Творчество м. Ю. Лермонтова как религиозно-философская система - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
С. К. Носов (Горно-Алтайск) Традиция православного аскетизма в условиях... 1 42.7kb.
Урок литературы в 6-ом классе. Проблемный анализ стихотворения М. 1 36.58kb.
Религиозно-философская система ф. А. Голубинского 1 370.61kb.
Религиозно-философская антропология в. В. Зеньковского и киприана... 3 498.71kb.
Им. М. Ю. Лермонтова Библиотека "Измайловская" 1 15.02kb.
Центральная библиотека имени м. Ю. Лермонтова муниципального учреждения... 4 762.68kb.
Введение к работе 1 219.7kb.
Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная... 1 288.57kb.
Тест по лирике М. Ю. Лермонтова Укажите годы жизни М. Ю. Лермонтова 1 27.53kb.
Центральная библиотека имени м. Ю. Лермонтова муниципального учреждения... 5 1131.11kb.
Вопросы по философии для вступительного экзамена в аспирантуру по... 1 39.38kb.
Потерянного поколения 1 113.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Творчество м. Ю. Лермонтова как религиозно-философская система - страница №3/3


В заключении подводятся итоги исследования. Утверждается, что творчество Лермонтова являет собой особый религиозно-философский и культурный феномен, питающийся из истоков православной религиозности и оказывающий непосредственное глубокое влияние на становление русского национального самосознания.

Лермонтов как человек обладающий даром созерцания, служащим ведущей силой его гения, за внешними явлениями бытия способен усматривать их метафизический смысл. В своем творчестве поэт стремится к целостному пониманию мира, и эта цельность проявляется не только на уровне философском, художественном, но и на уровне восприятия всей жизни в ее ценностных доминантах, которые для России связанны с духовно-культурным опытом Православия. Основой художественной системы поэта в её аксиологии является религиозная этика, своим творчеством Лермонтова доказывает, что в свете понимания человека в его духовности именно этика имеет высокий мироустрояющий смысл, комплекс нравственных представлений поэта может быть определен как религиозный панэтизм. Освоение и истолкование жизни в искусстве происходит путём создания художественных образов, среди которых в творчестве Лермонтова особое место занимает образ-пейзаж. Пейзаж, будучи формой самопознания поэта, выявляет и духовную сущность природных ландшафтов, реализуя идею религиозной натурфилософии.

Поэзия Лермонтова имеет патриотическое звучание, проявляющееся во внимании к целому комплексу мотивов, среди которых особое место занимают мотивы воли, свободы, твёрдости духа, общности и единения. Названные мотивы осознаются как высочайшая ценность и условие существования русского образа мира, зиждущегося на фундаментальной сопряженности разноуровневых духовно-социальных координат: семьи, родины, государства, которые в своём идеале являются зримым подобием Отечества Небесного и указывают на возможность его достижения. В творчестве Лермонтова идея движения истории тесно взаимосвязана с проблемой становления личности, её нравственного выбора.

Творчество Лермонтова прежде всего следует определить как глубоко личностное, это есть поэзия ищущей воли, которая реализуется в дарованной человеку свободе выбора и действия.



Основные результаты научного исследования отражены в следующих публикациях
Монографии и учебные пособия

  1. Киселёва И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система: монография. М.: МГОУ, 2011. 224 с. 10,7 п.л.

  2. Киселёва И.А. Образ России и славянские мотивы в русской поэзии. Духовный смысл славянских мотивов // Россия и славянский мир в творчестве Ф.И. Тютчева: коллективная монография /Отв. ред. Аношкина В.Н. М.: Пашков Дом, 2011. 591 с. 31,08 п.л./1 п.л.

  3. Киселёва И.А. Религиозно-философский потенциал поэзии М.Ю. Лермонтова: учебное пособие. М., МГОУ, 2011. 72 с. 3,8 п.л.

  4. Киселёва И.А. М.Ю. Лермонтов / И.А. Киселёва, Р.И. Альбеткова //Русская литература XIX века. 1800-1830. Хрестоматия мемуаров, эпи­столярных материалов и литера­турно-критических статей: учебное пособие. Изд. 5 испр. и доп. [Интернет-издание. РУКОНТ: национальный цифровой ресурс, http://www.rucont.ru]. Отв. ред. В.Н. Аношкина. 2010. 3 п.л. / 1,5 п.л.


Статьи в ведущих рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК

  1. Киселёва И.А. М.Ю. Лермонтов. Эстетика пространства и этический идеал покаяния // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». М., 2006. №1. С. 103-107. 0,6 п.л.

  2. Киселёва И.А. Информация о международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. М., 2009. № 2. С. 225– 226. 0,2 п.л.

