Соотношение правового и религиозно-православного регулирования общественных отношений - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа по курсу «Экологическое право» Тема I отношения... 1 109.42kb.
Возницкий Олег. Группа 8726. Соотношение норм Морали и Права 1 262.88kb.
Перспективы правового регулирования отношений по доверительному управлению... 1 129.69kb.
1. предмет предпринимательского права методы правового регулирования 1 149.29kb.
Контрольные вопросы к зачету по дисциплине "Право социального обеспечения" 1 31.98kb.
Международное гуманитарное право: история и современность 1 32.2kb.
Г. Б. Шишко к ю. н., профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь... 1 182.61kb.
2 Общественные отношения и их виды 1 24.23kb.
Сфера правового регулирования Ермушин Э. Н. 182 Сферу 1 54.86kb.
Сравнительный анализ правового регулирования фактических брачно-семейных... 1 144.23kb.
Программа государственного экзамена по специализации «Гражданское... 1 351.61kb.
Справочник-путеводитель Политические и лидерские партии 2 Консервативно-патриотические 2 8 874.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Соотношение правового и религиозно-православного регулирования общественных отношений - страница №1/1



На правах рукописи

ПУТИЛКИН Павел Алексеевич


СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО И РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОСЛАВНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Специальность: 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени


кандидата юридических наук

Казань – 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» на кафедре теории государства и права.
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Липинский Дмитрий Анатольевич
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы, заведующая кафедрой теории права Поволжского института управления им. П.А. Столыпина филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»,


Цыбулевская Ольга Ивановна

доктор юридических наук, профессор,


заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»

Арзамаскин Николай Николаевич
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пензенский

государственный университет»
Защита диссертации состоится 25 декабря 2013 года в 10.00 часов
на заседании диссертационного совета Д 212.081.26 при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, ауд. 335.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им.
Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета htpp://www.kpfu.ru
Автореферат разослан « 21 » ноября 2013 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент Г.Р. Хабибуллина



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования предопределена преобразованиями, происходящими в современном российском обществе, которые затрагивают все стороны его жизнедеятельности: правовую, религиозную, политическую, экономическую, социальную и др. Можно отметить, что, с одной стороны, в настоящее время наблюдается демократизация общественно-политической обстановки, а Конституцией РФ гарантировано идеологическое многообразие, но, с другой стороны, криминальная психология и идеология стали проникать в коллективное сознание, о чем свидетельствует высокий уровень правонарушаемости. Перед нашим государством стоит первостепенная задача предупреждения правонарушений. Это подчеркивает необходимость исследований, которые направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.

Причины и условия правонарушаемости, правового нигилизма обусловлены не только несовершенством экономических, политических и иных отношений, но и деформацией правосознания, бездуховностью, отказом от моральных ценностей, культом насилия, денег и вещизма. Становится очевидным, что только при помощи правового воздействия невозможно эффективно урегулировать общественные отношения. Типовые отношения должны подвергаться воздействию, исходящему от различных социальных регуляторов.

Одно из предназначений правовых и религиозных норм - эффективно урегулировать общественные отношения, упредить субъектов от совершения правонарушений, повысить их общую и правовую культуру. Качественное регулирование общественных отношений, предупреждение правонарушений возможно только на основе взаимодействия различных социальных регуляторов. Правовые нормы, которые не наполнены моральным содержанием, противоречат общечеловеческим, в том числе и религиозным, постулатам, могут быть «обречены» на их неприятие, игнорирование со стороны граждан. Именно поэтому законодателю важно в своей деятельности соотносить правовые нормы с религиозными регуляторами общественных отношений. Не принижая значения других религий, считаем, что особую значимость приобретает исследование соотношения религиозно-православного и правового регулирования отношений. Кроме того, автор данной работы является действующим священнослужителем Русской Православной Церкви.

Поскольку религиозное регулирование является одним из видов социального регулирования и обладает собственным механизмом реализации, представляется актуальным исследование соотношения правового регулирования и религиозно-православного регулирования общественных отношений как двух взаимодействующих систем1.

