Святочная неделя. Рождество. Колядки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема мастер-класса: Рождество, да святки – ряженье, колядки 1 72.58kb.
Фольклорные сценарии колядки 1 «Рождество на дворе» 4 Масленица 9... 4 365.72kb.
История возникновения календарных народных праздников 1 33.94kb.
А в Ерусалиме рано зазвонили 1 48.89kb.
Приближается Великий пост. По традиции, подготовительный период к... 1 60.51kb.
Сценарий городского мероприятия «Европейское Рождество» 1 77.07kb.
Решение Никейского собора о Пасхе 160 Масленица (Сырная неделя) 1 26.78kb.
Рождество Христово Научно- исследовательский проект 1 125.12kb.
7 января Рождество Христово православное Рождество 1 48.49kb.
Главные осенние праздники 1 36.09kb.
Рождество Христово (конспект занятия в старшей группе) Программное 1 60kb.
«Арт-Тревел» искусство путешествовать реестр турооператора мт3 001149 1 47.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Святочная неделя. Рождество. Колядки - страница №1/1

СВЯТОЧНАЯ НЕДЕЛЯ. РОЖДЕСТВО. КОЛЯДКИ.
Одним из самых любимых праздников в нашей стране является Рождество Христово. В ночь на 25 декабря по старому стилю, а 7 января по новому в малых и больших церквах совершается богослужение. Накануне праздника украшается в домах рождественская ёлка. Вечная зелень ели и других растений: можжевельника, лавра, омелы была символом обновляющейся жизни. Поэтому и стали украшать еловыми ветками дома и храмы. Рождество Христово называют матерью всех праздников. Действительно, рождением Иисуса Христа – сына Божьего, Спасителя мира - начинается его земная жизнь, страдания смерть и воскресение. В нашей станице этот праздник и в настоящее время отмечают очень красочно, ярко, весело. По станице ходят колядовщики, посевальщики, всем весело, ощущается приподнятость, ожидание чего-то необычного. Хозяйки заранее покупают сладости, пекут пироги, меняют деньги, достают то, что можно раздать ожидаемым гостям. Я всегда с нетерпением ожидала этот красивый, весёлый праздник, меня волновали песни, исполняемые ряжеными. Всё казалось необычным, волшебным, таинственным. И я решила узнать, откуда пришёл этот праздник, с чем связаны эти ритуальные действия, кому посвящены песни, кто их создатель и автор. Моя работа актуальна, т. к. интерес к этому празднику не только не ослабевает, но и растёт год от года. Новизна моей работы заключается в том, что я использовала материал, собранный в школьном музее, а также воспоминания жителей нашей станицы, которые в молодости принимали активное участие в этих празднествах. Весь христианский люд и казачество, в том числе свято хранят сложившиеся традиции, обычаи, передают песни, славящие Христа, колядки, новогодние поздравления и пожелания.

Дом тщательно убирали, покрывали стол чистой скатертью. Под иконами ставили необмолоченный сноп, как символ нового урожая и кутью. Христианский люд и казачество, в том числе, всегда благоговейно относился к Рождеству Христову и праздновал его красиво и ярко. Самому празднику до сих пор предшествует сорокадневный пост известный под названием Рождественский. В этот период христиане каются и молятся, едят простую пищу. День перед Рождеством называют рождественским сочельником т. к. в это время едят сочиво – постную кашу и овощи. В сочельник до самого вечера, точнее до появления на небе вечерней звезды (воспоминание о Вифлеемской) никто ничего не ел и не садился за стол.

Помолившись, все садились за стол. Кутья была бедной т.к. пост ещё не закончился. Кутья - это каша, сваренная из пшеницы, или ячменя, ржи, гречихи гороха, чечевицы, а сейчас её варят из риса. Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, на крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая кутья, была разной по составу. Так рождественскую кутью готовили постной. Её приготавливали с соком, или молочком маковым, миндальным, ореховым, конопляным с добавлением мёда и измельчённых ядер грецких, лещинных орехов, миндаля, растёртого мака. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. У казаков существовал обычай навещать дом, где родился ребёнок, а в числе даров «на зубок» приносить бабкину кашу и бабкины пироги.1 Этот обычай сохраняется и в настоящее время. Кутья украшалась конфетами и сваренными сухофруктами. В этот день у казаков было принято носить кутью своим крёстным родителям. Крёстные одаривали крестников подарками: новыми рубашками, отрезами, деньгами, платками и т. п.2. В настоящее время эта традиция несколько изменилась: крестники тоже стали дарить подарки крёстным.

