Стратегия опережения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Стратегия диверсификации. Диверсификация 1 158.74kb.
Обучение одаренных детей иностранному языку Саламахина Наталья Николаевна... 1 94.04kb.
Операционная стратегия и конкурентоспособность в этой главе Операционная... 5 636.61kb.
Стратегия развития ООО 1 25.27kb.
Стратегия и тактика Израиля. Принятие решения и планирование операций... 1 213.96kb.
Стратегия-2030 Перечень объектов транспортной инфраструктуры, включенных... 1 81.82kb.
Прибор для установки угла опережения зажигания 1 26.17kb.
Ричард Румельт. Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие... 1 361.51kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инвестиционная стратегия... 1 387.04kb.
«Философские журналы и стратегия издательской деятельности Финансового... 1 37.99kb.
Мировой кризис и стратегия устойчивого развития 1 180.18kb.
Классный час «Коррупция-большое зло» 1 38.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Стратегия опережения - страница №1/1

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ-2013

СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖЕНИЯ
Национальная платформа бизнеса – это

  • комплексные предложения белорусского бизнеса по улучшению делового климата страны,

  • повестка дня отечественного предпринимательства,

  • основа для частно-государственного диалога и партнерства,

  • путь к безбарьерной среде для бизнеса и сбалансированному развитию государства,

  • путь к устойчивому развитию государства и общества.

ВВЕДЕНИЕ

2012-й год был продолжением испытания белорусского частного бизнеса на прочность. В условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на нефтехимические товары и договоренности с Россией по торговле ими белорусское правительство не посчитало приоритетными диверсификацию экономики и развитие малого и среднего бизнеса. Тактика получения краткосрочных выгод в рамках традиционного экономического уклада заблокировала реализацию долгосрочной стратегии развития национального бизнеса. Большая валютная выручка от экспорта товаров нефтехимии помогла стабилизировать торговый и платежный баланс, но не способствовала ускорению институциональных реформ. 

Частный бизнес Беларуси продолжает доказывать свою ценность для потребителей, государства и общества в сложных условиях восстановления от кризиса 2011 года. Он вносит важный вклад в модернизацию экономики, в повышение социальных стандартов. Малый и средний бизнес сдерживает бегство уникальных мозгов и профессиональных рук. Всё больше предпринимателей ориентируются на производство современных товаров. Они стимулируют развитие регионов, связывают нашу страну инвестиционными потоками с мировыми лидерами. Частный бизнес лидирует в менеджменте, маркетинге и брендинге. Он более продуктивен, эффективен и инновационен. Об этом свидетельствуют как данные национальной статистики, так и выводы белорусских и международных организаций. 

Белорусские власти не раз декларировали поддержку развития частного бизнеса. Директива Президента № 4 от 31.12.2010, Государственная программа малого бизнеса на 2010-2012гг. и целый ряд других документов составляют законодательную основу для частно-государственного партнерства. К сожалению, 2012 год во многом был упущен для развития национального предпринимательства. Настоящее партнёрство буксовало. Лозунг Национальной платформы бизнеса-2012 «К модернизации – вместе» не был конструктивно воспринят номенклатурой. 

Усилились монополистические практики со стороны государственного сектора. Участились проявления дискриминации малого бизнеса. Существенно ухудшился доступ к кредиту. Запрет кредитования в валюте в условиях чрезмерно дорогих рублёвых кредитов стал одним из самых опасных антипредпринимательских решений 2012 года. 

Ослабли институты защиты прав собственности. Ухудшилась платежная дисциплина госсектора в отношении частного бизнеса. Высокую налоговую и регуляторную нагрузку усугубила неопределённость в макроэкономической политике. Частный бизнес, по сути дела, отстранён от участия в реструктуризации государственных предприятий. Инновационные программы и проекты также реализуются без активного привлечения малого частного бизнеса. Далеко не на полную мощность заработала субконтрактация. Правительство и государственный сектор не создают адекватных стимулов для аутсорсинга. Производственное предпринимательство на местах сталкивается с целым рядом административных и иных барьеров. Их преодоление отвлекает материальные и людские ресурсы, подрывая веру в частно-государственное партнерство. Государственному регулированию не хватает гибкости, прозрачности и адекватности требованиям глобального рынка. 



Не реализуется норма Директивы № 4 о продаже арендаторам арендуемых ими помещений. Несмотря на большое количество неиспользуемых или малоиспользуемых помещений и участков земли, органы госуправления практически не предоставляют их для инвестиционных проектов частного бизнеса. Высокие ставки аренды в условиях ограниченности конкуренции на рынке и монополистических практик исполкомов остаются высоким барьером для входа на рынок. По-прежнему не выполняется обещание властей продавать малому бизнесу неиспользуемые и неэффективно используемые объекты недвижимости. 
В 2012 году существенно повысилась интенсивность конкуренции на внутреннем рынке. Правительство сохранило основные виды помощи для крупного государственного бизнеса, но снижения издержек для малого и среднего бизнеса не произошло. Даже в сфере розничной торговли и услуг, в которых традиционно проявляет себя малый бизнес, отмечен номенклатурный фаворитизм в пользу больших компаний. 
Усилилось влияние на внутренний рынок Беларуси норм и правил Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Вступление России в ВТО уже повлияло на условия работы белорусского бизнеса как внутри страны, так и на рынках стран – партнеров по Таможенному союзу. Обострились дисбалансы на рынке труда, ускорился отток рабочей силы и квалифицированных кадров в Россию. Разрыв между системой образования, рынком труда и реальной экономикой стал реальной угрозой для развития частного бизнеса. 
В 2013 году бизнес Беларуси будет работать в условиях жесткой экономии и бережливости. Потенциал развития и роста нужно искать, в первую очередь, в модернизации системы управления, как на государственном, так и на корпоративном уровне. Координация действий бизнеса и власти является еще одним источником дополнительных ресурсов для проведения структурных реформ. 
В год бережливости перед органами государственного управления стоит особая задача. В национальных интересах Республики Беларусь беречь каждого предпринимателя и каждый частный бизнес. В год бережливости национальный бизнес ожидает от властей выравнивания условий работы на рынке для коммерческих организаций вне зависимости от формы собственности и страны происхождения, снижения налогового и регуляторного бремени. Беларусь должна бережно относиться к креативным предпринимателям, к каждой инновационной идее МСП, создавая безбарьерную среду для перемещения капитала, товаров, услуг и рабочей силы. Белорусский бизнес вправе рассчитывать на дисциплинированную макроэкономическую политику, расширение возможностей для финансирования и участие в приватизации. 
Частный бизнес страны имеет достаточно ресурсов и возможностей, чтобы помочь государству справиться с его основными вызовами, такими как:

  • модернизация экономики и проведение структурных реформ,

  • отток квалифицированных трудовых ресурсов,

  • создание новых, высокопродуктивных рабочих мест,

  • дорогие кредитные ресурсы и неразвитый финансовый рынок,

  • сбалансированное развитие регионов и столицы,

  • создание институтов конкурентной экономики,

  • развитие человеческого потенциала,

  • диверсификация внутреннего производства и экспорта.

Основные вызовы для предпринимательства Беларуси в 2013 году – это:

    1. неравные условия хозяйствования частного и государственного секторов экономики, слабые механизмы антимонопольного контроля,

    2. дорогие кредитные ресурсы и неразвитый финансовый рынок,

    3. высокие регуляторные, арендные и налоговые издержки ведения бизнеса,

    4. низкая платежная дисциплина, в первую очередь, государственных организаций,

    5. растущий дефицит высокопрофессиональных менеджеров и работников,

    6. отстранение частного бизнеса от процесса реструктуризации, приватизации и субконтрактации.

2013 год предоставляет бизнесу и власти еще один шанс на восстановление доверия друг к другу, на выработку действенных механизмов частно-государственного партнёрства. Мы рассчитываем на ответственное отношение правительства по отношению к одному из основных фундаментов устойчивого национального развития – частному бизнесу. 

Вместе мы добьемся стабильности и защитим граждан от ситуации, когда стабильно растут только цены. Вместе мы перестанем вечно ждать перемен – мы их будем, наконец, делать. Когда мы будем действовать сообща, будущее будет нас ждать, а не подстерегать. Только вместе мы сделаем отечественную экономику честной и справедливой.




ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО БЕЛАРУСИ

Национальная платформа бизнеса Беларуси является частью системных мер по созданию Беларуси будущего – суверенного, благополучного, европейского государства. 

Беларусь будущего – это страна, в которой безопасно ходить по чистым улицам, легко рожать и воспитывать детей, полноценно реализовывать себя в предпринимательстве, с открытой душой помогать попавшим в беду, достойно и в достатке встречать старость. Это страна, где комфортно отдыхать и легко организовать бизнес, где трудолюбивому, ответственному человеку легко найти работу. В нашей стране будущего каждому доступно качественное образование и здравоохранение. Мы гордимся гражданской солидарностью, поддерживаем активное участие в гуманитарных проектах и ценим духовное развитие. Бизнесу выгодно и престижно поддерживать проекты в сфере культуры, образования, помощи детям и пожилым людям. 
Мы видим Беларусь страной законности и порядка, справедливости и солидарности, партнерства и ответственности. В ней соблюдаются права человека, надежны институты защиты частной собственности, функционирует независимый суд, профессионально работают пользующиеся доверием граждан органы правопорядка. 

Беларусь будущего – это страна с развитой финансовой системой, современными платежными системами, стабильными ценами, открытой конкуренцией банков, страховых компаний, пенсионных, инвестиционных, венчурных и других фондов. В ней главными моторами экономического роста является кооперация большого и малого бизнеса, частно-государственное партнерство бизнеса и власти. Большие компании не дискриминируют малые. Иностранные инвесторы работают в таких же условиях на рынке, как отечественные – без льгот и привилегий по стране происхождения.

Государство концентрирует усилия на разработке качественных законов и безусловном их выполнении всеми. Выбор коммерческих проектов, определение путей инновационного развития, планирование бизнеса, поиск источников финансирования, определение параметров производства и торговли – всё это прерогатива частного бизнеса. Роль государства – защитить права собственности, в том числе миноритарных акционеров, противодействовать образованию монополий, не допускать дискриминации малого бизнеса, обеспечить оперативное рассмотрение споров в судах, а также быстрое, беспрекословное исполнение судебных решений. 

Беларусь будущего – это страна миллионов частных собственников земли, акций, недвижимости, пенсионных накоплений и других форм капитала. Земля является полноценным рыночным товаром. Она включена в коммерческий оборот при строгом соблюдении экологических норм и стандартов. Производством с/х товаров занимаются как большие агропромышленные холдинги, так и малые фермерские хозяйства. Их кооперация позволяет успешно конкурировать на внутреннем и внешних рынках. 

Права собственности миноритарных акционеров защищены как от действий владельцев контрольного пакета, так и наёмных директоров. Они участвуют в принятии ключевых для развития акционерных обществ решений, в том числе по выплате дивидендов. Эффективная правовая система противодействует чиновничьему рейдерству и дискриминационным практикам большого бизнеса. 

Беларусь будущего – это страна модернизированных больших заводов и фабрик, наших традиционных источников экономического роста. Они работают на современном оборудовании, выпускают товары по самым требовательным международным стандартам, финансируют свою деятельность на рыночных условиях. Сохранение лучшего промышленного наследия предполагает проведение честной, открытой приватизации с учётом интересов белорусских граждан и малого бизнеса. 

