Становление и развитие методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних в России (ко - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей (конец ХХ... 1 371.63kb.
Становление и развитие суфийской педагогической мысли 13. 00. 1 378.54kb.
Проблема преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних... 3 461.84kb.
Вопросы к зачету по спецкурсу «Проблемы предупреждения преступности... 1 28.1kb.
Учебник для 11 класса общеобразоват учреждений / Н. В. Загладин. 5 859.98kb.
Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале... 3 613.54kb.
Развитие образования и педагогической мысли на территории беларуси... 3 809.17kb.
Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной... 7 1254.29kb.
Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе... 1 426.24kb.
Программа история России. XX – начало XXI века. 9 класс (47 ч) 3 505.66kb.
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего... 2 464.8kb.
Улиц наших имена с чего всё началось… 1 323.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Становление и развитие методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения - страница №1/3

На правах рукописи

Ермолаева Светлана Анатольевна


Становление и развитие методологических подходов

к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних в России (конец XIX – начало XXI века)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования




Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Рязань 2008


Работа выполнена на кафедре педагогики государственного

образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области

«Коломенский государственный педагогический институт»


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

действительный член РАО



КРАЕВСКИЙ Володар Викторович

Учреждение Российской Академии Образования

«Институт управления образованием»
доктор педагогических наук, профессор

ЗАВРАЖИН Сергей Александрович

ГОУ ВПО «Владимирский государственный

гуманитарный университет»
доктор педагогических наук, профессор

ЛИТВИШКОВ Владимир Михайлович

Академия права и управления ФСИН г. Рязань



Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова»

Защита состоится «17» февраля 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.212.01 по присуждению учёной степени доктора педагогических наук в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина» по адресу:

390000, г. Рязань, ул. Свободы, д.46, ауд. 5
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина».

Автореферат размещён на сайте www@rsu.edu.ru


Автореферат разослан «___»____________2009г.



Учёный секретарь

диссертационного совета Б.С.Кирьяков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Сложные и противоречивые процессы, проходящие в экономической, политической, социальной жизни в разных регионах земного шара, в разных странах и у разных народов, обнаруживают часто общие тенденции, которые характеризуют развитие человеческой цивилизации. Одной из таких тенденций является рост преступности, в том числе, преступности несовершеннолетних. В России эта тенденция обнаружилась позднее, чем в странах Западной Европы. Она была отмечена в конце XIX – начале XX века, а затем постепенный рост преступности несовершеннолетних отмечается с 70-х годов и достигает наиболее угрожающих размеров в 90-е годы ХХ века. Это обстоятельство сделало необходимым как обоснование специальной государственно-административной политики по решению проблемы, так и её научную разработку не только в юридических науках, но и в педагогике, для теоретического обеспечения работы всех органов и учреждений, занимающихся обучением и воспитанием детей.

В России в 90-е годы ХХ века была осознана актуальность проблемы и стала создаваться правовая база системы профилактической (превентивной) работы, в основу которой был положен не административно-карательный, а гуманистический подход к детям, выраженный в понимании необходимости своевременной защиты детей от неблагоприятной, деструктивной среды, оказания им помощи, обеспечении прав на образование, здравоохранение, труд и отдых. Эта позиция была закреплена в Указе Президента РФ от 6.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», в Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утверждённой Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ (6.07.1998 г.), а также в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120 – Ф3 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». С 1997 года начала действовать федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». На рубеже XX – XXI веков работа в этом направлении ещё более активизировалась. В 2000 - 2007 году вносятся поправки в Закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Отмечая успехи в создании правовой и экономической базы для решения данной острой проблемы, необходимо отметить не достаточную её научную разработанность, особенно в плане теоретико-методологического обоснования основ решения проблемы.

В связи с процессом вхождения России в мировое образовательное пространство отечественная педагогическая наука решает вопросы, не только связанные с повышением уровня эффективности, качества, прочности образования, с выходом на новые рубежи открытости, вариативности, гибкости системы образования, но и вопросы, связанные со способностью отечественного образования решать проблемы воспитания, в том числе, проблему предупреждения преступности несовершеннолетних.

