Специалист суда: современный статус (российский и зарубежный опыт) 1 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ассоциация юристов инициировала пилотный проект по развитию медиации... 1 43.72kb.
«Инновационная предпринимательская деятельность и её поддержка местной... 3 483.92kb.
Зарубежный опыт Государство и бизнес в инновационной экономике: зарубежный... 1 147.85kb.
Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский... 27 3202.02kb.
«современные тенденции развития мировой экономики и формы интеграции... 1 38.23kb.
Зарубежный опыт формирования антикоррупционного правосознания военнослужащих 1 170.36kb.
Программа курса «Современный этикет от 1 44.78kb.
«механизмы реализации парламентского контроля: российский и зарубежный... 4 726.47kb.
Зарубежный и отечественный опыт образовательных инноваций зарубежный... 1 181.25kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине конституционное правосудие... 6 841.2kb.
Зарубежный опыт противодействия коррупции 1 268.34kb.
Вредоносное по компьютерные вирусы 1 116.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Специалист суда: современный статус (российский и зарубежный опыт) 1 - страница №1/1



Л.А.Прокудина, к.ю.н., доцент кафедры судебной власти и организации правосудия Государственного университета – Высшая школа экономики

Специалист суда: современный статус (российский и зарубежный опыт) 1
Согласно Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. секретарь, который обладал более широкими полномочиями, выполняемыми в современных российских судах как специалистами, так и секретарями судебных заседаний, являлся необходимым соучастником суда при совершении большинства процессуальных действий. Он присутствовал на заседаниях, вел журналы и протоколы по каждому делу, скреплял своей подписью журналы, протоколы, а также решения и определения суда, делал копии и выписки из них. Выполнение этих функций придавало секретарю значение самостоятельного и необходимого процессуального деятеля. Если заседание суда происходило без секретаря, то это обстоятельство являлось поводом к отмене решения; если на соответствующих бумагах и документах не было секретарской подписи, то они не имели юридической силы2).

В 1864 г. секретари и их помощники назначались из числа лиц не только обладавших требуемым для занятия судейских должностей образовательным цензом, т.е. получивших высшее юридическое образование, но и доказавших на службе свои познания по судебной части. Секретарю надлежало придерживаться формулировок, лексических оборотов и стиля речи участников судебного процесса, поскольку, если секретарь будет неправильно вкладывать в уста участников процесса свою собственную, несвойственную им речь, сотрется доказательная ценность протокола как такового, протокол судебного заседания станет источником недостоверных доказательств, а значит, потеряет юридическую силу3

Следует отметить, что 27 июля 2006 г. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ N 69 утверждены Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в соответствии с которыми кандидат на должность секретаря судебного заседания должен обязательно иметь высшее юридическое образование и стажа по юридической специальности не менее трех лет.

В каждом арбитражном суде также для обеспечения реализации задач судопроизводства разработаны должностные обязанности специалистов, работающих с судьями, закрепленные в соответствующих должностных инструкциях (регламентах).

К кандидатам на должности сотрудников в соответствии с инструкциями также, как и в судах общей юрисдикции, предъявляются весьма высокие профессиональные требовании, причем, чем выше звено системы арбитражных судов, тем выше уровень этих требований. В частности, если для занятия должности старшего специалиста Арбитражного суда г. Москвы необходимо, чтобы кандидат имел незаконченное высшее или среднее образование по юридической специальности и стаж работы на государственной службе не менее одного года. На аналогичную должность в апелляционном суде уже может претендовать лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет. Консультантом судебного состава ВАС РФ вправе стать также лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж гражданской службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет.

Таким образом, уровень профессиональных требований к этим специалистам весьма высокий, а, следовательно, и круг возлагаемых обязанностей может быть значительным, предполагающим высокую квалификацию этих работников.

Полномочия специалиста судебной коллегии по их содержанию можно подразделить на:


  1. процессуальные, направленные на выполнение определенных действий в соответствии с ГПК РФ и АПК РФ;

  2. процессуально-технические, вытекающие из процессуального закона, но в большей мере регламентируемые должностными инструкциями и косвенно носящие процессуальный характер;

  3. технические, определяемые не процессуальными федеральными, а также локальными правовыми актами, и напрямую связанные с организацией делопроизводства в суде;

  4. иные вспомогательные, направленные на обслуживание деятельности судьи.

