Стратегия диверсификации. Диверсификация - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Транспортная стратегия РФ по экспорту углеводородного сырья Арктики 1 134.66kb.
Проблемы создания системы искусственной диверсификации программного... 1 31.67kb.
Диверсификация образовательных программ и учебных планов подготовки... 1 48.33kb.
«Проблемы диверсификации экономик стран Персидского залива на примере... 2 539.01kb.
+665. 6/. 7 О необходимости диверсификации деятельности зао «Иркутскнефтепродукт» Н. 1 111.08kb.
Диверсификация и государственный заказ как факторы реинжиниринга... 1 146.94kb.
Диверсификации системы непрерывного образования как научно-педагогическая... 1 197.16kb.
Эффективное развитие предприятий слабоалкогольных производств на... 1 434.1kb.
Операционная стратегия и конкурентоспособность в этой главе Операционная... 5 636.61kb.
К вопросу о стратегии диверсификации производства промышленных предприятий 1 104.84kb.
Ипм- 1 Наименование опыта 1 128.56kb.
Диверсификация и государственный заказ как факторы реинжиниринга... 1 146.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Стратегия диверсификации. Диверсификация - страница №1/1

Стратегия диверсификации.

Диверсификация – это стратегия, связанная с коренным изменением стратегических зон бизнеса и товарного ассортимента фирмы.

В этом случае предприятие отделяется от исходных сфер деятельности и переходит к новым. Используется для того, чтобы предприятие не стало слишком зависи­мым от одного рынка или товарной группы.

Причины:


  • Стагнирующие рынки

  • Финансовые выгоды

  • Уменьшение риска

Существует 3 разновидности диверсификации:

Стратегия концентрической диверсификации базируется на по­иске и использовании заключенных в существующем бизнесе допол­нительных возможностей для производства новых товаров, продуктов, услуг, похожих на товары, продукты, услуги предприятия. Как правило, эти товары будут привлекать внимание новых групп клиентов.

Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продук­ции, отличной от используемой. При этом новый товар или продукт должен быть ориентирован на прежних клиентов. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка пред­приятием собственных возможностей в производстве новых товаров, продуктов и услуг.

Стратегия конгломератной диверсификации состоит в том, что предприятие расширяется за счет производства технологически не свя­занных с прежней продукцией новых товаров и продуктов, которые реализуются на рынках. Эта стратегия — одна из самых сложных стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов: компетентности имеющегося персонала, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых финансовых средств для вне­дрения инноваций, организации маркетинговых исследований, органи­зации рекламной кампании и других факторов.

Тип стратегии

Сущность стратегии

Главные функции

Примеры

.

Диверсификация (объединение производства разных отраслей)

Концентрическая диверсификация (новые продукты и рынки на общей технологической базе)

НИОКР

Производство

Маркетинг


Конгломерат "Диптон-индастрис"

электроника промышленная;

космос; микроволновые печи; военное производство


Горизонтальная диверсификация (новые продукты, новая технология на том же рынке)

НИОКР

Производство

Маркетинг


Проигрыватели лазерных компакт-дисков на рынке аудиоаппаратуры

Конгломератная диверсификация (приобретение производств чуждых отраслей)

Финансы

Приобретение фирмы "Коламбия-пикчерз" нефтегиганта "Стандарт ойл"



Стратегия диверсификации на примере компании «Nokia».
История Nokia — одна из самых невероятных саг о бизнесе 90-x годов прошлого века. Как написал журнал BusinessWeek, в начале 90-х финский конгломерат беспокоили весьма далекие от сотовой связи проблемы: тогда начал резко снижаться объем продаж в стоявший на пороге распада Советский Союз... туалетной бумаги. А уже к концу тысячелетия те же финны, переориентировавшись на производство сотовых телефонов, превзошли на новом для себя рынке и Ericsson и Motorola. Достаточно быстро Nokia стала одним из ведущих игроков мирового рынка телекоммуникаций, а также одной из самых богатых европейских компаний.



У истоков реки Нокия

Историю компании Nokia принято отсчитывать с 1865 года. 12 мая 1865 года финский горный инженер Фредрик Идестам получил разрешение на строительство фабрики для выпуска древесной массы у реки Нокия. Так было положено начало будущей Nokia Corporation.

