Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Государственную защиту участников уголовного процесса 1 165.6kb.
Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина... 3 411.66kb.
Прав и свобод человека и гражданина 1 297.43kb.
План Введение Понятие политического лидерства. Основные подходы к... 1 335.9kb.
Уполномоченный по правам человека (омбудсман) азербайджанской республики... 7 1450.82kb.
Мир в начале 20 века 3 461.68kb.
Способы защиты трудовых прав и свобод 1 243.8kb.
Программа дисциплины история политических и правовых учений для направления... 1 126.55kb.
Программные вопросы по дисциплине «Конституционное право зарубежных... 1 44.55kb.
Взаимосвязь и сочетание статей Конвенции по защите прав человека... 1 128.33kb.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод и 1 116.99kb.
События месяца в москве (11 августа – 11 сентября) по материалам... 1 224.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод - страница №1/3

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ СПО «Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка

по учебной дисциплине «Обществознание»

на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод»


Автор: преподаватель

Малышева Ю.В.

Наумовка 2013

Одобрена на заседании цикловой Утверждаю

комиссии общих гуманитарных Зам. директора по учебной

и социально- экономических работе_________________

дисциплин Мунасыпова З.Р.

Протокол №__

От «__»__________2013г.

Председатель цикловой комиссии

_________ Малышева Ю.В.
Аннотация
Данная работа содержит методическую разработку урока по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод».

Тема политики является очень актуальной для студентов-подростков, так как они формируют свою политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической разработке представлен развернутый план-конспект практического занятия, целью которого и является формирование механизмов реализации политических прав и свобод.


Автор: Малышева Ю.В.

Рецензент: преподаватель русского языка и литературы Жернякова О.П.
Содержание

стр.


Аннотация 3

Введение

Аналитическая часть

Практическая часть

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение
Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и "обреченного" взаимодействовать с другими людьми.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры - одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России. Известно, что любые социальные перемены начинаются, прежде всего, с сознания людей. Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения. Формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс.

Цель написания методической разработки в том чтобы, проанализировав ряд методических источников, педагогических технологий составить план-конспект занятия, в котором оптимально сочетались бы методы и приемы обучения, учебный материал, что позволит получить максимально высокие результаты при проведении такого урока.

Аналитическая часть
Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом процессе обучения лежит воспитательный компонент. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения, прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».



Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Традиционная классификация методов обучения включает:



  • словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);

  • наглядные;

  • практические.

Словесные методы обучения:

  • рассказ;

  • лекция;

  • беседа;

  • работа с учебником (печатное слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Познавательные игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Главное назначение этого метода — стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Среди таких игр — разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизации и генерация идей.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему.

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

Умения и навыки студенты приобретают и отрабатывают на практических занятиях.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий:


  • вступление преподавателя;

  • ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

  • практическая часть как плановая;

  • заключительное слово преподавателя.

Классификация познавательных заданий, используемых при проведении практических занятий:

а) образные задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки общественных событий и их деталей, деятельность людей – участников социальных процессов.

б) логические задания, активизирующие преимущественно абстрактно – логическое мышление студентов, содействующие формированию умений осмысливать сущность фактического материала, усваивать теоретические сведения в форме понятий разной широты обобщения.

в) проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений обучаемого и требующегося для решения поставленной задачи. В процессе её решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, то есть способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ её решения, опираться как на имеющиеся знания и умения, так и на догадку и интуицию.

Очень результативно решение ситуационных задач.

Основным дидактическим материалом этого метода служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные данные) и вопрос (задание), поставленный перед студентами. Задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия - условия, из которых можно извлечь эти данные. В основе учебных задач лежат типовые социальные, политические, экономические задачи, характерные для какой области общественной жизни, отрасли производства, где будет жить, и работать специалист.