Беларусь будущего – это страна, в которой легко построить дом или квартиру на свой вкус и по своему уровню доходов. Развитый рынок недвижимости, современная архитектура, ориентированные на потребителя процедуры согласования проектов, многообразие источников финансирования, открытая конкуренция строительных организаций и производителей стройматериалов – всё это позволяет в оптимальные сроки и с минимальными издержками решать жилищный вопрос. 

Беларусь будущего – это страна современной инфраструктуры. Она является результатом полноценного частно-государственного партнерства. Качественные автомобильные дороги, мировые стандарты в железнодорожном транспорте, полноценное включение Беларуси в международные авиационные потоки, развитие внутренней авиации – всё это абсолютно необходимо для реализации нашего странового преимущества, географического положения в центре Европы. 

Беларусь будущего – это полноценный рынок энергоресурсов. На нём у потребителей есть выбор производителей, четко работают механизмы обеспечения энергетической безопасности. Мы активно работаем по топливно-энергетическим ресурсам, как с Россией, так и с Европой, активно используя свой транзитный потенциал. 

В Беларуси будущего используются передовые информационные и телекоммуникационные технологии. Бесплатный высокоскоростной Интернет во всех школах, университетах и библиотеках, свободный доступ к лучшим информационным базам мира является неотъемлемой частью системы образования, бизнес-коммуникации и общения. Электронное правительство позволяет существенно улучшить качество услуг для граждан и бизнеса. 

Беларусь будущего – это страна, которая находится в Топ-30 мира по качеству делового климата, индексу экономической свободы, по развитию человеческого потенциала и индексу благополучия. Она идет в ногу с цивилизованным миром. Она активно участвует в работе ведущих международных организаций. Она занимает достойное место в системе разделения труда. Беларусь гордится своим национальным достоянием и обогащает его культурой современности. 

Таково наше видение будущего Беларуси. Реализация Национальной платформы бизнеса позволит решить лишь часть задач, которые стоят переда нами. Белорусский бизнес готов к полноценному партнёрству с властью для построения Беларуси будущего, страны нашей мечты.



ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА СТРАНЫ В 2013 ГОДУ

  • Считая приоритетным развитие национального частного бизнеса для укрепления суверенитета Беларуси,

  • Выражая уверенность в единстве интересов малого бизнеса и государства,

  • Настаивая на реализации национальной стратегии опережающего развития на основе полноценного частно-государственного партнёрства,

  • Осознавая серьёзность внутренних и внешних вызовов, стоящих перед бизнесом и государством,

  • Принимая во внимание положительный опыт структурных реформ в развивающихся и развитых странах,

мы выделяем следующие приоритетные направления реформирования делового климата страны в 2013 году:

I. Добросовестная конкуренция

Состояние:

В Беларуси не созданы равные условия для хозяйственной деятельности частных и государственных коммерческих организаций. МСБ и ИП часто подвергаются дискриминации в плане доступа к кредитным ресурсам, земле и недвижимости. Неравенство условий хозяйствования проявляется в арендных отношениях, налоговой политике, расчетах, доступу к сырью, при участии в тендерах и аукционах. Не созданы эффективные институты и механизмы антимонопольного регулирования. По-прежнему отсутствует независимый антимонопольный орган. Административные ограничения конкурентного поля внутри страны препятствуют модернизации экономики и тормозят назревшие структурные реформы.

Предложения: 
1. Создание равных условий для государственных и частных субъектов хозяйствования при проведении тендеров и аукционов, доступе к финансовым ресурсам, земле и недвижимости, при предоставлении секторальных налоговых льгот и мер нетарифного регулирования, при участии в государственных программах.

2. Отмена механизма распределения сырья белорусскими предприятиями-монополистами через механизм квот и по ценам, которые существенно ниже рыночных; проведение единой ценовой политики предприятий-монополистов в отношении коммерческих организаций, работающих на одном сегменте рынка. Обеспечение бесперебойной продажи через Белорусскую товарную биржу всех основных экспортных товаров за белорусские рубли для целей экспорта.

3. Внедрение системы противодействия монополистическим проявлениям через создание Государственного агентства по антимонопольной политике, обладающего независимостью от Совета Министров, отраслевых концернов и местных органов власти.

4. Отмена монополии национального оператора электросвязи на пропуск международного Интернет трафика. Отмена обязательного присоединения сетей электросвязи Республики Беларусь через сеть национального оператора; введение в рамках антимонопольного регулирования предельного размера тарифа на международный роуминг, не превышающий трехкратный размер тарифа на услуги внутри страны.

5. Разрешение прямого взаимодействия между отечественными операторами электросвязи внутри Республики Беларусь.

6. Ликвидация практики оказания определенных видов страховых услуг исключительно государственными страховыми организациями.

7. Предоставление права государственным организациям страховать свои имущественные интересы в страховых организациях всех форм собственности, в том числе и с участием иностранного капитала. Демонополизация национальной системы перестрахования, установление рыночных взаимоотношений страховщиков и национальной перестраховочной организации, безусловного предоставления страховщикам права самостоятельно выходить на внешние рынки перестрахования. Увеличение срока действия лицензии на осуществление страховой деятельности до 10 лет.

8. Ликвидация барьеров для страховых брокеров на рынке страховых услуг в части отмены ограничений на осуществление обязательного страхования и допуска страховых брокеров к международному перестрахованию.

9. Запрет страховым организациям самостоятельно определять размер ущерба по страховым случаям, определение размера ущерба исключительно независимыми оценщиками. Предоставление потребителю права выбора оценщика при наступлении страхового случая. 

10. Возвращение юристам – хозяйственникам права на ведение дел в хозяйственных и арбитражных судах.

