Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Средневековые города 1 180.14kb.
Классный час, посвященный празднованию 1 Мая Дню единства народа... 1 108.69kb.
Вопросы для подготовки к экзамену для студентов 1 курса 1 23.45kb.
О выпуске в обращение памятной монеты «Актобе» из серии монет «Города... 1 17.53kb.
Липецкая область была образована 6 января 1954 г из окраинных районов... 1 35.27kb.
Начало государственно-церковного соперничества 1 294.27kb.
Тема Расцвет средневековья. Средневековые города. Католическая церковь... 1 146.68kb.
Найманский компонент в этногенезе ногайцев и его параллели у других... 1 76.88kb.
Учебное пособие Павлодар (574+470. 4/. 5+571. 1)(075. 8) Ббк 63. 14 3606.07kb.
1 Сахарная промышленность Казахстана развита в экономическом районе 1 276.37kb.
История Казахстана Тренинг по темам 6 класс 1 226.54kb.
Региональное развитие Казахстана как фактор снижения безработицы... 1 53.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв) - страница №1/1

Тема: Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв)

Андреева Н.М., учитель истории средней школы № 36 г. Астаны

Ваакс А.Н., учитель истории и права средней школы № 36 г.Астаны

Цель: Изучить особенности развития городов Казахстана в период расцвета средневековья и развивать исследовательские и коммуникативные навыки решения поставленных задач.

Задачи:


  1. Образовательная: Углубить знания учащихся о городской культуре средневекового Казахстана, показать особенности развития городов в период расцвета средневековья и изменения в градостроительстве.

  2. Развивающая: Развивать умения и навыки коммуникативного характера, способствовать повышению самооценки своей деятельности через педагогическую поддержку.

  3. Воспитательная: Продолжить формирование интереса к предмету, воспитывать любовь к родной стране, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок - мини-исследование с элементами игры

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно- поисковый и исследовательский методы

Формы организации учебного процесса:

Урок предполагает работы в микрогруппах , составленных с учетом возможностей и способностей учащихся, и получивших задания различного уровня сложности. Работа над одним заданием создает условия для взаимопомощи, поддержки, контроля. Учитель направляет работу групп, при необходимости оказывает им помощь.



Оборудование:

1.интерактивная доска, слайд – презентации по теме урока, по теме работы групп.

2. фильм о средневековом городище Бозок, смонтированный учащимися старших классов.

3.дополнительная литература по теме урока.



Литература:

1.Т.Садыков, С.Жолдасбаев. История средневекового Казахстана. Учебник. Алматы.2007.

2. К.Байпаков .Великий Шелковый путь. Алматы.2007

3. К.Байпаков . Древние города Казахстана. ( детская энциклопедия). «Аруна», 2005 г.

4.Таразу- 2000 лет. Книга – альбом. Тараз, 2002

5. Мультимедийная презентация « Отрар», Алматы, 2008



Пояснительная записка:

Уже 7 лет наша школа работает в режиме эксперимента по нравственно- этическому воспитанию учащихся. Методическая тема школы: « Педагогическая поддержка как средство развития личности учащихся». По данной проблеме работает методическое объединение учителей истории ( Андреева Н.М., Ваакс А.Н.), поэтому и тема их самообразования звучит «Обучение и воспитание на уроках истории через педагогическую поддержку учащихся». Сегодня многие педагоги рассматривают педагогическую поддержку как стратегию и тактику образования двадцать первого века.



Педагогическая поддержка, по О.С. Газману, состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

У наших учеников неодинаковые способности, и успехи у них будут неодинаковы. Значит, нужна целенаправленная работа по развитию способностей у всех учеников. При этом педагог часто сталкивается с необходимостью использовать индивидуальные формы и методы педагогической поддержки ученика. Целью таких действий является выявление и устранение препятствий, мешающих успешному продвижению ребенка в образовании.

