Творческая работа по составлению частного письма. Наглядность: раздаточный материал (письма, образец заполнения конвертов); записи н - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Творческая работа по составлению частного письма. Наглядность: раздаточный... 1 104.37kb.
«Фронтовые письма свидетели истории». (8 класс) 1 153.16kb.
Отправитель письма запросил подтверждение о прочтении письма 1 181.59kb.
Цели: создать условия для активного и творческого развития личности... 1 71.92kb.
Part 4 writing раздел 4 письмо 1 11.3kb.
Письма по-английски на все случаи жизни. Пономарёва С. Л 4 605.45kb.
Образец сопроводительного письма 1 18.62kb.
Образец оформления рукописи, направляемой на опубликование в журнал... 1 76.49kb.
Наставления, поучения, письма 1 256.59kb.
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки 1 42.59kb.
Б. Д. Дандарон письма о буддийской этике 23 5132.89kb.
Януш Корчак Правила жизни 6 870.37kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Творческая работа по составлению частного письма. Наглядность: раздаточный материал - страница №1/1

Урок развития речи на тему

"Эпистолярное творчество. Письмо как искусство".

5 – 6 классы

Смирнова Марина Юрьевна, учитель русского языка



171940 МОУ Шишково-Дубровская СОШ

Тверская область

Бежецкий район

ЦЕЛИ:


Обучающие:

  • познакомить ребят с историей появления письма;

  • дать определение понятию "эпистолярное творчество",

  • дать классификацию существующих видов писем, помочь учащимся уяснить разницу между ними;

  • сформировать навык практического заполнения адреса на конверте;

Развивающие:

  • научить учащихся писать частные письма, соблюдая этику их составления; воспитывать уважение к письму как свидетельству времени;

  • развивать воображение и фантазию.

Воспитательные:

  • способствовать возрождению эпистолярного жанра.

ВИДЫ РАБОТ: наблюдение над языковым материалом, словарная работа, слово учителя, сообщения учащихся, беседа, работа с раздаточным материалом, самостоятельная творческая работа по составлению частного письма.

НАГЛЯДНОСТЬ: раздаточный материал (письма, образец заполнения конвертов); записи на доске.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: история.
ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.
Учитель читает стихотворение Э. Асадова: (Приложение: Слайд 2)
Одно письмо.

Как мало все же человеку надо!

Одно письмо. Всего – то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно….

Зажгись рябин веселые костры,

И все вокруг вишнево – золотое….

И больше нет ни нервов, не хандры,

А есть лишь сердце радостно – хмельное!

И я теперь богаче, чем банкир.

Мне подарили птиц, рассвет и реку,

Тайгу и звезды, море и Памир.

Твое письмо, в котором целый мир,

Как много все же надо человеку!


- Какова основная тема этого стихотворения?

- Какова основная мысль?
Вывод: Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем деловых, поздравительных, личных. Но кто из вас знает, как правильно писать письмо и что для этого необходимо?

1) Постановка целей и задач урока. (Приложение: Слайд 3)

Цель нашего урока состоит в том, чтобы познакомиться с письмом как одним из видов эпистолярного жанра, узнать историю письма, выявить этикетные особенности письма, и, главное, научиться составлять письма правильно, как того требуют традиции наших предков.


2)Слово учителя. Осмысление лексемы ПИСЬМО. (Приложение: Слайд 4)

Подберите к нему однокоренные слова, запишите ассоциации к этому слову.



  • Составьте словарную статью слова ПИСЬМО, используя как можно больше слов из собственного лексического запаса.

