«тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 30 2815.81kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 34 4433.31kb.
Ассоциация юристов россии уральская государственная юридическая академия... 1 285.53kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 7 853.06kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 5 956.79kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 7 1134.7kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 10 1618.01kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 2 404.99kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 5 525.26kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 5 863.64kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 8 1206.48kb.
В. Т. Шаламов Колымские рассказы 16 1141.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» - страница №1/16

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области
«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 (11)
Научно-аналитический журнал

Тюмень


2010
Б

БК 70


А38

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 (11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010. 164 с.

В Академическом вестнике представлены результаты научных исследований трансформации социально-экономического пространства: проблемы и перспективы на современном этапе развития России и Западно-Сибирского региона.

Журнал адресован учёным, преподавателям, практическим работникам, аспирантам и студентам вузов.


Редакционная коллегия:
В. Г. Новиков, доктор социологических наук (гл. редактор);

Н. А. Костко, доктор социологических наук;

К. Г. Барбакова, доктор философских наук;

С. М. Казанцева, доктор экономических наук;

Т. А. Кольцова, кандидат экономических наук;

Т. А. Иванычева, кандидат экономических наук;

А. Г. Полякова, кандидат экономических наук.


ISBN 978-5-94221-129-5

© «ТГАМЭУП», 2010



T
yumen Region State Institute of Higher Education
«TYUMEN STATE ACADEMY OF WORLD ECONOMICS,

MANAGEMENT AND LAW»


Academic Bulletin No. 1 (11)
Scientific and analytical journal

Tyumen


2010




ББК 70

А 38


Academic Bulletin No. 1 (11) [Text]: scientific and analytical journal (published since 2007). Tyumen: «Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law» (“TSAWEML”), 2010. – 164 p.

Results of scientific investigations of transformation in the social and economic sphere are introduced in Academic Bulletin: they include current problems and perspectives of Russia and West Siberian Region.

The journal is addressed to scientists, teachers, practitioners, postgraduates and university students.


Editorial board:
V. G. Novikov, Doctor of Sociology (chief editor);

N. A. Kostko, Doctor of Sociology;

K. G. Barbakova, Doctor of Philosophy;

S. M. Kazantseva, Doctor of Economics;

T. A. Koltsova, Candidate of Economics;

T. A. Ivanycheva, Candidate of Economics;

A. G. Polyakova, Candidate of Economics.



ISBN 978-5-94221-129-5

© “TSAWEML”, 2010





Регион является частью федеративного государства, развитие которого базируется на расстановке стратегических ориентиров – приоритетов, достижение которых позволит регионам обеспечить долгосрочные устойчивые конкурентные преимущества в национальной системе хозяйствования. Для решения вопросов, связанных с развитием российских регионов, в Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права было проведена Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Тенденции развития российских регионов: проблемы и пути решения». Цель конференции – привлечь внимание научной общественности к проблемам регионального развития. В ней приняли участие научные работники, преподаватели, докторанты, аспиранты и соискатели, а также все интересующиеся проблемами регионального развития в условиях трансформации социально-экономического пространства.

Были затронуты такие важные темы, как модернизация экономики регионов, практические аспекты реализации кластерного подхода к управлению отраслями и комплексами, а также проблемы инновационной деятельности как фактора социально-экономического развития региона. География участников довольно обширна. Она представлена такими городами, как Великий Новгород, Владивосток, Владимир, Екатеринбург, Иркутск, Курск, Набережные Челны, Новомосковск, Оренбург, Тюмень, Тула и др.

Материалы, представленные участниками конференции, способствуют научному поиску и решению проблем в сфере регионального развития. Они направлены на решение серьезных задач, связанных с обеспечением конкурентоспособных позиций российских регионов.



Редколлегия


А. В. Курлыкова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация: в статье рассмотрены методы стратегического менеджмента и перспективы их использования в практической деятельности предприятий. Даны рекомендации по модификации существующих методов с целью их адаптации к реальным потребностям предприятий и получению результатов, позволяющих разработать и реализовать стратегию развития предприятия с учетом специфики деятельности, отрасли функционирования и ситуации во внешней среде.

Annotation: The article is aimed at considering the methods of strategic management and the prospects of their use in business activity of a firm. The author gives recommendations how to modify the current methods to adapt them to the real needs of the company and to get the results that will allow to work out and realize the development strategy of the company taking into account the specification of its activity, the sectors of functioning and the situation outside the company.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, STEP-метод, SWOT-анализ, матрица взаимовлияний, макросреда, стратегический анализ.
Когда мы говорим о методах стратегического менеджмента, мы имеем в виду, как правило, STEP-метод для исследования макросреды, модель пяти сил М. Портера для анализа непосредственного окружения, и, конечно же, матрицу SWOT, без которой не обходится ни один учебник по стратегическому управлению. Применение этих «простейших», даже сказать, базовых инструментов предполагается как нечто само собой разумеющееся, не требующее какой-либо дополнительной их адаптации к специфике отрасли, деятельности предприятия, да и в целом экономической обстановке в стране и мире. В результате данные методы, хотя и применяются на предприятиях для разработки стратегии, но результаты такого стратегического анализа весьма посредственны, и не в полной мере могут стать основой для выверенной стратегии.