В своей работе мы используем опыт работы учителей Всероссийского детского центра «Орленок , где собственно и была разработана технология педагогической поддержки, а также опираемся на исследования Т.Анохиной, Е.В.Бондаревской, Н.Н.Михайловой и С.М.Юсфина.

Данный урок- пример применения педагогической поддержки на уроках истории.




Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический и психологический комментарий

1.Мотивация и презентация темы урока

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Тема нашего урока –

« Средневековые города Казахстана».

Города возникли в глубокой древности, города существуют до сих пор.

Если нас с вами попросят описать внешний облик современного города, мы все без труда сможем сделать это. Вот они - современные мегаполисы. ( Слайд №1)

А теперь, глядя на эти иллюстрации, давайте попробуем описать средневековые города Казахстана. ( Слайд №2)



Легко ли это сделать? Почему?

Да, действительно, глядя на эти руины, трудно себе представить, что когда они были цветущими, могущественными городами. Вот что сказал об этом известный археолог Карл Байпаков, посвятивший свою жизнь изучению древних городов Казахстана:

«Древние города Казахстана… Скупые строчки старинных рукописей сохранили имена немногих из них на своих потемневших страницах. Названия некоторых городов можно найти лишь в народных легендах и преданиях. Большинство из них остаются безымянными, и лишь заросшие бурьяном и кустарником руины напоминают о прежней жизни десятков поколений людей, которые трудились, созидали, строили дворцы и храмы, слагали прекрасные стихи, любили и умирали».

Ответы учащихся



Создание положительного психологического настоя учащихся, атмосферы заинтересованности при изучении новой темы.

2. Целевая установка

Исходя из всего перечисленного, подумайте, какова будет цель работы на нашем уроке?

Сегодня на уроке мы представим себя исследовательской группой, ведущей поиск средневекового города, попытаемся заглянуть в казахстанское средневековье, сквозь толщу веков найти и ярче представить себе облик средневекового города. Город в данном случае - обобщенное понятие, вобравшее в себя все характерные черты средневековых городов Казахстана.

Главная цель нашей работы - найти облик средневекового города.

Мы учимся слушать друг друга, работать в команде, применять полученные знания, сравнивать и обобщать.



Учащиеся высказывают мнение о цели своей работы на уроке

Совместная постановка цели работы на уроке.

Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний.



3.

Представление групп



Поиск средневекового города будут проводить:

  1. Две команды исследователей, которые, изучив дополнительную литературу, собрали информацию о средневековых городах и готовы поделиться ей с нами.

  2. Команда экспертов, которая по словесному описанию должны будут составить

« портрет» разыскиваемого города.

  1. Команда « важных свидетелей», без «показаний» которых портрет города будет неполным.







Исходя из позиций педагогической поддержки, команды были отобраны по следующим принципам:

1. Исследователями стали учащиеся, которым нравиться работать с текстом, находить дополнительные интересные сведения.

2. В группу экспертов вошли учащиеся , склонные к творческой работе, либо обладающие художественными способностями.

3. Командой « важных свидетелей» стали пассивные учащиеся, которые в силу различных психологических причин предпочитают молча «отсидеться» на уроке. В классе их считают « серыми троечниками». Подобная работа позволит им показать себя с лучшей стороны, создаст « ситуацию успеха», что является важным условием педагогической поддержки .



4.Этап учебных действий

А) Составление словесного портрета средневекового города


Б) Работа в группах.

В) Выступление экспертов.

Г) Просмотр фильма о городище Бозок



Итак, приступаем к работе.

Подумайте, что должны знать исследователи, приступая к поиску потерянного предмета?


Предоставляем слово исследовательским группам, которые собрали информацию о характерных чертах наиболее изученных средневековых городов Казахстана и составили их словесный портрет. Остальные записывают в тетрадь основные приметы перечисляемых городов .

После каждого выступления учитель задает вопрос:



Какие характерные черты были присущи данному городу?

