Туристско-рекреационный потенциал развития красноярского края бутова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад: «Рекреационный пресс. Влияние туризма на окружающую среду» 1 82.58kb.
Туристско-рекреационный кластер 1 144.39kb.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края 1 15.85kb.
Актуальные вопросы формирования инновационной эколого-социальной... 1 220.66kb.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края... 1 52.62kb.
Примерная программа по учебному предмету «история красноярского края» 1 121.32kb.
Закон красноярского края о награждении нагрудным знаком красноярского... 1 30.11kb.
Закона края «О системе наград Красноярского края» 1 135.72kb.
И науки красноярского края 1 172.57kb.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края... 1 227.12kb.
1. Внешнеторговая деятельность Красноярского края 1 107.56kb.
Конспект интегрированного занятия "Путешествие по Якутии" 1 45.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Туристско-рекреационный потенциал развития красноярского края бутова - страница №1/1


стр. из

УДК 338.48



ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Бутова Татьяна Георгиевна, доктор экономических наук,
профессор кафедры теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма,
tgbutova@mail.ru,
Терещенко Наталья Николаевна, доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики и планирования, ket@mail.kgtei.ru,
Мутовин Сергей Илларионович, доктор экономических наук,
профессор кафедры менеджмента, smutovin@sfu-kras.ru,
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»,
г. Красноярск
В статье показаны основные проблемы развития туризма в России и регионах, определены терминологические и научные проблемы исследования категорий «туристские ресурсы», «туристский потенциал», предложена систематизация туристско-рекреационных ресурсов, на основе которой дана характеристика туристско-рекреационного потенциала Красноярского края как основы развития.

Ключевые слова: проблемы развития туризма как экономической деятельности, туристско-рекреационный потенциал; систематизация туристских ресурсов, туристско-рекреационные ресурсы Красноярского края.
TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL
OF KRASNOYARSK KRAI DEVELOPMENT

Butova T.G., Tereshenko N.N., Mutovin S.I.
The article shows the main problems of tourism development in Russia and the regions, determines terminological and scientific issues for the research of such categories as “tourist resources” and “tourist potential” and offers systematization of tourist resources on the basis of which the characteristic of tourist and recreational potential of Krasnoyarsk Krai as the basis for the development is given.

Key words: problems of tourism as economic activity development, tourist and recreational potential, systematization of tourist resources, tourist and recreational resources of Krasnoyarsk Krai.
Туризм представляет собой динамично развивающуюся индустрию, выполняющую важную роль в социально-экономическом развитии страны и ее отдельных регионов, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест и повышение качества жизни населения за счет организации сферы досуга. Учитывая мультипликативный эффект развития экономики регионов от туристской деятельности государство акцентировало внимание на активизацию деятельности регионов по развитию туризма. Так федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)» направлена на расширенное использование туристского потенциала регионов, которое обеспечит рост туристских потоков в Россию в рамках международного туризма и в регионах в рамках внутреннего туризма. Инструментом реализации целей ФЦП является создание в различных субъектах Российской Федерации сети туристских кластеров, которые станут точками развития регионов за счет активизации вокруг себя деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, повышения уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма [2].

Необходимость усиления внимания развитию туризма в российских регионах очевидна. Имеющийся высокий туристский потенциал большинства регионов России использует слабо, о чем свидетельствуют данные Росстата, демонстрирующие наличие диспропорции по туристским потокам в рамках международного и внутреннего туризма. Так в 2010 году доля реализованных населению туристских путевок по зарубежным странам составила 77,4% [18]. В восточных и северных регионах структура продаж турпутевок еще более смещена в сторону экспорта туристов. В развитых странах на долю внутреннего туризма приходится 80–90% поездок. Результаты анализа предпочтений россиян к местам отдых показали, что почти 40% никогда не отдыхали на Родине. Кроме того, диспропорция турпотоков отмечается и по регионам России, среди которых морские и лечебные курорты юга России, г. Москва и г. Санкт-Петербург являются лидерами по приему туристов, на долю Восточной Сибири, Дальнего Востока, севера России приходится 6% туристов, свой или соседний район посещают 14% туристов [4].