На современном этапе в отечественной педагогике происходят сложные процессы. С одной стороны, процесс осмысления и переосмысления, оценки и переоценки накопленного педагогического опыта, знания, подходов, методов ведения научно-педагогического исследования, с другой стороны, процесс развёртывания инновационных педагогических исследований, разработки новых подходов, методов добывания знаний, организации исследований, создания новых теорий, поиска новых путей, форм и методов решения педагогических проблем. Взаимосвязь историко-педагогических исследований и исследований в области теории современной педагогики становится всё более значимым требованием времени.

Необходимость предупреждения и преодоления бродяжничества, нищенства и преступности несовершеннолетних как государственная проблема была осознана и предприняты попытки решить её на государственном уровне уже в XVI – XVII веке. Определенный вклад в её решение внесли передовые государственные, общественные деятели и учёные в XVIII – XIX веках.

Впервые на научном уровне проблема предупреждения преступности детей была поставлена и стала разрабатываться учёными-юристами в конце XIX века (А.А.Ашаффенбург, Л.М.Василевский, М.Н.Гернет, И.М.Диомидов, Д.А.Дриль, А.И.Зак, Е.С.Лифшиц, С.В.Позднышев, С.А.Соколинская, Н.С.Таганцев, Е.Н.Тарновский и др.). Хотя исследование отдельных аспектов предупреждения отклонений в нравственном развитии, преступности детей можно найти у крупнейших педагогов XIX века (К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой), но более конкретно и глубоко педагоги приступили к исследованию проблемы чуть позднее – на рубеже XIX – ХХ века и уже целенаправленно и активно вели научные исследования в ХХ веке.

Для возникновения и развития отдельного направления исследований по проблеме в педагогике в России в начале века большую роль сыграли труды отечественных философов (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, В.В.Розанов, В.С.Соловьёв, Л.Н.Толстой, П.А.Флоренский), социологов (М.М.Ковалевский, Е.В.Де-Роберти, П.А.Сорокин), педагогов (П.П.Блонский, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, Н.Н.Иорданский, В.И.Куфаев, П.Ф.Лесгафт, А.Н.Острогорский, М.М.Рубинштейн, С.Т.Шацкий, Г.А.Фортунатов), психологов (П.Г.Бельский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, П.Н.Тарновская, Н.С.Лобас, А.И.Ющенко), физиологов (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов).

В 20 – 30-е годы ХХ века основными вопросами, которые исследовались в науке и решались на практике, стали вопросы ликвидации беспризорности, создания системы государственных и общественных учреждений по воспитанию и перевоспитанию бывших беспризорников и малолетних преступников (ночлежек, приютов, детских домов, трудовых коммун и колоний для несовершеннолетних). Особое место в развитии теории и практики превентивной педагогической деятельности в этот период принадлежит А.С.Макаренко – руководителю трудовой коммуны под Полтавой. В теории А.С.Макаренко была обоснована, развита и с успехом реализована на практике идея воспитания и перевоспитания личности в коллективе и через коллектив. Данная идея станет основной идеей, которая будет активно развиваться в рамках всех направлений воспитательной работы в советский период применительно к работе с разными категориями «трудных детей».

Важными направлениями научного исследования в 40 – 70-е годы ХХ века, решающего, в числе других, также и проблему предупреждения педагогической запущенности, а затем и преступности детей и подростков, стало изучение путей и способов усовершенствования, повышения эффективности идейно-политического, умственного, нравственного, правового, трудового, эстетического и физического воспитания. Именно в достижении общей цели – формировании всесторонне и гармонически развитой личности, через максимально эффективную организацию работы по всем направлениям воспитания виделся залог успеха в решении конкретной задачи – предупреждения преступности.

