Тема: Христианство План лекции - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематический план. Дневное отделение № Тема Всего часов трудо-емкости... 1 55.34kb.
Тематический план изучения дисциплины п/№ Тема Лекции, час. 1 62.5kb.
Тематический план курса Тема Лекции Практ занятия 1 28.13kb.
Отчет о проведении открытой лекции Л. И. Алешина Тема лекции: «Новый... 1 51.52kb.
Тематический план изучения дисциплины № п/п тема лекции Практические... 1 135.8kb.
Тематический план изучения дисциплины. Тема Лекции, час. Семинарские... 1 110.19kb.
А. С. Егоров Тематический план № Название темы Всего часов по дисци-плине... 1 102.7kb.
Лекция. 1 Предмет задачи и методы исторической науки План лекции 1 210.39kb.
Презентация по теме урока. Слайд 1-план урока-лекции 1 65.36kb.
№ лекции Тема лекции 1 История спбгпу 2 Развитие техники первобытного... 1 15.58kb.
Тема понятие, предмет, метод и система курса. План 5 613.88kb.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) 9 1416.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема: Христианство План лекции - страница №1/1

Тема: Христианствоцерковь.jpg

План лекции:

  1. Христианство - вторая мировая религия.

  2. Исторические условия и предпосылки возникновения христианства.

  3. Иисус - личность, пророк, мессия.

  4. Основные идеи христианства; христианская картина мира.

  5. Библия как источник познания христианства.

Цель лекции:

  • способствовать пониманию студентами предпосылок возникновения христианства, сути данного религиозного мировоззрения;

  • показать особенность христианской картины мира.


1. Христианство - мировая религия.

Христианство появилось в 1 веке нашей эры и является второй после буддизма по времени возникновения мировой религией. Христианство сегодня в качестве государственной религии принято в 156 странах мира.



Количество прихожан христианских церквей по странам в процентах.

карта.jpg

В Европе таких стран-42: Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Великобритания, Ирландия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн, Монако, Франция, Испания, Андорра, Португалия, Италия, Ватикан, Сан-Марино, Мальта, Албания, Болгария, Греция, Румыния, Молдова, Беларусь, Украина, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония,

В Африке христианскими является 41 страна: Египет, Судан, Чад, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-Дивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Джибути, Эфиопия, Эритрея, Кения, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, Заир, Центрально- Африканская Республика, Камерун, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Габон, Конго, Ангола, Намибия, Южно-Африканская Республика, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Малави, Мозамбик, Мадагаскар, Сейшельские острова, Маврикий.

В Северной Америке таких стран-24: Гренландия, Канада, США, Мексика, Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Куба, Ямайка, Гаити, Доминиканская республика, Пуэрто-Рико, Багамские острова, Антигуа и Барбуда, Сен-Кристофер-Невис, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Барбадос, Тринидад и Тобаго.

В Южной Америке христианских стран-13: Венесуэла, Гайана, Суринам, Французская Гвиана, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Боливия, Парагвай, Уругвай, Аргентина.

В Азии христианство исповедуют в 19 странах: России, Грузии, Армении, Азербайджане, Казахстане, Кипре, Ливане, Израиле, Индии, Шри-Ланке, Мьянме, Вьетнаме, Китае, Северной Корее, Южной Корее, Сингапуре, Брунее, Филиппинах, Индонезии.

В Австралии и Океании таких стран- 17: Папуа-Новая Гвинея, Австралия, Новая Зеландия, Новая Каледония, Федеративные Штаты Микронезии, Палау, Маршалловы острова, Кирибати, Науру, Соломоновы острова, Тувалу, Французская Полинезия, Фиджи, Западное Самоа, Американское Самоа, Вануату, Тонга.

Итого: 156 стран. Кроме того, христиане проживают и в странах, в которых христианство не является государственной религией.
2.Исторические условия и предпосылки возникновения христианства.

К 1 веку до н.э. Римская империя стала хозяйкой всего Средиземноморья. Страна - метрополия имела множество колоний, ей покорилось много народов, исповедующих собственные религиозные верования. Единой религии в Римской империи не существовало. Политическое и социальное положение Римской империи к 1 веку н.э. исследователи считают кризисным: в 63 году до н.э. Римская империя захватила Сирию и Иудею. Иудея вошла в состав Римского государства. В конце 1 века правителем Иудеи стал Ирод, тот самый, о котором все знают, что он приказал вырезать всех младенцев, которые родились в Вифлееме, чтобы уничтожить родившегося царя. Среди убитых, по преданию были и его дети.

