Спорт и толерантность - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Индекс толерантности 1 101.6kb.
Методики из «практикума по исследованию и диагностике толерантности... 4 433.76kb.
Отчет о работе в фсимо в 2011 году 1 78.67kb.
Исследование посвящается вопросу о концепте «толерантность» 1 60.36kb.
Викторина «Спорт, спорт, спорт» 1 19.33kb.
Викторина "Спорт, спорт, спорт" 1 20.38kb.
Классный час «Толерантность это дружба !» 1 82.67kb.
Спорт в австралии 1 26.25kb.
О смыслах понятия «толерантность» 1 149.41kb.
Спорт в нашей жизни 1 13.99kb.
«Космический полет» 1 59.07kb.
Программа школьных Олимпийских игр 1 39.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Спорт и толерантность - страница №1/1

dsc_0163а.jpg Спорт и толерантность.


Воспитатель

по физической

культуре Падальцына С.А.

Спорт, являющийся своеобразным универсальным языком человеческого общения способен стать мощным средством укрепления мира, толерантности и взаимопонимания. Благодаря своей способности объединять людей, невзирая на границы, культуры и религии, он может способствовать терпимости и примирению.


Очередным доказательством того, что спорт способствует развитию этнической толерантности, является возможность спортсменов разных национальностей возвысить статус своего народа, своей страны на мировой арене. Заслуги отдельных выдающихся спортсменов и спортивных команд становятся не только знаменательными событиями в жизни их стран и регионов, но и делают их, в определенной степени, знаковыми фигурами в судьбе народов и этнических групп. Такие спортсмены при жизни становятся символами национальной гордости своих народов, кумирами целых поколений зрителей и болельщиков.

В последнее время стали очень много говорить о толерантности. Особенно это понятие актуально для России, где живут представители огромного количества народов и народностей, исповедующие все мировые религии. Если не научится относиться с уважением к людям, исповедующим другие взгляды на жизнь, имеющим свои особые традиции и поверия, то страну будут постоянно потрясать разного рода конфликты.

Закладывать основы толерантности лучше всего в детстве. Ребенок наиболее восприимчив для этого, он еще не скован стереотипами, открыт для всего нового. Познакомить детей с традициями разных частей мира проще всего будет с помощью игры — этот язык доступен и понятен практически всем.

Верный путь – воспитание уважения к людям разных национальностей через познание ребенком их культуры. Культуру межнационального общения дошкольники постигают через игру, основной вид деятельности. В первую очередь на своих занятиях и спортивных мероприятиях я знакомлю с традициями русого народа, их праздниками, играми. Русская народная игра – это наша историческая память. В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В праздниках участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными участниками. Во всех народных играх проявлялась любовь русского человека к веселью, удальству. Игра – это школа воспитания. Одни из них развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Она формирует высокую нравственность. А сколько новых впечатлений черпают дети в народной игре! В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. На занятиях я знакомлю детей с многообразием игр других стран мира. Через это знакомство мне хотелось бы, что бы дети смогли понять что, не смотря на различие цвета кожи, разреза глаз, языка дети других национальностей такие же а и мы. Они любят играть, бегать прыгать. Их игры во многом похожи на наши, иногда различаются только названием. А чем больше знаешь о человеке, о его жизни и интересах, тем больше проникаешься нему уважением, испытываешь добрые и даже дружеские чувства. Работа над воспитанием дружелюбия, уважения к людям разных национальностей рассчитана в большей степени на отдаленные, а не сиюминутные результаты. Я думаю, есть надежда, что дети, познакомившиеся с другими национальностями, будут лучше понимать, ценить все живое на земле.

Работая над темой «Воспитание толерантности у дошкольников, одним из путей считаю приобщение к олимпийскому движению. Я уверена, что формирование представлений об «Олимпийском движении» может стать частью не только физического, но и нравственного воспитания ребенка. Выдающийся педагог А.С.Макаренко не случайно писал о воспитательном значении физкультуры и спорта. Олимпийское движение и Олимпийские игры – это важнейшие социальные явления в международной жизни. Олимпийские игры обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами разных стран.

Ведь к идеям «Олимпиады» относятся:

-дружба и сотрудничество спортсменов стран и континентов;

-гармоничное развитие личности;

-запрещение дискриминации по политическим, расовым, социальным, религиозным и другим мотивам.

