«создание единой духовно-ориентированной среды через проектирование системы дополнительного образования» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования... 3 434.67kb.
Образовательная программа Муниципального образовательного учреждения... 2 429.04kb.
Аналитическая записка по результатам мониторинга сми по теме «Внедрение... 4 510.13kb.
Муниципальное казенное учреждение «управление образования администрации... 2 585.38kb.
Программа межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования... 1 56.09kb.
Конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 1 37.86kb.
Интеграционно-просветительская и социально-адаптивная программа 1 279.73kb.
Система оценки качества образования в учреждении дополнительного... 1 91.4kb.
Педагог дополнительного образования Гейст И. В. Время и место проведения... 1 23.2kb.
Брандина Ольга Александровна, педагог дополнительного образования... 1 53.93kb.
«Здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования» 1 220.46kb.
Эффективное делопроизводство Введение 20 3376.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«создание единой духовно-ориентированной среды через проектирование системы дополнительного - страница №1/1

МОУ Пахотно-Угловская средняя общеобразовательная школа

Бондарский район Тамбовская область




«СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ

ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

БОЛДЫРЕВА В.В.


2010

В  настоящее время все чаще поднимаются вопросы духовности и духовно-нравственного воспитания личности. Их актуальность определяется состоянием современного российского общества, характеризующимся глубоким  кризисом духовности, который охватил все стороны  жизнедеятельности человека.

Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Проблема  духовно-нравственного бытия  человека является основополагающей, поскольку ее решение, в конечном счете, определяет характер и направление его развития, формы взаимодействия с миром.  

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет огромную значимость.

Актуальность темы связана с необходимостью преодоления духовного кризиса российского общества. Кри­зисные явления в духовной сфере привели к общему снижению уровня культуры, как детей, так и взрослых.

Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России и о ее молодежи. В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его толерантное отношение к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные качества нельзя усвоить только с помощью научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

В новом стандарте появился документ «Концепция духовно-нравственного воспи­тания», являющийся одним из главных в па­кете документов стандарта второго поколе­ния. Он задает те параметры ценностных ориентиров, которые являются результа­том общественного договора, согласия. Здесь мы возрождаем понятие националь­ного воспитательного идеала.

Под общей целью образования мы пони­маем воспитание личности, соответствую­щей идеальному представлению о человеке, на обучение и развитие которой направле­ны усилия семьи, школы и государства.

В этом контексте цель образования — воспи­тание ответственного, инициативного, ком­петентного гражданина России. Эта цель может быть достигнута только в том случае, когда общество опирается на отечествен­ные традиции и соблюдает преемствен­ность по отношению к воспроизводству идеалов предшествующих эпох.

Национально-нравственный идеал предполагает формулировку системы цен­ностей, которая является основой нашего общества. Понятно, что выработать такой идеал в полиэтнической, поликонфессио­нальной стране — сложная задача.

Впервые за постсоветский период перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, кото­рая опирается на отечественные традиции и преемственна по отношению к воспроизвод­ству идеалов прошлых времен, наши дети должны быть воспитаны в традициях рос­сийского народа. Это идеологический фун­дамент нового стандарта.

Конструктивное решение данных задач зависит также от поиска новых подходов к воспитанию.

Одним из эффективных путей решения выявленной проблемы является взаимодействие общего и дополнительного образования, которое организуется на добровольной основе.

Образовательный процесс в дополнительном образовании направляется на поиск решений как отдельных (конкретных), так и общечеловеческих проблем. Содержание деятельности диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития. Результатом этого становится жизнетворчество, проявляющееся в творческой деятельности и закладывающее основы духовной среды.

Дополнительное образование реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан.

Главная составляющая его среда характеризуется такими параметрами, как:


  • открытость,

  • интерес,

  • актив­ность,

  • успех,

  • свобода выбора,

  • непрерывность,

  • творчество.

Посредством дополнительных образовательных услуг расширяется пространство образования от до­школьной до профессиональной школы, что помогает новым поколениям войти в культуру, освоить духовные и художественные ценности.

Дополнительное образование компенсирует ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях массовой школы и расширяет культурную среду образовательного учреждения.

В базисный образовательный план зало­жена внеурочная работа во второй половине дня (по 10 часов в неделю в каждом классе начальной школы). При планировании этого количества часов соблюдены санитарные нормы, которые согласованы с Министер­ством здравоохранения. Введение в базисный образо­вательный план такой работы свидетельству­ет о согласованности потребностей семьи, об­щества и государства. Об этом говорят и со­циологические исследования: 80 % родите­лей высказались за то, чтобы школа и во второй половине дня работала с ребенком.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельностное: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь, тем самым они открывают мир и находят свое место в нем.