Больших педагогических результатов позволяет достичь групповая организация учебной деятельности. Такая форма активизации потенциала группы имеет ряд достоинств. Во - первых, повышается учебная и познавательная мотивация студентов. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый обучающийся вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача СПО не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний и профессиональных умений. Профессиональное образование также должна содействовать личностному росту каждого студента, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, в группе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Величина групп может варьироваться от 3 до 7 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости обучающихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу студентов.

В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются вместе с преподавателем. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда обучающий (или ребята, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или студентов.

Таким образом, практическое занятие и разнообразные формы и методы его проведения позволяют добиться педагогических результатов, которые выражаются в высоких оценках, активности студентов на занятии, их стремлении к познанию изучаемого предмета.


Практическая часть

Учебно-методическая карта занятия № 40

Преподаватель: Малышева Ю.В.

Учебная дисциплина: «Обществознание».

Вид занятия, тип урока: практическое занятие № 14.

Тема: «Участники политического процесса».

Наименование работы: «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод».

Норма времени: 2 часа.

Место проведения: кабинет № 60.

Дата проведения: 1.03.2013.

Группа: 123.

Цели урока:

образовательная: формирование умений реализации политических прав и свобод, научиться выбирать правильные формы политического участия;

воспитательная: воспитание политической культуры, толерантности, гражданской активности, интереса к изучаемой дисциплине;

развивающая: развитие памяти, мышления, внимательности, наблюдательности, умений анализировать и делать самостоятельные выводы, работать в группе.

Студент должен знать: понятие и сущность политического процесса, формы политического участия, понятие и типы политических элит и лидеров, механизмы их участия в политике.

Студент должен уметь: оперировать понятиями, пользоваться политическими знаниями и собственным политическим опытом, охарактеризовывать механизм реализации политических прав участников политического процесса.

Междисциплинарные связи:

обеспечивающие: история.

обеспечиваемые: основы правового обеспечения в профессиональной деятельности.
Карта обеспечения занятия № 14

1. Наглядные пособия и раздаточный материал: презентация «Участники политического процесса», инструкционные карты, фрагмент рабочей тетради, карточки с заданиями.

2. ТСО: мультимедиапроектор.

3. Литература:

Основные источники: Л.1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., Академия, 2006.



4. Нормативно-техническая документация: Рабочая программа дисциплины «Обществознание» протокол № 07/11 от 15 сентября 2011 года, календарно-тематический план.

п/п


Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения

Планируемое время

1

Организационный момент: приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности группы к занятию, создание рабочей обстановки в группе.

1 мин.

2

Контрольные вопросы и допуск к работе:

1. Письменный опрос (3чел.).

2. Устный опрос:

1. Политический процесс и его участники.

2. Политическая элита.

3. Политическое лидерство.



3. Фронтальный опрос:

1. Какая форма политического участия является распространенной в демократической политической системе?

2. Что такое абсентеизм? Чем он опасен?

3. Для каких стран мира характерен терроризм и экстремизм как форма политического участия? Почему?

4. Почему лидерство является обязательным условием спокойной и благополучной жизни?

5. Какими качествами обязательно должны обладать политические элиты и лидеры?

6. Определите, кто из политических лидеров изображен на портретах? (демонстрация портретов на экране).


20 мин

3

Постановка целей, задач работы, актуализация и мотивация:

4 мин.

4

Вводный инструктаж, правила техники безопасности, выдача заданий студентам:

Задание № 1. Проанализируйте высказывания мыслителей прошлого и настоящего времени, объясните позицию автора. Согласны ли вы с этими словами? (по группам).

Задание № 2. Работа с документами (по группам).

Задание № 3. Определите, к какому типу политических лидеров относится политик. Ответ аргументируйте (по группам).

Задание № 4. Создайте проект предвыборной программы (по группам).


5 мин.

5

Самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж: преподаватель наблюдает за групповой работой студентов и при необходимости оказывает им помощь; совместное обсуждение результатов работы.

46 мин.

6

Подведение итогов по работе студентов, выставление оценок.