  • Прочитаем словарную статью слова ПИСЬМО из Толкового словаря С.И.Ожегова:

ПИСЬМО – 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь; 2. Умение писать; 3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи; 4. Манера художественного изображения.
Вывод: слово ПИСЬМО – многозначное слово, несущее информацию в знаковой форме.
А теперь поработаем над значением следующих слов:

ЭПИСТОЛА, ЭПИСТОЛЯРНЫЙ, АДРЕСАТ, АДРЕС, АДРЕСАНТ. (Приложение: Слайд 5)

ЭПИСТОЛА –                  (греч.) устное письмо, послание;
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ –           (греч.) свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем;
АДРЕСАТ –                           (нем.) получатель, лицо которому адресовано почтовое отправление, телеграмма;
 АДРЕС –-                             (фр.)   местожительство определенного лица или местонахождение учреждения, предприятия, организации и т.д.; обозначение местожительства и местонахождения на почтовом отправлении;
АДРЕСАНТ –                        (нем.)  отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.

  • Письмовник – в старину сборник образцов для составления писем.

  • Письмоводитель – (устарев.) -Чиновник, занимающийся ведением канцелярских дел.

(«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю Шведова)

(Приложение: Слайд 6)

– Запомните значение этих слов, с ними нам предстоит работать.

3) Материал для наблюдения.

Учащиеся "получают" два письма: одно - нацарапанное на грязной, мятой бумажке, небогатое знаками препинания, второе - на чистом листе бумаги, аккуратно и грамотно написанное, содержащее определенную информацию.

Беседа. Вопросы к обсуждению:

- Как вы думаете, с какими чувствами человек, получивший эти письма, будет их читать?

- Умеете ли вы на самом деле писать письма?

- Найдите мне на конвертах, которые у вас в руках, АДРЕСАТА, АДРЕСАНТА и зачитайте АДРЕС.

- Что может помочь нашим письмам найти своего адресата, даже если адрес написан с ошибками? (ИНДЕКС)

ИНДЕКС – цифровое условное обозначение населенного пункта. (Первые 3-область, город, другие – почтовые отделения)


4) Историческая справка.

Слово учителя: (подтверждается показом слайдов):

У меня в руках КАМЕНЬ, ДЕРЕВЯННАЯ ДОЩЕЧКА, ГЛИНЯНАЯ ПЛАСТИНА, ПАЛЬМОВЫЙ ЛИСТ, ПАПИРУС, ПЕРГАМЕНТ, БУМАГА.



  • Что общего между этими разными предметами? (Высказываются предположения каждым обучающимся).

На каменных, деревянных, глиняных пластинах, на пальмовых листах, папирусе, на вощеных дощечках, пергаменте, а начиная с XV века, и на бумаге писали письма наши предки.

(Приложение: Слайд 7)
Сообщение обучающегося: Сказка Джозефа Редьярда Киплинга о девочке Таффи.
Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как было написано

самое первое письмо.

Жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но им не повезло: у отца сломалось копье. Девочка придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало.

А в это время по берегу реки шел Незнакомец, который не понимал их языка.

Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.

Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако незнакомец прочел эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. “Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон”,- подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила. “Я пойду и приведу ему на выручку все его племя”, - решил незнакомец.

И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама прочла его так: Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно еще его прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: “О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие! Придет день, когда люди назовут его умением писать!”.
Слово учителя:

Видите, как трудно было понять по рисункам, что хочет сказать адресат.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что эпистолярное творчество существует с давних времен.


Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров
Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.
(Приложение: Слайд 8)



Изобретение шумеров
(Приложение: Слайд 10, 11)


  • ИЕРОГЛИФЫ. (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).

  • Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились.

  • Рисунок стилизуется, упрощается.

  • Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками – иероглифами

(Приложение: Слайд 13, 14)

Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук. Такие рисунки, или символы, называются иероглифами


(Приложение: Слайд 12)


Узелковое письмо

(Приложение: Слайд 9)




Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисунчатого письма.

