Татарская общественно-политическая мысль в литературе и публицистике конца XIX начала XX вв - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины американская общественно-политическая... 1 308.31kb.
Проблема «интеллигенция и революция» в российской анархистской публицистике... 4 451.56kb.
Повести Д. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и«Трое на... 1 273.3kb.
Мужская мода конца XIX начала XX века представляла собой короткий... 1 34.01kb.
Святочные обряды в русской литературе 1 16.74kb.
Исследования старообрядческих самоубийств в XIX-XX веках 1 259.06kb.
Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля. Предпосылки... 1 40.09kb.
Польское общественно-политическое движение в Беларуси 2-ой половины... 1 374.18kb.
Московский художественный театр в общественной и культурной жизни... 1 330.43kb.
Национальные отношения 1 166.05kb.
Робинзонада в английской детской и юношеской литературе конца ХIХ... 1 177.88kb.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 1 34.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Татарская общественно-политическая мысль в литературе и публицистике конца XIX начала - страница №1/4

На правах рукописи

ГАЛИ БУЛАТ ТАЛГАТОВИЧ

ТАТАРСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В ЛИТЕРАТУРЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ

конца XIX – начала XX вв.


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Специальность 23.00.01 – Теория политики, история и методология

политической науки (исторические науки )

Казань – 2009

Работа выполнена на кафедре историографии, источниковедения и методов исторического исследования исторического факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина”



Научный консультант: доктор исторических наук, профессор


Литвин Алтер Львович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор,

член-корреспондент РАН.

Каштанов Сергей Михайлович

доктор исторических наук, профессор



Валеев Рамзи Калимович (Казань);

доктор исторических наук



Загидуллин Ильдус Котдусович (Казань);

Ведущая организация ГОУВПО “Самарский государственный

университет”

Защита состоится “29”декабря 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.17 по присуждению ученой степени доктора исторических наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования “Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина” по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.2, ауд.1113.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им.

Н.И. Лобачевского ГОУВПО “Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина”

Автореферат разослан “ 2009 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

доктор исторических наук, профессор Р.А. Циунчук



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современный мир переживает период небывалого единения, утверждения индустриально-информационного общества за счет повсеместного и почти универсального распространения сходных законов, стандартов, товаров и норм жизни, приобщения к общечеловеческим ценностям. Казалось бы, региональные рамки и узконациональные культурные традиции народов должны раствориться в общем “плавильном котле” современной цивилизации, сами нации как этнические общности – исчезнуть, а их этнографические особенности и самобытная культура – унифицироваться. Однако наблюдается совершенно иное: наряду с процессами глобализации и унификации этнической повседневности народов происходит то, что ученые-обществоведы называют “всплеском национализма”. Особенно заметно он стал активизироваться с конца 80-х гг. XX в.

В условиях кардинального переосмысления узловых периодов российской истории вполне естественным представляется обращение современных исследователей к богатейшему историко-культурному наследию народов, волею судеб оказавшихся в одном геополитическом, экономическом и духовном пространстве. Ученым-обществоведам предстоит представить все более обстоятельную картину сложнейших процессов отечественной истории периода политических потрясений, глубоких социальных и этнокультурных перемен, раскрыть суть поисков новой этнической идентичности, новых компонентов общественного сознания. Совершенно справедливы высказывания современных историографов о том, что история как одна из действенных форм проявления самосознания общества чутко реагирует на его потребности, и чем они острее и значительнее, тем масштабнее их влияние на состояние науки1.

В свете сказанного возникает необходимость пристального осмысления и анализа проблемы формулирования концепции исторического прошлого татарского народа, которая всегда была тесно взаимосвязана с процессами формирования национальной идеологии и этнической идентичности. Изменение концептуального подхода к истории эволюции общественно-политической мысли татарского народа, использование широкого спектра новых имен и понятий из историко-художественной литературы свидетельствуют об обновлении и о том, что произошел поворот в самосознании нации. Историческая наука как научная дисциплина, по мнению Т.С. Гузенковой, все больше становится историей этносов и этнических государств, а на смену классам и классовой борьбе приходят народы с их самобытными традициями и национально-освободительной борьбой за суверенизацию своих национальных интересов2.