Следует сказать, что благодаря концептуальной простоте SWOT-анализ является широко признанным подходом, его проведение не требует обширной базы данных и формальной подготовки, при этом информационное поле формируется непосредственно руководителями и компетентными сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации. Однако в такой простоте применения заключаются огромные риски – избрать неверное стратегическое направление, например, в силу невключения в модель важных факторов. Приведем в связи с этим высказывание К. Боумэна [1]: «к сожалению, SWOT-анализ в неумелых руках приводил к составлению длинного списка рекомендаций, и чем длиннее был этот список, тем туманнее была возникающая стратегическая картина». В связи с чем, необходимо разработать модифицированный вариант подобного анализа, учитывающий специфику отрасли и позволяющий сократить возможные риски, связанные с неучтенными факторами.

В качестве такой альтернативы может быть использована матрица взаимовлияний (рис. 1), для большей детализации и визуализации результатов предыдущих этапов стратегического анализа.

Обобщением анализа внутренней среды являются строки матрицы «преимущества» и «ограничения». Однако специфика той или иной отрасли может потребовать выделить дополнительные те или иные блоки как в нашем случае: три блока (персонал, технологии, организация и управление).

С позиции внешней среды выделяются два столбца: «перспективы» и «барьеры». При этом во внешней среде необходимо провести детализацию по следующим трем блокам: закон и власть, рынок и конкуренция, технологии. Блок «закон и власть» предполагает учет законодательства в сфере предпринимательства, экологических ограничений, возможностей поддержки предприятий, пошлины, налоги, государственные заказы, внешнеэкономическая деятельность государства и пр. Блок «рынок и конкуренция» характеризует насыщенность рынка, условия конкуренции и пр. Под «технологиями» понимается уровень современного развития технических средств, уровень НТП, инновации, информатизация и пр.

На пересечении указанных блоков образуется 4 поля, каждое из которых состоит из 9 попарных комбинаций. Таким образом, получим всего 36 паросочетаний и соответственно приоритетов в деятельности предприятии. Затем оцениваются реально возможные комбинации, после чего определяются стратегические ориентиры предприятия.




Внешняя

среда


Внутренняя

среда


Перспективы

Барьеры

Закон и власть

Рынок

и конкуренция



Технологии

Закон и власть

Рынок

и конкуренция



Технологии

Преимущества

Персонал

ПП11

ПП12

ПП13

ПБ11

ПБ12

ПБ13

Технологии

ПП21

ПП22

ПП23

ПБ21

ПБ22

ПБ23

Организация

и управление



ПП31

ПП32

ПП33

ПБ31

ПБ32

ПБ33

Ограничения

Персонал

ОП11

ОП12

ОП13

ОБ11

ОБ12

ОБ13

Технологии

ОП21

ОП22

ОП23

ОБ21

ОБ22

ОБ23

Организация

и управление



ОП31

ОП32

ОП33

ОБ31

ОБ32

ОБ33

Рисунок 1 – Матрица взаимовлияний, где ПП – использование преимуществ

для расширения перспектив; ПБ – преодоление барьеров за счет имеющихся

преимуществ; ОП – снятие ограничений за счет существующих перспектив;

ОБ – устранение ограничений и преодоление барьеров. При этом первый индекс

указывает на номер строки, второй – номер столбца.


Одним из важнейших этапов стратегического анализа является оценка стратегического потенциала предприятия, под которым мы понимаем совокупность ресурсов и возможностей по выпуску продукции (оказанию услуг), необходимых для реализации стратегических целей в условиях высокой динамики и неопределенности внешней среды.

Несмотря на многочисленные подходы к методам анализа стратегического потенциала, вопросы его количественной и качественной оценки требуют дополнительного исследования. Отметим, что одним из эффективных методов количественной оценки стратегического потенциала является эконометрическое моделирование его функциональных компонент [2]. Такой подход позволяет выявить скрытые резервы и диспропорции в расходовании ресурсов, а использование построенных регрессионных уравнений повысит результативность и качество стратегического анализа и приведет к обоснованному принятию стратегических управленческих решений.

Другой важный вопрос при анализе стратегического потенциала – это возможность его комплексной оценки и визуализация ее результатов. Метод построения многофакторной диагностической модели вполне позволяет решить эти задачи. Основная идея метода заключается в том, что типовой проблемой любых диагностических (аналитических) исследований является разрозненность итоговых результатов. Как правило, по каждому блоку понятно, каково положение вещей и что надо делать для улучшения ситуации, но остается непонятным, каков вклад конкретной проблемы в общее проблемное состояние предприятия (вес) и куда необходимо прикладывать усилия для получения максимального эффекта.

