Стилистические особенности бессоюзных сложных предложений в дневниковых записях ивана бунина - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат-размышление по прочтении романа И. С. Шмелёва «Лето Господне»... 1 312.13kb.
Сложные фразеологизированные предложения: лингвометодический аспект 1 91.78kb.
Рассказ И. А. Бунина «Лапти» Цель урока : познакомить с творчеством И. 1 76.89kb.
Урок по английскому языку по теме " Спорт " учитель: Денисенко М. 1 40.41kb.
Особенности функционирования глагольных форм в языке произведений И. 1 337.29kb.
Особенности освещения культурных событий в прессе 1 58.24kb.
Рассказу И. А. Бунина "Лапти" Цель урока: познакомить с творчеством... 1 59.33kb.
Стилистические особенности поэзии г. У. Лонгфелло и их межъязыковая... 1 266.92kb.
Основные стилистические направления китайской живописи X xiii вв. 1 82.7kb.
Синтаксис и пунктуация 4 518.42kb.
Стилистика рекламы. Стилистические особенности рекламы бытовой техники 3 421.49kb.
Отдел образования администрации аннинского района воронежской области 1 110.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Стилистические особенности бессоюзных сложных предложений в дневниковых записях ивана - страница №1/1

УРОК СЛОВЕСНОСТИ НА ТЕМУ: «СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЯХ ИВАНА БУНИНА»
(
9 класс)

Сегодня на уроке мы проследим стилистические особенности использования бессоюзных конструкций в дневниках Ивана Бунина. Проследим, почему именно в таком жанре, как дневник, наблюдается большое количество бессоюзных конструкций и чем это объясняется. Перед вами БСК (бессоюзные сложные конструкции) из дневника Бунина. Одна из характерных особенностей его прозы - ее лиричность, субъективность, поэтичность, что особенно видно в дневниках. Может быть, поэтому он говорил: "Нет ничего лучше дневника. Тут жизнь как она есть - всего насовано. Дневник - одна из самых прекрасных литературных форм. Думаю, что в недалеком будущем эта форма вытеснит все прочие." Дневник описывает переживания, впечатления, раскрывает внутренний мир автора. Именно БСК помогают выразить многообразные оттенки смысла, предоставляют возможность использования авторских пунктуационных знаков. Мы убедимся в этом, рассмотрев те записи, которые лежат перед вами:

21.04.1940г. 
I. Ходил по саду - заросла высокой травой вторая (нижней дороги)  площадка. Все еще цветет бледно-розовыми, легкими, нежными, очень женственными цветами какого-то сорта вишня, цветут 2 корявых яблоньки белыми цветами (в бутонах тоже розовыми).


09.11.21г. 
2. Возвращался почти бегом от холода - на синем небе луна точно 3/4 маски с мертвого, белая, светящаяся, совсем почти лежащая на левое плечо.


17 сентября. 
3. Гляжу на бахтияровский сад: местами - клубы как будто цветной капусты этого цвета.


20.06.14г. 
4.Все еще не стемнело как следует, все еще впереди дрожат в сумраке в речной ряби цветистые краски заката.


03.12.31г. 
5. Когда зажег огонь у себя, облака над городом сделались цвета подсохших лиловых чернил (очень мягкого). Потушил огонь - лиловое превратилось в фиолетовое.


15.08.1894г. 
6. Иногда ветер упадал, свет и тени лежали спокойно, на поляне сильно пригревало, в шелковистой траве замирали на солнце белые бабочки, стрекозы со стеклянными крыльями плавали в воздухе, твердые темно-зеленые листья сверкали в чаще лаковым блеском. Потом начинался шелковистый шелест тополей. Предложение записывается на доске.


7. Уже кое-где хрустит под ногами поджаренная листва, чуть пахнет яблоками (хотя их нет), корой, дымком, кое-где тепло, кое-где свежесть.

Все эти предложения связаны одной темой - темой описания природы, через которое раскрывается внутренний мир автора. Обратимся к предложению № 4.

