Стилистические фигуры и тропы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тропы. Стилистические фигуры 1 21.74kb.
Практикум «Стилистические тропы и фигуры в текстах художественного... 1 53.33kb.
«Стилистические фигуры» 1 148.69kb.
Тропы и фигуры в рассказе михаила михайловича зощенко «обезьяний... 1 47.75kb.
Учебник Т. Ф курдюмовой (М., Просвещение, Дрофа 2005) Учитель: Бородихина А. 1 95.55kb.
Проект эколого-краеведческой тропы «урочище молевское» 1 116.67kb.
Проект «на экологической тропе» или «кабинет в природе» 1 89.89kb.
Средства выразительности Тропы 1 69.02kb.
Бхайравананда Трикасамарасья Каула Стратегия и тактика тропы Узора... 15 3572.23kb.
Стилистические особенности бессоюзных сложных предложений в дневниковых... 1 101.29kb.
Понятие о словосочетании 7 1409.92kb.
Планы семинарских занятий по дисциплине «История политических и правовых... 1 63.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Стилистические фигуры и тропы - страница №1/1




Стилистические фигуры и тропы

ЕДИНОНАЧАТИЕ, или анафора (от греч. anaphora — вынесение вверх) —распространенная стилистическая фигура, состоящая в повторении начальныхчастей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (слов,полустиший, строк, строф, фраз и т. д.): Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид... (А. Пушкин) Анафора может быть не только словесной, но и звуковой, с повторениемотдельных созвучий: Черно глазую девицу, Черно гривого коня!.. (М. Лермонтов) синтаксической: Мы не скажем командиру. Не расскажем никому. (М. С в е т л о в) На анафоре может строиться целое стихотворение: Почему, как сидишь озаренной, Над работой пробор наклонят, Мне сдается, что круг благовонный Все к тебе приближает меня? Почему светлой речи значенья Я с таким затрудненьем ищу? Почему и простые реченья Словно темную тайну шепчу? Почему как горячее жало Чуть заметно впивается в грудь? Почему мне так воздуху мало, Что хотел бы глубоко вздохнуть? (А. Фет) И. Трофимов АНТИТЕЗА (от греч. antithesis — противоречие, противоположение) — резковыраженное противопоставление понятий или явлений. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная... (Н. Некрасов) А. усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с еепомощью мысль. Иногда по принципу А. построено все произведение («Сон исмерть» А. Фета). Л. Крупчанов АСИНДЕТОН (греч. asyndeton — несвязанное), или бессоюзие — такоепостроение речи, гл. обр. поэтической, при к-ром союзы, соединяющие слова,опущены. А. усиливает выразительность фразы: Прямо дороженька, насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. (Н. Некрасов) Е. Аксенова ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура(см.), в к-рой определения группируются в известном порядке — нарастанияили ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Г. усиливает эмоциональное звучание стиха: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин) ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка) — стилистическая фигура,состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи;перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок:«Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням» (А. Пушкин). А. Головенченко, МНОГОСОЮЗИЕ, или полисиндетон (от греч. polysyndeton —многосвязное) —такое построение речи, гл. обр. поэтической, при к-ром увеличено числосоюзов между словами. М. — одна из стилистических фигур (см.). Замедляя речь вынужденнымипаузами, М. подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют... (М. Лермонтов) Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту... (П. Антокольский) Е. Аксенова. ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — аналогия, сходство,общность характерных черт; однородное синтаксическое построение двух (иболее) предложений (или частей их): Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (В. Брюсов) П. особенно характерен для произведении устного народного творчества(былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественнымособенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю.Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А.