Для построения диагностической модели необходимо всю информацию структурировать по нескольким осям, количество и их содержание зависит от специфики деятельности предприятия и целей самого анализа. Каждая ось имеет 4-х балльное деление («0» баллов – функция отсутствует; «1» балл – минимально допустимое состояние выраженности данной функции; «2» балла – допустимое рабочее состояние; «3» балла – максимальная выраженность функции).

Для каждой оси формируется набор признаков, позволяющих поставить балльные оценки каждой компоненте, влияющей на деятельность предприятия. Алгоритм работы с моделью приведен на рисунке 2. Заметим, что наиболее сложный и важный этап, который в дальнейшем будет влиять на практическую применимость всей модели в целом, является разработка опросных листов. Для этого сначала необходимо выделить оси профиля, имеющие наибольшую ценность и значимость для компании. Далее каждую из осей профиля необходимо описать. Так, например, «Логистика» как ось профиля предприятия следует оценивать, исходя из наличия достаточной складской базы, оптимальной организации системы закупок, применения методик для оценки поставщиков, эффективного внедрения входного контроля сырья и материалов, и пр. Чем больше таких составляющих характеризует реальное состояние на предприятии, тем, соответственно, выше балл.


Рис. 2. Алгоритм работы с диагностической моделью

Безусловно, баллы, указываемые экспертами, должны быть аргументированны, для этого в анкете необходимо включить соответствующую графу. Заметим, что на практике в профиле «как должно быть» для осей не являются обязательными «3» балла и равновесность профиля по осям (например, все оси по 2 балла). Пример восьмифакторной диагностической модели приведен на рисунке 3.

После того как профиль оценен с двух указанных позиций, полученную информацию необходимо свести в общую таблицу, где будет указана желаемая и действительная оценка по выявленным направлениям, после чего необходимо рассчитать расхождение и указать приоритет управленческих усилий.

Следует сказать, что такая диагностическая модель может применяться так же эффективно для анализа не всего предприятия в целом, а одного из его ключевых направлений. В качестве такого направления может выступать система маркетинга и сбыта. В качестве осей могут быть выделены следующие компоненты: управление продажами, продвижение, маркетинг, политика продаж. Для описания политики продаж по профилю «как есть» и «как должно быть» могут быть использованы – технология продаж, каналы распределения, ценовая политика, формирование цены, целевой потребитель и формализация политики продаж.



Рис. 3. Диагностическая модель предприятия
В данной статье, мы рассмотрели лишь часть возможных подходов к совершенствованию методов стратегического менеджмента. Однако то, что данные методы требуют определенных изменений для непосредственного использования в практической деятельности предприятий, не должно вызывать сомнений. Сегодня стратегические решения должны приниматься своевременно и адекватно, и методы для достижения этих целей должны позволить разработать и реализовать стратегию развития предприятия с учетом специфики деятельности, отрасли функционирования и ситуации во внешней среде. При этом необходимо, чтобы методы стратегического менеджмента были понятными в использовании, а результаты их применения максимально востребованы. Таким образом, для повышения эффективности использования инструментов стратегического анализа следует вникать в суть предлагаемых авторами рекомендаций, и модифицировать методы под прикладные разработки.

Литература

1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/ К. Боумэн: Пер. с англ. под. ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки биржи, ЮНИТИ, 1997. – 175 с.

2. Плютова А.В. Эконометрическое моделирование стратегического потенциала предприятий химического и нефтегазового машиностроения/ А.В. Плютова // Вестник Оренб. ГУ, 2007. – № 2. – С. 95-100.



Е. А. Абрамова
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

(на примере Владимирской области)
Аннотация: привлечение инвестиционных ресурсов является необходимым условием для устойчивого и качественного экономического роста, что связано с необходимостью создания эффективной системы управления инвестиционным развитием региона. В настоящей работе раскрывается важность разработки инвестиционной стратегии регионов и определяются основные проблемы управления инвестиционной деятельностью. Анализ представлен на примере Владимирской области. Сделан вывод о том, что успешная реализация стратегии Владимирской области позволит существенно увеличить основные макроэкономические показатели.

Annotation: Investment is important for the strong qualitative economic growth. Thus it is necessary to set up the effective management system for the investment development in the region. This article stresses the importance of investment strategy for the region, and defines the key issues for the investment management. Vladimir Oblast is taken as an example for the analysis. The author finds that the more successful is the investment strategy in the region, the higher are the main national measures.