2 мин

7

Закрепление изученного материала:

1. Фронтальный опрос:

1. Приведите примеры форм собственного участия в политике.

2. Почему экстремистская форма политического участия является запрещенной?

3. Какой политический лидер, по вашему мнению, нужен современной России. Почему?

4. Что бы вы могли посоветовать тем людям, которые желают получить власть.

5. Кого из современных политических элит или лидеров вы могли бы назвать «идеалом», то есть могли бы равняться на него или них.



2. Решение проблемной ситуации.

10 мин.

8

Домашнее задание для самостоятельной работы студентов: Л.1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., Академия, 2006, стр. 57 – 61.

1 мин.

9

Уборка рабочих мест: убрать рабочее место, сдать фрагменты рабочих тетрадей и инструкционные карты.

1 мин.



Содержание занятия

1. Организационный момент: приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности группы к занятию, создание рабочей обстановки в группе.

2. Контрольные вопросы и допуск к работе.

Слово преподавателя: Сегодня по плану у нас с вами практическое занятие № 14. Прежде чем приступить к его выполнению, необходимо вспомнить материал прошлого занятия.

Активизация внимания: Как называлась тема прошлого занятия?

1. Тестовый контроль знаний (6чел.).

2. Устный опрос:

1. Политический процесс и его участники.

2. Политическая элита.

3. Политическое лидерство.



3. Фронтальный опрос:

1. Какая форма политического участия является распространенной демократической политической системе?

2. Что такое абсентеизм? Чем он опасен?

3. Для каких стран мира характерен терроризм и экстремизм как форма политического участия? Почему?

4. Почему лидерство является обязательным условием спокойной и благополучной жизни?

5. Какими качествами обязательно должны обладать политические элиты и лидеры?

6. Определите, кто из политических лидеров изображен на портретах? (демонстрация портретов на экране).

Итак, молодцы, ответы полные, правильные, что говорит о том, что вы готовы к сегодняшнему занятию. Оценки за ответы и работу на уроке будут выставлены в конце урока, как сумма баллов за выполнение всех видов работ.

Давайте, приступим, к работе.

3. Постановка целей, задач работы, актуализация и мотивация.

Слово преподавателя: Тема нашего практического занятия «Участники политического процесса». Наименование работы: «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод».

Цель нашего занятия и работы: формирование умений реализации политических прав и свобод, научиться выбирать правильные формы политического участия.

Каждый из нас живя в государстве, получает один из главных статусов статус гражданина. Он дает человеку возможность влиять на свою жизнь и жизнь своей страны, так как подразумевает широкий круг прав и свобод. Самыми главными являются политические, потому что они дают возможность выбирать или самому стать представителем власти. Посмотрите на цитату из Конституции РФ, ст. 32. Участие в политической жизни является почетной обязанностью человека. А отказ от него дает корыстным и нечестным людям захватить всю власть в свои руки и проводить только то решения которые затрагивают личные собственные интересы.

Сегодня мы на занятии будем учиться реализовывать собственные политические права и свободы.

Итак, приступаем к выполнению практической работы № 14.



4. Выдача задания студентам, вводный инструктаж, правила техники безопасности.

Слово преподавателя: работать вы будете в группах (№ 1, № 2, № 3). Задания, предложенные в инструкционной карте по сегодняшнему занятию у каждой группы разные, после их выполнения, будут нами озвучены и обсуждены. Результаты вашей работы записываются в рабочие листы – фрагменты рабочей тетради. Рабочее место держим в порядке.

Выдача заданий:

Задание № 1. Проанализируйте высказывания мыслителей прошлого и настоящего времени, объясните позицию автора. Согласны ли вы с этими словами? (по группам).

Для группы 1. "Равнодушие к политике - тоже одна из форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: "Мне наплевать на родной город, родную страну, на весь мир. Такой человек мелко плавает... Его можно сравнить с дохлой собакой, которая, то плывёт по течению, то кружится на месте в стоячей воде" (Андре Моруа).