Т, Твардовского). П. может иметь более широкий тематический характер по содержанию, напр. встихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники». Наиболее яркое и многообразное выражение П. получил в романтическойпоэзии нач. 19 в., когда пейзаж утратил свою описательность и приобреллирически-эмоциональный характер. П. составляет композиционную основумногих стихотворений В. Вордсворта, И. Эйхендорфа, А. Шамиссо и даже целыхциклов («Зимний путь» В. Мюллера). А. Н. Веселовский Пользовался в этомслучае термином «психический П.». В отличие от прямого П., различают П.отрицательный, в к-ром, однако, отрицанием подчеркивается не различие, асовпадение основных признаков сопоставляемых явлений: Не стая воронов слеталась На груды тлеющих костей, За Волгой, ночью, вкруг огней Удалых шайка собиралась. (А. Пушкин) П. Рощин. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистическихфигур (см.); такое построение речи, гл. обр. поэтической, при к-ромутверждение высказывается в форме вопроса. Р. в. не предполагает ответа, онлишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. Е. Аксенова РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна изстилистических фигур (см.); такое построение речи, при к-ром в формевосклицания утверждается то или иное понятие. Р. в. звучит эмоционально, споэтическим воодушевлением и приподнятостью: Да, так любить, как любит наша кровь Никто из вас давно не любит! (А. Блок) Е. Аксенова РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна изстилистических фигур (см.). По форме, будучи обращением, Р. о. носитусловный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскуюинтонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.: А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов.. (М. Лермонтов) E. Аксенова РИФМА (от греч. rhythmos — соразмерность) — повтор отдельных звуков илизвуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк (в этомотличие Р. от аллитерации древнегерманского и тюркского стиха). В Р. могутповторяться отдельные звуки («морозы — розы»), слова («молод — молот»)[простая Р.], группы слов (составная Р.), в исключительных случаях — целыестроки (панторифма). Иногда один или несколько звуков одного рифмующегослова не встречает соответствия в другом (у В. Маяковского: «строфа —факт»). В организации стиха Р. Принадлежит очень важная роль: она связанасо звуком, ритмом, лексикой, интонацией и синтаксисом, строфикой. Весьмаважна ритмическая функция Р.. Р. отмечает звуковым повтором клаузулы(стиховые окончания), подчеркивая междустрочную паузу: Отдымился пот вчерашний, Высох пот, металл простыл, От окопов пахнет пашней, Летом, мирным и простым. Лексическая функция рифмы заключается в том, что она выделяет слова,связанные звуковым повтором, и тел? самым усиливает ассоциативную сферустиха. Первый гимн партии в поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин»завершается строфой, в к-рой зарифмованы наиболее существенные по смыслуслова: «братья — партия», «ценен — Ленин». Р. в интонационной функцииспособствует возникновению логического ударения, в результате чегорифмующееся слово резко выделяется из речевого потока и к нему привлекаетсяособое внимание. Это может происходить, напр., при разрыве тесныхсловосочетаний. В стихотворении «Много еще неясности...» Л. Мартынов направляетчитательское восприятие на наречие «откровенно», к-рое семантически ифонически более ощутимо, чем связанный с ним глагол «вести»: Но я не заметил ненависти К себе нигде — Надо лишь откровенно вести Себя везде… В составной Р. «ненависти — откровенно вести» логический акцент на слове«откровенно» достигается за счет нек-рого фонического приглушения глагола«вести». Существует несколько видов классификации рифмы со звуковой т. з.Р. подразделяются на точные и неточные. Точная Р. — созвучие, в к-ромсовпадают все звуки: «Евгений — гений», «полн — волн», «занемог — не мог» ит. д. Критерием точности является её орфографическое совпадение рифмующихсяслов, а их фонетическая, произносительная сторона, напр. составная рифма В.Маяковского: «ста расти — старости» — точная. Неточная Р. —созвучие, в к-ром звуки, входящие в состав рифмующихся слов, фонетически не совпадают;ср. рифмы Маяковского: «распят — паспорт», «обнаруживая — оружие»,«селеньице — ленинцы» и т. п. По отношению к неточной Р. видовыми понятиямиявляются ассонанс («звездами — розданы»), неравносложная рифма(«врезываясь — трезвость»), усеченные рифмы («обошел — хорошо») и др. Всовременной поэзии широко представлена «контурная» акустическая Р., в к-ройсозвучен общий звуковой «контур», «пунктир» слов, а не их окончания(«асфальту — свадьбу», «разруха — рассудка», «паяц — боязнь» и т. п.).