Творчество ж. М. Г. Леклезио в контексте культурного синтеза - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Творчество Захи Хадид в контексте современного искусства 1 35.7kb.
Балетное творчество н. Н. Черепнина в контексте идей эпохи 1 286.8kb.
Программа 16 июня Регистрация 00 10. 00 Пленарное заседание. 1 28.61kb.
Задача синтеза и условия разрешимости 1 Формулировка исследуемой... 3 258.04kb.
Курсовая работа Поэзия Р. Киплинга в русских переводах 37 1 17.34kb.
Оперное творчество клаудио монтеверди в контексте культуры belcanto 1 272.92kb.
Дипломная работа Поэтика и художественное своеобразие повести В. 1 38.02kb.
Программа творческого экзамена по виду «хореографическое творчество»... 1 74.93kb.
О возможности каталитического абиогенного синтеза углеводородных... 7 645.92kb.
Содержание дисциплины лекционный курс 1 24.57kb.
О синтезе дискретно-кодированных последовательностей периода 3 317.51kb.
Страны, где необходима и желательна вакцинация против желтой лихорадки 1 25.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Творчество ж. М. Г. Леклезио в контексте культурного синтеза - страница №1/1

Квачек А.В.

Белорусский государственный университет,

Республика Беларусь
ТВОРЧЕСТВО Ж.-М.Г. ЛЕКЛЕЗИО

В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО СИНТЕЗА
Творчество Ж.-М.Г. Леклезио характеризует одна из наиболее характерных черт современной литературы – тенденция к переработке и актуализации мирового культурного наследия. Леклезио стремится расширить жанровые рамки своих художественных произведений. В них всё смешалось: Библия и индейская мифология, буддизм и руссоистское преклонение перед природой, ощущение абсурдности бытия и ”вещизм“ ”нового романа“, достижения науки и древнее знахарство. Эклектичное мышление автора нашло отражение в пространственно-временных образах.

Значительная часть творческого пути Леклезио посвящена переводам и толкованиям мифов. Писатель ищет вдохновение в самых разных мифологиях – древневосточной, египетской, индийской, мусульманской, и первым в числе своих приоритетов называет возродителя мезоамериканской мифологии Х. Рульфо [2, с. 132]. Мифы и легенды этих народов сформировали круг идей и образ мышления, давшие латиноамериканской литературе новый жанр костумбризма (от испанск. ‘обычай’), позже трансформировавшийся в магический реализм, к которому причисляли и Леклезио.

Особое место в творчестве Леклезио занимает философия индейцев Латинской Америки. В 1970 гг. Леклезио находился в Мексике, среди коренного населения сельвы. Полученные впечатления были настолько сильными, что писатель всерьез занялся философией и посвятил американской культуре значительную часть своего творчества: ”Мексиканская мечта“ (1988), ”Три священных города“ (1980), ”Haï“ (1971), ”Пророчества Чилам-Балама“ (1976). Главным образом это переведенные и обработанные тексты древних народов Мезомерики. В феврале 1978 года у Леклезио выходит философское эссе ”L’inconnu sur la terre“ (”Незнакомец на земле“), где писатель продолжает тему поисков новой формулы душевного равновесия.

Результатом переосмысления пространственно-временной концепции творчества явился цикл романов, написанных Ж.-М.Г. Леклезио с 1980 по 1995 гг. и связанных с образом ”потерянного рая“. Основным содержанием произведений этого периода является поиск стабильного состояния личности. Устойчивость авторских намерений ведет к тому, что романы Леклезио группируются в ”метароман“, который, при всем разнообразии сюжетных ходов, предполагает решение одной фабульной проблемы. Основа авторской этики – память об идеальном состоянии мира, связанная с ощущением душевной гармонии. Мотив ушедшего детства приобретает экзистенциальное значение. Ключ к пониманию прозы Леклезио находится в произведениях этих лет. Глобальная творческая задача автора заключается в художественном отражении и преодолении времени, имеющем эстетическое значение.

Фабульная проблема будущего метаромана формируется в ”Пустыне“ (1980), но пока не находит исчерпывающего решения. В истории о жизни юной марокканки современному миру противопоставляются вечные ценности, выраженные при помощи пространственно-временных образов. Образ юной героини воплощает верность потерянному раю счастливого детства. Для Леклезио характерно включение персонажа в пространство и жизнь природы, гармония личности и мира. Одновременно декларируется незаурядность главной героини, её способность противостоять жестокости современного общества, сохранять нравственные и культурные ценности. Поэтика Леклезио создает в целом гимн видимому миру, представленному в форме неисчерпаемых и загадочных стихий — неба, моря, света.