Поэтому я ставлю перед собой задачи:

1. Создать представление об Олимпийских играх как мирного соревнования, в котором участвуют народы всего мира.

2. Ознакомить дошкольников с доступными для детей этого возраста сведениями из истории олимпийского движения.

3. Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями.

В начале своей работы я провела урок-презентацию, где в доступной форме рассказала ребятам об «Олимпийских играх». Дети узнали, что на время проведения этих игр, запрещались война и вражда. Я познакомила детей с народами континентов и теми видами спорта, которые они подарили всем остальным людям. Например, в Африке в давние времена одним из излюбленных видов спорта были прыжки через быка. В современной гимнастике есть подобный элемент: прыжки через гимнастического коня. Дети испытали себя на ловкость и смелость в прыжках через гимнастическую скамейку. А стрельба из лука пришла из Австралии, многие виды борьбы – из Азии. Чтобы поддержать интерес детей к «Олимпийским играм», были проведены конкурсы: «Зимний вид спорта», «Талисман Олимпийских игр детского сада», «Все о спорте, которым я занимаюсь».

Дети познакомились с символом олимпиады: кольца дружбы, обозначающие дружбу между всеми континентами. Узнали о факельной эстафете по всему миру с участием лучших спортсменов мира.

dsc_0034 Символическое зажжение огня.

А участие в эстафетах в спортивных праздниках в саду вырабатывает у детей чувство ответственности за команду, товарищей. Дети узнают, что важно достижение победы не любым путем, а только честной борьбой, с настоящим уважением к сопернику. Решается и задача патриотического воспитания через формирование у детей через формирование чувства сопричастности борьбе спортсменов Родины на мировых аренах. Девизом для наших детей стали слова:

Я, ты, он, она! dsc_0162

Вместе дружная семья!

Так давайте так дружить,

Чтобы вместе победить!

Немаловажной задачей в нравственном воспитании, становлении будущего гражданина считаю формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности, развитие представлений о других людях, умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, прислушиваться к мнению других, мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы. Каждый ребенок развивается в своем темпе и наша задача – бережно относиться к этому процессу. «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть» (Ш.А.Амонашвили). Чтобы не пробуждать у детей чувство зависти нельзя ставить одних ребят в пример другим, необходимо сравнивать успехи каждого из них с тем, что он сумел достичь прежде. В таких ситуациях я говорю: «Молодец, сегодня у тебя дела идут уже лучше». Чтобы все дети, даже самые робкие и застенчивые, были активны, на своих занятиях стараюсь создать доброжелательную атмосферу, в которой ни у кого не возникает желание высмеять товарища за то, что он еще не умеет свободно пройти по узкой скамейке или перепрыгнуть высоту. Стараюсь, чтобы никто из детей не стремился утверждать свое превосходство над другими. В каждой группе есть дети, которым с трудом даются некоторые виды основных движений. Бывает так, что неудача вызывает смех. Я спрашиваю детей: «Разве можно смеяться над товарищами и радоваться его неудаче?» Стараюсь быть внимательнее к ним, подбадриваю. И дети начинают по-другому относиться, многие сами подбадривают, утешают: «Ничего, научишься, у тебя все получится!» Некоторые дети предлагают свою помощь. Свою заботу проявляют мальчики о девочках. Они с удовольствием предлагают помощь взобраться на скамейку, спуститься с высоты. В группу поступил новенький ребенок. Его я тоже не оставлю без внимания. Необходимо чтобы он почувствовал, что он здесь не чужой. Это очень важно в воспитании у ребенка общительности и дружелюбия. А.С.Макаренко писал об этом: «Важное значение для воспитанника имеют первые дни пребывания их в учреждении. Впечатления первых часов надолго, а иногда и навсегда определяют отношение воспитанника к учреждению».

К своим воспитанникам я стараюсь относиться так, как хотела бы, чтоб относились к моим детям. Детей сближают совместные переживания, чувства радости от своего успеха и успеха товарища. Поэтому мы с ребятами активно участвуем во всех соревнованиях. И пусть пока мы не завоевали первых мест. Мы верим, что у нас все впереди.

Моя задача – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая еще недостаточно развита. В таких случаях я поддерживаю ребенка, оказываю ему необходимую помощь и словом, и делом: подбадриваю, показываю, как надо действовать. Важно, чтобы ребенок хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца. Чтобы не пробуждать у детей чувства зависти, не ставлю одних ребят в пример другим, а сравниваю успехи каждого из них с тем, что он сумел достичь прежде.