Взаимопроникновение основного и дополнительного образования ставит целью создание единого педагогического пространства, в котором происходит духовно-нравственное развитие, образование и оздоровление через творчество самих детей.

Образовательный процесс в кружках дополнительного образования организован таким образом, что каждый воспитанник находит свою нишу, в которой он не только получает, но и добывает знания, соприкасается с явлениями культуры, активно проживая их в собственном творчестве. При этом каждый может проявить познавательную активность, инициативу, навыки самопознания.

Направления вне­урочной работы различны.
В нашей школе работают кружки восьми направлений:


  • художественно-эстетическое направление;

  • интеллектуально-познавательное направление;

  • туристско-краеведческое направление;

  • военно-патриотическое направление;

  • физкультурно-спортивное направление;

  • эколого-биологическое направление;

  • культурологическое направление;

  • естественно-научное направление.

По этим направлениям в МОУ Пахотно-Угловская сош реализуется 14 образовательных программ.

Одним из самых популярных среди детей младшего школьного возраста является художественно-эстетическое направление дополнительного образования.

В нашей школе реализуются 4 программы:



  • «Палитра» - ПДО Мамонтова О.А.

  • «Наше творчество» - ПДО Кудрявцева В.В.

  • «Рукодельница» - ПДО Мамонтова В.Н.

  • «Детский академический хор» ПДО Кукина Т.П.

В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.

Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

На занятиях кружка «Палитра» Мамонтова О.А. знакомит детей с росписью хохломы и мастерством дымковской, городецкой игрушки, с проявлением одаренности русского народа, его творческих сил и талантов. Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.

Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий кружка «Рукодельница», руководитель Мамонтова В.Н. Валентина Николаевна на местном материале знакомит с прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.

Учащиеся знакомятся с работой вологодских кружевниц, вышивкой, аппликацией разных народов, особенностями национальных орнаментов.

На занятиях кружка дети вяжут на спицах, крючком, занимаются бисероплетением.



Физкультурно-спортивная работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к культуре здорового образа жизни.

В нашей школе работает кружок «Юный волейболист». Им руководит Мамонтов Г.В. Его посещают обучающиеся старших классов.



Туристско-краеведческое направление в нашей школе представлено двумя образовательными программами:

  • «Туристскими тропами по родному краю» - ПДО Болдырев А.Н.;

  • «Тамбовцы – защитники Родины» - ПДО Борзова З.И.

С помощью этих образовательных программ происходит формирование патриотического отношения к своей малой родине и бережного отношения к культурному наследию родного края. Каждое занятие – это новый взгляд на героическое прошлое и настоящее родного края, знакомство со славными делами предков и современников. Многие темы помогают детям увидеть, что люди, достойные уважения и восхищения, могут жить совсем рядом – на соседней улице, в соседнем доме, а может быть, и в собственной семье, что позволяет формировать образ настоящего гражданина своей страны.

Военно-патриотическое направление представлено программой дополнительного образования «Достойная смена» - ПДО Фофанов О.Е.

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становился патриотизм, что воплощалось в стремлении своими действиями всемерно служить государс­твенным интересам.

Патриотизм—это любовь к Родине. Это уважение к защитникам Отечества, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу страны. Готовность к защите Отечества.

Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству, вплоть до самопожертвования. Добиться всего этого сегодня непрос­то: все нужно начинать с нуля. Нужно долго и кропотливо воспитывать любовь к Родине, а только потом учить молодежь ее защищать.



«Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» К. Д. Ушинский.

Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно « пробудить», потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Фофанов О.Е. на занятиях кружка большое значение придает героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.

Клейменова Н.Г. руководит кружком эколого-биологической направленности -- «Юный эколог». Содержание программы направлено на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы. На занятиях кружка ведется природоохранная работа, учебно-исследовательская деятельность в окрестностях места жительства. Терехов М. является членом регионального объединения «Юный эколог».

Естественно-научное направление представлено программой дополнительного образования «Юный медик» - ПДО Виндюкова Т.В.

Главная цель направления – развитие интереса, познавательной активности, самостоятельности и получение более глубоких знаний в сфере естественных наук.



Культурологическое направление представлено двумя кружками:

«Поэтика русского народа» - второй год обучения - ПДО Козлова В.Н.

«Поэтика русского народа» - первый год обучения - ПДО Милосердова В.Г.

Цель направления – изучение развития культуры, определение её места и роли среди других социальных явлений.