(Приложение: Слайд 15)





НАРЯДУ С ПАПИРУСОМ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ ПОЛУЧИЛ МАТЕРИАЛ, СДЕЛАННЫЙ ИЗ ШКУР МОЛОДЫХ ЖИВОТНЫХ : ТЕЛЯТ, КОЗ, ОВЕЦ, КРОЛИКОВ. В ДРЕВНЕМ ПЕРГАМЕ В III ВЕКЕ ДО Н.Э. (ГОСУДАРСТВЕ НА ПОЛУОСТРОВЕ МАЛАЯ АЗИЯ, СОВРЕМЕННАЯ СИРИЯ) И ПРИДУМАН ЭТОТ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМА. НАЗВАН ОН БЫЛ ПЕРГАМЕНТОМ, ПО НАИМЕНОВАНИЮ МЕСТА, ГДЕ БЫЛ ИЗОБРЕТЕН. ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ БЫЛА СУЖДЕНА ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ
(Приложение: Слайд 17)



В России писали на бересте деревьев. По свидетельству ученных, берестяные книги возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной и мягкой.

(Приложение: Слайд 18, 19)


Папирус


(Приложение: Слайд 16)

Бумага

Изобретатель бумаги Цай Лунь

(Приложение: Слайд 20)


c:\documents and settings\admin\мои документы\оле для рефератов и докладов\грамоты 2011-2012 г.jpg

(Приложение: Слайд 21)

Употребляемую в наше время обычную форму письма, так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в 20-х годах 19 в в Англии. В середине того же столетия вошли в употребление почтовые марки. «Отцом» первой марки стал бывший сельский учитель Роуленд Хилл (1795 – 1879). С 6 мая 1840 года поступила в обращение первая в мире государственная приклеиваемая почтовая марка Великобритании, ставшая родоначальницей всех почтовых марок, собираемых филателистами.


5) Беседа. Вопрос к обсуждению. (Приложение: Слайды 22-24)

- Давайте вспомним, что такое письмо и его структуру.

- Какие, на ваш взгляд, существуют виды писем? (Приложение: Слайд 25)


По окончании беседы обучающимся предлагается переписать в тетрадь виды писем, предварительно записанных на доске:

1 - обычное письмо (более подробный разговор о нем пойдет позже);

2 - почтовые открытки (посылаются, если нет времени написать письмо или необходимо передать какое-либо краткое сообщение. Так как почтовую открытку могут прочесть посторонние, в ней не пишут ничего такого, что могло бы заинтересовать любопытных. Никаких замечаний и упреков. Приглашение в гости, поздравления с юбилеем, свадьбой, рождением ребенка не посылают открытым письмом. В таких случаях открытку вкладывают в конверт или посылают телеграмму);

3 - благодарственное письмо (посылается в том случае, если вы не имели возможности лично поблагодарить лицо, оказавшее вам услугу);

4 - извинение (посылается тем, кого вы обидели. Хорошо воспитанный человек не считает для себя унизительным признаться в своей бестактности и попросить за нее прощение. Вежливость требует, чтобы извинения были приняты и чтобы об этом было сообщено в ответном письме);

5 - напоминание (пишется тому, кто забыл о своем долге или затягивает его выполнение. Напоминание обязательно посылают в конверте и пишут в вежливом тоне, даже если есть право предъявить свои требования в законном порядке, например, об уплате долга, возвращении одолженной вещи и т.д.);

6 - рекомендательное письмо (его дают только тому, кого хорошо знают. В нем коротко говорят о способностях рекомендуемого; в меру необходимости, о личных данных);

7 - соболезнования (посылают тому, кого постигло какое-либо несчастье. Это одно из самых трудных писем, требующих большого чувства такта. Соболезнование должно быть кратким и в то же время сердечным);

8 - официальное письмо (заявления, для которых нет специальных бланков. Обычно пишутся на машинописном листе, по возможности коротко, деловито и понятно) ;

9 - анонимные письма (о них говорить не стоит, так же как и читать их. Человек, который не ставит своей подписи под тем, что написал, вряд ли способен понять степень своей непорядочности);

10 - визитные карточки (лицам, которым приходится общаться с представителями различных учреждений и чужими людьми, необходимо иметь визитную карточку. Во-первых, она экономит время: на ней имеются все необходимые данные - название учреждения, должность, адрес, номер телефона. Размеры и форма визитной карточки могут быть разными. Получивший визитную карточку благодарит кивком головы и протягивает в ответ свою. Визитные карточки носят в специальном отделении бумажника).