(-города состоят из 3 частей- цитадели, шахристана и рабада, -происходит рост городов за счет рабадов,

-новые элементы в архитектуре городов- мечети и восточные бани,

-города- центры ремесла и торговли, существуют торговые площади и кварталы ремесленников,

- водопроводы,

- более качественное строительство оборонительных сооружений)

Словесное описание города у нас есть.

Каков следующий этап работы?
Сейчас группа экспертов, получив словесное описание городов, приступает к работе. Ваша задача - используя все имеющиеся характеристики, нарисовать общий « портрет»- план средневекового казахстанского города.

А мы выслушаем выступление « важных свидетелей» , без которого наше представление о средневековом городе не будет полным.

Я думаю, что сообщение « важных свидетелей» действительно было важным и интересным. В нем мы встретили новые термины. Давайте попробуем еще раз объяснить их:

Тандыр-


Суфа-

Дома- коржыны-

Ташнау-

Я вижу, наши эксперты уже закончили свою работу. Попросим их показать нам тот самый разыскиваемый нами «портрет» средневекового города.

Сегодня на уроке мы говорили о средневековых городах Южного Казахстана и Жетысу. Этот регион действительно считается оазисом городской культуры. Однако в X-XII вв. оседлая культура начинает распространяться в центральных и восточных районах нашей страны. Недавние археологические исследования показали, что столица нашего государства - город Астана имеет гораздо более длительную историю, чем считалось раньше. Сейчас вы посмотрите фильм о городище Бозок, подготовленный учащимися старших классов и попытаетесь ответить на вопросы:

В чем особенность этого города? Чем он отличается от уже перечисленных городов?
Итак, наше исследование подошло к концу.

Как вы думаете, было ли оно удачным?

Вспомните, какова была цель нашего урока? Сумели ли мы найти облик средневекового города?


( Примерный ответ: как он выглядит, его приметы, характерные черты)

Выступление

группы № 1

( средневековый Тараз)

Выступление

группы № 2

(средневековый Отрар)

устная защита результатов работы со слайд - презентацией.


Несколько учащихся зачитывают записи в тетради, составленные по выступлению.

Эксперты задают уточняющие вопросы исследователям.


Приблизительный ответ: составление портрета- плана города.
Эксперты - используя полученные сведения, рисуют план города.

Выступление группы «важных свидетелей» с сообщением о средневековом городском жилище. ( со слайд –презентацией) Исследователи записывают в тетрадь его характерные черты.

Группа экспертов защищает нарисованный «портрет»- план города.

Остальные высказывают свое мнение о работе, называют особенности, которые были выделены при выполнении самостоятельного задания.


Учащиеся смотрят фильм и выполняют задание.


Выступления обеих групп подготовлены учащимися заранее по следующему плану:

1.Изученная литература

История возникновения города

2. Обоснование выбора данного города для презентации.

3.Структура города, особенности внутренней застройки.

4. Роль города на Великом Шелковом пути и в истории Казахстана.

У выступающих учащихся развивается умение выступления перед аудиторией, работа в команде позволяет чувствовать себя более комфортно перед аудиторией. Остальные учатся слушать, слышать и выделять главное из доклада, правильно ставить вопросы к докладчику.

Учащиеся перечисляют краткие, но интересные сведения, подготовленные ими совместно с учителем. Выступление дает и возможность проявить себя, показать с лучшей стороны.

Такая работа позволяет закрепить изученный материал.

Знакомство с исследовательской работой учащихся старших классов.

Связь истории страны и истории родного города.


4.Подведение итогов, рефлексия

Учитель высказывает свое мнение о работе класса.

Хвалит особо отличившихся учащихся. Просит их высказать свое мнение о работе на уроке.

Дома вы прочитаете параграф 16 и попробуете сравнить средневековые города Казахстана с современными.


Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

1.сегодня я узнал…

2.было интересно…

3.меня удивило…

4.было трудно…

5. я научился…

6.у меня получилось 7.материал урока для меня был…

8. я оцениваю свою работу на…

9.я считаю, что лучше всего работала группа…


Самоанализ собственной деятельности и ее результатов. Позволяет обдумать собственную деятельность и работу класса в ходе урока, результаты работы. Учитель может увидеть настроение учащихся, услышать их мнение об уроке,

выявить возникшие затруднения.