Таким образом, обращение к истории татарской общественно-политической мысли конца XIX – начала XX вв. – к борьбе татарского народа за свои этнополитические и этнокультурные интересы – востребовано современными реалиями российского общества. Высказываемые сегодня идеи относительно “единого российского народа” и попытки ограничения преподавания в российских учебных заведениях “национально-регионального компонента” таят в себе потенциальную опасность новых межнациональных трений и конфликтов. Современная национальная политика вновь сталкивается с проблемами, имевшими место в конце XIX – начале XX вв. и получившими наиболее яркое отражение в дооктябрьской татарской литературе и публицистике. Вот почему вновь возникла необходимость осмысления и анализа эволюции татарской общественно-политической мысли рубежа XIXXX вв., когда шла ожесточенная идейно-политическая борьба за расширение прав татарского народа, против этнокультурной ассимиляции, а также за сохранение национального и религиозного сознания – своеобразного камертона социально-культурного равенства.

Итак, научная и практическая значимость данного научного исследования обусловлены следующими обстоятельствами:

углубленный исторический анализ произведений художественной литературы и публицистики позволит расширить имеющиеся научные представления об этапах эволюции татарской общественно-политической мысли в России и внести в оценку современных этнокультурных преобразований в стране существенные коррективы;

комплексное исследование данной проблемы позволит сформулировать новые аналитические разработки и теоретико-методологические обобщения, так необходимые для дальнейшего развития национальной историографии татарского народа;

это междисциплинарное исследование позволит ввести в научный оборот новые, ранее не публиковавшиеся источники, заново переосмыслить многие устоявшиеся общественно-политические установки.



Несмотря на то, что многие исследователи изучали и изучают различные аспекты истории татарского народа, тема эта далеко не исчерпана.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX – начало XX вв. Их нижняя граница связана со становлением новой (реалистической) татарской литературы и публицистики, нового литературного языка и национальной историографии, верхняя – с началом кардинальной ломки основ российского общества, установлением большевистского идеологического диктата во всех сферах общественно-политической мысли татарского народа.

С одной стороны, исследуемый период – это время относительной свободы дискуссий, когда идейно-политическая борьба в татарском обществе протекала в основном в русле полемических дебатов и критики на страницах произведений художественной литературы и публицистики консервативных проявлений в общественной и культурной жизни татарского народа. С другой стороны, – это время, когда даже робкие попытки провозглашения национальных интересов татарского народа на страницах произведений художественной литературы и публицистики наталкивались на противодействие со стороны авторитарно-полицейской власти, установившееся после поражения Первой русской революции 1905-1907 гг. Именно в этот период была объявлена борьба против любых проявлений “пантюркизма” и “панисламизма” в татарском обществе. Для более цельного освещения основ­ных проблем, анализируемых в диссертации, исследовательские поиски в ряде случаев выходят за пределы данного периода.

Территориальные рамки исследования охватывают главным образом Поволжье и Приуралье. Выбор территориальных рамок связан, во-первых, со спецификой развития татарской литературы и публицистики конца XIX – начала XX вв.; во-вторых, со сосредоточением в указанном регионе основной массы татарского населения.

Объектом работы является процесс эволюции общественно-политической мысли в литературе и публицистике конца XIX – начала XX вв.; предметом исследования являются этнополитические, этнокультурные и идейно-просветительские составляющие, направленные на реформацию татарского общества.

Цель исследования – всесторонний анализ эволюции общественно-политической мысли татарского общества в литературе и публицистике конца XIX – начала XX вв.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

дать историографический обзор литературы по заявленной тематике, показать поэтапные особенности развития проблемы;

проанализировать татарскую литературу и публицистику конца XIX – начала XX вв. и определить основные этапы и тенденции ее развития;

выявить специфику идейно-политических течений в татарском обществе и показать их влияние на развитие литературы и публицистики;

рассмотреть характер отражения общественно-политических событий, произошедших в России (в том числе в татарском обществе), на страницах литературы и публицистики изучаемого периода;

проанализировать особенности развития общественно-политических и мировоззренческих установок на страницах произведений художественной литературы и публицистики по вопросам национальной системы образования, литературы и культуры татарского народа;

изучить формы проявления общественно-политической мысли, характерные для представителей татарской творческой интеллигенции, и выявить главные векторы идейного размежевания по вопросу этнополитического развития татарской нации;

определить характер и идейную направленность периодической публицистики, рассмотреть ее влияние на становление новых тенденций в татарской общественно-политической мысли;

показать специфику развития национальной драматургии в контексте критики консервативных сторон проявлений и пороков татарского общества.

