Творческая мастерская по концепту - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Требования к работам Работы, отправляемые для публикации в разделе... 1 14.74kb.
«звезда» творческая мастерская 1 118.79kb.
Урок творческая мастерская «Торжество народных идеалов в поэме Дмитрия... 1 105.97kb.
Открытый урок творческая мастерская по литературе в 7 «Б» классе... 1 208.92kb.
Праздничная дискотека и игра «Мафия» стали приятным завершением первого... 1 34.07kb.
Учебно-тематическое планирование по курсу «Трудовое обучение» Общее... 1 236.83kb.
Новые педагогические технологии технология «Творческая мастерская» 1 143.71kb.
Джулия Кэмерон путь художника ваша творческая мастерская 16 2718.71kb.
Джулия Кэмерон путь художника ваша творческая мастерская 16 2719.18kb.
Творческая мастерская Капустина Олега представляет Шоу-балет "семирамида" 1 10.41kb.
Урок творческая мастерская для учащихся 6 класса Урок провели: Саликова Л. 1 143.98kb.
Урок учителя русского языка и литературы мбоу лицей №1 п. Нахабино 1 41.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Творческая мастерская по концепту - страница №1/1

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО КОНЦЕПТУ «ДУША»

Душа грустит о небесах, она не здешних мест жилица».

С.Есенин.

Предмет – русский язык.

Класс – 10.



ЦЕЛИ урока:

на основе исследования концепта увидеть связи и его место в культуре

создать собственные тексты на основе исследования и расширения знаний о слове.
ЗАДАЧИ:

Формируем культуровед ческую компетенцию;

Развиваем собственную языковую личность;

Осуществляем межпредметную интеграцию;

Формируем исследовательские умения;

Понимать смыслы концепта «душа»;

Представлять концепт « душа» в культорологическом плане.

Уметь устанавливать ассоциативные связи, писать эссе.



Форма организации урока – творческая мастерская

Тип урока – урок – исследование

Основной способ работы – метод концептуального анализа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово учителя.

Вначале было слово, так сказано в священном писании. Мы сегодня будем работать со словом душа. Как часто мы произносим слово и даже не задумываемся о том, что стоит за словом. А ведь слово, попав в язык, начинает жить своей жизнью, как родившийся человек. Он приобретает родственников, друзей, врагов. У него появляется своя биография, он вступает в разные отношения. Слово тоже проходит свой путь развития. У него своя не менее интересная биография, о которой мы чаще всего ничего не знаем.

Есть понятие в науке «концепт». Что это значит? (Смысл). Так вот в культуре таких концептов ученые насчитывают не более 50.

Назовите, какие вы знаете концепты?

( Вера, дружба, стыд, совесть, красота, терпение, долг, ответственность, родина, совесть, милосердие, добро,

Концепт – смысл, его часто называют свернутым текстом.

. Индуктор музыка Моцарта «Реквием»

Самоинструкция. Вслушайтесь в это слово. Запишите его. Что оно для каждого из вас обозначает. С чем ассоциируется?
Социализация – обсудить все мнения, услышать всех.

Какие картины, образы возникли у вас? Поделитесь своими мыслями и чувствами (запись на доске)

Подчеркните значимые для вас слова.
Учитель: «Главный рычаг образования душ есть, без сомнения слово: без него нельзя себе представить ни происхождения сознания и отдельной личности, ни его развития в человеческом роде» П.Чаадаев.

Культура – это «царство смыслов» и «дом духа»

Главный вопрос, на основе которого формируется сознание и знания, «что есть сие?»

В одной былине об Илье Муромце есть любопытная характеристика слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его …повертывать».

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА №2.
Как всякое любое слово, слово душа от чего - то произошло. Заглянем в Этимологический словарь

Душа - общеславянское образование с помощью суффикса «з» от той же основы, что и духъ.

Дух – общеславянское индоевропейского характера от дайсос (воздух, дышу), корень тот же, что в слове дохнуть, дышать

.