Иногда подобную Р. называют корневой. Основу Р. составляют опорные звуки, рнеположенные влево от ударного гласного, к-рый является основой Р. Тик, вР. у Пушкина «Евгений — гений» «г» — опорный согласный. Увеличениеколичества общих повторяющихся звуков усиливает звуковую Ощутимость Р., какв стихе Маяковского. В зависимости от расположения ударений в рифмующихсясловах Р. бывают мужские, женские, дактилические, гипердактилические сударением сответственно на последнем, предпоследнем, третьем от конца словаслоге и на четвертом и далее слогах от конца слова. Мужская рифма(происхождение терминов «мужская» и «женская» Р. связано со старо-французским языком — в нем первая совпадала с окончанием мужского рода, авторая — с окончанием женского рода): «тревог — мог», «рад—аппарат» ит.п.; женская рифма: «воды — заводы», «правил — оставил» и др.Дактилическая рифма («глубокая — одинокая») в русской поэзии 18 — нач. 19в. употреблялась редко. К середине 19 в., особенно в поэзии Н. Некрасова,дактилическая Р. становится равноправной наряду с мужской и женской. Встихотворении В. Брюсова «Ночь» представлены последовательно уменьшающиесяР. от семи слогов до одного: от «свешивающиеся — смешивающиеся»(гипердактилическая Р.) до «ночь — прочь» (сб. «Опыты»). По расположению встроках Р. Делятся на парные, или смежные (схема рифмовки: аабб),перекрестные, в к-рых рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки(схема: абаб), перекрестные (опоясанные, кольцевые), в к-рых созвучныпервая и четвертая, вторая и третья строки (схема: абба). В началестихотворения А. С. Пушкина «Клеветникам России» (1831) двустишие сосмежной рифмой сменяется четверостишием с опоясанной рифмой: О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? волнения Литвы? Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, Вопрос, которого не разрешите вы. Перекрестная рифма представлена, напр., в строках Маяковского: Это время гудит телеграфной струной, это сердце с правдой вдвоем. Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем. При взаимодействии-с рифмующимся словом двух или более слов возникаетсоставная рифма: «Гарольдом — со льдом», «колокол — молоко лакал» и т. п.Один из видов составной рифмы с неожиданным сочетанием слов — каламбурнаяР.: «поколочу — по калачу». Характерны каламбурные рифмы поэта-сатирика 60-х № 19 в. Д. Минаева: Область рифм — моя стихия, И легко пишу стихи я, Без раздумья, без отсрочки Я бегу к строке от строчки, Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром. Крайне редко встречается разноударная Р., в к-рой ударные гласные несовпадают. Напр., у В. Маяковского: «отчего — рабочего», «со стороны —Экстренный». Лит.: Жирмунский В., Рифма, ее история и теория, П., 1923; Штокмар М.П.,Рифма Маяковского,М., 1958; Томашевский Б. В., К истории русской рифмы, в его сб.: Стих и язык,М.—Л., 1959, с. 69—131; Гончаров Б. П., Рифма и ее смысловаявыразительность, в сб.: Изучение стихосложения в школе, М., 1960, с. 59—95;его же, О рифме Маяковского, «Филологич. науки», 1972, № 2; 3 а п а д о в А. В.,Державин и русская рифма XVIII в., в кн.: XVIII век. Сб. 8, Л., 1969. Б. Гончаров. ЭЛЛИПСИС (от грсч. ellepsis — опущение, недостаток) — фигура поэтическогосинтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложнния, легковосстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого» Этим достигаетсядинамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Э. —один из видов умолчания. Часто встр< чается в пословицах и поговорках:«Дружно — не грузно, а врозь хоть брось», «Посмотрит — рублём подарит». Вхудожественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженностьдействия: Мы села — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский) В лирике встречаются стихотворения, написанные бессказуемнымиконструкциями, т. е. с широким использованием Э., напр. стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье...» и пародия на него Д. Минаева — «Холод,грязные селенья». A. Захаркин. РИТМ (от греч. rhythmos — такт, производное значение —«соразмерность») — повторность тех или иных входных явлений черезопределенные соизмеримые промежутки. Еще Аристоксен (4 в. до н. э.)