11. Отмена всех ограничений по количеству принимаемых студентов для частных высших учебных заведений, в том числе заочной, вечерней и дистанционных форм обучения.

12. Выделение платных медицинских и образовательных услуг из системы бюджетного здравоохранения и образования в самостоятельные хозрасчетные учреждения.

13. Введение и развитие института частных судебных исполнителей.

14. Выравнивание размера пособий на ребенка для женщин-адвокатов, частных нотариусов, индивидуальных предпринимателей и ремесленников.

II. Эффективная дебюрократизация

Состояние:

Белорусский бизнес продолжает работать в условиях тяжелой налоговой и регуляторной нагрузки. По оценке Всемирного банка средняя белорусская коммерческая организация уплачивает налогов в объеме, эквивалентном 60,7% валовой прибыли. Это один из самых неблагоприятных показателей в Европе и Центральной Азии. Коммерческие организации несут большие издержки на процедурах получения разрешений, в процессе согласования разных параметров деятельности, при проведении контрольных мероприятий. В них по-прежнему высока степень субъективных оценок чиновников. Ситуацию усугубляет отсутствие прозрачных, четких регуляторных процедур для всех участников рынка. До сих пор не устранено дублирование функций и полномочий разных органов госуправления.

Предложения: 


15. Установление прозрачных правил выдачи технических условий на строительство жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

16. Приведение нормативных правовых актов, регулирующих электронный документооборот, в соответствие Закону №113-З от 28.12.2009 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Создание единой Государственной системы управления открытыми ключами с корневым удостоверяющим центром.

17. Упрощение и удешевление административных процедур подключения к энергетическим системам, обеспечение бесперебойного предложения энергоресурсов коммерческим организациям на рыночных условиях.

18. Упрощение, сокращение и удешевление административных процедур, связанных с государственной регистрацией недвижимого имущества, выделением и оформлением прав на земельные участки.

19. Упрощение и удешевление существующего порядка согласования и использования наружной рекламы. 

20. Исключение из перечня лицензируемых и сертифицируемых видов деятельности тех, которые не создают угрозы для здоровья и жизни человека, безопасности государства, а именно: адвокатских услуг, сбора и распространения (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства, издательской и полиграфической деятельности.

21. Определение порядка приостановления, аннулирования действия лицензии (в случае нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений) только по решению суда и только в случае повторного нарушения, после первоначального приостановления действия лицензии. При этом, если нарушение выявлено в части лицензии, – меры ответственности применяются именно в этой части, с сохранением действия лицензии в оставшейся части.

22. Внесение четкого определения понятия «обоснованные риски» в Уголовный Кодекс Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, модернизация Уголовного Кодекса путем четкого определения приоритета защиты прав и свобод человека.

23. Отмена дублирования контролирующих функций у различных государственных органов: по одним вопросам субъектов хозяйствования должен контролировать один государственный орган. Сокращение списка государственных органов, которым предоставлено право на проведение плановых проверок.

24. Создание условий для выдачи листков нетрудоспособности организациями, оказывающими платные медицинские услуги, независимо от формы собственности, на основании соответствующей аттестации Минздрава.

25. Разрешение выдачи подтверждения нуждаемости гражданина в медицинской помощи, в том числе проведении операций, от подоходного налога с физических лиц, организациями Республики Беларусь, независимо от формы собственности, где гражданин непосредственно получает платную медицинскую помощь.

III. Регуляторная оптимизация

Состояние:

Деятельность белорусского бизнеса осложняет неэффективная макроэкономическая политика. Жесткие ограничения на валютное кредитование и очень дорогие заёмные ресурсы в национальной валюте резко ограничивают возможности финансирования коммерческой деятельности. Неразвитый фондовый и финансовый рынки усугубляют положение МСБ и ИП в условиях обострения конкуренции. Сложными и затратными остаются процедуры сертификации и получения лицензий. МСБ и ИП несут дополнительные издержки из-за низкой платежной дисциплины государственных организаций. В Беларуси затратным и дорогостоящим остается вход на рынок строительства. Производственный бизнес сдерживают тысячи запутанных процедур и согласований, в которых у чиновников нет мотивации стимулировать развитие конкуренции и реализацию новых коммерческих проектов.

Предложения: 
26. Снижение стоимости кредитных ресурсов для бизнеса за счет проведения предсказуемой денежно-кредитной и курсовой политики, снижение инфляции до 5 – 7% в 2013 году, привлечение бизнес союзов и ассоциаций к совместной выработке макроэкономической политики.

27. Ликвидация практики перекрестного субсидирования государственных инвестиционных проектов или программ, удорожающих кредиты для малого и среднего бизнеса. 

28. Обеспечение институциональной независимости Национального банка, выход его из состава учредителей всех коммерческих организаций. 

29. Формирование системы независимой оценки стоимости активов и земли на основе международных стандартов, развитие открытой конкуренции в сфере оценки стоимости активов и земли.


30. Запрет органам государственной власти устанавливать коммерческим организациям с долей государства менее 50% в уставном фонде любые объемные показатели производства, продаж или финансовых результатов деятельности.

31. Запрет государственным контролирующим и надзорным органам, органам государственного управления, выдающим лицензии и разрешения, входить в состав учредителей, собственников любых субъектов хозяйствования.

32. Отмена запрета на авансирование оплаты импорта коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.

33. Предоставление права субъектам хозяйствования зачислять на свой валютный счет наличную выручку от оптовой продажи товаров в Российской Федерации и в Казахстане.

34. Приведение практики индикативного определение цены импортного товара таможенными органами с соответствие с требованиями Таможенного союза и ВТО.

35. Отмена практики списания средств со счетов организаций по инкассовым распоряжениям контрольных, надзорных и финансовых органов без судебного постановления.