Другой аспект актуальности обусловлен тем, что вопросы единства, взаимодействия, противоречий правового и религиозного регулирования общественных отношений не исследовались на монографическом уровне. Между тем необходимость таких исследований обусловлена потребностями теории и практики регулирования общественных отношений. До настоящего времени в юридической литературе ведутся дискуссии о причинах противоречий между религиозным и правовым регулированием, в должной степени не разработаны характеристики, показывающие их единство, различие и противоречия, а также не выработана сама теоретическая модель взаимодействия между религиозным и правовым регулированием общественных отношений.

Государственный отказ от коммунистической идеологии, обращение к традиционным ценностям и другие изменения, которые происходят в обществе, обусловили повышение значения религиозного регулирования общественных отношений наряду с правовым. Право входит в систему сдержек и противовесов, а религия представляет собой нравственные нормы человеческих взаимоотношений и концентрирует в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей.

Действенность и эффективность правового и религиозного регулирования общественных отношений возможна только при их обеспечении механизмами религиозной и правовой ответственности. Поэтому считаем актуальным и взаимосвязанным с данной проблематикой исследование проблем соотношения религиозной и юридической ответственности.



Степень разработанности темы. В теории государства и права и отраслевых юридических науках общим проблемам правового регулирования общественных отношений посвятили свои труды С.С. Алексеев, А.И. Бобылев,
В.М. Горшенев, В.Б. Исаков, А.В. Малько, С.А. Комаров, Ю.С. Решетов,
К.В. Шундиков и другие ученые. Однако в их работах исследовалось само понятие правового регулирования, его механизм, а также взаимодействие различных элементов между собой в данном механизме. При этом вопросы соотношения правового регулирования с религиозным регулированием не затрагивались.

Вопросы соотношения права и морали, взаимодействия права с иными социальными регуляторами исследовались в работах таких ученых, как


С.С. Алексеев, Г. Берман, Т.И. Кашанина, Н.И. Матузов, В.И. Нижечек,
О.И. Цыбулевская и др. В их трудах, ввиду того что они были посвящены общим проблемам взаимодействия права и морали, вопросы соотношения религиозного и правового регулирования либо не затрагивались вообще, либо освещались попутно.

Проблемы значения духовно-нравственных начал христианской религии и ее влияние на формирование гражданского общества исследовались в работах А.М. Величко, Н.В. Володиной, О.П. Виноградовой, А.А. Дорской, А.Г. Капалина А.Г. Семашко, и др. Так как в работе затрагиваются вопросы соотношения религиозной и юридической ответственности, диссертант обращался к работам Н.В. Витрука, О.Э. Лейста, Д.А. Липинского, Н.С. Малеина,


М.Х. Фарукшина, Р.Л. Хачатурова и др.

Религиозные деятели богословы-канонисты М.Ю. Варьяс, М. Красножен, епископ Никодим Милош, А.С. Павлов, Н. Суворов, протоиерей Владислав Цыпин исследовали в своих трудах вопросы возникновения и развития религиозных норм, взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства, рассматривая при этом религиозные нормы как автономную систему канонического права. Проблемы ответственности исследовались ими лишь с позиций церковных наказаний (негативная ответственность), однако соотношения правового и религиозного регулирования и соотношения правовой и религиозной ответственности они не касались.

Анализ научных работ, посвященных проблемам религиозно-православного и правового регулирования общественных отношений, показал, что в них не исследовался комплекс проблем, связанных с единством, различиями и противоречиями правового и религиозного регулирования общественных отношений, что и позволяет утверждать о недостаточной степени разработанности данной проблематики, а вопросы соотношения юридической и религиозной ответственности вообще не исследовались современными учеными-юристами.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное теоретическое разрешение проблем соотношения правового и религиозного (православного) регулирования общественных отношений, а также соотношения правовой и религиозно-православной ответственности.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

- уточнить понятие «правовое регулирование»;

- разработать понятие «религиозно-православное регулирование»;

- выявить черты, характеризующие единство правового и религиозного регулирования общественных отношений;

- определить различия правового и религиозного регулирования;

- проанализировать противоречия правового и религиозного регулирования общественных отношений;

- определить причины противоречий между религиозным и правовым регулированием общественных отношений;

- выявить характеристики, определяющие соотношение правового и религиозного регулирования;

- уточнить понятия «социальная ответственность» и «юридическая ответственность»;

- дать определение понятия «религиозно-православная ответственность»;

- выявить принципы и функции религиозной ответственности;

- охарактеризовать влияние религиозно-православной ответственности на правосознание личности.



Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают правовые и религиозно-православные общественные отношения, их взаимосвязи и взаимодействие, а также соотношение юридической и религиозной ответственности.

Предметом исследования являются правовые и религиозные (православные) нормы, их единство, взаимосвязи, различия и противоречия, а также теоретические проблемы, связанные с соотношением правового и религиозно-православного регулирования общественных отношений.

Методология исследования. В диссертационной работе использовались общенаучные методы, в числе которых основным выступил диалектический как метод объективного и всестороннего познания действительности. Применялись способы анализа и синтеза, использовались философские законы единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания и др.

Автором применялся системный подход, с позиции которого правовое и религиозное регулирование исследовалось как две взаимодействующие системы. Применение структурно-функционального метода позволило выявить общие функции и способы воздействия на общественные отношения, характерные для правового и религиозного регулирования общественных отношений. Автор использовал специальные юридические методы исследования - сравнительно-правовой и формально-юридический.

Теоретическую основу исследования составили научные труды в области теории права и отраслевых юридических наук, в частности работы таких ученых, как Н.Н. Алексеев, С.С. Алексеев, Б.Т. Базылев, М.И. Байтин,
Д.И. Бернштейн, А.Б. Венгеров, И.А. Галаган, В.И. Гойман, В.М. Горшенев, В.К. Дуюнов, Р.В. Енгибарян, А.Г. Залужный, В.В. Клочков,
Ю.К. Краснов, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, Д.А. Липинский, Н.С. Малеин, А.В. Малько, М. Н. Марченко, Н.И. Матузов, М.Б. Мироненко, А.С. Мордовец, В.С. Нерсесянц, В.И. Нижечек, В.С. Прохоров,
И.С. Самощенко, А.А. Тер-Акопов, Ф.Н. Фаткуллин, Р.О. Халфина,
Р.Л. Хачатуров, О.И. Цыбулевская, А.Ф. Черданцев, М.Д. Шиндяпина,
Р.Г. Ягутян и др.

Кроме того, теоретическую основу по каноническим нормам составили труды М.Ю. Варьяса, М. Красножена, А. Павлова, Н. Суворова, В. Цыпина и др.



Научная новизна исследования заключается в том, что оно выступает первым комплексным монографическим исследованием, специально посвященным проблемам соотношения правового и религиозно-православного регулирования общественных отношений, в котором определены признаки и характеристики их единства, взаимодействия, различий и противоречий на основе современного законодательства и канонических норм.

Впервые выявлено соотношение юридической и религиозной ответственности с позиции их единства, различий и противоречий. При этом юридическая и религиозная ответственность исследуются исходя из их широкого понимания, который включает как позитивный, так и негативный аспекты. Определено соотношение понятий «грех» и «правонарушение».

Автором выявлены причины противоречий между религиозно-православным и правовым регулированием, а также между юридической и религиозной ответственностью и предложены пути и средства их устранения.

Кроме того, новизна исследования заключается в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. Религиозно-православное регулирование - это один из видов негосударственного социального регулирования, основанного на вере в Бога и убеждении в Его всеведении, справедливости и всемогуществе, осуществляемое в рамках религиозных православных объединений, воздействующее на общественные отношения при помощи религиозных норм и других религиозных средств, составляющих в совокупности механизм религиозного регулирования, целью которого является упорядочение общественных отношений путем достижения безгрешного, соответствующего требованиям религиозных норм поведения верующих.

2. Помимо разработанных в юридической науке, взаимосвязи правового и религиозно-православного регулирования заключаются и в том, что право и религия обладают общими целями, принципами, функциями, результатом; по отношению к праву религиозные нормы могут выполнять функцию легитимации.