К первой группе обязанностей специалиста можно отнести:

- своевременное, в установленные АПК РФ и ГПК РФ сроки, направление копий судебных актов лицам, участвующим в деле, в случае необходимости направление телефонных и факсимильных сообщений;

- осуществление заверений копий судебных актов и их рассылка лицам, участвующим в деле, а также другим лицам, указанным в судебных акта, если не требуется заверения копии гербовой печатью, выдача или рассылка дополнительных копий судебных актов, в предусмотренных случаях;

- оформление и выдача исполнительных листов и справок на возврат государственной пошлины в установленном порядке.

Во вторую группу обязанностей соответственно включается:

- в установленном порядке ознакомление представителей, лиц, участвующих в деле с материалами дела, проверка их полномочий и регистрация;

- обеспечение сохранности вещественных доказательств, хранящихся в судебном отделении до вступления в законную силу решения или определения суда, которым законченно производство по делу; после этого в журнале учета произведение отметки о решении суда, принятом в отношении вещественных доказательств, указание даты и существа решения, выдача под расписку вещественные доказательства, подлежащих возврату лицу, представившему их, или лицу, определенному судом.

Третью группу обязанностей составляют:

- прием, регистрация поступающих из канцелярии суда исковых заявлений (заявлений), заявлений об обеспечении иска, и другой корреспонденции, для чего ежедневно, не менее 2-х раз в день он забирает и передает помощнику судьи, а в его отсутствие, судье, исковые заявления, незамедлительно, после их регистрации и оформления статистической карточки, для решения вопроса о принятии дела к производству, а также незамедлительно передает судье заявления об обеспечения иска и всю другую дополнительную корреспонденцию, полученную для отделения из канцелярии;

- формирование дела, в соответствии с Инструкцией по делопроизводству (подшивает документы, составляет опись и надлежащим образом заверяет ее), оформление статистических карточек, ведение картотеки;

- введение необходимой информации в автоматизированную систему, журналы, статистические карточки;

- формирование в хронологическом порядке дополнительно поступивших и представленных сторонами в судебном заседании документы, нумерация их, продолжение описи документов, осуществление необходимых записей на внешней и внутренней стороне обложки дела - в отсутствие секретаря судебного заседания;

- подборка дел, назначенных к рассмотрению на следующий день, и передача их судье;

- выдача справок по телефону лицам, участвующим в деле, о движении соответствующего арбитражного дела, размещение на сайте информации о перерывах в судебных заседаниях;

- получение апелляционных и кассационных жалоб, передача их судье, подборка дел по жалобам, запросам в вышестоящие надзорные инстанции и незамедлительная передача их судье, подготовка дела и направление его в соответствующую судебную инстанцию;

- ведение нарядов в соответствии с номенклатурой дел;

- в установленные сроки подготовка и сдача в архив дела;

- получение дела из архива, в случае необходимости, и возвращение дела в архив.

К последней четвертой группе обязанностей можно отнести:

- печатание судебных актов и переписки по отделению;

- получение из канцелярии суда и экспедиции уведомлений о вручении почтовых отправлений лицам, участвующим в деле, о времени и месте судебного разбирательства и незамедлительная передача их судье;

- обеспечение сохранности дел и документации, находящейся в судебном отделении;

- обеспечение сохранности и правильности использования компьютерной и иной оргтехники суда;

- получение в соответствующих подразделениях суда всех необходимых при ведении делопроизводства и судебного заседания бланков и других необходимых расходных материалов;

- оформление заявок на машинописные и копировальные работы, передача их в группу автоматизированной подготовки документов и копировально-множительное бюро, получение готовой работы.