1 век вошел в историю мира как век страданий первых христиан и преследований их со стороны императора Нерона. Первые христиане распинались как инакомыслящие на крестах, их травили хищными животными, их обвинили в поджоге вечного города Рима.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения христианства:


  • в Римской империи происходил процесс имущественного и социального расслоения населения;

  • иудаизм распространился за пределы Иудеи и привлекал также умы римлян;

  • происходили массовые антиколониальные выступления, господствовали антиримские настроения;

  • наблюдались социальные, этнические и религиозные противоречия;

  • в покоренных странах местные обычаи и порядки не поддерживались римлянами;

  • существовало большое количество сект и религиозных групп, которые верили в скорый приход спасителя - мессии, который освободит народы от Римской власти;

  • существовала религиозная секта ессеев (II век до н.э.-1век н.э.), которая и стала источником христианства. Эта группа создала организацию «Новый завет», которая боролась со жречеством Иерусалима. В 1947 году в местности Хирбет-Кумран, неподалеку от Иерусалима, в пещере были найдены древние рукописи, принадлежавшие секте ессеев или эссенов (сыновья света). Изучение этих рукописей позволило ученым предположить, что религиозные взгляды ессеев могли стать источником возникшего позже христианства, так как идеи ессеев были очень близки раннему христианству.


3.Иисус - личность, пророк, мессия.иисус.jpg
Основателем христианства считается Иисус из Назарета. Чтобы понять образ Христа, следует коснуться источников, раскрывающих его положение в обществе.

Откроем книгу Э.Ренана «Жизнь Иисуса»(-М., 1991.). На странице 81 говорится о его семье: «Он вышел из среды народа. Его отец Иосиф и мать Мария были люди среднего сословия, ремесленники, жившие своим трудом в том состоянии, обычном на Востоке, которое нельзя назвать ни достатком, ни нищетой…Дом Иисуса, конечно, походил на те бедные лавчонки, в которые свет проникал через дверь и которые служили одновременно и верстаком, и кухней, и спальней, где вся мебель состояла из циновки, нескольких подушек на полу, пары глиняных кувшинов и размалеванного сундука. Семья, получавшаяся из одного или нескольких браков, была в достаточной мере многочисленна».

Далее, на странице 85 Эрнест Ренан пишет, что «родным языком Иисуса был сирийский, смешанный с еврейским, диалект, на котором тогда говорили в Палестине…(стр.89) - Иисус нисколько не отличался от своих соотечественников; он верил в чёрта, которого представлял себе в виде духа зла, и воображал себе, как и все, что нервные болезни - дело демонов. Которые овладевают страждущими и тревожат их. Чудесное было для него не чем-то исключительным, а обычным порядком вещей». Много споров в литературе о внешних данных Иисуса, каким он был, как выглядел.

Древнеримский автор Цельс, враг христианства (в изложении христианского теолога и философа Оригена, вторая половина II века): «Если бы дух божий поселился в нем (Иисусе), то он должен был бы отличаться от других красотою облика, великолепием тела, а также красноречием. Ибо невозможно поверить, что тот, в чьем теле было нечто божественное, ничем не отличался от других. Между тем люди рассказывают, будто Иисус был мизерного роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение» (Зенон Косидовский. Сказания евангелистов. - М.,1987.С.140.).

Тертуллиан, христианский писатель и философ второй половины II века: «Облик его был лишен какой-либо красоты и обаяния. Поистине, неужели нашелся бы смельчак, который бы нанес малейший вред телу, если бы оно отличалось необычайной красотой и было озарено небесным сиянием? Кто бы покрыл плевками лицо, если бы уродство, которое наложил на себя Иисус и которое сделало его презренным в глазах людей, не представляло это лицо заслуживающим одних лишь плевков?» Тертуллиан, ссылаясь на отрывок из пророчества Исайи, писал: «Ибо он взошел пред ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели его. И не было в нем вида, который привлекал бы нас к нему. Он был презрен и умален перед людьми; муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от него лицо свое; он был презираем, и мы ни во что не ставили его. Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что он был поражен, наказуем и уничижен богом» (Там же. С.141.)

В Евангелии от Марка он назван плотником: «Не плотник ли он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (И.С.Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. - М.,1987.С.59.)

Вернемся еще раз к Цельсу. В своем сочинении, направленном против христиан «Правдивое слово», он писал о Христе, что Иисус был сыном бедной пряхи Марии. Её мужем был плотник, но она родила Иисуса от беглого римского солдата. Иисус стал поденщиком в Египте, обучился там колдовству и, вернувшись, объявил себя богом; Окружив себя приверженцами - самыми отпетыми людьми, он бродил по Палестине. (Там же. С. 61.)