Ключевые слова: инвестиции, управление, инвестиционная политика, стратегия, сценарии развития.
В современных условиях развитие любого региона РФ невозможно без инвестиционных ресурсов, а их привлечение связано с созданием благоприятных условий и грамотным управлением, под которым понимается процесс поддержания функционирования или перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления с целью изменения его состояния [1]. Таким образом, применительно к региональным системам содержание процесса управления определяет направленность их развития, которая может характеризоваться как ряд последовательных мер по построению рациональных структур управления, разработке стратегических планов и программ, различного рода стратегий и оптимальному распределению финансовых ресурсов.

Для того, чтобы определенным образом позиционировать себя и свой инвестиционный потенциал как перед отечественными, так и перед иностранными инвесторами, субъекты РФ разрабатывают и реализуют региональную инвестиционную политику, представляющую собой совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса для обеспечения устойчивого социально-экономического положения территорий [2].

На территориальном уровне разработка и реализация инвестиционной политики является задачей администраций субъектов РФ. Однако в процессе ее координации принимают участие федеральные органы исполнительной власти, в том числе полномочные представители Президента РФ по федеральным округам.

Инвестиционная политика регионального управления должна учитывать перспективы развития территориальных единиц с учетом их особенностей, служить основой для выработки целевых программ, селективной поддержки наиболее перспективных проектов. То есть, с одной стороны, она должна быть рассчитана на достаточно длительный период времени (с учетом сроков разработки, осуществления и окупаемости проектов), а с другой – являться вариантной, гибкой, допускающей своевременные коррективы с учетом конъюнктуры [3].

К основным инструментам инвестиционной политики следует отнести:


  • налоговые льготы;

  • субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями на реализацию инвестиционных проектов;

  • особые экономические зоны и технопарки;

  • снижение административных барьеров;

  • информационное обеспечение;

  • инфраструктурное обустройство территорий.

Однако основным условием эффективной работы указанных инструментов является наличие региональной стратегии, которая призвана помочь всем субъектам определить:

  • роль региона в системе распределения производительных сил государства;

  • место и возможности области в отношениях с другими регионами РФ и в системе глобальной экономики;

  • конкурентные преимущества области, ее сильные стороны и возможности;

  • приоритеты и основные направления развития области;

  • структуру и организацию деятельности, направленной на достижение выделенных приоритетов;

  • возможные сценария развития.

В условиях федеративных отношений разработка инвестиционной стратегии РФ, так же, как и общей стратегии социально-экономического развития, осуществляется на трех иерархических уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. При этом понятно, что не может существовать единой для всех российских регионов инвестиционной стратегии в силу того, что они обладают специфическими экономическими, демографическими и иными особенностями, в результате чего инвестиционная привлекательность региона определяется не только инвестиционной политикой региональных органов власти, но и объективными условиями развития территории.

В настоящее время диспропорциональное развитие инвестиционных процессов в регионах России связывают, прежде всего, с недоработками существующих инвестиционных стратегий, среди которых следует выделить:

1) недостаточная проработанность подходов к ресурсному обеспечению программ, к определению реальных источников финансирования программных мероприятий. Чаще всего стратегии ориентированы на получение средств федерального бюджета на реализацию проектов в различных направлениях и отраслях. Поэтому очень важным в этой связи представляется проведение оценки собственного инвестиционного потенциала региона и возможности его использования в инвестиционном процессе.

2) пробелы в региональном законодательстве, касающиеся инвестиционного процесса: а) недостаточная законодательная проработка механизмов реализации государственной поддержки инвестиционной деятельности, условий и порядка принятия решений об оказании такой поддержки; б) наличие общего, условного подхода к формированию инструментов государственной поддержки, без определения четких лимитов бюджетной и иных форм поддержки; в) недостаточно четкое отображение организации системы мониторинга рационального использования инвестиций.

3) незавершенность научной разработки управления инвестиционным процессом на региональном уровне, что препятствует эффективному привлечению инвестиций. Поэтому главной тенденцией формирования инвестиционной политики на федеральном уровне является преодоление инерционного приоритета отраслевого подхода и перенос центров активности инвестиционного процесса на территории субъектов Российской Федерации. Необходимую для этого экономическую основу создают определенная финансовая самостоятельность регионов, возможность распоряжаться местными ресурсами и ответственность местных органов власти.

4) отсутствие четко разработанной системы принципов инвестиционной политики на федеральном уровне, что побуждает регионы самостоятельно разрабатывать направления и методы совершенствования инвестиционных процессов. Поэтому по мере ускорения степени изменений, происходящих в связи с воздействием внешней среды на социально-экономические процессы, приходит понимание того, что существующие методы управления становятся все менее пригодными, требуют совершенствования и адаптации к современным условиям.

Владимирская область, входящая в состав Центрального федерального округа, не избежала указанных проблем.