Таким образом, в отличие от помощника судьи, проводящего определенную аналитическую работу и выполняющего по поручению судьи отдельные процессуальные действия, специалист коллегии или состава занимается в основном технической работой. Хотя в обеспечении управления движением дела и его прохождением в суде специалист выполняет не столь серьезную функцию, как, например, помощник судьи, однако во взаимодействии с последним его работа необходима для успешного и быстрого рассмотрения дела судьей. Предоставление своевременной информации по делу, правильная и своевременная подборка поступающих документов, ответственное выполнение поручений по отсылке извещений, копий процессуальных документов, ознакомление участвующих в деле лиц с материалами дела и т.д., хотя все эти выполняемые специалистом действия, нельзя расценивать как процессуальные, однако они напрямую связаны обеспечением правосудия. Более тесное отношение к непосредственно процессуальным действиям имеют обязанности специалиста, отнесенные к первой группе. Если в процессуальных кодексах предусматривается необходимость своевременного, в установленные законом сроки, направления копий судебных актов лицам, участвующим в деле (ст.177 АПК РФ, 214, 236 ГПК РФ), надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания (ст.121-124 АПК РФ, ст. 113- 118 ГПК РФ), а в экстренных случаях телефонных и факсимильных сообщений, то, безусловно, занимается этим не судья, а работающий с ним специалист. Однако требования к надлежащему извещению и обеспечению участвующих в деле лиц копиями судебных актов устанавливаются законом, в соответствии с которым действует специалист. Поэтому термин «суд», употребляемый в процессуальных законах применительно к лицу, обязанному выполнить эти действия в конечном итоге предполагает специалиста, работающего с судьей. Судья в данном случае, безусловно, контролирует исполнение им этого действия.

Аналогичен подход и к выдаче заверенных копий судебных актов, их рассылке лицам, участвующим в деле, а также другим лицам, указанным в судебных акта, выдаче или рассылке дополнительных копий судебных актов, в предусмотренных законом случаях. Оформляет и выдает исполнительные листы и справки на возврат государственной пошлины также специалист, контролируемый судьей, поскольку последний их подписывает.

Таким образом, можно сделать вывод, что специалист суда напрямую совершает от имени суда определенные процессуальные действия, руководствуясь в этом процессуальным законом. Упомянутые действия носят процессуальный характер, однако утверждать, что в рамках их совершения непосредственно осуществляется правосудие представляется неверным4. В связи с этим можно заключить, что специалист суда, наравне с помощником судьи и секретарем судебного заседания, среди участников процесса занимают место в одной группе с судьей, выполняя действия, предусмотренные процессуальным законом, но непосредственно не относящиеся к отправлению правосудия. Именно в этом смысле вполне возможно утверждать, что специалист суда участвует в осуществлении правосудия.

Близкими по содержанию к предыдущим являются и процессуально-технические обязанности специалиста. При их реализации специалист руководствуется в первую очередь процессуальным законом (ст.63, 77, 78, 80 АПК РФ, ст. 74, 76, 78, 161 ГПК РФ). И хотя непосредственно совершает эти действия именно специалист (проверяет полномочия участвующих в деле лиц, обеспечивает сохранность вещественных доказательств, хранящихся в судебном отделении до вступления в законную силу решения, и выдает их в случае возврата соответствующему лицу) однако в законе упоминается именно суд в качестве субъекта совершения этих действий. Таким образом, специалист и суд представляют как бы одного субъекта в двух, хотя и естественно неравнозначных, лицах, противостоя другим участниками процесса в процессуальных правоотношениях. При этом также прослеживается участие специалиста в осуществлении правосудия.

Что касается остальных полномочий этого сотрудника аппарата суда, то они обладают технико-вспомогательным характером. Их реализация помогает суду в надлежащем обеспечении делопроизводства и прохождении дела в суде, однако к процессуальной деятельности они имеют лишь весьма косвенное отношение.

Функционированию аппарат суда, оптимальному распределению полномочий среди его сотрудников уделяется серьезное внимание и в зарубежных судебных системах. При этом все они совершили постепенный переход от абсолютно единоличной деятельности судьи в рассмотрении и разрешении дел к вовлечению значительного штата сотрудников в этот процесс, повышая постоянно уровень требований к их квалификации.

