Теоретические основы социально-психологического сопровождения приемной семьи - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации специалистам органов опеки и попечительства... 1 343.21kb.
Оберег для семейного счастья 1 143.1kb.
Мероприятия недели психологии 1 313.53kb.
Директор гбоу «Психологический центр» 1 70.23kb.
Теоретические основы социально-культурных практик французского ситуационизма... 1 290.93kb.
С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. 15 3896.82kb.
Рабочая учебная программа дисциплины «методологические основы психологии» 1 136.82kb.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по психологическим... 1 110.26kb.
Тема Культурно-исторческие основы развития психологического знания... 100 8986.2kb.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Теоретические основы беспроводной... 1 259.81kb.
Программа дисциплины «Теоретические основы информатики» 1 193.35kb.
Цель нашей работы – показать многообразие современных течений, яркость... 4 531.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Теоретические основы социально-психологического сопровождения приемной семьи - страница №1/4

Теоретические основы социально-психологического сопровождения приемной семьи

Минакузина М., студентка 5 курса специальности «Социальная работа». Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртский университет

В современной практической психологии, педагогике и социальной работе не сложился единый подход к определению сущности понятия «сопровождение».

В словаре русского языка «сопровождать» - значит идти, ехать с кем-либо в качестве спутника или сопровождающего. То есть, сопровождение приемной семьи – это движение вместе с ней, рядом с ней, иногда – чуть впереди, если надо подсказать возможные пути [8].

Психологическое сопровождение трактуется как вся система профессиональной деятельности психолога (М. Р. Битянова); общий метод работы психолога (Н.С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога (Р. В. Овчарова) [7].

Как система профессиональной деятельности социально-психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения. Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения в данной ситуации [7].

В качестве основных задач социально-психологического сопровождения Ослон В. Н. выделяет следующие:

- поддержка функционального гомеостаза семейной системы;

- помощь в преодолении кризисных ситуаций;

- помощь в создании условий для безопасного развития приемного ребенка;

- коррекция нарушенного поведения;

- нивелирование воздействий девиаций ребенка на семью;

- формирование навыков поведения в социуме [5].

В настоящее время в России можно выделить 2 ведущих подхода к сопровождению замещающей семьи. Первый (он был завезен из Великобритании вместе с системой работы с фостеровской семьей) базируется на теории привязанности Боулби и его последователей, второй - это системный подход к семье. Основанием его является концепции семейной системной терапии. Он был адаптирован под потребности замещающей семьи уже непосредственно в России. В рамках второго подхода проводится многолетнее динамическое исследование становления и развития семьи с приемным ребенком, что способствует развитию этого подхода. Результатом развития стал интегративный подход к психолого-педагогическому сопровождению замещающей семье, который позволил на практике объединить наиболее продуктивные идеи и методы помощи семье [6].

Помощь семье должна быть оказана на экологическом, непосредственно семейном и индивидуальном уровнях. Цель работы с семьей на экологическом уровне – это создание социально-поддерживающих механизмов для приемного ребенка. Профессиональная помощь на непосредственно семейном уровне охватывает работу с семьей на всем протяжении ее существования, включая ее подбор, подготовку и сопровождение. На индивидуальном уровне акцент делается на актуализации у приемных родителей личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования и, как следствие, успешную социализацию [3].



Экологический уровень – это создание общественно-поддерживающих механизмов для приёмного ребёнка. Главное на этом уровне – сформировать положительное общественное мнение в отношении замещающих семей и привлечения ресурсных семей (в качестве потенциальных кандидатов). При этом используются следующие информационные технологии:

1) Привлечение средств массовой информации (установление контактов с заинтересованными представителями СМИ, приглашение СМИ в семьи и на мероприятия с участием семей). Как показал опыт, на начальном этапе целесообразней привлекать местные СМИ, так как к ним выше уровень доверия населения, особенно в сельской местности. Однако, при дальнейшем продвижении семейного устройства на региональный уровень всё большеё значение стала приобретать поддержка в региональных и общероссийских СМИ – она позволяет повысить общественный статус замещающих семей.

2) Наружные носители (плакаты, объявления, листовки) преимущественно решают задачу информирования населения и распространения контактной информации;

3) Огромную роль в привлечении кандидатов играют волонтёры из числа действующих и бывших замещающих родителей, которые при непосредственном общении со знакомыми, соседями, коллегами и др. делятся своим успешным опытом воспитания приёмных детей. По аналогии с техникой «вирусной» социальной рекламы, такая информация распространяется среди населения быстрей, более адресно и вызывает больше доверия, чем идущая по официальным информационным каналам [9].

