Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012-2013 учебном году - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 1 52.48kb.
Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников... 1 123.76kb.
Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады... 1 116.14kb.
Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады... 1 90.84kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению муниципального... 1 77.7kb.
Школы, подготовившие победителей и призеров регионального этапа Всероссийской... 8 1212.19kb.
График проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников... 1 132.05kb.
Отчет по итогам школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады... 1 92.21kb.
График проведения муниципального (окружного) этапа Всероссийской... 1 38.04kb.
Отчет о проведении школьного этапа 1 87.36kb.
Информация об итогах проведения муниципального этапа Всероссийской... 1 31.93kb.
1(школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию... 1 86.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по - страница №1/1






Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования










Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012-2013 учебном году






Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 г. № 695), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497), приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 06.09.2012 г. № 01-2424 «Об обеспечении организации и проведения всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году», от 26.09.2012 г. № 01-2529 «Об организации и проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году».

В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по обществознанию (далее - Олимпиада) принимают участие обучающиеся 7, 8, 9, 10, 11 классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования:

1) победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года в соответствии с квотой, установленной организаторами муниципального этапа - органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими управление в сфере образования;

2) победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных учреждениях.

Муниципальный этап Олимпиады проводится 01 декабря 2012 г. с 10.00 часов на базе образовательных учреждений, определенных организаторами муниципального этапа - органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими управление в сфере образования.

Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Муниципальный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным региональной предметно-методической комиссией Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады.

Участники муниципального этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, на муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры.

Количество победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады должно составлять не более 25 процентов от общего числа участников муниципального этапа Олимпиады в соответствии с принципами подведения итогов Олимпиады.

Призерами муниципального этапа Олимпиады, в пределах установленной квоты, признаются все участники муниципального этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется жюри муниципального этапа олимпиады.

Список победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады утверждается организатором муниципального этапа Олимпиады и направляется в Министерство образования и науки Челябинской области.

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады награждаются дипломами установленного организатором Олимпиады образца.

Задания каждой возрастной параллели составляются в одном варианте, поэтому участники должны сидеть по одному за столом (партой).

Для каждого участника Олимпиады необходимо подготовить распечатанный комплект заданий.

Для выполнения заданий учащиеся обеспечиваются проштампованными школьными тетрадными листами или листами А4.

Участники этапов должны быть обеспечены листами для черновиков.

Участники Олимпиады должны иметь собственные авторучки с синими или фиолетовыми чернилами. Оргкомитету рекомендуется иметь для участников запасные авторучки того же цвета.

Оргкомитет, жюри, предметно-методическая комиссия этапа должны быть обеспечены необходимыми для выполнения их функций канцелярскими принадлежностями и оргтехникой.

Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится «по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (п.7 «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»).

Содержание заданий Олимпиады по обществознанию определяются:

- обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56);

- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

При подготовке заданий учтены принципиальные установки стандарта нового поколения, который готовится для внедрения в образовательные учреждения Российской Федерации.

С учетом особенностей требований к олимпиадным заданиям, которые в своей совокупности отличаются от традиционных форм контроля, текущей и итоговой аттестации учащихся, в них отражены:

- нормативные требования к уровню подготовленности учащихся по предмету;

- творческий характер;

- общая культура участников, их эрудированность.

Принципы формирования олимпиадных заданий на муниципальном этапе Олимпиады:

1. Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста участников олимпиады.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов Олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на муниципальном этапе Олимпиады определяет региональная предметно-методическая комиссия с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.

3. Отражение в заданиях различных содержательных линий курса и степени, глубины их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа Олимпиады с возможным обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников Олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. Сочетание заданий с кратким ответом до развернутого текста.

6. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа или сочинения-эссе) с сохранением как основы заданий инвариантных.

7. Представление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

8. Опора на межпредметные связи в части заданий.