Казаки нашей станицы сохраняют этот обычай, ребятишки с малых лет перенимают от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

В сам праздник рано утром мужчины и подростки обходят дома и поздравляют хозяев с праздником Рождества Христова. Они поют песни и обсевают дома (разбрасывают по комнате горсть овса или пшеницы), приговаривая при этом: По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке ребяток. В песнях славили Иисуса Христа (см. приложение). «Рождество твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нём бо звёздам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу правды и тебе ведати с высоты Востока. Господи, слава тебе! Здравствуй, хозяин с хозяюшкой! С Рождеством, с Христом с праздничком!»

С 7 января по новому стилю начинается святочная неделя, которая длится до18 января по новому стилю. Святки или святые вечера - так обычно называют это время в России. Не было ни одного празднования, которое сопровождалось бы таким богатством обычаев, обрядов, примет и всего прочего, как святки.

Накануне Рождества Христова в казачьих станицах девушки, собравшись группами, ходят от одного дома к другому и под окнами поют, славят Коляду.1

(по словам историка Карамзина, Коляда в языческой мифологии был богом пиршества и мира). Ходить колядовать – значит поздравлять, а за это получать подарки. Были специальные песни так называемые колядки:

Приходила коляда,

Наперед Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку.

И дай бог тому,

Кто в этом дому,

Ему рожь густа -

Рожь ужиниста:

Ему с колоса осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Еще лучше того!

Наделил бы вас господь

И житьем и бытьем

И богатством,

И создай вам, господи.

Всю праздничную неделю в станице было весело, шумно, радостно. Родственники ходили друг к другу в гости, навещали кумовей, родителей, соседей. Этот обычай сохраняется и в наши дни.

Святки – главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующим переход от старого года к новому. Корни большинства святочных обрядов восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными ритуальными действиями, к которым было причастна вся казачья станица. В первый день Рождества группы детей, парней, девушек, а иногда и взрослых мужчин, совершали обряд прославления Христа. Они ходили по всем домам станицы с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих станичников. Рано утром в Рождество и Новый год взрослые казаки и казачата в каждом доме совершали магический обряд: зайдя в избу, они разбрасывали зёрна различных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Рождеством и Новым годом.1 Этот обходной обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же, целью в рождественский сочельник или рано утром в Рождество и в день Нового года по станице ходили колядовщики, исполняя поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением. Святки - ритуал, основная тема которого - сотворение мира. И чем точнее человек повторял поступки, напоминавшие самые первые, сакральные действия, тем удачнее, считалось, будет год. На этот случай в станицах были очень забавные обычаи, призванные повлиять на будущий урожай, приплод, потомство. Чтобы плодились свиньи, под Новый год мужчина должен был встать на четвереньки, залезть под стол и там хрюкать. А чтобы было много кур и яиц, женщины отправлялись в курятник, садились под насест и кудахтали. Хозяйка разбрасывала горох со словами « сколько гороха, столько и овечек родилось бы».2

Рождество и Новый год старались отмечать всей семьёй, чтобы в течение года поддерживались родственные связи. Причём, не только семья должна собираться, но и вещи: одежда, инструменты,- всё собиралось воедино. Если под новый год считать деньги - их будет много, поворошить зерно - жди хорошего урожая. А вот в долг давать или брать - считалось плохой приметой. Прибыль под Новый год - хороший знак, в достатке и год проживёшь.

В казачьих станицах, кроме славления по домам, до настоящего времени сохранился обычай наряжаться в маски и костюмы с целью быть неузнанным. Как вспоминает Полежаева П.И., наряды для колядования были недорогими, всё необходимое было под рукой. Бабы одеваются мужиками, парни - старухами, девушки – цыганами - главное, чтобы было смешно и уродливо, чтобы наряженного подольше не могли узнать. Использовали всё: вывернутую шерстью вверх шубу, из соломы делали горб, из пакли бороду и парики, из мешковины плащ, заворачивались в дерюгу и т. д. Кто оденется домовым, кто чёртом. Говорят не своими голосами, шутят, смеются, поют и пр.1 Песни, которые исполняют, не отличаются литературной грамотностью, но они великолепны по смысловому строю, по искренности и радостной доброте.

