немало болотной птицы. Сегодня мы можем гордиться тем, что на нашей земле живет небезизвестный не только своей верностью, но и красотой – лебедь. В местах обитания птиц водится серый гусь, чирок трескунок, кряква обыкновенная, пеганка, белая и серая цапля, болотная курочка.

Наша природа, теплый климат привлекают и перелетных птиц. В наших местах они останавливаются чтобы отдохнуть, подкрепиться, набраться сил для дальнейшего пути в теплые края. Это такие птицы, как кряква черная, широконоска, гоголь, шилохвост, гусь-гуменник белолобый, малая серая казарка.

Нельзя не затронуть, ребята, вопросы охраны животного мира, которые по мере нарастания интенсивности применения химических средств защиты, нарушения технологии уборки зерновых культур, систематического содержания в лесополосах овец, борьбы с мышевидными грызунами сокращается.

Есть люди, которые нарушают правила охоты, применяют капканы, автотранспорт, борзых и лошадей.
ЗАДАНИЕ:

Изучая животный мир района, составьте зоогеографическую карту. Для этого на схематической карте района покажите соответствующими знаками животных, обитающих в том или ином месте. Сведения о распространении животных в районе можно получить на основании личных наблюдений, а также у местных охотников.

Кроме того, проведите наблюдение за птицами, выкармливающими птенцов в следующем порядке:

Найдите гнездо какой-нибудь птицы. Место для наблюдения выберете так, чтобы не беспокоить птиц, но хорошо видеть их гнездо, в которое они несут корм для птенцов. Наблюдайте за птицами три раза в сутки (утром, днем и вечером) по 1 часу. Желательно при этом иметь бинокль, часы, блокнот, карандаш.

В результате наблюдений составьте отчет по следующему плану:

1. Из какого материала и где устроено гнездо птицы (зарисовывают его).

2. Чем отличается оперение самца от оперения самки?

3. Поведение птенцов до того, как родители принесут корм, и после того.

4. За сколько минут птицы находят корм?
МУРАВЬИ

ОСТАНОВКА № 8
Насекомых увидишь всюду. На вершине горы и в подземной пещере, в вечном мраке и немой тишине, в знойной пустыне и топком болоте, в лесной чаще и на маленькой подушке мха чуть ли ни у самого полюса – всюду есть эти шестиногие существа. Они копошатся в падали и навозе, в гниющей трухе, роются в почве. Их можно увидеть и в шерсти зверя и среди перьев птицы. Ими заселены пруды, озера и горные реки, а некоторых найдешь даже в тех лужицах, что бывают в дождливое время, в прогнивших пнях или дуплах. В горячем воздухе июльского полдня, в ночной прохладе под моросящим дождем, они то чуть слышно трепыхают крылышками, то летают с жужжанием, а иные и с громким гулом. В дни зимних оттепелей их встретишь на лугу… нет их только в морях и океанах: насекомые не смогли приспособиться к жизни в соленой морской воде. Зато личинка одной из мух развивается в нефти.

Во время прохождения тропы встречались муравейники, у одного из них мы и остановились.

Мирменология – наука, изучающая жизнь муравьев.

Среди муравьев есть карлики и гиганты. Самые крупные – бразильские муравьи, их длина 40 мм, а муравьи лилипуты достигают всего лишь 2 – 3 мм в длину.

В одной и той же муравьиной семье живут разные особи.

Бескрылатая матка, или «царица» - родоначальница всей семьи, живет в самом укромном и безопасном месте. Мелкие муравьи няньки ухаживают за царицей. Самое многочисленное население – рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, вскармливают молодь. В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные члены семьи – «солдаты», или «воины». Их обязанность – защита от внешних врагов.

Есть муравьи, которые строят свой муравейник в грибах. Ножка и шляпка гриба при этом испещерены узкими ходами.

Бывают муравьи – цветоводы. Часто рядом с муравейниками можно увидеть много цветов. Их посеяли муравьи. Земля около муравейника очень рыхлая, хорошо удобренная, семена быстро прорастают. Вот и растет цветник рядом с муравейником.

В меню рыжего лесного муравья входят выделения тлей, мелкие насекомые, сок растений, семена, грибы. Есть хищные виды муравьев, например амазонки, но есть и такие, которых питаются только растительной пищей.

Есть случаи нападения одного вида муравьев на колонию другого. Напав на них, они уводят с собой в «рабство» часть населения.

Своеобразно защищаются муравьи. Их оружие обороны – челюсти. Есть и ядовитые муравьи. Они жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота,она обжигает кожу.

Найден муравейник гигант в Мурманской области за полярным кругом. Его высота 132 см, диаметр около 250 см, объем – около 4 м3 .

Неоценимую помощь лесному хозяйству оказывают лесные санитары – муравьи. Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100000 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4 – 5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей. Но у этих полезных насекомых много врагов: звери, птицы и человек. Из озорства и невежества нередко в муравейники втыкают палки, что приводит к гибели насекомых. Муравейники погибают при рубке деревьев на лесосеке, во время лесных пожаров.

