Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Биология как наука. Методы научного познания 1 47.59kb.
Программа по биологии Введение 1 38.7kb.
План лекций на 1-й семестр 2012-2013 уч год для студентов лечебного... 1 26.98kb.
«Биология как наука. Методы научного познания» I 1 37.9kb.
1. биология как наука. Методы научного познания 1 52.41kb.
Перечень контрольных работ по дисциплине «Концепции современного... 1 52.54kb.
Опыты с животными, проводимые в уголке живой природы Опыты и наблюдения... 1 49.74kb.
Проект «Уголок живой природы» Цель: создать уголок живой природы. 1 61.2kb.
Физика, её методология и методы научного познания. Раздел 11. 1 20.42kb.
Программа по физике 10-11 класс 1 117.23kb.
Клеточный уровень. Различия в строении клеток прокариот и эукариот. 1 66.34kb.
Дальневосточный региональный учебно-методический центр 1 39.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации - страница №1/1

Темы курса

Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
Биология - наука о жизни
Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии. Методы биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни.
Многообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Научная и экологическая классификации организмов. Систематические категории и таксоны. Формы жизни и жизненные формы

Задания


1. Изучите имеющийся материал по заданной теме, используя учебники для средней школы и любое пособие для поступающих в ВУЗы.

Усвоив материал этой темы, вы должны знать:

1)Что является предметом изучения биологии. Каковы методы, задачи и достижения биологии как науки. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

2) Что такое жизнь? Каковы основные признаки биологических систем.

3)Какие уровни организации характерны для живой материи.



2. Дайте развернутые ответы на вопросы:

  1. Дайте определение «биологии». Кто предложил данный термин?

  2. Почему современную биологию считают комплексной наукой? Из каких подразделов состоит современная биология?

  3. Какие специальные науки можно выделить в биологии? Дайте их краткую характеристику.

  4. Какие методы исследования используют в биологии?

  5. Приведите определение понятия «жизнь».

  6. Почему живые организмы называют открытыми системами?

  7. Перечислите основные свойства живого.

  8. Чем отличаются живые организмы от неживых тел?

  9. Какие уровни организации характерны для живой материи?

3. Ответьте на проблемные вопросы:

  1. Какие проблемы человечества зависят от уровня биологических знаний?

  2. Как вы понимаете выражения: «прикладная биология», «приложение биологических знаний в практическую жизнь»?

  3. Видите ли вы различие понятий «моделирование жизни» и «искусственный синтез жизни»?

  4. Чем отличается биологическая система от объектов неживой природы?

  5. Дано утверждение: «Моделирование жизни нельзя представлять, как конструирование человеком из искусственных полимеров и других органических соединений различных органелл и объединение их в клетку». Выскажите ваше отношение к этому утверждению, подкрепив его знанием критериев живого.

  6. Можно ли говорить о биологической системе на молекулярном уровне организации живого?

4. Выполните тестовые задания

1.1.Биология как наука, её достижения, методы исследования, связи с другими науками.

Задания с выбором ответа:

1. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:

1. экспериментального

2. наблюдения

3. проведения опытов

4. палеонтологического

2. Генеалогический метод исследования использует наука:

1. систематика

2. генетика

3. цитология

4. физиология

3. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука:

1. генетика

2. физиология

3. морфология

4. эмбриология

4.Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука:

1. генетика

2. систематика

3. физиология

4. экология

5.Для выявления общих признаков царств живой природы используются методы:

1. моделирования

2. центрифугирования

3. сравнения

4. генной инженерии

6.Предмет «Общая биология» изучает:

1. строения и функции организма

2. природные явления

3. закономерности развития и функционирования живых систем

4. строение и функции растений и животных

7.Круговорот в природе химических элементов и воды, осуществляемый при участии живых организмов изучает раздел науки:

1. палеонтологии


  1. 2. молекулярной биологии

3. сравнительной физиологии

4. экологии

8. С помощью какого метода было установлено наследование дальтонизма у человека:

1. гибридологического

2. близнецового

3. генеалогического

4. биохимического

9. Эмбриология – наука, которая изучает:

1.ископаемые остатки организмов

2.причины мутаций

3.законы наследственности

4.зародышевое развитие организмов

10. Изучение закономерностей изменчивости при выведении новых пород животных – задача науки:

1. селекции

2. физиологии

3. ботаники

4. цитологии

11. Наука, занимающаяся классификацией организмов на основе их родства, названа:

1. генетикой

2. систематикой

3. морфологией

4. селекцией

12. Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука:

1.селекция

2.генетика

3.физиология

4.ботаника

13.Последовательность стадий внутриутробного развития млекопитающих животных изучает наука:

1.зоология

2.эмбриология

3.систематика

4.генетика

14.Исследованием процесса двойного дыхания птиц занимается наука:

1. цитология

2. зоология

3. физиология

4. морфология

15. Наука физиология растений изучает:

1. строение хлоропластов и хромопластов

2. передвижение веществ от корня к побегу

3. строение слоев и тканей корня

4. расположение почек и листьев на побеге

16. Наука морфология растений изучает:

1. отличие простых и сложных листьев

2. строение и функции вакуолей

3. синтез органических веществ в пластидах

4.необходимые условия прорастания семян

17. Наука физиология растений изучает:

1. транспорт молекул через мембрану клетки

2. клеточное дыхание в митохондриях

3. строение семян двудольных растений

4. всасывание веществ корневыми волосками

18. Наука биохимия изучает:

1. ферментативную функцию белков клетки

2. строение эндоплазматической сети

3. образование веретена деления

4. транспорт веществ по сосудам древесины

19.Процесс деления клетки покровной ткани изучает наука:

1. ботаника

2. генетика

3. эмбриология

4. цитология

20. Какая наука изучает утомляемость икроножной мышцы голени человека?

1. анатомия

2. цитология

3. физиология

4. биохимия

21. Какая наука изучает наследование окраски цветка при скрещивании?

1.генетика

2.ботаника

3.физиология

4.цитология

22. Какая наука изучает преобразование хорды в процессе развития организма птицы?

1. анатомия

2. зоология

3. физиология

4. эмбриология

23. Метод фистул для исследования биологических объектов применяют в науке:

1. физиологии животных

2. селекции микроорганизмов

3. морфологии растений

4. микробиологии

24. Производство необходимых человеку продуктов из живых клеток или продуктов их жизнедеятельности называют:

1. цитологией

2. биотехнологией

3. микробиологией

4. генетикой

25. Метод внедрения в бактериальную клетку нужных человеку генов применяют в:

1. систематике бактерий

2. физиологии растений

3. селекции микроорганизмов

4. классической генетике

26. Классификацией разных групп беспозвоночных животных занимается:

1. систематика

2. экология

3. генетика

4. биогеография

27. Метод наблюдения за развитием организма из оплодотворенной яйцеклетки лягушки применяют в:

1.цитологии

2.эмбриологии

3.генетике

4.физиологии

28. Классификацией хромосомных мутаций занимается наука:

1.генетика

2.систематика

3. физиология

4. морфология

29. Организменный уровень организации живой материи является предметом исследования науки:

1.цитологии

2. биохимии

3. анатомии

4. экологии

30. Созданием новых пород домашних кур, обладающих повышенной яйценоскостью, занимается наука:

1. генетика

2. экология

3. эмбриология

4. селекция

31.Метод наблюдения за последовательной сменой растительных сообществ при заболачивании почв применяют в:

1.экологии

2. систематике

3. ботанике

4. физиологии

32. Метод наблюдения за последовательной сменой фаз деления клетки применяют в:

1.генетике

2. физиологии

3. цитологии

4. биохимии

33.Метод электронной микроскопии для изучения строения хлоропластов применяют в:

1. генетике

2. физиологии

3. биохимии

4. цитологии

34. Увеличительные приборы для изучения строения тела моллюсков применяют в:

1. зоологии

2. физиологии

3. эмбриологии

4. цитологии

35. Увеличительные оптические приборы для изучения строения завязи пестика применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. ботанике

36. Увеличительные оптические приборы для изучения строения зародышевых оболочек применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. зоологии