Между тем развитие российского туризма может происходить за счет роста турпотока не только в европейские, но восточные и северные территории России. Потенциал туризма в развитии восточных территорий нашел отражение в программных документах. В «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» одним из приоритетов является развитие услуг туристско-рекреационной сферы за счет сервисной и транспортной инфраструктуры, расширения сети особо охраняемых территорий, стимулирования развития малого и среднего бизнеса в смежных туризму отраслях [3]. Однако, несмотря на принятие достаточного количества федеральных документов, развитие туризма в регионах Сибири и Дальнего Востока не отвечает требованиям стратегических задач развития территорий и имеющегося потенциала.

Специалисты и эксперты турбизнеса в Красноярском крае отмечают проблемы практической реализации не только в слабом развитии туристской инфраструктуры, но и в нереализованных возможностях в связи с отсутствием региональных законодательных актов. Отсутствие или недостаточное развитие релевантных потенциалу туризма институциональных инструментов, в частности законодательных документов на уровне регионов, сдерживает развитие туризма. Такую ситуацию можно проиллюстрировать на примере Красноярского края, где стратегия развития туризма до сих пор не принята.

Хотя специалистами, экспертами, населением и туристами края отмечается высокий потенциал туризма, его развитие для целей въездного и внутреннего туризма остается слабым. По данным Крайстата, в 2010 году в Красноярском крае доля туристских путевок по зарубежным странам составила 80%. Наиболее предпочтительными для туризма жителей края явились Турция (31,8%), Тайланд (29,6%), Египет (17,3%), Китай (10,3%). Распределение числа туристов внутреннего туризма показывает, что доля Красноярского края в структуре предпочтений составляет 41,6% [12].

Оставляя анализ причин локальной ситуации в крае вне статьи, отметим, что проблема выходит за рамки региональных границ и практики туристской деятельности. На наш взгляд, недостаточное обоснование возможностей туризма имеет научную проблему. Отметим как одну из актуальных – отсутствие единых подходов к определению сущности и терминологии таких категорий, как «туристский потенциал», «туристские ресурсы», «туристско-рекреационный потенциал», а также единой классификации туристских ресурсов.

Анализ научных публикаций и официальных документов показал, что в одних работах используются термин «туристские ресурсы» [1, 7, 16, 20], в других – «туристский потенциал» [9, 22] и одновременно термины «туристский потенциал» и «туристские ресурсы» как синонимы [10]. В ряде документов и публикаций используется термин «туристско-рекреационный потенциал» [4, 10, 20]. Это актуализирует необходимость уточнения понятийного аппарата, который бы был понятен как практикам, так и работникам образования и науки. Поэтому появление научных работ, посвященных анализу наименее изученной экономической категории в сфере туризма – ресурсному потенциалу туризма, на наш взгляд, отмечается нами как посыл к своевременной дискуссии по данной теме [8, 19].

Для уточнения точки зрения авторов на определение сущности исследуемых категорий проведен анализ их определения и использования, который позволил выявить некоторые проблемы. На наш взгляд, данное в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определение категории «туристские ресурсы» требует уточнения [1]. Из определения туристских ресурсов как «природных, исторических, социокультурных объектов» не ясно, чьи это объекты – регионов или организаций социокультурной сферы. Кроме того, «иные объекты», способные содействовать поддержанию жизнедеятельности и здоровья туристов, вряд ли можно отнести к туристским ресурсам.

Неясность существующих в литературе и региональных документах определений понятия «туристские ресурсы» усложняет проведение их систематизации для выявления потенциала их использования в регионах и заставляет использовать термин «туристский потенциал» как синоним. Между тем с данной категорией также нет полной ясности в определении ее сущности. В целом авторы поддерживают подход тех, кто разграничивает понятия «туристские ресурсы» и «туристский потенциал», и рассматривают их с позиции возможности и способности субъектов туристской деятельности использовать ресурсы в качестве потенциала [8, 19]. Однако есть необходимость уточнения своей позиции. Определяя туристские ресурсы как основу формирования туристского потенциала, сделаем ряд методических замечаний.