Часто встречаются и такие насекомые как шмель земляной – жалящее перпончатокрылое, средних размеров 6 – 8 мм. тело черное, мохнатое, с рыжеватым воротничком на груди и светлыми кольцами на брюшке. На задних лапках имеется специальное приспособление «корзиночка» для сбора пыльцы. Усики у самцов нитевидные, у самок – коленчатые. Самки имеют жало.

Живут небольшими семьями. Гнезда сооружают в норах грызунов или других пустотах в почве. Там, среди сухих листьев находятся ячейки, состоящие из смеси воска и пыльцы. Основывает семью, перезимовавшая самка, которая и строит гнездо, откладывает несколько яиц. Она выкармливает появившихся из яиц личинок, а когда личинки окукливаются, то в гнезде появляются рабочие шмели. Они-то теперь и занимаются сбором пыльцы и нектара. Когда число рабочих возрастает до 200 – 300, самка откладывает яйца, из которых развиваются самки и самцы.

Ближе к осени новое поколение самцов и самок вылетает из гнезда, спариваются. Оплодотворенные самки зимуют, а весной основывают новые гнезда.

Шмели, прекрасные опылители растений.
ОСА ОБЫКНОВЕННАЯ

Крупное насекомое, отличающееся тем, что передние крылья в спокойном состоянии складываются вдоль, образуя глубокую складку. Тело черное с желтыми пятнами на груди и обширными желтыми участками на брюшке. Длина тела до 20 мм. Осы сооружают гнезда из пережеванной и смоченной слюной древесины, напоминающей грубую бумагу. Гнезда обычно строят под землей. Гнездо состоит из ячеек, содержащих по одной белой беспомощной личинке, которых выкармливают самки.

Семья обыкновенной осы состоит из самки, откладывающей яйца и рабочих ос, добывающих пищу – других насекомых, которых размельчают и скармливают личинкам.

Обыкновенные осы часто залетают в дома на запах варенья, меда, сладких фруктов и т. д. Потревоженные осы опасны, уколы их жала вызывают боль и отек.


КОРОВКА СЕМИТОЧЕЧНАЯ

Жук черный, на передней спинке два белых пятна. Надкрылья красные с 7 черными пятнами. Длина тела до 8 мм.

Коровка встречается все лето, уничтожает тлей на различных растениях. За день жук съедает от 10 до 40 тлей. Самка откладывает до 700 яиц. Особенно прожорливы голубоватые с красными пятнами личинки, поедающие за день в среднем по 50 тлей.

Осенью коровки слетаются вместе и зимуют небольшими скоплениями под растительным мусором, обычно на прогреваемых местах.




КРАСОТЕЛ ПАХУЧИЙ

Красотел имеет удлиненное (до 31 мм) и плоское тело, длинные бегательные ноги, простые нитевидные усики и хорошо развитые острые жвалы. Грудь и голова сверху синевато-черные, надкрылья золотисто-зеленые с металлическим блеском. Личинки черны, живут в почве ин поверхности среди растительности и их остатков.

Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц, бабочек, которыми питаются. Впившись жвалами в жертву, жуки обычно падают с ней на землю, где и поедают добычу.
ЗАДАНИЕ:

1. По атласу определителю насекомых установите, каких еще насекомых вы встретили по пути прохождения тропы.

2. Отгородите муравейник. Объясните с какой целью это делается? Понаблюдайте 5 минут, что несут муравьи в муравейник и из него? Сделайте вывод.

3. составьте схему пищевых связей, началом которой являются муравьи.


ПРИВАЛ

ОСТАНОВКА № 9

Любой уставший путник останавливается на привал.

Привал бывает дневной и ночной. Как же его организовать?

Дневной привал обычно бывает коротким – только отдохнуть или перекусить. Если идет дождь – сделайте навес из полиэтилена, или брезента, или из тех же палаток, но не устанавливайте их полностью, только соорудите навес. А в сухой солнечный день выберите место в тени или поставьте тент от солнца.

Ночной привал делается за два часа до темноты, потому что вам предстоит большая работа: нужно разбить лагерь, собрат топливо, разжечь костер, приготовить пищу.

Если вы путешествуете по лесной местности, то лучшее место для привала – небольшая поляна. Обязательно осмотрите все ближайшие к поляне деревья, нет ли сухих и подгнивших – ветер может повалить их ночью, и придавит вас в палатке.

Если ваш путь проходит по открытой местности (в степных районах) расположитесь за пригорком, а не на его вершине – вы будете защищены от ветра. Но в ложбину между двумя буграми не спускаться. Особенно если погода неустойчивая, в случае дождя ночью можно «поплыть».