Для группы 2. «Сердце государственного человека должно быть у него в голове» (Наполеон).

Для группы 3. Н. Макиавелли сформулировал правила эффективного лидерства:

1. «При управлении людьми их необходимо или ласкать или угнетать… Если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую возможность отмщения»;

2. «Государи, когда дело идет о единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими»;

3. «Заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно»;

4. «Существует два способа действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй – способ диких животных … Государи должны уметь пользоваться обоими способами»;

5. «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»;

6. «Предусмотрительный государь не должен … исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредным».

Задание № 2. Работа с документами (по группам).

Для группы 1. «Почему люди не участвуют в выборах» (М.Паренти. «Демократия для немногих»)

Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют свое право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе. За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе - ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.


Некоторые авторы доказывают, что невысокая активность избирателей - это признак "политики счастья": люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел. Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, - даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей. "Политика счастья", как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

Вопросы и задания к документу 
1. Как оценивает автор неучастие граждан в выборах? В чем он видит главную причину неучастия?
2. Можно ли высказанные автором суждения применить по отношению к поведению российских избирателей? Как вы думаете, каковы причины, и последствия пассивности части граждан России на выборах?


Для группы 2. Из работы американского политолога М. Г. Херманн «О составных частях лидерства» 
Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода. 
Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли. 
Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжёра». В данном случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, всё, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями. 
Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей. 
Четвёртый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей. 
Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно… обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время. 
Вопросы и задания к документу 
1. Какие качества характеризуют лидера как «великого человека».

2. Назовите черты, которые отметила автор документа, свойственные лидеру, воспринимаемому как «коммивояжёр». 

3. Что характеризует лидера, в котором видят «марионетку»? 

Для группы 3. Из работы американского политолога М. Г. Херманн «О составных частях лидерства» 
Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода. 
Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли. 
Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжёра». В данном случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, всё, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями. 
Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей. 
Четвёртый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей. 
Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно… обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время. 
Вопросы и задания к документу 

1. Чем отличается деятельность лидера, названного «пожарником»? 

2. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных М. Г. Херманн, с вашей точки зрения, является предпочтительным? Почему? 

3. Согласны ли вы с тем, что ожидания простых людей включали бы все четыре подхода? Свою точку зрения аргументируйте.

Задание № 3. Определите, к какому типу политических лидеров относится политик. Ответ аргументируйте (по группам).

Для группы 1. Р. Хамитов (см. приложение 1).

Для группы 2.В. Ленин (см. приложение 2).

Для группы 3. В. Путин (см. приложение 3).



Задание № 4. Создайте мини-проект предвыборной программы (по группам).

Для группы 1. Кандидата в депутаты Государственной Думы.

Для группы 2. Кандидата в депутаты местных органов власти.

Для группы 3. Кандидата на должность Президента РФ.



На выполнение самостоятельной групповой работы вам дается 25 мин. После мы приступим к обсуждению.

5. Самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж: преподаватель наблюдает за групповой работой студентов и при необходимости оказывает им помощь; совместное обсуждение результатов работы.



6. Подведение итогов по работе студентов, выставление зачетов.

Слово преподавателя: задания практической работы вами выполнены очень хорошо, ответы, смоделированные вами ситуации полные, правильные, что говорит о том, что политика, роль и значение участия в политической жизни вам не чужды, данная тема усвоена полностью, что мы сегодня и проверили и закрепили.



7. Закрепление изученного материала и оценка работы студентов.

Слово преподавателя: для закрепления изученного нами материала давайте еще раз вспомним все то, что мы проходили и что делали сегодня на практическом занятии.



1. Фронтальный опрос:

1. Приведите примеры форм собственного участия в политике.

2. Почему экстремистская форма политического участия является запрещенной?

3. Какой политический лидер, по вашему мнению, нужен современной России. Почему?

4. Что бы вы могли посоветовать тем людям, которые желают получить власть.