3. В отличие от права, которое является преимущественно внешним регулятором, регламентируя поведение субъектов путем установления формально-определенных норм, православная религия устремлена к тому, чтобы идеалы справедливости и добра воздействовали на человека преимущественно через его духовный мир при помощи стимулов сознания и религиозных норм. Христианство и право по-разному относятся к объему дозволенного, социально значимого поведения человека. Христианство, признавая свободу воли, тем не менее стоит за большее ограничение поведения человека по сравнению с действующим правом. Кроме того, христианство накладывает ограничения и на внутренний (духовный) мир субъекта.

4. Существуют следующие различия между религиозным и правовым регулированием общественных отношений: правовые нормы создаются либо санкционируются государством, за правом стоит аппарат принуждения; источником же христианских норм, которые не могут быть изменены человеком, служит внешний авторитет в виде божественного откровения, закрепленного в Священном Писании и в Священном Предании; право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей; религия подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла; границы религиозного и правового пространства не совпадают, т.к. сфера регулятивного воздействия норм религии неизменно шире; в любом государстве действует только одно, им же порождаемое право, в то время как религия не является единой и однородной.

5. Между правом и христианством имеются внутренние противоречия, проявляющиеся, во-первых, в том, что право устанавливает определенные нормы, носящие властный характер, а религия призывает к свободному исполнению закона без принуждения и контроля властей; во-вторых, некоторые правовые и религиозные нормы совершенно несовместимы - право дозволяет то, что запрещает религиозная мораль, заповеди религиозной морали более строгие; в-третьих, религиозные нормы могут разрешать то, что запрещено правовыми нормами; в-четвертых, единственной границей свободы человека право считает нарушение свободы других людей, религиозные же заповеди направлены на преодоление греха не только по отношению к другим, но и к самому себе.

6. Строгие правовые ограничения во многом коренятся в религиозной морали, в ее категорических императивах. Эти требования и императивы, когда они признаются властью, получают принудительное подкрепление. Вместе с тем справедливость, гуманизм, уважение человека, его прав и свобод имманентно присущи православию, а правовые нормы, закрепляющие естественные права человека, являются отражением религиозной морали.

7. Основные причины противоречий между отдельными видами религиозных и правовых норм, входящих в систему нормативного регулирования, обусловлены следующим:

во-первых, различной динамикой (изменчивостью) правовых и религиозных норм. Религиозное регулирование не знает радикальных способов освобождения от устаревших норм, присущих правовому регулированию. Правовые нормы обладают большей динамичностью, религиозные нормы и обычаи не столь динамичны, предусмотренные ими запреты более стабильны;

во-вторых, спецификой содержания норм. В содержании религиозных норм больше запретов и обязанностей, и в меньшей степени там представлены дозволения. Между тем современные тенденции развития системы права показывают увеличение количества дозволений; у религиозных норм практически отсутствуют санкции поощрения, тогда как за последнее десятилетие этот институт приобрел широкое развитие в системе отечественного права;

в-третьих, сложностью и противоречивостью общественных отношений, несовершенством как правовых, так и религиозных норм;

в-четвертых, деформациями правосознания депутатов, их низкой правовой и общей культурой, нежеланием учитывать сложившиеся среди верующих устои, традиции и иные правила поведения.

8. Религиозная ответственность - это основанная на вере в Бога и убеждении в Его всеведении, справедливости и всемогуществе добровольная обязанность по соблюдению и исполнению религиозных норм, реализующаяся в безгрешном поведении верующих, одобряемом и поощряемом Церковью, а в случае ее нарушения - добровольная обязанность согрешившего покаяться в содеянных грехах, претерпеть осуждение и ограничения.

9. В отличие от юридической религиозная ответственность гарантируется религиозным сознанием и совестью, внутренним убеждением верующих, осознанием ответственности каждого не только за себя, но и за весь мир; не обеспечивается принуждением, является исключительно добровольной; последствиями религиозной ответственности становятся одобрение, поощрение или осуждение и наказание со стороны Церкви; религиозная ответственность осуществляется в обрядовой и культовой форме; современная система религиозной ответственности делится на общую - для всех членов церкви (мирян и духовных) и особенную - для духовных и должностных членов Церкви.