37. Метод меченных атомов для изучения проницаемости плазматических мембран применяют в:

1.физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4.анатомии

38. Метод окрашивания микропрепарата для изучения строения геалинового хряща организма человека применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. гистологии

39. Метод окрашивания микропрепарата для изучения строения семени однодольного растения применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. ботанике

40. Влажные препараты для изучения внутреннего строения лягушки применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. зоологии

41. Метод микрофотографирования для изучения движения цитоплазмы применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. генетике

42. Метод прижизненной окраски для изучения органоидов клетки применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. генетике

4. цитологии

43. Качественные методы, с помощью которых можно определить состав белковой молекулы, применяют в:

1.физиологии

2. биохимии

3.генетике

4.цитологии

44. Качественные методы, с помощью которых можно определить углеводы, содержащиеся в клетке, применяют в:

1. физиологии

2. биохимии

3. генетике

4. цитологии

45. Изменение структуры хромосом изучают с помощью метода:

1. центрифугирования

2. гибридологического

3. цитогенетического

4. биохимического

46. Объектом изучения цитологии является уровень:

1. клеточный

2. тканевый

3. организменный

4. популяционный

47. Закономерности появления и развития организмов позволяет выяснить метод:

1.исторический

2.описательный

3. сравнительный

4.эксперементальный

48. Как называется метод, позволяющий изучать явления природы в заданных условиях:

1. метод наблюдения

2. метод описания

3. сравнительный метод

4. метод эксперимента

49.Наука о строении и форме организма, его органов и их систем называется:

1. анатомия

2. физиология

3. гигиена

4. валеология

50. Наука о тканях живых организмов называется:

1. цитология

2. гистология

3. эмбриология

4. материаловедение

51. Какая наука изучает строение и жизнедеятельность клеток:

1. анатомия

2. гистология

3. физиология

4. цитология

52. Кто из перечисленных ученых сформулировал хромосомную теорию наследственности:

1.Ч. Дарвин

2. Т. Морган

3.Г.Мендель

4. Н.И.Вавилов

53. С помощью какого метода в науке проверяют гипотезы:

1. сравнительного

2. описательного

3. исторического

4.эксперементального

54. Какая наука изучает строение и жизнедеятельность грибов:

1. микология

2. гистология

3. ботаника

4. цитология

55. Кто из перечисленных ученых сформулировал закон гомологических рядов наследственности:

1. Ч.Дарвин

2. Т.Морган

3. Г.Мендель

4. Н.И.Вавилов

56. С помощью какого метода изучают строение клеток различных живых организмов:

1. сравнительного

2. описательного

3. исторического

4. инструментального

57. Какая наука изучает строение и жизнедеятельность водорослей:

1. микробиология

2. альгология

3. ботаника

4. систематика

58. Кто из перечисленных ученых является основоположником науки генетики:

1. Ч.Дарвин

2. Т.Морган

3. Г.Мендель

4. Н.И.Вавилов

59. С помощью какого метода изучают влияние различных факторов на живой организм:

1. сравнительного

2. описательного

3. исторического

4. эксперементального

60. Полиплоидная крупнозернистая высокоурожайная гречиха была выведена благодаря исследованиям в области

1. физиологии растений

2. селекции

3. биохимии

4. биогеографии

61. Ученые, изучающие влияние антропогенных факторов на окружающую среду, - это

1. генетики

2. экологи

3. селекционеры

4. систематики

62. Получение многолетнего пшенично-пырейного гибрида относят к выдающимся достижениям:

1. ботаники

2. селекции

3. анатомии

4. физиологии

63. Распределением организмов по родственным группам занимается наука:

1. генетика

2. селекция

3. систематика

4. эмбриология

64. С помощью какого метода изучают строение эндоплазматической сети

1. центрифугирования

2. электронной микроскопии

3. моделирования

4. экспериментального

65. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе их родства

1. морфология

2. систематика

3. экология

4. физиология

66. C помощью какого метода была изучена хромосомная болезнь человека – синдром ДАУНА

1. близнецового

2. биохимического

3. генеалогического

4. цитогенетического

67. Общая биология изучает:

1. строение и функции организма животных и растений

2. взаимосвязь живой и неживой природы

3. закономерности развития и функционирования живых систем

4. проблемы исторического развития жизни на Земле

68. Отделить от других определенные органоиды клетки на основе различий в их плотности можно методом:

1. биохимическим

2. хроматографическим

3. цитологическим

4. центрифугированием

69. Изменение числа хромосом изучают с помощью метода

1. центрифугирования

2. гибридологического

3. цитогенетического

4. биохимического

70. Метод генетики, основанный на анализе закономерностей наследования отдельных свойств и признаков при половом размножении называется

1. гибридологическим

2. цитогенетическим

3. биохимическим

4. генеалогическим

71. метод генетики, основанный на изучении родословной человека, позволяющий выявить тип и характер наследования признаков в поколениях, называется

1. гибридологический

2. биохимический

3. центрифугирования

4. генеалогическим

72. Метод генетики, основанный на изучении числа и строения хромосом с помощью светового и электронного микроскопа, называется:

1. гибридологический

2. цитогенетический

3. биохимический

4. генеалогический

73. Классификацией живых существ занимается наука:

1. зоология

2. систематика

3. цитология

4. антропология

74. Наука о происхождении человека и его рас является:

1. социология

2. зоология

3. антропология

4. анатомия

75. Наука о наследственности и изменчивости:

1. селекция

2. цитология

3. физиология

4. генетика

76. Биология как наука изучает:

1. общие признаки строения растений и животных

2. взаимосвязь живой и неживой природы

3. процессы, происходящие в живых системах

4. происхождение жизни на Земле.

77. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:

1. исторический 3. экспериментальный

2. описательный 4. биохимический

78. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:

1. теория 3. факт

2. гипотеза 4. доказательство

79. Эмбриология изучает

1. развитие организма от зиготы до рождения

2. строение и функции яйцеклетки

3. послеродовое развитие человека

4. развитие организма от рождения до смерти

80. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования

1. биохимическим 3. центрифугированием

2. цитологическим 4. сравнительным

81. Селекция как наука решает задачи

1. создания новых сортов растений и пород животных

2. сохранения биосферы

3. создания агроценозов

4. создания новых удобрений

82. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом

1. экспериментальным 3. генеалогическим

2. гибридологическим 4. наблюдения

83. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:

1. селекционер 3. морфолог

2. цитогенетик 4. эмбриолог

84. Систематика – это наука, занимающаяся

1. изучением внешнего строения организмов

2. изучением функций организма

3. выявлением связей между организмами

4. классификацией организмов

85. Генеалогический метод используют для

1. получения генных и геномных мутаций

2. изучения влияния воспитания на онтогенез человека

3. исследования наследственности и изменчивости человека

4.изучения этапов эволюции органического мира

86.В какой микроскоп можно увидеть внутреннее строение хлоропластов:

1. школьный 3. бинокулярный

2. световой 4. электронный

87. Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных, -

1. биотехнология 3. анатомия

2. генетика 4. эмбриология

88. Близнецовый метод используется в науке:

1. селекции 2. генетике 3. физиологии 4. цитологии

89. Воспроизведением новых особей из одной или нескольких клеток занимается:

1. клеточная инженерия 3. микробиология

2. генная инженерия 4. цитология

90. Цитогенетический метод изучения наследственности человека состоит в исследовании:

1.числа и структуры хромосом

2. наследования признаков у близнецов

3. наследования признаков в ряду поколений

4. типа наследования рецессивных генов

91. Как называется отрасль хозяйства, которая получает различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов.

