Тезисы выступления Г. Калиева «О проблемах конкурентоспособност продукции аграрного сектора Казахстана в условиях его присоединения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«О мерах принимаемых Правительством Республики Бурятия по адаптации... 1 126.44kb.
«Одной ногой в вто, другой в сомнениях». Россия и ес официально оформили... 1 21.05kb.
"гатт/вто и его роль в развитии международной торговли" 4 775kb.
"гатт/вто и его роль в развитии международной торговли" 4 739.35kb.
Присоединение России к вто: неизбежные потери и возможные приобретения... 1 215.88kb.
Тезисы участников Кейс Кристиаансе, архитектор, проектировщик и основатель... 1 164.96kb.
О проблемах кормопроизводства в условиях рынка 1 83.16kb.
Вто в регионе: ключевые проблемы и решения. Часть 1 59.92kb.
Тезисы выступления на международной конференции «Что ждет Россию... 1 37.17kb.
Тесты нач. 20 в Особая заинтересованность России в привлечении иностранных... 1 46.46kb.
Историографические, источниковедческие и историко-правовые исследования... 25 5479.08kb.
Место назначения Армии на продажу Магия на продажу 1 102.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тезисы выступления Г. Калиева «О проблемах конкурентоспособност продукции аграрного - страница №1/1



Панельная сессия по сельскому хозяйству

в рамках VI Астанинского экономического форума 23 мая 2013 года, 16.30-18.00

г.Астана, Дворец Независимости

Тезисы выступления Г.Калиева

«О проблемах конкурентоспособност

продукции аграрного сектора Казахстана

в условиях его присоединения к ВТО»

Для принятия необходимых мер по компенсации негативных последствий присоединения Каазахстана к ВТО целесообразно оценить опыт вхождения и функционирования в этой организации экономик различных членов ВТО, вступивших в последнее десятилетие (Китай, Украина и др.).

Так, Китай вступил в ВТО в 2001 г. со средним уровнем импортных пошлин, почти на 25% превышающим тот, на который согласилась Россия.

Тем не менее, отдельные отрасли экономики Китая пострадали. Первоначальный эффект для сельского хозяйства был шоковым: масса разорившихся крестьянских хозяйств, слабая конкурентоспособность по сравнению с производителями сельхозпродукции в других странах.

Последствия присоединения к ВТО на жестких условиях иллюстрирует опыт двух стран СНГ – Киргизии и Украины.

Киргизия присоединилась к ВТО первой на постсоветском пространстве 27 декабря 1998 г.

Результат стал окончательно виден через 10 лет. Официальная статистика свидетельствует, что к 2008 году было полностью утрачено поголовье знаменитых тонкорунных овец и многих других сельскохозяйственных пород животных. По сравнению с советским периодом производство собственного мяса упало в 30 раз, производство сельскохозяйственной продукции сократилось в 35-37 раз, промышленное производство исчезло полностью.

В отличие от Китая, вступившего в ВТО на старте мирового экономического подъема, Украина присоединилась к ВТО всего лишь за полгода до начала нового мирового кризиса – 16 мая 2008 г., продолжительность переходного периода для Украины как члена ВТо была определена всего пятью годами.

После трех лет членства в ВТО Украина, экономика которой во многом близка российской, подсчитывает убытки. Десятки тысяч человек потеряли работу, десятки украинских предприятий понесли значительные убытки, снизили объемы производств или просто закрылись. Особенно проиграли технологичные отрасли и агропромышленный комплекс.

По подсчетам Федерации работодателей Украины, только в двух отраслях сельского хозяйства – в сахарной отрасли и в свиноводстве – рабочие места потеряли около 500 тыс.человек за три года с 2008 года, когда Украина вступила в ВТО.

Большие потери понесло свиноводство. В отличие от стран Евросоюза, защитные пошлины на импорт свинины на Украине оказались ниже в 5-8 раз. В итоге на рынок Украины хлынула иностранная свинина: в 2010 году импорт свинины вырос в 2,3 раза по сравнению с 2007 годом, и составил 178,7 тыс. тонн.