Игра – основной вид деятельности дошкольников. Она способствует тесному общению детей, установлению контактов; в игре дошкольники учатся вступать в отношения со сверстниками и регулировать их. Практика и научные исследования свидетельствуют о том, что подвижные игры создают благоприятные условия для формирования важных нравственных качеств: умение проникаться общими интересами, радоваться успехам товарищей, проявлять желание оказать помощь. Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей в этом возрасте повышается активность, самостоятельность. Старшие дошкольники осваивают подвижные игры, в которых участники делятся на команды (эстафетные игры). В играх этой группы ясно видна роль каждого участника в достижении общего результата. Дети наглядно убеждаются в преимуществе общих усилий и начинают осознавать, что успех выполнения заданий во многом зависит от умения действовать согласованно с другими. У детей следует формировать положительный опыт игрового общения. Эта работа, прежде всего, требует индивидуального подхода, своевременной оценки поведения каждого ребенка. Первоначально я знакомлю детей с элементарными правилами поведения в совместных подвижных играх:

-Доброжелательно реагировать на замечания других игроков;

-не нарушать правила;

- в вежливой форме исправлять неточные действия игроков.

Разъяснение правил, своевременное напоминание об их выполнении, оценка поведения детей воспитателем – все это способствует формированию положительного опыта игрового общения. Например, для выбора ведущего, чтобы избежать конфликтов поможет использование считалки или жеребьевки. Усваивая данные способы, дети, начинают самостоятельно предлагать их своим сверстникам. В играх соревновательного характера от детей требуется умение налаживать более сложные контакты, основанные на чувстве взаимной ответственности, товарищеской сплоченности.

Знакомя ребят с правилами, я обращаю внимание на очередность действий, особенности поведения: не торопить и не подталкивать других игроков, спокойно ждать своей очереди; закончив задание, занять свое место в конце звена; при передвижении следить за своими партнерами; стремиться к честному соперничеству. Обращаю внимание на то, что от четкости выполнения задания зависит выиграет звено или нет. При подведении итогов игры отмечаю самую дружную команду, подчеркивая при этом, что именно дружба, умение договориться и поддерживать друг друга помогли ребятам быстрее справиться с заданием.

Воспитывая гуманные отношения, уважение, умение доброжелательно исправить ошибку товарища, нарушение, я учу детей не кричать друг на друга, не драться, не толкаться. В процессе игры и после нее вместе анализируем и обсуждаем поведение. Например, Максим как ведущий, заметив нарушение, поправил Сережу, не толкал его, не кричал, а спокойно помог исправить ошибку. Развивая положительные взаимоотношения в игре, я учу детей добросовестно, честно выполнять правила в игре, вношу такие элементы, как: «Тот, кто нарушил правило, пропускает ход!» Если раньше дети при нарушении правил другими начинали нарушать правила, то теперь они отстаивают игровые правила, объясняют нарушителям ошибки. Это говорит, о повышении уровня оценки ребенком своих возможностей в игре, об улучшении эмоциональных взаимоотношений. Дети чувствуют личную ответственность, становятся требовательными к способам выигрыша в игре, учатся самостоятельно регулировать свое поведение. Приобретенные в подвижных играх навыки положительных взаимоотношений должны служить прочной основой для проявления у играющих чувства товарищества, взаимовыручки, способности заботиться об общем успехе, а не только о своих результатах.