Именно на эти годы пришелся бурный рост промышленности. Индустриализация, потребность в бумаге и картоне для растущих городов и офисов росла с каждым днем. И вот уже на месте фабрики-мельницы вырос целлюлозно-бумажный комбинат. Со временем комбинат Nokia привлек к себе большое количество рабочих, так что вскоре вокруг него образовался одноименный город — Nokia.

Предприятие выросло из национальных масштабов, бумага Нокии стала поставляться сначала в Россию, затем в Англию, Францию, и даже Китай.

В конце 1860-х годов спрос на бумажную продукцию в Финляндии во много раз превзошел объемы внутреннего производства, из-за чего возрос импорт сырья из России и Швеции


Nokia Corporation (Nokia Corporation )


В феврале 1871 года была основана Nokia Corporation (Nokia Aktiebolag). Фирма уверенно завоевывала рынки Дании, Германии, России, Англии, Польши и Франции. Кстати, важную роль в выходе Nokia на международную арену играли деловые люди из Санкт-Петербурга.

Резиновые сапоги Nokia


А тем временем в Соединенных Штатах «резиновая горячка» начала 1830-х годов закончилась столь же неожиданно, как и началась. Многие инвесторы потеряли миллионы долларов. Но обанкротившийся производитель оборудования из Филадельфии Чарльз Гудьер продолжал проводить эксперименты с резиной. В феврале 1839 году он открыл такое явление, как вулканизация. В то же время он создал водозащитную резину, что позволило использовать этот материал в самых разных условиях.

В 1898 году Фрэнк Сейберлинг основал фирму Goodyear Tire and Rubber Company и купил для нее первый завод. Через десять лет Goodyear стала крупнейшим в мире предприятием по выпуску резины.

В Финляндии товары из резины появились в конце XIX века. Первыми изделиями были обувь и различные предметы из прорезиненной ткани. Сначала они были роскошью, но очень быстро дождевики и калоши завоевали популярность в городах и сельской местности. Резиновая продукция стала принадлежностью не только потребительского, но и делового рынка.

Finnish Rubber Works


В связи с индустриализацией появился спрос на различное оборудование, что означало потребность во всевозможных резиновых изделиях. В Финляндии основным производителем таких изделий была компания Finnish Rubber Works (FRW). Когда руководство FRW решило переместить свое производство из Хельсинки в сельскую местность, оно остановило выбор на участке рядом c Nokia.

Возможность недорого покупать у Nokia электроэнергию стала определяющей, — река, около которой находился комбинат, служила не только украшением ландшафта, но и являлась источником дешевой электроэнергии.


Finnish Cable Works


В 1912 году в центре Хельсинки открылась компания, получившая позже название Finnish Cable Works. Увеличивающаяся потребность в передаче электроэнергии, а также бурное развитие телеграфных и телефонных сетей обеспечили быстрый рост компании. Забегая вперед, надо отметить, что после окончания Второй мировой войны фирма практически являлась монополистом, владевшим абсолютным большинством финских производителей кабеля.

Создание Nokia Group

В 1920 году эти три фирмы: Nokia Corporation, Finnish Rubber Works и Finnish Cable Works, вошли в коалицию, сформировав Nokia Group. Участие в этом промышленном конгломерате предполагало противостояние Nokia социальным, политическим и экономическим событиям: и «бурным двадцатым», и Великой депрессии, и вторжению Советского Союза, и последующим войнам, и выплате репарации Москве.

Хотя Nokia и потеряла свою корпоративную автономию, ее название очень скоро стало общим фундаментом для трех фирм, и в эти же годы FRW стала использовать название “Nokia” в качестве своей марки. Правда, вскоре третья из компаний, Finnish Cable Works (FCW), заманила Nokia в новый для нее сектор — строительство электростанций. В 1920—30-е годы Nokia уже лидировала на всех направлениях своей деятельности. Именно диверсификация помогала фирме практически безболезненно переживать тяжелые в экономическом плане времена: когда какой-то сектор экономики находился в упадке, Nokia выживала за счет предприятий других отраслей.

