Тайная сила цигун - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чиа Мантэк "Даньтянь Цигун Пустая сила, Энергия промежности и Второй... 1 283.91kb.
Коваленко Павел Александрович 1 240.53kb.
Цигун искусство взращивания жизненности и духа 1 50.4kb.
Цигун большого буддийского стража 1 81.94kb.
Вес, сила натяжения, сила давления, сила упругости 1 87.36kb.
Тайная история масонства 35 6306.62kb.
Чак Норрис. Тайная сила внутри нас 29 1648.74kb.
Книга 3 Москва, Вече, 2010 Андрей Низовский Часть I мистика кладов... 15 4011.46kb.
Демонстрация №1. “Горка” Вопросы: 1 1 28.33kb.
Энтони Саттон Орден «Череп и кости». Тайная власть. Как Орден контролирует... 8 629.94kb.
Тайная война против Советской России Сейерс Майкл, Кан Альберт Sayers... 33 5008.98kb.
Теория Перемен основа фэн-шуй 1 33.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Тайная сила цигун - страница №1/1

Автор:

Боцула Валерий Викторович.

www.garuda.com.ua, www.botsula.ru, botsula@garuda.com.ua, botsula@list.ru

ТАЙНАЯ СИЛА ЦИГУН.

(по материалам моей книги «Тайцзи-цюань – путь великого совершенства)
Одна цивилизация – два подхода.
Слово «цигун» можно перевести с китайского языка как «совершенная энергия» или «гармоничная энергия». На Востоке о существовании энергии как таковой знали уже много тысяч лет назад, но, как и ко всему прочему, там к этому явлению природы относились только с практической стороны. Любая более или менее стоящая теория в странах Азии вытекала из реального эмпирического опыты, что вполне можно назвать научным подходом, ведь, как известно, наука делает выводы на основании эксперимента. Однако есть и разница между древней методологией постижения мира и современной – чисто научной. Прежде всего, надо отметить тот факт, что для восточных мудрецов исследование только внешнего мира не было самоцелью, древние исследователи мира вначале погружались в глубины свой личности, изучали себя, т.е. человека, изнутри, а потом уже постигали и всё вокруг. «Познай себя – познаешь весь мир» - вот девиз настоящего даоса. Такие исследования природы и социума были не просто ради интереса или выгоды, цель этой сложной и трудной работы – постижение тайн личности человека, проникновение в глубины бытия именно на внутриличностном уровне, а также непременное самосовершенствование ума, энергии и тела. Следовало не просто познать себя, также необходимо сделать себя гармоничным, чтобы появилась способность адекватно реагировать на окружающий мир и распознавать в нём всё в истинном свете. Ведь если «инструмент познанная», т.е. личность познающего, не «отлажен» или «не настроен» в оптимальный режим, мир будет восприниматься человеком искажённо, преломляясь через призму омрачений (клеш), эмоций, страстей и т.д. Один и тот же факт можно трактовать совершенно по-разному, омрачённая страстями личность выводы сделает столь же несовершенные, как и он сам, а, следовательно, будет и неадекватная социальная позиции. Если в обществе доминирует такая деструктивная доктрина восприятия мира – жди беды, ведь социальные катаклизмы это ничто иное, как взрыв накопленных до критической массы частных несовершенств отдельных личностей. В отличие от традиций, предполагающих духовный рост личности и познание мира через призму гармонии, научный подход основан на обратном принципе. Для академической науки совершенно не важен сам исследователь, это может быть и психически нездоровый человек, или стяжатель, или просто человеконенавистник, готовый своими изобретениями уничтожить весь мир, для прагматиков и технократов важен только «Голый Факт» и не более. Это Голый Факт уже стал мерилом всего, морали, закона, социального устройства и т.д., существует целый культ этому странному явлению, Голому Факту поклонятся словно божеству. Тайные и явные исследовательские лаборатории сейчас более похожи на жутковатые собрания фанатиков, справляющих свои тайные мессы у высокотехнологического алтаря Науки. Служение этой новой религии, столь быстрыми темпами ведущей к гибели всей цивилизации, стало столь очевидно, что в этом уже нет никакого сомнения, технологии очень эффективно добьют старушку Землю, тем более, что она и так уже исчерпала 90% своего жизненного цикла. Сейчас миром правят не мудрецы, пекущиеся о благе людей, а прагматики, для которых узкокорпоративные интересы выше существования даже всей цивилизации. Да, наука может многое и ещё на большее способна, но она же и рубит сук, на котором сидит. Ещё немного, каких-нибудь лет двадцать или тридцать, и экология будет погублена безвозвратно, а деградация личности, особенно в «развитых» странах «первого мира», уже просто приняла катастрофический и массовый характер. Люди слабеют на глазах во всех отношениях, а высокие технологии не только не решают проблем совершенства личности, а ещё более ввергают человека в зависимость от «костылей прогресса». Конечно же, ещё не всё потеряно, ещё есть слабый шанс остановить тупую машину научной гонки, но это шанс чисто гипотетический, уже все страны так сильно втянулись в соревновательный процесс, что остановиться почти невозможно. Однако, вследствие неравномерности развития мировой цивилизации, ещё есть острова и леса, где люди живут в согласии с самим собой и природой, но ареол таких мест исчезает на глазах. Как это ни странно, но именно развитые страны, нещадно эксплуатирующие природу непомерно гипертрофированной промышленностью, а своих граждан столь же завышенным стандартом жизни и материального потребления, именно они провоцирую мировой экстремизм. Некоторые социумы, пытаясь защитить свои духовные и традиционные ценности от напора «миккимаусноый» культуры, не нашли нечего более действенного, чем прямой конфликт с западным миром. Да, миром правит нажива и страсти, но не все проблемы лежат только в этой плоскости, многое зависит и от личных качеств отдельных людей и тем более это заметно, чем выше такой человек стоит на социальной лестнице. Одно неверное решение на уровне правительств может привести к глобальной катастрофе. Вот почему в Китае все чиновники были обязаны не только сдавать экзамены по государственным дисциплинам, но и изучать философию добродетели (Конфуцианство), практиковать медитацию и даже совершенствоваться в разных стилях Ушу. Не надо забывать, что Китай, в своё время, был лидирующей империей в мире, а его научные открытия легли в основу современной науки. Конечно же, трудно отрицать объективность процессов природы и некоторых аспектов социальной динамики, но не надо и забывать, что именно личность делает социум таким, каков он есть. Русская поговорка «нечего пенять на зеркало, коли рожа кривая», очень точно подметила тот факт, что всё, что мы видим вовне – это отражение нашего внутреннего мира. Мы видим только проекции своего ума, энергии и тела, и нет ничего плохого в том, если кто-то вдруг захотел исправить несовершенства своего отражения или внешний мир, но начинать надо прежде всего с себя.