9. На муниципальном этапе Олимпиады большое значение имеет отражение в ее заданиях краеведческого материала как регионального компонента школьного курса обществознания.

Типами заданий олимпиады по обществознанию являются:



    1. Задания с рядами понятий, имен, фактов общественной жизни и т.д.:

1.1. По какому принципу образованы ряды? Назовите общее для приведенных ниже элементов, объединяющее их.

1.2. Продолжите ряды (вариант с дополнительным заданием – приведите примеры, характеризующие дополнительные элемента рядов).

1.3. Заполните пропуск в ряду.

1.4. Выявление лишнего в ряду и объяснение своего выбора.

2. Выбор из перечня. Поиск в данном перечне элементов по определенным критериям.

3. Определение правильности или ошибочности утверждений («да» – «нет»).

4. Соответствие элементов из двух перечней (например, имена ученых и научные идеи).

5. Работа со схемами (например: 1) составьте схему, используя все предложенные понятия и термины, отразив их соотношение; 2) начертите схему, которая отражает принципы взаимодействия, например, государства, права и личности в демократическом правовом государстве с использованием… (дается список терминов).

6. Работа с таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных.

7. Задания по работе с обществоведческими понятиями:

7.1. Грамотность написания обществоведческих терминов.

7.2. Замена выделенного фрагмента обществоведческим термином.

8. Работа с обществоведческими текстами:

8.1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний (варианты: из данного списка; без приведенного списка).

8.2. Задания к тексту по его анализу, поиску примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.

8.3. Поиск и исправление ошибок в тексте.

9. Познавательные задачи (например: анализ правовой ситуации, рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа).

10. Задания по работе с изобразительным рядом (опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с обществоведческими понятиями, теориями, социальными явлениями).

11. Развернутые тексты:

11.1. Формулирование краткого ответа на задание (например, «Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом»).

11.2. Написание сочинения-эссе.

«Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1. Знание социальных фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание мнений ученых-обществоведов.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации».

Среди особенностей предмета «Обществознание» – дискуссионность в содержании и подаче материала, которая требует при оценивании части заданий учета возможности и целесообразности высказывания участниками олимпиады собственной позиции, которая может расходиться со взглядами членов жюри. В том случае, когда эта высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, она должна восприниматься с уважением, и оценивается уровень ее подачи, научность и грамотность приведения аргументов и др.

Названная особенность предмета приводит к необходимости принимать как правильные ответы такие из них, которые даны не по предложенному эталону, сформулированы иначе, но верны по сути.

Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения.

Время, отводимое для работы школьников на муниципальном этапе Олимпиады, для 7-8 классов - 3 академических часа (135 минут), для 9-11 классов - 4 академических часа (180 минут).

Участники олимпиады самостоятельно распределяют время на выполнение заданий. На написание эссе необходимо планировать 45 минут.

При оценивании олимпиадных работ каждую из них необходимо проверять двум членам комиссии с последующим подключением дополнительного члена жюри (председателя) в случае резкого расхождения оценок экспертами одного и того же задания. Это особенно важно при обращении к творческим заданиям, требующим развернутого текста.

Разбор заданий и проводится сразу после окончания муниципального этапа Олимпиады членами жюри.

Основная цель разбора – объяснить участникам Олимпиады основные идеи решения каждого из предложенных заданий на турах, возможные способы выполнения заданий, а также продемонстрировать их применение на конкретном задании. В процессе разбора заданий участники олимпиады должны получить всю необходимую информацию по принципам оценки правильности сданных на проверку жюри ответов.

Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Время и место проведения апелляции устанавливается Оргкомитетом Олимпиады. Результаты тестового раунда не апеллируются.

Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады до начала первого тура школьного этапа Олимпиады.

Для проведения апелляции Оргкомитет создает апелляционную комиссию (не менее трёх человек).

Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями.

Для проведения апелляции участник Олимпиады подает заявление на имя председателя жюри.

Апелляция участника Олимпиады рассматривается в день показа работ.