Особенно тщательно выбирайте место для привала в горах. Изучите склон горы под которым вы хотите разбить лагерь: нет ли здесь непрочно лежащих камней, не угрожает ли склон камнепадами, оползнями, лавинами, грязевыми потоками. В горах нельзя останавливаться в высохшем русле реки или на отмели у самой воды – горные реки очень коварные. Обстановка в горах изменяется внезапно: где-то в верховьях реки прошел ливень или просто сдвинулся один из камней в естественной запруде и хлынет поток, вода может подняться за несколько минут. Нельзя располагаться и в ложбине на крутом склоне: по ним часто скатываются камни.

Особое внимание хочется уделить правилам разжигания костра, так как 90% пожаров возникают по вине человека.

Прежде всего подумайте, где костер разжечь. Рядом с палатками нельзя, опасно. Наметьте место не ближе 3-5 метров. Теперь определите, откуда дует ветер. Ни в коем случае не разводите костер в степи с высохшей травой, рядом с созревшими хлебами, под соснами, еловыми, пихтовыми деревьями, вблизи стогов сена и скирд соломы – может возникнут пожар.

Если вы найдете место старого костра, разводите костер прямо на нем. Хорошо разжечь костер прямо на песке или галечной площадке, на мелких камнях. Несколько кострищ на поляне – позор для туриста!

Уложите растопку: кусок бумаги, бересту, снятую с сухой березы или пня, щепки от сухого корня сосны, можно нащипать лучинок или настрогать стружек. Всю растопку уложите шалашиком или колодцем и поплотнее. Иначе растопка не загорится. Вокруг растопки укладывайте более толстые ветки. В сырую погоду облейте топку парафином или в ее середину вставьте кусочек свечки. Некоторые считают, что самок лучшее средство – это плеснуть керосином или бензином. Ни в коем случае не делайте этого, ожоги неминуемы.

Растопку приготовьте заранее и захватите с собой, потому что может случиться так, что на месте где вы собираетесь разбить палатки, не окажется сухих веточек.

Дрова для костра заготовьте заранее или, в крайнем случае, одновременно с разжиганием костра: один занят костром, другие собирают сушняк. Не трогайте живые деревья – берегите лес!

Чтобы быстро погасить костер надо залить его водой, собрат угли и головни, закопать их отдельно, оставшиеся засыпать. Перед тем как потушить костер надо сжечь мусор, образовавшийся после приготовления пищи, закопать банки, крышки, бутылки.
ПОМНИТЕ:


  • Единственный костер загрязняет воздух в лесу так, как 5200 человек.

  • Часовое пребывание у костра по воздействию на организм токсических веществ соответствует пятичасовому пребыванию на автомагистрали.

  • Место под костром не зарастает 5 – 7 лет.


ЗАПРЕЩЕНО:

1. Разводить костры:

* очень больших размеров;

* среди хвойных молодняков и зарослей вереска;

* между поверхностными корнями и кронами деревьев;

* у валежен, захламленных ветровалом или буреломом;

* в лесосеках с оставленным побочным материалом;

* на торфяных почвах;

* среди сухой травы, тростников, камышей;

* на расстоянии ближе 3-х метров от деревьев;

* на площадях, не очищенных от минерального слоя почвы;

* в сухую погоду при сильном ветре на любых местах.

2. Оставлять костры без присмотра.

3. Уходить из леса, не засыпав землей или не залив водой костер, а, также, не дождавшись полного прекращения выделения дыма или пара.

4. Поджигать сухую траву.
Можно провести конкурс на лучшего кострового.
КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО КОСТРОВОГО

Порядок проведения конкурса:

1. Очистка поляны от сушняка. Заготовка хвороста для костра.

2. Ознакомление с рекомендациями по правильной подготовке кострового места.

3. Знакомство с видами костров.

4. Соревнование «Чей костер быстрее разгорится».

5. Маскировка кострового места.

Подведение итогов.


Здесь же на привале можно прочесть ребятам экологический рассказ «Воскресенье в лесу». Прослушав его, дети должны назвать совершенные ошибки.
ЭКСКУРСИЯ ПО ЛЕСУ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РАССКАЗ

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Ивановна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселей музыкой оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но жара в лесу не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов ножом, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушают». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые, голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом.

Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывать муравьиную кислоту. Он настрогал палочек и стал протыкивать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И, вдруг, поперек дороги проползла змея. «Это гадюка» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели на затылке у нее два желтых пятнышка. «Это не гадюка», - тихо сказала Маша, - это уж. «Все равно – гадина», - ответил ей Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города.
ОШИБКИ, СОВЕРШЕННЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ

1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует; разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – дерево».

3. Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. В жаркую погоду разводить костры вообще запрещается.

4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами.

5. Костер, после прогорания, следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

6. Трогать яйца птиц не следует, птица может не сесть на яйца.

7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.

8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.

9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.

10. Нельзя бить змей, даже гадюк.

11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие, охраняемые растения.


Лучше будет, если каждый ребенок напишет о совершенных ошибках.




Умением говорить выделяются люди из мира животных; умением молчать выделяется человек из мира людей. Григорий Ландау
ещё >>