Во-первых, при анализе туристских ресурсов их следует различать для субъектов туристкой деятельности разных уровней – регионы и индустрия туризма как совокупность дифференцированных по функциям организаций, обеспечивающих производство комплексных услуг туристам. Не будем останавливаться на содержательной характеристике понятия «индустрия туризма» и выяснении своей позиции по его структуре, определив объектом наших исследований регион.

Несмотря на почти двухсотлетний опыт изучения экономической теорией понятия «ресурсы», до сих пор определение их сущности и состава является дискуссионным. Особенно это относится к региону как субъекту экономической деятельности. Согласно ресурсной концепции к ресурсам производственных компаний относят материальные (физические активы) и нематериальные активы (репутацию, бренды и пр.), используемые в производстве товаров [11. С. 342]. Поскольку регионы в настоящее время рассматриваются как субъекты хозяйственной деятельности и географические территории, то к ресурсам регионов отнесем материальные и природно-климатические, а также нематериальные активы региона. В качестве нематериальных активов территорий разных уровней предлагаются имидж и бренды [5, 21].

Во-вторых, при анализе туристских ресурсов как основы туристского потенциала регионов следует уточнить сущность понятия «потенциал». Некоторые авторы вводят в научный оборот понятие «ресурсный потенциал туризма» в качестве основного понятия, интегрирующего такие компоненты, как «потенциал туристских ресурсов», «потенциал индустрии туризма», «потенциал инфраструктуры туризма» [19. С. 41]. Принимая такой подход с точки зрения научного обоснования иерархии туристского потенциала, отметим сложность восприятия, которое, на наш взгляд, будет затруднять использование его на практике.

Следует указать, что некоторые ресурсы регионов являются одинаково привлекательными для разных целей, например, инвестиций в промышленность или развитие туристской деятельности. Поэтому для организации или развития туризма в регионах необходимо выделить те ресурсы, которые можно использовать для производства турпродуктов и создания условий для занятия самодеятельным туризмом. Надо разграничивать туристские ресурсы региона и ресурсы региона, которые используются другими сферами деятельности, например, такие как природные богатства или особенности социальной структуры, уровень и традиции в сфере образования, здравоохранения и отдыха, которые отнесены Всемирной туристской организацией к туристским ресурсам [19. С. 39]. На наш взгляд, необходимо уточнить введенное в ФЗ-№132 «Об основах туристкой деятельности» определение понятия «туристские ресурсы» только как туристские объекты и отметить, что понятие «объекты туристского показа» правильно отражает суть туристских объектов.

Отметим еще одну проблему понятийного характера – смешение понятий «туристские ресурсы» и «туристский потенциал». Не все туристские ресурсы становятся туристским потенциалом, являясь недоступными для показа туристам (транспортная недоступность и др.) или для использования производителями туристских продуктов в регионах и самодеятельными туристами (институциональное ограничение, например, отнесение некоторых особо охраняемых природных территорий к заповедникам).

Исходя из понятия «потенциал», данного в Большой советской энциклопедии, его отличием от ресурсов является возможность их использования [6. С. 428]. Ресурсная концепция вводит ограничения использования ресурсов в качестве потенциала способностью, под которой понимаются умения в какой-либо области, координация различных видов деятельности [11. С. 348]. Используя классическое определение понятия «потенциал» и положения ресурсной концепции, можно сделать вывод, что формирование туристского потенциала региона обусловлено возможностью использования туристских ресурсов в организации и развитии туристской деятельности в регионе. Способность субъектов туристской деятельности эффективно использовать туристский потенциал региона обеспечивает успешное развитие как субъектов туристкой индустрии, так и региона.