На экологическом уровне перед специалистами стоит задача по созданию вокруг приёмного ребёнка и замещающей семьи общественно-поддерживающей сети. Такая сеть включает в себя не только друзей, коллег, учителей, родственников, (в том числе возможно кровных родственников ребёнка), но и реабилитационное пространство – территориальную систему учреждений, организаций (в том числе НКО) и структур, принимающих участие в реабилитации ребёнка и поддержке замещающей семьи [2].

Непосредственно семейный уровень охватывает работу с семьёй на всём протяжении её существования, включая её подбор, подготовку и собственно сопровождение. На данном уровне решают следующие задачи:

а) разработка, внедрение и стандартизация услуг, помогающих замещающим семьям;

б) изменение приоритетов в способах реагирования органов опеки и попечительства – передача ребёнка, оставшегося без попечения родителей на воспитание в замещающие семьи;

в) преодоление межведомственной разобщенности, нескоординированности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по защите прав детей.

Социально-психологическое сопровождение включает три основных составляющих: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя три направления деятельности социального работника (педагога): обучение родителей, помощь в воспитании детей и просветительская деятельность (лектории, семинары-практикумы и т.п.).

Психологическая составляющая сопровождения семьи включает в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.

Посреднический компонент сопровождения включает в себя три составляющие: помощь в организации семейного досуга, координации (активация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка) и информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты) [6].



Служба социально-психологического сопровождения приемной семьи - это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения, т.е. совокупность последовательных действий, позволяющих приемным родителям, патронатным воспитателям, опекунам (попечителям) и их воспитанникам определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения. Служба сопровождения, с одной стороны, отслеживает успешность становления замещающей семьи, с другой стороны, анализирует динамику психолого-социального развития ребенка в новых условиях, в которую включены новые формы устройства детей в замещающие семьи [4].

Деятельность Службы сопровождения направлена на создание условий для оптимального развития ребенка в замещающей семье. Конечной целью работы специалистов является взаимная адаптация замещающей семьи и ребенка.

В деятельности специалисты Службы сопровождения руководствуются принципами:

- рекомендательного характера советов сопровождающего, что позволяет проявлять самостоятельность ребенку в решении актуальных для его развития проблем. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком и его замещающими родителями;

- приоритета интересов сопровождаемого (на стороне ребенка), который ориентирует взрослых на включение в решение проблемных ситуаций знаний из области педагогики и психологии, собственного опыта и понимания, что у ребенка таких знаний нет. Специалист службы сопровождения должен стремиться каждую проблемную ситуацию решить с пользой для ребенка, помочь замещающим родителям грамотно и мудро найти выход из нее;

- непрерывности сопровождения, что гарантирует непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы, в процессе личностного становления ребенка до появления навыков самостоятельной жизни после выпуска из детского дома;

- мультидисциплинарности сопровождения, который реализуется через согласованную командную деятельность специалистов;

- индивидуальности сопровождения через создание системы успешной социальной реабилитации, адаптивного образования и психолого-социального благополучия детей [4].

Об эффективности работы службы сопровождения можно судить:

- по успешности социальной реабилитации и психолого-социального благополучия детей, находящихся в замещающей семье;

- по продолжению отношений между замещающими родителями и их воспитанниками по достижении ребенком 18-летнего возраста;

- по востребованности услуг Службы со стороны замещающих родителей, воспитанников детского дома, педагогов образовательных учреждений и т.д.;

- по выраженности роста удачно решенных проблем в сравнении с проблемами, решить которые не удалось [1].

Использованная литература:



  1. Иовчук Н. М., Морозова Е. И., Щербакова А. М. Школа родителей. Об одной из моделей службы психолого-медико-педагогической поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях // Детский дом. 2004. № 3.

  2. Модель семейной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области. – Самара: Министерство по вопросам семьи и демографического развития Самарской области, ГУСО «Областной социально- реабилитационный Центр для несовершеннолетних», 2008

  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика/Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2000.

  4. Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России (История и современность) – М.: Дом, 1994.

  5. Ослон В. Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи // Дефектология, 2006, № 1.

  6. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М.: Генезис, 2006.

  7. Савельева М. Г., Микрюкова М. В. Организация психолого-педагогической поддержки и сопровождения замещающей семьи/Сборник материалов научно-практической конференции по социальной работе 8-10 июля 2009г. – Ижевск, 2009.

