Сущность человеческой деятельности и ее виды - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Причины сокращения биоразнообразия 1 260.31kb.
Сущность, структура и виды цен виды цен и их регулирование 6 1550.72kb.
Урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности... 1 264.66kb.
Труд как вид человеческой деятельности 1 83.79kb.
Проблема экспертной оценки знания в социологии и философии науки 1 351.84kb.
Викторина «Заповедный напев, заповедная даль…» 1 13.7kb.
Милорад Павич Писать во имя отца, во имя сына или во имя духа братства 1 150.53kb.
Вопрос 18. Роль деятельности в развитии личности 1 154.96kb.
Характеристика учебного 1 203.87kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное... 4 1003.51kb.
Статья как один из основных жанров аналитической журналистики. 1 37.49kb.
Руководство по эксплуатации лтк10УН. 13. 00. 000 Рэ содержание 1... 9 553.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сущность человеческой деятельности и ее виды - страница №1/1


Лабораторная работа « Сущность человеческой деятельности и ее виды»

Цель: Рассмотреть сущность, структуру и особенности различных видов деятельности человека.

План :

  1. Выпишите в тетрадь определения деятельности /В чем их сходства и различия.? Какому подходу следует отдавать предпочтение?

  2. В чем отличие деятельности человека от активности животного? Составьте сравнительную таблицу



Активность животного

Деятельность человека










Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание, творческое преобразование окружающего мира, включая условия своего существования и самого себя. Деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.В деятельности он создает предметы материальной и духовной культуры, совершенствует способности. Современный человек живет среди предметов, ни один из которых не представляет собой чистое творение природы. Ко всем ним в той или иной степени приложены руки человека и его разум. Их можно считать материальным воплощением его способностей. Деятельность проявляется и продолжается в творениях. Деятельность человека коренным образом отличается от активности животных. Во-первых, она носит продуктивный, творческий, созидательный характер, а активность животных имеет потребительскую основу, при этом ничего нового не производится. Во-вторых, деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве инструментов; для животных человеческие орудия труда как таковые не существуют (они пользуются ими как обычными предметами, без учета их назначения). В-третьих, в ходе ее преобразуется он сам, совершенствуются его способности; в животных же ничего не меняется. В-четвертых, человеческая деятельность – продукт истории, активность животных – результат их биологической эволюции. В-пятых, предметная деятельность людей не дана им с рождения, ее необходимо формировать, развивать в обучении и воспитании; активность животных присутствует изначально, обусловлена генетически и развивается по мере естественного созревания. Также деятельность человека – это

1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;

2) целеполагание в деятельности;

3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;

4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);

5) творческий характер деятельности;

6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.

Поведение животного:

1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);

2) целесообразность в поведении;

3) запрограммированность, подчинение инстинктам;

4) воздействие на природу только органами тела;

5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.

3.Выделите структурные компоненты деятельности и выпишите их определения. Заполните недостающие пропуски в схеме




Мотивы

1303913159_ca6f8891-4296-4ab3-a599-d3126f5baa20.jpg

Действия

11399.jpeg

Объект

05.jpg


x_d953b000.jpg

4.Ответьте на вопросы по основным компонентам структуры деятельности

1. Можно ли выдвигать любую цель? Свой ответ обоснуйте . Прокомментируйте нижеприведенные фаткты исходя из вопроса.

А) С февраля 1942 по апрель 1945 в концлагере Дахау проводились эксперименты, целью которых было разработать вакцину от малярии. Здоровых обитателей лагеря возрастом от 25 до 40 лет заражали малярией при помощи комаров или инъекции экстракта слюнной железы самок комаров. После заражения заключенным проводили курс лечения различными препаратами, с целью выявить их эффективность. Более 1000 людей вынуждены были участвовать в этих экспериментах, половина из которых умерли в результате их проведения.