Компания Nokia начала деятельность в Советском Союзе в 60-е годы. В 1966 началось и в 1967 году было окончательно оформлено слияние трех предприятий — Nokia, FRW и FRC. Oy Nokia Corporationпредставляла собой промышленный конгломерат, работавший по четырем основным направлениям: лесная промышленность, производство резины, кабелей и электронной техники. Старые направления, в особенности производство кабелей, продолжали обеспечивать прибыльность Nokia. Некоторые финские обозреватели считают, что система управления была взята от завода по производству кабелей; а деньги приносила резиновая промышленность. А отделение электроники помогло возродить конкурентоспособность Nokia на новом витке развития компании.



Nokia и мобильная связь:

Еще в 60-х годах президент Finnish Cable Works Бьёрн Вестерлунд учреждает отдел электроники, который проводит исследования в области полупроводников. Основным персоналом отдела являются сотрудники университетов и колледжей, с которыми Вестерлунд давно поддерживал хорошие отношение. Глава отдела, Курт Викстедт, называвший себя "помешанным на цифрах", прекрасно представлял себе все перспективы развития электронной связи и умело направлял усилия разработчиков именно в этих, приоритетных направлениях. Витавшие тогда в воздухе настроения можно было охарактеризовать словами "все возможно и все нужно попробовать".

В 1963 году был разработан первый радиотелефон, а в 1965 году – модем для передачи данных. Тем не менее, большинство телефонных станций на тот момент имело электромеханические коммутационные устройства и никто даже не помышлял о возможной "цифровизации" своего оборудования. Несмотря на подобный консерватизм, царивший тогда в этой области, Nokia все таки берется за разработку цифрового коммутатора на основе импульсно-кодовой модуляции (РСМ). В 1969 она первой выпускает РСМ-передающее оборудование, отвечающее стандартам CCITT (Международный консультационный комитет по телеграфу и телефону).

Переход на цифровой телекоммуникационный стандарт стал для компании одним из самых важных стратегических решений, что и подтвердилось в начале 70-х выпуском коммутатора DX 200. Снабженный по тем временам компьютерным языком высокого уровня и микропроцессорами Intel (!), он оказался настолько удачным, что и по сей день идеи заложенные в него являеются основанием для телекоммуникационной инфраструктуры компании.

В то же самое время новое законодательство разрешило, по примеру Швеции, установку мобильных телефонов в автомашины и подключение их к общей сети. Так как в 1980-е годы основной стратегией Nokia стало быстрое расширение по всем направлениям, открывшиеся перспективы подтолкнули Nokia к решительным действиям. И результат не заставил себя ждать: в 1981 году создается сотовая сеть, охватившая Швецию и Финляндию и получившая название Nordic Mobile Telephony (NMT). Позднее в нее вошли другие страны как в Европе, так и за ее пределами. Система базировалась на технологиях Nokia. Началось быстрое развитие индустрии мобильных телефонов. Появившись в 1981 году, NMT стал первым общераспространенным стандартом сотовой связи

В 1987 году, когда все выпускаемые мобильные телефоны были достаточно тяжелы и имели большие габариты, Nokia выпустила один из самых легких и транспортабельных мобильников. Это позволило отвоевать значительную часть рынка.

В связи с постепенным объединением европейских рынков в конце 80-х годов, назрела необходимость разработки единого цифрового стандарта мобильной связи, позднее получившего название GSM (Global System for Mobile Communications).

В 1989 году Nokia и два финских телекоммуникационных оператора создали союз, чтобы наладить работу первой сети GSM. Чтобы не потерять позиции в конкурентной борьбе с Telecom Finland, которая владела многолетней, поддерживаемой государством монополией на дальнюю телефонную связь, провайдеры услуг аналоговой мобильной связи Helsinki Telephone Corporation и Tampere Telephone Company создали компанию Radiolinja. Эта фирма купила у Nokia инфраструктуру на сумму в 50 млн. долларов, даже несмотря на отсутствие лицензии на новую сеть.

Йорма Оллила, приглашенный в Nokia Кари Каирамо, в 1990 году возглавил отделение мобильных телефонов компании. По поводу нового проекта было много разговоров, сомнения вызывало всё: от принципиальной необходимости в существовании сети до технологических вопросов. И все же команда Nokia верила в цифровую связь и продолжала свою работу.