характеризовал Р. как членение на сопоставимые отрезки: «Если ощущаемоенашим чувством движение таково, что распадается в каком-либо порядке наболее мелкие подразделения, это называется ритмом». Последующие работы,подчеркивая в Р. повторность, породили упрощенное представление обобязательности полного равенства отрезков вместо сопоставимости их. Р.служит основой стиха. То, какие именно элементы членят текст насопоставимые отрезки, определяет систему стихосложения. Так, Р. может бытьпостроен на счете слогов в стихе (силлабический стих), или на счетеударений в стихе (тонический стих), или на чередовании определенных группслогов, различаемых по долготе и краткости (метрическое стихосложение), поударности и безударности (силлабо-тоническое стихосложение). Во всехслучаях стихотворный Р. возникает только из соотнесенности стихов каксоизмеримых отрезков. Поэтому стихотворный, Р. возникает не в отдельномстихе, а только в сочетании их. Ритмичность изолированного стиха ощутималишь для развитого восприятия стиха — на фоне всей массы стихов. Возникновение стихотворного Р. объясняли из Р. трудовых процессов (К.Бюхер), даже непосредственно из биологического Р. (напр., из Р.деятельности сердца), из подражания Р. природы (напр., волнам прибоя).Несмотря на кажущуюся материалистичность подобных теорий, они грубовульгаризаторски игнорируют эстетическую сущность стихотворного Р.,возникающего в эмоциональной речи и служащего художественному выражениюидей и чувств. Р. стиха — особая форма организации тех явлений, к-рыесуществуют в речи вне стиха. Свой Р. имеет проза и другие виды речи, но его ошибочно смешивают состихотворным Р., свойственным лишь стиху, основанным на закономерностяхсобственно стиха. Неверно говорить о стихотворном Р. как о непосредственной передачеизображаемых явлений или событий. Действительно, Р. стиха иногда имитируетбег коня или походный марш, но эти отдельные случаи ритмоподражания нехарактерны, как случаи звукоподражания не характерны для всей звуковойорганизации стиха. А Р. стихотворный, взятый независимо от значения слов,сам по себе не несет к.-л. определенного значения. Выражения «стремительныйР.», «печальный Р.» и т. п. только запутывают, приписывая Р. то, чего в немнет, — «стремительность», «печальность».и пр. ему придает поэтическийтекст. Одним и тем же стихотворным размером могут быть написаныпроизведения, совершенно разные по настроению или идеологии, даже взаимновраждебные. Однако сильные поэтические произведения, написанные тем илииным стихотворным размером, создают ассоциативную связь между ихсодержанием и этим размером, к-рая в дальнейшем может упрочиться, еслипоследующие произведения того же жанра или того же настроения будутнаписаны тем же размером. Так сложились исторически нек-рые характеристикирусских стихотворных размеров, получивших ту или иную окраску (пятистопныйямб для размышлений или неторопливого повествования, вольный ямб дляпередачи диалога, элегический пятистопный хорей и т. п.). У воспитанных наиной поэтической культуре те же размеры вызовут иные эмоции. Кроме общего значения, термин «Р.» в стиховедении употребляется и взначении более узком: в силлабо-тоническом стихосложении различают метр —как- условную схему расположения ударяемых и неударяемых слогов и Р. —фактическое расположение их. Так, в четверостишии А. С. Пушкина: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты,— метрическая схема: ( — ( — ( — ( — ( ( — ( — ( — ( — ( — ( — ( — ( — ( ( — ( — ( — ( — , а схема Р. такова: ( — ( — ( ( ( — ( ( ( ( — ( — ( — ( ( ( — ( ( ( — ( ( — ( — ( ( ( — , Ритмическое течение стихотворного произведения существует неизолированно, а в живом единстве с содержанием, переплетаясь с интонационно-синтаксической структурой, звуковой инструментовкой и другими компонентами,образующими стих. В. Никонов ИНТОНАЦИЯ (от лат. intonare — громко произносить) — основноевыразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношениеговорящего к предмету речи и к собеседнику. Значения самой простой фразы «Пошел дождь» могут быть различными изависимости от того, что послужило мотивировкой высказывания: радостьсадовода или недовольство собирающегося в дорогу путника. Передаваяподобные различия, И. выражает конкретный смысл любого высказывания, егоцелеустановку (отсюда — повествовательная, вопросительная и побудительнаяинтонации) и эмоциональную природу. (И. торжественная, гневная, грустная).