В этот период активно ведутся исследования по таким аспектам проблемы, как предупреждение неуспеваемости, второгодничества и отсева детей из школ и других учебных заведений, так и предупреждение недисциплинированности среди учащихся с позиций гуманизации школьной среды, отношений педагогов к учащимся (В.Е.Гмурман, В.М.Коротов, В.А.Крутецкий, Н.С.Лукин, И.С.Марьенко, Э.И.Моносзон, В.А.Сухомлинский, Т.И.Шамова, И.Ф.Харламов). Разрабатываются вопросы воспитания детей и обеспечение их полезной занятости, отдыха по месту жительства (Л.С.Алексеева, Л.К.Балясная, В.Г.Бочарова, Н.И.Ветров, Б.З.Вульфов, И.В.Гребенников, Е.М.Данилин, М.В.Захаров, В.Ф.Кондратишко, Н.Ф.Котов, М.М.Плоткин, А.Г.Харчев), проблемы трудоустройства, защиты прав в сфере труда, воспитания и перевоспитания подростков и молодёжи в условиях трудового коллектива (З.А.Астемиров, М.М.Бабаев, В.С.Власов, Э.Б.Мельникова, Г.М.Миньковский, В.С.Орлов).

В 70 – 80-е годы фактически окончательно складывается отечественная педагогическая концепция предупреждения педагогической запущенности и преступности несовершеннолетних (М.А.Алемаскин, И.П.Башкатов, А.С.Белкин, С.А.Беличева, Н.Н.Верцинская, Ю.В.Гербеев, А.И.Кочетов, И.А.Невский, Э.Ш.Натанзон, Л.Б.Филонов, Ю.И.Юричка). В рамках концепции как центральные субъекты превентивной деятельности рассматриваются – семья (Л.С.Алексеева, В.Н.Алмазов, И.П.Башкатов, Г.П.Бочкарёва, А.Д.Гонеев, И.В.Гребенников, В.Д.Ермаков, К.Е.Игошев, Г.М.Миньковский, И.Ф.Фёдоров, Ю.И.Юричка), школа и другие образовательные учреждения (М.А.Алемаскин, Л.М.Зюбин, И.А.Невский, Р.В.Овчарова, Г.М.Потанин).

В 90-е годы ХХ – начале XXI века начинает активно развиваться социальная педагогика, в рамках которой учёные также выходят на проблему предупреждения девиантного поведения у детей категории населения социального неблагополучия или «группы риска» (Е.В.Андриенко, Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова, М.А.Галагузова, С.А.Завражин, И.А.Липский, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, В.А.Никитин, Г.Н.Филонов, Г.Ф.Яркина).

В этот же период значительно возрос интерес учёных к вопросам предупреждения и коррекции разнообразных отклонений в развитии ребёнка в медицине, физиологии, психологии и педагогике, что обусловило усиление антропологического направления в исследовании проблемы (Ю.М.Антонян, Л.М.Балабанова, С.В.Бородин, В.А.Васильев, М.В.Виноградов, Ц.А.Голумб, А.Д.Гонеев, В.В.Гульдан, Г.Х.Ефремова, И.С.Кон, Н.И.Лифинцева, А.Л.Лихтарников, А.Е.Личко, В.Ф.Пирожков, Н.В.Ялпаева).

С позиции культуры на проблему предупреждения преступности несовершеннолетних в контексте решения задач духовно-нравственного, культурного развития личности выходят философы, культурологи (В.С.Библер, П.С.Гуревич, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Г.С.Кнабе, Д.С.Лихачёв), педагоги (Е.А.Александрова, О.С.Газман, А.С.Запесоцкий, Н.Б.Крылова, Б.Т.Лихачёв, М.И.Рожков, А.А.Романов).

Период с конца XIX до начала XXI века является важным периодом становления относительно самостоятельного направления педагогических исследований, в ходе которого неоднократно делались попытки философского осмысления проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних, проведены разнообразные научные исследования в рамках и других наук, занимающихся данной проблемой, накоплен огромный опыт решения её на практике.

