Тема. «Путешествие на машине времени» Славянская мифология - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект физкультурного занятия «Путешествие на машине времени» бти... 1 34.1kb.
Сценарий агитбригады «Перспективные друзья» ( юид) «Путешествие в... 1 60.86kb.
Возможно ли путешествие во времени? 1 129.5kb.
Реферат: славянская мифология 1 246.29kb.
Программа «Путешествие во времени» 1 225.79kb.
Конкурс «Путешествие во времени» 1 123.4kb.
Устное народное творчество и славянская мифология 1 113.07kb.
Славянская мифология 1 26.83kb.
Шумеро-аккадская мифология 1 207.03kb.
Славянская мифология: развитие, образы, специфика 1 52.22kb.
Славянская мифология 1 19.91kb.
Реферат: славянская мифология 1 246.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема. «Путешествие на машине времени» Славянская мифология - страница №1/1



МБОУ «Чульская основная общеобразовательная школа»

Исследование.

Автор: Клеймёнова Юля, ученица 7 класса

Руководитель:

Клеймёнова Л.Ю., учитель русского языка и литературы.

Тема.

«Путешествие на машине времени»

Славянская мифология

2013 год

Проблема.

Для меня исследование началось с простой истории. Моя прабабушка, когда сердится, говорит: «Чтоб тебя Перун забрал!»А когда мы спрашиваем, кто такой Перун, она отвечает: «Не знаю». Я вспомнила, что Перун – это бог из славянской мифологии. И я решила поработать со словарями, узнать о нём подробнее. Мы с вами живем на земле русской, которая всегда звалась Русью. Нам надобно чтить ее, и древние законы, и обычаи. Когда изучаем «Славянскую мифологию», мы плохо представляем, какие народы входят в славянскую группу и не знаем, как выглядят боги и почему их так назвали. Мне захотелось узнать, кто были наши предки, в каких богов верили, как эти боги выглядели, найти иллюстрации, чтобы наглядно представить облик богов, понять, почему они так назывались.


Цель: узнать, кто был Перун, углубиться в историю, узнать, во что верили наши предки, найти значение слов, обозначающих названия богов, выяснить их этимологию и найти иллюстрации, которые помогут нам представить образы богов.

Задачи:

  • Познакомиться с пантеоном славянских богов.

  • Объяснить значение слов, называющих славянских богов, узнать их этимологию.

  • Научиться работать с различными словарями.

Вступление.

Славянская мифология и религия (славя́нское язы́чество)-

совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя». Нестор-летописец, рассказывая об истории славян, придерживался мнения, что все славяне произошли от общности славянских племён: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю<…> От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест, на которых осели… И так разошёлся славянский язык…». Пантеон богов – это основная составляющая мифологии народа.

Славя́не — крупнейшая в Европе этноязыковая общность.

В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн человек, из них около трети — русские (133—150 млн). Выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

Миф-сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Пантео́н- группа богов, принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии.

Перун

Самый яркий пример Перун. Культ Перуна искусственный княжий культ дружинников, но, как ни странно, именно его правление многие считают основным и единственным.

Перун- главный бог и самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии, покровитель воинов и княжеской дружины. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законо. У Перуна мысли быстры, что захочет — так и будет сейчас. Сыплет искры и мечет их из зрачков сверкнувших глаз. Родителями Перуна были Сварог и Лада. Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением.

Славянскаяэтимология имени Перун достаточно очевидна. Оно происходит от глагола *perti, *pьrǫ «ударять, бить» (ср. рус.переть, болг.пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ (ср. бегун, прыгун и т. д.). Таким образом, имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В пользу этой этимологии говорит ещё и тот факт, что в славянских языках есть идентичные слова, обозначающие гром и молнию — рус.перун «молния», укр.перун, белор.пярун, польск.piorun «гром».
РОД
Так изначально верховным богом был Род

Это Единый Вселенский Бог Славян, которого до христианизации

Земли чтили все народы, населяющие нашу планету.