Базовые положения Цигун.
Чтобы понять суть самого явления Цигун, надо, прежде всего, разобраться в целях, которые преследует данная методология в основополагающих средствах, а уж затем можно изучать конкретные упражнения. Без глубокого и всестороннего понимания этого удивительного метода самосовершенствования невозможно глубоко освоить Цигун и достичь сколько-нибудь ощутимых результатов.

И так, чего можно достичь изучая Цигун? В данном случае следует отметить бесчисленное разнообразие позиций, ведь, сколько людей – столько и желаний. Но именно то, что многообразные методики Цигун способны удовлетворить многие пожелания практиков, это делает их чуть ли не самыми доступным и затребованным способом самосовершенствования и оздоровления в лоне восточных традиций. Проще говоря, посредством Цигун можно решать большое число проблем ума, энергии и тела человека. Что касается ума, то развивать его качества посредством Цигун получается в следующих аспектах, например, память, скорость принятия решений, концентрацию мысли на проблеме, адекватность восприятия и различные другие умственные способности. В плане энергетики вообще трудно даже в общих чертах обозначить цели, ведь энергии человека столь разнообразны, а их конкретные проявления вообще не имеют счёта. Тут и проблемы здоровья, и тысячи разнообразнейших творческих способностей, и внутренняя работа в йоговском аспекте, и совершенствование военно-прикладных способностей, улучшение сексуальных функций и т.д. Для каждой более или менее значимой проблемы в человеческом измерении в Китае были разработаны отдельные методики Цигун и довольно оригинальные упражнения. На тело также можно воздействовать средствами Цигун, наверное многие читали об известном феномене под названием «железная рубашка», когда энергетический щит не позволяет нанести вреда холодным оружием телу человека, при этом не используются никакие защитные средства, кроме энергетической защиты. Цигун также укрепляет мышцы, сухожилия, внутренние органы, развивает огромную мышечную силу (Ли), излечивает опухоли, «неизлечимые» хронические, инфекционные и многие другие болезни «чисто соматического» плана. Хотя, чистой соматики без психики (тонкого плана) быть не может. В общем говоря, Цигуном можно заниматься всем без исключения людям, любого возраста, пола и умственных способностей, противопоказания есть, но их немного. В основном Цигун не показан при наличии острых психических заболеваний или при расстройстве Ци (рлунг), при повышенном давлении, некоторых сердечно-сосудистых расстройствах, но это также преодолимо, хороший учитель поможет подобрать правильную методику занятий. Это всё, что можно вкратце сказать о целях.