5. Кого из современных политических элит или лидеров вы могли бы назвать «идеалом», то есть могли бы равняться на него или них.



2. Решение проблемной ситуации

В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…». В чем суть морали данной басни? как её содержание можно интерпретировать применительно к нашей теме?



Слово преподавателя: ваша работа оценивается на «отлично» и «хорошо», оценки выставляются в журнал.

Подведем итог нашему занятию. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в выборах, право выбирать. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого. Что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее. Все в Ваших руках.



8. Домашнее задание для самостоятельной работы студентов: Л.1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., Академия, 2006, стр. 57 – 61.

9. Уборка рабочих мест: убрать рабочее место, сдать фрагменты рабочих тетрадей и инструкционные карты.

Заключение
В современном мире, грязном и порочном, в мире коррупции и преступности политические знания и умения, являются очень актуальными и необходимыми.

Подростки должны уметь пользоваться политическими правами, иметь собственный взгляд на власть, выработать правильное отношение к собственному участию в политической жизни. Все эти качества и умения им необходимы не только для жизни в семье, в среде друзей, единомышленников, но для взаимоотношений в трудовом, профессиональном коллективе. От них зависит будущее человека и его страны.

Задача дисциплины «Обществознание» сформировать, воспитать разносторонне развитую личность, которая могла бы быть хорошим специалистом, гражданином своего государства.

При составлении методической разработки были учтены все рекомендации к написанию таких работ. В структуру занятия было включено использование мультимедийных технологий, методов активного развивающего обучения: метод проекта, метод проблемного обучения. При разработке заданий акцент делался на имеющийся личный социальный опыт.

Были учтены принципы: наглядность, доступность, научность, доступность, последовательность.

Данная методическая разработка призвана помочь преподавателям и студентам, углубить знания по теме «Политическая сфера общественной жизни», заинтересовать политикой. Она имеет очень большое воспитательное значение, и может использоваться не только при проведении учебных занятий по дисциплине «Обществознание» и другим предметам социальной направленности, но и при проведении внеклассных мероприятий.


Список использованной литературы
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М.: Феникс, 2008.

3. Малафеев Р.И. Проблемное обучение в средней школе. – М.: Просвещение, 1993.

4. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М.: Гардарики, 2004.

5. Курбатов В.И. Обществознание: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2008

6. Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2006.



7. Шейман В.М. Технологии работы учителя. – М.: Творческая педагогика, 1992.

Приложение

Приложение 1. Задание для письменного опроса

Вариант 1

  1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) политическое поведение;
б) абсентеизм;
в) политический протест;
г) автономное участие;
д) конвенциональное участие;
е) политический терроризм;
ж) мобилизованное участие;
з) незаконное участие;
и) депривация;
к) электоральное участие;
л) политическая идентификация.


    1. свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих свои личные и групповые интересы;

    2. уклонение от участия в политической жизни, политическая апатия;

    3. участие, основанное на принуждении и направленное исключительно на поддержку политической системы;

    4. совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы;

    5. состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и/или оцениваемым и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект;

    6. незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям участие;

    7. участие в выборах;

    8. оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения;

    9. легальное и регулируемое законом участие;

    10. проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме;

    11. соотнесение личных политических предпочтений с нормами, ценностями и позициями политической партии или группы.

2. Багдадский калиф Гарун-аль-Рашид любил, переодевшись бедняком, прогуливаться по улицам столицы. Однажды, расхаживая по базару, он услышал разговор, из которого узнал об интригах визиря. По возвращении во дворец он велел казнить неверного ему подданного и резко изменил проводимую политику.

Можно ли рассказ человека, столь сильно повлиявшего на политические события, назвать политическим участием?
3. Приведите примеры законных и незаконных форм политического протеста
.

Вариант 2

1. Заполните таблицу «Политическое лидерство»


Тип лидера

Характеристика

Пример

1.







2.







3.







4.







5.