Источниковую базу исследования составил комплекс неопубликованных и опубликованных документов и материалов. Источники, использованные в диссертационной работе, можно условно разделить на группы.

Первую группу составили многочисленные архивные документы различных фондов архивохранилищ Российского государственного исторического архива, Национального архива Республики Татарстан и др. Большую часть, рассмотренных нами архивных источников представляют документы и материалы делопроизводственного характера: переписка между разными инстанциями по вопросам общественной безопасности, общественно-политической активности населения, народного просвещения и “религиозно-нравственного воспитания” татарского населения в местах его компактного проживания. Среди этих документов встречаются постановления, протоколы и решения административно-полицейских органов в отношении отдельных личностей, а также материалы, отражающие идейные и практические позиции двух основных полюсов татарской общественно-политической мысли – джадидистов и кадимистов. Эти документы содержат обширный фактический материал для освещения повседневной жизнедеятельности различных слоев дореволюционного татарского общества.

Свидетельством общественно-политической борьбы в татарском сообществе и идейной полемики среди представителей татарской общественной мысли являются дела, возбужденные на основании жалоб, доносов и судебных запросов властей. Протоколы допросов отдельных граждан, циркуляры, прошения, письма, рассылаемые губернскими жандармскими управлениями с целью получения сведений о политической благонадежности того или иного лица, свидетельствуют также об активном росте национального самосознания татарского народа, формировании его национальной идеологии.

В аналитических, информационных и объяснительных записках, докладах, справках и отчетах высшим губернским административным и жандармским органам содержатся ценные сведения об общественно-политическом настроении татарского населения, о его социально-экономическом и политико-правовом положении, о различных антиправительственных и антимиссионерских выступлениях в местах компактного проживания инородцев. Немаловажную ценность для заявленного исследования представляют документы о годовых и полугодовых испытаниях в учебных заведениях, о постановке учебно-воспитательной работы в медресе и мектебах. Таким образом, документы и материалы, привлеченные автором в процессе написания диссертационной работы, позволяют сделать необходимые аналитические и теоретико-методологические выводы об эволюции общественно-политической мысли и этнокультуре различных слоев татарского общества изучаемого периода.

Автором использовался также комплекс документов и материалов из фондов Научного архива Института языка, литературы и искусств им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Архива Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан. В первом из указанных ведомственных архивов хранятся рукописное наследие, письма и произведения отдельных представителей татарской творческой интеллигенции (Ф. Амирхана, Г.Исхаки, Ф. Карима и др), представляющие большую ценность для настоящего исследования. Во втором архивохранилище нами был обнаружен ряд уточняющих сведений о жизни и творчестве представителей татарской эмиграции (например, Г. Исхаки).

Определенный научный интерес для исследуемой проблематики представляют также опубликованные документы и материалы, содержащие ценные сведения об общественно-политическом и этнокультурном развитии различных слоев татарского общества. Среди изученных нами опубликованных источников особое место занимают материалы, раскрывающие основные направления деятельности правительственных структур в области национального образования, культуры, религии и общественной мысли татарского народа3.

В процессе написания диссертационной работы с целью сравнительно-сопоставительного анализа и расширения источниковой базы для теоретико-методологической интерпретации проблемы были привлечены также стенографические отчеты и материалы о деятельности Государственной Думы Российской империи. Как известно, в ее работе активное участие принимали видные представители татарской общественно-политической мысли, которые во время думских заседаний часто поднимали мусульманский (в том числе татарский) вопрос. К тому же, отдельные слои татарского общества верили в работоспособность Думы и с большим энтузиазмом выбирали думских депутатов, надеясь на демократизацию российского общества, связывая это с уравнением в политико-правовом положении татар с русскими, расширением религиозных свобод для мусульманского населения. В те годы отмечались и случаи прямой апелляции к этому представительному форуму со стороны некоторых представителей татарской творческой интеллигенции (например, Г. Тукая, Г. Исхаки)4.