Методология Цигун имеет свою характерную концепцию. В чём секрет? Цигун является составной частью даосской йоги и воздействует на аспект энергии человека. Даосская йога, как и многие другие подобные методики динамических йог, имеет три основных раздела практики – тело, энергия и ум. Энергия на Востоке ассоциируется с речью человека или с его дыханием, потому очень часто Цигун называют «дыхательной йогой», что вполне закономерно, но это не совсем так. Да, дыханию в методиках Цигун уделяется огромное значение, ведь сама Ци (энергия) связана с элементом «воздух» и хотя она поглощается из пространства, но надо заметить, не только через дыхательную систему лёгких и не только с воздухом. Дышать, или поглощать Ци в упражнениях Цигун необходимо и руками, и головой, и ногами, да вообще всем телом, и это не аналогия, а вполне точное определение. Энергия входит и выходит вместе с воздухом не только через рот и нос, но и через поры тела, также и через особые точки акупунктуры, а более тонкие энергии проникают вообще через мистические каналы и «врата» в ауре человека. Также надо заметить, что именно аспект энергии объединяет ум и тело в единое целое. Энергия всепроникающая, по этой причине она является основой и для функций ума, и для жизнедеятельности тела, без поддержки Ци (рлунг или праны) личность начинает распадаться на первоэлементы, т.е. разрушается формула, удерживающая человека в том виде, в каком он проявляется в пространстве и живёт в своей естественной среде. Тут не трудно отметить тот факт, если человек омрачён страстями, то его несовершенства будут проявлены на его теле, через поведение, выражение лица, речь и образ мысли.
Это лишний раз подтверждает связь и зависимость друг от друга всех составляющих личности (тело, энергия, ум). Гармонизируя свою энергию, практик приводит в баланс всего себя, это будет сразу отмечено по выражению лица, по поведению, по самочувствию, и, конечно, по более доброжелательной реакции других людей к такому человеку. Красоту души, впрочем, и её несовершенство, спрятать невозможно, можно лишь ненадолго вводить в заблуждение общественность, но всё естество обязательно проявится в истинном свете. Если неофит достигает определённой гармонизации, то энергетический код его личности или формула неких жизненных энергетических структур начинает обратный отсчёт, энергии как бы расслабляются и возвращаются в естественное состояние, как говорят даосы в момент «не рождения». Это значит следующее, что закрученные кармой в плотный узел энергии личности распутываются и превращаются в Ясный Свет и интегрируются в естественное состояние ума, растворяются в нём на самом тонком уровне первоэлементов. По многочисленным источникам и свидетельствам очень уважаемых очевидцев можно сказать, что результатом такой реализации могут быть всякие чудесные проявления в плане элементов. Может вдруг случиться так, что человек начинает читать мысли, видеть будущее и прошлое, летать по воздуху и ходить по воде, не горит в огне и проходит сквозь стены т.д. и т.п. Однако все эти чудеса не является прямой целью истинных духовных традиций Востока, а есть лишь промежуточные состояния на пути к Великому Совершенству. Великое Совершенство или Великий Предел подразумевает полное растворение личности в сущности Света или, можно сказать и по другому, интеграцию всего человека в его собственное состоянии Естественного Ума (возвращение в момент «до рождения», на самый сущностный уровень). Признаками такой реализации может быть уменьшение чуть ли не в три раза тела практика после его смерти или полное растворение его тела в пространстве за несколько дней без признаков разложения. Но самой высшей считается реализация, года человек не умирает вообще, а просто уходит в Тело Света только потому, что его формула личности полностью интегрировалась в сущность первоэлементов или в сущность Света. Например, мастер Падмасамбхава, известный тибетский йог, реализовал именно такой чудесный уровень – Великий Переход, способность интегрировать свою форму в сущность Света. Он преодолел двойственность физических измерений материи и может без труда исчезать и проявляться в любой точке пространства и времени. Его личность сохранилась бессмертной и она приобрела воистину Великое Совершенство, ибо неограниченна ни материей, ни двойственным мышлением, а его энергия вездесуща и не имеет изъянов. Так гласят легенды, но никто не может утверждать, что этого не может быть, ведь истории уже известны факты, когда легенды подтверждались вполне научными открытиями, например, всем известная история легендарного города Трои.