Несмотря на то, что макроэкономические показатели Владимирской области в период 2004-08 гг. демонстрируют устойчивые тенденции развития, в том числе и инвестиционной деятельности (см. табл. 1), объем привлекаемых в экономику области инвестиций до сих пор не соответствует потенциалу региона и потребности в инвестициях.


Таблица 1

Макроэкономические показатели Владимирской области [4]




Наименование показателя

Данные по годам

2004

2005

2006

2007

2008

Валовой региональный продукт, млн. руб.

74207

86926,8

112841,7

148294,2

д.о.

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

12491

17327

22253

37775

46821

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб.

8353

11708

15179

25971

32411

Иностранные инвестиции, млн. дол.

267

206

336

483

674

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

3382

4141

5685

7096

9596

Основная проблема состоит в том, что в настоящее время область имеет полиотраслевую структуру экономики, то есть экономика региона зависит от небольшого количества крупных предприятий, дающих основной прирост валового регионального продукта (ВРП). В этой связи инвестиционная политика Владимирской области нацелена только на поддержку крупных инвестиционных проектов, а не на общее улучшение инвестиционного климата для частного бизнеса любого размера, инфраструктурную подготовку территории для привлечения инвесторов, более качественную информационную и имиджевую политику. В регионе пока не сформирован ни один полноценный конкурентоспособный территориальный кластер как динамичная и внутренне конкурентная сеть близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для региона, отдельных видов экономической деятельности и самих предприятий.

В результате внутренняя производственно-территориальная организация региона не обеспечивает конкурентоспособность Владимирской области на глобальном рынке и в совокупности с полиотраслевой структурой экономики делает регион еще более уязвимым в условиях мирового экономического кризиса.

С целью исправления сложившейся ситуации на основании Государственного контракта №3 от 30.01.08 г., заключенного Администрацией Владимирской области и НП «Институт социально-экономического развития Центрального федерального округа (ИНСЭР)», разработана Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2027 г. Стратегия включает в себя описание проблем экономики, социальной сферы и инфраструктуры Владимирской области, стратегических сценариев, определяет стратегические цели и задачи, мероприятия по развитию экономики, социальной сферы и инфраструктуры, которые опираются на положения разработанных ранее Базовых программ в составе:



  • программы развития промышленности;

  • программы развития транспортно-логистического комплекса;

  • программы развития АПК и социального развития сельских территорий;

  • программы развития социальной сферы;

  • программы ипотечного кредитования и жилищного строительства;

  • программы развития малого предпринимательства и сферы услуг;

  • программы развития туризма;

  • программы совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления;

  • программы развития инфраструктуры;

  • программы инновационного развития.

Разработанная Стратегия Владимирской области в полной мере соответствует целевым приоритетам развития страны, сформулированным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Министерства экономического развития РФ, федеральному и региональному законодательству, а также согласована с положениями региональных (регионов-соседей) и корпоративных Стратегий.

В результате анализа социально-экономического развития Владимирской области в рамках Стратегии предлагаются три сценария развития [5]:

1) Инерционный (консервативный), который не предполагает коренных изменений при долгосрочном развитии Владимирской области. Основой сценария является «сужение» потенциала региона, – поддержание жизнеспособности наиболее конкурентоспособных областей промышленности, инфраструктуры, свертывание дорогостоящих программ по строительству дополнительных энергогенерирующих мощностей, сохранение существующего энергобаланса. Предполагается замедленное экономическое развитие наиболее сложных, наукоемких производств, темпы инвестирования которых в реальности могут быть ниже всех остальных отраслей экономики. Предполагается развитие отдельных, точечных производств в промышленности и АПК, завершение уже начатых крупных инвестиционных проектов.

2) Инвестиционный, который предусматривает комплексную модернизацию основных фондов большинства предприятий и плавный переход промышленности и АПК на новый технологический уровень и предполагает усиление интеграционных процессов между Владимирской областью и московской агломерацией при значительном влиянии нижегородской агломерации. В рамках данного сценария будут сформированы новые инвестиционные инфраструктуры, доработана законодательная база по привлечению инвестиций, созданы новые формы инвестиционных программ.

3) Комплексный инновационный, который предусматривает активные структурные сдвиги, обусловленные комплексными инвестициями во все сферы экономики Владимирской области. Сценарий базируется на качественном синтезе науки и промышленности на основе внедрения высоких технологий в промышленное производство в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Факторами, влияющими на выбор сценария развития Владимирской области, согласно стратегии являются: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации1; Концепция развития регионов-соседей (стратегия субъектов РФ2); Стратегии естественных монополий3.

Опираясь на основные положения Концепции долгосрочного социально-экономическо-го развития РФ на период до 2020 г., предполагающие переход экономики страны от экспортно-сырьевого и инновационному типу развития, представляется, что одним из главных условий реализации инновационного сценария экономического развития Владимирской области является формирование системной инвестиционной стратегии, ориентированной на увеличение объема частных инвестиций.