Следующая группа источников – произведения татарских писателей, в которых отражены взгляды на общественно-политические, историко-культурные, религиозно-философские, социально-правовые, семейно-брачные вопросы, представляющие для нашей работы значительную ценность.

Видные представители татарской литературы и публицистики (Г. Тукай, Г. Исхаки, Ф. Амирхан, М. Гафури, Ф.Карими, Г.Ибрагимов и др.5), продолжая традиции просветителей XVII-XIX вв., внесли значительный вклад в процесс преодоления былой исторической детерминированности и национально-религиозной отчужденности татарского общества. В их художественно-публицистических произведениях впервые поднимался вопрос об отказе от национальной самоизоляции татар, обосновывалась необходимость приобщения широких слоев татарской общественности к достижениям других передовых наций в области науки, культуры и литературы, отстаивалась идея культурного сближения со всеми народами мировой цивилизации. Значимость этого факта повышалась еще и тем, что в течение нескольких столетий в России на государственном уровне разжигалась национально-религиозная вражда, по известному принципу “разделяй и властвуй” один народ натравливался на другой. Видные представители татарской литературы и публицистики сумели подняться выше самоизоляционных предрассудков татарского общества и обозначить эволюционные пути решения татарского национально-культурного строительства.

Не подлежит сомнению и то, что многие представители татарской творческой интеллигенции проявляли интерес ко всему, что имело отношение к истории эволюции тюрко-татарской религиозно-философской и общественно-политической мысли. Вместе с тем в условиях чрезвычайно сложной общественно-политической атмосферы России начала XX в., наличия большого числа партий, групп, идейных течений и мировоззренческого плюрализма относительно путей решения главных национальных интересов татарского народа они сумели определить основной вектор развития татарского общества: эволюционный поэтапный переход от локальных самоизолированных татарских сообществ к национально-культурной автономии, а затем к более высокой форме проявления этнических интересов – к национальной государственности.

Достаточно большое место среди источников по исследуемой тематике занимают татарские и русские периодические издания: “Баянельхак”, “Вакыт”, “Волжский вестник”, “Казан мухбире”, “Казанский телеграф”, “Камско-Волжская речь”, “Новое время”, “Нур”, “Тан юлдызы”, “Фикер”, “Шура” “Юлдуз”, “Яли-юлт” и др. Газетно-журнальная периодика выступала прежде всего, как объект исследования в историческом плане. В то же время в узком измерении она служила историческим источником для разработки важнейших проблем и этапов развития общественно-политической мысли татарского народа в дореволюционный период. В ней содержится значительный спектр информации по общественно-политической и этнокультурной жизни татарского народа. В то же время газетно-журнальная публицистика позволила нам дать аналитическую характеристику повседневности различных социальных прослоек татарского народа, а также выявить основные общественно-политические и культурные проявления в его этническом социально-правовом поле. Этот источник достаточно ценный и репрезентативный, поскольку достоверность его материалов подтверждается неоднократным и перекрестным дублированием: целый ряд данных перекликается с идентичной информацией, содержащейся в других периодических изданиях.

В газетно-журнальной публицистике довольно подробно отражена развернувшаяся в татарском обществе идейная борьба вокруг вопроса о татарской национальной школе, в связи этим было накоплено много интересного и ценного, иногда и полемического источникового материала. Заметим, что в периодике о российской системе народного образования заметно преобладали статьи с историческим уклоном. Это было связано, скорее всего, со стремлением писателей и публицистов познакомить читателя, прежде всего мударрисов и хальф, с историей развития мировой педагогической мысли и учебной практики, в том числе русской и татарской. Освещение основных моментов развития народного образования на страницах периодической печати явилось важной вехой на пути накопления татарским сообществом историко-культурного опыта.