10. Юридическая и религиозная ответственность обладают следующими общими признаками: основываются на социальных нормах и принципах справедливости, гуманизма, индивидуализации, неотвратимости и виновности деяния; реализуют регулятивную, превентивную, карательную и воспитательную функции; служат достижению единых целей; основываются на общих предпосылках (свободе воли и выборов варианта поведения); обладают как позитивным, так и негативным аспектом реализации;

11. Понятию «правонарушение» в религиозной ответственности коррелирует понятие «грех», однако понятие греха, установленное религиозными и нравственными нормами, шире светского понимания правонарушения. Это обусловлено тем, что религиозная ответственность наступает не только за действия или бездействие, но и за внутреннее отношение субъекта ко всему окружающему его миру. Право регулирует поступки, а религия как поведение, так и мотивы поступков, внутренний мир человека.



Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть положено в основу дальнейших исследований проблем правового и религиозного регулирования, а также взаимодействия религиозной и юридической ответственности. Кроме того, значение исследования состоит в том, что в нем дано целостное представление о соотношении правового и религиозного регулирования общественных отношений. Выводы, содержащие в работе, развивают такие разделы теории государства и права, как «Механизм правового регулирования», «Право в системе нормативного регулирования общественных отношений», «Юридическая ответственность».

Материалы диссертационной работы могут быть использованы при преподавании курсов «Теория государства и права», «Философия права», «Механизм правового регулирования», «Религиоведение», в духовном образовании. Выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть применены в своей деятельности органами судебной, законодательной и исполнительной власти.



Апробация работы. Основные положения диссертации нашли свое отражение в 9 опубликованных статьях, четыре из которых - в журналах, входящих в перечень ВАК. Положения диссертации докладывались на конференциях «Правонарушение и юридическая ответственность», проводимых в 2008-2012 годах в Тольяттинском государственном университете.

Основные выводы диссертации неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории государства и права Тольяттинского государственного университета.

Опубликованные работы соискателя применяются профессорско-преподавательским составом Тольяттинского государственного университета при чтении лекций, проведении семинарских занятий, а также используются студентами в качестве методологической основы при выполнении курсовых и дипломных работ.

Положения диссертационной работы применяются автором в пастырской деятельности, а также в процессе религиозного и правового воспитания, реализуемого как среди прихожан, так и в воинской части и в местах лишения свободы.



Структура работы определяется целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, одной главы без деления на параграфы, заключения и библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, степень ее научной разработанности, теоретическая и практическая значимость, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, методологическая и теоретическая основы, формулируются новизна и основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Понятие правового и религиозно-православного регулирования общественных отношений». Первый параграф «Понятие правового регулирования общественных отношений». Ввиду того что правовому регулированию подвергаются общественные отношения, автором анализируются различные подходы к их определению, после чего соискатель переходит к исследованию понятия «правовое регулирование». Отмечается, что правовое регулирование тесным образом взаимосвязано с такими понятиями, как «норма права», «правоотношение», «механизм правового регулирования», «метод правового регулирования», «цель правового регулирования», которые подвергаются исследованию в работе.

Автором анализируется действующее законодательство и научные позиции различных ученых, представителей как общей теории государства и права, так и отраслевых юридических наук о понятии правового регулирования. Диссертант присоединяется к мнениям тех ученых, которые считают, что правовое регулирование характеризуется следующими признаками: правовое регулирование - это один из видов социального регулирования; в основе своей является государственным регулированием; выступает одной из форм воздействия права на общественные отношения; оказывает воздействие на общественные отношения при помощи правовых норм и других правовых средств; целью правового регулирования выступает упорядочение, развитие и совершенствование общественных отношений.

Разграничиваются понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Отмечается, что следует специально выделять строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют системный юридический механизм, обеспечивающий регулирование всей совокупности общественных отношений.