Таким образом, можно утверждать, что каждый регион на основе анализа туристских ресурсов формирует туристский потенциал, релевантный возможностям субъектов туристкой деятельности использовать туристские ресурсы регионов. Туристский потенциал делает территории привлекательными для туристов, а, следовательно, туристские регионы перспективными.

Основой формирования туристского потенциала для развития регионов является выявление и анализ туристских ресурсов. Особую актуальность представляет исследование туристского потенциала как основы развития внутреннего и въездного туризма на территории отдельных регионов и стран в целом.

Для анализа туристских ресурсов как основы формирования туристского потенциала следует еще раз обратиться к терминологической проблеме. Туризм по своей сути относится к досуговой сфере. И приписывание ему функций удовлетворения потребностей населения в поддержании жизнедеятельности и оздоровлении людей, на наш взгляд, перемещают туризм как вид деятельности в функциональную область санаторно-курортной отрасли. Поэтому некоторые авторы, и мы поддерживаем эту позицию, используют термин «туристско-рекреационный потенциал», акцентируя внимание на отдыхе как основной потребности туристов.

Кроме того, существует научная проблема, которая заключается в отсутствии объективной систематизации туристских ресурсов, что не способствует развитию туризма. Каждый отдельный регион решает проблемы систематизации туристских ресурсов по-разному [16. С. 56]. Отсутствие общего подхода к систематизации туристско-рекреационных ресурсов вызывает необходимость дальнейших исследований.

Анализ предложений по методам и систематизации туристско-рекреационных ресурсов региона позволил авторам на основе метода группировки систематизировать их по следующим группам:

– природные ресурсы;

– историко-культурные;

– экономические (рисунок 1).

Включенные в состав групп туристские ресурсы позволят, на наш взгляд, сформировать туристский потенциал для производства туристских продуктов в рамках организованного и неорганизованного туризма.

Авторская систематизации ресурсов туристско-рекреационного потенциала регионов опробована при описании ресурсов Красноярского края. Для характеристики экономических ресурсов необходимо определить сущность таких категорий, как «туристская индустрия», «туристская инфраструктура» как субъекты экономической деятельности в сфере туризма. Поскольку рамки статьи не позволяют определить авторскую точку зрения, описание ресурсов экономического потенциала туризма региона оставим для другой публикации.

Рисунок 1 – Группировка ресурсов туристско-рекреационного потенциала региона
Несмотря на то, что Красноярский край не нашел федеральной поддержки как особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, по туристско-рекреационному потенциалу край входит в лидирующую группу среди регионов России и обладает большими возможностями для развития внутреннего и въездного туризма.

Природные ресурсы Красноярского края имеют высокий потенциал для развития всех видов туризма. Протянувшись с севера на юг на 2 800 км, Красноярский край обладает уникальным географическим положением и в связи с этим имеет уникальное многообразие ландшафтов всех природных зон – степи, лесостепи, таежной зоны, лесотундры, тундры, арктической тундры, ледяных пустынь, что обеспечивает возможность развития экологического туризма [14].

Одним из уникальных туристических маршрутов в области экологического и познавательного туризма могут стать экскурсии в музей вечной мерзлоты в г. Игарке, посещение заповедников «Таймырский», «Большой арктический», «Путоранский»; туры на Северный полюс и т.п. [13].

Красноярский край обладает единственным в своем роде климатом – число часов солнечного сияния составляет 1 950 в год, что превосходит районы Центральной России; ультрафиолетовый режим оценивается как умеренный; перепады атмосферного давления не значительны; отсутствуют резкая смена погоды и колебания температур в течение суток (кроме заполярья).