Цигун не только использует возможности дыхательной системы или энергетические точки и каналы, очень часто применяются специальные позиции тела, рук, ног, глаз, языка и т.д., а также надо уметь делать очень специфические упражнения и статические напряжения определённых групп мышц. Это необходимо для того, чтобы направить Ци (рлунг) в определённые области тела, внутренние органы или энергетические узлы – Тантьены (чакры) (некоторые методики подробно описаны в моей книге – Боцула В.В. «Тайцзи-цюань – Путь Великого Совершенства», ХООО «НЭО «ЭкоПерспектива»2005, г. Харьков). Зачем надо тревожить свои чакры, каналы, ум и тело? Принимать специфические позиции, напрягать и расслаблять определённые группы мышц, дышать специальными способами и т.д., всё это делается для создания направленного потока Ци в ту или иную область тела или личности, для накопления энергии там, где существует её дефицит, а также для снятия энергетических блоков в местах избыточной локализации Ци. Гениальность методов Цигун заключается в том, что человек может осознанной творческой силой своего организма (Ци), умом и энергией тела (Ли) влиять на свои составляющие личности и достигать поставленных задач без единого применения фармакологических или каких-либо других внешних средств. Управляемыми потоками Ци можно делать чудеса, оздоравливаться, продлевать жизнь, улучшать функции в любом аспекте личности и даже в некоторых аспектах преодолеть неблагую карму. Конечно, результат никто гарантировать не может. Для успеха необходимо, чтобы все первичные и вторичные причины совпали в благоприятном сочетании. Эти учения не просто реализовать, но перспективы вполне реальные, если много трудиться и искренне относиться к данной практике и к линии традиции. Уважительность важна ещё и потому, что входящие в поток Дао ученики (овладевающие сущностью Ци), не только активно воздействуют на себя духовной практикой, но и активизируют учителей, реализованных существ и охранителей традиции, находящихся в иных измерения (энергетических сферах существования). Все усилия настоящего практика не остаются незамеченными из «божественных сфер», и, если всё происходит корректно и с уважением, такому человеку обязательно будет оказана помощь этих реализованных существ. Это могут быть и подсказки секретных методов на уровне ума через сны и прозрения наяву, вплоть чудесных явлений учителей на физическом плане. Это может быть и «случайно» найденные священные тексты, и «неизвестно откуда» пришедшая материальная помощь, и чудесные способности «вдруг» открывшегося творческого канала и т.д. Ничего случайного и чудесного в этом нет, ведь всё имеет причину, всё закономерно. Чудесные явления это прямое доказательство существования «клуба» просветлённых существ, которые не бросают на самотёк своих последователей и подвижников, помощь будет и на земле, и на небе.