2. Ответьте на вопросы

  1. Почему лица с более высоким уровнем образования демонстрируют большую политическую активность?

  2. Определите ряд причин, обусловливающих меньшее политическое участие женщин по сравнению с мужчинами.


Вариант 3
1.Заполните схему «Политическая элита»


Понятие политическая элита




Причины существования элит




Признаки элит




Типы элит





2. Ответьте на вопросы

1. Попытайтесь сформулировать систему личных интересов, которая могла бы побудить вас принять участие в избирательной кампании.

2. Назовите основные причины, побуждающие отдельных индивидов участвовать в террористической деятельности.

3. Объясните, почему политический терроризм является одним из тяжелейших политических преступлений.

4. Укажите причины участия молодых людей в политике в качестве агитаторов, пропагандистов и доверенных лиц кандидатов в депутаты.

Приложение 2

рустэм закиевич хамитов


http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=79038594-11-72&n=21 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=392953659-39-72&n=21

Р.З. Хамитов
В 1977—1978 годах — помощник мастера, мастер Уфимского моторостроительного производственного объединения.

В 1978—1986 годах — инженер, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник Уфимского авиационного института.

В 1986—1988 годах — заведующий лабораторией по наземному использованию авиадвигателей.

С 1988 года — руководитель научно-производственного отдела Восточного филиала Всесоюзного научно-исследовательского института по строительству магистральных трубопроводов.

С 1990 года по 1993 год — народный депутат Верховного совета Башкирской АССР, председатель комиссии по экологии и рациональному использованию природных ресурсов.

В 1993—1994 годах — директор Института прикладной экологии и природопользования Республики Башкортостан.

С 1994 года — Министр Республики Башкортостан по охране окружающей среды, природопользованию, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

С 1996 года — Министр Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности, член совета безопасности Республики Башкортостан.

С августа 1999 года — руководитель департамента предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России (Москва).

С 2000 года — главный федеральный инспектор по Республике Башкортостан аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергея Владиленовича Кириенко

В 2002 году — исполняющий обязанности заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. В аппарате полпреда курировал вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, координировал деятельность территориальных органов МЧС России, Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

С февраля 2003 года — руководитель межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (курировал предприятия энергетики) Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

С октября 2003 года — начальник управления крупнейших налогоплательщиков Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (с марта 2004 года Федеральной налоговой службы).

22 марта 2004 года — 20 мая 2009 года — руководитель Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), подчиненного Министерству природных ресурсов Российской Федерации. Находясь на посту главы агентства, предлагал упразднить водоохранные зоны[11], требовал повысить плату за пользование водными объектами, вёл переговоры с Китаем по поводу компенсаций за загрязнение реки Амур, рассматривал проект строительства канала «Каспий-Азов».

С июля 2009 года — заместитель председателя правления ОАО «РусГидро».

15 июля 2010 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев принял отставку президента Башкирии Муртазы Рахимова и назначил Хамитова временно исполняющим обязанности президента республики.

С 15 июля 2010 года по 19 мая 2011 года — совмещал должность Президента с Председателем Правительства.

19 июля 2010 года Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан утвердил Р. З. Хамитова в должности Президента Республики Башкортостан.

С 6 августа 2012 года снова совмещает должность Председателя Правительства Республики с Президентом

Согласно рейтингу Агентства политических и экономических коммуникаций за декабрь 2012 года, опубликованному «Независимой газетой» Рустэм Хамитов занял пятое место среди руководителей российских регионов по степени влияния.

По результатам исследований, проведенных Агентством экономических новостей по заказу «Независимой газеты», Президент Башкортостана Рустэм Хамитов в 2011 году занял девятое место в списке лучших лоббистов России – глав регионов в номинации «Очень сильная эффективность».В 2012 году этот рейтинг Рустэма Хамитова понизился на две позиции – до 11 места.

