Творчество Алексея Гавриловича Венецианова подвиг правды и поэзии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дружинкина Н. Г. Интерьеры Григория Сороки. Введение. Глава «Школа А. 1 354.83kb.
Творчество Баратынского и золотой век русской поэзии 1 39.71kb.
«Чтобы жила Россия. Подвиг ради жизни.» 1 73.75kb.
Пушкин а с. О высоком назначении поэта и поэзии в лирике пушкина 1 52.05kb.
Святитель Афанасий. Стеза Веры и любви Христовой 1 112.21kb.
Аза Алибековна Тахо Годи Лосев Жизнь замечательных людей – 864 31 7649.67kb.
Гонзо выпуск 1 1 51.27kb.
Боб Фрисселл. В этой книге есть немного правды Официальное дополнение... 13 2358.63kb.
Борис Диденко. Хищное творчество 39 2679.54kb.
Перечень вопросов для самоконтроля и подготовки к сертификационному... 1 47.75kb.
Жизнь и математическое творчество С. В. Ковалевской 1 235.78kb.
Ответы 9 класс 1 30.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Творчество Алексея Гавриловича Венецианова подвиг правды и поэзии - страница №1/1

Приложение 11. Урок на тему: «Творчество Алексея Гавриловича Венецианова - подвиг правды и поэзии». Автор: Ладыгина В. М. учитель истории МОУ «Вышковская ООШ» Лихославльского р-на

Пояснительная записка

Данный урок можно провести при завершении изучения темы

«Тверская провинциальная культура в первой половине XIX века»

или в качестве внеклассного мероприятия.

Тема изучается в классе с использованием опережающих заданий,

иллюстративного материала из альбомов по истории культуры,

элементов театрализации, сообщений учащихся, выставки книжных и газетных материалов, краеведческого альбома, выполненного самими

учащимися, с использованием литературы методической, краеведческой,

энциклопедической, искусствоведческой, художественной и рекомендаций литературы по теме для самостоятельного изучения учениками.

Литература для учащихся


  1. В М. Воробьев и др. История Тверского края. 2005.

  2. В. Г. Карцев. Из истории Калининской области. 1966.

  3. Н. М. Лебедев. Знаменитые россияне на Тверской земле. 1998.

  4. Альбом по истории культуры России. 1992.

Литература для учителя

  1. Л. Волынский. Лицо времени. 1971.

  2. И. Долгополов. Рассказы о художниках. 1982.

  3. Краеведческий вестник. №3 2000. №4 2001. Газетные материалы

к 200 - летию со дня рождения А. Г. Венецианова.

Оборудование и оформпение №2



  1. А. Мокрицкий. Воспоминания об А. Г. Венецианове и

учениках его. 1980.

  1. Популярная художественная энциклопедия. 1986.

  2. О. В. Савинова. Методические рекомендации по изучению

исторического краеведения. 2004.

  1. Тверская область. Энциклопедический справочник. 1994.

Оборудование

  • Карта «Тверская область» с обозначением достопримечательностей, культурных и исторических памятников.

  • Книжная выставка «Основоположник русской реалистической

  • школы»

  • Газетная выставка «Знаменитый россиянин на Тверской земле»

  • Выставка репродукций картин А. Г. Венецианова и его учеников

  • Альбом, составленный учащимися «Наш край в первой половине

  • XIX века с вырезками газетного материала и открытками

  • репродукций учеников Венециановской школы живописи

Цели и задачи урока

  • Способствовать духовному становлению личности, приобщая

учащихся к историко-культурному наследию родного края.

  • Оказать влияние на развитие патриотизма: уважения к своему краю и своей малой родине.

  • Развивать творческий потенциал учащихся посредством

самостоятельной работы с литературой и первоисточниками.

  • Способствовать воспитанию бережного отношения, любви и

интереса к историческому и культурному наследию нашего края.

  • Продолжить формирование умений и навыков по работе с картой,

с публицистическим, литературным, искусствоведческим текстом для подготовки самостоятельных сообщений и докладов.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Первая половина XIX века для России была временем сложным и

нелегким. В обществе царило воспоминание об Отечественной

войне 1812 года и восстании декабристов. Император Николай 1 стал приверженцем «Теории официальной народности» министра просвещения Уварова, надеясь с помощью этой новой идеологии сделать молодое поколение опорой самодержавия.

