«тьма кромешная» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Возвращение Торвальда 1 154.44kb.
Кестлер Артур Слепящая тьма 18 2506.62kb.
Лайон Спрэг де Камп Да не опустится тьма 18 2155.02kb.
Ольга ГороваяВедущая сквозь тьму Пролог 1 117.78kb.
Сборник проповедей Праздник благодарения за урожай 03. 10. 13 Последнее... 4 700.3kb.
Владимир Довгань я был нищим – стал богатым. Прочитай, и ты тоже... 33 5868.4kb.
Книга Моисеева бытие глава 1 в начале сотворил Бог небо и землю. 1 323.36kb.
Сергей Гагонин, Александр Гагонин 14 3154.49kb.
Тьма на рассвете дэвид саттер. (отрывок из книги) 2 386.96kb.
Постепенно тьма сгущалась. Угольком закат дотлел 1 29.21kb.
Осипова иванна серия 12 2118.04kb.
Приложение 1 Дидактический материал царь иван грозный 1 78.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«тьма кромешная» - страница №1/1

«ТЬМА КРОМЕШНАЯ»

В декабре 1564 года в Москве происходили странные события, вызвавшие у жителей столицы панический страх. Царь Иван, взяв семью и нескольких ближних бояр, погрузив на сани всю свою казну, неожиданно уехал из Москвы. Захватил он с собой ценные иконы и кресты и домашнюю утварь. Сани скрылись из виду, а москвичи остались в полном недоумении. Виданое ли это дело? Царь уехал из столицы! Почему? Куда? Зачем?

А царь, побывав в Троице - Сергиевом монастыре, двинулся в Александровскую слободу, в ста километрах от столицы, и оттуда через месяц прислал в Москву две грамоты. В одной он выражал свой гнев и накладывал опалу на духовенство и бояр, а также чиновных людей за их измены, расхищение казны и прочие прегрешения. Не степев этих измен, он покинул царство и решил поселиться там, где Бог ему указал. Всем же посадским людям и купцам царь послал вторую грамоту. Ее всенародно прочли на Красной площади. В ней царь писал, чтобы люди не держали сомнения: никакого гнева на них он не имеет и опалы царской на них нет. Жизнь в столице замерла. Лавки закрылись, песни замолкли, улицы опустели. Горожане пребывали в страхе. Они просили митрополита и епископов ехать к царю. В Александровскую слободу отправилась делегация из бояр, высшего духовенства и приказных людей. Они били царю челом и просили его вернуться и править страной по своей государевой воле, как ему угодно. Царь согласился, но только при особом условии. Из всей территории русского государства он выделил себе удел и взял его под свое управление. Так он надеялся уберечься от боярских заговоров и покушений на свою жизнь. В феврале он торжественно возвратился в столицу и объявил об опричнине. Это и было особым условием.

Что же такое опричнина? «Опричь» означает «кроме». Слово это не было новым: раньше им называли особые наделы вдовых княгинь.

Современники называли опричников - сподвижников Грозного «кромешниками». С их приходом опустилась на Русь «тьма кромешная». А «тьма кромешная» для русских людей означала ад, и потому опричников называли «адовым воинством».

На Руси стало как бы два государства: опричнина и земщина. Земскими делами должны были управлять бояре «по прежнему обычаю».

Для опричнины царь набрал сначала тысячу, а потом шесть тысяч «человек скверных». Они давали царю страшную клятву ни с кем не знаться и повиноваться только ему. Среди опричников были и дворяне, и обедневшие бояре, и иностранцы, и люди незнатного происхождения. Главное, что от них требовалось, — быть преданными царю и доказать эту преданность на деле. Царь одел их в черные одежды и посадил на черных лошадей. К седлу они привязывали метлу и собачью голову — это означало, что они выгрызают измену, как собаки, и выметают ее, как сор, из русской земли. Опричники были способны на любую выходку и считали, что закон им не писан. Они могли объявить изменником и убить любого. Они жгли людей на кострах, рубили головы, вешали, травили псами, четвертовали, сдирали Кожу с живых, сажали на кол. Немец-опричник Генрих Штаден оставил записки о событиях тех лет: «Если опричник жил где-то по соседству с земским, то он мог, не боясь никакой ответственности, отнимать у соседа землю, имущество».

Свой дворец в слободе царь превратил в подобие монастыря. Себя он назвал игуменом, а человек 300 самых лютых опричников — братией. Сам звонил в колокола, читал молитвы и так усердно клал поклоны, что лоб его постоянно был в синяках. После службы каждый день устраивали пир. Вина и меды лились рекою, столы ломились от яств. А после сытного обеда нередко отправлялся царь в темницу, где его верный друг и сподвижник жестокий и бездушный Малюта Скуратов допрашивал и пытал кого-нибудь, чаще всего невинных людей. Царь отбирал поместья у владельцев и раздавал их своим верным слугам, а прежних хозяев переселял в другие земли, ломая тем самым устоявшиеся веками отношения. Своих противников грозный царь заточал в тюрьмы и ссылал на окраины государства, а часто и предавал мучительным казням. Любил он поглумиться над каким-нибудь вельможей: надев на него шубу, вывернутую мехом наружу, сажал на клячу лицом к хвосту и в таком виде возил по Москве. Отсюда, кстати, и произошло выражение «шиворот-навыворот». Имена своих жертв царь заносил в синодик — поминальный список и сам служил по ним панихиду.

Царю всюду чудилась измена. Чтобы уберечься от нее, он даже хотел покинуть мир и уйти в монахи. Всех подозреваемых пытали, мучили, казнили, а их имущество шло опричникам, а те не брезговали и ложными доносами, часто желая поживиться за счет своих жертв. Страдали не только отдельные люди. В 1570 году пострадал весь Новгород. По ложному доносу, будто бы новгородцы хотят изменить ему и перейти к Литве, царь учинил жестокий разгром города. Полтора месяца шли убийства и грабежи. Даже младенцев не пощадили: побросали их в ледяную воду Волхова.



В последние годы царствования Ивана Грозного опричный разбой затих. Царь вернулся в Москву. Страшный дворец в Александровской слободе опустел.




Хороший любовный роман должен быть написан плохо. Карел Чапек
ещё >>