5.

Заключительное слово учителя




Завершить наш урок мне хотелось бы словами замечательного поэта и археолога Валентина Берестова, в котором он сумел передать замечательный миг встречи с прошлым:


Среди развалин, в глине и пыли,

Улыбку археологи нашли.

Из черепков, разбросанных вокруг

Прекрасное лицо сложилось вдруг.

Улыбкою живой озарено,

Чудесно отличается оно

От безупречных, но бездушных лиц

Торжественных богинь или цариц.

Взошла луна. И долго при луне

Стояли мы на крепостной стене.

Ушедший мир лежал у наших ног,

Но я чужим назвать его не мог.

Ведь в этой древней глине и пыли

Улыбку археологи нашли.


Я надеюсь, что сегодня на уроке прошлое улыбнулось нам , стало ближе и понятней.

Спасибо вам за работу.








Приложение 1. ( Выступления исследователей)

Тараз

На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного города Тараза, важного промышленного и культурного центра страны, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана, известного историкам под именем Тараз ( Талас).

Археологи свидетельствуют, что на рубеже эр, в конце 1 в. до н.э., начале 1 в н.э. Тараз сформировался как город . Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу 6 в. Впоследствии о Таразе писали почти все средневековые географы, историки , путешественники, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом Шелковом пути.

Ибн Хаукаль писал: « Тараз- место торговли мусульман с тюрками». Ал- Макдиси говорил: « Тараз- большой, укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течет большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку переходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров». Тараз был центром Тюргешского, а затем Карлукского каганатов.

Мы выбрали для изучения этот город, потому что :


  1. Упоминания о нем часто встречаются на страницах нашего учебника. В частности, при изучении темы Великий Шелковый путь, мы увидели, что Тараз был важным узловым центром торговли. Через него проходили дороги как на Восток, так и за Запад.

  2. В 2002 г. Казахстан отметил 2000-летний юбилей Тараза, и нам было интересно изучить город с такой древней историей.

Структура города, особенности застройки:

Раскопки показали, что самой старой его частью являлась цитадель. В этой наиболее укрепленной части города помещалась резиденция влиятельной особы. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города, называемая шахристаном. В ней размещалось богатое население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья - рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, а также хижины бедного городского люда.

Границы Тараза, как установили ученые, усиленно охранялись от внезапных нападений врагов.

В 11-12 вв. во время правления в Средней Азии династии Караханидов Тараз достигает апогея в своем расцвете. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность его проявилась прежде всего в местном чекане монеты от лица таразских правителей. В Таразе имелся свой монетный двор. Увеличивается площадь самого города, в первую очередь за счет рабада.

В связи с принятием Караханидами ислама в качестве государственной религии, новым элементом в градостроительстве является сооружение мечетей и строительство восточных бань.

В 2007 г. в центре города на территории рабада «№3», неподалеку от мавзолея Карахан, археологами были найдены остатки древней мечети. В результате экспертизы историки пришли к выводу, что время создания этого сооружения датируется примерно VIII веком, что можно отнести к раннему периоду ислама в Казахстане. Кроме коллекции старинных монет здесь были найдены фрагменты древнего Корана. Сегодня остатки рукописи хранятся в мечети для того, чтобы каждый ценитель древней культуры смог к ним прикоснуться.


Археологи обнаружили в восточной части шахристана остатки бани 11 века . Помещение бани было многокупольным, имело 7 помещений различного назначения, отапливалась нагретым воздухом, циркулирующим в каналах, проложенных под полом и полками. К баням были подведены глиняные водопроводы. Такие же водопроводы снабжали город водой. Водопровод был «подключен» к р.Талас, под напором его стремительного течения вода подавалась во все концы города.
При Караханидах в Таразе и его округе был сооружен целый ряд замечательных мавзолеев, из которых до нас дошли почти в первозданном виде мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун.