До рождения света белого тьмой кромешной

был окутан мир.

Был во тьме лишь Род – Прародитель наш.

Род – Родник

Этот бог начал создавать видимый мир.

Все, рожденное Родом, до сих пор несет

в себе его имя:

Главная и наиважнейшая особенность славяно-русской веры состояла в том, что в мире все едино – боги, природа, люди. Все, рожденное Родом, по сей день несет его имя:


род|оначальник

род|ственный

род|именький

род|ословная

род|ственник

род|овитость

род|ильница

род|ословие

род|ненький

род|ильный

род|ниться

род|имчик

род|итель

род|имый


род|имец

род|овой


род|ство

род|инка


род|ной

род|ина


род|ник

род|ить


род|ич

род|ня


род|ы

род


У| род

У| род|а – по-польски «красавица».

У| род|ить

У| род|ина

У| род|ство

У| род|овать

У| род|ливость

За| род|ыш

При| род|а

По| род|а

На| род

Вы| род|ок



Со| род|ич

От| род|ие

От| род|ясь

По| род|ить

До| род|ный

По| род|нить

До| род|овой

До| род|ство

На| род|ность

Вы| род|иться

По| род|ность

От| род|иться

По| род|истость

По| род|ниться

На| род|иться

Воз| род|иться

Раз| род|иться

Пере|род|иться

Бого|род|ица

На| рож|ать

У| рож|ай

У| рож|енец

У| рож|айность

рож|ать


рож|еница

рожд|ение

рожд|ество

рожд|енный

рожд|аемость

У| рожд|енный

В| рожд|енный

По| рожд|ать

По| рожд|ение

Вы| рожд|ение

На| рожд|ение

Вы| рожд|енец

Вы| рожд|аться

Вы| рожд|аемость

При| рожд|ённый

Воз| рожд|ение

Ново|рожд|ённый

Пере|рожд|ение

За| рожд|ённый

За| рожд|аться

За| рожд|ение

За| рд|ел

рд|еть

рд|яный


Известно и установлено, что Бог Род – не является существом человеческого образа. В частности, в книге «Песни птицы Гамаюн» (клубок Первый) о нем сказано следующее:

«1.10. …До рождения света белого
Тьмой кромешною был окутан мир.
Был во тьме лишь Род - прародитель наш.

1.11. Род - родник вселенной, да отец богов.


Был вначале Род заключен в яйце,
Был он семенем непророщенным,
Был он почкою нераскрывшейся.

1.12. Но конец пришел заточению,


Род родил Любовь - Ладу-матушку.
Род разбил темницу силою Любви,
И тогда Любовью мир наполнился.

1.13. Долго мучился Род, долго тужился.


И родил он царство небесное,
А под ним создал поднебесное.
Пуповину разрезал радугой,

1.14. Отделил Океан - море синее


От небесных вод твердью каменной.
В небесах воздвигнул три свода он.
Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.

1.15. Род родил затем Землю-матушку…


…Солнце вышло тогда из лица его…
1.20. …Он - отец богов, он и мать богов,
Он - рожден собой и родится вновь.
Род - все боги, и вся поднебесная,

1.21. Он - что было и чему быть предстоит,


Что родилось, и то, что родится.
Род родил Сварога небесного
И вдохнул в него свой могучий дух».

Лада.

Лада в славянской мифологии - богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Мать бога Перуна.

Лада была славянским воплощением

типа Великой Богини.

Она покровительствовала семье и браку,

ее праздник приходился на весну,

когда парни с девушками зажигали костры

и водили хороводы.

Откуда пошло это название? Каково происхождение слова? Обратимся к словарю.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

лада м. и ж. нар.-поэт. 1) а) Любимый или любимая. б) Возлюбленный или возлюбленная. 2) Супруг или супруга.