Император всегда старался показать свою заинтересованность жизнью крестьян России, тем самым публично подчеркивая,

что царь любит свое Отечество в лице народа и правит им,

как отец, руководствуясь законами. На осенней выставке 1830

года в Петербурге в Академии художеств великий русский

художник, наш земляк, с большим успехом показал свои работы и 32 работы своих учеников. Император лично для своей коллекции покупает одну из картин художника « Гумно», в которой просто и правдиво рассказывается о жизни и труде крестьян. В просторном, чисто выметенном гумне, с крепкими золотисто-коричневыми бревенчатыми

стенами несколько крестьян заняты сельскохозяйственными работами.

На переднем плане отдыхают женщины и пожилой усталый крестьянин.

Одна из женщин переобувается, прислонившись к стене. Люди на картине живут и действуют просто и естественно. В изображении крестьян сказался глубокий гуманизм художника. С боль-

шой любовью он писал их прекрасные в своей простоте и правде лица.,

отражающие чувства собственного достоинства, спокойной уверенности и доброты. Все детали картины - сельскохозяйственные орудия, куча зерна посередине гумна, упряжь, висящая на стенах, - подробно и точно передают народную жизнь. Впечатление материальности, подлинности не оставляет зрителя. Особенную жизненность придает картине освещение, играющее огромную роль. Из открытых ворот гумна льется спокойный, неяркий свет, окутывающий все предметы. За воротами- мягкая зелень, серенький, теплый летний день. Впервые в русской живописи изображался крестьянский труд и быт. Художник сделал героем картины простого крестьянина, увидел в нем равного себе человека, доказал, что подлинная красота и поэзия неотделимы от жизненной правды. Картина сразу обратила на себя внимание своей правдивостью и простотой, отличавшими ее от надуманных

картин академических художников.

Кто же этот художник, чьим именем гордится наш край?

Предоставляем слово экскурсоводу музея. ( Первый ученик)

Среди крупнейших художников России первой половины XIX века

Алексей Гаврилович Венецианов занимает почетное место.

Алексей Гаврилович - живописец, рисовальщик, педагог, один из

основоположников бытового жанра и реалистического пейзажа

в русской живописи, академик живописи. Он родился в Москве 7 ( 18 ) февраля 1780 года в небогатой купеческой семье. Отец его занимался разведением и продажей плодовых деревьев и кустарников. Продавал он также картины, главным образом исполненные пастелью.

А. Г. Венецианов начал заниматься живописью еще в юности, но рисовал лишь в свободное от службы время. В 1807 году он переезжает в Петербург, учится у знаменитого портретиста В. Л. Боровиковского, копирует картины в Эрмитаже. Яркий талант проявился быстро, уже через четыре года за один из своих портретов получает звание академика. Он с увлечением занимается искусством, берет заказы на исполнение пастельных портретов. Молодой художник не остается в стороне от новых исканий того времени. Но писать становилось все труднее и труднее, все больше времени проходило в раздумьях. Так ли он пишет? То ли, что нужно? Не на случайные вопросы искал ответы художник - его захватили общие настроения времени. Патриотический подвиг народных масс в Отечественной войне 1812 года заставил передовых русских людей обратиться к жизни народа, пробудил живой интерес к его судьбе. Он вдохновил декабристов, широко отразился в творчестве А. С. Пушкина. Вместе с лучшими людьми России волновался, думал, искалхудожник Венецианов. Картина французского художника М. Ф. Гране лишь подтолкнула его к открытию, подготовленному всем ходом русской жизни, - писать надо только то, что видишь в жизни, писать так, как видишь. Он укрепляется в сознании правильности избранного им метода - « верно по законам природы видеть натуру «. Алексей Гаврилович упорно изучает линейную и воздушную перспективы, внимательно вглядывается в богатствство и взаимосвязь цвета в природе, высветвляя свою палитру, добиваясь естественности изображенного.

Чтобы целиком посвятить себя живописи, Венецианов уходит со службы. Теперь он свободен. Можно поехать в Италию, излюбленную

страну художников, можно остаться в Петербурге - писать парадные

портреты вельмож или яркое убранство их комнат. Безуспешно добивается художник возможности преподавать в Академии художеств

признания метода его работы. Академия всячески противостоит укреплению реалистического направления в национальном искусстве.

Академические художники ехидно замечали, что от картин Венецианова

« пахнет мужиком». Наперекор всему Алексей Гаврилович едет в свою

усадьбу Сафонково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Едет для того, чтобы открыть красивое там, где его ни один художник до него

не хотел видеть; в простоте русских полей, в труде и жизни русских

крестьян. Непонимание академиков не ожесточило его характер, он остался предельно гуманным, добрым человеком. Передовые деятели русской культуры помогли осмыслить истинную глубину и размах

духа своей родины, заставили ярче осознать свет и тени эпохи, в которую он жил. Его лира обрела гражданственное, широкое звучание.

