Тема урока. От модернизма до постмодернизма Цель урока. Дать учащимся представление о понятиях - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План урока: Символы современной России. Государственный флаг. 1 59.69kb.
Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» Тема урока. 1 89.14kb.
Урок по изо в 5кл. Цель урока: Дать представление о неразрывной связи... 1 60.93kb.
Разработка урока: «Христианская семья» 1 26.56kb.
Цель урока: способствовать формированию многоаспектного понимания... 1 52.39kb.
Урок по окружающему миру, 2 класс Учитель: Шарифуллина Зухра Ханифовна... 1 82.07kb.
План-конспект урока по русской литературе 20 века. Тема урока: специфика... 1 21.36kb.
Ход урока: Организационный момент Проверка домашнего задания Операционная... 1 40.64kb.
Г. Конспект открытого урока по информатики в 8 классе Тема урока... 1 66.92kb.
Тема урока: Прибор, открывающий невидимое формулируется выбранная... 1 120.42kb.
Урок сельскохозяйственного труда. Тема урока : Корма для свиней. 1 55.31kb.
Валентин Петрович Катаев 1 20.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема урока. От модернизма до постмодернизма Цель урока. Дать учащимся представление - страница №1/1




Поляков Юрий Алексеевич,

ОШ I-III ступеней г. Симферополя
Тема урока. От модернизма до постмодернизма
Цель урока. Дать учащимся представление о понятиях «модернизм», «авангардизм» и «постмодернизм», познакомить ребят с примерами и образцами основных направлений искусства ХХ века, развивать художественно-творческий потенциал школьников.


  1. Вступительное слово учителя. Мотивация познавательной

деятельности и актуализация опорных знаний
(Слайд 1)
Учитель. «Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки?» Эти слова принадлежат крупнейшему поэту первой четверти ХХ века Осипу Эмильевичу Мандельштаму. Именно их мы возьмём в качестве эпиграфа к нашему уроку.
Прочитайте их ещё раз внимательно. Попробуйте пропустить через себя. Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки?
(Ответы учащихся).
Да, эти слова посвящены близкому нам ХХ веку. Они принадлежат поэту с трагической судьбой. Осип Мандельштам так и не смог примириться со своим временем. В эпоху сталинских репрессий поэт был арестован и погиб в одном из лагерей для политических заключенных.
(Слайд 2)


Двадцатый век… Это было время великих научных открытий, политических потрясений и революций, установления и крушения античеловеческих диктаторских режимов, страшных войн и экологических катастроф… Как бы предчувствуя эти события, другой русский поэт Александр Блок на заре ХХ столетия писал:


Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

«…»

И отвращение от жизни,



И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.
(Слайды 3-24)
Под музыку Г. Свиридова «Время, вперёд!» демонстрируются слайды, на которых запечатлены крупнейшие события 20 века.
Комментарии учителя. Композиция, которую вы сейчас слышите, принадлежит крупнейшему русскому композитору ХХ века Георгию Свиридову и называется «Время, вперед!». В этой музыке – звучание двадцатого века, величественное и трагическое, отголоски времени, полного динамизма, потрясений и стремления человечества к новым рубежам.
Учитель раскрывает записи на доске
Тема урока: «Искусство ХХ века: от модернизма до постмодернизма»
Сегодня на уроке:
- познакомимся с понятиями «модернизм» и «постмодернизм»;

- узнаем об особенностях модернистского искусства;

- сделаем вывод о сути таких художественных направлений, как абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм.
Материал для наблюдений:
- картины художников Густава Климта (Австрия), Франсиса Пикабиа (Франция), Пабло Пикассо (Испания), Эдварда Мунка (Норвегия), Сальвадора Дали (Испания);

- музыка Григория Свиридова, Дмитрия Шостаковича, Скрябина, Мориса Равеля;

- стихи русских поэтов Александра Блока, Александра Городницкого, Роберта Рождественского, Эдуарда Асадова;

- фрагмент из фильма телерадиокомпании «Би-Би-Си» (Англия) «80 чудес света»

- здание Сиднейского оперного театра (архитектор Йорн Утсоном);

- скульптура Северный Ангел (Великобритания, Энтони Гормлей)


  1. Изучение нового материала.




  1. Понятие о модернизме, авангардизме, знакомство с некоторыми его направлениями.


Учитель. Искусство 20 века – одно из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Стремление художников, поэтов, музыкантов изменить мир к лучшему потерпели крах. Пытаясь осмыслить происходящие события, творцы искали иные пути к изображению действительности. Так зарождалось новое искусство – искусство ХХ века.
Слайд 25

Перед вами картины великих художников ХХ века – Густава Климта «Поцелуй» и Франсиса Пикабиа «Hera».

Похожи ли эти произведения живописи на те, что мы видели прежде, когда знакомились с искусством других эпох? Что их отличает в первую очередь?
(Необычность форм, отход от реалистических традиций, непонятность сюжетов, необычные образы, художественные приёмы, несвойственные для других эпох)

Все эти произведения искусства можно объединить общим понятием, которое получило название «модернизм».