Против украинского экспорта после вступления в ВТО продолжают действовать ограничения по 37 товарным группам с общим ежегодным объемом потерь более 1,2 млрд. долларов.

По расчетам российских ученых при вступлении России в ВТО общие оценки потерь аграрного сектора, могут быть значительны до 4 млрд долл. ежегодно.

К настоящему моменту информационная база по переговорам вступления Казахстана в ВТО не позволяет конкретно сказать какие положительные или отрицательные эффекты получит АПК республики от этого шага.

При этом наряду с экономическими выгодами она подвергается определенным рискам и угрозам, особенно подвержены к ним отрасли сельского хозяйства. Причин тому множество.

В Казахстане предпосылкой к рискам являются природные ограничения возделыванию сельскохозяйственных культур: засушливость климата, низкое плодородие почвы, наличие песчаных массивов, что является причиной низкой продуктивности сельхозкультур и животных, низкой интенсивности и эффективности производства.

Среднее количество осадков здесь составляет - 250-300 мм в год, тогда как в России - 450-500 мм, Беларуси – 650-700 мм, в странах ЕС – 800-900 мм.

Несмотря на эти худшие природные условия для возделывания сельскохозяйственных культур в Казахстане, низок уровень государственной поддержки сельского хозяйства. На гектар посевов приходится здесь 11 долларов, тогда как в России – 30, Беларуси – 220 долларов, в странах ЕС – 400 долларов. Отсюда и уровень конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, она значительно ниже, чем в вышеуказанных странах.

Это обстоятельство приводит к высокой доле импорта в потреблении по многим видам продовольственных продуктов: колбас, сыров, маргарина, мясо птицы, а также консервированных овощей. Фруктов, соков и свежих фруктов (таблица1 ). Их уровень по импорту достигает 40, 50, 60 и более процентов. Поэтому, в переходный период при вступлении в ВТО необходимо активизировать инвестиции во все приоритетные отрасли сельского хозяйства, перерабатывающую промышленность, обслуживающие структуры.

Вступая в ВТО, как известно, одно из важных обязательств государства является уровень государственной поддержки.

Государственная поддержка отрасли определяется согласованным с ВТО агрегированным уровнем. Для развитых государств она не более 5 процентов к стоимости валовой продукции на конечном этапе переходного периода к ВТО.

Россия добилась фиксации уровня поддержки в рамках 9 млрд. долларов, этот уровень значительно больше, чем объем поддержки, который предоставляется сейчас в России.



Таблица 1 - Доля импорта в емкости рынка продовольствия Казахстана, 2011 год


Продукция

Импорт, тыс. т

Емкость рынка, тыс. т

Доля импорта в емкости рынка, %

Крупы

8,2

44,6

18,39

Макароны

25,1

458,2

5,48

Овощи свежие

292,1

3 145,3

9,29

Фрукты свежие

429

654,77

65,52

Мясо всего

185,1

1123,8

16,47

мясо птицы

159,3

261,3

60,97

Мясные консервы

5,3

12,7

41,73

Колбасы

31,6

67,2

47,02

Растительные масла

156,2

370,246

42,18

подсолнечное

144,2

319,9

45,08

Маргарин

27,1

72

37,64

Сахар белый

183,6

448,5

40,94

сырец

224,5

244,5

91,82

Молочная продукция (в молоке)

734,0

1193,6

61,49

Овощи консервиров

32

49,9

64,13

Фрукты консервиров

30

31,7

94,64

Соки фруктовые

38,6

261,1

14,78

Исходя из сложившейся ситуации за 2009-2011 годы среднее значение валовой продукции сельского хозяйства Казахстана составило 2095 млрд. тенге. Тогда государственная поддержка в соответствии с положениями ВТО на первоначальном этапе может составить 10% стоимости валовой продукции (209,5 млрд. тенге) с последующим сокращением до 5% (104,8 млрд. тенге); 2014-2015 годы – 10%, 2016 год – 9,0%, 2017 год - 8,0%, 2018 год – 7%, 2019 год – 6%, 2020 год – 5%. Общая сумма «желтой корзины» на переходный период составит – 1351,2 млрд. тенге (таблица 2).