На рассмотрении апелляции имеет право присутствовать только участник Олимпиады, подавший заявление.

На апелляции повторно проверяется только текст решения задачи. Устные пояснения апеллирующего не оцениваются.

По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры Олимпиады апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:


  • апелляцию отклонить;

  • апелляцию удовлетворить.

По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с оценкой жюри выполненного олимпиадного задания апелляционная комиссия принимает одно из решений:

  • апелляцию отклонить и сохранить выставленные баллы;

  • апелляцию удовлетворить и изменить оценку.

Оценка может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.

Система оценивания олимпиадных заданий не может быть предметом апелляции и пересмотру не подлежит.

Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.

Протоколы проведения апелляции передаются председателю жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.

Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя жюри муниципального этапа Олимпиады.

Окончательные итоги муниципального этапа Олимпиады утверждаются его организатором с учетом результатов работы апелляционной комиссии.

Победители и призеры Олимпиады определяются по результатам выполнения участниками заданий в каждой из параллелей (отдельно по 7, 8, 9, 10, 11 классам). Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником баллов за выполнение каждого задания.

Окончательные результаты проверки ответов всех участников Олимпиады на задания тестового и аналитического раундов фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и призеров Олимпиады.



Ниже приведены издания и Интернет-ресурсы, в которых собраны олимпиадные задания по обществознанию, которые необходимо использовать при подготовке ко всем этапам олимпиады:

  1. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии / Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.

  2. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие / Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005.

  3. Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006.

  4. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008.

  5. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2008.

  6. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3 – М.: Просвещение, 2010.

  7. http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ.

  8. http://www.gov.ru/ - Сервер органов государственной власти РФ.

  9. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

  10. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

  11. http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

  12. http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

  13. http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.

  14. http://www.garant.ru/ - Гарант (законодательство с комментариями).

  15. http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc - учебные программы курсов по выбору по истории, обществознанию, экономике.

  16. http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 - Тургель И.Д. Курс лекция «Региональная экономика и управление».

  17. http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь».

  18. http://people.nnov.ru/iq/soc.htm - курс лекций по социологии.

  19. http://www.isn.ru/sociology.shtml - российская сеть информационного общества.

  20. http://socio.rin.ru/ - на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература.

  21. http://socio.lex.narod.ru/- лекции по социологии.

  22. http://soc.lib.ru/ - электронная библиотека «Социология, психология, управление».

  23. http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 - Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юрист, 2002.

  24. http://polit.mezhdunarodnik.ru/ - сайт «Политология в России».

  25. http://www.omgpu.ru/libdocs/polit/ - электронная версия книги «Политология». Курс лекций. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995.

  26. http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ - Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, структурно-логические схемы и таблицы, обучающие игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, также политологический словарь-справочник.

  27. http://www.religio.ru/u4.html - информационный портал «Мир религий» представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы.

  28. http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150060 – раздел «Обществознание» «Я иду на урок истории» создан на основе материалов газеты «Первое сентября».

  29. http://humanities.edu.ru/db/msg/67083 - программа курса под оед. В.В. Ванчугова «История мировых цивилизаций».

  30. http://humanities.edu.ru/db/msg/1398 - электронный курс лекций Е.А. Бородиной «Культурология».

  31. http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

  32. http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.

  33. http://www.antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке.

  34. http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты и др.

  35. http://humanities.edu.ru/db/msg/59021 - электронная версия книги Ненашева М.И., Владыкиной Е.Ф., Поспеловой Н.И., Сизова В.С. Лекции по русской философии XIX-XX вв. – Киров: ВГГУ, 2002.

  36. http://filosof.historic.ru/ - электронная библиотека по философии.

И.О. начальника управления общего

и специального (коррекционного) образования Е.А. Тюрина

Богомаз Марина Викторовна,



(351)263-43-71







Первое правило бизнеса — поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой. Чарлз Диккенс
ещё >>