Биологические ресурсы Красноярского края отличаются большим разнообразием и превосходят ресурсы других регионов страны. В крае имеются 323 тысячи озер и более 200 тысяч рек, обеспечивающих богатство рыбных ресурсов, что способствует развитию водного туризма и рыболовства. В крае действуют сплавные маршруты по рекам Мана, Сисим, Кан, Абакан, Бирюса, Горная Оя, Ус, Енисей, Казыр, Кизир и др. В последние годы все большее развитие получают отдых на яхтах, лодках по Красноярскому водохранилищу; реке Бирюса, круизы Красноярск-Дудинка-Красноярск. Большое количество озер на территории края, имеющих песчаные пляжи, теплую воду (до 24ºС), достаточно большая продолжительность сезона (40–50 дней) обеспечивают благоприятные условия для пляжно-купального и оздоровительного отдыха (оз. Большой Кызыкуль, оз. Малый Кызыкуль, оз. Вьюшково, оз.Тагарское, оз. Учум, оз. Инголь и др.).

В Красноярском крае созданы десятки особо охраняемых природных территорий, общая площадь которых составляет более 4% всей территории региона. Присутствие популяций медведей (бурых и белых), северных оленей, косулей, маралов, лосей, волков, зайцев, лисиц и др. животных делает регион привлекательным для охоты и познавательного туризма [17]. Особый интерес для познавательного, экологического туризма представляют природные заповедники «Шушенский бор», «Саяно-Шушенский государственный заповедник», заповедник «Столбы», природный парк «Ергаки» и др. [15].

Красноярский край имеет потенциал для развития лыжного туризма. Природно-климатические условия и оборудованная сеть лыжных трасс обеспечивают возможность лыжного туризма в течение 4–5 месяцев в южных и центральных районах региона и 7–8 месяцев в северных [13]. В последние годы получил развитие горнолыжный туризм, для которого в окрестностях г.г. Дивногорска, Саяногорска, Норильска построены современные горнолыжные комплексы, а в Красноярске – первый российский горнолыжный курорт международного уровня, с учетом современных европейских технологий, «Бобровый лог», включающий в себя горнолыжные трассы, функционирующие с ноября по апрель; детский развлекательный комплекс, альпийские горки; различные аттракционы; две канатно-кресельные дороги, службы проката; автостоянку на 1 000 мест; два ресторана, пять баров и ночной клуб. Общая площадь парка «Бобровый лог» составляет свыше 80 га, комплекс рассчитан на 4 000 человек ежедневно.[13].

На территории края все большую популярность приобретает конный и пеший туризм. Пешие маршруты разработаны в национальном парке «Шушенский бор» по хребту «Борус»; в Ермаковском районе по хребту Ергаки; по белогорьям Манского и Канского районов по склонам Восточного Саяна; в заповеднике «Столбы» и др. Конные маршруты получили свое развитие в природном парке «Ергаки» и других заповедных зонах края.

Наличие более 200 пещер, обладающих рекордными параметрами и экзотикой (наличие подземных озер, рек, сталактитов и сталагмитов), обеспечивают развитие спортивного туризма – спелеотуризма. Большая часть пещер расположена в южных районах Красноярского края и в окрестностях г. Красноярска: в низовьях р. Бирюса,
р. Караульной, в Торгашинском хребте. В Саяногорском Кряже на площади около 3,5 тыс. кв. м. исследовано более 30 пещер, часть из которых имеет глубину до километра [13, 14].

Группу историко-культурных ресурсов Красноярского края составляют историко-культурные ресурсы. На территории региона расположены архитектурные памятники и культурные сооружения, имеющие общероссийской значение (42 единицы) и местное значение (736 единиц), а также 603 археологических памятников, что способствует развитию познавательного туризма [13; 15]. В южной агломерации края наибольший интерес представляет Минусинский Краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова; историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», церкви, храмы, монастыри, археологические раскопки в Минусинском и Новоселовском районах.

В центральной агломерации края разработаны экскурсии по г. Красноярску с посещением Красноярского Краеведческого музея, Красноярского музейного центра, а также экскурсии на Красноярскую ГЭС, село Овсянку в дом-музей Виктора Астафьева. В северной агломерации края наиболее популярными являются экскурсии на место падения Тунгусского метеорита; в места «Каторжной истории» г. Норильск, с. Ермаково,
г. Игарка; музей-ледник «Ледяная горка»; музей вечной мерзлоты в г. Игарке; по
г. Енисейску и др.