Святочные праздники - время активного формирования брачных пар. Этому способствуют проводимые в сочельник игрища молодёжи. Парни и девушки имеют возможность лучше узнать друг друга. Святки являются одним из праздников, когда девушки гостят у своих родственников или подруг, живущих в других станицах, более крупных ,где вероятность найти жениха была больше. Девушки старались привлечь к себе внимание яркими нарядами, умением петь, танцевать, поддерживать беседу, они демонстрировали и свой характер, весёлый и бойкий, но в то же время и скромный, что в то время считалось эталоном девичьего поведения.2

Важное место в святочной неделе занимали гадания. Считалось, что Святки - это то время, когда человек, хоть и символически, может попасть в мир мёртвых, узнать свою судьбу. В казачьей культуре известны девичьи гадания, а излюбленные темы - любовь (на суженого-ряженого) да на смерть. Гадание всегда считалось грехом, но гадали всё равно, рискуя при этом самой жизнью. Одним из гаданий было гадание в бане. Именно здесь по станичным поверьям находится потусторонний мир - поэтому это самое страшное место, т.к. здесь не было икон: человек в бане беззащитен. Вот одно из таких гаданий: в полночь нужно вбежать в баню, выхватить уголёк, посмотреть какой он, и по нему угадать будущую жизнь, а кто последний выйдет из бани, тот и умрёт в этом году. Если уголёк был шершавый - жених будет богатый, а гладкий - бедный. Было ещё одно весёлое гадание: ночью девушки перевязывали колья, заранее называя его номер, допустим, 26. Если кол был в коре, то и суженый будет богатый, а если без коры, то бедный. Бросали через дом сапожек: в какую сторону будет носок смотреть, там и суженый. Известны у казаков гадания на зеркале. При таком способе гадания мало переместиться в потусторонний мир, важно и поведением уподобиться покойнику: ставится зеркало или два, зажигаются свечи, нужно смотреть немигающим взглядом, как у покойника, причём в комнате обязательно находится один лишь гадающий, который должен снять крестик, расплести косу, снять пояс. А крестик, пояс, коса и есть те признаки, что это человек, а не нечистая сила (отсюда выражение - быть распущенным или распоясанным). Гадающий приближается к природному состоянию, он беспомощен, беззащитен. Гадание с зеркалом опасно, здесь главное не допустить, чтобы суженый появился в полный рост, иначе утащит в потусторонний мир - и она умрёт. Зеркало - вход в потусторонний мир, главное, вовремя повернуть его зеркальной поверхностью вниз, положить на стол и, сказать: «…чур меня». Иногда девушки гадают на сон. В этом случае она также уподобляется покойнику. Гадания разные: кладут гребешок под подушку, приговаривая: «Суженый - ряженый, приди, причеши», или – башмачок со словами: «Суженый - ряженый, приди, обуй меня». Или же делают колодец из спичек и кладут на постель со словами: «Суженый- ряженый, приди, коня напои», и ночью суженый должен присниться. Кто во сне придёт, тот и будет мужем. Но ложиться спать следует в верхней одежде, как покойник в гробу лежит. В рождественские вечера девушки ходили по станице группами и, подходя к дому, кричали под окнам: «Хозяйка, как моего суженого зовут?». Названное имя должно было стать именем будущего мужа.