Расчленяя фразу на синтагмы, И. передает различные семантические отношениямежду частями высказывания (перечисление, противопоставление, присоединениеи т. д.), подчеркивает смысловой акцент фразы. И. — явление сложное. Ееобразуют повышения и понижения тона, речевые паузы, степень слитности илирасчлененности фразы и даже слова, синтагматические и фразовые ударения,степень громкости, темп и тембр речи, подчеркнутость ее звукового строя.Все эти компоненты И. непрерывно взаимодействуют друг с другом. Хотяполностью И. может быть воссоздана лишь в реальном звучании, письменнаяречь передает основные особенности И. при помощи различной синтаксическойструктуры фраз, порядка слов и пунктуации. Особенно тщательно разработанасистема графического закрепления И. в художественной речи. Она во многомвоспроизводит индивидуальное своеобразие писательского «голоса» и «голосов»созданных им персонажей. Слова в речи вообще (и художественной в частности) связываются вразличные смысловые единства при помощи И., к-рая наряду с синтаксисомпридает лексическому материалу смысловую завершенность. Вступая вовзаимодействие с лексикой, И. конкретизирует (подтверждает, отрицает илидополняет) сообщение, нередко придавая слову или группе словпротивоположное значение. Л. Н. Толстой в «Казаках» рисует небольшуюбытовую сценку в семье Марьяны: «Радуйся, чертова девка, — кричит мать, — чувяки-то все истоптала...»Марьяна нисколько не оскорбляется из-за «чертовой девки» и принимает этислова за ласку и весело продолжает свое дело». Олесь Гончар пишет в романе«Тройка» о бульдозеристе Браге: «Болван, увалень, робот безмозглый», —такими и подобными прозвищами обычно награждает Брага свой бульдозер, хотянадо быть просто глухим, чтобы в его голосе при этом не уловить болееглубокую, затаенно дружескую интонацию». А. С. Макаренко писал: «Я сделалсянастоящим мастером тогда, когда научился говорить. «Иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенками, когда научился давать двадцать нюансов в постановке лица, фигуры,голоса». Наиболее велико значение И. в стихотворной речи, в особенности в лирике,непосредственно передающей в слове человеческие переживания. А «голосом»чувства как раз и является прежде всего И. И. стихотворного текста можетбыть выражена в различных декламационных вариантах. Однако все ониопираются на эстетически значимую интонационную основу, вложенную впоэтический текст. А она выявляется в определенных ритмико-синтаксическихсвойствах текста. В этом смысле И. — это выражение ритмико-синтаксическихотношений в реальном звучании стиха. И структурные особенности ритмическиорганизованной стихотворной речи являются глубоко содержательными именнопотому, что в них закрепляется неповторимое своеобразие поэтической И. В строфе из «Последней любви» Ф. Тютчева; Полнеба охватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, — Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись очарованье,— третья, кульминационная строка, варьируя четырехстопный ямб, делится натри ямбические доли (( — ( / ( — ( / ( — (—), и эти закрепленные ритмико-синтаксические разделы выделяют ее на общемфоне и придают ей неповторимое звучание. Необычная ритмическая формаинтонационно выражает авторскую мысль-чувство. Лит.: Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1923; Т и м о ф е е в Л. И., Очерки теорий и истории русского стиха, М., 1958;Жидкин Н. И., Механизмы речи, М., 1958; Томашевский Б., Стих и язык, М. — Л., 1959; Артемов В. А., Тон иинтонация, М., 1961; Златоустов а Л., Фонетическая структура слова в потокеречи, Каз., 1962; Холшевников В. Е., Типы интонации русского классического стиха, в сб.: Слово и образы М., 1964; Асафьев Б., Речеваяинтонация, М. — Л., 1965; Интонация и звуковой состав. МатериалыКоллоквиума М., 1965; Гончаров Б.» Интонационная организация стихаМаяковского «Рус. лит-ра». 1972, № 2. М. Гиршман, Б. Гончарова




Женщина редко прощает мужчине ревность и никогда не прощает отсутствия ревности. Колетт
ещё >>