Тематика семинарских занятий по дисциплине: «Философия» для студентов 3 курса факультета педагогики и психологии заочной формы получ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинарских) занятий 8 семестр Раздел 3 Психологическое консультирование... 1 14.13kb.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним 5 1006.9kb.
Семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория» 9 526.78kb.
Методические рекомендации к написанию курсовых работ для студентов... 3 426.64kb.
Контрольные работы по дисциплине «Конституционное право зарубежных... 1 29.51kb.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним 4 770.61kb.
Тематика практических занятий для студентов IV курса очно/заочной... 1 16.05kb.
Тематика контрольных работ по учебной дисциплине «Международное право»... 1 47.08kb.
Программа курса и план семинарских занятий для студентов заочной... 1 80.5kb.
Планы семинарских занятий по курсу микроэкономика, часть 1 Для студентов... 1 124.23kb.
Фпо примерная тематика курсовых для студентов очно-заочной (вечерней) 1 110.19kb.
Учебная программа для специальностей 1-31 02 01 География 2 418.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тематика семинарских занятий по дисциплине: «Философия» для студентов 3 курса факультета - страница №1/1


    УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

    КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

    УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий кафедрой

    социально-гуманитарных дисциплин

    А.В. Демидович

    «23» апреля 2013 г.




    Рассмотрено и утверждено

    на заседании кафедры.

    Протокол № 11 от 23. 04. 2013 г.

Тематика семинарских занятий по дисциплине: «Философия»

для студентов 3 курса факультета педагогики и психологии заочной формы получения высшего образования

специальности 1-33 01 02-03 Геоэкология. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов

(6 часов)

Занятие 1. Философия как социокультурный феномен

План:


1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

2. Образы философии в истории культуры.

3. Основные проблемы философии.

4. Понятие мировоззрения, его структура.

5. Предмет философии и его историческая динамика.

6. Структура философского знания, основные функции философии.

7. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия.

Темы докладов и рефератов:

1. Миф как форма мировоззрения и один из источников философии.

2. Религиозное мировоззрение, его истоки и специфика.

3. Основные функции философии.

4. Единство и различие философии и науки.

5. Философия в системе культуры.

6. Роль философии в решении актуальных проблем человечества.

7. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

Занятие 2. Философия Древнего Востока и Античности

План:

1. Общая характеристика древневосточной философии.



2. Ортодоксальные (ньяйя, вайшешика, йога) школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

3. Неортодоксальные (буддизм, джайнизм) школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

4. Специфика и основные проблемы Китайской философии.

5. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

6. Специфика античной философии, ее периодизация.

7. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.

8. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии.

9. Философские идеи Сократа.

10. Философские идеи Платона.

11. Философские идеи Аристотеля.

Темы докладов и рефератов:

1. Специфика восточного философствования.

2. Традиционные философские учения Китая: а) конфуцианство; б) даосизм; в) легизм.

3. Религиозно-философская концепция буддизма.

4. Основные проблемы античной философии.

5. Философские идеи Пифагора.

6. Философские воззрения а) Левкиппа; б) Демокрита; в) Эпикура.

7. Учения: а) скептиков; б) эпикурейцев; с) стоиков; д) киников.

8. Становление религиозно-мистических ориентаций в философских учениях позднего эллинизма: а) неопифагореизм; б) неоплатонизм.

9. Диалектика Гераклита.

10. Общее и различия в философии Др. Востока и Античности Запада.

Занятие 3. Современная философия Запада на рубеже XX-XXI в. Религиозная, Экзистенциально-Феноменологическая и Аналитическая философия XX в.

План:

1. Религиозная философия: неотомизм.



2. Философские концепции экзистенциализма.

3. Аналитическая философия.

4. Основные идеи феноменологии.

5. Философская герменевтика.

6. Структурализм.

7. Постструктурализм.

8. Философия постмодернизма.

Темы докладов и рефератов:

1. Экстенциализм: истоки и содержание.

2. Бытие человека – центральная проблема экзистенциализма.

3. Модусы человеческого существования в экзистенциализме.

4. Проблемы понимания, смысла и коммуникации в аналитической философии.

5. Критический рационализм К. Поппера.

6. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

7. Гносеологический анархизм П. Фейерабенда.

8. Постмодернизм как феномен культуры и философии XX века.

9. Герменевтика: вчера, сегодня, завтра.

Основная литература

1. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск: Выш.шк., 2008. – 479 с.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учебное пособие / В. Н. Калмыков. – 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 431 с.

3. Таркан, И.И. Философия. Ч. I – II.: Курс лекций. / И.И. Таркан. – 2-е издание. – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 284 с.