(Слайд 26)
Модернизм (от лат. modernus — «современный») — совокупность течений в искусстве, которые характеризуются отказом от классических традиций, стремлением к поиску новых, нетрадиционных форм, а также условностью стиля.
Модернизм возник на рубеже XIX и ХХ столетий и охватывал разные сферы визуального искусства – архитектуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство.

Модернизм объединяет многие понятия в искусстве. Очень часто эти новые подходы носили бунтарский, вызывающий характер. Отсюда берёт начало понятие авангардизм.


Авангардизм - экспериментальный подход к художественному творчеству, выходящий за рамки классической эстетики.
Модернистское и авангардное искусство, искусство 20 века, очень необычно и разносторонне. Понятие модернизм и авангардизм включает в себя множество течений и направлений. Мы познакомимся лишь с некоторыми из них.


  1. Понятие об абстракционизме

Слайд 27

Учитель. Перед вами картина великого испанского художника-абстракциониста Пабло Пикассо «Герника». Какое впечатление производит на вас эта картина?
А между тем, эта картина – шедевр модернистского и авангардного искусства – потрясла современников Пикассо. Потому что смотрели люди на неё не отвлеченно, а с точки зрения событий своего времени.

Герника… Название города на юге Испании, в котором жили обычные люди, такие как мы с вами. В Испании шла гражданская война. От этого города военная авиация по приказу генерала Франка 26 апреля 1937 г не оставила камня на камне, превратив его в руины. Всем жителям Испании дали понять: так будет со всяким, кто осмелиться противостоять фашистскому по своей сути режиму.


(Просмотр фрагмента фильма «80 чудес света» – 4 мин).
Слайд 28



Учитель (под музыку Шостаковича. Симфония 7. Фрагмент «Нашествие»)

«Герника» представляет полотно, написанное маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной.

Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей погибшего ребёнка, стоит бык с широко открытыми глазами.
Слайд 29
Центральный план занят лошадью, падающей в агонии. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа. Под лошадью — останки погибшего человека, чья отрубленная рука сжимает обломок меча, из которого растет цветок. Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади. Такие лампы устанавливались в камерах для содержания заключённых и камерах пыток.

Справа вверху от лошади античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Ее рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую свечу.

Непосредственно справа, чуть ниже преисполненная страха женщина подалась к центру. Её страдающий взгляд направлен на свечу. В её глазах – мольба и надежда.




Слайд 30
На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу.
Александр Городницкий.

Покуда солнце длит свой бег,

Распространяя отблеск меди,

С соседями из века в век

Враждуют ближние соседи.



За всё им предъявляют счёт:



За облик, с собственным несхожий,

За цвет волос, и глаз, и кожи, -

Да мало ли, за что ещё!
За ежегодный недород,

За жизнь, которая убога.

И каждый нож вострит, и Бога

К себе в сообщники зовёт.



И в доме собственном несмело



Я стороною прохожу,

Своё отверженное тело

Подставив этому ножу.




Слайд 31
Так что же такое абстракционизм?
Абстракциони́зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.


  1. Понятие об экспрессионизме


Слайд 32
Учитель
Рассмотрите картину норвежского художника Эдварда Мунка «Крик».
Что вы на ней видите? На переднем плане? На заднем? Какие краски преобладают на этой картине. Как вы думаете, что хотел выразить художник?
После бесед – вы – заранее подготовленных учащихся («искусствоведа» и «историка»)
Примерное выступление «искусствоведа» и «историка»:
Искусствовед. Посмотрите внимательно на картину Мунка «Крик». Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Очертания лишь намечены извилистыми линиями - пронзительными полосами желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры, двух людей, виднеющиеся в отдалении, а само полотно является метафорой человеческого отчаяния и одиночества.

Историк. На одном из своих рисунков, сюжет которого впоследствии лег в основу картины, Мунк сделал следующую запись: "Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом (ФЬОРД, или фиорд – длинный, очень узкий и глубокий морской залив с крутыми берегами) и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу".

Учитель.

Крик – метафорический образ. В разных интерпретациях он не раз использовался писателями, поэтами, художниками.



Роберт Рождественский.

Убили парня за здорово живёшь.

За просто так. Спокойно. Как в игре...

И было это не за тыщу вёрст

от города. А рядом. Во дворе.

Ещё пылали окна...

Между тем

он так кричал, прижав ладонь к груди,

как будто накричаться захотел

за долгое молчанье впереди...

Крик жил отдельно! Вырастал стеной.

Карабкался, обрушивался с крыш.

Растерзанный, отчаянный, больной,

нечеловечески огромный крик!

Он тёк по трубам, полз по этажам,

подвалы заполнял и чердаки.

Он ошалело тыкался в звонки!

Ломился в двери и в замках визжал!..

И воздух был почти воспламенён.

И сигаретки прыгали у рта:

«Вот если бы не вечером, а днём...»,

«Вот если бы на фронте, — я б тогда...»

И всё. И только молний пересверк.

И всё. И не остановился век...

Какое это чудо — человек!