Проектом Программы по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2013-2021 гг. (Агробизнес-2020) на поддержку сельского хозяйства предлагается до 2020 г. выделение субсидий по желтой корзине в объеме 1287,7 млрд. тенге. Это близко к нашим расчетам по Программе.

Наряду с желтой корзиной необходима государственная поддержка сельскому хозяйству по зеленой корзине. Нашими учеными она определена на переходный период, т.е. на 8 лет, в размере 3 трлн. тенге. На наш взгляд, такой уровень государственной поддержки сможет обеспечить соответствующую конкуренцию нашим продуктовым товарам в условиях ВТО.

Наряду с мерами государственной поддержки по соответствующим на­правлениям аграрному сектору необходимы вливания инвестиций в основ­ные фонды сельскохозяйственного производства. По нашим расчетам, на предлагаемый период т.е. 2014-2021 гг. потребуется 4870 млрд. тенге вложений.

Таблица 2 - Прогнозы субсидирования АПК в Республике Казахстан за 2013 - 2020 гг.



Год

Всего бюджетного финансирования

Субсидии сельского хозяйства по желтой корзине

Удельный вес прямых субсидии (желтая корзина) к базовой стоимости ВП с/х-ва, в%

Субсидии по зеленной корзине

Удельный вес зеленой корзине к базовой стоимости ВП с/х-ва

по программе развития АПК на 2013-2020 гг.

млрд.тенге



расчет КазНИИЭ АПКиРСТ

по программе развития АПК на 2013-2020 гг.

млрд.тенге



расчет КазНИИЭ АПКиРСТ

по программе развития АПК на 2013-2020 гг.

млрд.тенге



расчет КазНИИЭ АПКиРСТ

по программе развития АПК на 2013-2020 гг.

млрд.тенге



расчет КазНИИЭ АПКиРСТ

по программе развития АПК на 2013-2020 гг.


расчет КазНИИЭ АПКиРСТ

2011 (фактический)

129,8

х

54,5

54,5

2,6

2,6

75,3

75,3

3,6

3,6

2013

226

409,5

99,7

209,5

4,8

10

126,3

200

6

9,5

2014

272,5

459,5

132,2

209,5

6,3

10

143,2

250

6,8

11,9

2015

292,7

499,0

141,7

199,0

6,7

9,5

151

300

7,2

14,3

2016

311

538,6

148,7

188,6

7,1

9

162,3

350

7,7

16,7

2017

359

567,6

162,4

167,6

7,7

8

196,6

400

9,3

19

2018

389

596,7

179

146,7

8,5

7

210

450

10

21,5

2019

404

625,7

199,2

125,7

9,5

6

204,8

500

9,7

23,9

2020

442

654,7

224,8

104,7

10,7

5

217,2

550

10,3

26,2

ИТОГО

2696,2

4351,2

1287,7

1351,2

х

х

1411,5

3000

8,2

17,9

* расчетный от базовой стоимости ВП сельского хозяйства (2095 млрд. тенге)



Об обеспечении доступа на внутренний рынок. Здесь значительными являются вопросы изменения таможенно-тарифного регулирования. Произойдут изменения ставок таможенных пошлин по 265 наименованиям продовольственных товаров, при этом они снизятся в среднем на 5% по 25 видам товаров, на 10% по 150 видам товаров; увеличатся пошлины по 88 наименованиям в среднем на 5%; остаются без изменений – по 365 наименованиям товаров (таблица 3). Прежде всего они коснулись тех продуктов, которые имеют высокую долю импорта (мясо птицы, белый сахар, сливочное и подсолнечное масло).
Таблица 3 - Изменение ставок таможенных пошлин на продовольственные товары при вступлении в ВТО


Характер изменения

Кол-во товаров

Средний уровень изменения в %

Увеличение без переходного периода

24

5

Увеличение с переходным периодом

64

5

Снижение с переходным периодом

150

10

Снижение без переходного периода

25

5

Без изменения

365

-

Так, рынок мяса птицы характеризуется высокой импортозависимостью даже несмотря на принимаемые меры по защите внутреннего рынка.

