Современные проблемы взаимодействия доу и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников. Проблема здоровья и его сохранения в сов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблема сохранения здоровья школьников с овз, пути ее решения. 1 39.01kb.
«Документальное наследие советской истории: проблемы сохранения,... 1 25.97kb.
В чем актуальность проблемы? 1 30.94kb.
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики 1 229.08kb.
Рецензирующая экспертная система 1 28.75kb.
Медиапространство: проблемы ценностного взаимодействия субъектов 1 136.15kb.
Особенности национально-экстремистских установок студентов нпо 1 39.58kb.
«Виртуальный музей: реальность и перспективы» Вряд ли кто-то будет... 1 72.74kb.
Информационно-справочный материал о работе культурно-досуговых учреждений... 1 61.24kb.
Крошечное гнёздышко аул моих предков Нижний Колоб 1 27.11kb.
Пояснительная записка Целесообразность ведения данной деятельности... 1 140.72kb.
2 группа. Лейкоциты Задание Изучите микропрепарат «Кровь человека» 1 20.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Современные проблемы взаимодействия доу и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников. - страница №1/1

Суздальцева Лариса Владимировна,

преподаватель ГБОУ СПО ПК № 18 «Митино»



Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи

в вопросах здоровьесбережения дошкольников.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательно-образовательной работы педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной.

По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушений осанки, зрения, дефекты речи. По результатам осмотров за год до поступления в школу нарушения осанки и сколиозы встречаются в 3 раза чаще, чем при поступлении в детский сад, а распространенность дефектов речи и нарушений зрения увеличивается на 70 % и 80%, соответственно.

При анализе состояния здоровья дошкольников, проведенных в рамках научных исследований, установлено, что в Москве здоровыми можно считать только 5% детей в возрасте 5-6 лет (1 группа здоровья), имеют те или иные нарушения (2 группа) 42% детей, страдают хроническими болезнями (3 и 4 группы) 53% детей.

ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать».

Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Сегодня содружество медицинской и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (К.Г.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, В.В. Колбанов, В.И. Сыренский, Л.Г.Татарникова), опыт формирования представлений у дошкольников о себе как представителе человеческого рода (С.А. Козлова), опыт формирования основ безопасности детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина), опыт формирования необходимых знаний и умений дошкольников в организации здорового образа жизни (В.Г. Алямовская, Г.А. Баранчукова, Н.Л. Лагуткина, М.Л.Лазарев, Т.Л. Розанова, Л.В. Симошина, Л.Г. Татарникова), опыт формирования здоровья (Т.Н.Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова, Т.В. Кудрявцев), который должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:

● Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания,



  • Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду,

  • Индивидуальный' подход к каждому ребенку и к каждой
    семье на основе учета их интересов и способностей,

  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
    на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

  • участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;

  • целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;

  • ознакомление родителей' с содержанием физкультурно-оздо- ровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; обучение конкретным приемам и'методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);

  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями,
    проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).

Существуют следующие формы работы с семьей, которые можно условно разделить на 2 группы.


ТРАДИЦИОННЫЕ

ИНФОРМАЦИОННО-НАГЛЯДНЫЕ

- материалы на стендах,

-информационные проспекты,

-папки-передвижки,

-рекомендации,

-выставки детских работ,

-выпуск газеты,

-фотовыставки



ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

-беседы,


-консультации,

-посещение семей




КОЛЛЕКТИВНЫЕ

-родительские

собрания,

-конференции,

-«круглые столы»,

-тематические консультации




НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

-семинары-практикумы,

-родительский клуб,

-педагогическая гостиная,

-устный

педагогический журнал,

-педагогический брифинг


ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ

-анкетирование,

-социологические опросы,

-«телефон

доверия»,

-почтовый

ящик


ДОСУГОВЫЕ

-совместные досуги,

праздники

-выставки

экскурсии


НАГЛЯДНО-

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

-дни открытых дверей,

-открытые

просмотры

-занятий,

режимных


моментов,

-мини-


библиотека

Нужно отметить, что данное деление весьма условно, все перечисленные формы взаимодополняют друг друга.