Основными задачами данной стратегии Владимирской области должны стать: создание условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов в экономику региона; повышение инвестиционной привлекательности региона; формирование и продвижение позитивного имиджа Владимирской области; создание инфраструктуры регионального инвестиционного рынка

Успешная реализация данной стратегии позволит Владимирской области существенно увеличить темпы экономического роста к 2027 г. Годовой объем инвестиций в основной капитал должен превысить 200 млрд. руб. Общий объем иностранных инвестиций, составляющий в среднем 50% от общего объема инвестиций в основной капитал, к 2027 г. может достигнуть уровня в 3,88 млрд. долл. США.

Литература

1. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – VI, С. 644.

2. Л.В. Казакова Управление инвестициями на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Финансы и кредит №8, 2004 С. 48.

3. Инвестиционный бизнес. Учеб. пос. под ред. Ю.В. Яковца Изд-во РАГС. М.: 2002. – С. 24.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. – М., 2009. – C. 168, 359, 928-930, 948.

5. Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года и её сопровождение / М.: НП «ИНСЭР», 2008 г.

О. Г. Васильев
ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ

СЕТЕВОЙ КОМПАНИИ
Аннотация: статья посвящена вопросам разработки и реализации инвестиционной программы региональной распределительной сетевой компании.

Annotation: This article is devoted to the development and implementation of the regional distribution networking company’s investment programme.

Ключевые слова: распределительная сетевая компания, инвестиционная программа.
Свобода деятельности и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии, использование рыночных отношений и конкуренции, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики такие общие принципы организации экономических отношений и государственной политики в электроэнергетике на сегодняшний день.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об электроэнергетике» сегодня политика государства в электроэнергетике предусматривает привлечение инвестиций во все сферы данной отрасли и усиление государственного контроля за эффективностью инвестиций в сфере деятельности субъектов естественных монополий. К числу субъектов, осуществляющих деятельность на рынке электроэнергетики в условиях естественной монополии, относятся созданные в результате реформирования отечественной электроэнергетики в 2001-2008 гг. Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).

Сегодня на отечественном рынке действуют 11 МРСК. В их числе: МРСК Центра, Юга, Северного Кавказа, Волги, Центра и Приволжья, Урала, Сибири, Северо-Запада, Ленэнерго, Тюменьэнерго и Московская объединенная электросетевая компания. Региональные распределительные сетевые компании, обеспечивающие эксплуатацию энергопередающих объектов в пределах энергосистемы конкретного региона, входят в состав МРСК в качестве филиалов.

Финансовые преимущества объединения региональных сетевых компаний в рамках МРСК связаны с сокращением общих операционных расходов, с повышением способности обслуживания долговых обязательств за счет консолидации денежных потоков, с возможностью концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, широким использованием заемных ресурсов для реализации инвестиционных проектов.

Однако в силу сложности корпоративной организационной структуры МРСК следует признать наличие конкуренции между филиалами региональными сетевыми компаниями за распределение ограниченных инвестиционных ресурсов. При этом нельзя забывать о жесткости требований надежности и безопасности энергетических систем и роли распределительных сетевых компаний в их обеспечении.

В предшествующие реформе электроэнергетики годы инвестиционное развитие отрасли полностью контролировалось государством и заключалось главным образом в удовлетворении технических требований. Во многом эта политика диктовалась необходимостью достройки ряда объектов, строительство которых началось государством еще в 1980-е годы и финансирование которых проводилось в объеме, недостаточном для их ввода в установленные сроки. Основным источником финансирования проектов были финансовые средства, напрямую вложенные в тариф на электроэнергию, и средства государственного бюджета.

Инвестиционная деятельность сетевых организаций должна обеспечивать поддержание в эксплуатации оборудования, необходимого для надежного энергоснабжения потребителей, безопасность работы оборудования, введение новых мощностей в случае необходимости покрытия дефицита нагрузок или создания резерва мощности.

И сегодня основным источником для развития распределительных сетевых компаний остаются цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям. Инвестиционные потребности развития сетевых компаний сегодня гарантируются государством за счет включения в тариф норм возврата капитала с учетом его доходности. Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям методом доходности инвестированного капитала (RAВ, Regulatory Asset Base) делает финансовые потоки сетевых компаний более прогнозируемыми, что позволяет привлекать более значительный объем инвестиций.

Другим источником финансирования инвестиционной деятельности распределительной сетевой компании является плата за технологическое присоединение. Введение платы за присоединение с инвестиционной составляющей - это государственное решение, принятое перед лицом нарастающего сетевого дефицита, который иным способом в условиях ограниченного роста тарифа на передачу ликвидировать невозможно. Решение о том, что услуга присоединения платная и в плату включаются средства на строительство энергоблоков в интересах присоединяющихся потребителей, учитывает мнение всех заинтересованных сторон.

