Тема проекта: «Уроки нравственности» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Книга «Уроки нравственности» 1 115.72kb.
Петр Кропоткин этика1 Происхождение и развитие нравственности Глава... 15 4300.9kb.
«Уроки чести и нравственности в произведениях Н. М. Карамзина «Бедная... 1 19.13kb.
Уроки нравственности Образовательный видеоцикл бесед Председателя... 1 114.02kb.
Уроки нравственности «Вдохновенность» 1 251.72kb.
Урок внеклассного чтения в 6 классе 1 95.82kb.
«Фабрика программирования» Тема проекта 1 22.89kb.
Уроки нравственности «Удивление перед жизнью» 1 123.79kb.
Уроки нравственности с альбертом Лихановым 1 111.82kb.
Проект по курсу финансовая математика 1 185.68kb.
Тема проекта: «спецэффекты в кино» 1 74.42kb.
Изложение №1. Что такое нравственность? Это система правил, которыми... 1 42.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема проекта: «Уроки нравственности» - страница №1/1

Тема проекта: «Уроки нравственности» (рассказы А.В.Костюнина).
Автор проекта: Журба Елена Николаевна

Тип проекта: исследовательский

Предметная область: литература и русский язык

Категория участников: учащиеся 10 «Б» класса

Срок проведения: 3 элективных занятия

Дидактические цели урока.

Обучающие:

- познакомить учащихся с творчеством А.В.Костюнина,

- продолжить работу по обучению анализу прозаического

текста, отрабатывать умение обобщать и делать выводы.



Развивающие:

- учить школьников формулировать собственную

точку зрения, аргументировать её;

- развивать навыки групповой

работы;

- способствовать развитию коммуникативной

компетенции.

- пробудить интерес к личности современного писателя;



Воспитательные:

- воспитывать лучшие нравственные качества, прививать любовь

к литературе, языку.

Оборудование: мультимедийное оборудование и компьютерные презентации (Power Point)

Краткая аннотация проекта:

В 11 классе ученики сдают ЕГЭ по русскому языку, где, кроме тестов, есть творческое задание: опираясь на текст, написать сочинение. Учащиеся на экзамене должны продемонстрировать умения выявлять проблему текста, её комментировать, определять позицию автора, высказывать своё мнение и уметь его аргументировать. Особое затруднение вызывает у учащихся аргументирование (здесь надо показать свой кругозор и эрудицию). В последнее время возникла проблема с чтением: ученики в лучшем случае читают только произведения школьной программы, да и то нужны неимоверные усилия учителя, чтобы заставить учащихся прочитать классику не в сокращенном варианте.

В этом учебном году учащимся 10 класса был предложен элективный курс «Развиваем дар слова», на котором они обучаются анализу теста, учатся чувствовать стиль автора, определять его позицию. Произведения А.В. Костюнина, на мой взгляд, являются несомненной находкой для таких занятий по обучению анализу текста:

- они небольшие по объёму (рассказы можно прочитать в классе или послушать аудиозапись);

- проблемы, которые поднимает автор в своих рассказах, и актуальны, и традиционны (проблема взаимоотношения людей, проблема «отцов и детей», проблема взаимоотношения учителя и ученика, проблема смысла жизни, проблема добра и зла и т.д.). Таким образом, эти произведения можно будет использовать в качестве аргументов при написании сочинений на экзамене.

Поэтому мы решили использовать на занятиях элективного курса произведения А.В.Костюнина и создать проект. Ученики познакомились с биографией современного писателя, прочитали рассказы.

Проектная деятельность предполагает групповую форму работы учащихся. Для работы над проектом были организованы четыре группы учащихся (по количеству взятых для анализа произведений).

Первая группа выбрала для исследования рассказ «Рукавичка»,

вторая группа – рассказ «Совёнок»,

третья группа – рассказ «Поводырь»,

четвёртая группа – рассказ «Вальс под гитару».
Основополагающий вопрос:

Какие нравственные уроки вы извлекли, читая рассказы А.В.Костюнина?

Проблемные вопросы:


  1. В чём актуальность рассказов А.В.Костюнина?

  2. Как сохранить в себе нравственность?



Проектировочный этап
Занятие 1 – ое
1. Слово учителя.

Что такое нравственность? Не устарело ли это понятие в наш прагматичный, в чем-то циничный век?

Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова даёт такое определение этого понятия: «Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», М., 2009).
В нынешней жизни так много зла, жестокости и насилия, что люди начинают терять веру в доброту и благородство. Шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на желании бескорыстно помогать другому, мы утратили былую отзывчивость и тепло души.