Тараз в древности называли городом купцов. Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару .Базар в Таразе был средоточием всей жизни. Город с цитаделями, караван-сараями, глинобитными мазанками, глухими внутренними двориками, мастерскими ремесленников возник в связи с базаром и вокруг базара. Кажется, что люди со всего света стекались на базарную площадь, чтобы что-то продать, купить или обменять. На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира».

В 12- начале13 в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города были разграблены и разрушены. Хорезмшах Мухаммед, каракитаи, монголы разгромили Тараз. После этого город уже не мог оправиться, хотя жизнь в нем возродилась. Город известен позднее под именем Янги. В 19 в. на развалинах Тараза возник Аулие- Ата, который затем стал называться Джамбулом. В 1998 году городу было возвращено его древнее имя- Тараз.

Значение города:

Тараз- это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром ремесла и торговли, науки и культуры огромного материка.


Отрар.

Отра́р (каз. Отырар) — городище в Отрарском районе Южно-Казахстанской области.

Городище расположено в низовьях реки Арысь при впадении её в Сырдарью.

Крупнейшее городище Отрарского оазиса известно также как Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб.

Возникновение города

Расцвет Отрарского оазиса приходится на период с I до XIII века нашей эры.

В первые века нашего тысячелетия появились первые постройки Отрара. В 7-8 вв. Отрар- раннефеодальный город. В 9-12 вв Отрар переживает свой расцвет, совпадающий со временем характерного подъема культуры Средней Азии и Казахстана. Город существует до 18 века.

О городе сохранилось много сведений в письменных источниках. Ал- Макдиси в конце 10 в писал: « Это крупный город, так как он мог выставить до 70 тысяч войска, имел соборную мечеть в шахристане, базары – в рабаде».


Мы выбрали этот город для изучения
по нескольким причинам:

  1. Еще в пятом классе мы узнали историю гибели Отрара от войск Чингисхана. Нам было очень интересно узнать раннюю историю этого героического города.

  2. Отрар был узлом караванных путей, центром округа, крупным городом средневекового Казахстана, поэтому может дать много информации о развитии средневековой городской культуры. Сегодня Отрар – один из наиболее изученных древних городов Казахстана.

  3. Отрар является родиной известного ученого- Абу- Насыра аль- Фараби, которого называли « вторым Аристотелем». Это тоже вызывает интерес к истории города.

Структура города, особенности застройки.

Отрар состоял из трех частей: цитадели, шахристана и рабада. Центральная часть города имела пятиугольную планировку, со всех сторон была окружена стеной. По углам располагались круглые башни для караула и защиты в случае нападения врага. В 10-12 вв. наблюдается более качественное сооружение оборонительных сооружений.. Толщина нижней крепостной стены достигала 6,2 м, а кверху сужалась до 1,5 м. В наивысшей точке высота цитадели достигает 20 метров, а общая площадь занимает более 20 гектаров.

В город вели три въезда: два были расположены друг напротив друга в южной и северо- восточной стенах, третий- в середине западной стены. Главными служили южные ворота. Центральная улица делила город на 2 неравных части. От центральной улицы отходили под прямым углом улицы, которые упирались в стены. Параллельно шли еще 6 магистральных улиц, а по периметру- кольцевая. Перед северными и западными воротами находились торговые площади.

Пригород ( рабад) также был окружен стеной, которая была построена в 10-12 вв. Это свидетельствует об улучшении строительства оборонительных сооружений. Вокруг этой стены находился ров.
В северо- восточной части города располагалась торговая площадь, где продавали глиняную посуду. А гончарная мастерская располагалась в южной части города на возвышенной местности. Дома строились по обе стороны улицы. В них имелись жилые и хозяйственные помещения. А чуть поодаль от них в ряд возводились ремесленные мастерские. В их числе « квартал гончаров» строился в стороне от жилых домов. По сравнению с ранним средневековьем площади « кварталов гончаров» в период расцвета увеличились в 2- 2,5 раза. Соответственно росло и число других сооружений, зданий, жилых домов.