4. Философия: учебник / под общ. ред. Ю. А. Харина. – 9-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2008. – 447 с.

5. Моисеева, Н.А. Философия: [учебно-практическое пособие] / Н. А. Моисеева, В. И. Сороковикова. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 352 с.

6. Якушев, А. В. Философия: конспект лекций / А.В. Якушев. — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.

7. Яскевич, Я. С. Основы философии: учебное пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовкин, Х. С. Гафаров. – 2-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 268 с.

8. Яскевич, Я.С. Основы философии: учебное пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовкин, Х. С. Гафаров. - 3-е изд. - Минск : Вышэйшая школа, 2009. – 268 с.

Дополнительная литература

1. Лазаревич, А.А. Глобальное коммуникационное общество: научное издание / А. А. Лазаревич ; Национальная академия наук Беларуси, Институт философии. – Минск : Белорусская наука, 2008. – 350 с.

2. Русская философия X-XXI вв. [Текст]: методические рекомендации по написанию рефератов / Министерство образования Республики Беларусь, Барановичский государственный университет; сост. С. А. Порозов. - Барановичи : РИО БарГУ, 2008. – 166 с.

3. Философия Запада и Востока: современность и ее истоки: методические рекомендации по написанию рефератов / Министерство образования Республики Беларусь, Барановичский государственный университет ; [сост. С. А. Порозов]. – Барановичи : РИО БарГУ, 2008. – 84 с.

Учебно-методические материалы

1. Гордей, Е.Н. Философия: учебно-метод. комплекс для студентов высш. учебн. заведений / сост. Е.Н. Гордей. – Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – 320 с.

2. Ильин, В.В., Машенцев, А. В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.В. Ильин, А.Ф. Машенцев. – СПб, 2006. – 304 с.

3. История философии: Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. – 1376 с.

4. Мартынов, М.И. Философия: Курс интенсив. подгот. / М.И. Мартынов, Л.Г.Кравченко.- Минск, 2007. – 320 с.

5. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.

6. Философия: учеб.-метод. комплекс для студентов естественно-науч. фак. БГУ / А.И. Зеленков, Н.К.Кисель, И.А. Медведева, Е.И. Янчук.- Минск, 2004. – 287 с.

7. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов / Белорусский государственный университет ; [А. И. Зеленков и др.] ; под ред. А. И. Зеленкова. - Минск : Асар, 2007. – 377 с.

Планы семинаров для студентов заочной формы обучения по дисциплине:

«Логика и методология науки» (4 часа)



Занятие 1. Введение. Предмет логики и методологии научного познания.

Методологические основы познания.

1) Предмет и задачи логики и методологии науки.

2) Специфика познавательного отношения человека к миру.

3) Чувственное познание и его специфика.

4) Рациональное познание и его специфика.

5) Типология познавательной деятельности.

6) Специфика научного познания.

7) Знание и реальность.



Темы докладов и рефератов:

1) Предмет изучения логики и методологии научного познания.

2) Соотношение логики и методологии научного познания с философией, наукой и историей науки.

3) Причины существования разных образов науки в логике и методологии научного познания.

4) Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.

5) Основные формы чувственного и рационального познания.

6) Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

7) Проблема субъекта и объекта познания.

8) Философское учение об истине и ее альтернативах.

9) Познание как деятельность. Практика и познание.

10) Знание и вера. Гносеологический статус сомнения.

11) Понятие личностного знания. Знание явное и неявное.

12) Соотношение научных и ненаучных форм познания.

13) Понятие интуиции.



Занятие 2. Наука как социокультурный феномен.

1) Проблема генезиса науки.

2) Понятие науки, ее основные функции и пределы автономии в обществе.

3) Наука как система знания.

4) Наука как специфическая деятельность.

5) Наука как социальный институт.

6) Наука как производительная сила и как форма общественного сознания.

7) Основные нормы научной этики и цель науки.

8) Основные концепции развития науки.

9) Феномен квазинауки.

10) Проблема демаркации.

Темы докладов и рефератов:

1) Наука, вера и суеверие.

2) Наука в системе социальных ценностей.

3) Творческая свобода и социальная ответственность ученого

4) Этика ученого: теория и практика.

5) Развитие науки: проблема пределов роста.

6) Соотношение науки с другими видами духовной деятельности.

7) Современное понимание науки как особого вида деятельности.

8) Историческое развитие науки.

9) Классификация наук.

10) Смысл проблемы демаркации.

11) Критерии научности.

12) Понятие научно-технического прогресса.

13) Нормы научной деятельности.

14) В чем выражается прогресс в развитии науки.

15) Возрастает ли наше знание о мире в процессе развития науки.