Множество разнообразных народных примет связывали с Сочельником: вечернее небо, звёзды, погода как бы предсказывали виды на урожай. К примеру, если небо усыпано звёздами - ожидай много грибов и ягод в лесу, урожай гороха и приплода скота. Если иней на деревья - к обильным хлебам, метель - пчёлы будут роиться. Если снега возвышаются вдоль дороги – зерновые будут буйно колоситься, если же дорога выше снегов на полях - к неурожаю. В эту ночь ножки стола связывали верёвкой, чтобы домашний скот не убегал со двора; кур не кормили - чтобы грядки не копали; пряжу в тугие клубки мотали – чтобы капуста уродилась. Существовал ещё один способ предугадывать будущее на год вперёд по тому дню недели, на который приходилось Рождество: если Рождество приходилось на воскресенье, то зима будет переменная, а весна сырая, лето сухое, осень ветреная, воинам радость, плодов изобилие, четвероногих множество, мёду много, юным пагуба. Если Рождество придётся на понедельник, будет зима хорошей, весна и лето сырыми, урожай богатый, пройдут большие дожди, но осень сухая, мёду мало, плоды крупны, случайные смерти и многим мужчинам погибель, воинам - радость, жёнам - горестный плач и погибель. Если придётся Рождество на вторник, зима будет снежной, весны сырой, лето хорошее, но сухое, осень тоже сухая, урожай скуден, четвероногим гибель, нападут неожиданные недуги, плавающие утонут, но мёда и масла много. Если на среду придётся Рождество Христово, зима будет хорошей и долгой, весна сухой, лето хорошим, осень сухой, неурожай зерновых, мёду и овощей - изобилие, казакам погибель, враги согласятся на мир. Если на четверг придётся Рождество, будет зима переменной, весна и лето ветрены, мало овощей, скудно мёду, масла много и урожай плодам, злакам скудость, сильным погибель. Если в пятницу Рождество, будет долгой зима, ветреная весна, лето сырое, осень сухая, большой урожай много масла глазные болезни, юным пагуба, воинам радость. Если на субботу Рождество Христово, зима будет ветреной, весна и лето сырыми, недостаток плодов, но будут они хороши, осень сухая, овцам погибель - много падежа, на людей лихорадки трёхдневные, старикам смерть.

Девушки собирали крещенский снег, т. к. вода из него становилась святой и умывались ею, а снегом натирали лицо, чтобы быть красивой и здоровой. Взрослые женщины собирали снег с иной целью: талой водой из этого снега кропили огород, чтобы был хороший урожай.1

Заканчиваются Святки тем, что те, кто в праздники рядились и надевали маски (а маска это всегда грех), те кто такой грех совершали, должны были в Крещение искупаться в проруби - только в ней и могли греховодники смыть грехи.

Всю святочную неделю в казачьих семьях царят мир, согласие, покой, приветливость и доброжелательность. Все горести, неудачи, печали преданы забвению. Накрывается праздничный стол. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе и яслях, затем застилали белоснежную скатерть; в центре ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых было непременно двенадцать: это и блины, и рыбные блюд, заливное, студень, молочный поросёнок, колбасы, жаркое, медовые пряники, взвар. Напитки подавали в соответствии со вкусом и возможностями. Непременным украшением во все времена была праздничная ёлка с зажжёнными свечами и подарки.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: Рождество не зря называют «матерью всех праздников»; значение этой ночи столь велико, что весь ход новой истории и наше летоисчисление мы ведём от Рождества Христова. В этом празднике переплелись языческие и христианские мотивы. Это самый весёлый праздник, который и до настоящего времени шумно и весело отмечают в России. Значение многих ритуальных действий забыты, но само действо совершается с прежним юмором, выдумкой. Колядования, гадания и другие рождественские игры и обычаи сохранились в основном в станицах. В целом же – это часть культуры, которая по-прежнему вызывает повышенный интерес своей таинственностью и необычностью. Хранителем этой культуры является народ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПЕСНИ.
У нашего пана, у пана Ивана

Хоромы новые, столбы золотые

Как под этими столбами

Три попа стояли, три попа стояли

В книги глядели,

Молитву читали. Молитву читали

Христа вспоминали.

Радуйтесь, люди, и к вам Христос будет.

Свечи зажигайте, Бога вспоминайте.
Рано - спораненьку в понедельник

Собирались все жидовия.

Ой, хотели Христа уловити.

Уловили Христа во ограде,

Ручки-ножки гвоздём прибивали,

На голову терновый венец надевали


Ой, пришла же к нему божья матерь

Ой, сынку ты мой, ох боже ж ты мой,

За кого ж ты, сынку, кровь проливаешь?

Чи за мэнэ, чи за тэбэ,

Чи за весь мир христианский?

Ни за тэбэ, ни за сэбэ,

А за весь мир христианский.

(далее идут поздравления хозяевам дома)
Рождественская песня.

(Записано со слов Барсуковой Екатерины Ивановны, жительницы ст. Абадзехской, 88 лет).

Рождество твое, Христе, Боже наш

Воссияй мира и света разума

Небо звездою служащее и звездою учахуйся

И тебе кланяемся, солнце правды,

И тебя видели с высоты востока.

