Святой Франциск Ассизский и романтизм Горбунова Ольга Павловна - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Серафим Саровский и Франциск Ассизский 1 156.84kb.
Франциск ассизский его жизнь и общественная деятельность 5 976.03kb.
Франциск Ассизский 6 1125.87kb.
Маоу дод дюц «На Молодежной» Образцовый детский коллектив, студия... 1 60kb.
Журнал «Латинская Америка» №3, 2009 Т. Б. Коваль Спор о богатстве... 1 310.64kb.
Франциск ассизский 12 1767.02kb.
Реформа церковной музыки в свете идей цецилианского движения в позднем... 1 38.54kb.
Недоспасова Ольга Павловна Северская государственная технологическая... 1 68.33kb.
«Горящая сама и зажигающая других…» 1 15.74kb.
Программа концерта органной музыки в рамках проекта «Франциск Скорина... 1 48.34kb.
Викторина по теме «романтизм» Романтизм это 1 35.48kb.
Романтизм в искусстве Германии 1 22.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Святой Франциск Ассизский и романтизм Горбунова Ольга Павловна - страница №1/1

Святой Франциск Ассизский и романтизм

Горбунова Ольга Павловна

Соискатель

Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В.Собинова,

кафедра гуманитарных дисциплин, Саратов, Россия

Email: klarawik@mail.ru

Обращение романтизма к Средневековью – один из основных компонентов его эстетики, о котором неоднократно рассуждали как сами художники-романтики, так и исследователи данного типа культуры. По мнению А. В. Шлегеля, термин «романтизм» выражает сущность нового искусства, так как происходит от названия народных языков, образовавшихся путем смешения латинского с древненемецкими диалектами [9,127]. Г. Гейне в 1836 г. писал о том, что романтическая школа является «воскрешением средневековой поэзии» [2, 145]. «Периодом средневекового возрождения» называет романтизм в Германии В. М. Жирмунский [4, 121]. Н. Я. Берковский определяет романтизм как «переживание средневековья» современниками Великой французской революции: «Примерно пять веков европейского развития – 1300–1800, пережитые с точки зрения одного великого пятилетия, 1789–1794 – вот что такое романтизм» [1, 114]. Один из выдающихся исследователей культуры романтизма А. В. Карельский объясняет романтический «уход в прошлое» тем, что «это была не просто мечта о возврате вспять, а попытка возрождения неких духовных традиций прошлого ради будущего» [5,156]…саму романтическую мечту о прошлом не надо примитивно понимать как совсем наивное желание возродить это прошлое во всей полноте; это было стремление возродить некие духовные ценности прошлого ради будущего» [5,157]. Исследователь Панкова говорит об особой романтической модели средневековья [6, 189]. Данная модель включает в себя определенный образный ряд, репрезентирующий Средневековье, его составляют такие символы как древний средневековый город, готический собор, замок, средневековое искусство, рыцарство, монашество. Одним из таких «знаков Средневековья» для романтизма стал образ Святого Франциска Ассизского.

Святой Франциск из Ассизи – христианский подвижник и проповедник, один из самых драматичных и в то же время необычайно привлекательных деятелей христианства, живший в XIII столетии в Италии. В своем эссе «Франциск Ассизский» английский писатель и мыслитель Г. К. Честертон замечает: «Все, чего не знали до Вордсворта, знал св. Франциск. Все, что открыл нам Толстой, само собой разумелось для св. Франциска. Его можно представить читателю не просто добрым, а гуманным, первым героем гуманности. Многие считали его утренней звездой Возрождения. <…> Этот человек действительно жил на свете, и многим из нас по душе его жизнерадостность, его милосердие и щедрость. Но были у него и некоторые другие качества, ничуть не менее искренние, которых мы не понимаем и даже боимся» [8,83]. М.С. Самарина называет Святого Франциска Ассизского «экзистенциальной моделью, архетипом», «вечным символом, существующим в коллективном сознании эпохи вне времени и географических рамок» [7]. Франциск Ассизский стал основателем знаменитого апостольского движения, именуемого францисканством и провозглашающего преданность вере, послушание церковному авторитету, обет бедности, человеколюбие, а так же обращение людей всех социальных уровней.

Важно отметить, что именно романтическая эпоха открыла и признала в святом Франциске поэта и «трубадура». Шестисотая годовщина со времени смерти Франциска оказалась знаменательной. В 1826 году в Страсбурге немецкий романтик Иосиф Гёррес опубликовал брошюру «Der heilige Franziscus von Assisi. Ein Troubador», которой суждено было стать вехой развития истории францисканской культуры. До сих пор рыцарские и трубадурские качества Франциска из Ассизи оставались незамеченными, а его сочинения еще не признавались поэзией. «Нужен был немецкий идеализм, чтобы открыть, хотя и преувеличивая и искажая, отношения между поэзией и мистицизмом, между поэзией и святостью», – пишет А. Джемелли [3].



Эпоха романтизма с ее интересом к Средневековью, его поэтизацией и идеализацией, проявила особую симпатию к образу Франциска Ассизского, что было противоположным явлением по сравнению с предшествующей эпохой Просвещения, когда культ разума, антирелигиозные настроения породили враждебное отношение к монашеским орденам, и к францисканцам, в частности. Еще ни один исторический период не видел такого расцвета учреждений третьего Ордена как XIX столетие. Романтизм был очарован францисканством, а сам Франциск стал одним из любимых героев, в котором романтики видели, но не столько монаха, сколько поэта, борца за социальную справедливость и героическую личность. В творческой среде отношение к францисканству на протяжении XIX века имело символическую направленность, превалирующее значение имел образ. Однако во второй половине века уже слышны социальные мотивы, а конец столетия c его усилением религиозности берет на вооружение именно францисканскую этику, которая является основой, «сердцевиной» Ордена францисканцев. Век романтизма, по словам А. Джемелли, «любил святого Франциска Ассизского, может быть, более, чем любого другого святого, однако понимал его по-своему: и как поэта природы, и как борца за достоинство труда, и как знаменосца того человеческого братства, которое этот век искал вне христианства, в то время как оно возникает только там» [3].
Литература

  1. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

  2. Гейне Г. Романтическая школа // Собр. соч.: в 10 т. Л., 1958. Т. 6.

  3. Джемелли А. Францисканство. пер. Тимофеева И., Из-во Духовная Библиотека, Москва, 2000. ISBN: 5-94270-033-8 http://ivenec.tau.by/roznae/33-frantsiskanstvo-agostino-dzhemelli?showall=&start=2 (дата обращения 12. 02.2013).

  4. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.

  5. Карельский А. В. Метаморфозы Орфея: беседы по истории западных литератур / сост. А. Б. Ботникова, О. Б. Вайнштейн. М., 2007. Вып. 3. Немецкий Орфей.

  6. Панкова Е.А. Романтическая модель Средневековья (к постановке проблемы) // Вестник СПбГУ. Сер.9. 2011. Вып. 1.

  7. Самарина М.С.Франциск Ассизский и его наследие: от истоков к современности. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008.

  8. Цветочки святого Франциска Ассизского: Первое житие святого Франциска с приложением эссе Г. К. Честертона «Святой Франциск Ассизский». – Спб.: Амфора, 2000.

  9. Шлегель А. В. Чтения о драматическом искусстве и литературе // Литературные манифесты западноевропейских романтиков / под ред. А. С. Дмитриева. М., 1980.








Время упрощает все политические схемы. Зыгмунт Грень
ещё >>