Благородная муза Венецианова воспела красоту простого сельского

люда. Обладая талантом редкой звучности, творец отдал его своему народу. Живя в деревне, художник вникал во все стороны крестьянской

жизни.


Учитель говорит о том, что картина «На пашне. Весна»

одна из лучших в творчестве художника.

Слово предоставляется второму ученику.

В картине «На пашне. Весна» создан поэтический образ русской женщины. Светлым, прозрачным весенним днем легко и плавно

ступает по мягкой земле стройная молодая крестьянка, ведя под уздцы

двух запряженных в борону лошадок. Лицо ее обращено к играющему на краю пашни ребенку. Лишь на миг она замедлила шаг, чтобы

посмотреть на него и затем вновь продолжать работу. В фигуре женщины, в ее движении столько грации и красоты, что сама она кажется олицетворением живительной весны. Типичный среднерусский сельский пейзаж этой картины с легким небом, скользящим по горизонту высоким облакам, бескрайними далями, с ровными тонкими березками, выбросившими свои первые клейкие

листья-перышки, очень естественно дополняет и углубляет лирическое настроение, пронизывающее картину. Художник не только любуется

русским пейзажем, он преклоняется перед величием крестьянского труда.

Учитель отмечает, что по характеру своему близка к этой и

другая картина Венецианова « На жатве. Лето».

Слово предоставляется третьему ученику.

Картина «На жатве. Лето» тоже посвящена женщине – труженице,

которой выпадает лишь минута покоя среди дня, занятого тяжелым трудом под палящими лучами солнца. К лучшим творениям мирового искусства относится этот холст. Он изображает самоотверженный труд русской женщины. Вглядитесь, как величественна мать, присевшая

отдохнуть, покормить ребенка. Она положила серп рядом и устремила

взор вдаль, любуясь ясным небом, спелой нивой. Чеканный силуэт женской фигуры напоминает лучшие образцы живописи Джорджоне, Тициана. (Примечание редактора. Вряд ли учащимся доступна эта мысль. Если учитель настаивает на этом сравнении, ему нужно показать и репродукции картин итальянских художников О.В. Савинова). Удивительный покой властвует в картине. Волнистая, мерная

линия холмов сразу задает всему полотну ритм неспешный и своеобычный. Копны собранного хлеба чередуются с фигурами

женщин в поле. Картина являет собой пример такой скрытой, но великолепно изображенной тихой жизни, разворачивающейся перед

нами с какою-то торжественной неспешностью, свойственной просторной

русской природе. Взгляд, остановившись на фигуре первого плана,

потом видит неохватную даль средне - русского ландшафта - поле спелой ржи с убранными копнами хлеба. Бегут по равнине легкие тени от одиноко плывущих в знойном мареве неба белых тучек. И этот бег, почти не одиноко плывущих в знойном мареве неба белых тучек. И этот бег, почти неслышный, наполнен дивной музыкой летнего погожего дня. Мы, словно заколдованные, бродим по этим душистым далям,

упоенные тишиной и благостью плодородия, воплощенного в фигуре кормящей матери. Эту картину повседневного крестьянского труда,

привычного крестьянского быта художник наполняет высокой поэзией

и глубокой значительностью. По существу это обобщенный образ

крестьянской жизни, увиденной глазами и почувствованной сердцем патриота. Симфонией добра, чистым ароматом свежести полон этот холст, ничуть не уступающий лучшим полотнам Милле (Примечание редактора. См. предыдущее примечание), показывающего трудную судьбу французских крестьян. Реалистический метод художника нашел свое высшее воплощение в этой картине.

Учитель делает обобщение, что Алексей Гаврилович Венецианов создал обобщенный образ русской женщины из народа. Именно ему удалось создать портретную галерею русских женщин – крестьянок: это трудолюбивая и добрая « Девушка с теленком «, задумчивая и грустная «Крестьянка с васильками», энергичная и порывистая «Девушка с крынкой молока», миловидная юная «Жница».

Слово предоставляется четвертому ученику.

Подлинным шедевром русской живописи считается картина «Девушка с бураком». Это русская красавица, смелая, решительная. Сколько достоинства и благородства в ее взгляде. Красная косынка и синий сарафан подчеркивают красоту этой крестьянской девушки. Много лет

спустя, поэт Николай Алексеевич Некрасов скажет о таких русских женщинах: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет.