Отрокам млад предвечный Бог

Господи, слава тебе!

Дева присуще вечно рожает

И земля вертепу славу превозносит

Ангелы с пастырем слово славят.

Волхвы же со звездою путешествует:

Наш Бог родился, вот родился наш вечный Бог!

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, с Рождеством Христовым, с праздничком!


КОЛЯДКИ.

(Записано со слов Кулинич Татьяны Васильевны, 72 года , жительницы станицы Абадзехской ).

( вечером 7 января пели девушки)

Щедровочка щедровала,

На виконце поглядала.

Что ты, тётя, наварила,

Что ты, тётя, напекла

Неси мене до окна.

Открывай крышку - давай пышку,

Открывай сундучок, давай пятачок.



(13-14 января ходят девочки)

Да как сел Иисус Христос

Да под вечер да вечеряти.

Щедрой вечёре, доброй вечёре

Добрым людям на здоровье.

Да пришла к нему да Божья матерь.

Щедрой вечёре, доброй вечёре.

«Да садися, мати, со мной вечеряти.»

Щедрой вечёре, доброй вечёре.

«Ой, спасибо, сынку, за ту вечёренку.

Щедрой вечёре, доброй вечёре.

Да одна душа тяжко согрешила.

Да отца да матерь она отругала.

Щедрой вечёре, доброй вечёре.

Она не ругала, только подумала.

Щедрой вечёре, доброй вечёре.

Да отдай мати ключи золотые.

Щедрой вечёре, доброй вечёре.

Отомкну я мати рай и пеклы.

Щедрой вечёре, доброй вечёре.



(14 января утром ходят мальчики)

Ой, поля, поля,

Сам Господь ходя, сам Господь ходя.

Дева Мария

Следом ходила, следом ходила

Ризу носила, Бога просила:

«Ой, Боже, Боже, зароди, Боже,

Жито, пшеницу, горох, чечевицу.

Сею, вею, посеваю,

С новым годом поздравляю.

Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

С Рождеством Христовым,

С Новым годом, с праздничком!
Сыйся, родыся, жито-пшеница,

Горох, чечевица и всяка пашница.

Знызу корениста, зверху колосиста.

Чтоб в этом году было больше чем в прошлом.

Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

С Рождеством Христовым,

С Новым годом, с праздничком!
КОЛЯДКИ.
Коляд, коляд, колядница,

Добра с мёдом поляница

А без мёду не така.

Давай, тётка, пирога.

А не дашь пирога,

Возьму быка за рога.


Коляда, коляда, уроди пирога

Уроди пшенички на каждую птичку,

Или курочку с хохлом, петушка с гребешком

Открывайте сундучки, доставайте пятачки.

Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

С новым годом, с праздничком!

Коляда, Коляда,

На улице холода.

Ну а в доме печка-

Растопи сердечко.


Коляда, Коляда,

Ты откуда и куда

Заходи к нам ночевать,

Угощенье принимать.


Ой, хозяюшка родная,

Выходи ты в сени.

Мы тебе поколядуем

Приготовь варенье.


Эй, хозяин и хозяйка,

Выходите со двора.

Мы колядки петь готовы

Аж до самого утра.

Вечер святок на пороге,

И не время всем нам спать,

Выходите, выходите,

Вас порадуем опять.


Коляду, Коляду,

Ходил кабан по леду.

Лёд провалился-

Кабан удавился.


( Записано со слов Цыплаковой Лидии, жительницы станицы Абадзехской)

Гойда, Славень, Коляда,

Слышат сёла, города.

Ночь покойну отринуша,

День ко свету повернуша,

Радость людям подаривша, вразей лютых покоривша.

Внёс ты свет во все умы,

На четыре стороны.

Славят тя, Коляда, люди.

Тако бысть, тако еси, тако буди!


ПОЗДРАВЛЕНИЯ К РОЖДЕСТВУ.

Торжествуйте, веселитесь

Люди добрые со мной

И с восторгом облекитесь

В ризу радости святой.

Слава Рожденному, в бедных яслях вложенному.

Ныне Бог явился в мире-

Бог богов и Царь царей.

Не в короне, не в порфире

Сей Небесный Иерей

Слава рожденному, в бедных яслях вложенному.
Он родился не в палатах

И не в убранных домах.

Там не видно было злата,

Где лежал Он в пеленах.