Однако практика технологических присоединений свидетельствует о слабой заинтересованности заказчиков в установке современных и более дорогих интервальных счетчиков, обеспечивающих сокращение потерь в сетях в процессе доставки и отпуска электроэнергии потребителям. Уровень оснащенности современными счетчиками в общем числе подключений составляет около 35%. Таким образом, число подключений, не соответствующих современным условиям энергоэффективности, достигает 65%.

Способом организации инвестиционной деятельности территориальных сетевых организаций является разработка и реализация ими инвестиционных программ.

Инвестиционная программа, как и любая другая, это комплекс взаимосвязанных мероприятий предназначенных для достижения поставленных целей в течение ограниченного периода и при установленном бюджете. Данная программа включает группу связанных между собой проектов, управление которыми целесообразно координировать для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности.

Производный характер спроса на услуги по передаче электроэнергии, технологическая обусловленность масштабов деятельности распределительной сетевой компании административными границами конкретной территории предполагают необходимость анализа региональных условий для реализации инвестиционных намерений хозяйствующих субъектов в каждом из регионов. МРСК, учитывая прогнозы энергопотребления и ввода мощностей в регионе функционирования, а также необходимость снижения производственных издержек, разрабатывает долгосрочную (на 5 лет) и текущую (на 1 год) инвестиционные программы. Инвестиционная программа каждой компании является составной частью ее бизнес-плана, входит в него в виде раздела и представляется в виде перечня объектов капитальных вложений, их основных характеристик и объемов финансирования. По итогам прошедшего года долгосрочные пятилетние инвестиционные программы корректируются и формируются на очередной пятилетний период.

Формирование проекта инвестиционной программы распределительной сетевой компании производится по следующим шагам: 1. Подготовка инвестиционного предложения (формирование пояснительной записки (бизнес-плана) каждого отдельного проекта; 2. Формирование перечня проектов, целесообразных к реализации; 3. Группировка и ранжирование проектов по источникам финансирования; 4. Включение проектов в инвестиционную программу; 5. Оформление инвестиционной программы.

Формирование перечня проектов, целесообразных к реализации и претендующих на включение в инвестиционную про грамму, производится на основе их ранжирования с помощью рейтинг-листов по источникам финансирования, значимости и, когда это предполагается, по эффективности. При ранжировании формируются группы с учетом бесспорных и сомнительных источников финансирования. Одновременно составляется перечень невостребованных для реализации проектов и объектов, подлежащих консервации, ликвидации или продаже.

Проекты МРСК, как и других компаний электроэнергетики, подразделяются на две группы: обеспечивающие экономический эффект и не обеспечивающие явного или рассчитываемого экономического эффекта.

К первой категории относятся:


  • профильные проекты нового строительства, технического перевооружения и реконструкции, связанные с вводом мощностей, повышением эффективности работы оборудования;

  • проекты, направленные на подключение новых потребителей (развитие рынка сбыта);

  • проекты, обеспечивающие экономический эффект за счет сокращения текущих издержек и потерь предотвращение убытков и недополученной выгоды в связи с вынужденными простоями.

К не обеспечивающим явного или рассчитываемого экономического эффекта инвестициям относятся:

  • социально-ориентированные проекты;

  • проекты по техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий, связанные с крайней технической необходимостью (поддержание или восстановление работоспособности оборудования);

  • проекты, связанные с повышением надежности, резервирования мощности, модернизацией или установкой автоматики, средств связи, совершенствования систем коммерческого учета;

  • закупки оборудования, не входящие в сметы строек и не требующие монтажа (автомобили, оргтехника, мебель и т.п.);

  • строительство и реконструкция домов, гаражей, подсобных зданий, помещений, ограждений, обустройство территории;

  • проектно-изыскательские работы.

Такое деление проектов развития сетевых компаний имеет принципиальное значение для определения источников их финансирования. На финансирование проектов, не обеспечивающих явного экономического эффекта, направляется начисляемая в текущем периоде амортизация и нераспределенная прибыль прошлых лет, а их свободный остаток – на доходные и экономически эффективные проекты.

Проекты, обязательные для реализации в связи с обязательствами сетевых компаний по технологическим присоединениям новых потребителей, осуществляются за счет чистой прибыли текущего года от платы за технологические присоединения.

Использование заемных средств допускается для перспективных, высокодоходных и неотложных проектов в целях покрытия дефицита денежных средств на их финансирования при обосновании наличия источников погашения кредита в последующие годы. Привлечение кредитных ресурсов осуществляется на конкурсной основе с обоснование условий привлечения займа, включая максимальную величину лимита стоимостных параметров заимствования.