36. Предоставление деловому сообществу права самостоятельно формировать и контролировать правила поведения для участников рынка сбора и переработки отходов потребления путем налаживания механизмов саморегулирования.

37. Разрешение предпринимателям и микроорганизациям осуществлять в жилых помещениях по месту регистрации выполнение работ и оказание услуг, не влекущих порчу помещений и негативных последствий для окружающих. Применять при этом тарифы на коммунальные услуги и техническое обслуживание, используемые для физических лиц.

38. Упрощение условий процедуры ликвидации коммерческих организаций: опубликование регистрирующим органом сведений о ликвидации в электронном и бумажном общедоступном регистре за госпошлину в размере 1 базовой величины; сокращение минимального срока принятия требований кредиторов до 1 месяца; продажа имущества без торгов по решению собрания кредиторов. Сокращение отчетности в процедуре ликвидации. Недопущение ограничения круга лиц, которые могут быть ликвидаторами (членами ликвидационной комиссии). Введение института собрания кредиторов.

39. Оптимизация регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства): разработка управленчески ориентированной учебной программы подготовки управляющих; ужесточение квалификационных требований к управляющим; пересмотр критериев отнесения субъектов к неплатежеспособным (устойчиво неплатежеспособным) с целью создания условий для санации субъектов; запрещение назначения управляющих по собственной инициативе суда, без предложений кандидатур управляющих кредиторами и должником; установление разумного, не коррупционного регулярного вознаграждения управляющему, механизма его выплаты; запрет отстранения управляющего за формальное и малозначительное нарушение. 

40. Предоставление права застройщикам, осуществляющим создание объектов долевого строительства без использования средств республиканского и местных бюджетов, регулировать отношения с дольщиками на договорной основе.

41. Предоставление права строительным организациям заключать договоры на строительство (ремонт, реконструкцию, реставрацию, благоустройство) объектов, осуществляемое без использования государственных средств, без обязательного проведения подрядных торгов.

42. Оптимизация, упрощение и удешевление процедур, связанных с выдачей разрешительной документации на проектные и строительные работы; процедур согласования с органами государственного надзора; прохождения экспертиз и процесса ввода в эксплуатацию зданий и сооружений гражданского и промышленного строительства.

43. Предоставление права эмитентам жилищных облигаций обеспечивать исполнение обязательств по этим облигациям путем обременения залогом прав на создаваемое недвижимое имущество, не законченных строительством не законсервированных жилищных объектов.

44. Отмена нормирования затрат на выдачу работникам средств индивидуальной защиты; предоставление права организациям права самостоятельно определять спецодежду, необходимую работникам, а также сроки ее списания.

45. Замена жесткой регламентации мест размещения объектов придорожного сервиса, требований к их размеру, функциональности, архитектурным решениям общими правилами строительства размещения объектов придорожного сервиса, разработанными с участием бизнес союзов и ассоциаций. Отмена нормы Закона «Об автомобильных дорогах» о необходимости размещать входы в объекты придорожного сервиса не менее 50 метров от края проезжей части дороги. 

46. Предоставление налоговых и других льгот субъектам придорожного сервиса, независимо от места их регистрации, по аналогии с субъектами, зарегистрированными в малых населенных пунктах и сельской местности.

47. Отмена налога на недвижимость для энергоэффективных зданий с удельным потреблением тепловой энергии на отопление не более 40 кв час/1м2 в год.

48. Реализация с 2014 года налогового принципа «15 – 15 – 15»: переход на единую ставку НДС 15%, налога на прибыль юридических лиц 15% и отчислений коммерческими организациями в Фонд социальной защиты населения 15%. Еще 15% должны уплачивать наемные работники; ревизия расходной части консолидированного бюджета для исключения из него инвестиционных статей на неэффективные коммерческие проекты при сохранении бездефицитного республиканского и местных бюджетов.

49. Отмена НДС на импорт технологического оборудования для собственного производства.

50. Отмена налога на добавленную стоимость при приобретении белорусскими организациями и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

51. Введение ставки налога на прибыль «0» для малых и средних предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

52. Сокращение количества применяемых ставок при исчислении экологического налога. Разрешение организациям включать в затраты по основному виду деятельности сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за пределами Республики Беларусь и включенными, по действующему законодательству, в состав внереализационных расходов.

53. Предоставление отсрочки производителям - до 30 дней - по уплате НДС при импорте сырья и комплектующих.

54. Исключение из налоговой базы сумм, возмещаемых арендодателю (лизингодателю) расходов, не включенных в арендную плату для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

55. Снижение ставки налога на землю для производителей до уровня ставки налога на земли сельскохозяйственного назначения, упрощение расчета ставок налога на землю.

56. Ликвидация двойного налогообложения при получении дивидендов физическими лицами – учредителями предприятий.

57. Освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога и отчислений в ФСЗН с сумм, направленных на свое лечение, а также на приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов, как из личных средств, так и средств нанимателя (работодателя).

58. Отмена обязательной уплаты авансового подоходного налога при предоставлении займов потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи, объединяющими юридических и физических лиц (смешанного типа) и специализированными фондами.

59. Предоставление права микроорганизациям производить отчисления в Фонд социальной защиты населения, исходя из уровня не более средней заработной платы в отрасли.

60. Разрешение организациям применять льготу по налогу на прибыль при финансировании капитальных вложений производственного назначения.

61. Отмена единого и подоходного налогов с ИП-инвалидов 1 и 2 группы на первые 2 года осуществления предпринимательской деятельности.

62. Отмена ограничений по включению в затраты, учитываемые при налогообложении, документально подтвержденных командировочных расходов, произведенных сверх установленных норм.