  3. Киселёва И.А. О своеобразии патриотизма в русской поэзии 1830-х годов // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. М., 2009. № 3. С. 140-144. 0,6 п.л.

  4. Киселёва И.А. Этика М.Ю. Лермонтова и её религиозные основания // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2010. №3. С. 66 – 73. 0,7 п.л.

  5. Киселёва И.А. Духовно-нравственный идеал русской поэзии 1820-30 годов / И.А. Киселёва, С.В. Гузина // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. - М., 2010. № 3. С. 132-137. 0,7 п.л./0,4 п.л.

  6. Киселёва И.А. Изучение творчества М.Ю. Лермонтова как религиозно-философской системы: проблемы методологии // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2010. №4. С. 95-100. 0,7 п.л.

  7. Киселёва И.А. Человек – идеал – общество: проблемы аксиологии литературы / Киселёва И.А., Алпатова Т.А. // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. № 2. М., 2010. С. 138-141. 0,6 п.л./0,3 п.л.

  8. Киселёва И.А. «Синие горы Кавказа, приветствую Вас!»: онтология пространства в творчестве Лермонтова //«Казанская наука». 2011. №11. 0,4 п.л.

  9. Киселёва И.А. Онтология стихии в духовном мире Лермонтова // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2011. №4. С.111-115. 0,5 п.л.

  10. Киселёва И.А. Об имперской идее в поэмах М.Ю. Лермонтова «Измаил-бей» и «Мцыри» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. №6(20). С. 140-142. 0,5 п.л.

  11. Киселёва И.А. «Тесный путь спасенья»: Лермонтов и преподобный Серафим Саровский // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2011. №6. С. 95-101. 0,6 п.л.

  12. Киселёва И.А. Личность и творчество Лермонтова как мера методологического развития русской философской критики // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2011. №12. С. 0,7 п.л.


Статьи в других научных изданиях

  1. Киселёва И.А. Опыт интерпретации некоторых поэтических текстов М.Ю. Лермонтова. Эстетика чудесного // Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе ХIХ века. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГОУ, 1997. С. 62-70. 0,5 п.л.

  2. Киселёва И.А. Пушкин и Лермонтов. К вопросу о путях богопознания // А.С. Пушкин. Проблемы творчества и эстетической жизни наследия (1899-1999). Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГОУ, 1999. С. 160-172. 0,6 п.л.

  3. Киселёва И.А. Духовное становление М.Ю. Лермонтова // Христианские истоки русской литературы. Сборник научных трудов. М.: МГОУ, 2001. С. 98-111. 0,7 п.л.

  4. Киселёва И.А. О наполеоновской теме у Лермонтова // Литература и история. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. М.: МГОУ, 2001. С. 66-70. 0,4 п.л.

  5. Киселёва И.А. Богопознание как процесс становления личности (к вопросу о духовной эволюции Лермонтова) // Гуманитарные науки на рубеже веков. Материалы Международной научно-практической конференции. Вып. I. М.: МФЮА, 2001. С. 24-27. 0,3 п.л.

  6. Киселёва И.А. К проблеме исповеди у Лермонтова // Гуманитарные науки на рубеже веков. Материалы Международной научно-практической конференции. Вып. II. М.: МФЮА, 2001. С. 123-127. 0,4 п.л.

  7. Киселёва И.А. Герменевтический метод при изучении творчества М.Ю. Лермонтова //Народное образование в ХХI веке. М.: МГОУ, 2001. С. 46. 0,1 п.л.

  8. Киселёва И.А. Тютчев и Лермонтов // Ф.И. Тютчев. Школьный энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 2004. С. 321-325. 0,7 п.л.

  9. Киселёва И.А. Идея Царства в поэтическом мире М.Ю. Лермонтова // Преподобный Серафим Саровский и русская литература. Сборник статей. М.: МГОУ, 2004. С. 143-171. 1 п.л.

  10. Киселёва И.А. М.Ю. Лермонтов: диалектика вселенского и национального в осмыслении идеи Царства // Национальное самосознание и развитие русского общества. Материалы международной научной конференции. Сост. И.А. Киселёва. Москва: МФЮА, 2005. С 9-11. 0,4 п.л.

  11. Киселёва И.А. Мотив Божьего Суда в поэзии М.Ю. Лермонтова // Литература и история. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. М.: МГОУ, 2006. С. 128-133. 0, 4 п.л.

  12. Киселёва И.А. Стихотворение Лермонтова: «Парус»: поэзия духовной перспективы // Литературоведческий журнал. М., 2006. № 20. С. 40-48. 0,6 п.л.