  8. Словарь великорусского языка. – М., 1956.

  9. Хрусталькова Н. А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи // Педагогика. 2007. № 2.


Исследование удовлетворённости приёмных семей

различными сферами жизни
Климова А.Ю., студентка 2 курса магистратуры направления «Социальная работа с разными группами населения», гр. О-521103-21, УдГУ
Забота о детях лежит, прежде всего, на их родителях. Их приоритетная роль в жизни и воспитании своих несовершеннолетних детей, благотворное воздействие на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка относится к бесспорным положениям. При отсутствии возможности жить и воспитываться в родной, биологической семье отдаётся предпочтение определению детей в замещающие семьи: на усыновление, под опеку (попечительство), на патронатное воспитание, в приёмную семью. В этом случае необходимо создать условия, при которых дети смогут оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе Российской Федерации. Тем более что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок. Согласно официальным статистическим данным в Российской Федерации, в 2000 году насчитывалось 662 тысячи осиротевших детей, в 2002 году – 700 тысяч, в 2005 году – 800 тысяч, в 2007 году – 731 тысяча, в 2009 году – более 670 тысяч [1; 2, С. 112].

Несмотря на то, что данным вопросам посвящен целый ряд исследований, они остаются актуальными в связи с тем, что часть уже созданных замещающих семей разрушается из-за недостаточной подготовленности приёмных родителей к воспитанию и развитию такого сложного контингента, как дети-сироты; отсутствия служб сопровождения приёмных семей и доступной поддержки в кризисных ситуациях.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью комплексного сопровождения приёмных семей и недостаточностью специализированной помощи приёмной семье, включающей широкий спектр социальных, психологических, педагогических, правовых, медицинских, консультативных и диагностических услуг.

В ходе исследования изучали эффективность комплексного сопровождения и его положительного влияния на функционирование приёмных семей.

Исследование проводилось на базе МУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» МУ Центр психолого-педагогической помощи населению «Берег» Администрации г. Ижевска.

В исследовании применялся такой метод сбора информации как опрос, а именно его вид – анкета для приёмных родителей. В исследовании учитывались, прежде всего, социальные и социально-психологические особенности 28 приёмных семей, которые разделены на две группы.

1 группа – экспериментальная: 8 приёмных родителей, т. е. 4 приёмные семьи, проживающие в г. Ижевске, клиенты МУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» МУ Центр психолого-педагогической помощи населению «Берег» Администрации г. Ижевска, которые участвовали в комплексном сопровождении.

2 группа – контрольная: 20 приёмных родителей, т. е. 10 приёмных семей, проживающих в Удмуртской Республике, в комплексном сопровождении не участвовали.

На первом, констатирующем, этапе было выявлено следующее:

В 1 экспериментальной группе участвовали люди разных возрастов – от 35 до 55 лет, при этом длительность брака приёмных родителей у половины респондентов составила более 15 лет, у 25% - от 3 до 5 лет, остальные 25% не состоят в браке. Отдельная квартира у 75% приёмных семей, остальные арендуют помещение. 75% опрошенных семей отметили, что они среднеобеспеченные, 25% с высоким уровнем социально-экономического статуса. На вопрос о преобладающих мотивах принятия ребёнка в семью можно было выбрать несколько вариантов ответа. 75% родителей выбрали мотив желания помочь ребёнку, 25% - желание иметь ребёнка, 25% - попытка минимизировать проблему сиротства. На вопрос о том, как окружающие отнеслись к решению приёмной семьи взять ребёнка, половина семей ответили, что никак, они никому не говорят, 25% семей ответили, что хорошо, 25% – мне не до того. Половина опрошенных семей охарактеризовали свои семьи как благополучные, 25% - не вполне благополучные, 25% затруднились ответить. Половина опрошенных приёмных родителей указали, что их семьи нуждаются в помощи (социальной, психологической и др.), которая нужна всем членам их семей, но особенно самим приёмным родителям (супругам). 75% семей не помешает материальная поддержка государства для того, чтобы вырастить ребёнка. Все опрошенные приёмные родители хотят получить дополнительные сведения о детях-сиротах. На вопрос о том, нравится ли приёмным родителям воспитывать детей, 75% ответили, что нравится, это то, чем они хотят заниматься, при этом у половины из них не было опыта. 75% опрошенных приёмных родителей хотят, чтобы их воспитательский труд получил признание, поскольку воспитание – это непростая работа, остальные 25% не хотят этого.