Орфографический словарь

ладал`ада, -ы, м. и ж. (возлюбленный, возлюбленная)

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

ЛАДА, -ы, м, и ас. В народный поэзии: возлюбленный, возлюбленная.IIласк. ладушка, -и, м. и ж.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

ЛАДА лады (нар.-поэт.). 1. ж. Милая, возлюбленная, жена. 2. м. и ж. Милый, возлюбленный, муж. Мой лада.или моя лада.

И мне ещё кажется, что название Лада связано со словом ладиться, когда всё хорошо, всё получается.



Сварог.

Потом какое то время правил Сварог. Этому есть свидетельства ПВЛ (Повесть временных лет) за 5622 (1114) год. Где говорится: «После потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из родаХама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом».О нём нам известно очень мало. Огонь назывался сварожичем, то есть Сварог каким-то образом отец огня. Но самое главное, что само имя Сварог однокоренное, соответствует санскритскому, древнеиндийскому слову «сварга», то есть «небо». Таким образом,Сварог, вероятно, небесный бог.

Со священного языка арийцев санскрита,

слово «сварог» переводится как «ходящий по небу».

В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет.

Иными словами, сын Рода

бог Сварог —

это Отец Небесный.

Иногда его называли

просто Бог.

Сварог сварганил (сварил, создал) землю.

Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание — камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан.

Загустевшая влага стала первой сушей

Велес

В древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 в «Повести временных лет») выступает как «скотий бог» — покровитель домашних животных — и бог богатства. В договорах с греками Велес соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог.

Мы знаем, что в «Слове о полку Игореве»Баян назван внуком Велеса, то есть Велес (опять-таки, не надо понимать его физически, как дедушку певца Баяна), а речь идёт о том, что Велес — покровитель певцов и музыкантов. Так певец, связанный с миром мёртвых, вероятно не просто миром мёртвых, а преисподней, бог — владыка мудрости, бог — покровитель сакральной власти, не воинской, а жреческой. Бог, связанный с тайными знаками.Этимология имени Велес точно не выяснена. Я думаю, что название происходит от слова великий, т.е. огромный, больщой., а может, и от слова волос. Наверное, он был очень большой и волосатый. В этимологическом словаре М. Фасмерая нашла подтверждение своим мыслям: Велес с велий (великий) по той же модели, что белесый ← белый.

Дажьбог

И заканчивает вереницу «правителей» Дажьбог который по той же летописи ПВЛ за 1114 год: «После него (Сварога) царствовал его сын, «по имени Солнце, которого называют Даждьбогом».

Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером – он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки. Идол Дажьбога стоял на холме в Киеве. Предполагается, что имя Дажьбога образовано сочетанием глагола "дать" и слова "бог": в таком случае Дажьбог воплощает первый член мифологического противопоставления доля - недоля (см. в ст. Славянская мифология).

Но я нашла и другое объяснение названия. Корень его имени - это корень иранский дахь с обозначением «жара». Стало быть, Дажьбог — бог жары, бог жаркого времени года. Но это первый корень «дажь», а что же с корнем «бог»? Это индоевропейский корень со значением «часть, участь». Но этот же корень присутствует и в слове «благо», этом логическом однокоренном. Благо и всех от него производных — благость, благодать. То есть первое значение — это часть. Но затем часть благая (в переносном смысле — судьба, причём не просто судьба, а судьба удачная, счастливая.Как мы знаем, русский народ в «Слове о полку Игореве» назван дажьбожьими внуками. Это не надо понимать буквально. Внук — это находящийся под покровительством, то есть Дажьбог назван покровителем русского народа. Его спутники (Дажьбога) — это крылатый пёс Симаргл, это Хорс — солнце, движущееся по небу, а сам Дажьбог (возможно, справедлива и такая трактовка) являлся богом света, которого не надо путать с богом Солнца.