По оценке делового журнала Fortune, благодаря проводимой Президентом Башкортостана экономической политике, в 2012 году Башкортостан укрепил свои позиции в первой десятке регионов Российской Федерации, имеющих наилучшие экономические и индустриальные показатели.

При Рустэме Хамитове Башкортостан занял первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов 2010-2011 года в номинации «Минимальные экономические риски». Об этом свидетельствуют данные российского рейтингового агентства «Эксперт РА». 

Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенном в октябре 2012 года, большинство граждан республики доверяют Президенту Башкортостана Рустэму Хамитову и довольны положением дел в регионе. Из 1200 опрошенных, 61% положительно оценивают работу Рустэма Хамитова на посту Президента республики, так как на все их вопросы и пожелания он обычно реагирует.

По данным журнала Forbes, столица республики – Уфа в 2012 году заняла второе место в числе 30 лучших городов России для ведения бизнеса.

Благодаря политике открытости, которую провозгласил Рустэм Хамитов, в 2012 году Башкортостан получил наивысшую оценку Национального рейтинга прозрачности закупок – «Гарантированная прозрачность», переместившись с 34 места по этому показателю на второе.



Уникальные способности Путина» как политика поразили весть мир. За какие-то восемь лет он поднял свою страну из экономических руин , тем самым вернув россиянам чувство собственного достоинства».

Крис Хатчинс «Путин».
фото владимир владимирович путин фото В.В. Путин владимир путин. фото: епа.
В 1990 году начал политическую карьеру под руководством председателя Ленинградского городского совета Анатолия Собчака: стал его советником по международным связям.

В 1994 году Путин стал первым заместителем председателя правительства Санкт-Петербурга. В 1995 году он возглавлял на парламентских выборах региональное отделение блока "Наш дом - Россия". В 1996 году Путин участвовал в избирательной кампании Собчака. После поражения Собчака ушел в отставку со своих постов в правительстве Санкт-Петербурга.

В 1996 году Путин переехал в Москву. Работал в президентской администрации Бориса Ельцина. С августа 1996 года был заместителем управляющего делами президента РФ Павла Бородина. 25 марта 1997 года стал заместителем руководителя администрации президента и начальником Главного контрольного управления президента. 25 мая 1998 года был назначен первым заместителем руководителя администрации, ответственным за региональную политику.

В конце июля 1998 года Путин возглавил Федеральную службу безопасности России. С 1998 по1999 год работал в Совете безопасности РФ.

9 августа 1999 года Путин был назначен исполняющим обязанности председателя правительства Российской Федерации. Сразу же заявил о своем намерении баллотироваться в президенты в 2000 году. 16 августа Дума утвердила назначение Путина премьером.
За время работы во главе правительства особенное внимание он уделял нападению чеченских боевиков на Дагестан, а после взрыва жилых домов в Москве и Волгодонске начал вторую чеченскую кампанию.
31 декабря 1999 года, после того как президент Ельцин досрочно ушел в отставку, Путин стал исполняющим обязанности президента РФ. 26 марта 2000 года был избран президентом РФ, одержав победу в первом туре выборов.

Во время первого президентского срока:



  • осуществил реформу федеративного устройства страны (ввел семь федеральных округов);

  • произвел заметные кадровые перестановки в высших эшелонах власти; совершил стратегический поворот во внешней политике России, выбрав курс на сближение с Западом (поддержал США после сентябрьских терактов 2001 года и сумел не испортить отношения с Вашингтоном после начала войны в Ираке в 2003 году).

  • При Путине экономика России достигла заметных успехов.

  • Однако престиж президента во время его первого срока пострадал из-за таких крупных происшествий, как гибель подлодки "Курск" в 2000 году и захват заложников в московском театральном центре на Дубровке.

