Стиль конкуренции или соперничества - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Артистизм как соблазн. Соперничества искусства и жизни 8 621.71kb.
Классический стиль. Самый универсальный. Он подходит всем. Умеренная... 1 59.25kb.
Стиль управления— важнейший фактор в менеджменте на предприятии 1 64.31kb.
Осуждая картель грузовых авиаперевозчиков во Всемирный день конкуренции 1 47.04kb.
Закон от 26 июля 2006 г. N 135-фз "О защите конкуренции" 10 2140.45kb.
Семинар «Корпоративный стиль-2005» 1 79.62kb.
Типология конкуренции: теоретико-исторический аспект 1 95.96kb.
Тема Экономическая эффективность в условиях совершенной конкуренции 1 77.99kb.
Стиль модерн 1 54.66kb.
Концепция регионального брендинга Нижегородской области (2009) 5 911.74kb.
Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке розничной торговли... 1 65.18kb.
3. Форматирование текста 1 71.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Стиль конкуренции или соперничества - страница №1/1

Описание стилей поведения в конфликте.

Стиль конкуренции или соперничества Для этого стиля поведения в конфликтной ситуации характерно - удовлетворение собственных интересов в ущерб интересам оппонента. Соперничество - это открытая и активная борьба за свои интересы.

Как показывает сетка, человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Данный стиль поведения может использовать человек с сильной волей, обладающий достаточным авторитетом, властью.

Кроме того, стиль конкуренции оправдан в тех случаях, когда:


  • объект конфликта уникален и неделим;

  • исход конфликта очень важен для вас;

  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

  • вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

  • решение необходимо принять быстро и у вас для этого достаточно власти;

  • вы обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

  • должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;

взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

Стиль конкуренции или соперничества, наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70 %всех случаев в

конфликте - это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны.

Однако надо иметь ввиду, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воли, или даже попытаться саботировать его. Кроме того, тог, кто сегодня проиграл, завтра, может отказаться от сотрудничества.

Этот стиль не должен быть использован в близких, личных отношениях, поскольку кроме чувства отчуждения он больше нечего вызвать не может.

Не следует также использовать этот стиль в ситуации когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому то вопросу расходится с точкой зрения начальника и вы не имеете достаточных аргументов, чтобы доказать ее.



Стратегия уклонения (избегания).

Для этого стиля поведения в конфликтной ситуации характерно - избегание конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не отстаивая своих интересов.

Как показывает сетка, человек, использующий стиль уклонения действует самостоятельно, индивидуален, но при этом пассивен.

Метафорически этот стиль поведения может быть описан как «собака* на сене». И в ряде случаев избегание конфликта, не решая его, приносит победу уклонившемуся от конфликта уже тем, что объект конфликта не достался оппоненту и оппонент не смог отстоять своих интересов.

Данный стиль реализуется обычно, если конфликт не затрагивает

прямых интересов сторон. Или когда возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем

не сотрудничает для выработки решения, но вовлеченность в него не отражается на развитии конфликта, либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение. Эту стратегию рекомендуется использовать в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Также эту стратегию можно применить, при взаимодействии с конфликтной личностью.

Этот стиль поведения рекомендуется и в случаях, когда один ш оппонентов чувствует себя неправым и предчувствует правоту другого, или когда другой оппонент обладает реальной и достаточной властью.

Кроме того стиль уклонения уместен в ситуациях, когда необходимо выиграть время для получения каких-то преимуществ в решении конфликта.

Стиль уклонения оправдан в тех случаях, когда:

. - напряженность слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления накала;


  • ситуация слишком сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком много от вас;

  • решение проблему немедленно - опасно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию;

  • затраты на решение конфликта значительно превысят выгоду от его решения;

  • источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важным и задачам и;

  • вы не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

  • вы обладаете малой властью для решения проблемы желательным для нее способом;

  • необходимо выиграть время для получения каких-либо преимуществ в решении данного конфликта (чтобы лучше изучить

ситуацию, или получить дополнительную информацию, или

заручиться чье-либо поддержкой, найти сторонников);

- у других больше шансов решить эту проблему.

Эта стратегия не всегда является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.

В действительности, уход или отсрочка могут быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может или разрешится сама собой, или вы сможете заняться ею, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее, или это те взаимоотношения, которые вам необходимо поддерживать.

Стратегия приспособления.

Для этого стиля поведения в конфликтной ситуации характерно - удовлетворение интересов оппонента в ущерб собственным интересам.

Как показывает сетка, человек, использующий стиль приспособления действует совместно с другой стороной, но при этом пассивен, не пытается отстаивать собственные интересы.