Расчесанная на пробор, русоволосая, с добродушным лицом глядит на нас, широко открыв прелестные карие очи, обрамленные собольими, словно летящими легкими бровями, грустно задумавшись о чем-то, юная русская красавица. Чуть-чуть тронуты милой улыбкой губы…Эта скромная девушка таит в себе тот запас духовной силы, которая рождала героинь.

Вершиной портретного искусства Венецианова является «Крестьянка

с васильками». Перед нами девушка, присевшая на миг отдохнуть и

задумавшаяся о чем-то сокровенном… С потрясающей свободой создан

небольшой холст – поистине жемчужина русской и мировой живописи.

Темный фон только подчеркивает озаренность, поэтичность образа.

Выпуклый чистый лоб, свежие, чуть тронутые румянцем щеки, мягкий,

прелестный, тонкий овал лица, задумчивая улыбка - все, все будто сияет утренней прозрачностью весны жизни, когда силы человека

почти неисчерпаемы и юное сердце гулко бьется в девичьей груди.

Брошены на колени натруженные, усталые руки, легко падают складки светлой рубахи. Тонкие пальцы перебирают венчики синих васильков,

рассыпанных на коленях. И кажется, что весь холст пронизан целомудренной свежестью. Невзирая на полтора века, отделяющие нас от времени создания полотна, эта поэзия юности чарует и приковывает к картине. В образе, созданном Венециановым, редкая ласковость и открытость, сердечность и лучистость. «Крестьянка с васильками» даже в ряду великолепных творений мастера отличается высочайшим

художественным проникновением в характер, в саму душу человека.

Учитель продолжает с учащимися диалог о том, как тепло и правдиво А. Г. Венецианов писал портреты крестьян и крестьянских детей. «Крестьянин», «Спящий пастушок» и «Захарка» этому подтверждение.

Слово предоставляется пятому ученику.

Посмотрите на «Захарку». Он был написан с натуры: Захарка был сыном крепостных из имения Венециановых. Захарка явно интересовал художника. Лицо мальчика с широкими скулами, коротким носом, большими живыми глазами - «не ладно скроено, да крепко сшито».

Оно не производит впечатления неправильности, ибо вполне сгармонировано внутренним содержанием. Захарка - крепкий, смышленый, способный мальчик. Он вызывает симпатии зрителей и в наше время. Захарка типичный крестьянский мальчик. «Мужичок с ноготок». Он в большой отцовской шапке, деловито держит топор на

плече. Совсем детское лицо, но какая недетская забота в выражении

глаз. Это - Гаврош в русской живописи. Он сама юность,

свежесть и чистота.



Учитель предлагает учащимся еще раз посмотреть

репродукции с картин великого художника и высказать свое мнение

о реальности увиденного. Учащиеся отмечают , что крестьяне, занятые тяжелым трудом , одеты в праздничные одежды, что в работах

Венецианова не вскрываются социальные противоречия действительности

того времени, крепостнические порядки не нашли прямого отражения в картинах, но в самом утверждении народной темы, в создании галереи портретных образов русского крестьянина заключен подлинный демократизм и глубокий прогрессивный смысл его творчества.

Примечание редактора. Чтобы подвести учащихся к столь глубоким выводам, необходимо продумать проблемные вопросы и задания. О.В. Савинова

Заключительное слово учителя

Алексей Гаврилович Венецианов дорог нам не только как великий художник, чьи картины украшают музеи страны и являются национальным достоянием, но и как замечательный педагог, воспитавший целую плеяду художников. Он видел, как талантливы

дети крепостных крестьян, но видел и другое - негде им учиться

живописи. Единственной на всю Россию художественной школой

была тогда Петербургская академия художеств. Двери ее были закрыты для крепостных крестьян. В 1824 году Венецианов продает за 5 тысяч рублей одну из своих картин и на вырученные деньги открывает школу. В поисках учеников он ездит по Тверской губернии. Ученики и живут в его доме, и едят за его столом. Он неустанно хлопочет за них то перед Обществом поощрения художников, то перед властями, а больше всего перед помещиками. Ряд учеников с помощью Венецианова был выкуплен на волю, некоторых художник выкупил на свои средства. В своей школе художников Алексей Гаврилович использовал , разработанный им метод преподавания, который основывался на глубоком изучении натуры. Ученики писали портреты крестьян, интерьеры изб, окрестные пейзажи, литографировали работы учителя. Венециановская школа существовала свыше 25 лет, в разное время в ней обучалось до 70 учеников, среди них уроженцы Тверской губернии: Н.С. Крылов, А. В. Тыранов, А. А. Тыранов, Г. В. Сорока, Ф. М. Славянский и др.