1 июля 1991 года самый первый звонок через коммерческую сеть GSM был сделан премьер-министром Финляндии — по телефону Nokia. Успех проекта произвел впечатление на совет директоров компании, и год спустя Оллила был назначен генеральным директором Nokia. Эту должность и пост председателя Йорма Оллила занимает и сегодня.

С 1996 года телекоммуникации стали основной сферой деятельности компании Nokia. Не зря рисковали финны. Ведь когда Nokia вкладывала свои ресурсы в GSM, она была умеренно успешной компанией из маленькой страны, бросившей вызов уже прочно стоящей на ногах инфраструктуре, в которую вложены миллиарды долларов, и повсеместно принятому стандарту. Вскоре компания заключает соглашения на обеспечение сетями GSM еще 9 европейских государств. К августу 1997 года Nokia поставляла GSM системы 59 операторам в 31 стране.

Надо сказать, что к этому времени Финляндию охватывает глубочайший спад производства. И несмотря на то, что в 80-х Nokia становится третьим в Европе производителем телевизоров, а также большую популярность получают спутниковые ресиверы фирмы и отделение, занимающееся производством автомобильных покрышек, особенно, если учесть неизменно высокое качество всего ассортимента предлагаемой продукции, Nokia пришлось сделать рискованный выбор. В мае 1992 года возглавивший компанию Йорма Оллила принимает решение о сокращении всех остальных отделений и сосредоточении научных и производственных мощностей на телекоммуникациях. Сегодня, когда Nokia является мировым лидером в мобильной связи и телекоммуникациях, мы можем по достоинству оценить правильность этого решения.



Мировой успех

Именно когда компания всерьез занялась выпуском мобильных телефонов и других телекоммуникационных продуктов, она вышла на международные рынки. В результате в конце 90-х Nokia стала лидером рынка цифровых технологий связи.

За короткое время, благодаря своей способности чутко реагировать на частые рыночные перемены и мгновенно брать на вооружение новейшие разработки и технологии, компания добилась мирового успеха. Именно за счет грамотного и вдумчивого подхода, а также верных решений - как в области технологий, так и в области управления и кадровой политики - Nokia превратилась в мегакомпанию мирового класса. За каких-то 6 лет эта компания совершила скачок к мировой известности.

Йорма Оллила возглавил Nokia как раз в тот момент, когда ей требовался глоток свежего воздуха. И компания вскоре начала стремительно наращивать обороты. К 1997 году Nokia являлась производителем мобильных телефонов практически всех основных цифровых стандартов: GSM 900, GSM 1800, GSM 1900, TDMA, CDMA и Japan Digital. Благодаря столь обширным возможностям компании удалось быстро укрепить свои позиции в Европе и Азии.

Уже в 1998 г. она объявила о 70-процентном росте прибыли (210 млрд. евро), тогда как ее главные конкуренты Ericsson и Motorola ограничились лишь сообщениями о снижении темпов производства. Спрос на мобильные телефоны продолжал расти, вместе с ним росла и рыночная доля Nokia. В 1999 г. компания отвоевала 27% рынка мобильных телефонов, причем Motorola, шедшая второй, отстала от нее на целых 10%. На сегодняшний день Nokia по-прежнему лидер на рынке мобильных телефонов.

Чем объясняется этот взлет?

Попытаемся разобраться в причинах такого успеха.

История. От рядовых финских компаний ее отличало не только стремление к росту и внедрению новшеств, но и эффективное расширение сферы деятельности. Кроме того, Nokia отличилась тем, что единственная в своей стране стала проводить последовательную политику создания полной цепочки самообеспечения: от производства и разработки новых изделий до маркетинга, продвижения марки, организации продаж и предоставления сопутствующих услуг.

Имя. Прежде всего, руководство Nokia решило, что для успешного продвижения на рынке необходим собственный брэнд -- в компании сумели предвидеть, что в скором времени сотовые телефоны перейдут в разряд потребительских товаров (до этого продукты Nokia продавались под марками операторов мобильной связи). Решить поставленную задачу ей удалось в полной мере -- сегодня в списке наиболее популярных марок брэнд Nokia занимает одиннадцатое место, между Marlboro (10-е место) и Mercedes (12-е).