63. Предоставление возможности включения в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, сумм вступительных и членских взносов, перечисляемых в объединения предпринимателей, союзы, ассоциации, саморегулируемые организации.

64. Увеличение критериев предельной выручки для плательщиков единого налога в 3 раза. Отмена уплаты фиксированного налога на добавленную стоимость в рамках Единого экономического пространства для плательщиков единого налога.

65. Введение нормы льготирования по налогу на прибыль для тех предпринимателей и организаций, которые оказывают спонсорскую помощь неправительственным, некоммерческим и общественным организациям, детским домам, объектам культуры и искусства, спорта, религиозным общинам, официально зарегистрированным в Республике Беларусь. Подготовить проект Закона «О благотворительности».

66. Введение ставки НДС 5% на производство строительных материалов и продовольственных товаров. 

67. Отнесение части расходов на оплату медицинских услуг нанимателем на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (5 % от фонда заработной платы).

68. Отнесение полномочий на принятие решения о прекращении действия, аннулировании лицензии в случае нарушения лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий к исключительной компетенции суда. 

69. Полная отмена государственного регулирования цен (тарифов) на медицинские услуги для организаций не финансируемых за счет бюджетных средств.

70. Оптимизация административных процедур, регулирующих текущую деятельность страховых организаций, прежде всего, в части согласования правил страхования и страховых тарифов по добровольным видам страхования.

71. Диверсификация и расширение возможностей инвестирования средств страховых резервов в разные финансовые инструменты, в том числе в государственные ценные бумаги.

IV. Честная приватизация

Состояние:

Конкурентоспособность государственного сектора падает. Формирование крупных вертикально интегрированных холдингов имеет контуры создания региональных и отраслевых олигополий. Высоки имущественные риски для миноритарных акционеров. В ситуации растущей неопределенности находятся владельцы акций в открытых акционерных обществах. Интересы и потенциал МСБ в такой модели реструктуризации не учитываются. Увеличивается изоляция малого и среднего бизнеса от приватизации. Растет угроза рейдерства, в том числе номенклатурного, при реализации программ модернизации. Сильная централизация и концентрация инвестиционных ресурсов на государственных проектах и программах сдерживает частную инициативу, блокирует вхождение Беларуси в региональную и мировую систему разделения труда.

Предложения: 


72. Отмена приоритетного права органов местной власти на покупку акций акционерных обществ. 

73. Отказ от практики пересмотра условий выкупа государственного имущества, формирования уставных фондов акционерных обществ. Амнистия всех сделок по приватизации государственного имущества и активов, совершенных до 2000 года.

74. Введение правовой нормы, обязывающей органы государственного управления национального и местного уровней продавать на открытых конкурсах за одну базовую величину неиспользуемые объекты недвижимости вместе с землей, как единый хозяйственный комплекс.

75. Внесение изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 4.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» дополнения о запрещении отказывать арендаторам в преимущественном праве приобретения арендуемого ими в течении 3-х и более лет имущества в случае поступления от арендатора заявления о выкупе им этого имущества.

76. Разрешение оценки государственных активов негосударственными оценочными организациями и предпринимателями.

77. Выравнивание статуса льгот для юридических лиц, оплачивающих лечение своих сотрудников, при оплате непосредственно медицинской организации или страховой компании (при приобретении полиса по возмещению медицинских расходов), независимо от форм собственности. 

78. Упрощение процедуры и удешевление стоимости передачи земли в частную собственность организациям и предпринимателям, в том числе в долгосрочную аренду на срок не менее 25 лет. 

79. Передача в доверительное управление, а также приватизация, как имущественных комплексов низкорентабельных и убыточных предприятий белорусским частным субъектам хозяйствования.

80. Разрешение малым предприятиям закупать мелкие партии товаров, сырья, комплектующих за пределами Республики Беларусь за наличный расчет с последующей оплатой НДС в бюджет Республики Беларусь (до 1000 базовых величин по одной сделке).

V. Полноценная модернизация

Состояние:

Модернизацию Беларуси сдерживают старые правовые и общественные институты. По оценке Института Всемирного банка Беларусь входит в группу 30 самых неблагополучных стран мира по качеству государственного управления. В нашей стране высоки издержки реализации проектов «зелёного поля». Слабая связь науки и производства, искаженная система мотивации для изобретателей и новаторов, неразвитость институтов венчурного финансирования проектов малого бизнеса – всё это создает угрозу технологического отставания страны. Власти декларируют курс на привлечение инвесторов, но получение потенциальными инвесторами информации сильно затруднено.

Предложения: 
81. Обеспечение участия представителей бизнес союзов через Общественно-экспертный совет по развитию электронного бизнеса (Е-делегация) на всех стадиях создания информационных систем по предоставлению услуг «государство-бизнес» (G2B).

82. Обеспечение полной прозрачности финансовых потоков всех органов государственного управления и предприятий с долей государства более 50%. Введение нормы о ежегодном обязательном проведении их аудита с обязательной публикацией результатов на интернет сайтах этих органов в течение месяца после завершения проверки.

83. Внесение изменений в учебные планы средних школ, средних специальных и высших учебных заведений с целью интеграции в них курсов по основам экономики, предпринимательства, трансфера технологий и финансового рынка.

84. Формирование в средствах массовой информации позитивного имиджа предпринимательской деятельности, предпринимателей. Запуск на телевизионных каналах Беларусь-1, ОНТ, СТВ и на региональных ТВ каналах еженедельных программ для представления бизнес ассоциациями информации и мнений о ходе реализации НПББ, возможностях, проблемах для предпринимательства и реформах делового климата в целом.

85. Разработка программы правительства по развитию и поддержке женского, молодежного предпринимательства предусматривающей улучшение возможности этих групп открывать и развивать собственное дело, совмещать выполнение семейных обязанностей и учебы с предпринимательской деятельностью.