Иосиф Флавий (37- ок.100), иудейский писатель в книге «Иудейские древности» писал: «В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще его можно назвать человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем» (Там же. С.63.)

В эпоху Ренессанса сложился иной облик Христа, вот как описывался он в отчете проконсула Палестины римскому сенату («Послание Лентулла»): «Человек он был среднего роста, с хорошей осанкой и великолепным благородным лицом. Его вид внушает и любовь, и страх одновременно. Волосы цвета спелого ореха ниспадают гладко до ушей, а дальше до самых плеч вьются колечками, чуть более светлыми и блестящими; посередине головы они разделены пробором, как это было принято у назореев; лоб ясен и чист, лицо без морщин и пятен. Дышит силой и спокойствием; линии носа и рта безукоризненны, борода густая того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза сине- зеленые, яркие и живые. В гневе он страшен, а поучает дружески и нежно с радостной серьезностью. Иной раз плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи его полны изящества, в разговоре он серьезен, скромен, сдержан, и к нему по праву можно отнести слова пророка: «Вот самый прекрасный обликом из всех сынов человеческих». (Зенон Косидовский. Сказания евангелистов.-М., 1977.С.143.)

В средневековой рукописи, написанной на арабском языке христианским философом Агапием, автор цитирует «Иудейские древности» Иосифа Флавия: «…в это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, кто стал его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим, он-де и был мессия, о котором возвестили пророки» (И.С.Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1987.С.63-64.).

Трудно судить, каким был Иисус на самом деле: красивым или обычным человеком, однако некоторые детали позволяют предположить, что Иисус был обычным человеком, зачем тогда Иуде пришлось его поцеловать, чтобы солдаты его схватили. Если бы он выделялся своей красотой, то не нужно было бы и предательства Иуды. Вероятно, что он был физически не очень силен, потому что он умер на кресте гораздо раньше, чем другие. И наверное был не так беден, если солдаты бросали жребий, чтобы получить его одежду.

Об этом рассуждает Зенон Косидовский в книге «Сказания евангелистов» М.,1987.С.140.) История рождения Иисуса окутана тайной: родился он в семье бедного плотника Иосифа от матери Марии, которой однажды ночью явился архангел Гавриил, сообщивший ей благую весть, что она станет матерью сына божьего. По преданиям, Иисус еще мальчиком почувствовал любовь к себе господа и любил находиться в храме. Дальнейшая жизнь Иисуса известна мало: он работал плотником, имел братьев и сестер, потом в возрасте тридцати лет начал проповедовать свое учение, за что и пострадал, был распят на кресте и, по преданиям, воскрес.



4.Основные идеи христианства.

Христианские идеи были не новыми, основные мысли уже были изложены в иудаизме в Ветхом завете. Что же несло миру учение Христа?



  • Веру в единого Бога, монотеизм;

  • веру в освобождение Палестины от Римского господства;

  • веру в духовное преображение человека и человечества;

  • веру в любовь к ближнему;

  • веру в освобождение от земных мук;

  • веру в человеческие добродетели;

  • веру в спасение души.

Были ли эти идеи чем-то новым? Вот как отвечает на этот вопрос исследователь евангелий Зенон Косидовский: «Христианство не было в истории человечества чем-то исключительным и необъяснимым, не было сверхъестественным явлением. Оно представляет собой, как и все другие верования, определенную веху в развитии общественного сознания в целом и религиозные идеи в частности. Его возникновение и эволюция были обусловлены также определенными социально - политическими факторами…Словом, ни о какой оригинальности и исключительности христианства не может быть и речи. Его родословная явным образом связана с религиозными течениями иудаизма и эллинизма, а также с религиями Месопотамии, Египта, Персии, Индии и др».

Христианская картина мира:

  • Бог-Творец мира и великая тайна;

  • цель жизни верующих - добродетель, по образцу Христа;

  • познание мира и Бога - через откровение;

  • Бог - един и существует в трех ипостасях;

  • вера в то, что Иисус Христос есть и Бог и человек;

  • Библия - священная книга;

  • основная идея христианства - спасение от зла;

  • причина любого зла - грех;

  • понимание искупления как жертвы Христа;

  • понимание покаяния как средства в борьбе против грехов;

  • конечная цель жизни человека - царство Божие;

  • основу духовной жизни составляет любовь;

  • вера в предопределенность жизни;

  • эсхатологичность мировоззрения;

  • принятие икон;

  • молитва как способ общения с Богом;

  • монашество как способ служения Богу, и др.

