Тема мастер-класса: Рождество, да святки – ряженье, колядки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Святочная неделя. Рождество. Колядки 1 174.56kb.
Билет святки: ритуалы и песни, ряженье, святочные игры и гадания. 8 1501.53kb.
«Святки-колядки» 1 66.71kb.
Тема: «Интерактивные методы обучения на уроках географии» Цель мастер... 1 83.12kb.
Фольклорные сценарии колядки 1 «Рождество на дворе» 4 Масленица 9... 4 365.72kb.
Конспект мастер-класса: «геральдика для дошкольников. С чего начать…» 1 47.1kb.
Настали святки. То-то радость! 1 68.55kb.
Конкурс «Веселые Святки» 1 57.91kb.
История возникновения календарных народных праздников 1 33.94kb.
Отчет по итогам 3 четверти 6 класса моу «сош с. Колояр Вольского... 1 176.17kb.
Методические рекомендации по проведению мастер-класса мастер класс 1 92.08kb.
«Святки-колядки» 1 66.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема мастер-класса: Рождество, да святки – ряженье, колядки - страница №1/1

Тема мастер-класса:

Рождество, да святки – ряженье, колядки.

Использование здоровьесберегающих технологий, ИКТ



Цель :дать представление о праздновании Рождества на Руси, познакомить детей с традициями связанными с празднованием святок, а также рассказать, что такое ряженье и колядки; познакомить ребят с техникой изготовления масок.

Задачи:

Образовательные: дать представление о праздновании Рождества на Руси, познакомить детей с традициями связанными с празднованием святок, а также рассказать, что такое ряженье и колядки; познакомить ребят с техникой изготовления масок, углублять межпредметные связи (изобразительное искусство, история, музыка, литература).

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, внимание, аккуратность при работе с художественными материалами, воспитывать умение слушать и организованность действий, воспитывать эстетический вкус у учащихся;

Развивающие: развить воображение, интерес к творческой деятельности, развить навыки работы с кистями и красками на не ровной поверхности, развивать любовь ко всему прекрасному, природе, родине, активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения, развивать креативность мышления у учащихся.

Оборудование и материалы:

Для учащихся: заранее подготовленные маски, краски, кисти, тряпочка, баночка, клей, блестки.

Для учителя: наглядные пособия такие как: картинки с изображением ряженных, колядования, примеры выполненных масок, плакат с изображением цветового круга, теплых и холодных цветов; тексты колядок, песни поющиеся на Рождество и святки. Аудиопроигрыватель.

План мероприятия.

  1. Организационная часть.

  2. Сообщение темы и цели мероприятия.

  3. Введение в тему, изучение нового материала.

  4. Практическая работа.

  5. Итог.



Ход мероприятия.

  1. Поприветствовать ребят, проверить готовность к уроку, открыть краски.

  2. Сообщит тему и цель мероприятия.

  3. Дать историческую справку о праздновании рождества на Руси и традициями с этим связанными, а также рассказать как сделать маску своими руками:

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Хулиганство, освященное традицией

Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать.

Колядки появились еще в языческие времена. Их пели 21 декабря, в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). С принятием на Руси христианства обряд колядования приурочили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках переплетены языческие и христианские мотивы. Особое место занимают авторские церковные коляды. Некоторые из них — иностранного происхождения, но позже были переведены на украинский или русский язык. Среди них — известная рождественская песня “Stille Nacht” («Ночь тиха», «Тиха ніч»).

Кроме рождения Иисуса Христа колядки на Рождество чествуют всех членов семьи, к которой пришли колядники. Ряженые колядники ходят от дома к дому и поют хозяевам колядки, а те дают им монеты и сладости. Обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, играми.

На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

(прочитать несколько текстов колядок)

Рождество Христово — ангел прилетел.

Он летел по небу, людям песни пел:

«Все люди ликуйте, в этот день торжествуйте,

Днесь — Христово Рождество!

Я лечу от Бога, Радость вам принес,

Что в вертепе бедном родился Христос.

Скорей поспешайте, Младенца встречайте

Новорожденного».

Динь-динь-динь, звенят звоночки,


К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

С Рождеством святым вас, люди,


Мир да лад у вас пусть будет!
Чтобы горя вы не знали,
Что б в достатке пребывали!

Коляд, коляд, колядушек —


Хорош с медком оладушек!
А без меду — не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

(рассказать о технике изготовления масок)

Для того чтобы сделать маску вам потребуется: картон, ножницы, клей ПВА, салфетки или гофрированная бумага, краски, кисти, блестки.

Из картона вы вырезаете форму маски и отверстия в ней для глаз. Далее салфетки смачиваете в клею и наносите на маску так, чтобы поверхность маски стала неровной, где-то более объемной где-то более рельефной. После этого откладываете заготовку в сухое теплое место пока она не высохнет. Далее раскрашиваем маску красками (желательно акриловыми) и украшаем блестками.



Напомнить детям о цветоведении, цветовом круге о родственных и контрастных, теплых и холодных цветах.

  1. Перед детьми все необходимое, их задача раскрасить маску разными цветами сочетаемыми между собой, и украсить ее блестками. Перед началом работы дать рекомендации по приемам раскрашивания маски и украшения ее блестками на клей.

Дети начинают работать, в процессе выполнения задания ориентировать детей во времени, отвечать на вопросы, помогать при затруднениях. (включить музыку на время практической деятельности учащихся на новогоднюю рождественскую тему, для настроя на нужное настроение, а так же для поддержания позитивного эмоционального восприятия урока.)

  1. Когда ребята закончат работу подвести итоги. Сделать выставку работ и проголосовать за наиболее понравившуюся. Сказать детям какие они молодцы и как хорошо справились с заданием, попрощаться.





Толстяку можно доверять — он просто не способен унизиться.
ещё >>