Инновации. Одной из стратегических целей компании всегда было непрерывное обновление, которое проявлялось в умелом и постоянном сегментировании, брэндинге и дизайне. Как Procter & Gamble, Nokia периодически выпускала новинки в различных категориях, чтобы постоянно доминировать на рынке. Как Coca-Cola, Nokia постепенно стала повсеместно известной маркой, только добилась этого намного быстрее.

Технологии. Nokia удлеляет много внимания и вкладывает большие средства в технологические разработки. Главным же прорывом, по мнению ряда специалистов, стала продвинутая и удобная система меню. Именно она, как считают многие, дала толчок к расширению функциональных возможностей телефона и постепенному превращению его уже не просто в коммуникационное, а скорее, в информационное устройство.

Когда многие high-tech-корпорации в США и Канаде сосредоточились исключительно на компьютерных информационных технологиях, европейские и японские компании серьезно занялись мобильными телекоммуникациями, беспроводными технологиями. И Nokia была в первых рядах этих "преобразователей мира". Люди хотят общаться "когда угодно и где угодно", и Nokia удовлетворяет этот спрос. Даже американцы признали, что благодаря Nokia будущее беспроводной связи принадлежит Европе. Такие показатели, как доля владельцев мобильных телефонов среди населения и охват территории сотовой связью, в Европе намного выше, чем в США. И это еще не все: сейчас стирается грань между технологиями - они сливаются в единое целое, а мобильные телекоммуникационные устройства воцаряются в самом центре беспроводного информационного общества нового века.



Дизайн: Визитной карточкой телефонов Nokia считается первоклассный дизайн.

Nokia сегодня

Технология GSM дала толчок к появлению нового вида услуг — пакетной передачи больших объемов данных по беспроводным сетям. В 1998 Nokia, Ericsson, Motorola и Psion (британский производитель карманных ПК) сформировали альянс Symbian — консорциум, призванный развивать беспроводные технологии третьего поколения. стратегическая задача Symbian — расширять возможности передачи данных в мобильных сетях и интегрировать эти сети с интернетом. Главная цель, как говорит Оллила «to put the Internet into every pocket» — предоставить Интернет каждому пользователю мобильного устройства.



Сейчас Nokia стремится возглавить процесс разработки услуг беспроводной связи третьего поколения. На сегодняшний день компания является лидером в производстве мобильных телефонов, а также ведущим поставщиком мобильных, стационарных и IP-сетей. Nokia работает более чем в 140 странах, ее акции продаются на шести крупнейших фондовых биржах мира.

Объем продаж компании Nokia в I квартале 2003 года составил 6,77 миллиардов евро. Чистая прибыль составила 977 миллионов евро. На сегодня компания Nokia имеет более 250 миллионов пользователей во всем мире. По прогнозам аналитиков, доля Nokia на мировом рынке в 2003 году возрастет до 40 процентов.

Более 50 000 квалифицированных специалистов создают современные мобильные телефоны Nokia на 18 предприятиях компании в десяти странах мира.

Особенность компании Nokia состоит в том, что, разрабатывая очередную модель, она ориентируется на определенного потребителя, предоставляя ему максимум удобства пользования. Сегодня на рынке представлены модели для людей, активно занимающихся спортом, ведущих деловой или светский образ жизни в категориях: Basic (2ххх), Expression (3ххх), Active (5ххх), Classic (6ххх), Fashion (7ххх) и Premium (8ххх). Они различаются соответствующим дизайном и набором функций.

Браво, диверсификация!


* Каким бы ни оказался исход битвы на рынке мобильных телефонов, у финской Nokia есть очень надежный запасной рубеж, который компания готовит себе уже не один год, активно реализуя стратегию диверсификации. В 2003 году начался процесс трансформации девяти разрозненных бизнес-групп компании в четыре самостоятельных подразделения различной специализации, из которых сейчас и состоит Nokia Group: Mobile Phones, Multimedia, Enterprise Solutions и Networks. Продолжая активную борьбу на рынке мобильных телефонов, компания уделяет много внимания другим видам деятельности, которые станут мощными источниками роста тогда, когда ресурсы рынка мобильной телефонии исчерпаются. Такая стратегия уже оправдывает себя, в частности, поставки сетевого оборудования приносят компании стабильные прибыли. В 2004 году результаты работы подразделения Networks приятно радовали руководство, превысив ожидаемые показатели рентабельности. Глава компании назвал 2004 год «решающим» в развитии инфраструктурного бизнеса Nokia (компания стала поставщиком 28 из 63 запущенных в эксплуатацию коммерческих коммуникационных сетей 3G).