Если рассмотреть некоторые практические примеры использования Цигун, то тут можно рассказать много чудесных явлений и случаев, происходящих реально а нашей жизни. Существует такая присказка у врачей-терапевтов, что грипп если его не лечить, то он длится неделю, а если его лечить, то он длится семь дней. Они абсолютно правы, но только в рамках своей компетенции, ведь это ни что иное, как печальная правда нашей цивилизации, гриппом болеют все и всегда. Подобная инфекция это не шутка, и в китайской, и в тибетской медицине целители это также понимают. Однако, в отличие от такого пессимистического подхода, укоренившегося в среде европейской научной терапии, посредством некоторых методик Цигун есть возможность справиться с начинающимся гриппом примерно за пол часа и это не вымысел, а проверенная неоднократно практика. Существуют специальные упражнения Цигун, которые столь сильно и на очень маленький промежуток времени повышают «внутренне давление» и огненную мощь Ци в каналах, что все болезнетворные микробы просто подавляются такой мощной вспышкой защитных сил организма. Вообще, не раз были зафиксированы даже в научных кругах случаи, когда человек мог избавляться чуть ли не за час от хронических и смертельных недугов, вследствие сильного эмоционального шока, или запредельной физической нагрузки. Например, известен такой факт, когда один шахматист вылечил туберкулёз последней стадии, сыграв на пятидесяти досках вслепую, он при этом выиграл более сорока партий, но самое главное, вредоносные палочки сгорели в сильнейшем напряжении творческих сил. Гроссмейстер был абсолютно здоров после этого сеанса уже на второй день. Такое напряжение внутренней энергии или психических сил можно вызывать целенаправленно методами Цигун, однако надо этому учиться. Это не совсем безопасное занятие, бывают и довольно неприятные передозировки усилий на этом поприще. Ведь столь сильное и экстремальное воздействие на организм, без правильного подхода, может принести и проблемы ввиде инсульта или нарушения психической деятельности. Чем эффективнее средство, тем с ним надо более внимательно и правильно обходиться. Можно привести и тот факт, что сильный смех или какая-либо друга эмоция, например, пережитый острый стресс, может также влиять на состояние организма. Например, простуда может пройти за пять минут по настоящему сильного смеха, и это не вымысел. В мире уже существую целительские школы, где лечат положительными эмоциями.

Цигун можно условно поделить на жёсткие и мягкие направления, но это не совсем отвечает действительности, хотя реально есть и тот и другой подход. На самом деле несуществует чёткой границы между мягкостью и жёсткостью упражнений, чаще это всё комбинируется, иногда жёсткость усилий длительная, иногда взрывная и мгновенная. Как правило, напряжения и расслабления перетекают в процессе динамических или статических упражнений. Ярким примером жёсткого Цигун, посредством которого можно обрести «железную рубашку», является форма «песочные часы», которая делается с элементами сильнейшей концентрации. Эта форма используется во всех традиционных восточных школах ушу и является универсальным базовым упражнением для обнаружения в себе чудесной внутренней силы, а также тренирует концентрацию энергии при ударах. Выполняя правильно форму «песочные часы» можно развить в себе огромное количество бойцовских качеств, силу, ловкость, реакцию, концентрацию удара, а также она является прекрасным средствам оздоровления, в частности, выполняя это упражнение, есть возможность изгонять тот же грипп в считанные минуты. Но не надо забывать, что не само упражнение лечит человека, а человек себя сам лечит посредством упражнения. Не достаточно просто сделать форму и тут же избавиться от всех проблем, этого не случится, если ученик не обладает всей полнотой традиции, не наработал упражнение в процессе длительных занятий, также важно искренне и уважительно относиться к этому методу. Великие традиции губит не конкуренция с наукой или внешними силами «зла», эти традиции умирают от формального подхода в своей среде, от отсутствия достойных приемников, которые могут оживить Благой Закон в действии и проявлять чудеса реализации. К сожалению, люди больше не верят в чудо и не хотят тратить время для занятий духовными традициями, а те, кто так или иначе прикоснулся к этому, не всегда доводят дело до конца, часто бросая на пол пути своё восхождение к Свету. Печально видеть, когда люди страдаю от банальных недугов, от которых можно избавиться очень простыми и дешёвыми средствами, но ещё более печально то, что сами страдающие презрительно отвергают помощь и сострадание тысяч Будд, Учителей и Героев старины, которые оставили удивительное наследие для грядущих поколений. Однако карма есть карма, каждый получает по вере своей, и если кто-то ставит не на того бога, вины ничьей в этом нет.