Венециановская школа заложила основы реалистической живописи

(особенно в жанре пейзажа, портрета, бытовой картины), идеи и педагогическая система Венецианова оказали большое влияние на

формирование педагогической системы обучения художников второй

половины XIX века, получили дальнейшее развитие в деятельности

художников-передвижников.

Одним из талантливейших учеников Венецианова был

Григорий Сорока. Художник встретил его в имении вышневолоцких

помещиков Милюковых. Хозяин имения отличался крутым нравом, жестокостью и безжалостным отношением к крепостным крестьянам.

Художник научил юношу живописи и приложил много усилий, чтобы

освободить его, но все усилия были тщетны: помещик был неумолим.

Григорий Васильевич проявил себя в написании портретов и пейзажей. Он стремился запечатлеть непростую простоту русского пейзажа. Негромким, но удивительно самобытным художником был Г. Сорока. Даже на живописном «Автопортрете» заметишь быстрый взгляд, несколько напряженное лицо, но напряженное не робостью, а мыслью. О художнике много скажут его глаза. В автопортрете они действуют - глядят, видят, переживают. Только человек, любящий природу, может с такой теплотой изобразить простую картину - озеро, спокойное, какое-то даже ласковое, на берегу женщина-крестьянка с коромыслом, за озером людские жилища - т о есть то, мимо чего тысячу раз проходил и проходит взгляд равнодушного. Это то самое озеро Молдино кпасивое, величественное, где прошло детство Сороки. Трагически оборвалась жизнь талантливого художника, из которой он ушел сам 10 апреля 1864 года, не найдя сил, чтобы перенести предстоящее несправедливое публичное телесное наказание за то, что он попытался защитить крестьян из поместья помещика Милюкова.

Когда по дороге на Молдино в местечке Поддубье, на невысоком холму в декабре 1847 года Венецианов ехал в Тверь на молодых лошадях, неожиданно лошади понеслись, художник был выброшен из саней и «убит на месте, так что все врачебные пособия, поданныеему в ту же минуту, остались напрасными». Узнав о несчастье, Григорий Сорока, любимейший ученик Венецианова, бежал на место трагедии в одном кафтане, без шапки в метель. Припав к ногам бездыханного учителя, он потерял сознание.

Похоронен А. Г. Венецианов в с. Дубровское на Дубровском погосте (ныне Удомельского р-на). Дочери поставили на его могиле памятник - высокий крест. На чугунном постаменте была изображена

палитра с кистями, а под ней надпись: Алексей Гаврилович Венецианов

1780 – 1847. На месте гибели художника, возле с. Поддубье установлен памятный знак. Этому событию поэт Н. А. Архангельский посвятил

свои стихи:

Вот с этой горки Алексей Гаврилыч

От нас умчался навсегда однажды,

Оставив опечаленной Отчизне

Учеников, картины, вернисажи.

Оставил он грядущим поколеньям

Восторг весны и вдохновенье лета.

Крестьянской жизни дивные мгновенья.

Захаркины, Анисьины портреты.

Российский дух картин провинциальных

Придворных повергал порой в такое!

А царь художника одаривал вниманием

Его полотна брал в свои покои.

И в Поддубье не раз его дорога

Вела к друзьям поговорить о хлебе,

К священнику - поразмышлять о Боге,

К ученику - о цвете и манере…

Теперь здесь крест поставлен специально

Где кончил путь в богоугодном деле

Наш тронихо-сафонковский владелец

Художник Алексей Венецианов.


  1. сентября 2000 года

В 1980 г. в Вышнем Волочке в юбилейные дни открыт памятник

великому живописцу России. Скульптурная композиция состоит из

фигуры Венецианова, который стоит у мольберта с палитрой в

руках, а перед ним крестьянка с младенцем. Имя Венецианова

присвоено Тверскому художественному училищу, Его именем названа улица в Удомле… В Тверской картинной галереи выставлены картины

художника: «Портрет Н. И. Милюкова», «Портрет помещика П. И.

Милюкова», « Портрет М. Н. Стромиловой», « Пастушок с дудкой»,

«Портрет И. П. Попова», (все 1820-х годов ) и несколько работ его учеников.

Творчество А. Г. Венецианова - подвиг правды и поэзии.

Полотна живописца - песнь о народе русском - звучат сегодня



величественно и прекрасно. Он открыл новую дорогу в русском искусстве, и его роль новатора неоценима!




Младенец: громкий шум на одном конце и никакого чувства ответственности на другом. Приписывается Роналду Арбатн
ещё >>