Проведенные исследования показали, что Красноярский край обладает большим туристским потенциалом за счет природных и историко-культурных ресурсов, обеспечивающих развитие всех видов туризма. Между тем существует много серьезных проблем, препятствующих или сдерживающих развитие туризма в регионе, связанных с экономическим потенциалом туризма, что требует отдельного исследования.


Литература

  1. Федеральный закон № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

  2. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».

  3. Распоряжение Правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1120-Р «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года».

  4. Проект Закона Красноярского края стратегия развития туризма. [Электронный ресурс]: http://www.visitsiberia.info. (Дата обращения: 08.09.2012).

  5. Андреев С.Н., Рылкина О.В. Гринева О.О. Разработка программы продвижения крупного города как туристского бренда // Маркетинг и маркетинговые исследования. Специальный выпуск. 2012. С. 16–21.

  6. Большая советская энциклопедия: В 30 т. Том 20. М.: Советская энциклопедия, 1975.

  7. Бутова Т.Г., Задевалова С.В., Задевалов В.И., Чумаченко С.П. Проблемы развития экологического туризма в Восточной Сибири // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 13. С. 34–38.

  8. Винокурова Т.Г. Ресурсный потенциал развития туризма северных территорий: автореф. дис. … канд. экон. наук. Иркутск, 2010.

  9. Забаева М.Н. Эффективное использование регионального туристского потенциала: теория, методология и практика: автореф. дис. …д-ра экон. наук. Н.Новгород, 2011.

  10. Зубакова Н.Н. Туристско-рекреационный потенциал как ключевой фактор развития туризма на территории Волгоградского региона // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 2. С. 42–49.

  11. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: монография. СПб.: Издат. дом СПб. гос. ун-та, 2006. 548 с.

  12. Красноярский краевой статистический ежегодник, 2011. [Электронный ресурс]: http://www.krasstat.gks.ru. (Дата обращения: 10.09.2012).

  13. Интересное о крае. [Электронный ресурс]: http://www.visitsiberia.info/kray/interesting. (Дата обращения: 10.09.2012).

  14. Информационное обеспечение социального, внутреннего туризма на территории Красноярского края. [Электронный ресурс]: http://www.krskstate.ru/tursport/turism. (Дата обращения: 03.10.2012).

  15. Организация массового туризма и рекреационной деятельности в особо охраняемых природных территориях Красноярского края. [Электронный ресурс]: http://www.krskstate.ru/tursport/turism. (Дата обращения: 01.10.2012).

  16. Платонова Н.А., Зубакова Н.Н. Оценка туристических ресурсов региона как инструмент их систематизации // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 4 (187). С. 56–60.

  17. Природа. [Электронный ресурс]: http://www.visitsiberia.info/kray/nature/. (Дата обращения: 03.11.2012).

  18. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2011.

  19. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. № 1. С. 38–44.

  20. Филин С.А., Гагарина Г.Ю. Туристская инфраструктура исторических городов, поселений и туристско-рекреационных зон // Сервис plus. 2012. № 1. С. 45–49.

  21. Шишкин А.В., Погориляк Б.И. Применение концепции регионального маркетинга для повышения инвестиционной и туристской привлекательности российских регионов// Маркетинг и маркетинговые исследования. Специальный выпуск.
    2012. С. 22–28.

  22. Шодорова Н.М. Современные механизмы повышения конкурентоспособности муниципальных образований Байкальского региона на основ использования их туристско-рекреационного потенциала // Известия Иркутской государственной экономический академии. (Байкальский государственный университет экономики и права) 2011. №5: URL: ttp://eizvestia.isea.ru. (Дата обращения: 03.10.2012).





Реформы начинаются там, где кончаются деньги. Борис Немцов
ещё >>