Как и все восточные духовные системы, Цигун может быть полезен и на чисто бытовом уровне, и в сфере творческих амбиций, а также на духовном пути, но он будет абсолютно не эффективен, если им не заниматься глубоко, с осознанием и методик и целей, для которых эти методики создавались. Нельзя делать Цигун просто так, только потому, что понравилось упражнение и тем более он будет бесполезен, если нет правильной методики изучения самих упражнений, ведь тут очень много сложных аспектов и частных нюансов. Учитель необходим не только потому, что он передаёт традицию от сердца к сердцу, он необходим как лучшая страховка от возможных проблем на пути, по крайней мере, на первом этапе обучения. Конечно же, когда есть точное знание и наработанная методика, можно совершенствоваться самостоятельно, но всему своё время.

Практически аспекты мягкого и жёсткого Цигун.
Мягкий Цигун является базовым во всех школах даосизма и первичным по отношению к жёсткому. Даосы говорят, что мягкость – основа жёсткости, слабость – основа силы, медленность – основа скорости, и это абсолютно верно. Мягкий Цигун также лежит в основе всех «внутренних» или «мягких» стилей ушу, а именно Тайцзи-цюань, Багуа, Синь-И и многих других военных и оздоровительных восточных систем. Мало того, эти «мягкие» стили (Тайцзи-цюань, Багуа и т.д.), по сути, являются чем-то вроде длительного мягкого Цигун с вариациями на тему ушу. В основе таких методик лежат медленные, плавные и расслабленные движения тела, естественное дыхание и расслабленная созерцательная позиция ума. Концентрация ударов во внутренних стилях ушу мгновенная и точечная, без длительных напряжений, без лишней траты Ци. Такой режим исполнения не только экономит ресурсы энергии и тела, но именно такими средствами достигается состояние вхождения в поток Дао, что является необходимым условием для выполнения любой даосской техники. В поток Дао невозможно войти с напряжениями в структуре личности и отсутствием естественного баланса ума, энергии и тела. Дао должно течь свободно, как широкая река в долине, без препятствий на пути (без напряжений и страстей), только тогда можно объединить Путь и Плод в одном процессе. Именно такой подход позволяет достичь Нирваны или Того Берега здесь и сейчас, в рамках конкретного занятия, и это вполне реально, если недвойственная позиция ума, энергии и тела сливаются в едином блаженном потоке естественного и спонтанного реагирования. Чудес не бывает без вложенных в конкретный духовный проект усилий и средств. Надо много знать, уметь и стараться от души, чтобы чудо стало реальностью, чтобы чудеса Естественного Ума возникали спонтанно и самопроизвольно из тайных глубин личности.

Мягкий Цигун очень полезен не только в таких сложных учениях как Тайцзи-цюань или Багуа, его можно делать всем желающим без каких-либо серьёзных ограничений. Это прекрасный метод профилактики здоровья, укрепления сил физических и творческих, это способ обретать счастье корректными и простыми средствами. Если бы широкие массы населения могли освоить и практиковать Цигун или Тайцзи-цюань, то без сомнения, люди бы не искали счастье в наркотиках, в пьянстве, в одурманивающих ум залах дискотек. Нет ничего прекрасней и полезней, чем заниматься столь удобными и гармоничными упражнения на природе или в зале, ведь счастье это не мечта, это вполне реальное состояние, тем более, оно всегда с нами, надо только найти «золотой ключик» от «коморки» нашей обусловленной личности. В процессе становления такой духовной практики, человек постепенно входит в режим оптимального функционирования личности, его элементы приходят в гармонию, тело становится удобным, блаженство делается постоянной реальностью. Самодостаточность – это первый признак обретения недвойственности на уровне ума и энергии. Цигун – один из лучших методов на этом пути.