Этот подход к решению конфликта уместен тогда, когда исход дела чрбезвычайно важен для оппонента и не очень существенен для того, кто уступает. Уступать в конфликте уместно тогда, когда, уступая, сторона мало теряет. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых нет возможности одержать верх, в связи с тем, что оппонент обладает большей властью и силой. Кроме того, эта стратегия применяется, когда необходимо смягчить ситуацию уступкой и есть возможность со временем вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию.

Стратегия приспособления может применяться также, когда оппонент дорог и мирные отношения с ним важнее объекта конфликта.

Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, поскольку также позволяет получить отсрочку в решении проблемы. Однако

основное его отличие в том, что в ситуации приспособления человек уступает активности оппонента и соглашается с тем, что хочет другой. При стиле уклонения человек ничего не делает для удовлетворения интересов другого, не уступает ему, а просто отталкивает от себя проблему.

Стиль приспособления оправдан в тех случаях, когда:



  • вас не особенно волнует происходящее;

  • объект конфликта имеет для вас не большое значение и им

легко можно пренебречь;

  • объект конфликта для оппонента имеет гораздо большее и принципиальное значение;

  • вы осознаете, что правда не на вашей стороне;

  • вы чувствуете, что у вас не достаточно власти или шансов победить;

  • вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другим и людьми, чем отстаивать свою точку зрения;

  • важная задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

  • оппонент конфликта дорог и мирные отношения с ним дороже объекта конфликта;

  • вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку.

Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, возможно, смягчить конфликтную ситуацию и восстановить мир и гармонию. Кроме того, подобная стратегия поведения в конфликтной ситуации позволяет выиграть время, для получения окончательного желательного решения в последствии.

Стратегия сотрудничества

Для этого стиля поведения в конфликтной ситуации характерно - удовлетворение собственных интересов и одновременно интересов оппонента.

Данный стиль предполагает активные совместные действия направленные на поиск решения полностью удовлетворяющего интересы обеих конфликтующих сторон.

Наиболее трудный для всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций.

Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое решение для обеих сторон и делаете га оппонентов партнеров.

Использование стратегии сотрудничества требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту.

Этот стиль требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие любого га этих факторов делает эту стратегию не эффективной.

Сотрудничество означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех. Установлено, что там, где выигрывают обе стороны, они более склонны выполнять принятые решения, поскольку они приемлемы для них, и обе стороны принимали участие во всем процессе разрешения конфликта.

Для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон.

Для разрешения конфликта эту стратегию можно использовать в следующих случаях, когда:

- решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не

хочет полностью от него устраниться;



  • существуют длительные, прочные и взаимозависимые отношения с конфликтной стороной;

  • стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;

  • каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений, однако необходимо найти общее решение;

  • есть время поработать над возникшей проблемой;

  • обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны затрать на это некоторое время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы.

Стиль сотрудничества среди прочих стилей является самым трудным, однако, он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решения в сложных и важных конфликтных ситуациях.



Стратегия компромисса.

Для этого стиля поведения в конфликтной ситуации характерно - частичное удовлетворение собственных интересов и частичное удовлетворение интересов оппонента путем взаимных уступок

Стиль компромисса находится в середине сетки Томаса - Килмена. Суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. При использовании стиля сотрудничества внимание сосредотачивается на удовлетворении

скрытых нужд и желаний; при применении стиля компромисса - конфликтная ситуация рассматривается как нечто данное и ищется способ повлиять на нее или изменить ее, уступая и обмениваясь уступками. Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения; в случае компромисса это может быть сиюминутный подходящий вариант.

Эта стратегия наиболее эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременно эти желания невыполнимы.

Эта стратегия требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый их участник чего-то добился.



В конечном счете, стратегия компромисса может использоваться в следующих ситуациях, когда:

  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

  • к решению нужно прийти быстро;

  • может устроить кратковременное решение;

удовлетворение желания в первоначальном виде не принципиально и стороны могут изменить поставленную в начале цель;

  • компромисс позволит сохранить взаимоотношения;

  • стороны предпочитают получить, хоть что-то, чем все потерять;

другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными. ^

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Эту стратегию поведения в конфликте можно применять с самого начала, если сотрудничество невозможно, если никто не хочет односторонних уступок, а открыто переиграть оппонента не представляется возможным. Таким образом, при использовании компромиссного поведения в конфликте оба оппонента частично удовлетворяют свои желания, путем взаимных уступок.




Не откладывай на завтра то, что может быть сделано сегодня твоим сослуживцем. Янина Ипохорская
ещё >>