В ходе исследования современного состояния проблемы были выявлены следующие основные противоречия:



  • между осознанием учёными и практиками остроты проблемы, связанной с ростом преступности несовершеннолетних, и недостаточностью фундаментальных научных исследований, направленных на выработку теоретико-методологических основ предупреждения данного опасного явления в педагогике;

  • между наличием значительного количества работ учёных, накопленного эмпирического опыта по предупреждению возникновения преступного поведения у детей, перевоспитания бывших беспризорников, малолетних преступников и отсутствием должного по глубине и системности обобщения имеющегося материала, использования результатов предыдущих научных исследований для выработки современных, более совершенных педагогических теорий и моделей превентивной деятельности;

  • между попытками современных учёных исследовать проблему предупреждения преступности несовершеннолетних и отсутствием у многих знания о том, на каких методологических основах, в рамках каких методологических подходов уже проводились подобные исследования, какие из них были наиболее или наименее продуктивны в плане развития теории и практики превентивной педагогической деятельности, какие из ставших традиционными и недавно открытые подходы являются более перспективными для проведения дальнейших научных исследований;

  • между стремлением современных учёных и практиков найти новые, оригинальные идеи, которые лягут в основу новых концепций, практико-ориентированных моделей организации превентивной деятельности и незнанием методологически значимых идей, которые уже разработаны в рамках основных методологических подходов и с успехом реализовались на предшествующих и могут быть в модернизированном виде использованы на новом историческом этапе развития педагогики.

Основной проблемой исследования выступает необходимость выработки концепции с целью научного анализа, систематизации, обобщения и структурирования историко-педагогического знания, накопленного учёными в педагогике и других науках, изучающих преступность несовершеннолетних, выявления и определение сущности подходов, с помощью которых оно было получено, обоснование возможности их дальнейшего использования в исторически сложившейся или усовершенствованной форме для изучения проблемы на современном этапе и в будущем.

Обзор и анализ научных исследований отечественных учёных по проблеме предупреждения отклонений в развитии и поведении детей, предупреждения преступности несовершеннолетних за период с конца XIX до начала XXI века, а также выявление противоречий, характерных для современного состояния проблемы, позволил сформулировать тему исследования: «Становление и развитие методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних в России (конец XIX - начало XXI века)».



Объект исследования: методологические подходы к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Предмет исследования: генезис методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних в России с конца XIX до начала XXI веков.

Цель: создание историко-педагогической концепции генезиса методологических подходов для научного исследования проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Определить сущность и роль методологических подходов, значение изучения генезиса методологических подходов, используемых отечественными учёными с конца XIX до начала XXI веков, для исследования истории разработки и современного состояния проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних.

  2. Выявить основные факторы, детерминирующие изучаемый процесс, проследить изменение динамики значимости и интенсивности использования и развития каждого из методологических подходов, соотношения ведущих методологических подходов на разных исторических этапах.

  3. Определить структуру методологических подходов и выявить структурно-функциональную взаимосвязь подходов разного уровня в исследовании проблемы.

  4. Установить основные закономерности и тенденции развития, генезиса основных методологических подходов, изменения в методологической ситуации исследования проблемы.

  5. Вычленить наиболее продуктивные, методологически значимые идеи, получившие развитие в отечественной педагогике, проследить их взаимосвязь с идеями, разрабатываемыми и зарубежной науке, и показать их роль в развитии теории и практики решения проблемы в рассматриваемый период.

  6. Выявить и обосновать возможности и перспективы использования исторического опыта реализации уже сложившихся, доказавших свою эффективность и создания новых, оригинальных методологических подходов на современном этапе, возможности усовершенствования существующих и моделирования новых путей, форм и методов педагогической работы по предупреждению преступности несовершеннолетних.

Гипотеза: использование историко-педагогической концепции изучения генезиса методологических подходов позволяет объективно оценить продуктивность теоретического и экспериментального исследования отечественными учёными проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних на определённых исторических этапах, а также научно обосновать перспективы и возможности использования в дальнейшем уже апробированных и новых подходов, разработки новых принципов, форм и методов организации научной и практической превентивной педагогической деятельности.