Дзижень.
«Дзижень» переводится с китайского как «живость», «активность». Поскольку Даосизм недвойственная система, то она включает, казалось бы, противоречивые принципы, но это не так. Дзижень – это энергия Ци, играющая в каналах и растекающаяся гладко по телу. Если энергии Ци достаточно, то движения обретают силу тигра, гибкость дракона, мощь медведя, лёгкость порхающего сокола и т.д. Это очень важно понимать для изучения Цигун. Существуют восемь основных типов энергий, соответствующих качествам восьми мифических существ. Эти качества вполне конкретно структурируют проявления энергии, ума и тела, наполняя движения конкретным смыслом и нужными характеристиками. Практик может проявляться быстро, как порхающий среди ветвей сокол, или мощно, как медведь, вырывающий деревья с корнями и т.д., (учение Багуа-цюань Сюэ). Дзижень означает ещё и активный ум, который излучает свет понимания ситуации, такое видение позволяет адекватно реагировать и максимально экономить энергетические и телесные ресурсы. Если мастер способен малыми усилиями укрощать большие силы, то он может без труда много часов подряд вести поединок, да ещё и не с одним партнёром, при этом совершенно не уставать. Дзижень подразумевает на вдохе брать, а на выдохе отдавать, так же адепт может аккумулировать энергию в нижнем Тантьене, в области, которую китайцы называют «океан жизненности». Подобная тактика позволяет действовать длительно, успешно и без потерь.

Если Изначальная Жизненность проявляется легко и свободно, а любое движение тела, ума и чувств (энергий) наполняется естественным ритмом Изначальной Силы, то можно с уверенностью сказать, что источник изначальной потенциальности бьет живительным родником, наполняя существование человека Великим Блаженством. Освобождённый от пут привязанности ум, подобен распустившемуся цветку лотоса и он больше не блокирует жизненные силы внутри личности. В освобождённом сознании чудеса естественно проявляются, словно бесконечное число звёзд в неограниченном пространстве неба.




А. Цигун для достижения просветления.
Исповедуя духовный подход к цигуну, вполне возможно достичь наибольших результатов и в даосской практике, и в буддийских аспектах Дхармы, и, что самое главное, это не ведёт к противоречиям между Традициями Результатом таких действий должно быть обретение «состояния буддовости». Буддисты и даосы нашли способы, позволяющие через практику дыхания и упражнения тела выйти за пределы мира страдания. Чтобы избежать неблагих реинкарнаций, следует практиковать именно духовный аспект Цигун, высвобождая Шень (дух) из плена обусловленного существования. В момент перехода от жизни к смерти «тренированный» дух обретёт способность попасть в сферы небожителей или обретёт освобождение, адепту больше не потребуется воплощаться в мирах страдания. Через практику цигунов можно подпитывать Шень энергией Ци при жизни, что позволит, в конце концов, достичь светоносной реализации.

Длинные формы Тайцзи-цюань (тао) и дыхательные упражнения в данной Традиции являются своеобразными цигунами, поскольку в них есть все компоненты для работы с каналами и Ци. В этой главе будет приведено несколько упражнений Цигун, которые важно знать в контексте этого направления.



Б. Человек, земля, небо.
Ни для кого не секрет, что человек живёт на земле, а над головой у него находится небо. Этот троичный принцип был перенесён древними натурфилософами во внутреннюю структуру отношений или на уровень тела практикующего Даосизм. Эта триада лишний раз напоминает о том, что явления и свойства на макро уровне переносятся в микромир личности, что позволяет использовать качества первоэлементов (махабхуты) в работе с Цигун и с техникой тела.

Для выполнения этого упражнения следует знать следующие принципы:


- тело и позвоночник стоят прямо,

- ноги слегка согнуты, но на вдохе немного приседают, на выдохе – выпрямляться,

- опора на нижний Тантьен,

- дыхание носом, без усилий,

- губы сомкнуты, язык у корня верхних зубов,

- ягодицы поджимают снизу,

- плечи опущены,

- грудь немного втянута,

- голова словно подвешена за макушку, подбородок слегка опущен,

- позиция должна быть удобной,

- руки и плечи не следует высоко поднимать и напрягать.
Целью этого Цигун является реализация триады ЧЕЛОВЕК – ЗЕМЛЯ – НЕБО в действии, когда «земля» и «небо» встречаются в пространстве личности. При подъёме «земли» (низ тела) и опускании «неба» (верх тела), свойства этих явлений природы объединяются в «человеке» (в нижнем Тантьене). Это делается для того, чтобы в дальнейшем, при выполнении техники Тайцзи-цюань, присутствовали низкие и сильные стойки в низу человека (элемент земли и воды), а в плечевом отделе работал лёгкий и быстрый верх (воздух или небо, и огонь).