Слава Рожденному, в бедных яслях вложенному.
Невместимый Он вместился

В тесных яслях, как бедняк

Нынче Ангел нам спустился

И пропел: «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить


Вот идём мы, пастухи,

Прощены нам все грехи,

К дому путь свой правим.

Христа Бога славим.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПЕСНЯ.
В Рождество Христово ангел прилетел.

Он летел по небу - людям песню пел



Припев(2 раза):

Все люди ликуйте,

В сей день торжествуйте.

В день Христова Рождества.


Я лечу от Бога- вести вам принёс,

Что в вертепе бедном родился Христос.



Припев(2 раза):

Скорей поспешайте, младенца встречайте

Новорожденного.

Припев(2 раза):

Пастухи в пещеру раньше всех пришли,

В яслях на соломке Господа нашли.

Припев(2 раза):

Стояли, спивали, Христа прославляли

И матерь святую его.

Припев(2 раза):

Волхвы увидали яркую звезду.

Пришли поклониться младенцу Христу.

Припев(2 раза):

Чудо увидали, дары Христу дали

Злато, смирну и ливань.

Припев(2 раза):

А Ирод мятежный про Христа узнал

Побить всех младенцев воинов послал

Припев(2 раза):

Младенцев побили, мечи притупили,

А Христос в Египте был.

Припев(2 раза):

Много мы грешили, Спас, перед тобой.

Все мы люди грешны, ты один Святой.

Припев(2 раза):

Прости прегрешенья, дай нам избавленья

В день Христова Рождества.

Припев(2 раза):

НОВОГОДНИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ.

Осета, Осета на многое лета.

Ходит Илья да Василя.

Носят пугу живительную - бытельную.

И туда махну, и сюда махну.

Сколько в поле кочек - пошли вам Бог дочек.

Сколько в лесу пеньков – пошли вам Бог столько сынков.



( второй вариант).

Ходят Илья да Василя,

Носят пугу золотую.

Куда пуга махнёт-

Там и хлебушек растёт,

Жито пшеница, горох,

Рожь, чечевица.

Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

С Рождеством, Христом, с праздничком.
СВЯТОЧНАЯ ПЕСНЯ.

(Записано со слов Пивоваровой Марии, жительницы станицы Абадзехской).


  1. Ночь тиха, ночь свята, в небе свет, красота.

Божий сын пеленами повит

В Вифлеемском вертепе лежит.

Спи, младенец святой, спи, младенец святой.


  1. Ночь тиха, ночь свята, и светла, и чиста.

Славит радостный ангельский хор

Далеко оглашая простор.

Над уснувшей землёй, над уснувшей землёй.


  1. Ночь тиха, ночь свята, мы поём про Христа.

И с улыбкой младенец глядит.

Взгляд его о любви говорит.

И сияет красой, и сияет красой.

4. Тихая ночь, дивная ночь, дремлет всё.

Лишь не спит в благоговенье святая чета.

Чудным младенцем полны их сердца.

Радость в душе их царит, радость в душе их царит.

5. Тихая ночь, дивная ночь. Глас с небес произнёс:

«Радуйтесь, люди, родился Христос!

Мир и спасенье всем он принёс.

Свыше вас свет посетил, свыше вас свет посетил».

6. Тихая ночь, дивная ночь.

К небу нас Бог призвал.

О, да откроются наши сердца.

И да прославят его все уста.

Он нам Спасителя дал, он нам Спасителя дал!



1 Записано со слов Кислицкой Н.Н., 78 лет, жительницы ст. Новосвободной.

2 Записано со слов Шуликиной Ф.Д., 75 лет, жительницы ст. Абадзехской.

1 Записано со слов Земляковой Е., 78 лет, жительницы ст. Абадзехской.


1 Записано со слов Сечина И. Ф., 80 лет, жителя ст. Абадзехской

2 Записано со слов Земляковой Е., 78 лет, жительницы ст. Абадзехской.

1 Записано со слов Цыплаковой Л. И., 82 года, жительницы ст. Абадзехской.

2 Записано со слов Кислицкой Н. Н., 78 лет, жительницы ст. Новосвободной.



1 Записано со слов Шуликиной Ф. Д., 75 лет, жительницы станицы Абадзехской









Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии. Фредерик Жолио-Кюри
ещё >>