Б) Исследование Таскиги — медицинский эксперимент, длившийся с 1932 по 1972 год в городе Таскиги штата Алабама. Исследование проводилось под эгидой Службы общественного здравоохранения США и имело целью исследовать все стадии заболевания сифилисом у негров. Было весьма неоднозначным с этической точки зрения. К 1947 году пенициллин стал стандартным методом лечения сифилиса, но больным не сообщили об этом. Вместо этого ученые продолжили исследования, скрыв информацию о пенициллине от пациентов. Кроме того, ученые следили, чтобы участники исследования не получили доступ к лечению сифилиса в других больницах. Исследование продолжалось до 1972 года, когда утечка в прессу привела к его прекращению. В результате многие люди пострадали, многие умерли от сифилиса, заразив своих жен и детей, рожденных с врожденным сифилисом. Этот эксперимент называют, возможно, самым позорным биомедицинским исследованием в американской истории.

В) Эксперименты над детьми-близнецами в концентрационных лагерях были начаты для того, чтобы обнаружить схожесть и различия в генетике близнецов. Основной фигурой в этих экспериментах был Йозеф Менгеле, который произвел эксперименты над более чем 1500 пар близнецов, из которых только около 200 остались живы. Менгеле проводил свои эксперименты над близнецами в концлагере Аушвиц. Близнецов классифицировали по их возрасту и полу и располагали в специальных бараках. Эксперименты включали в себя инъекции различных химических препаратов в глаза близнецов, чтобы проверить, возможно ли изменить цвет глаз. Также проводились попытки «сшить» близнецов, чтобы искусственно создать сиамских близнецов. Эксперименты с попытками изменить цвет глаз часто заканчивались сильной болью, заражением глаз и временной или постоянной слепотой.

Дети после опытов в немецких концлагерях

2. Что может послужить причинами несовпадения цели и результата ?

3. Можно ли, поставив благородную цель, добиваться ее негодными средствами ( в соответствии с принципом Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства» ? Свой ответ обоснуйте

4. Дайте характеристику основным видам действий по классификации М.Вебера на основании приведенного ниже текста. Объясните как соотносится действие и поступок.

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д. Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий: целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию); ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни); аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия); традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии). Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов. Особыми формами действий являются: поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

5. Виды мотивов и их характеристика

А) потребности и их классификации Б)Социальные установки В) убеждения Г) интересы Д) влечения Е) бессознательное ж) воля

Влечение (англ. drive) — непосредственное эмоциональное переживание потребности (нужды) в чем-либо; побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. Влечение - тяга, непосредственное побуждение делать то или иное. Тяга изнутри и постоянная. Влечение - непроизвольно. К числу непроизвольных движений, которые может производить какое-либо живое существо, принадлежат и так называемые движения влечения. Влечение может быть и плохо, и хорошо осознанным. Недостаточная осознанность влечения бывает связана не столько с отсутствием представления о его объекте, сколько с непониманием существа потребности в нем. Человек обычно в той или иной степени знает, к чему именно его влечет, но очень часто не может дать себе отчета в причине этого влечения. Если движение совершается непосредственно, не сопровождаемое никаким сознанием, то это есть движение рефлективное. Если же непроизвольное движение связывается с более или менее определенным представлением цели, к которой оно ведет, то это будет влечение.

Бессознательное ( понятие ввел З.Фрейд) - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

6.Может ли быть деятельность без результата?. Сой ответ обоснуйте. Прокомментируйте нижеприведенные сюжеты.



« Сизифов труд»

В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле. Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала…Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.



« Мартышкин труд»

Выражение сложилось на основе басни «Обезьяна» (1811) И. А. Крылова (1769—1844). Мартышка старательно выполняет бессмысленную работу — перекатывает с одного места на другое большой чурбан:

Рекой с бедняжки льется пот; И наконец она, пыхтя, насилу дышит:

А всё ни от кого похвал себе не слышит. И не диковинка, мой свет!

Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

В крыловском произведении нет выражения «мартышкин труд»: оно представляет собой уже продукт «сотворчества» писателя и его аудитории, вошедший в фольклор читательский вывод из морали к этой басне. Иронически: труд напрасный, безрезультатный, бессмысленный.



« Переливать из пустого в порожнее»

Значение - заниматься бесполезным, пустяковым делом, вести пустые разговоры (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940) Выражение образовано как ассоциация с ситуацией, когда человек делает движения по переливанию воды из одного пустого сосуда (ведра, стакана, бутылки) в другой пустой сосуд (порожнее означает пустой). Пустое и порожнее порождает ассоциацию с бесполезным действием, разговором.




Для того чтобы считаться другом человека, мало быть собакой. Данил Рудый
ещё >>