Например, первоначально судьи в США самостоятельно справлялись с выполнением возложенных на них обязанностей. Затем более века назад бывший Верховный судья Верховного Суда Штата Массачусетс Хорас Грей, назначенный в Верховный Суд Соединенных Штатов в 1881, предложил свой опыт использования за счет собственных средств дипломированных специалистов Гарвардской Школы Права в качестве помощников судьи. Эта практика была продолжена его преемником на Суде Оливером Уэнделлом Холмсом.

В 1885, Министр юстиции и генеральный прокурор Соединенных Штатов, в своем сообщении на Конгрессе рекомендовал, чтобы правосудие Верховного Суда обеспечилось в соответствии с законом с использованием секретарей и клерков по правовым вопросам, в целях оказания помощи судье в конторской работе. В 1886, в соответствии с той рекомендацией, Конгресс обеспечил конторских помощников для обеспечения организации правосудия Затем в прошлом столетии постепенно эти должности были введены во всех американских судах, однако количество сотрудников, составляющих «офис судьи» различен для судов различных уровней и юрисдикций.

В настоящее время каждый судья Верховного Суда США в своем штате имеет четырех клерков по правовым вопросам (аналог российского помощника судьи). У каждого судьи окружного суда в штате присутствуют секретарь, помощник секретаря, а также до трех клерков по правовым вопросам, у районного судьи соответственно клерк по правовым вопросам, секретарь, и один дополнительный сотрудник в качестве клерка или секретаря, у судьи по банкротству соответственно один клерк по правовым вопросам и один секретарь. Председатель или главный судья могут дополнительно принимать на работу клерков или секретарей5.

Штат сотрудников аппарата суда помогает американским судьям справиться с многочисленными административными и юридическими задачами, оставляя судье больше времени именно для его специфических аспектов деятельности по отправлению правосудия. Клерки по правовым вопросам и секретари наделены вполне определенными обязанностями, а кроме этого, также выполняют поручения их судей. Каждый судья работает в индивидуальной манере и в течение профессиональной карьеры формирует свои собственные приемы и привычки работы, нет двух судьей, использующих штат своих сотрудников в одинаковой манере. В силу этого обстоятельства сотрудники «офиса судьи» должны приспосабливаться с одной стороны к стилю и пожеланиям их судьи, а с другой стороны каждый сотрудник также должен работать во взаимодействии с другими сотрудниками так, чтобы они составляли одну команду и эффективно помогали судье в выполнении его судебных обязанностей.

Чаще клерки по правовым вопросам концентрируются на изучении правовых вопросов и подготовке процессуальных актов, в то время как секретари ответственны за административные вопросы.

Секретари, как и клерки по правовым вопросам, помогают обслуживать библиотеку судьи (каждый американский судья имеет собственную, необходимую ему для рассмотрения дел его юрисдикции библиотеку, кроме этого обычно в каждом суде имеется еще и общая библиотека), собирать документы, обеспечивать вызовы в зал суда, и выполняют другие поручения судьи. Большинство секретарей помогает судьям в их ежедневной работе. В дополнение к традиционным секретарским обязанностям, секретарь судьи часто встречается от имени судьи с адвокатами и представителями общественности. Так как секретарь - вообще первый сотрудник «офиса судьи» с кем встречаются посторонние лица, пришедшие в суд, то приятная, доброжелательная манера общения, вместе с искренним желанием помочь посетителям, необходима для установления для хороших рабочих отношений и является обязательным требованием для этих сотрудников.

Секретари судей в окружном суде, суде по делам о банкротстве, которые являются судами первой инстанции, в значительно большей степени, чем их коллеги в апелляционных судах, общаются с поверенными и свидетелями, поскольку судьи, с которыми они работают, разрешают дела по существу, рассматривая каждое конкретное дело последовательно от стадии к стадии.