86. Обеспечение участия представителей бизнес ассоциаций Республики Беларусь в проведении государственной экспертизы научно-технических и инновационных разработок.

VI. Ответственное партнерство

Состояние:

Частно-государственное партнерство, конструктивный диалог бизнеса и власти в Беларуси декларируются, но не реализуются. Власти преимущественно решают тактические, сиюминутные задачи в ущерб стратегии развития. Часто решения, которые непосредственно касаются бизнеса, принимаются без участия его представителей. Диалоговые площадки, в которых формально участвуют представители бизнес сообщества, изолированы от реальных процедуру принятия решений по деловому климату и экономической политике в целом. Доступ к качественной информации и аналитике остаётся резко ограниченным, а экономическая политика правительства часто непредсказуема для МСБ.

Предложения: 


87. Обеспечение участия частного бизнеса в государственных программах, проведение ревизии существующих программ и инвестиционных проектов, установление четких количественных и качественных критериев оценки их эффективности, разработка механизмов общественного контроля над их реализацией, персонификация принятия решений по реализации государственных инвестиционных программ и проектов. 
88. Включение представителей бизнес союзов и ассоциаций в процесс разработки проекта Закона о бюджете и его исполнении.

89. Внесение изменения в регламент по разработке нормативно-правовых актов (НПА): включение в регламент по разработке НПА правила обязательного включения в список исполнителей бизнес союзы или ассоциации, если от них исходила инициатива или предложения по соответствующей разработке или внесению изменений в НПА. 

90. Разработка и принятие механизмов оказания адресной социальной помощи на основе четких критериев нуждаемости одновременно с отменой государственного регулирования цен (отмена регулирования цен на основании того, что товары считаются социально значимыми). 

91. Создание и обеспечение деятельности республиканского гарантийного фонда с целью выдачи гарантий возврата до 70% кредитов, в том числе льготных, полученных для организации производств и услуг.

92. Увеличение государственного финансирования или льготирование по налогам части расходов субъектам малого и среднего предпринимательства, стимулируя участие в зарубежных выставках, ярмарках, проведение маркетинговых исследований и рекламы с целью увеличения экспорта белорусских товаров и услуг.

93. Передача объектов интеллектуальной собственности, созданных с привлечением государственных средств, субъектам малого инновационного предпринимательства для последующей коммерциализации на безвозмездной основе.

94. Проведение амнистии капитала и экономической амнистии.

95. Направление не менее 1% от общего объема поступающих в местные бюджеты налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства для льготного финансирования их проектов.

96. Принятие нормы, которая обязывает зачислять все платежи за административные процедуры, осуществляемые государственными и иными уполномоченными ими организациями, исключительно в бюджет.

97. Формирование совместно с деловым сообществом реестра технических, строительных, противопожарных, санитарных и гигиенических норм, подлежащих отмене, пересмотру.

98. Введение административной ответственности должностных лиц, местных органов власти за незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность частных предприятий.

99. Введение правовой нормы, согласно которой за нарушение норм законодательства несут ответственность, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, исключительно виновные лица, в непосредственные обязанности которых входило обеспечение выполнения этих норм.

100. Размещение на сайте Министерства финансов Республики Беларусь информации в полном объеме о прошлых, настоящих и будущих бюджетных расходах.

101. Исключение правовой практики доведения до органов государственного управления республиканского и местного уровней планов по сбору штрафов, количеству протоколов и объему конфискованных товаров.

102. Внесение изменений в Закон «О Комитете государственного контроля» с целью сокращения перечня вопросов, которые подлежат проверке у негосударственных субъектов хозяйствования специалистами Комитета государственного контроля.

103. Проведение ежегодных открытых парламентских слушаний, а также слушаний в областных (городских) советах депутатов по вопросу состояния, тенденциям и проблемам развития предпринимательства. 

104. Наделение объединений промышленников и предпринимателей правом непосредственного внесения в Конституционный суд предложений о проверке конституционности актов законодательства, регулирующих экономическую и предпринимательскую деятельность.


ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ БИЗНЕСА-2013

Реализация Национальной платформы бизнеса 2013 позволяет реализовать бизнесу и государству свои задачи. 



Для бизнеса Платформа – это:

  • гарантия равенства условий хозяйствования частного и государственного секторов,

  • включение малого и среднего бизнеса в процесс реструктуризации предприятий и модернизации экономики,

  • возможность реализации конкурентных преимуществ белорусского бизнеса в условиях открытой конкуренции и взаимодействия с коммерческими структурами России и Казахстана;

  • сокращение налоговой нагрузки для всех коммерческих организаций вне зависимости от формы собственности с 60% от объема валовой прибыли до 30%;

  • сокращение издержек на выполнение требований госорганов в сфере ценообразования, лицензирования, получения разрешений, проведения проверок в размере до 3 - 5% от валовой выручки;

  • передача в собственность МСП и ИП длительно арендуемого государственного имущества и активов, неиспользуемой недвижимости;

  • «безвозмездная» передача в собственность МСП и ИП технологий, разработанных за счет бюджетных средств;

  • ликвидация дискриминационных практик органов власти на местах;

  • создание правовой системы, препятствующей незаконному поглощению и рейдерству в отношении белорусских предприятий;

  • минимизация рисков принятия антипредпринимательских или противоречивых актов законодательства;

  • создание качественных институтов для полноценной интеграции Беларуси в мировую экономику по стандартам ВТО;

  • предоставление коммерческим организациям Беларуси возможности провести реструктуризацию и подготовиться к открытой конкуренции и сотрудничеству с компаниями России и Казахстана в наиболее благоприятной деловой среде;

  • улучшение предложения высококвалифицированных кадров для МСП на рынке труда, остановка трудовой эмиграции ценного человеческого капитала;

  • создание конкурентной среды среди трудоспособного населения за счет дополнительного предложения рабочей силы в результате высвобождения из государственных предприятий излишней численности промышленно-производственного персонала.