1. бионика 3. микология

2. биотехнология 4. растениеводство

92. Какая наука изучает влияние внешней среды на развитие признаков и свойств домашних животных и растений

1. цитология 3. молекулярная биология

2. селекция 4. сравнительная анатомия

93. Выращиванием дрожжей для получения кормового белка занимается:

1.микробиологическое производство

2. генная инженерия

3. молекулярная биология

4. биохимия

94. Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретения:

1. ручной лупы 3. штативной лупы

2. электронного микроскопа 4. светового микроскопа

95. Какой метод генетики используют для определения роли факторов среды в формировании фенотипа человека

1. генеалогический 3. цитогенетический

2. близнецовый 4. биохимический

96. Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод:

1. светового микроскопирования

2. электронного микроскопирования

3. центрифугирования

4. культуры тканей

97. Конструирование новых генов ведется с помощью методов:

1. клеточной инженерии 3. центрифугирования

2. генной инженерии 4. моделирования

98. Генетика имеет большое значение для медицины, так как она

1. устанавливает причины наследственных заболеваний

2. создает лекарства для лечения больных

3. ведет борьбу с эпидемиями

4. защищает окружающую среду от загрязнения мутагенами

99. Метод, который применяют для изучения наследования признаков сёстрами или братьями, развившимися из одной оплодотворенной яйцеклетки, называют:

1. гибридологическим 3. цитогенетическим

2. генеалогическим 4. близнецовым

100. Процессы экологического и географического видообразования исследует наука

1. генетика 3. эволюционное учение

2. селекция 4. систематика



Задания с кратким ответом:

1. Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.

А) Методы для изучения химической организации клеток:________________

Б) Методы для изучения строения клеток______________________________

В) Методы для изучения жизнедеятельности клеток______________________

1. светооптическая микроскопия

2. авторадиография

3. электрофорез

4. электронная микроскопия

5. хроматография

6. культура клеток (тканей)

2. Выберите три научные области, в которых основным методом является микроскопический

1. цитогенетика

2. гистология

3. изучение родословной

4. микробиология

5. бионика

6. селекция

3. Выберите имена знаменитых ученых-нейрофизиологов:

1. И.М. Сеченов

2. И.И. Мечников

3. И.П.Павлов

4. П.К.Анохин

5. Н.И.Пирогов

6. С.П.Боткин

4. Выберите научные открытия в области теории иммунитета:

1. открытие антител

2. открытие возбудителя сибирской язвы

3. создание вакцины против полиомиелита

4. открытие антибиотиков (пенициллина)

5. обнаружение в крови антигенов

6. открытие вируса ВИЧ



Задания с развернутым ответом:

1. Каково практическое значение биотехнологии

2. С какой цель применяют генеалогический метод исследования генетики человека

3. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких как, бешенство, сибирская язва и др. Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?

4. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания. С каким видом мутации оно связано.

5. К какой группе наук относится биология? Обоснуйте свое мнение.



6. Докажите, что статистические методы лежат в основе многих биологических открытий. Приведите несколько примеров.

1.2 Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие

Задания с выбором ответа

  1. Отличительными признаками живого от неживого являются:

    1. изменение свойства объекта под воздействием среды

    2. участие в круговороте веществ

    3. воспроизведение себе подобных

    4. изменение размеров объекта под воздействием среды

  2. Обмен веществ и превращение энергии – это признак

    1. характерный для тел живой и неживой природы

    2. по которому живое можно отличить от неживого

    3. по которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных

    4. по которому животные отличаются от человека

  3. Гомеостаз – это

    1. обмен веществ и превращение энергии

    2. регулярное снабжение организма пищей

    3. поддержание постоянства среды жизни

    4. поддержание изменчивости организма

  4. Переходную группу организмов между живой и неживой природой образуют:

    1. простейшие животные

    2. низшие грибы

    3. бактерии

    4. вирусы

  5. Живое отличается от неживого:

    1. взаимодействием молекул друг с другом

    2. процессами обмена веществ и энергии, обеспечивающими постоянство состава системы

    3. составом неорганических соединений

    4. преобразованием веществ

  6. Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства называется:

    1. наследственность

    2. изменчивость

    3. онтогенез

    4. филогенез

  7. К какому признаку (свойству) живых организмов относится их способность поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов

    1. постоянный химический состав

    2. обмен веществ и энергозависимость

    3. саморегуляция

    4. самовоспроизведение

  8. Отличием живого от неживого является:

    1. рост объекта

    2. взаимодействие с окружающей средой

    3. обмен веществ и энергозависимость

    4. наличие углерода

  9. Как называется способность организмов поддерживать относительно постоянный физико- химический состав:

    1. гомеостаз

    2. осмос

    3. обмен веществ

    4. питание

  10. Как называется способность организмов приобретать в течении жизни новые признаки и свойства:

    1. гомеостаз

    2. изменчивость

    3. обмен веществ

    4. наследственность

  11. Как называется способность организмов реагировать на определенные воздействия окружающей среды той или иной активной реакцией, позволяющей им выжить:

    1. гомеостаз

    2. раздражимость

    3. обмен веществ

    4. питание

  12. Какую функцию относят к живому веществу

    1. изменение рельефа местности

    2. размножение

    3. окислительно-восстановительную

    4. изменение внешних факторов

13. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется

1) метаболизм 3) гомеостаз

2) ассимиляция 4) адаптация

14. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как

1) наследственность 3) раздражимость

2) изменчивость 4) самовоспроизведение

15. Одергивание руки от горячего предмета – это пример

1) раздражимости

2) способности к адаптациям

3) наследования признаков от родителей

4) саморегуляции

16. Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры

1) пластического обмена веществ

2) энергетического обмена веществ

3) питания и дыхания

4) гомеостаза

17. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?

1) анаболизм 3) ассимиляция

2) катаболизм 4) метаболизм

18. Наиболее правильно следующее из утверждений:



  1. только живые системы построены из сложных молекул

  2. все живые системы обладают высокой степенью организации

  3. живые системы отличаются от неживых составом химических элементов

  4. в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы

19. какое из приведенных утверждений наиболее правильное:

  1. все организмы обладают одинаково сложным уровнем организации

  2. все организмы обладают высоким уровнем обмена веществ

  3. все организмы одинаково реагируют на окружающую среду

  4. все организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации

20. Открытость живых систем связана с:

  1. их строением и функциями

  2. обменом веществами, энергией и информацией с внешней средой

  3. процессами исторического развития

  4. их способностью к самовоспроизведению

21. В XX веке наиболее современное определение жизни дал:

  1. Ф. Энгельс

  2. М. Волькенштейн

  3. Н. Вавилов

  4. И. Мичурин

22. Основными химическими соединениями, определяющими биологические характеристики жизни, считаются:

  1. вода и минеральные соли

  2. жиры и углеводы

  3. соединения серы, фосфора

  4. нуклеиновые кислоты и белки

Задания с кратким ответом

1. Выберите три правильных ответа:

Какие признаки имеет все живое:

1.состоят из неорганических соединений

2.воспроизведение себе подобных

3.увеличесние массы

4.преобразование веществ в результате химических реакций

5.обмен веществ в метаболизме

6.способность реагировать на действие факторов внешней и внутренней среды

2. Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались

Адатация Условия жизни

А. Яркая окраска самцов павианов 1. Защита от хищников

Б. Пятнистая окраска молодых оленей 2. Поиск полового партнера

В. Борьба двух оленей

Г. Сходство палочника с сучками

Д. Ядовитость паука

Е. Сильный запах кошек

3. выберите только всеобщие свойства живых систем:



  1. способность к фотосинтезу

  2. теплокровность

  3. обмен веществ

  4. эукариотический тип строения клетки

  5. наследственность

  6. раздражимость

1.Дайте полный, развернутый ответ

1. Объясните почему, чтобы описать жизнь, необходимо перечислить все свойства живых организмов.

2.Докажите, что клетка является открытой системой

3. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение?