Секретарская работа рассматривается в США как продолжение юридического образования. Секретари получают практическую подготовку, участвуя в деятельности суда при принятии решений. Они учатся праву от судьи, посещая судебные заседания, устные собеседования, проводимые судьей. Образование не ограничивается юридическим анализом, оно включает изучение методов и уровня профессионального поведения практикующих юристов, адвокатов, также опыта полного диапазона юридических стилей, представленных в федеральном суде. Секретарская работа обеспечивает понимание судебного процесса и уникальную возможность для заинтересованных в обучении лиц6.

Предполагаемый клерк сначала должен еще в ходе обучения изучить предъявляемые судьей специфические требования к кандидатуре клерка или специалиста. Юридические школы часто предоставляют полезную информацию относительно особенностей секретарской работы, включая сроки передачи заявлений по заявкам и перечень необходимой информации, направляемой судье. Некоторые судьи посылают претендентам на секретарскую работу письменное описание предлагаемой работы, которое может включать продолжительность назначения (обычно один или два года), основные обязанности, преобладающие категории рассматриваемых судом дел и другую общую информацию. Подобное резюме может помочь предполагаемым претендентам оценить насколько им интересна предлагаемая работа, что соответственно сокращает персональные интервью, и исключает необходимость повторения ответов на обычные вопросы претендентов.

Предполагаемые клерки должны в ходе обучения учесть персональные требования судьи относительно потенциальной работы. Принимая во внимание, что новые клерки принимаются на работу в большинстве судов каждый год, то весьма важным для этих сотрудников является получение максимальный объем информации относительно судьи7.

В США весьма высокие требования предъявляются как к кандидатуре специалистов, так и к их деятельности. В настоящее время там действует Кодекс поведения для Судебных Служащих, принятый 19 сентября 1995 Судебной Конференцией США и вступивший в действие 1 января, 1996. Этот Кодекс распространяется на всех служащих Судебной Отрасли сотрудников офиса судьи, включая судебных секретарей и судебных клерков по правовым вопросам. В нем введены ограничения по исполнению другой оплачиваемой деятельности работниками аппарата суда, вводятся ограничения по участию сотрудника в рассмотрении дела (аналогично основаниям отвода судей), ограничения на участие в политической деятельности и др8.



В заключение следует отметить, что, используя полезный для нас зарубежный опыт, систематически обучая и таким образом формируя штат высококвалифицированных сотрудников аппарата суда, постепенно и продуманно перераспределяя их полномочия внутри аппарата суда, станет возможным преодолеть имеющиеся сегодня недостатки в организации деятельности судов, связанные с выполнением судьям рутинной, технической работы, что не дает им возможности сосредоточиться на правоприменительной деятельности, непосредственно и являющейся как раз отправлением правосудия, что и отмечается в Федеральной целевой программе"Развитие судебной системы России" на 2007-2011годы.

1 Статья подготовлена в рамках индивидуального исследовательского проекта № 08-01-0133 «Участие аппарата арбитражного суда в обеспечении отправления правосудия и реализации иных функций суда (процессуальный и организационный аспекты)» при поддержке ГУ-ВШЭ.

2 См.: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. С. 179.


3 Львова Е., Паршуткин В. Недостоверный протокол судебного заседания - не доказательство // Российская юстиция. 2003. N 9. 2003. С. 52.


4 В широком смысле вероятно все действия, совершаемые в рамках процессуальных регламентов, есть совершение правосудия. Более подробно об этом см.Л.А.Прокудина « К вопросу о понятии «правосудие».//Современные проблемы пражданского права и процесса. Материалы международной научной конференции., Москва,24 июня 2005г., - СПб,2006,С.33-42.


5 См.. Chambers Handbook for Judhes Law Clerks and Secretaries. Federal Judicial Center, Washinhton, 1994, p.2-3.

6 См.. Chambers Handbook for Judhes Law Clerks and Secretaries. Federal Judicial Center, Washinhton, 1994, p.1-2.

7 См.. Chambers Handbook for Judhes Law Clerks and Secretaries. Federal Judicial Center, Washinhton, 1994, p.3-4.

8 См.. Chambers Handbook for Judhes Law Clerks and Secretaries. Federal Judicial Center, Washinhton, 1994, p 171.






Нужно утешить мир фальшивыми слезами. Збигнев Герберт
ещё >>