11. Интернет-сообщение – где текст отличается способом письма (человеческий почерк и компьютерный шрифт со всевозможными смайликами – принятыми условными обозначениями для выражения эмоций:

 -улыбнулся

 - поморщился и т.д.


Вывод: ни один вид письма не может быть заменен другим. Мы живем в век электронной почты и мобильной связи, но … в этих письмах нет теплоты, т.к. большую часть таких писем могут прочитать все твои друзья, а личное письмо адресовано близкому для тебя человеку, и, читая, ты как будто разговариваешь именно с ним.
6) Слово учителя. Обратимся к написанию частных писем.

Цель: обучить обучающихся основным правилам составления частных писем.

Давайте проанализируем следующее письмо: (Приложение: Слайды 26-27)
Привет, Валентинка.

Пишу тебе из дома 8 марта сего года. Вот решила тебе написать несколько строк. У нас все как всегда. А как у вас? Скоро у нас будет смотр художественной самодеятельности «Золотой граммофон». В зимние каникулы мы ездили на елку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление.

Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать нечего.

Ну, пока.

Вика.
Вывод: Частные письма – дело частное. Но есть правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человек.
План: (Приложение: Слайд 28)

1. Сроки ответа. (Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее: не позднее чем через 3-5 дней после получения. Если нет времени, напишите хотя бы несколько строк. Следует ответить на каждый вопрос письма. Если вы состоите с кем-либо в постоянной переписке, то никаких твердых сроков для ответа не существует, так как каждый пишет, когда у него есть время и желание. Но и здесь медлить нежелательно).

2. Формат письма. (Даже для того, чтобы написать несколько фраз, нужно использовать целый лист бумаги. Бумага должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Письмо складывается текстом внутрь).

3. Конверт. (Формат конверта должен быть таким, чтобы письмо свободно поместилось в него. Клеевой край не смачивают языком.

Во-первых, это негигиенично, во-вторых - неэстетично).



4. Адрес. (Адрес должен быть точным и аккуратно написанным. Написав обратный адрес, вы экономите время своего адресата, который мог его затерять. Также письмо может возвратиться обратно по каким-либо причинам, без обратного адреса оно просто затеряется).

5. Текст письма. (В письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым. Частные письма, поздравления, выражение благодарности, соболезнования пишут от руки. На машинке (компьютере) печатать письмо лучше при деловой переписке. Старайтесь писать без ошибок, в письме они бросаются в глаза. Затрудняют чтение неправильно поставленные или пропущенные знаки препинания. Иногда пунктуационный знак, неправильно поставленный в предложении, может придать фразе противоположное значение).

6. Дата. (В правом верхнем углу на первой странице или в конце письма поставьте дату).

7. Подпись. (Обязательно ставьте подпись под своим письмом).

8. Обращение к адресату. (Начинайте письмо с обращения "Здравствуй...", "Добрый день...", "Дорогой...", "Милый...". В письме обращения "Ты" и "Вы" пишутся с большой буквы. Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов, пожеланиями "Счастливо!", "Всего доброго", «До свидания!» и т.д.).

9. Постскриптум (P.S.). (Если случайно забыли что-то написать, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает "после написанного" (постскриптум).

10. Главное содержание. (Главное в письме - это содержание и стиль. Помните: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Не садитесь за письмо в плохом настроении).


Стилевые особенности частного (личного) письма. (Приложение: Слайд 29)
Вывод: каждое частное письмо имеет специальную этику составления такого письма.
7) Работа с раздаточным материалом. (Приложение: Слайд 30)

Задание: ознакомиться с образцом заполнения конверта; следуя образцу, оформить свой конверт.