Какая это мерзость — человек!


Слайд 33


Авангардистское направление, о котором мы сейчас говорили, получило название экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение»). Оно развивалось в конце ХIX — начале XX века и характеризуется тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.





  1. Понятие о сюрреализме.




Слайд 34
Учитель (под музыку Равеля «Балеро»).

Ещё один крупнейший художник ХХ века – Сальвадор Дали. Посмотрите на его картину «Непостоянство памяти».



Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреализма, художественного направления, сформировавшегося в 1920 году во Франции. Художники сюрреалисты использовали аллюзии (намёки) и неожиданные сочетания форм.
Посмотрите внимательно на эту картину? Что вы на ней видите? Что хотел сказать художник этой картиной?
А сейчас представьте себя на месте журналистов, которые оказались на презентации этой картины художником. Какие вопросы вы бы задали Сальвадору Дали, глядя на этот рисунок.
Выступление заранее подготовленных учащихся(«искусствоведа» и «историка»)
Искусствовед. Если мы внимательно присмотримся к картине, то увидим, что на фоне безжизненного пейзажа медленно плавятся карманные часы. Они повисли на мёртвом дереве, которое производит впечатление тревоги. Другие свисают с предмета правильной геометрической формы. Оранжевые часы в левом нижнем углу картины покрыты муравьями. Дали часто использует муравьёв в своей живописи как символ смерти.

В странном монстре, который расположен в центре композиции, можно признать человеческую фигуру.
Историк. Интересна история создания этой картины. На фасаде дома, где жил Дали, висели сломанные солнечные часы. Они были бледно-синего цвета, – точно такого же цвета, как и на картине "Постоянство памяти".

Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью. После обеда Дали заметил, что сыр, оставленный на столе, начал плавится от жары, становился текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Они выступают символом текучести времени, которое безжалостно властвует над всеми нами. Дали вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор. В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.


  1. Постмодернизм как явление современной культурной жизни


Слайд 35
Модернизм - уникальное явление мировой художественной культуры. Однако время не стоит на месте. На смену модернистским течениям идут новые, которые объединяют под общим названием «постмодернизм».
Постмодернизм – термин который отображает художественные явления последней трети 20-го века. Его особенность – соединение стилей (полистилистика), приемов, мотивов, заимствованных из искусства разных эпох.
Постмодернизм проявляется в кино, театре, музыке. Это и живопись, и компьютерная графика. Но наиболее значительными на современном этапе считаются достижения постмодернизма в архитектуре и современной скульптуре.
Слайд 36
Обратите внимание на здание Сиднейского оперного театра. Это одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом Сиднея и одной из главных достопримечательностей

Австралии. Парусообразные оболочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое в мире. Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире. Автор проекта – датский архитектор Йорн Утсоном. Архитектор объяснял, что на создание проекта его вдохновили полусферические очистки апельсина, из которых можно составить полную сферу.


Слайд 37
Одной из самых успешных скульптур эпохи постмодернизма считают гигантское изваяние британского скульптора Энтони Гормли «Ангел Севера», установленное вблизи города Гейтсхед. Высота этой стальной скульптуры 20 метров, с размахом крыльев 54 метра и весом 208 тонн, что больше чем Статуя Свободы. Крылья скульптуры наклонены под углом 3,5 градуса вперёд. Энтони Гормлей заявил, что, наклонив крылья, он хотел создать «ощущение объятий».
Нашего скромного Симферополя тоже достигли постмодернистские веяния. Скульптура монаха с гитарой не столь грандиозна, как Ангел Севера, но очень удачно вписалась в пейзаж одного из городских сквериков.
III. Заключительное слово учителя
Слайд 38


Вот и завершилось наше короткое путешествие по ХХ веку. Для нас, живущих уже в ХХI веке, прошедшее столетие стало историей. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу нашего урока: «Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки?». Понять прошлое, с уверенностью смотреть в будущее всегда помогало людям искусство. Так было и будет всегда. И завершить наш урок я бы хотел словами популярного в ХХ веке поэта Эдуарда Асадова:


Ревет в турбинах мощь былинных рек,

Ракеты, кванты, электромышленье...

Вокруг меня гудит двадцатый век,

В груди моей стучит его биенье.


И если я понадоблюсь потом

Кому-то вдруг на миг или навеки,

Меня ищите не в каком ином,

А пусть в нелегком, пусть в пороховом,



Но именно в моем двадцатом веке.
Домашнее задание (по выбору): 1) сделай абстрактный рисунок (можно в стиле «граффити») на тему: «Моё представление о ХХ веке»; 2) подготовь небольшое сообщение по теме: «ХХ век: история одного шедевра»; 3) посмотри материал учебника (с. 210-224), обозначь в тетради темы, которых мы не коснулись; 4) создай небольшую фотоэкспозицию по теме: «Модернизм и постмодернизм в архитектуре Симферополя»; 5) если ни одно из заданий тебе не по душе, то придумай своё, но такое, чтобы нас удивить.




Часы не бьют — часы убивают. Мечислав Шарган
ещё >>