Терминология, структура, значение позитивной «Я концепции». Термин «Я концепция» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция N2: Система прерывания программ. Таймер, интервальный таймер. 4 621.9kb.
«Развитие позитивной я-концепции старшеклассников в условиях летнего... 1 147.15kb.
Концепция управления и развития Холдинга «Оборонсервис» Российская... 13 1308.96kb.
Докладе Ф. Тернера «Значение границы для американской истории» 1 68.14kb.
Значение времени в концепции живописца №1(название) Работая над темой... 1 71.55kb.
Ярочкин Дмитрий Андреевич. Концепция бережливости в японской трудовой... 1 30.19kb.
Ф. И. Щербатской центральная концепция буддизма и значение термина... 17 1258.33kb.
Биография 4 Курс позитивной философии 10 1 209.47kb.
1 Понятия «термин» и«терминология». Общая характеристика 3 873.73kb.
Программа по дисциплине: История цивилизаций и религиозная культура... 1 31.37kb.
1. Биолюминесцентная реакция обелина Термин «фотопротеин» 1 109.22kb.
Внутренний мир человека и система представлений о себе 1 92.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Терминология, структура, значение позитивной «Я концепции». Термин «Я концепция» - страница №1/1

Терминология, структура, значение позитивной «Я - концепции».

Термин «Я - концепция» появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание». Я – концепция – это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности, она играет важнейшую роль в целостном развитии ребенка. «Я – концепция» включает в себя «образ Я», самооценку, тенденции поведения.

Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. «Я – концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

На протяжении дошкольного возраста наблюдается закономерный поступательный процесс: от элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих «Я» и «другой», ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний. В современных педагогике и психологии дошкольное детство рассматривается как один из важнейших этапов развития самосознания и становления «Я - концепции». Однако, сама структура «Я - концепция» ребенка, ее отдельные компоненты остаются недостаточно изученными. Поэтому формирование позитивной «Я -концепции» как фактора целостного развития дошкольника является насущной проблемой современности, как в теоретическом, так и в практическом аспекте в условиях ДОУ. Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром; период, когда закладываются основы самовосприятия личности. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного самовосприятия – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом.

Сущность целостного развития ребенка заключается в интегративном эффекте взаимопроникновения направлений развития ребёнка, которые соизмеряя друг друга, способствуют эффективному целостному развитию ребёнка. Ведущими базовыми компонентами целостного развития ребенка являются единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, способности освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и детской индивидуальности.

Над проблемой целостного развития личности ребенка и формирования «Я - концепции» работали следующие педагоги и психологи: У. Джемс, К. Роджерс, Дж. Мид, Э. Эриксон, Р. Бернс, Л .И. Божович, М. И. Лисина, А. Н Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев и др. Теоретические положения по теме исследования хорошо представлены и разработаны данными авторами. Но попытки объединить в единой работе программы и технологии, способствующие развитию « Я – концепции», не представлены.

Тем не менее, в последнее время появились публикации, в которых убедительно доказано, что для гармоничного целостного развития личности необходима позитивная «Я - концепция», включающая совокупность всех позитивных представлений ребёнка о себе, позитивные  самооценки и тенденции поведения (Л. B. Грабаровская, С.А. Баклушинский, OЛ. Князева, С. М. Петрова, A. M. Прихожан, Е. Л. Рылеева, Р. Б. Стеркина, М. Н. Сигимова, О. В. Солнцева, Е. В.  Шишмакова, Г. А. Цукерман и др.). При этом учитывается, что самоустановки старшего дошкольника всегда сильно эмоционально окрашены. Это делает аспекты становления его «Я - концепции» необычайно значимыми. Поэтому ребенок этого возраста не столько осознает своё личностное « Я», сколько переживает в виде определенных нравственных чувств и эмоций. Такой подход дает возможность педагогам организовать работу в единстве социально - личностного, художественно-эстетического, физического и познавательно - речевого направлениях.

В старшем дошкольном возрасте (с пяти до семи лет) можно выделить существенные индивидуальные различия в динамике и особенностях развития «Я - концепции», Образа « Я», самооценки, самосознания, умения понимать других и прогнозировать оценку себя другими.

Невозможно указать точный момент возникновения «Я – концепции». Она формируется постепенно, причем различные ее элементы в разное время воспринимаются с неодинаковой отчетливостью. Но чтобы «Я – концепция» стала реальным фактором организации поведения, ребенок должен научиться воспринимать себя как особый объект, выделяющийся в ряду других объектов. Он должен также интуитивно осваивать точки зрения других людей, поскольку лишь, таким образом, он сможет получать и осмысливать обратную связь, оценку его поведения со стороны окружающих, необходимую для развития самосознания.

« Я – концепция»:

когнитивная (представления индивида о самом себе),

оценочная (как ребенок оценивает себя),

поведенческая (как ребенок поступает на самом деле).

К старшему дошкольному возрасту, дети становятся самостоятельнее, все более независимыми от взрослых. Их взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Они способны проявлять инициативу, выполнять действия с опорой на собственную фантазию. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценить достоинства и недостатки как свои собственные, так и окружающих. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя», уже становятся основой для изменения поведения, когда мысленно произносятся самим ребенком. К концу дошкольного возраста формируется способность принимать во внимание, учитывать в поведении чувства и мысли другого человека. Формируется целостность образа «Я» как «Я – реального» и «Я - потенциального».

«Я – реальное» – это представление дошкольника о самом себе в настоящем времени.

«Я – потенциальное» – то, каким субъект намерен стать, ориентируясь на нормы морали.

У детей в процессе индивидуального развития складывается не только представление о себе, но и представление о том, каким им хочется быть. У некоторых детей идеальное «Я» не слишком отличается от реального, так что они и не думают о самосовершенствовании. У других, напротив, идеальное «Я» (называемое также эго - идеалом) – это отдаленная цель того, чего требуется достичь. Примером идеального «Я» может служить человек, которым ребенок восхищается. Иногда эго - идеал реалистичен, иногда является чистой фантазией.

Решающее значение в формировании самооценки на первых этапах становления личности (дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей, дети оценивают себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируются на мнение воспитывающих их людей.

Наиболее благоприятными для формирования динамической самооценки у старших детей являются такие виды деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка (например, игры с бросанием стрелы в цель, игра в мяч).



Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: формирование позитивной «Я - концепции» это приобретение системы осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит своё поведение. Именно в дошкольные годы формирование «Я - концепции» - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Позитивная «Я - концепция» (Я нравлюсь. Я способен. Я значу.) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная «Я - концепция» (Я не нравлюсь. Я не способен. Я не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.




Люби человечество сколько тебе угодно, но не требуй взаимности. Дон-Аминадо
ещё >>