  13. Киселёва И.А. Философия ландшафта в поэзии // Ф.И. Тютчев. Проблемы творчества и эстетической жизни наследия. Сборник научных трудов. М.: Пашков Дом, 2006. С. 241-254. 0,8 п.л.

  14. Киселёва И.А. Преподобный Серафим Саровский и М.Ю. Лермонтов // Россия в духовных поисках современного мира. Материалы II Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Нижний Новгород: Глагол, 2006. С. 286-298. 0,7 п.л.

  15. Киселёва И.А. Образ монастыря в русской поэзии ХIХ века // Возрождение православных монастырей и будущее России. Материалы III Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Нижний Новгород: Глагол, 2007. С. 243-250. 0,5 п.л.

  16. Киселёва И.А. М.Ю. Лермонтов: суд совести и Суд Божий // Духовный потенциал русской классической литературы ХIХ века. Сборник научных трудов. М.: Русскiй мiръ, 2007. С. 336-344. 0, 7 п.л.

  17. Киселёва И.А. О влиянии образа преподобного Серафима Саровского на творчество М.Ю. Лермонтова // Современное прочтение русской классической литературы ХIХ века. Сборник по материалам научного семинара. М., Пашков Дом, 2007. С. 90-104. 0,7 п.л.

  18. Киселёва И.А. Отечество земное и Небесное в художественном мире Лермонтова // Духовные начала русского искусства и просвещения: материалы VIII Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения»). Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. С. 172-177. 0,5 п.л.

  19. Киселёва И.А. Монастырь и его духовно-смысловые параллели // Русский язык в системе славянских языков: история и современность. Вып. 2. М.: МГОУ, 2009. С. 71-80. 0,4 п.л.

  20. Киселёва И.А. Суд совести и Божий суд в творчестве М.Ю. Лермонтова //Лермонтовский сборник. Вып. 2. М., Известия, 2010. С. 11-15. 0,5 п.л.

  21. Киселёва И.А. «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» (Лермонтов и русская духовная традиция) // Лермонтов и Православие. М.: ЗАО «Издательский дом "К единству!"», 2010. С. 153-183. 1,5 п.л.

  22. Киселёва И.А. Проблема самопознания в творчестве М.Ю. Лермонтова // Русский литературоведческий альманах. Выпуск II. М., МГОУ, 2011. С. 180-187. 0,5 п.л.

  23. Киселёва И.А. Духовный смысл ландшафта в творчестве Лермонтова // Материалы III международной научно-методической конференции. «Текст в системе обучения русскому языку и литературе. Казахстан, Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2011. С. 152-156. 0,4 п.л.




1 Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова// Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. С. 205.

2Максимов Д.Е. Об изучении мировоззрения и творческой системы Лермонтова. Л., 1964. С. 10.

3 Евчук О. Религиозно-философские парадигмы поэзии М.Ю. Лермонтова // Лермонтов и Православие. М., 2010. С. 266.

4 Аношкина В.Н. Религиозные добро и зло в поэме «Демон» // Лермонтов и Православие. М., 2010. С. 291.

5 Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. С. 24.

6 Бурачек С.О. Книги литературные// Маяк. 1840. Ч. 4. Гл. 4. С. 201.

7


8 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под. ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. Стб. 257.

9 Кошемчук Т.А. Русская поэзия в контексте православной культуры. СПб., 2006. С. 16.

10 Есаулов И.А. «Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия» // Евангельский текст в русской литературе ХVIII–ХХ веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. научных трудов. Петрозаводск, 1998. С. 382.

11 Захаров В.Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Евангельский текст в русской литературе ХVIII–ХХ веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. научных трудов. Петрозаводск, 1998. Вып. 2. С. 25.

12 Ильин И.А. Талант и творческое созерцание// Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М., 1993. С. 271.

13 Там же.

14 Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Ч.1. М., 1993. С. 751

15 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Т. 2. С. 734.

16 Там же.

17 Федотов Г.П. О Святом Духе в природе и культуре// Федотов Г.П. Сочинения: в 12 тт. Т. 2. М., 1998. С.234.

18 Там же. С.234.

19 Беседа старца Серафима с Н.А.Мотовиловым о цели христианской жизни // Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. С.364-365.

20 Беседы (омилии) Святителя Григория Паламы. М., 1993. Ч.1. С.107.

21 Там же. С.124.

22 Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины ХХ века. М., 1993. С.146.

23 Гиршман М.М. «Парус» / Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. –С.367.

24 Семаева И.И. Указ. соч. С.87.

25 Ломинадзе С.А. Диалог с небом. 1837 год / Классики и современники. М., 1989. С. 229

26 Ильин И.А. Талант и творческое созерцание// Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М., 1993. С. 271.