Основная литература

1. Берков, В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков. – М., 2004. – 336 с.

2. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.

3. Иващенко, Ф. И. Практикум по методологии / Ф.И. Иващенко. – М., 2003. – 319 с.

4. Козубовский, В.М. Общая методология / В.М. Козубовский. – Мн., 2003. – 247 с.

5. Кузнецов, И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления / И.Н. Кузнецов. – Мн., 2000. – 200 с.

6. Лукашевич, В.К. Философия и методология науки: учебн. пособие / В.К. Лукашевич. – Мн., 2006. – 319 с.

7. Образцов, П.И. Методы и методология / П.И. Образцов. – М., 1973. – 429 с.

8. Столяренко, Л.Д. Основы исследования / Л.Д. Столяренко. – СПб., 1998. – 384 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г.С. Практикум / Г.С. Абрамова. – М., 1992. – 234 с.

2. Анастази, А. Тестирование / А. Анастази. – М., 1993. – 416 с.

3. Асмус, В.Ф. Логика: учебник / В.Ф. Асмус. – 2-е изд., стереотип. – М., 2001. – 386 с.

4. Берков, В.Ф. Логика и риторика: учебн. пособие / В.Ф. Берков, В.И. Чуешов, Н.С. Щекин. – Мн., 2005. – 413 с.

5. Ерастов, Н.П. Стиль деятельности лектора / Н.П. Ерастов. – М., 1983. – 616 с.

6. Корнилова, Т.В. Введение в эксперимент / Т.В. Корнилова. – М., 1997. – 287 с.

7. Кремень, М.А. Тридцать четыре методики / М.А. Кремень. – Мн., 1998. – 347 с.

8. Ломов, Б.Ф. Исследование проблемы / Б.Ф. Ломов. – СПб., 1994. – 428 с.

Учебно-методические материалы

1. Гордей, Е.Н. Философия: учебно-метод. комплекс для студентов высш. учебн. заведений / сост. Е.Н. Гордей. – Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – 320 с.

2. Ильин, В.В., Машенцев, А. В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.В. Ильин, А.Ф. Машенцев. – СПб, 2006. – 304 с.

3. История философии: Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. – 1376 с.

4. Мартынов, М.И. Философия: Курс интенсив. подгот. / М.И. Мартынов, Л.Г.Кравченко.- Минск, 2007. – 320 с.

5. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.

6. Философия: учеб.-метод. комплекс для студентов естественно-науч. фак. БГУ / А.И. Зеленков, Н.К.Кисель, И.А. Медведева, Е.И. Янчук.- Минск, 2004. – 287 с.

7. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов / Белорусский государственный университет ; [А. И. Зеленков и др.] ; под ред. А. И. Зеленкова. - Минск : Асар, 2007. – 377 с.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

1. Место и значение логики и методологии науки с системе общественных наук.

2. Проблема демаркации.

3. Сущность познания, его характеристика и классификация.

4. Основные понятия: знание, относительное знание, абсолютное, научное познание

5. Определение объекта и предмета научного познания.

6. Функции методологии, основные принципы.

7. Уровни научного познания. Различные формы научного познания.

8. Критерии научности

9. Историческое возникновение науки.

10. Методология и логика научных исследований.

11. Виды методологии научных исследований.

12. Логика научного исследования.

13. Общенаучные методы исследования.

14. Требования к научному методу.

15. Научная парадигма, научная революция.

16. Наука как система.

17. Организационные основы научных исследований.

18. Нормы научной деятельности, основные психологические черты деятельности.

19. Научная проблема, ее постановка.

20. Гипотезы и их роль в научном исследовании, стадии развития гипотез.

21. Научная теория, ее принципы построения.

22. . Роль эксперимента в научном познании, классификация экспериментов.

23. Этапы научного исследования.

24. Принципы и закономерности научного поиска.

25. Правильная организация труда и исследовательского процесса, самоорганизация.

26. Понятие об информационной базе, поиск и отбор информации

27. Виды и формы устных представлений научной информации:

28. Диалектика и психология спора: правила, принципы, требования.

29. Основные методики оформления научного исследования.

30. Формы и содержание научных работ.

31. Последовательность и стиль изложения материала.

32. Структура научного документа

33. Техника оформления научного документа.

34. Справочно-библиографическое оформление научного документа.

35. Наука как социокультурный феномен.

36. Философские основания науки.

37. Научная картина исследуемой реальности.

38. Идеалы и нормы научного исследования.



39. Проблоема метода в науке.

40. Уровни научного исследования.




Любовь как ртуть: можно удержать ее в открытой ладони, но не в сжатой руке. Дороти Паркер
ещё >>