Размеры срочных уплат по обслуживанию долга зависят от условий займа: срока; наличия и продолжительности льготного периода; уровня процентной ставки; способа погашения основной суммы долга и выплаты процентов. В случае привлечения кредитных ресурсов компании должны реализовывать политику, обеспечивающую по возможности минимальные процентные платежи, максимальные сроки их погашения, уменьшение затрат на обслуживание долга за счет формирования фонда погашения и рассрочки платежей.

В зависимости от сметной стоимости проекта сетевых компаний различают масштабы проектов: «крупные» (сметная стоимость свыше 2 000 млн руб.), «средние» (сметная стоимость свыше 300 - 2 000 млн руб.), мелкие (сметная стоимость менее 300 млн руб.). Сметная стоимость проектов определяется без НДC в соответствии с проектно-сметной документацией и утвержденным перечнем средних цен. При отсутствии проектно-сметной документации и отсутствии позиций в утвержденном перечне стоимость определяется в прогнозных ценах, с учетом инфляции на период строительства и ранее вложенных средств.

Определение масштаба проекта необходимо для спецификации формата подготовки обосновывающих материалов по проекту и процедуры его утверждения. В зависимости от масштаба инвестиций обосновывающие материалы по конкретным проектам оформляются в виде бизнес-планов, сокращенных бизнес-планов или пояснительных записок и расчетов эффективности.

Бизнес-план готовится при наличии любого из условий: по «крупным» проектам; по проектам, реализуемым с привлечением заемных средств; по проектам, реализуемым с привлечением бюджетных целевых средств; по проектам, реализуемым за счет участия в акционерном капитале и долевого участия в строительстве.

Сокращенный бизнес-план готовится по проектам и объектам инвестиций, относящимся к категории «средних» проектов. Пояснительная записка готовится по проектам и объектам инвестиций, относящимся к категории «мелких» проектов. По «крупным» проектам проводится финансовое моделирование и расчеты экономической эффективности для проекта отдельно и инвестиционной программы компании в целом.

Сокращенный бизнес-план проекта и расчет эффективности представляется по изложенной форме, но без проведения финансового моделирования деятельности для компании в целом.

В пояснительной записке «мелких» проектов приводится описание выполняемых работ, доказывается обоснованность проведения данных работ и их финансирования. Прикладывается расчет эффективности и другие обосновывающие материалы.

Обязательным условием проведения коммерческой оценки проекта является расчет следующих показателей эффективности: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости (простой и дисконтированный), индекс доходности, отношение доходы/затраты. Расчет эффективности выполняется в программном продукте Альт-инвест.

Проекты, не обеспечивающие явного или рассчитываемого экономического эффекта, включаются в инвестиционную программу, исходя из необходимости в реализации данного проекта и степени его важности для компании.

Исключение могут составлять проекты, финансируемые за счет федеральных, региональных и других программ, имеющих свои целевые критерии эффективности. Критерием таких проектов может быть доказательства обеспечения выполнения соответствующих нормативных актов.

Ограниченность инвестиционного бюджета распределительной сетевой компании делает задачу отбора проектов в инвестиционную программу оптимизационной. Простейшая целочисленная экономико-математическая модель формирования текущей инвестиционной про граммы в части проектов, обеспечивающих экономический эффект, может быть описана следующей системой выражений.

Требуется найти план Х = , удовлетворяющий следующим основным условиям:

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

, (8)

где


xj – целочисленная переменная, x = ;

j – порядковый номер инвестиционного проекта, j = ;

i – порядковый номер года реализации проекта, i = ;

Дi – величина инвестиционных затрат по j-му проекту в i-м году;

Кi – возможный объем при влечения инвестиций в i-м году;

Кпер – инвестиционные ресурсы, переходящие с предшествующего года;

r – ставка дисконтирования;

ИДj (Х) – индекс доходности j -го проекта, включенного в программу;

М (ИДj) – множество инвестиционных проектов с наибольшими значениями индекса доходности;

ЧДДj – чистый дисконтированный доход j -го проекта;

ЧДД – чистый дисконтированный доход программы.
В выражении (2) учтены все инвестиционные ресурсы, как планируемые на очередной год, так и неиспользованные на предыдущем этапе. Выражение (3) учитывает ограничение на рост объема инвестиций, переходящих с предшествующего периода.

Неравенство (5) означает, что проекты xj+k и xj+k+1 являются взаимоисключающими, т.е. если xj+k = 1, то xj+k+1 должен быть равен 0, и наоборот. Неравенство (6) учитывает фактор взаимной зависимости проектов. Проект xj+k нельзя включить в программу, не сделав этого предварительно в отношении проекта xj+k+1.

Рассмотренная модель должна пополнить набор инструментов методического обеспечения разработки и реализации инвестиционных программ как распределительных сетевых компаний, так и других участников отечественного рынка электроэнергетики.


следующая страница >>



Слова и иллюзии гибнут, факты остаются. Дмитрий Писарев
ещё >>