Методологическую основу настоящего исследования определили важнейшие положения о сущности методологического подхода, принципах и методах организации научных исследований, ставшие результатами исследований отечественных и зарубежных учёных в области методологии науки (А.А.Богданов, И.В.Блауберг, Е.П.Никитин, А.А.Ухтомский, И.Т.Фролов, В.С.Швырёв, А.Г.Шмелёв, В.А.Штофф, Г.П.Щедровицкий, В.А.Энгельгард, Э.Г.Юдин), эпистемологии (К.Поппер, С.Туллейн, Э.Эзер, В.Н.Садовский, Л.А.Микешина, Г.Фоллмер) и методологии педагогики (П.Р.Атутов, Ю.К.Бабанский, В.Е.Гмурман, Н.К.Гончаров, М.А.Данилов, В.И.Журавлёв, В.И.Загвязинский, А.И.Кочетов, В.В.Краевский, Н.В.Кухарев, Б.Т.Лихачёв, В.М.Полонский, М.Н.Скаткин, В.А.Сластёнин, В.А.Ситаров, И.Ф.Харламов).

Для методологического обоснования исследования также большую роль сыграли



  • положения о социальном становлении и развитии личности, социальном воспитании (Г.М.Андреева, Е.П.Белинская, М.И.Бобнева, Э.Дюркгейм, Н.Н.Иорданский, Е.С.Кузьмин, А.В.Мудрик, П.А.Сорокин, Е.В.Шорохова, В.А.Ядов);

  • антропологическая теория преступности (Ч.Ломброзо) и положения современных учёных о влиянии отклонений в физическом и психическом здоровье на развитие ребёнка и на возникновение отклоняющегося и преступного поведения (Ю.М.Антонян, В.Н.Бурлаков, Н.Д.Гомонов, М.И.Еникеев, В.Е.Эминов);

  • идеи педагогической антропологии (К.Д.Ушинский, Б.М.Бим-Бад, А.Я.Данилюк);

  • теории культурно-исторического развития личности, диалогичности мышления, культурной идеи, культурного саморазвития (Л.С.Выготский, М.М.Бахтин, В.С.Библер, А.А.Белик, С.И.Гессен, П.С.Гуревич, А.С.Запесоцкий, Н.Б.Крылова);

  • положения о путях и методах предупреждения и преодоления преступности несовершеннолетних, разработанные в рамках юридических наук (З.А.Астемиров, М.М.Бабаев, С.Бахрушин, Е.Г.Багреева, А.И.Беляева, О.О.Буксгевден, Т.В.Варчук, М.Н.Гернет, А.С.Грибоедов, А.И.Долгова, Д.А.Дриль, В.Д.Ермаков, К.Е.Игошев, В.Н.Кудрявцев, И.И.Карпец, Г.М.Миньковский, Э.Б.Мельникова, В.С.Орлов, С.В.Познышев), в педагогике (М.А.Алемаскин, И.П.Башкатов, С.А.Беличева, В.П.Вахтеров, Ю.В.Гербеев, А.Д.Гонеев, С.А.Завражин, П.Т.Каптерев, Э.Г.Костяшкин, А.И.Кочетов, В.И.Куфаев, П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, И.А.Невский, М.И.Рожков, А.А.Романов, В.Н.Сорока-Росинский), в психологии (Л.В.Занков, Л.М.Зюбин, Ю.А.Клейберг, И.С.Кон, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, В.Ф.Пирожков, Л.С.Славина, В.Г.Степанов, Д.И.Фельдштейн, Л.Б.Филонов), в физиологии, психопатологии и патопсихологии (В.М.Бехтерев, Л.М.Балабанова, В.Н.Бурлаков, Н.Д.Гомонов, В.П.Кащенко, А.Е.Личко).

В ходе работы над темой диссертационного исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по философии и методологии науки, методологии педагогики, истории и теории педагогики, психологии, юридической психологии, психопатологии, патопсихологии, культурологии, правоведению; исторический, проблемно-генетический и системно-структурный анализ; систематизация и обобщение эмпирических фактов и теоретических результатов исследований отечественных и зарубежных учёных; сравнительный анализ, проектирование и моделирование процесса развития методологических подходов в педагогике; изучение передового педагогического опыта, анкетирование, тестирование; анализ документации.