Половина опрошённых приёмных родителей удовлетворены жилищными и материальными условиями, медицинским обслуживанием и социальным сопровождением. 62,5% удовлетворены отношениями в семье, с супругом и с детьми. Отношениями с окружающими людьми удовлетворены 25% приёмных родителей.

Во 2 контрольной группе приняли участие люди разных возрастов – 23 до 52 лет, при этом длительность брака приёмных родителей у 70% респондентов составила более 15 лет, у 10% - от 3 до 5 лет, у 10% - от 5 до 10 лет, у 10% - от 10 до 15 лет. Отдельная квартира у 90% приёмных семей, остальные арендуют помещение. 80% опрошенных семей отметили, что они среднеобеспеченные, 20% с уровнем социально-экономического статуса ниже среднего. На вопрос о преобладающих мотивах принятия ребёнка в семью можно было выбрать несколько вариантов ответа. 50% родителей выбрали мотив желания помочь ребёнку, 10% - желание иметь ребёнка, 40% - нежелание одиночества. На вопрос о том, как окружающие отнеслись к решению приёмной семьи взять ребёнка, 20% семей ответили, что никак, они никому не говорят, 10% семей ответили, что хорошо, 70% – мне не до того. 80% опрошенных семей охарактеризовали свои семьи как благополучные, 10% - кризисные, 10% затруднились ответить. 30% опрошенных приёмных родителей указали, что их семьи нуждаются в помощи (социальной, психологической и др.), которая нужна всем членам их семей, но особенно самим приёмным родителям (супругам). 50% семей не помешает материальная поддержка государства для того, чтобы вырастить ребёнка, 30% ответили, что дополнительные льготы помогут очень помогут ребёнку, 20% семей сами обеспечат ребёнка. Все опрошенные приёмные родители хотят получить дополнительные сведения о детях-сиротах. На вопрос о том, нравится ли приёмным родителям воспитывать детей, 70% ответили, что нравится, это то, чем они хотят заниматься, при этом у 20% из них не было опыта. 30% опрошенных приёмных родителей хотят, чтобы их воспитательский труд получил признание, поскольку воспитание – это непростая работа, 50% думают, что ребёнок им скажет спасибо, 20% не хотят этого.

25% приёмных семей удовлетворены жилищными условиями и социальным сопровождением. Материальными условиями удовлетворены 40% опрошенных приёмных родителей. 35% удовлетворены медицинским обслуживанием. 40% удовлетворены отношениями в семье, с супругом и с детьми. Отношениями с окружающими людьми удовлетворены 20% приёмных родителей.

Затем была внедрена программа комплексного сопровождения приёмных семей, которая включала в себя широкий спектр социальных, психологических, педагогических, правовых, медицинских, консультативных и диагностических услуг.

На втором, контрольном, этапе исследовались только 8 показателей, и было выявлено следующее:

В 1 экспериментальной группе показатели удовлетворённости жилищными условиями и медицинским обслуживанием практически не изменились. Остальные показатели: удовлетворённость материальными условиями (на 25%), социальным сопровождением (на 25%), отношениями в семье (на 25%), с супругом (на 25%), с детьми (на 25%), с окружающими людьми (на 37,5%), повысились.

Во 2 контрольной группе процентное соотношение ответов респондентов практически не изменилось.

Для анализа уровня значимости результатов между экспериментальной и контрольной группой на констатирующем и контрольном этапе применим метод математической обработки результатов эксперимента: критерий  – угловое преобразование Фишера.



Обработка результатов эксперимента с помощью углового преобразования Фишера показала, что на констатирующем этапе не было выявлено существенных различий между выборками по всем показателям удовлетворённости различными сферами жизни. На контрольном этапе не было выявлено существенных различий между выборками лишь по двум показателям удовлетворённости жилищными условиями и медицинским обслуживанием. Значимые различия между выборками наблюдались по показателям удовлетворённости социальным сопровождением, отношениями в семье, в супругом, с детьми при уровне значимости различий p≤0,01. Также различия наблюдались по показателям удовлетворённости материальными условиями и отношениями с окружающими людьми при уровне значимости различий p≤0,05.
Таблица 1

Показатели

удовлетворённости

Констатирующий этап

Контрольный этап

ЭГ

КГ



ЭГ

КГ



Жилищными условиями

50%

25%

1,252

50%

25%

1,252

Материальными условиями

50%

40%

0,483

75%

40%

1,73 (p≤0,05)