Высшее место в иерархии нравственных ценностей занимает дружба. Наиболее важные правила дружбы отображают, по своей сути, идеальные отношения между людьми. Доктор философских наук, профессор И.С.Кон относит к ним следующие: «делиться своими переживаниями, оказывать моральную поддержку, добровольно помогать в случае нужды, заботиться о друге, доверять ему и быть уверенным в нем, защищать друга в его отсутствие». Конечно, перечисленные правила доступны лишь человеку с опытом дружеских отношений, способному переживать глубокие чувства. С того момента, когда ребенок начинает понимать значение слова друг, мы учим его дорожить дружбой. Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения со сверстниками – важное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир и утверждать себя. Моя задача, как взрослого товарища детей, заботиться о развитии дружеских взаимоотношений, создавать условия для их возникновения. Для этого в течение года можно провести с детьми серию физкультурных развлечений по этой теме: «Друг в беде не бросит», «Поможем другу», «Если с другом вышел в путь». Цель этих развлечений закреплять и обобщать представления детей о доброжелательном отношении сверстникам: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя помощь», побуждать детей к проявлению внимания и заботы сверстникам и близким. Поддержанию интереса способствуют использование сказочных сюжетов. На примере сказочных персонажей, которые приходят нам на занятие или физкультурные досуги, демонстрируются позитивные образцы выхода героев из затруднительных ситуаций, помогают преодолевать трудности, спасают попавших в беду. Например, дети с удовольствием помогают Ивану Царевичу освободить Василису Прекрасную. Для этого им приходится выполнить задания, которые дает Кощей. Или, празднуем день рожденье Бабы-Яги., что само по себе не обычно. Кто кроме нас устроит праздник для такого героя?

dsc04247.jpg

Дети показывают и свою физическую подготовленность, и смекалку, и желание помочь в трудную минуту.

Через умело организованную игру формирую в детях смелость, дружбу, коллективизм. Например, в игре «Палочка-выручалочка» дети, не смотря на опасность самому быть пойманным, стремятся выручить друга. Игры «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост» способствуют сближению ребят. Игра на развитие эмпатии, взаимопомощи – «Волшебные картинки». Собрать их может только дружная команда. «Скажи другому комплимент» - передавая мяч, друг другу, по очереди дети говорят приятное друг другу. В этой игре участие принимаю и я. И дети дарят в ответ приятные слова. В старшем дошкольном возрасте много уделяю внимание проведению эстафет. Часто проигравшие дети обижаются, ищут виноватого. В таких случаях я подбадриваю побежденных: «Ничего, в другой раз выиграете. Вы тоже старались». Стараюсь объяснить, что согласованные, дружные действия ведет к победе. Детей сближают совместные игры и стремление победе.

Большое значение придаю художественному слову. Это пословицы, стихи о дружбе. «Нет друга – ищи, а найдешь, та береги», «друзья познаются в беде», «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями».

Если кто-то одинок. Грусть кого-то гложет,

Пусть к нам приходит на порог, мы все ему поможем.

Играть всем вместе веселей, прекрасно жить на свете.

Везде полным полно друзей, их надо только встретить.

А.С.Макаренко в «лекциях о воспитании детей» указывал на огромную роль личного примера родителей в воспитании ребят. Он говорил: «ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент жизни, как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь,- все это имеет для ребенка большое значение».

Одна из задач – активное вовлечение родителей в воспитательный процесс. Самые распространенные формы работы с семьей являются физкультурные досуги, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы. Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в ежедневном общении с родителями, братьями и сестрами, бабушами и дедушками. Играя с детьми, родители помогают преодолеть своему малышу эмоциональные проблемы, развивают уверенность, воображение, ловкость и смекалку, завоевывают доверие и дружбу с ребенком.



dscf0176.jpg

Каждый раз, когда вступаешь в общение с детьми, за суетой, заботами, усталостью, надо помнить, что ты не отрабатываешь смену, а даешь малышам добро, истину.

Результативность воспитательного воздействия всегда определяется конечным его результатом, который определяется в поведении ребенка Необходимо всегда помнить, что педагог – «проводник» воспитательных идей («Что посеешь, то и пожнешь»). В построении взаимоотношений с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

1. Не торопить ребенка.

2. Сравнивать ребенка с ним самим, только с ним вчерашним.

3. Подчеркивать качественно момент успеха ребенка в любых сферах.

4. Ребенок и все люди имеют право на ошибку.

6. Не фиксировать внимание на неудачах ребенка.

Критерием эффективности проводимой работы, я думаю, может служить:

-исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;

-преобладание положительных эмоций;

-способность сопереживать, оказывать помощь, дружелюбие.



Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств. Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней. У ребенка все впервые и все оставляет неизгладимые впечатления, настолько сильные, что и тогда, когда он станет взрослым, впечатления детства будут влиять на его представление о себе, о людях, влиять на выбор им конкретных поступков, линии поведения. В детстве все оставляет след. К.Д.Ушинский обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление своего роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего нравственного развития.

dsc_0254.jpg




Если не могут атаковать мысль, атакуют мыслителя. Поль Валери
ещё >>