ПОСМОТРИМ ТЕПЕРЬ НА ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, КАК ТОЛКУЮТ ЕГО РАЗНЫЕ НАУКИ:



ПСИХОЛОГИЯ

Дух – сознание, мышление, психические способности. Внутреннее психическое измерение

сознания человека.

РЕЛИГИЯ:

Внутренняя моральная сила в религиозном и мифическом представлении, сверхестественное существо, лишенное телесной оболочки.

Дух – высшее состояние материи, космический огонь. Нет ничего во Вселенной, кроме духа.

По религиозным представлениям: духовная сущность человека, особая нематериальная сила, обитающая в теле человека, покидающая его во время смерти, и вновь появляющаяся после смерти в иной материальной оболочке. Душа – субстанция не земного происхождения. Слово «душа» от слова «дух». Бог триедин, об этом говорит учение о «Святой Троице». Бог – Отец, Бог Сын, Бог – Святой Дух.

В функцию святого духа входит руководство нравственно- духовой жизнью людей. Бог создал человека по своему образу и подобию и в каждого вложил частичку своего духа. Изначально, при определенных условиях человек обладает возможность получения духовности, поэтому духовность есть сопричастность к святости. А Святость - это то, чего недостает человеку в реальной жизни и без чего ему трудно существовать.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

Душа – внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений.

Душа – совокупность характерных чувств, свойств человека.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЗНАЧЕНИЕ ДАННЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ?

во весь дух, духу не хватает; чтобы духу не было, говорить по душам, работать с душой, не лежит душа, от всей души, жить душа в душу, стоять над душой, сколько душе угодно, отвести душу, за душу берет, и душой и телом, душа ушла в пятки, до глубины души, душа болит, душа не на месте, душа радуется, душа нараспашку, души не чаять, как бог на душу положит, за душой ничего нет, дух захватывает.

( толкование значений).
ЗАДАНИЕ: Подберите глаголы, сочетаемые по смыслу со словом «Душа»

( болит, мается, страдает, мечется,и.т.д)


Апостол Павел различал человека плотского, душевного и духовного.

Душа часто ассоциируется с сердцем.

Чем отличается значение слов «душевный» и «духовный»?

(Душевный – сердечный, духовный – богатый духовно)



ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

Давайте узнаем, каких же родственников приобрело слово на своем жизненном пути

(Дух, духовка, духовный, духовой (шкаф, оркестр), духовность, духовенство;

Душа, душевный, душевность, душегуб, душещипательно, душечка, душеспасительный)
СЛОВА - ВРАГИ-АНТОНИМЫ.

Назовите антоним слова Духовность? Бездуховность, душевная нищета. Это служение не духу, а плоти, потворство низменным человеческим страстям, прихотям плоти.

Душа имеет 10 толкований. 39 устойчивых словосочетаний и фразеологизмов

МИФОЛОГИЯ.

Рассуждения о душе начались давно, еще на заре человеческого существования,

Наши далекие предки, представления о душе имели следующие:
Человек – тело- жилище живого духа, временная оболочка, куда душа заключается при рождении ребенка и которая покидает его после смерти.
Душа – имеет свое самостоятельное бытие (жизнь), может покидать тело временно или навсегда.
Душа представлялась нашим предкам - огнем, частицей небесного огня, силой света и тепла, без которой невозможна никакая жизнь на земле. Поскольку это сила огненная, то она сообщает блеск глазам, жар (тепло) крови, вызывает чувства.
Часто души сравнивают со звездами - метафора. Звезды воспринимаются как искры огня в высотах неба. Падающая звезда – знак смерти души или же наоборот нисходящая к земной жизни душа.

Учитель: А каким вы видите словообраз «душа»?
« Душа в виде пламенной звезды нисходила из райских стран в ребенка в самую минуту его зачатия или рождения, а когда человека постигала сметь – покидала его тело, уносилась в свое прежнее отечество и начинала блистать на небесном своде»

ДЖ, с. 355-356.


Душа представлялась порохом, дымом, воздушным существом, подобным дующему ветру (дуть, духом, воздух, вздох, дышать вздыхать, дохнуть.)