Пантеон Славянских богов выглядит как генеалогическое древо княжеского рода:

Род – бог Прародитель

Сварог, Семаргл, Макошь, Лада – боги Отцы

Перун, Велес, – второе поколение (сыновья), (Сварожичи

Дажьбог, Ярило, Хорс – третье поколение (внуки)

Русичи произошли из потомства Дажьбога и поэтому мы – Дажьбоговы внуки.

Стрибог

Стрибог - божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)

Согласно «Повести временных лет», идол Стрибога был установлен в Киеве в 980 году князем Владимиром в числе прочих главных богов.

Стрибог упоминается также в древнерусских поучениях против язычества.

В «Слове о полку Игореве» упомянут Стрибог. Слово «стрый» диалектное «отец» или «брат отца». Ветры названы внуками Стрибога, то есть, возможно, что этот бог так или иначе является отцом по отношению к другим богам и то ли дед ветров.

Коляда

Древний бог веселых застолий, считается, что имя его образовано от слова «коло» (круг). Учитель Третьего закона жизни. Он поведал людям о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь.



Хорс

В славянской мифологии бог солнечного, желтого, света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также — хоровод, хоромы. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. Даже город Корсунь раньше назывался по имени бога солнечного света — Хорсунь.

Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — особая отмеченность богами, избранность.

Ученые долго не могли определить природу русского бога Хорса. Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило.



Белбог

Белбог - воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.



Лель

В мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. ЭтимологияВероятно, от леле́ять; сюда же припев песни лельлюли́, ле́ля, ле́люшки



Ярило

Бог весны, весеннего света и тепла; юная, стремительная и неуправляемая сила; божество страсти и плодородия. Символ праздника возрождения жизни.

Название Ярило, я думаю, связано со словом яркость, яркость весеннего солнечного свете.

Открываем Этимологический словарь русского языка М. Фасмера на статье "Ярило" и читаем:

"... Вероятно от яра "весна"". Читаем статью яра: "... *jarъ родственно авест. yārə "год", греч ώρά "время года, пора", ώρος м. "время, год", гот. jēr ср. род. "год", лат. hōrnus "этого года"..."

Ни слова про "от яр- 'ярый, храбрый, сильный' и увеличительного суффикса -ил" или "ярость и неистовство", которым так много места уделено в статье "Ярило". Когда читаем у того же Фасмера про слово "ярый", то узнаем, что оно происходит от "яра" - с солнечным теплом, жаром, с яркостью и т.п. весенним явлениям.



Чернобог

Чернобог - бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Чернобог - повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства.



Вывод.

Проведя исследование, я пришли к выводу:Перун - главный бог и самый знаменитый из братьев Сварожичей.



Славянскаяэтимология имени Перун достаточно очевидна. Оно происходит от глагола *perti, *pьrǫ «ударять, бить» (ср. рус.переть, болг.пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ (ср. бегун, прыгун и т. д.). Таким образом, имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». Говоря: : «Чтоб тебя Перун забрал!», прабабушка угрожала нам громом и молнией. Страшно!

В славянской мифологии было много богов, и они олицетворяли различные силы природы.

Понять смысл, который вкладывали в слова наши предки, понять, какие картины иллюстрируют эти названия, можно, лишь точно зная значение и этимологию слов. Я нашла иллюстрации богов, в которых верили наши предки, сравнила их со своими представлениями. Я поняла, что надо внимательно относиться к непонятным словам, объяснять их значение, их этимологию.

Я так представляю пантеон славянских богов: богов много, все они отвечают за какое-то природное явление. Главный из них – это Род.

Известно и установлено, что Бог Род – не является существом человеческого образа. Всё, что есть на Земле, создано им и несёт его имя. Поэтому у нас много слов с корнем род.

Ладав славянской мифологии - богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Мать бога Перуна. И мне ещё кажется, что название Лада связано со словом ладиться, когда всё хорошо, всё получается.