Медицинским обслуживанием

50%

35%

0,729

50%

35%

0,729

Социальным сопровождением

50%

25%

1,252

75%

25%

2,502 (p≤0,01)

Отношениями в семье

62,5%

40%

1,085

87,5%

40%

2,51 (p≤0,01)

Отношениями с супругом (супругой)

62,5%

40%

1,085

87,5%

40%

2,51 (p≤0,01)

Отношениями с детьми

62,5%

40%

1,085

87,5%

40%

2,51 (p≤0,01)

Отношениями с окружающими людьми

25%

20%

0,287

62,5%

20%

2,141 (p≤0,05)

Итак, по результатам исследования выявлено, что комплексное сопровождение приёмных семей эффективно и положительно влияет на функционирование приёмных семей.



Список литературы:

  1. Статистические данные Министерства образования и науки РФ.

  2. Холостова Е. И. Социальная работа с семьёй. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 212 с.

Поликультурный аспект проблемы психологической поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Удалова А., студентка 1 курса магистратуры направления «Социальная работа с разными группами населения», гр. О-521103-21, УдГУ
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации. Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, в том числе и социально-экономической. Особое внимание уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности детей с ограниченными возможностями и изучению проблем их адаптации к условиям социума.

Таким образом, проблема социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, с позиций потребностей современной гуманистически ориентированной психологической науки и педагогической практики, а также с позиций поликультурности общества является весьма актуальной.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:


  • снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

  • укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

  • установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях:

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми [3].

Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка.

Родительская поддержка – это процесс:



  • в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;

  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

  • который помогает ребенку избежать ошибок;

  • который поддерживает ребенка при неудачах

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка [5].

Проблема формирования личности в условиях поликультурной среды - одно из приоритетных направлений современной педагогической науки (А.Г. Бермус, В.П. Борисенков, А.М. Буттаева, О.А. Грива, Н. Иванова, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, И.В. Мнацаканян, Л.Р. Садыкова, Л.Л. Супрунова, М.Г. Тайчинов).

В России ситуация культурного многообразия обусловливает усиление этнокультурной направленности обучения и воспитания при возрастании роли родных языков как хранителей этнических ценностей и русского языка как инструмента межнационального общения и транслятора русской и мировой культуры.

В условиях работы с семьями одного из самых многокультурных и многонациональных регионов, социальный работник должен учитывать принадлежность каждой отдельной семьи к той или иной национальности, культурной общности. Влияние этого фактора на стиль общения в семье, на стиль воспитания ребёнка и общий уклад быта неоспорим. И поэтому специалист, учитывающий этот фактор, способен понять причины и механизмы возникновения социальных проблем в той или иной семье, а значит и найти для каждой семьи наиболее эффективный путь решения возникших проблем.

Например, в своих последних работах ученые особо отмечали некоторые негативные тенденции, сохраняющиеся в демографическом развитии татарской семьи, среди которых - падение коэффициента рождаемости, продолжение процесса старения населения, усиление диспропорции между полово-возрастными группами. И если социальному работнику известны данные тенденции, а также другие особенности татарской семьи, как уважительное отношение к старшим, пониженное положение женщин, строгое разделение по социально-экономическому и половому статусу, то специалист по социальной работе сможет подобрать для данной семьи наиболее эффективные и одновременно комфортные для неё пути и формы решения существующих проблем.

Поликультурность - это фактор социально-экономического развития общества. Она отражает определенный уровень демократизации общества, достижения мирового согласия и сотрудничества, отражает постоянное развитие межкультурной коммуникации, информационно-коммуникационных сетей, определяет многообразие ценностей, норм, идеалов, мнений современного общества.

Таким образом, идея поликультурности в социальной работе занимает очень важное место. Ее изучению, несомненно, могут быть посвящены дальнейшие исследования.

Список литературы


  1. Бессарабова И.С.Современные проблемы науки и образования

  2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование

  3. Кулькова Е.Я. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями в семье

  4. Мнацаканян И.А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях

  5. Н.В.Туленкова Значение социально-психологического статуса семьи в решении проблем социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

  6. Л.Р. Садыкова Поликультурное воспитание: методы, формы, способы.

  7. Шамедько, Н.В. Влияние поликультурной среды на развитие личности человека Нового времени

  8. Уваров М.С. Поликультурный синтез как парадигма гуманитарного образования

  9. Е. Н. Яркова Философия поликультурного образования и ее альтернативы


следующая страница >>



Мошенничество: хорошая сделка, столкнувшаяся с плохим законом. Альфред Капю
ещё >>