Материалы периодической публицистики ценны и тем, что они позволили нам последовательно, из года в год, проследить процесс возникновения и развития идеологии общественно-политического и этнокультурного обновления татарского общества. К тому же они, в определенном смысле слова, позволяли рассмотреть динамику роста национального самосознания татарского народа, своеобразным показателем подъема которого явилось развитие общественно-политической мысли татарской нации, которая в лице своих передовых представителей проявляла невиданное стремление ко всему новому, прогрессивному.

Таким образом, в процессе работы над диссертационным сочинением были использованы разнообразные источниковые материалы. Комплексный анализ, сравнение и сопоставление, сверка противоречивых сведений и очистка от идеологических догм источников, привлеченных нами для научно-квалификационной работы, позволили создать необходимый документальный фундамент для аналитических выводов и наблюдений.



Научная новизна работы состоит в том, что она является первым комплексным и междисциплинарным исследованием практически малоизученной в совокупности темы по истории развития татарской общественно-политической мысли и ее отражению в литературе и публицистике конца XIX – начала XX вв.

В диссертационной работе на материале литературы и публицистики впервые предпринята попытка углубленного воссоздания достоверной картины истории дореволюционного татарского общества, поэтапного анализа идейно-художественного содержания произведений представителей творческой интеллигенции в контексте формирования идеологических основ для развития национальных интересов татарского народа.

В работе впервые в научный оборот введены новые неопубликованные документы и материалы, на основе которых сделаны аналитические и теоретико-методологические обобщения по истории общественно-политической мысли татарского народа.

Практическая значимость работы. Источниковые и исторические данные, аналитические и теоретико-методологические обобщения, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в дальнейших научных разработках по истории общественно-политической мысли и истории национальных движений Российской Федерации и Татарстана, по татарскому литературоведению. Накопленный, систематизированный и обработанный материал может быть использован также при разработке лекционных курсов и спецкурсов по истории Татарстана, написании монографий и учебных пособий по истории национальных отношений в России, особенно в региональном контексте. Результаты исследования являются актуальными и для изучения национальных отношений на современном этапе.

Основные положения, выносимые на защиту.

1.Развитие общественно-политической мысли конца Х1Х – начала ХХ вв., правомерно рассматривать в русле перехода от просвещения к более прогрессивной и реалистической оценке действительности. Данная проблема в конце Х1Х века во многом решалась в противоборстве кадимизма с джадидизмом, что являлось не только педагогической, но и политической альтернативой.

2. Новый подъем в общественно-политической жизни татарского общества начинается с эпохи Первой русской революции, 1905-1907гг. когда победила ориентация на общее европейское и русское направление критического мышления. Качественный рост литературы, публицистики, книгопечатания, появление на арену буржуазии как класса происходили на фоне активизации общественно-религиозных и светских организаций (мусульманские съезды, создание первой мусульманской политической партии «Иттифак» и др.). Татарские политические организации оказали большое влияние на формирование и становление татарского литературного движения в регионе и общественно-политической мысли в целом.В этот период были созданы произведения Г.Тукая, Г.Исхаки, Г.Ибрагимова, М.Гафури и др., вошедшие в золотой фонд татарского искусства слова.

3. В годы реакции и Первой империалистической войны несколько угасает общественный тонус татарской политической мысли, что находит отражение в литературе, публицистике (появление ряда пессимистических, декадентских или мажорных произведений, одобряющих политику царизма в войне и т.п.).

4. Новый подъем в общественно-политической жизни, породивший оптимизм, веру в будущее возник после отречения царя от власти, создания Учредительного собрания, появления ряда национальных организаций, деятельность которых были прерваны действиями большевиков после Октябрьской революции 1917 г.

5. Все эти этапы эволюции общественно-политической мысли рассмотрены в материалах исторических, философских, художественных и публицистических произведений, манифестов, писем, обозрений, актов, которые и воссоздают конечную стратегию исследования.

6. Необходимо подчеркнуть, что общественно-политическая мысль в указанный период (конец Х1Х – начало ХХ вв.) приобрело наиболее масштабное, теоретическое и практическое реализованное выражение, чем и ценен опыт предшественников для современности.


следующая страница >>



Только мертвые языки обретают бессмертие. Антуан де Ривароль
ещё >>