Для государства Платформа – это:

  • повышение качества управления ресурсами, активами и имуществом Республики Беларусь,

  • включение в полноценный коммерческий оборот неиспользуемого или неэффективно используемого имущества и активов, что позволит расширить налогооблагаемую базу и увеличит налоговые поступления при уменьшении налоговой нагрузки;

  • активизация предпринимательской деятельности, которая ведет к расширению налоговой базы, повышению социальных выплат и вознаграждения госслужащих;

  • быстрая, с минимальными издержками адаптация правовых институтов, экономического законодательства к требованиям ЕЭП и ВТО;

  • улучшение качества государственного управления за счет упрощения административных процедур;

  • минимизация экономических и социальных издержек злоупотреблений и коррупции;

  • создание условий для остановки оттока «мозгов» и высококвалифицированных кадров, притока прямых иностранных инвестиций и репатриации из-за границы капиталов белорусов;

  • повышение производительности труда на государственных предприятиях;

  • создание новых современных рабочих мест в сфере услуг, строительстве, включая дорожное;

  • повышение гражданской ответственности трудоспособного населения за свое материальное обеспечение, развитие предпринимательской инициативы;

  • снижение давления на местные и национальные органы власти с точки зрения требований оказания бюджетной поддержки, увеличение ресурсов на адресную социальную помощь и реализацию инфраструктурных проектов, которые повышают страновую конкурентоспособность;

  • укрепление технологического потенциала в основных секторах экономики страны, позволяющих обеспечить их функционирование на экологических принципах.

Для общества Платформа – это:

  • повышение доходов домашних хозяйств и покупательной способности пенсий и зарплат;

  • стабилизация цен, частичное их снижение за счет ответственной политики и открытой конкуренции на внутреннем рынке;

  • создание новых современных рабочих, увеличение мобильности на рынке труда;

  • устранение дефицитов, расширение товарного ассортимента и усиление защиты потребителей;

  • расширение возможностей получения дополнительного дохода;

  • концентрация ресурсов государства на наиболее нуждающихся гражданах, на самых чувствительных социальных проектах вместо поддержки хронически убыточных предприятий;

  • активизация инвестиций в улучшение окружающей среды;

  • развитие национальной культуры ТИПОД: Трудолюбия, Инициативности, Предприимчивости, Ответственности, Достижений.

МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ БИЗНЕСА 2013 ГОДА

Для реализации Национальной платформы бизнеса Беларуси 2013 года используются следующие механизмы и инструменты:



    1. Организация работы Координационного совета по продвижению Национальной платформы бизнеса Беларуси.

    2. Координация работы всех действующих общественных объединений предпринимателей, советов по предпринимательству при органах власти, отраслевых и региональных бизнес ассоциаций по вопросам реализации положений Платформы.

    3. Организация эффективной работы общественно-консультативных и экспертных советов при республиканских и местных органах власти и управления. Обучение участников советов.

    4. Открытое информационное сопровождение всех этапов продвижения положений и предложений Платформы, проведение деловых клубов, бизнес завтраков, общественных слушаний, пресс-конференций и др.

    5. Согласование позиции бизнес сообщества посредством консультаций, круглых столов, опросов, организации общественного и корпоративного диалога.

    6. Представление позиции делового сообщества в органах законодательной власти посредством проведения слушаний по системным и специальным проблемам развития предпринимательства, проблемам социального партнерства и социально-экономической политики. 

    7. Подготовка поправок и предложений в существующие и готовящиеся нормативные правовые акты, представление их в органы государственной власти и управления.

    8. Участие в консультациях с органами государственной власти, в том числе на заседаниях рабочих групп, межведомственных комиссий, общественных советов.

    9. Организация фокус групп, аналитических или иных экспертных формирований для изучения мнения промышленников и предпринимателей по законодательным предложениям делового сообщества в целях повышения конкурентоспособности бизнеса.

    10. Организация постоянно действующих региональных дискуссионных площадок для малого и среднего бизнеса и предпринимателей, мониторинг ситуации в малом и среднем предпринимательстве, содействие росту крупного частного бизнеса.

    11. Проведение акций антикоррупционной направленности, позиционирование бизнес сообщества как противника взяток, теневой экономики, мошенничества и кумовства.

    12. Проведение экспертизы проектов законодательных актов на противодействие монополизму, антикоррупционность, однозначное восприятие, осуществимость, соответствие Директиве № 4 от 31.12.2010г.

    13. Поддержка предпринимателей в судебных и административных спорах с органами государственного управления и контроля в случаях незаконного применения штрафов и наказаний и др.

    14. Широкое распространение информационных ресурсов, размещение на сайтах, информационных порталах материалов по представлению интересов бизнеса, возможностей его развития, защиты и самозащиты в Беларуси, странах Единого экономического пространства, в других странах мира.

    15. Проведение конкурса «Лучший город, район, область для бизнеса Беларуси».

    16. Проведение два раза в год исследования 500 предприятий и ИП для определения Индекса делового оптимизма частного бизнеса Беларуси. 

    17. Организация согласованных действий с бизнес ассоциациями России и Казахстана по вопросам продвижения предложений Платформы и выяснения позиции бизнес ассоциаций стран-партнеров по ЕЭП.

    18. Направление текстов Платформы-2013 правительствам России и Казахстана для учета позиции делового сообщества Беларуси и выработки единой экономической политики по укреплению потенциала бизнеса ЕЭП.





Искусство читать — это искусство мыслить с некоторой помощью другого. Эмиль Фаге
ещё >>