Второй президентский срок Путина был посвящен дальнейшему укреплению «вертикали власти». Дополнительный импульс этому процессу придала целая серия крупных терактов, произошедших в 2004 году - февральский взрыв в московском метро на станции "Автозаводская"; взрыв на стадионе в Грозном 9 мая, в результате которого погиб президент Чечни Ахмад Кадыров; июньские нападения боевиков на ингушские города Назрань и Карабулак; взрывы в воздухе двух самолетов, вылетевших из аэропорта "Домодедово", а также взрыв у станции метро "Рижская" в Москве, произошедшие в августе; и, наконец, захват боевиками в сентябре школы в североосетинском городе Беслан, где погибли более трехсот человек.

Все эти события подтолкнули Путина объявить об отказе от прямых выборов глав субъектов федерации - отныне они должны были назначаться президентом с последующим утверждением в местных законодательных собраниях. Помимо этого, Путин усилил государственное наступление на независимые СМИ, олигархов, региональные власти, правозащитников, либеральные политические силы и законодательную власть, а также в начале 2005 года подписал законопроект о монетизации социальных льгот, вызвавший массовые акции протеста по всей России.

В период президентства Путина был создан ряд молодёжных организаций, ключевым пунктом программы которых является сохранение суверенитета и целостности России, осуществление модернизации страны и формирование действующего гражданского общества. Путин регулярно встречался во время своего президентства с организацией «Наши». Некоторые из действий этих молодёжных организаций вызывали резкую критику со стороны прессы и политической оппозиции.

В качестве положительных результатов политики Путина обычно называются укрепление государственной системы, стабилизация общественно-политической ситуации в России; в качестве отрицательных — утверждается, что произошло подавление гражданских прав и свобод и демократических институтов, ликвидация гражданского общества, сверхцентрализация, усиление бюрократии. Внутренняя политика президента подвергалась жёсткой критике как многими СМИ, так и политическими деятелями, особенно за пределами России. Ряд событий (давление на некоторые СМИ, насилие в отношении ряда журналистов), произошедших в период президентства Путина, некоторые организации трактовали как ущемление свободы слова. По мнению самого Путина, критика его правления объясняется двумя причинами: «Это поддержка тех сил в России, которые некоторые западные политики считают прозападными, а вторая цель — сделать Россию более податливой в вопросах, не связанных ни с демократией, ни с правами человека — разоружение, ПРО, Косово».

В 2012 году В.В. Путин вновь избран Президентом РФ.

Официальные итоги выборов Президента России 2012 года:http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=652248634-54-72

1. Путин Владимир Владимирович - 63,60%


2. Зюганов Геннадий Андреевич - 17,18%
3. Жириновский Владимир Вольфович - 6,22%
4. Прохоров Михаил Дмитриевич - 7,98%
5Миронов Сергей Михайлович - 3,85%

Обработано бюллетеней: 100%


Явка избирателей по России: 65,3%

lenin В. И.Ленин (Ульянов)

Ленин как политический лидер оказал значительное воздействие на историю России.

Будучи теоретиком марксизма, он многое делает для создания рабочей партии, которая становится ядром борьбы с самодержавием. РСДРП образовалась в 1902году. Ленину приходилось нелегально руководить борьбой российских рабочих за свою свободу.

Он призвал большевиков готовить переворот с целью низложить Временное правительство и заменить его коммунистическим.

В октябре 1917 года попытка увенчалась успехом, и Ленин стал новым главой правительства

Ленин взялся за бескомпромиссный и быстрый переход к полностью социалистической экономике. Когда это не сработало, он вновь проявил дальновидность, сделал шаг назад и установил смешанную капиталистическо-социалистическую экономику, которая просуществовала в Советском Союзе несколько лет.

Прежде всего Ленин важен как человек действия, который привел большевиков к власти в России и тем самым установил первое в мире советское правительство. Он был первым, кто применил на политической практике идеи Карла Маркса, хотя увлекся он ими еще будучи ребенком, прочитав книгу старшего брата.


Приложение 3 Инструкционно-технологическая карта занятия
Практическое занятие № 14


следующая страница >>



Ежели людей по работе ценить, тогда лошадь лучше всякого человека. Максим Горький
ещё >>