Современные авторы часто используют мифологические и архетипические сюжеты. Наиболее распространенным символом материального благополучия является золото. Леклезио перерабатывает в духе постмодернизма классический сюжет о поиске сокровищ, связанный с мифом об аргонавтах. Однако мотив переосмысливается в пессимистическом ключе – герой романа ”Золотоискатель“ (1985) после тридцатилетних поисков возвращается на родину, клада не существует, родные места захвачены врагами. Тема иллюзорного богатства, неожиданного подарка судьбы присутствует у многих писателей. Трагическая ирония сближает роман Леклезио ”Золотоискатель“ и ”Пиковую даму“ А. С. Пушкина, определяя отношение авторов к золоту как символу беспомощности человека в игре с судьбой.

Топографические образы Заморской Франции в романах Леклезио, являясь основой для понимания чуждого европейцу менталитета, продолжают традиции художественной концептуализации неевропейского мира, развивают философию родной земли, сакральной территории народа. Повышение интереса к этнокультурному пространству – неотъемлемый компонент многих национальных литератур. В типологическом плане обращение Леклезио к экзотическим пейзажам соотносится с мироотражением других писателей. В романах Леклезио в рамках концепта родной земли значимы пустыня и океан и остров. Эстетическое переживание природы, сосредоточенность на образах вечных стихий отражает ориентацию Леклезио на экзистенциальные проблемы существования.

Для авторской картины мира немаловажным художественным элементом является цветовое, звуковое и осязательное воплощение пространства. Образно-символическая система романов Леклезио ориентирована на земные первоосновы. В прозе Леклезио прослеживается динамическое развитие цветового образа от золотисто-песочного в ”Пустыне“ через ”Золотоискатель“ к выразительной цветовой коннотации желто-коричневых оттенков в романе ”Онича“ (1991).

Творческое отношение писателей к фольклорным традициям разных народов способствовало расширению возможностей интерпретации роли пространства и времени в семантике их произведений. Пространственная модель мира Леклезио связана с региональными образами Заморской Франции – пейзажами, диалектами, бытом, а также с особым взглядом на мир. Этот регион издавна привлекал внимание писателей и ученых. Художественное пространство в творчестве Леклезио перекликается с тенденциями французской литературы XVIII века, периодом борьбы за права человека. Действие повести ”Paul et Virginie“ (”Поль и Виргиния“, 1788), написанной создателем французского экзотического романа Б. де Сен-Пьером, происходит на острове Маврикий, исторической родине Леклезио. Пастораль, изображающая сентиментальную картину райской жизни благодаря географической экзотике и изоляции, приобрела новое звучание в романе Леклезио ”Карантин“ (1995), в котором герой максимально приближен к автору и порой даже идентифицируется с ним. Единственный раз на протяжении всего метаромана поиски счастья заканчиваются победой. Герой не вступает в конфликт с новым для него обществом, а ведет с ним диалог, преобразуясь как личность под влиянием вечных стихий. Писатель строит сюжет и композицию произведения, выводя героя на путь общения с окружающим миром. Роман ”Карантин“ отсылает читателя к образу ”Пьяного корабля“ А. Рембо, с которым автора сближают такие приемы письма, как поэтический шифр и вариативность трактовок. Вслед за Д.Г. Байроном и Ш. Бодлером Леклезио ассоциирует поэтический образ океана с чувством свободы.

В произведениях Ж.-М.Г. Леклезио реализована эстетическая концепция, направленная на усиление потребности в формировании душевных качеств личности и на более глубокое осознание пространственно-временных характеристик бытия. Романы Ж.-М.Г. Леклезио образуют идейно-эстетическое единство, философски осмысленное сквозь призму пространства и времени. Познавательность, установка на разнообразие выразительных средств языка делают художественные тексты Леклезио открытыми для интерпретации и филологического анализа, поскольку между автором и читателем установлен своеобразный фильтр различных эстетических установок, связанных с восприятием пространства и времени в мировых культурах.



Литература:

1. Бельскі, А.І. Галасы і вобразы: літ.-крыт. артыкулы / А.І. Бельскі. —Мінск: Литература и искусство, 2000. — 288 с.



2. Леклезио, Ж.-М.Г. Праздник заклятий / Ж.-М.Г. Леклезио; пер. с фр.Г. Зингера. — М.: ИД ”Флюид“, 2009. — 184 с.




Всемирная история есть история побед людей над людьми. Стефан Жеромский
ещё >>