Театрализация национальных праздников обских угров как средство этнокультурного воспитания населения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Язык и культура этноса и туризм 1 54.64kb.
Архетип как средство репрезентации национальных ценностей в журналистике 1 130.19kb.
Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического... 1 61.98kb.
В. М. Клевенко быстрота в боксе 4 1034.92kb.
Репертуар как средство воспитания духовности в самодеятельном детском... 1 53.47kb.
Образ плакальщицы (ла йороны) как фактор становления этнокультурного... 1 283.28kb.
В. М. Клевенко быстрота в боксе издательство «физкультура и спорт»... 7 1120.31kb.
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного... 2 476.08kb.
1. методологические основы курса 1 174.47kb.
1. Кино как средство воспитания Роль детских фильмов в процессе воспитания 1 229.16kb.
Проблемы образования в контексте этнокультурного многообразия и роль... 1 77.97kb.
Татарский национальный праздник Сабантуй 1 131.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Театрализация национальных праздников обских угров как средство этнокультурного воспитания - страница №1/1

В.С. Петрова

студентка 5 курса, специальности социально-культурная деятельность

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Театрализация национальных праздников обских угров как средство этнокультурного воспитания населения

Праздничная культура обских угров (ханты, манси) представляет собой сложный комплекс, заключающийся в большей части обрядовом характере праздника, который рассчитан на несколько дней и лишен ярких зрелищных приемов. Такие праздники рассчитаны на людей знакомых с культурой обских угров.

Имея сложную структуру, национальные праздники эффективнее войдут в процесс этнокультурного воспитания населения при учете в их организации театрализованной деятельности, иными словами театрализация национальных праздников.

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала личности, воспитания творческой направленности, а так же наиболее удачный способ приобщения к национальной праздничной культуре.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театрализация предлагает участвовать в самом творческом процессе, возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени [1].

Театрализованные праздники – это многогранное общественное явление, отражающее наше прошлое и настоящее. Главное преимущество театрализованного праздника перед обычной классической формой – это активная и обязательная задействованность участников непосредственно в происходящих событиях. На наш взгляд эффективнее использовать игровую форму театрализации, так как она является универсальной и может применяться в работе с детьми, подростками, взрослым и пожилым населением.

Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя. Надо подчеркнуть, что верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую атмосферу, помогает создать активный эмоциональный настрой. Для создания игровой театрализации характерно образное решение, как правило, с удовольствием развивающееся всеми участниками во время воплощения действия в жизнь [2].

Национальные праздники особенны тем, что сочетают межличностное общение с массовым. Массовое общение в театрализации – не механический, а общественный момент. В отличие от спектаклей, где зрители – только зрители, в театрализованном празднике они непосредственные участники. Поэтому успех в большой степени зависит от того, насколько предусмотрены в его сценарном замысле возможности общения как участников друг с другом, так и актеров праздника [5].

Особое место в театрализации занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие.

М.В. Никитинский предлагает следующие довольно простые приемы для привлечения участников в театрализованное действие [3]:

1) костюмирование участников, которое стимулирует их активность и выступает своеобразной движущей силой всего происходящего. Кроме того, костюмирование позволяет ускорить процесс адаптации в нем участников праздника за счет ролевого общения;

2) коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию ребенка на происходящее действо;

3) различные формы состязаний в форме игрового конкурса. Конкурсы могут носить характер интеллектуальной, спортивной, музыкальной направленности. Желательно, чтобы они имели шуточный характер с вручением небольших, но символических, знаковых призов;

4) ритуальное действие – является обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового мероприятия, опирающегося на народные традиции. Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками (такими как встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных обрядовых действий исторического характера;

5) создание исторического фона с помощью особенностей (архитектурных, географических и др.) места проведения праздника.

Театрализованный праздник позволяет разновозрастному населению самовыразиться, получить большое положительное эмоциональное воздействие в результате непосредственного участия в празднике. Особый интерес в этнокультурном воспитательном значении имеют исторические шоу и мероприятия, в которых население знакомится с уникальными традициями и обычаями народов [2].

Cильное эмоциональное воздействие на личность оказывают театрализованные праздники, в которых удается найти сочетание яркой ассоциативной образности и активного реального коллективного действия.

Национальный праздник как элемент культуры обских угров является средством этнокультурного воспитания населения.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства [5].

Этнокультурное воспитание определяется знанием народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у личности интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей [5].

Праздники народов ханты и манси и в настоящее время сохранили свою самобытность и первоначальное значение, что делает возможным сделать процесс этнокультурного воспитания эффективным, способом воспроизведения национальной атмосферы.

Праздничная культура обских угров носит обрядовый характер – по какому-либо конкретному поводу, либо периодические. Со временем в жизнь этих народов вошли и христианские праздники, и традиционные обряды стали приурочиваться к некоторым из них.

Самым популярным и известным праздником обских угров был и остается медвежий праздник. Он устраивался в доме охотника, добывшего этого могущественного зверя. На него традиционно съезжались все желающие, чтобы в течение нескольких вечеров и ночей провести таинственные обряды.

Основная направленность праздника состоит в стремлении примирить зверя и убивших его людей, а также обеспечить полное возрождение зверя, возвращение его к жизни.

Основные моменты обряда следующие: добыча медведя, встреча его в поселке, подготовка к празднику внутри дома, собственно праздник – исполнение песен, драматические представления, танцы, пантомимы, сатирические сценки, рассказы и в конце – вынос медведя. Вечерняя программа начиналась «звериными песнями», в которых рассказывалось и жизни и деяниях медведя – сначала на небе, потом на земле.

Вторая часть представления была драматической, причем в роли актеров выступали исключительно мужчины. Представления разыгрывались под музыку национальных инструментов [2].

Важным и значимым праздником является день оленевода.

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник народов западной Сибири, связанный с их хозяйственной деятельностью. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки [4].

Вороний день – отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками.

На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне [4].



Праздник Обласа, проводится ежегодно в июле. Основное действо праздничной программы – гонки на обласах. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа [4].

В результате участия в театрализованных мероприятиях происходит эффективное усвоение населением достижений национальной культуры, что позволяет говорить о высокой значимости театрализации праздников обских угров в этнокультурном воспитании населения.




Литература


  1. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

  2. Молданов Тимофей. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов. Томск: Изд. Том. ун-та, 1999. 260 с.

  3. Никитский, М.В. Теоретические и исторические аспекты анимации. М., 2008.

  4. Станет ли Югорский край краем международного туризма? // Газета «Промышленные ведомости» (г. Москва) № 12.

  5. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии): автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 24 с.





Острить и занимать деньги нужно внезапно. Видоизмененный Генрих Гейне
ещё >>