* Компания Nokia, купившая производителя карт для GPS-навигаторов Navteg, не намерена останавливаться на достигнутом и планирует новые сделки по покупке компаний. Аналитики говорят, что Nokia будет активно двигаться по пути диверсификации бизнеса и кроме покупок поставщиков контента может захотеть сама стать телеком-оператором. (10.09.2008г., Источник: RBCdaily (http://www.rbcdaily.ru) , Рубрика: мобильная связь)

* Финский производитель сотовых телефонов Nokia позавчера сообщил о выходе на рынок нетбуков, сегодня компания сообщила о планах по выходу на мировой финансовый рынок. В недрах компании разрабатывается сервис под рабочим названием Nokia Money, его запуск ожидается в начале 2010 года. Как сообщили в компании, сервис позволит передавать кому-либо деньги с телефона на телефон по всему миру, кроме того через сервис можно будет проводить оплату за покупки товаров и услуг. В последнем случае деньги будут сниматься со специальных предоплаченных SIM-карт.
кошелек с деньгами
В Nokia говорят, что жителей промышленно-развитых стран такими возможностями не удивить, у них есть пластиковые карты, платежные интернет-системы и банковские счета. А вот для жителей развивающихся стран или стран третьего мира Nokia Money может стать маленькой мобильной революцией, когда передавать деньги можно будет не только из рук в руки, но и через мобильный телефон.

Представители финской компании обещают подробно рассказать о сервисе на открывающейся с начале сентября конференции Nokia World. Пока известно лишь, что Nokia Money базируется на платформе мобильных платежей Obopay, деньги в которую Nokia вложила в начале 2009 года. Сейчас производитель мобильников ведет по всему миру работу по созданию мобильных агентских отделений, работающих с мобильными деньгами Nokia.

В основе Obopay лежат технологии SMS и GRPS. Оператор площадки получает свой процент с перевода или оплаты товара/услуги, дальше у системы нет лимитов. Каждый пользователь может бесплатно завести собственный лицевой счет, управлять которым можно с мобильного телефона.

“Мобильные финансовые сервисы имеют огромные возможности для роста, в мире насчитывается около 4 млрд пользователей услуг сотовой связи, лишь 1,6 млрд банковских счетов и около миллиарда пластиковых банковских карт. Есть огромная разница между пользователями из развитых и развивающихся стран. В последнем случае есть множество жителей, имеющих сотовый телефон, но не имеющих банковского счета”, – говорит Мэри Макдауэлл, директор по развитию Nokia.

Она также отметила, что для самой Nokia запуск мобильного финансового сервиса – это еще один шаг в реализации стратегии диверсификации выручки, которая, как показал финансовый кризис, сейчас слишком сильно привязана к продажам сотовых трубок. Что касается мобильного сервиса, то одним из его главных преимуществ должна стать глобальная работа одновременно в разных странах.

“Сервис будет работать с небольшой комиссией, чтобы он был доступен небогатым пользователям, привыкшим считать свои расходы. Nokia Money будет работать в разных странах, он будет доступен круглосуточно и без выходных дней. Кроме того, работать система будет не только с аппаратами производства Nokia, но и с телефонами других производителей”, – говорят в компании.

Прототип Nokia Money был запущен еще в 2007 году кенийским оператором Safaricom. Тогда компания предложила систему M-Pesa, которая за сравнительно небольшой период работы привлекла 6,5 млн пользователей (в Кении всего насчитывается 17 млн пользователей, около 37 млн жителей), пользовался данной системой каждый шестой кениец. В Nokia говорят, что задача Nokia отвязать пользователей от конкретного сотового оператора или банка.

Технологически Obopay работает по аналогии с банком: пользователи кладут некую денежную сумму через мобильный платеж, далее они вольны распоряжаться этими деньгами, как сочтут нужным.



(Источник: KLlproject.ru, 27 августа 2009г., Рубрика: Технично, Название статьи: «Nokia Money, кошелек с деньгами»)











Всякий слышит лишь то, что понимает. Плавт
ещё >>