27 Творения св. отца нашего Максима Исповедника. Сергиев Посад, 1916.

28 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Изд. 3-е. Ч.1. М., 1889. С.187.

29 Лазарь (В.В. Афанасьев), монах. «На высотах духа. Горы в сочинениях М.Ю. Лермонтова» // М.Ю. Лермонтов и Православие. Сборник статей о творчестве М.Ю. Лермонтова. М., 2010. С. 280-290.

30 Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. - В его кн.: Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1989. С. 158

31 Тарабукин Н.П. Философия пейзажа // Смысл иконы. М., 2001. С.55.

32 Там же.

33 Касаткина В.Н. «Денница»: ее издатель и сотрудники / Денница: Альманах на 1830, 1831, 1834 годы, изданнный М.Максимовичем. М., 1999. С.98.

34 Батурова Т.К. Страницы русских альманахов. М., 1998. С.70.

35 Розен А.Е. Биографический очерк А.И. Одоевского / Русская литература ХIХ в. 1800-1830-е годы. Хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей. Под. ред. Аношкиной В.Н. М., 2000. С. 180.

36 Федотов Г.П. О Святом Духе в природе и культуре // Федотов Г.П. Собр. соч.: В 10 тт. М., 1998. - Т. 2. С. 234

37 Флоровский Г.В. Восточные отцы IV в. М., 1992. C. 231.

38 Нестор (Кумыш), иеромонах. Был ли Лермонтов религиозным человеком? //Лермонтов и Православие. М., 2010. С. 260.

39 Тарабукин Н.П. Философия пейзажа // Смысл иконы. М., 2001. С. 58.

40 Лазарь (В.В. Афанасьев), монах. «На высотах духа. Горы в сочинениях М.Ю. Лермонтова» // М.Ю. Лермонтов и Православие. М., 2010. С. 280.

41 Тарабукин Н.П. Указ. соч. . С. 57.

42 Герасимов О.П. Очерк внутренней жизни Лермонтова по его произведениям // Вопр. философии и психологии. 1890. № 3. С. 23.

43 Федоровский П.А. Памяти М.Ю. Лермонтова. Тифлис, 1891. С. 7.

44 Кропоткин П.А. Идеалы и действительность в русской литературе. Т. V. СПб., 1907. С. 63.

45 Щеблыкин И.П. Поэт пророчества и преодоления // Лермонтов. Пенза, 1999. Вып. 5. С. 7.

46 Владислав (Свешников), протоиерей. Очерки христианской этики. М., 2001. С. 148.

47 Иванова Т.А. Что говорят рукописи и книги (К вопросу об основном тексте «Демона») // М.Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества / Под ред. А.Н. Соколова и Д.А. Гиреева. Орджоникидзе, 1963. С. 83.

48 Цит. по.: Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология святого Григория Нисского. М., 1999. С. 50.

49 Щеблыкин И.П. Страницы лермонтоведения: интерпретация, анализы, полемика. Пенза, 2003. С. 113. Также И.П. Щеблыкин отмечает, что чувство родины неотделимо у поэта от чувства свободы.

50 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. М., 1999. Т. 2. С. 73.

51 А.И. Тургенев - И.П. Тургеневу из Праги, 11 июня/29 мая 1804 г. //Архив братьев Тургеневых. Вып. 4. Путешествие А.И. Тургенева и А.С. Кайсарова по славянским землям в 1804 г. Пг., 1915. – С. 14-15.

52 Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и письма в 6 томах. М., 2002. Т. I. С. 24.

53 Языков Н.М. Свободомыслящая муза: стихотворения; поэмы; жизнь Николая Языкова по документам, воспоминаниям. М., 1988. С.7.

54 Муравьев А.Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. С.36.

55 Зуммер В.Н. Эсхатология Ал.Иванова / Ученые записки кафедры истории европейских культур. Харьков, 1929. С.43.

56 Цит. по: Иванов. Федотов. Крамской. СПб., 1995. С.74.

57 Зандер В. В обители преподобного Серафима // Русское Возрождение. 2003. № 82. С. 57.

58 Августин. О граде Божьем. Кн. XVIII. Гл. XXIII. - http://www.reformed.org.ua/2/454/18/Augustine


59 Иоанн (Мейендорф), протоиерей. Рим – Константинополь – Москва. Исторические и богословские исследования. М., 2005. С. 239.

60 Грядущие судьбы России. Пророчества Серафима Саровского / «День». 1991. №1. С. 7.


<< предыдущая страница  



Снятую голову не награждают пощечинами. Кароль Бунш
ещё >>