Действует квота на импорт мяса птицы в объеме 110 тыс.т и высокая таможенная пошлина сверх квоты в размере 80%. Однако, они еще недостаточны для обеспечения эффективной защиты внутреннего рынка в условиях ВТО. Ведь по его условиям для Казахстана сохраняется тарифная пошлина в размере 25 % в объеме установленной квоты, но понижается на переходный период величина тарифа на объем поступающей продукции свыше квоты до 55 %, с последующим ее снижением до 40 %.

При этом на конечном уровне связывания казахстанский рынок мяса птицы еще не достигший устойчивого развития подвергается значительному сокращению защитных мер от конкуренции с внешним рынком.

Между тем Россия, в отличие от Казахстана сохраняет более высокие защитные тарифные пошлины на импорт мяса птицы свыше квоты (на уровне 80 %).

Рынок белого сахара Республики Казахстан характеризуется двойной высокой импортозависимостью. А именно: с одной стороны, от тростникового сахара-сырца, поступающего из стран дальнего зарубежья по ценам зависимых от конъюнктурных колебаний на мировом рынке, а, с другой стороны, от объемов белого сахара из стран таможенного союза.

Предлагаемое повышение тарифной пошлины на импорт тростникового сахара-сырца с нулевой до пяти процентной ставки приведет к повышению стоимости белого сахара отечественного производства и снижению его конкурентоспособности, в особенности на рынке стран Таможенного Союза.

Поэтому для Казахстана необходимо отстаивать нулевую тарифную ставку на импорт тростникового сахара-сырца, как меры повышения конкурентоспособности отечественного товара и поддержания продовольственной безопасности.

По расчетам экономистов, в целях повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики в условиях ВТО необходимы меры государственной под­держки в течение переходного периода (2014-2021 гг.) в объеме 4351 млрд. тенге и вложения в отрасль капитала в объеме 4870 млрд. тенге, значительная часть которых должна быть направлена на развитие приоритетной отрасли – животноводство, за счет создания необходимой кормовой базы и на основе использования возобновляемых источников энергии, указанном в Послании Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»:новый политический курс состоявшегося государства».

Существенной проблемой аграрного сектора является состояние ее материально-технической базы. В настоящее время имеет место большой износ техники и технологического оборудования, который, по оценкам экспертов, достигает более 70%. Действующий в настоящее время порядок накопления финансовых ресурсов на обновление основных средств за счет прибыли, остающейся в распоряжении сельхозпредприятий, не стимулирует замену морально устаревшего оборудования.

Анализ инвестиций в основной капитал также свидетельствует о том, что агропромышленный комплекс не стал еще приоритетной сферой вложения капитала. В 2012 г. в аграрный сектор направлено инвестиций 136,4 млрд. тенге, что составляет 2,5% всех инвестиций в экономику страны, в то время как в России этот показатель равен 3,0%, Беларуси - 17%.

Крайне медленно идут инновационные процессы в сельском хозяйстве. Это объясняется, во-первых, сохранением устойчивой тенденции технологического отставания предприятий АПК. Аграрная отрасль остается непривлекательной для инвестиций. Отсутствие финансовых средств у сельчан является сдерживающим фактором внедрения новых агротехнологий.

Серьезной проблемой являются сохранение мелкотоварного характера аграрного сектора экономики республики, низкая производительность труда и качество конечной продукции.

Значительный объем продукции отрасли производится в хозяйствах населения (таблица 4).