Приобщение учащихся к традиционному народному искусству – самая трудная задача сейчас.

От того, что мы забываем о солнце, оно не перестает светить, прощая нас, забывчивых. Так и народ в целом прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды, предания и легенды.

Сейчас из – за натиска «массовой культуры» ситуация с родной культурой напоминает дверь, ключ от которой потеряли. В этих условиях знакомство подрастающего поколения с образцами народного творчества представляется очень актуально. Это и приобщение к лучшим образцам народного искусства, и воспитание художественного вкуса, уважение к труду, культуре других народов.

Хорошим средством пробуждения национального чувства являются фольклорные праздники.

Некоторые темы дают возможность проведения не просто занятий, а занятий-праздников, цель ко­торых — формирование осознанного патриотичес­кого чувства, основанного на понимании духовных ценностей русского народа. Благодаря таким заня­тиям видны результаты по знакомству с отдельными традициями народов разных областей России. Они несут духовный импульс взаимоотношениям семьи и школы, так как к их организации и проведению привлекаются родители. При подготовке к проведе­нию праздников активно используется краеведчес­кий материал, изучаются обычаи и тради­ции русского народа. Историческое, духовное и ма­териальное наследие становится фундаментом для созидательной деятельности.

Одним из последних праздников, который прошел в школе - праздник «Масленицы»

Цель праздника: возрождение традици­онных русских празднеств, приобщение к ним детей.

Задачи: продолжение изучения русских обычаев и обрядов; развитие творческих способностей учащихся, интереса к тради­циям своего народа; воспитание духовности, отзывчивости.



Интеллектуально-познавательное направление представлено двумя программами:

  • «В мире логики»;

  • «Основы работы на компьютере».

Руководителем этих кружков является Милосердова Н.П.

Современные профессии становятся всё более интеллектоёмкими. Информационные технологии предъявляют высокие требования к работнику и занимают лидирующее положение. Информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать передовые технологии.

Помимо приобретения чисто практических умений, ценных с точки зрения освоения компьютерной грамотности, на занятиях кружков воспитанники получают наглядное представление о возможностях и основных направлениях применения средств вычислительной техники в современном мире.

Милосердова Н.П. формирует у обучающихся общее представление о сферах применения логики, как в области повседневной жизни, так и в области построения функциональных схем устройства компьютера.

Готовит детей к жизни в современном информационном обществе. Для этого необходимо развить логическое мышление, способность к анализу и синтезу.

У детей формируется представление о жизненной, практической и интегрирующей природе предме­та "информатика".

Участие в творческих объединениях каждого ребенка осуществляется с учетом его возраста, интересов, особенностей чувственного развития. Вместе с ощущениями у ребенка возникает цепная реакция процессов психической деятельности, появляется целый мир образов, понятий и переживания, которые возбуждают движение, активную мыслительную деятельность. Все это в целом, несомненно, положительно влияет на образовательную среду и является значимым условием оптимизации педагогического процесса. Можно с уверенностью сказать о том, что многие предметы учебного плана (основного образования) дополняют программы блока дополнительного образования.

   Характерным для дифференциации дополнительного образования является выделение ее направленности на максимальное развитие каждого ученика, создание  ему комфортных условий.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Дополнительное образование создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Дополнительное образование тесно связано с каждой ступенью обучения. Главная его цель выявить зависимость познавательного интереса, творческих способностей, интеллектуального развития воспитанников, которая зависит от умения педагога организовать воспитательную деятельность на основе индивидуального подхода в соответствии с возможностями и потребностями школьников.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Показателями духовно-ориентированного характера общения является, во-первых, осознанная установка на сопереживание, сочувствие и содействие человеку, во-вторых, эмоционально-положительная мотивированность сознания и поведения, что проявляется при взаимодействии с людьми, окружающим миром, при самопознании.

Опыт творческой продуктивности в различных областях деятельности влияет не столько на уровень интеллектуального развития и количество результатов, сколько способствует развитию таких духовно-значимых качеств и действий, как: активность и эмоциональный подъем в ходе деятельности, умение генерировать новые идеи, гибкость и диапазон мышления, самоутверждение (сила духа), уверенность в собственной позиции, позитивные устремления к успеху, вдохновение и саморегуляция, этичность поведения, осознание жизненных смыслов при победе или поражении, радость по поводу социально или личностно значимого результата творческой деятельности (картин, поделок, моделей и т. д.).



Таким образом, дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.




Надеюсь, вы не ведете двойной жизни, прикидываясь беспутным, когда вы на самом деле добродетельны. Это было бы лицемерием. Оскар Уайльд
ещё >>