Традиция, обычай, обряд - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1 апреля – Международный день птиц 1 55.4kb.
Книга по пpивлечению птиц "Всеобщая защита птиц", пеpеведенная на... 1 36.94kb.
Обряд сэппуку (харакири) Сущность обряда 1 242.42kb.
Питер брук и традиционная мысль 3 425.17kb.
«Традиция» (серия 900) atesy плита электрическая кухонной линии 1 122.47kb.
Народная традиция и европейское влияние: Вертепный театр 1 78.54kb.
И классическая традиция Том 8 Выпуск 1 2014 Традиция платонизма 16 1484kb.
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему первого апреля все шутят... 1 79.91kb.
Cвадебный обряд 1 327.76kb.
Сампрадая переводится как традиция, а парампара 1 40.26kb.
Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге 1 158.6kb.
Заклинания и приговоры в календарных обрядах. В. К. Соколова 1982 г 1 217.88kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Традиция, обычай, обряд - страница №1/1

ТРАДИЦИЯ, ОБЫЧАЙ, ОБРЯД
Традициянабор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Понятие «традиция» генетически восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне.

Интернет-ресурсы
Остановимся на двух главных формах наследования традиционной культуры — обычае и обряде.

Обычай — это унаследованный стереотип поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд», однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущих всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными общественными или областями общественной жизни.

Специфика обычая, как традиционной формы передачи новым поколениям культуры, состоит в том, что обычай воспроизводит целесообразные действия. То есть целью каждого действия, регламентированного обычаем является достижение какого-либо реального результата: создания орудий труда, предметов быта (изготовление ловушки из корня кедра), удовлетворения той или иной потребности (правила потрошения свежей рыбы для употребления в сыром виде), поддержание определенных отношений между людьми (отношения родственников мужа и невесты).

Поэтому-то обычай неотделим от реальной жизни.

Обряд — представляет собой особый способ передачи новым поколениям определенных идей, норм поведения, ценностей, чувств. Обряды с самого начала их возникновения носили на себе глубокий отпечаток той этнической общности, в рамках которой они формировались и функционировали. В первобытном обществе это был род, племя, в последующие исторические эпохи — народность, нация. Обряд является неотъемлемой частью культуры. Формирование народности нации включало в всебя и формирование специфической обрядовой ситемы, отражавшей своеобразие жизни и быта, культурных традицийи этой народности.

Национальное своеобразие обрядов не исключало, а наоборот предполагало наличие многих общих или сходных обрядов у народов, близких по своему происхождению, языку, условиям жизни.

Обряд представляет собой условно-символическое действие, которым его участники оформляют и ознаменовывают те или иные важные события общественной и личной жизни. Это система специфических действий. Обряд требует жестокого стереотипа действий, неуклонного соблюдения ритуала. Смысл обряда заключен не в самих составляющих его движениях, а в том, что они обозначают.

Главное отличие обряда от обычая состоит в том, что он включает в себя не непосредственно целесообразные, а символические действия. Целью обряда является не достижение какого-либо материального, вещественного результата, а формирование у присутствующих участников определенных мыслей, образов, представлений, чувств, настроений. Хотя обрядовые действия имеют своим истоком различные формы трудовой и социальной деятельности, однако, они становятся обрядовыми только в том случае, если отделяются от обычной материальной практики и приобретают значение действий символов. Этим обряд отличается от обычая.

Таким образом, специфика обряда по сравнению с другими традиционными формами передачи культуры новым поколениям состоит в том, что обрядовые действия, всегда вступают как символы. Например, если сравнить обряд жертвоприношения с обычным забоем оленей, то здесь мы видим, что олень воспринимается не как физиологические реакции организма, а как символ, предвещающий благополоучие, так же как и кровь оленя, которой окропляют атрибуты поклонения.

Интересной и сложной проблемой является вопрос о месте слова в обряде. Известно, что во многих обрядах присутствуют и словесные, речевые компоненты. В религиозных обрядах — это заговоры, заклинания, молитвы. В без религиозных — слова обрядовых песен, ритуальные приветствия. Речевые компоненты обряда связаны с символикой ритуальных действий, разъясняя их символический смысл. Слово в обряде важно не само по себе, а лишь в общем контексте ритуальных действий. Например, каждый из исполняемых на свадьбе текстов всегад оформляет определенные отношения между персноажами свадебного ритуала: причитания исполняются невестой, благословение — родителями. Слово здесь выступает не в обычном его значении, а в специфическом, ритуальном контексте.

В любом обряде присутствует и играет важную роль эстетическая сторона. Для того, чтобы обрядовые символы дошли не только до ума, но и до сердца, были не только созданы, но и пережиты необходимо выразить их в впечатляюще, яркой, оказывающей психологическое воздействие, форме. Здесь могущетсвенным средством выступает искусство. Коллективные действия, формирующие обряд, включают в себя в большинсстве случае танцы, музыку, пение.

Обряд дает возможность соединить, синтезировать различные виды искусства в единое волнующее драматизированное действо. Например, свадебный обряд. У любого народа свадьба издавна была насыщена и мелодично, и берущей за душу песней, весельем, т.е. созданная веками народная драма, которая содержит в себе драгоценное зерно поэтической традиции. Элементом обрядового действия танец, песня и музыка становится лишь в том случае, если она вплетена в ткань обряда, т.е. воплощает в себе какое-то твердо установленное идейное содержание, выступает в качестве символов для выражения коллективных идей, образцов, переживаний. Это ярко выражено в элементах медвежьих игрищ.

Между участниками обряда существуют различия с точки зрения их роли в существующем ритуале. Но независимо от того, ведет ли себя участник обряда более активно, играет в нем центральную роль или же более пассивно лишь создает фон, он всегда активен внутренне, но не просто созерцает, воспринимает обряд, он живет в нем, переживая теже чувства, то и остальные участники. Например: в свадебном обряде, зрителя как такового нет — каждый участник свадьбы, он же зритель.

Таким образом, мы видим, что обряд содержит в себе его основы, лишь становясь строго фиксированными социальными символами, эти элементы вплетаются в обряд.


Материал подготовила Ю.Н.Накова — методист по фольклору ханты ЦНКС г.Салехарда

Список литературы:




  1. Угринович Д.М. «Обряды. За и против», г.Москва, «Политиздат, 1975 год

  2. Пропп В.Я. «Фольклор и действительность (Избранные статьи)», г.Москва, «Наука», 1986 г.

  3. Кирдан Бб.п. «Специфика фольклорных жанров», г.москва, «Наука», 1973 год.

  4. Зжубов А.А., Шлыгина Н.В. «Финно-угорский сборник. Археология.Этнография», г.Москва, «Наука», 1982 год.

  5. Убрятова Я.Н. «Языки и фольклор народов Севера», г.Новосибирск, «Наука».





Хуже всего неравенство среди слуг. Вильгельм Шевчик
ещё >>