1.3 Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный

Задания с выбором ответа

  1. Строение и процессы жизнедеятельности в органах и системах органов растений и животных изучает биологическая наука на уровне организации живой природы:

    1. биоценотическом

    2. популяционно-видовом

    3. организменном

    4. биосферном

  2. В процессе окисления органических веществ и синтеза молекул АТФ в митохондриях исследователи изучают на уровне организации живой природы:

    1. популяционном

    2. биоценотическом

    3. клеточном

    4. организменном

  3. Выведение нового сорта растения происходит на уровне организации живого:

    1. молекулярном

    2. биосферном

    3. популяционно-видовом

    4. биоценотическом

4.Генные мутации происходят на уровне организации живого:

  1. организменном

  2. клеточном

  3. видовом

  4. молекулярном

5.Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации живого:

  1. организменном

  2. клеточном

  3. тканевом

  4. популяционном

6.Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого:

  1. организменном

  2. тканевом

  3. молекулярном

  4. популяционном

7. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы:

  1. организменный

  2. биоценотический

  3. биосферный

  4. популяционно-видовой

8. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии

  1. клеточный

  2. популяционно-видовой

  3. биогеценотический

  4. биосферный

  1. Минимальным уровнем организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации, является:

  1. биосферный

  2. молекулярный

  3. организменный

  4. клеточный

  1. Межвидовые отношения начинают проявляться на следующем уровне организации жизни:

  1. биогеоценотическом

  2. популяционно-видовом

  3. организменном

  4. биосферном

  1. На молекулярном уровне организации жизни источником информации служат молекулы:

  1. липидов

  2. углеводов

  3. белков

  4. нуклеиновых кислот

12.Бактерии молочнокислого брожения представляет собой уровень организации живой материи:

  1. молекулярный

  2. клеточный

  3. видовой

  4. биоценотический

13.Кольцевая хромосома бактерии представляет собой уровень организации живой материи:

  1. молекулярный

  2. клеточный

  3. организменный

  4. видовой

14. Порода домашних кур леггорн представляет собой уровень организации живой материи:

  1. клеточный

  2. организменный

  3. популяционный

  4. биоценотический

15. Корневой волосок одуванчика лекарственного представляет собой уровень организации живой материи:

1.молекулярный

2. клеточный

3.организменный

4.пополяционный

16. Отдельное растение одуванчика лекарственного, произрастающее на лужайке, представляет собой уровень организации живой материи:

1.молекулярный

2.клеточный

3.организменный

4.популяционный

17. Группа растений одуванчика лекарственного, произрастающих на определенном ареале, представляет собой уровень организации живой материи:

1.молекулярный

2.клеточный

3.организменный

4.популяционный

18. Совокупность всех растений одуванчика лекарственного, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, представляет собой уровень организации:

1.организменный

2.видовой

3.биоценотический

4.биосферный

19. Совокупность всех живых организмов, обитающих в озере Байкал, представляет собой уровень организации живой материи:

1.организменный

2.видовой

3.биоценотический

4.биосферный

20. Гамета мха Кукушкин лен представляет собой уровень организации живой материи:



  1. молекулярный

  2. клеточный

  3. организменный

  4. видовой

21. Отдельная женская особь Тополя серебристого, произрастающая на улице города, представляет собой уровень организации живой материи:

1.клеточный

2. организменный

3.популяционный

4.биоценотический

22. Совокупность лосей, охраняемых в Приокском заповеднике, представляет собой уровень организации:



  1. организменный

  2. популяционный

  3. биоценотический

  4. биосферный

23. Совокупность всех Уссурийских тигров, скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, представляет собой уровень организации живой материи:

  1. организменный

  2. биоценотический

  3. биосферный

  4. видовой

24. Совокупность всех организмов из разных царств живой природы, обитающих на Земле, представляет собой уровень организации живой материи:

  1. организменный

  2. биоценотический

  3. биосферный

  4. видовой

25. Совокупность разных популяций живых организмов смешанного леса Владимирской области представляет собой уровень организации живой материи:

  1. организменный

  2. биоценотический

  3. биосферный

  4. видовой

26. Гормон инсулин, вырабатываемый поджелудочной железой быка, представляет собой уровень организации живой материи:

  1. молекулярный

  2. клеточной

  3. организменный

  4. видовой

27. Представитель вида Бурый медведь, обитающий в зоопарке, представляет собой уровень организации живой материи:

  1. организменный

  2. популяционный

  3. биоценотический

  4. биосферный

28. Совокупность растений Ежа сборная, произрастающих на лугу около г. Великие Луки, представляет собой уровень организации живой материи:

  1. организменный

  2. популяционный

  3. биоценотический

  4. биосферный

29.Совокупность всех живых организмов, обитающих в оренбургской степи, представляет собой уровень организации живой материи:

  1. организменный

  2. популяционный

  3. биоценотический

  4. биосферный

30. В результате взаимодействия популяций разных видов формируется уровень организации живой природы:

  1. организменный

  2. популяционный

  3. видовой

  4. биогеоценотический

31. К какому уровню организации живой материи относится хлоропласт

  1. молекулярному

  2. субклеточному

  3. клеточному

  4. органно-тканевому

32. На каком уровне организации живой материи происходят процессы биосинтеза белка:

1.молекулярном

2.клеточном

3.организменном



  1. биогеоценотическом

33.Примером биоценотического уровня организации живой материи являются

    1. березовая роща

    2. стадо коров

    3. амеба обыкновенная

    4. биосфера

34. На каком уровне организации живой материи происходят взаимодействие различных видов живых организмов:

  1. организменном

  2. популяционно-видовом

  3. биогеоценотическом

  4. биосферном

35. На каком уровне происходит «запись» наследственной информации:

  1. молекулярном

  2. клеточном

  3. органном

  4. организменном

36. На каком уровне организации живых организмов происходит передача наследственной информации и превращение веществ и энергии:

  1. молекулярном

  2. клеточном

  3. органном

  4. организменном

37. На каком уровне организации происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов:

  1. молекулярном

  2. клеточном

  3. биосферном

  4. организменном

38. Дубрава – это уровень организации живой природы:

  1. популяционно-видовой

  2. биогеоценотический

  3. организменный

  4. биосферный

39. Бескислородный этап энергетического обмена протекает в многоклеточном организме на уровне организации живого:

  1. видовом

  2. клеточном

  3. организменном

  4. популяционном

40. На каком уровне организации живого происходит процесс трансляции

1.клеточном

2. популяционном

3.видовом



  1. организменном

41. Группа особей сизого голубя в крупном городе представляет уровень организации живого:

  1. организменный

  2. популяционный

  3. биосферный

  4. видовой

42. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется:

1) биогеоценотический

2) биосферный

3) популяционно-видовой

4) молекулярно-генетический

43. На популяционно-видовом уровне изучают:

1) мутации генов

2) взаимосвязи организмов одного вида

3) системы органов

4) процессы обмена веществ в организме

44. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

1) клетка амебы 3) стадо оленей

2) вирус оспы 4) природный заповедник

45. Теория В.И. Вернадского описывает следующий уровень организации жизни:



    1. биосферный

    2. биогеоценотический

    3. популяционно-видовой

    4. организменный

46. Общим для всех уровней организации жизни свойством является:

  1. сложность строения систем

  2. проявление закономерностей, действующих на каждом уровне

  3. однородность элементов, составляющих систему

  4. сходство качеств, которыми обладают разные системы

47. Первым надогранизменным уровнем считается:

  1. биосферный

  2. биоценотический

  3. популяционно-видовой

  4. организменный

Задания с кратким ответом

1. Установите правильную последовательность процесса или явления:



  1. биогеоценотический

  2. видовой

  3. биосферный

  4. тканевый

  5. клеточный

  6. организменный

2Укажите биологические явления, характерные для определенных уровней организации живого

    1. популяционно-видового

    2. клеточного

    3. организменного

    4. биогеоценотического

    5. молекулярно-генетического

а. Круговорот веществ и поток энергии

б. Транскрипция

в. обмен генетической информации при свободном скрещивании

г. наименьшая единица воспроизведения живого

д. трансляция

е. наименьшая единица, самостоятельно существующая в среде

ж. наименьшая единица эволюции

з. Репликация ДНК

3. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни

1) репликация ДНК

2) наследование болезни Дауна

3) ферментативные реакции

4) строение митохондрий

5) структура клеточной мембраны

6) кровообращение

Задания с развернутым ответом

1. опишите особенности клеточного и организменного уровня организации жизни



2. Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?




Судьба дарует нам желаемое тогда, когда мы уже научились без него обходиться. Кароль Ижиковский
ещё >>