Таблица 4 – Структуру производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2011 г.

Продукция



Все категории хозяйств

В том числе

сельхозпредприятия

крестьянские или (фермерские)

хозяйства



хозяйства населения

Зерно

100

68,9

31,0

0,1

Картофель

100

5,6

23,9

70,4

Овощи и бахчи

100

5,6

55,7

38,6

Мясо

100

14,1

10,5

75,4

Молоко

100

3,6

8,3

88,1

Шерсть

100

4,9

27,4

66,7

Поэтому производительность труда в сельском хозяйстве в республике самая низкая и составляет около 6,5 тыс. долл. на одного занятого в год, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 50-70 тыс. долл. Мелкие сельхозпредприятия не в состоянии решать проблему повышения конкурентоспособности, внедрения инноваций, поставок безопасных для здоровья населения продуктов питания.

Важнейшей проблемой в аграрном производстве республики является недостаточный уровень развития кооперативных отношений сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью и торговлей. Наличие всевозможных посреднических структур приводит к удорожанию сельскохозяйственного сырья в конечной цене продукта и, как следствие, снижению конкурентоспособности предприятий АПК. Поэтому сегодня ставится вопрос о развитии в отрасли системы кооперативов, охватывающих как производство, так и сферу его обслуживания.

Необходимо создание совместных предприятий по сельхозмашиностроению и перерабатывающей промышленности со странами ТС на таких условиях, которые обеспечивают повышение производительности труда и качества продукции на основе внедрения новейших технологий и современной техники.

Необходима оптимизация размеров землепользований на основе кооперации крестьянских хозяйств. В стране начата реализация программы развития селекционно-племенной работы, предусматривающей увеличение удельного веса племенного поголовья сельскохозяйственных животных и птицы: крупного рогатого скота – в 6,1 раза, овец – в 3,4 раза, лошадей -8,9 раза, птицы - в 1,8 раза; восстановление отечественного племенного животноводства.

В сложившейся ситуации важно ускорить технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК. В этих целях необходимы крупные вложения капитала в аграрную сферу. По расчетам ученых экономистов-аграрников до 2020 г. необходимо ежегодно вкладывать в отрасль около 280 млрд. тенге инвестиций в отрасль.



Для решения проблемы финансирования и кредитования сельскохозяйственного производства целесообразно в рамках государственного бюджета формировать аграрный бюджет, включающий поддержку отраслевых программ, субсидирование производства, социальную и инновационную политику, техническое и технологическое перевооружение АПК, таможенно-тарифное регулирование и др. Также предлагается создание специализированного банка, т.е. Агробанка, который на льготных условиях осуществлял бы кредитование сельхозтоваропроизводителей страны.

Важнейшей проблемой села сегодня остается социальное положение сельского населения.

Уровень доходов сельчан почти в два раза ниже других слоев населения страны. Более половины занятого населения относятся к категории самозанятых, большая часть которых не имеют постоянного заработка. Поэтому главным направлением в решении вышеуказанных проблем является повышение занятости сельчан, как в сферах сельскохозяйственного производства и других сферах экономики сельских территорий. Для улучшения социальной инфраструктуры села рекомендуется преобразование сельских населенных пунктов в агрогородки.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства считается целесообразным принять следующие меры:



  1. Скорректировать объемы финансирования мер «желтой корзины», намеченных государственной программой «Агробизнес 2020», ориентируясь на положения ВТО;

  2. Отстоять переходный период при вступлении в ВТО для сельского хозяйства 8-10 лет;

  3. Стимулировать привлечение инвестиции в сельское хозяйство в кратном размере, увеличивая привлечение инвестиционных субсидий государства;

  4. Ускорить модернизацию перерабатывающей промышленности и осуществить меры по выпуску продукции соответствующим международным стандартам.

5. Реализовать меры по развитию сельскохозяйственной кооперации.

_____________________________________








Смерть причину найдет. Латинская пословица
ещё >>