В последнее время в средствах массовой информации все чаще звучат заявления о том, что в современном мире нравственность исчерпала себя и молодежь не совсем понимает, что это такое. Действительно, уровень нравственности в обществе падает и примеров этому можно привести много. Но жить вне нравственности означает жить вне человечности. Нравственность начинается с уважения к себе, к другому человеку, к животным, к природе, к Богу. Нравственность включает в себя все нормы и принципы, которые формируют нашу личность и определяют, какими людьми мы становимся. Каждый день мы принимаем бесчисленное количество нравственных решений, даже не осознавая этого. Спрашивали ли вы когда-нибудь себя, какой личностью вы хотите стать? Если ещё нет, то на каком-то отрезке времени этот вопрос у вас возникнет.

Самая главная задача, которая стоит перед каждым молодым человеком, - понять себя и выбрать те главные ориентиры, тот путь, которому он может следовать всю свою жизнь. Выбрать правильные ориентиры помогут, конечно же, родители, школа и, несомненно, литература.

Произведения А.В.Костюнина, я уверена, тоже могут стать для вас нравственными ориентирами, так как рассказы писателя заставляют думать, будят совесть.




  1. Введение в проблематику проекта (стартовая презентация учителя).





  1. Выявление предварительных знаний учащихся по теме проекта.

  2. Формулирование темы, проблемных вопросов проекта, тем исследований.

  3. Распределение учащихся по группам.

  4. Определение формы представления результатов.

  5. Работа над проектом.

Учащиеся всех групп должны были проанализировать произведения А.В.Костюнина с двух точек зрения:

- с содержательной стороны (тема, идея, проблема, герои);

- с точки зрения изобразительно-выразительных средств (тропы, стилистические фигуры, лексика, пунктуация).

Общая тема проекта – «Уроки нравственности».

Роль учителя – консультант.
Примерный план работы в группах.


  1. Обозначьте объект вашего исследования.

  2. Определите цели исследования.

  3. Выявите черты, делающие рассказ актуальным.

  4. Определите задачи вашего исследования.

  5. Проанализируйте рассказ (тема, идея, проблематика, особенности композиции, название, эпиграф, герои рассказа, особенности языка произведения, роль выразительных средств).

  6. Сделайте выводы:

- каковы нравственные уроки рассказа,

- какие чувства пробудил рассказ.



  1. Подготовьте «продукт» вашего исследования (пояснительная записка обязательна).

Учащиеся пришли к выводу, что «продуктом» исследования будут презентации и буклеты ( буклеты – для одноклассников из других групп). Кроме того, решили, что при создании презентаций они будут придерживаться единого стиля.


2-ое и 3 -е занятия
Тема: «Уроки нравственности» (рассказы А.В.Костюнина).


  1. Отчёт групп. Защита проектов.

Выступление первой группы – рассказ «Рукавичка» (презентация +

буклет)




Выступление второй группы – рассказ «Совёнок» (презентация + буклет)



Выступление третьей группы – рассказ «Поводырь» (презентация + буклет)




Выступление четвёртой группы – рассказ «Вальс под гитару» (презентация + буклет)



  1. После выступления каждой группы учащиеся других групп задавали вопросы.




  1. Рефлексия. Подведение итогов.

- Оцените свою работу над проектом.

- Что вам дала работа над проектом?

- Каковы уроки уроков?
4. Заключительное слово учителя.

Наш сегодняшний разговор мне хочется закончить стихотворением, которое я нашла на сайте А.В.Костюнина. Автор этого стихотворения – Максим Танк.


Деревья умирают,

Когда перестают различать

Времена года

И откликаться на их приход

Раскатистым эхом.
Вода умирает,

Когда забывает однажды,

В каком направлении течь,

И теряет способность

Утолять нестерпимую жажду.
Земля умирает,

Когда истощившись,

Внезапно перестаёт

Рожать повседневный хлеб

И быть колыбелью песен.
Человек погибает,

Когда лишается дара

Удивляться всему живому

И взирать на мир

С благодарностью.

Вывод: Данный проект представляет собой исследовательский проект (гипертекст), когда учащиеся создают единый проект, который состоит из серии индивидуальных проектов (мини – исследований по отдельной теме). На мой взгляд, данная форма проекта наиболее эффективна на уроках литературы и русского языка.

Работа над проектом позволила учащимся познакомиться с творчеством интересного современного писателя А.В.Костюнина. Его рассказы нашли отклик в душе ребят (что в последнее время бывает нечасто), обсуждение прочитанного продолжалось и после проведённых занятий, некоторые ученики изъявили желание принять участие в конкурсе «Купель».


Использованы ресурсы:


  1. Полное собрание произведений Костюнина А. В. Размещено на сайте писателя http://kostjunin.karelia.ru

  2. Материалы и фотографии сайта http://kostjunin.karelia.ru





Для внимательного взора судьба — это только развитие характера. Астольф де Кюстин
ещё >>