Источниковая база исследования: труды учёных в области философии, культурологии, истории педагогики, теории образования, теории права, криминологии, физиологии, психологии; диссертации и монографии, научные статьи в журналах и других видах периодической печати; архивные материалы научного архива РАО (НА РАО); статистические источники, справочники; сборники законодательных актов (исторические и современные); материалы, содержащие описание опыта работы учителей и воспитателей общеобразовательных и специальных школ; материалы собственной экспериментальной работы по проблеме.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1991 – 1995 гг.) проходило определение темы исследования; знакомство с сущностью проблем методологии науки и, конкретно, методологии педагогики; изучение философской, социологической, культурологической, юридической, психологической, педагогической литературы по теме; выделение методологических подходов, используемых в рамках специального направления педагогики, изучающего предупреждение преступности несовершеннолетних, в качестве объекта исследования; определение предмета, цели и задач исследования; определение методологических основ исследования; планирование исследовательской работы.

На втором этапе (1996 – 2001 гг.) – осуществлялось уточнение предмета и выделение основных направлений исследования; велось глубокое изучение тенденций развития методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних; проведён проблемно-генетический анализ развития с конца XIX и на протяжении ХХ века - социологического, антропологического и культурологического подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних; выявлялась специфика, структура, этапы их развития; проведён сравнительный анализ процессов развития каждого из исследуемых методологических подходов.



На третьем этапе (2002 – 2008 гг.) выполнен целостный, системно-структурный анализ собранного теоретического и эмпирического материала, полученного в ходе исследования; осуществлено сравнение историко-архивного материала с результатами собственного экспериментального исследования; проведены систематизация и обобщение материалов, прогнозирование дальнейшего процесса развития методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних, сформулированы основные выводы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

  • определена сущность методологического подхода, его роль в исследовании проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних, значение изучения генезиса методологических подходов для организации современного научного исследования;

  • обоснована концепция историко-педагогического изучения генезиса методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних в педагогике;

  • осуществлён целостный анализ процесса становления и развития основных методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних в отечественной педагогике с конца XIX до начала XXI веков;

  • определены и раскрыты основные факторы, определяющие изучаемый процесс;

  • осуществлён системно-структурный анализ и определена структура методологических подходов к исследованию проблемы;

  • выявлены и охарактеризованы наиболее важные этапы генезиса методологических подходов к научному исследованию, модель периодизации становления и развития основных и интегративных подходов к исследованию проблемы в отечественной педагогике;

  • прослежена динамика изменения значимости и эффективности использования методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних на разных этапах благодаря последовательному рассмотрению истории развития социологического, антропологического и культурологического подходов;

  • выявлены основные закономерности и тенденции развития методологических подходов к исследованию проблемы, связанные с изменением исторических условий и методологической ситуации в педагогике и других науках, занимающихся изучением преступности несовершеннолетних;

  • вычленены и охарактеризованы основные методологически ценные идеи в рамках каждого подхода, показан путь их утверждения, совершенствования с конца ХIХ до начала XXI века и их роль в развитии теории педагогики и практики превентивной деятельности;

  • показана важность сближения исследований, ведущихся в рамках разных наук, направленных на решение вопросов предупреждения отклонений в развитии ребёнка, в его поведении, предупреждении преступности, на основе проведения комплексных научных изысканий, совместного поиска новых, более продуктивных методологических подходов к исследованию;

  • обоснованы перспективы более эффективной научной разработки проблемы предупреждения преступности детей и подростков благодаря глубокому изучению истории становления и развития методологических подходов к исследованию, идей, накопленных за предшествующий, более чем столетний период, а также благодаря поиску новых методологических подходов, рождению методологически значимых идей, построению оригинальных моделей, форм и методов организации превентивной педагогической деятельности, повышению методологической культуры учёных и практиков.

следующая страница >>



Только тот, кто моет пол, знает, как надо вытирать ноги. Антон Лигов
ещё >>