Вопросы:

1.Какой вид связи в этом предложении?2.Объясните выбор знака препинания.3.Внимательнее посмотрите на смысловые отношения. Какие еще варианты здесь возможны? 4.Почему стоит запятая, а не двоеточие, как этого требуют смысловые отношения пояснения? 5.Можно ли это предложение считать текстом? 6.Можно ли этот текст считать поэтически организованным? 7.Если бы стояло двоеточие, то такой организации поэтического текста не было бы. Поэтому одной из причин постановки авторского знака является необходимость показать лиричность, эмоциональность описания, через которое раскрывается внутренний мир автора.8.Составьте схему этого предложения.9.Обратимся к первым двум предложениям. Посмотрим, есть ли в них авторские знаки. Объясните постановку тире в первом предложении. 10.Зачем здесь стоит авторский знак?11.Прочитайте следующее предложение и объясните постановку запятой. 12.Устно выделите основу и скажите, какой прием организации поэтического текста здесь присутствует? 13.Это еще раз подчеркивает поэтичность, лиричность, эмоциональность прозы Бунина. Давайте попробуем вместо запятой поставить союз "и". Изменилось ли что-нибудь? 14.Обратимся к следующему предложению. О чем у нас говорится в первом простом предложении? 15.О чем говорится во втором предложении? 16.Что указывает на отсутствие движения? 17.Какой мы можем сделать вывод, сравнив описания в первом и втором предложениях? 18.Поэтому и стоит тире, чтобы подчеркнуть резкую смену событий, зафиксировать эффект мгновенности, удивления. Что во втором предложении указывает на субъективность восприятия?

19.Прочитайте третье предложение и объясните постановку двоеточия. 20.Да, здесь знак стоит по правилам грамматики. Обратите внимание на второе простое предложение. Какое оно, полное или неполное? 21.Почему автор опускает сказуемое? 22. Прочитайте предложения под цифрой 5 и охарактеризуйте их по виду связи. 23.Почему автор употребляет вначале СПП, а потом БСП?24.Выделите основу во втором простом предложении в составе БСП. Чем выражено подлежащее? 25.Почему не существительным, а субстантивированным прилагательным?26.Прочитайте шестое предложение и объясните знаки препинания. 27.Можем ли мы сказать, что эта картина динамична? 28.В какой временной форме стоят глаголы?29.Если бы здесь стояли глаголы в настоящем времени, изменилось бы что-нибудь?30.Прочитайте следующее предложение. При чтении можно услышать этот шелест? Каким приемом создан данный эффект?31.Обратимся к предложению, записанному на доске, и объясним знаки препинания. Зачем необходимо повторение неопределенных наречий "кое-где"? 32.Какие слова выдают приход ранней осени?33.Выделите основы в данном предложении.34.Посмотрите, как с помощью синтаксических средств можно передать субъективность восприятия. Постройте схему предложения. 35.Почему Бунин выбирает именно БСК, в которых большое количество авторских знаков? 36.Дома вам необходимо написать свой дневник (семь дней). Каждый день - одно сложное бессоюзное предложение.

Урок словесности на тему: «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» на основе ассоциаций»

(6 класс)

Задание 1. Прочитайте стихотворение вслух и запишите своё первое эмоциональное состояние после прочтения. Можете зафиксировать его в виде любого изображения (рисунок, график, геометрическая фигура, пятно одного или нескольких цветов и т. п.)

Задание 2. Если вы зафиксировали полученные эмоции в виде изображения, попробуйте ответить на вопросы: почему ваше изображение такой формы, что это символизирует? Почему вы выбрали такие краски, что это значит для вас?

Задание 3. Попробуйте разбить стихотворение на «тематические», или «описательные», блоки-сегменты, читая стихотворение медленно.

Задание 4. Озаглавьте каждый отрывок, используя слова из текста стихотворения.

Задание 5. Попробуйте изобразить (как в задании № 1) ведущее настроение каждого отрывка. Объясните значение формы и цвета вашего изображения.

Задание 6. Ответьте на вопрос: меняется ли настроение стихотворения от высказывания к высказыванию? Опишите ваши наблюдения за изменениями настроения в стихотворении.

Задание 7. Определите стихотворный размер стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».

Задание 8. Ответьте на вопрос: применимо ли к данному стихотворению высказывание поэта ХХ века Н. С. Гумилёва: «У каждого метра своя душа, свои особенности и задачи. Ямб, как бы спускающийся по ступеням... свободен, ясен, твёрд и прекрасно передаёт человеческую речь, напряжённость человеческой воли»? (Стиховедение: Хрестоматия / Составитель: Л. Е. Ляпина. —  М., —  1998. С.82). Почему вы так думаете?

Задание 9. Медленно читая первую строфу, выявите звуковые повторы первых четырёх стихов и следующих четырёх стихов. 
Ответьте на вопросы:

​ 1. Какими звуками выделяются первые четыре стиха? Какую функцию в данном случае выполняют повторяющиеся звуки?