В Отраре имелся свой монетный двор.

В ходе раскопок в северо-западной части городища Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань 11-12 вв. В первой имелись помещения для мытья, раздевалка, комната отдыха, две прачечных пристройки, помещения для приготовления чая. Баня имела топку и цистерны с водой. Для нужд использовалась колодезная вода. Сточная вода выводилась наружу в водозаборную яму. Вторая баня находилась в северной части города и предназначалась для простых, бедных людей. В городе имелась система водоснабжения и канализации.

Значение Отрара:

1.В период развитого средневековья Южный Казахстан вместе с отрарским оазисом становится одним из крупнейших центров городской цивилизации Казахстана и всей Центральной Азии.

2. Отрар являлся крупным центром на Великом Шелковом пути, центром встречи различных культур и цивилизаций. Культура Отрара оказывала влияние на жизнь всего сырдарьинского региона.

На Отраре осуществляется международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей.




Приложение 2.( Выступление « важных свидетелей»)

Рассказ о жилище:

Мы хорошо знаем, как выглядит наши квартиры. Нас заинтересовало, каким было жилище в средневековых городах.

Дома простых горожан были одноэтажными. Строились дома из глиняных кирпичей.

Дома часто делились на 2 части: жилую и хозяйственную. Жилая часть была по площади меньше. В хозяйственной размещался скотный двор, хранилища для зерна. Это говорит о том, что горожане занимались сельским хозяйством.

Интересными были дома - коржыны. Такие дома появились в 11 -12 вв. Они названы так, потому что похожи на переметную сумку с двумя отделениями. Это трехкомнатные дома, комнаты построены в ряд. Посередине находится комната в виде коридора и по обе стороны - два входа в другие комнаты.

Сейчас на улице холодно и поэтому мне было интересно, как отапливался средневековый дом?

В доме был тандыр - глиняная печь для обогрева средневекового дома и выпечки лепешек. Возле него располагался дымоход, с помощью которого обогревали жилище. Вокруг очага собиралась вся семья. У любого народа во все времена очаг являлся символом семейного единства, к нему относились уважительно.



А меня заинтересовала мебель:

Шкафов не было. В стенах, справа от тандыра были устроены ниши для посуды, для светильников, хранения инструментов.

Роль диванов в современном понятии выполняли суфы- глиняные помосты для отдыха, расположенные вдоль стен. В зажиточных домах под суфами и полом устраивались дымоходы от печи для обогрева. То есть получались современные теплые полы.

А еще у средневековых жителей имелся… холодильник. Большой глиняный сосуд, по горловину вкопанный в холодную землю, прекрасно сохранял просоленное мясо в течение нескольких дней, а то и недель. Почти в каждом раскопанном доме археологи неизменно находили такой кувшин-холодильник.



Водоснабжение и канализация:

Особенно нас удивило отличие от европейских жилищ и городов. Из истории средних веков мы помним, что в европейских городах не было канализации и очень часто помои выливались на голову зазевавшегося прохожего. Также на улицу выбрасывали и мусор. В средневековых казахстанских городах такого не было. Возле каждого дома устраивались мусорные колодцы. В 12 веке появились ташнау - санитарно- очистительные устройства, предназначенные для слива грязной воды после мытья рук и посуды. Они делались так:

Перед очагом рылась яма глубиной 2-3 метра. На краю яму устанавливали большой глиняный горшок с разбитым дном. Сверху устье кувшина обкладывали кирпичом. В нижней части ташнау устанавливались трубы, по которым отводилась вода.

Также в городах имелись водопроводы, по которым вода поступала в отдельные дома или квартальные колодцы.



Мы поняли, что средневековое жилище было весьма благоустроенным.




Марширующие в одной колонне не обязательно направляются к одной цели. Веслав Тшаскальский
ещё >>