рисунок1.png


5.Библия как источник познания христианства.

Библия - это большая книга объемом 1300 страниц, название - «Библия»- от греческого слова «библиа» - книги. Подзаголовок - «Книги священного Писания Ветхого и Нового завета». Библия представляет собой собрание около восьмидесяти книг, которые написаны в разное время. Книги, входящие в Библию, составляют канон, утвержденный церковью, комплект христианского «священного писания». Библия делится на две части - Ветхий завет и Новый завет. Ветхий завет равен трем четвертям её объема, Новый завет составляет одну четверть. Ветхий завет считается священной книгой и в иудаизм, и в христианстве, Новый - только в христианстве.

В Ветхий завет входит Пятикнижие Моисеево, т.е. автором его является Моисей, которому бог открыл свой закон на горе Синай; а также в Библию входят более тридцати других книг, которые делятся на исторические и писания. К историческим книгам относятся: книга Судей, Четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книги Ездры и Неемии. К писаниям относятся: философские трактаты Экклезиаста и Иова, сборник молитвенных песнопений - псалтирь, лирическая поэма «Песнь песней». Расположение этих книг в христианских и иудейских библиях разное.

В Новый завет входят 27 канонических книг: четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), книга Деяний апостольских, 21 книга Посланий апостольских и откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис.

Текст Ветхого завета первоначально был написан на древнееврейском языке (некоторые трактаты - на арамейском); текст Нового завета написан на древнегреческом. Ветхий завет переведен на греческий, вероятно, к началу нашей эры.

В конце 1У века Библия была переведена на латинский язык Иеронимом Блаженным и получила название Вульгата - от слов - народный, общедоступный. В 1Х веке появился славянский перевод, выполненный Кириллом и Мефодием. В Х1Х веке был сделан перевод Библии на русский язык. Разделение текста Библии на главы и стихи сделано в ХШ-ХУ1 веках соответственно. ( По материалам книги И.А.Крывелева. Библия: историко-критический анализ. - М., 1982. С.3-9).



Контрольные вопросы:

  1. Каковы исторические условия, в которых происходило зарождение христианства?

  2. Каковы предпосылки возникновения христианства?

  3. Кто явился основателем христианства?

  4. Какая религиозная секта Палестины стала источником возникновения христианства?

  5. Каким виделся облик Иисуса в различные исторические эпохи?

  6. Чем отличались идеи христианства от идей иудаизма?

  7. Когда христианство стало государственной религией?

  8. Что вы можете рассказать о детских годах Иисуса?

  9. Каковы основные идеи христианства?

  10. Сколько стран мира сделали христианство государственной религией?

Объясните понятия: мессия, Христос, Библия, спасение, политеизм, монотеизм, теодицея, ипостась, эсхатология, предопределение, молитва, икона, монашество, креативность, откровение, Ветхий завет, Новый завет, Евангелие, вульгата, католицизм, православие, протестантизм, догмат, культ и др.

Основная литература:

1.Библия.

2.Дик П.Ф.Основы религиоведения. - Астана-Костанай.2000.

3.Гордиенко Н.С.Основы религиоведения. - СПб.,1994.

4.Иванов В. Трофимов Я.Религии Казахстана. - А., 1999.

5.Ильин И.А. О сущности правосознания. В 2-х тт. – М.,1993.

6.Косидовский З.Сказания евангелистов. - М.,1987.

7.Конституция Республики Казахстан. - Алматы.1995.

8.Кравчук Ю.Нерон. - М.,1989.

9.Крывелев И.А. Библия: историко- критический анализ.-М., 1982.

10.Лобазова О. Религоведение.-М.,2001.

11.Мень А.Сын человеческий. -М., 1991.

12.Мень А.Ветхозаветные пророки. - Ленинград.1991.

13.Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. - М.,1995.

14.Назарбаев Н. На пороге ХХI века. - Алматы.1996.

15.Нравственные портреты пророков. - М., 1993.

16.О Гир Э. Гроувз Д. Иисус. Р-н-Д.1997.

17.Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М.,1991.

18.Религии мира: Пособие для учителя/Я.Н Щапов, А.И.Осипов, В.И.Корнев и др.-М., 1994.

19.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.,1987.



20.Страны и народы. Популярная энциклопедия. - СПб.1997.




Всего лишь одна атомная бомба может испортить вам целый день. Граффити (Англия)
ещё >>