11 – 1 11 – 2 11 – 3


11 – 4 11 – 5 11 – 6



11 – 7 11 –8

Рис. 11. Цигун «земля встречается с небо».


В. Цигун «пульсация Вселенной».
Все вышеперечисленные статические принципы и позиции тела подходят для этого Цигун, единственное отличие этого упражнения от предыдущих в том, что оно выполняется в динамике.
Целью этого упражнения – проявление в динамике четырёх основные фазы функционирования Ци, как-то:
- зарождение,

- рост и расширение,

- сужение,

- возвращение в потенциальность.
Подобный цикл движения Ци в измерении человека похож на пульсацию Вселенной, что так же подтверждает идентичность микро и макро уровней. Этот цигун следует выполнять от трёх до девяти циклов, на каждый шаг.

12 – 1 12 – 2 12 – 3


12 – 4 12 – 5 12 – 6


12 – 7 12 – 8 12 - 9





12 – 10

Рис. 12. Цигун «пульсация Вселенной».


Г. Жёсткий цигун.
Существует огромное количество жёстких Цигун в разных стилях ушу, но в данном случае следует понять принцип, по которому строятся эти упражнения.

Чтобы создать «железную рубашку» или «золотой колокол», требуется сначала освоить технику движения практикуемого направления, и на этой основе следует соблюдать следующие принципы:


- принять оптимальную стойку, удобную для цигуна,

- сделать через нос глубокий вдох, но вдыхать следует низом живота или нижним Тантьеном, постепенно заполняя грудь,

- запереть с низу ягодицами промежность, а с верху как бы немного зажать подбородком,

- воздух и Ци следует сжать в низу живота медленным, но сильным движением, постепенно повышая давление в Тантьене,

- при этом следует делать выдох через рот, как бы протискивая воздух через сжатые губы, можно немного шипеть.
Это довольно простая схема, но отвечает всем требования работы тела, энергии и ума при концентрации Ци. Не надо сильно перенапрягаться в данном упражнении.


13 -1 13 – 2 13 – 3




13 – 4 13 – 5 13 – 6
Рис. 13. Жёсткий Цигун.
Начинающему практику следует понять одну вещь, если освоены принципы системы и методология, то можно разработать свои собственные версии упражнений для раскрытия энергий и творческих способностей. Цигун может регулировать любой аспект жизни, от духовных практик, до сексуальных отношений. Важно понимать, что этими упражнениями следует пользоваться только в конкретных случаях, а по достижении положительного результата надо прекратить активные действия, чтобы не «перегнуть палку». В таких делах важно качество энергии, а не её количество, которое, кстати, всегда ограничено, и Ци, полученную при рождении, не следует разбазаривать на недостойные дела.

Конь ветра или «послушная» Ци.
Энергию Ци часто сравнивают с конём. Мастера говорят: «Коня надо вести под уздцы». Что это значит? Практикующий Цигун или Тайцзи-цюань должен пестовать, оберегать и пополнять резервуар своей жизненности. Если он будет слишком активно тратить Ци, не заботясь о её источнике, то, по логике вещей, «конь ослабнет», или, проще говоря, энергия будет растрачена. При таком положении дел ум и тело также будут обесточены.

«Вести коня под уздцы» – в лексиконе Даосизма означает – делать движения плавно, расслабленно, чтобы Ци «шла рядом» с медленными движениями упражняющегося. Если движения резкие, напряжены и угловатые, это говорит о том, что «коня» не ведут, что он «брыкается» и «сотрясает» тело и ум. Если с энергией налажены хорошие отношения, то всегда есть возможность «сесть на коня», т.е. выполнить быстрые и сильные движения, и, можно быть уверенным, это мистическое существо не подведёт. Мастера, благодаря такому подходу, могут проявлять чудеса выносливости, скорости и силы.










Бывают ложные доказательства истины. Владислав Пекарский
ещё >>