В практике многолетнего и плодотворного взаимодействия с семьей считаю наиболее интересным опыт работы ДОУ 2190 СЗАО г. Москвы. Персонал этого детского сада активно использует в своей работе представленные выше формы работы с родителями.

Работа с семьями воспитанников здесь осуществляется в несколько этапов. Первый этап – работа с персоналом детского сада. Она включает самоанализ и тестирование воспитателей с целью выявления теоретических знаний и практической готовности к работе с семьей в вопросах здоровьесбережения детей. Предстоящая работа тщательно планируется: воспитатели консультируются со специалистами детского сада, знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы, периодических изданий по данному вопросу, для них организуются семинары-практикумы, тренинги, тематические педсоветы, круглые столы, диспуты. Все это осуществляется с целью повышения теоретических и практических знаний и умений педагогов.

В процессе работы осуществляются разные формы контроля: систематический, предупредительный, тематический, сравнительный, фронтальный. Затем формируется творческая группа, которая подбирает содержание работы с родителями в области сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На этом первый этап работы заканчивается.

Второй этап – практический. Это непосредственная работа с семьей, которая осуществляется комплексно и включает:



  • работу воспитателей с родителями. Это индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники, труд на воздухе и т.д.,

  • работа с семьей педагогов-психологов: информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.,

  • работа с семьей инструктора по плаванию: обучение приемам плавания, технике дыхания,

  • работа с семьей воспитателя по физической культуре: показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.,

  • работа с семьей учителя-логопеда: формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика,

  • работа медперсонала (врача, старшей медсестры, инструктора ЛФК, медсестры физиокабинета. Это семинары-практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа.

Вся работа планируется на учебный год с конкретизацией материала на каждый месяц. Наиболее интересной и эффективной формой работы с родителями в ДОУ являются занятия в семейных клубах. Вот примерная тематика встреч:

  1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач детского сада и семьи.

  2. «Движение – это жизнь!» Пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

  3. «Играем вместе». Игра – фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя.

  4. К здоровью без лекарств!

  5. Правильное питание – залог здоровья!

  6. Спорт и дошкольник.

  7. Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре (с показом открытого занятия).

  8. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

  9. Чрезмерный вес ребенка – угроза здоровью.

Третий этап – заключительный. Подводятся итоги, проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляется самоанализ и повторное тестирование воспитателей с целью сравнения результатов с начальными, анкетирование родителей с целью выявить степень удовлетворенности работой ДОУ. А также проводится наблюдение за динамикой показателей здоровья детей с целью анализа эффективности проведенных мероприятий. Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты. Как преподаватель педагогического колледжа, я вижу необходимость обучения студентов комплексному решению вопроса взаимодействия с родителями в области здоровьесбережения и физического воспитания детей. На сегодняшний момент в стандарте подготовки специалистов нет спецкурса для студентов дошкольного отделения по данной проблеме. Как участник экспериментальной площадки я пришла к выводу о необходимости его разработки в рамках дополнительного образования. Курс будет содержать теоретический раздел, при изучении которого студенты получат знания об истории взаимодействия семьи и образовательных учреждений, принципах, формах, методах работы с родителями, а также основной, практический, блок, который поможет студентам на практике овладеть этими методами, научит их самостоятельно разрабатывать сценарии общения с родителями, мастер-классы, семинары-практикумы, совместные праздники, досуги и другие многочисленные формы совместной работы.
Литература

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.

2. Глебова С.В. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007

3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2005

4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к
общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4. С. 100
-110.

5. Кулик И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М., 2006

6. Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. 2008. № 1. С.92-97.




Обращайтесь к кельнершам вежливо и требуйте взаимности. Плакатик в батумской кофейне
ещё >>