Цель: формирование навыка оформления конверта.

8) Закрепление изученного материала. (Приложение: Слайд 31)

Цель: выяснить, насколько обучающиеся усвоили этику составления писем.

Фронтальный опрос по изложенному материалу.
9) Проверка творческих работ. (составление письма по перепутанным фразам) (Слайды № 32, 33):
Госпожа Лингвистика. Он приведет вас к новым открытиям, он ваш друг, наставник, советчик. Дорогие ребята! Этот клад – русский язык. Вам попал самый большой клад, каким только может владеть человек.
Д/З Самостоятельная творческая работа. (Приложение: Слайд 34)

Задание: написать на отдельном листе письмо, соблюдая основные правила его составления, на темы:

1) «Науки юношей питают…», где можете поделиться своими знаниями с друзьями о том, что узнали на данном уроке; о том, какие предметы, изучаемые в школе, вам нравятся и почему;

2) «Мой учитель», где постарайтесь привлечь внимание того, кому пишете, чем нравится вам тот или иной учитель, что хорошего вы видите в нем, чем он вас интересует.


III. Подведение итогов урока.


СИНКВЕЙН (Приложение: Слайд 35)
ПИСЬМО

ЗАГАДОЧНОЕ, ДОЛГОЖДАННОЕ

ПРИТЯГИВАЕТ, УДИВЛЯЕТ, ЛЕЧИТ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТАЙНА ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА



ИСКУССТВО.

Работа обучающегося Тихонова Павла, 5 кл.
Здравствуй, Даша!

Привет тебе и твоим близким из д. Косиха!

Что-то вы давно не писали. Может, у вас что-нибудь случилось и не хотите нас расстраивать? Напиши, как у вас дела? Чем занимаетесь? Что нового в вашей школе? Как поживают тетя и дядя?

У меня все нормально, учусь, как могу. Но сегодня я хочу рассказать тебе о своём классном руководителе – Михайловой Евгении Николаевне. Она у нас только первый год пока, но нашему классу уже очень нравится. Иногда она бывает уж очень строгой, но это ненадолго, ведь мы, пятиклассники, для нее дети маленькие, которых ругать-то нельзя. Она преподает в школе математику. Я вообще плохо занимаюсь по математике и многое не понимаю, как делать и что делать, а дома мама не всегда может помочь, вот и сижу с Евгенией Николаевной после уроков. Мне кажется, она очень добрая. Когда я делаю неправильно, она добивается того, чтоб не только я, но каждый из нас понял свои ошибки и учился исправлять их сам, задавая наводящие вопросы. Часто мы делимся с ней своими проблемами, разговариваем с ней, как с родной мамой. Я думаю, что классный руководитель – это тоже мама, только детей у нее больше, и забот больше должно быть.

В нашей школе уже много лет учителя не меняются, значит, им нравится работать с детьми, и наши родители спокойны. Я слышал, как мама хвалила учителей нашей школы за их постоянство и отличный коллектив.

А еще мне нравится учитель русского языка и литературы Смирнова Марина Юрьевна. У нее на уроках очень интересно: она знает много историй, на уроках литературы часто примеры из жизни приводит; сразу видно, что она много читает, поэтому и с нами делится своими знаниями. Конечно, мы-то больше слушать любим, но… на ее уроках нам и самим хочется рассказывать, делиться историями. Нам и герои книг, и их поступки понятнее становятся.

Я еще многое мог бы рассказать, но на сегодня, думаю, будет достаточно. В следующий раз продолжу. Поэтому заканчиваю. До свидания! Пиши, с ответом не задерживай.

Твой брат Павел.


03.04.2012 г




Господи, прости мне мои маленькие шутки на Твой счет, и я прощу Тебе большую шутку, которую Ты сыграл со мной. Роберт Фрост
ещё >>