Жизнь человека зависит от вдыхания воздуха задохнуться) Жизнь человека определяется наличием души ( задушить)


« В ту минуту, когда человек умирал, первое, что должно было поражать его родичей, это прекращение в нем дыхания; пред ними лежал человек усопший с теми же телесными органами, как у живых; у него оставались его глаза, уши. Рот, руки и ноги, но уже исчезло дыхание, а с ним вместе и жизненная сила, которая управляла этими органами. Отсюда возникло убеждение, что душа, расставаясь с телом, вылетает в открытые уста умершего, вместе с последним вздохом умирающего»
В отдельных славянских племенах душа представлялась бабочкой, крылатым насекомым, существом летающим.

« по мнению поселян, душа усопшего, после разлуки своей с телом, до 6 недель остается под родной кровлею, пьет, ест. Прислушивается к заявлениям печали своих друзей и родичей, а потом улетает на тот свет» (с. 358) Обряды: ставят усопшему стакан воды и хлеб все 40 дней. И стараются говорить только добрые слова. Есть пословица: о мертвом или хорошо говорить или ничего.


«Духовность есть норма человеческой жизни»,- писал Феофан Затворник.

Духовность, по мнению Достоевского, Бердяева, Л.Толстого, Соловьева является высшей инстанцией, составляющей ценностный мир личности, направляющей всю ее жизнедеятельность и созидающей смысл ее существования.
Разрыв. Задание – прочитать сакральные тексты. «Дары Святого Духа» - послание апостола Павла. , 10 заповедей из Ветхого Завета. ( гл. 20)
Основы духовности заложены Христом. Первым пропагандистом и систематизатором духовности был апостол Павел. Ему приписывают 14 посланий. Какие слова трогают душу.

Мудрость, знания, вера, доброта, радость, мир, терпение, доверие, самообладание, кротость, любовь.


Учитель Что такое нравственность? Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра.

Нравственные ценности – критерии духовности.


Духовность – есть выполнение общечеловеческих нравственных норм.

Духовность есть сопричастность к человека к святости.

Какие значения слов дух, душа близки слову духовность?

Что общего между духом святым и человеком ? ( сопричастность к духовности)


Тексты о душе – в группах.
ЧТО ВЫ НАПИСАЛИ О ДУШЕ?

Слова «русская душа», «загадочная русская душа». Как вы их понимаете?

Прочтите пословицы о душе. На основе их сделайте вывод об отношении русских людей к душе.
ПОСЛОВИЦЫ о душе.

Душа меру знает.

Великие души понимают друг друга.

Душа не яблоко, ее не разделишь.

Честная душа не меняется.

В глубине всякой души есть своя змея.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Крови не одной, да души одной.

Хоть мошна пуста, да душа чиста,

Шуба овечья, да душа человечья..

Как нет души, так что хочешь пиши!

Чужая душа темный лес.

Душа душу знает, сердце сердцу весть подает.


ТЕКСТ -1
Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.

Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я бы сказал, что душа – это внутренний мир человека, это что он сам о себе знает. Во - вторых, я бы сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. В - третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком, как некоей сущности, обитающей в теле. И все это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней чужие люди.

Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.

Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страдание узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. И мое страстнее желание присоединиться ко всем, быть, как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех самого себя.

И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.

И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием моей души, и душа – это и значит – любовь.

А сколько всего недостойного храним мы среди сокровищниц нашей души.


ТЕКСТ 2
В последнее время я мучительно ощущаю недостаточность понимания очень важных для меня слов. Таких, например, как дух и духовность. Как будто между мною и словом внезапно вырастает непроницаемая стена. Там, за стеной, остаются живые смыслы этих культурных понятий. Мне же достаются голые и мертвые слова. Иногда мне удается разрушить эту стену: слить мое понимание мира со словом о мире. Но часто, видя, как некоторые мои одноклассники легко проходят сквозь эту древнюю стену значений и смыслов, я впадаю в тоску и обиду: почему именно мне по наследству досталась генетически ущербная память культуры? ( Антон)
Создайте мини – текст, используя предложенную модель:

В основе духовной жизни лежит представление о добре и…, прекрасном и …, истине и…

Духовные искания человека связаны с поиском…

Духовный кризис наступает тогда, когда…

Выпишите сначала «оптимистические» метафоры, а потом « пессимистические».
Духовное начало, духовное насилие, духовный рост, духовный генофонд, нищета духа, духовные идолы, духовный поиск, духовная жизнь, духовное царство, духовный кризис, духовная культура.
АНГЕЛ.