​ 2. Какими звуками выделяются следующие четыре стиха?

​ 3. Какое настроение создаётся благодаря этим повторам?

​ 4. Приобретает ли ваш первоначальный ассоциативный образ более отчётливые цвета или формы?

​ 5. Объясните суть корректировки образа.



Задание10. Медленно читая вторую строфу, выявите звуковые повторы и ответьте на вопросы: 1. Какие звуковые повторы участвуют в организации эмоциональной тональности стихотворения? 2. Какую функцию они выполняют? 3. Какое ощущение или настроение создаётся благодаря им? 4. Как они влияют на ритм стихотворения? То же проделайте с третьей и четвёртой строфами. Скорректировался ли ваш рисунок? Как? Почему?

Задание 11. Выявите ключевые слова, участвующие в формировании первой строфы.

Задание 12. Создайте смысловую логическую схему связи ключевых слов «буря» и «вихри» с другими понятиями. Какие связи устанавливаются благодаря сравнениям? Как описаны действия «бури» и «вихрей»?

Задание 13. Какие изобразительно-выразительные средства помогают понять идею — главную мысль отрывка? Какие смыслы актуализируются благодаря им?

Задание 14. Какая характеристика бури «проглядывает» сквозь ряд приведённых сравнений (обратите внимание на смыслы слов «зверь» и «дитя»)?

Задание 15. Обратите внимание на глаголы, участвующие в формировании смыслов первой строфы. Какое пространство создают глаголы в изобразительном и звуковом смыслах?

Задание 16. Посмотрите в словаре значение слова «путник». Исходя из значения этого слова, подумайте, какова судьба путника в нарисованном пространстве? Почему?

Задание 17. Как вы думаете, какое состояние души и сознания поэта отражено в этой строфе. Связано ли это с фактами биографии А. С. Пушкина?

Задание 18. Какие образы являются ключевыми во втором отрывке?

Задание 19. Начертите логическую схему второй строфы.

Задание 20. Посмотрите в толковом словаре значение непонятных вам слов.

Задание 21. Какое пространство создано во второй строфе с точки зрения сопоставления этого пространства с тем, которое создано в первой строфе?

Задание 22. Скорректируйте уже созданный ассоциативный рисунок с учётом совершённых находок, объясните внесённые коррективы (что вы нарисовали. В каком месте рисунка. Почему?).

Задание 23. Что объединяет эти два пространства (свет, звук, цвет)?

Задание 24. Стирается ли грань между ними? Почему?

Задание 25. Что, по-вашему, символизирует лачужка (старый дом)?

Задание 26. Обратите внимание, что в первой строфе кровля лачужки названа «обветшалой», а сама лачужка названа «ветхой». Само сочетание слов «ветхая лачужка» составлено так, что вдвое усиливает значение «дряхлость», «ветхость». Что таким образом говорит о своей внутренней защищённости поэт?

Задание 27. Обратите внимание, что успокаивающее «жужжание веретена», наполняющее «лачужку», раздаётся благодаря старушке. Что сказано об эмоциональном состоянии старушки? Страшно ли ей? Почему?

Задание 28. Ответьте на вопрос: почему старушка «изображена» с веретеном, связано ли с этим её утомлённое спокойствие перед лицом зла?

Задание 29. Почему жужжанье веретена пересиливает звуки бури, которые только утомляют, а звук веретена успокаивает?

Задание 30. Скорректируйте ассоциативное изображение, связанное со второй строфой, учитывая сделанные находки. Опишите и объясните сделанные коррективы.

Задание 31. Какие понятия, по-вашему, ключевые в третьем отрывке?

Задание 32. Создайте логическую схему связи ключевых слов с другими понятиями.

Задание 33. Какие изобразительно-выразительные средства помогают понять главную мысль отрывка? Какие смыслы актуализируются, благодаря им?

Задание 34. Обратите внимание, что третий и четвёртый стихи содержат антонимы: горе-веселье. Связаны ли эти понятия с предыдущим содержанием? Как?

Задание 35. Каким образом поэт думает преодолеть это горе и обрести веселье? Ответьте на этот вопрос, учитывая находки, сделанные раньше.

Задание 36. Какую роль в таком случае играют слова из народных песен: «Как синица тихо за морем жила», «...девица за водой поутру шла»?




Если бы богатые могли нанимать нищих умирать за них, — нищие хорошо бы зарабатывали. Шолом-Алейхем
ещё >>