Сварог так назван потому, что он сварганил (сварил, создал) землю. И, конечно, если знать перевод слова с санскритского, древнеиндийского, то «сварга» это «небо». Таким образом, Сварог, вероятно, небесный бог.

Велес выступает как «скотий бог» — покровитель домашних животных — и бог богатства.

Я думаю, что название происходит от слова великий, т.е. огромный, больщой., а может, и от слова волос. Наверное, он был очень большой и волосатый. В этимологическом словаре М. Фасмера я нашла подтверждение своим мыслям: Велес с велий (великий) по той же модели, что белесый ← белый.



Дажьбог В «Повести временных лет» за 1114 год назван сыном Сварога.

Предполагается, что имя Дажьбога образовано сочетанием глагола "дать" и слова "бог"

Но я нашла и другое объяснение названия. Корень его имени - это корень иранский дахь с обозначением «жара». Стало быть, Дажьбог — бог жары, бог жаркого времени года.

Стрибог - божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром). В «Слове о полку Игореве» упомянут Стрибог. Слово «стрый» диалектное «отец» или «брат отца»

Коляда - древний бог веселых застолий, считается, что имя его образовано от слова «коло» (круг).

В славянской мифологии бог солнечного, желтого, света.

У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг.

Белбог - воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Чернобог - бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного

Лель - сын богини красоты и любви Лады. Этимология Вероятно, от леле́ять; сюда же припев песни лельлюли́, ле́ля, ле́люшки

Ярило - бог весны, весеннего света и тепла. Название Ярило, я думаю, связано со словом яркость, яркость весеннего солнечного свете.

Ладав славянской мифологии - богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Мать бога Перуна. И мне ещё кажется, что название Лада связано со словом ладиться, когда всё хорошо, всё получается.

Сварог так назван потому, что он сварганил (сварил, создал) землю. И, конечно, если знать перевод слова с санскритского, древнеиндийского, то«сварга» это «небо». Таким образом,Сварог, вероятно, небесный бог.

Велес выступает как «скотий бог» — покровитель домашних животных — и бог богатства.

Я думаю, что название происходит от слова великий, т.е. огромный, больщой., а может, и от слова волос. Наверное, он был очень большой и волосатый. В этимологическом словаре М. Фасмера я нашла подтверждение своим мыслям: Велес с велий (великий) по той же модели, что белесый ← белый.



Дажьбог В «Повести временных лет» за 1114 год назван сыном Сварога.

Предполагается, что имя Дажьбога образовано сочетанием глагола "дать" и слова "бог"

Но я нашла и другое объяснение названия. Корень его имени - это корень иранский дахь с обозначением «жара». Стало быть, Дажьбог — бог жары, бог жаркого времени года.

Стрибог - божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром). В «Слове о полку Игореве» упомянут Стрибог. Слово «стрый» диалектное «отец» или «брат отца»

Коляда - древний бог веселых застолий, считается, что имя его образовано от слова «коло» (круг).

В славянской мифологии бог солнечного, желтого, света.

У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг.

Белбог - воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Чернобог - бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного

Лель - сын богини красоты и любви Лады. Этимология Вероятно, от леле́ять; сюда же припев песни лельлюли́, ле́ля, ле́люшки

Ярило - бог весны, весеннего света и тепла. Название Ярило, я думаю, связано со словом яркость, яркость весеннего солнечного свете.

Литература.


  • «Толковый словарь современного русского языка»

  • С.И Ожегов «Толковом словарь русского языка» (М., 2009)

  • В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

  • Словарь «Википедия»

  • Шанский Н.М., Боброва Т.А «Школьный этимологический словарь русского языка», Москва: Дрофа, 2004

  • «Фразеологическтй словарь»

http://www.ipiran.ru/egorov/gore.htm ,

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81



http://poiskslov.com/word/%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8C/






С точки зрения скелета, человек — сплошные излишества. Юрий Скрылев
ещё >>