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.


Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.


И долго на свете томилась она.

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.


М.Лермонтов.

МОЛИТВА

Я, матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль с покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного.

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.


Окружи счастием душу достойную,

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную

Сердцу незлобному мир упования.


Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

М.Лермонтов.

Написать сочинение – эссе о душе
Рефлексия

Как - то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. Лето было жаркое, осень сухая. Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой.

Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.

Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащи, надев его, отправился а охоту.

Задача учителя : развитие у учащихся лингвокультурологической интерпретанты, то есть умения объяснять языковые факты в категориях культуры. Одна из компетенций, которая должна быть сформирована- культуроведческая, включающая осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики языка.
Учебный концептуальный анализ.- должен стать основным видом описания языковых единиц в новой антропоцентрической системе изучения языка.

Цель анализа – изучение концепта. Концепт обладает следующими признаками:

- структурированностью;

- историчностью;

- широкой эстенсиональностью;

- неоднородностью содержания;

- разнообразием типов знаковых репрезентаций ( слов и отношений между ними).

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ: долг, память, труд, родина, честь, совесть, правда, истина, свобода. воля, добро, благо, благоговение, душа, судьба, жалость, красота, радость, любовь, смирение, терпение, подвиг, дружба, милосердие.

ЭТАПЫ АНАЛИЗА КОНЦЕПТА.


  1. 1. Определение имени концепта ( ключевого слова)- абстрактное слово, существительное, ибо оно способно обобщать более частные обозначения.

  2. Определение этимологии ключевого слова.

  3. Анализ семантической структуры ключевого слова в диахроническом срезе.(путь развития концепта).

  4. Анализ семантических отношений ключевого слова: синонимических, антонимических, родо-видовых, деривационных, синтагматических.

  5. Анализ специфики грамматического выражения концепта ( одушевленность, род, число, синтаксическая позиция в предложении.

  6. Анализ регулярных и нерегулярных языковых явлений.

  7. Особенности выражения концепта в различных дискурсах (рассмотрение идеологем, коммуникативных установок, текстов, порожденных концептом)

Изучение последовательное возможно в рамках элективных курсов.


ЗАДАНИЯ:

1.

Как вы думаете, могут ли слова передать особенности русского национального характера? Какие черты русского характера передают слова «авось, успеется, угораздило»?



2. Рассмотрите синонимический ряд: друг- товарищ- приятель – дружок. Какие особенности в понимании дружбы отражают эти слова?

3.Прочитайте размышления Н.К. Рериха о слове «подвиг».

Героизм, возвещаемый трубными звуками, не в состоянии передать бессмертную, всезавершающую мысль, вложенную в русское слово «подвиг». «героический поступок» - это не совсем то; доблесть- его не исчерпывает; « самоотречение» - опять-таки не то; « усовершенствование» - имеет совсем другое значение, потому что подразумевает некоторое завершение, между тем как «подвиг» безграничен. … Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Неудивительно, что русский народ создал эту светлую, эту возвышенную концепцию. Человек подвига берет на себя такую ношу и несет ее добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернистых путях.
3. Подумайте, каких слов в наше время появилось больше? С чем это связано? (см. «Толковый словарь языка конца 20 века». Под редакцией Г.Н.Скляревской.

ЛИТЕРАТУРА:

Мишатина Н.Л. современная методика инновационный путь развития. РЯШ.- 2009.- № 2.

Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: опыт исследования.- М.,2001.



Токарева.И. Ю. Новое в обучении русскому языку: учебный концептуальный анализ.. РЯШ.- 2010 - №7.




Раньше учтивый мужчина уступал женщине место в автобусе. Сегодня высшее проявление вежливости — уступить женщине свое рабочее место. Патрик О’Рурк
ещё >>