Анализируются различные стадии правового регулирования и особое внимание уделяется понятию его механизма. Автором исследуются различные элементы данного механизма: норма права, правоотношение; акты реализации прав и обязанностей; акты применения права. Уделяется внимание типу, предмету, методу и способам правового регулирования. Соискатель присоединяется к мнению ученых, которые исходят из узкого понимания МПР. В завершение параграфа соискателем уточняется понятие правового регулирования и формулируются его признаки.



Второй параграф «Понятие религиозного регулирования общественных отношений». Параграф открывается анализом понятия «религия». Исследуются различные представления прошлого и современности о религии. Отмечается, что религия является не только специфической формой мировоззрения, она выполняет и функцию регулятора общественного поведения. Основными компонентами религии выступают религиозное сознание (вера); религиозный культ; религиозные отношения; религиозные организации; религиозные нормы.

Основу религиозно-православного регулирования общественных отношений составляют религиозные нормы. Автором анализируется их структура, в результате чего он приходит к выводу, что они обладают гипотезой, диспозицией и санкций, но в отличие от правовых норм религиозные нормы не обладают такой четкостью и детализированностью. Отмечается различная степень детализации предписаний. Одни нормы христианской религии содержат правила, имеющие однозначный смысл, другие отличаются многозначностью. В религиозных нормах могут содержаться запреты, обязывания и дозволения, которые концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей.

Диссертант приходит к выводу, что механизм религиозного регулирования включает: религиозные нормы; внтурицерковные нормы; религиозные отношения; акты реализации религиозных обязанностей и дозволений; конкретные события и факты социально-правовой действительности; сознание верующего; религиозные ритуалы. Анализируется нормативная основа религиозно-православного регулирования.

Главная цель функционирования механизма религиозного регулирования в светском государстве - защита религиозными средствами прав человека. Элементы механизма религиозного регулирования защищают внутренний мир человека и обеспечивают его адаптацию в сложных социально-экономических условиях. Функции механизма религиозного регулирования – регулятивная, компенсационная, информационная и воспитательная.

Автор считает, что средства религиозного регулирования - это религиозно-нормативные явления, обладающие регулятивными возможностями, которые зафиксированы в религиозных источниках и реализуются в церковной и светской жизни. Характер методов религиозного регулирования зависит от места и роли религии в общественной жизни. Соискателем дается авторское определение религиозно-православного регулирования, а также выделяются его признаки.

К признакам религиозно-православного регулирования относятся: является одним из видов социального негосударственного регулирования; основано на вере в Бога и убеждении в Его всеведении, справедливости и всемогуществе; осуществляется в рамках религиозных объединений; является воздействием на общественные отношения, которое осуществляется с помощью религиозных норм и других религиозных средств; имеет своей целью защиту религиозными средствами прав человека, упорядочение поведения путем достижения его безгрешности.



Вторая глава «Единство и взаимодействие правового и религиозно-православного регулирования общественных отношений». Первый параграф «Единство правового и религиозного регулирования общественных отношений». Параграф открывается анализом философских категорий «единство» и «взаимодействие». Акцентируется внимание на характеристиках единства и взаимодействия правового и религиозного регулирования общественных отношений как явления и процесса.

Обосновывается, что основами единства могут выступать: плюралистичное мировоззрение (допускающее непротиворечивое сочетание правовых и религиозных норм); объединяющая роль контактов государства и Церкви, предполагающих активную деятельность священнослужителей; сплоченность и консолидация граждан страны (как верующих, так и неверующих) вокруг национальной идеи, значимой для страны в целом и др.

Рассматривая внутреннее единство, диссертант отмечает факт общих, охраняемых и регулируемых интересов при помощи правовых и православных норм. С этой целью анализируются Конституция РФ, ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УК РФ, СК РФ, Трудовой кодекс РФ, Книги Священного Писания, канонические нормы и современные церковные нормативные документы.

Соискателем выделяются общие признаки и характеристики правового и религиозно-православного регулирования. Так, они обладают инструментальной ценностью и направлены на регулирование общественных отношений; нормативны; как в системе права, так и в системе религиозных норм присутствует институт ответственности. Ответственность, суд (в христианстве суд Божий). Несмотря на то что государство и церковь не вмешиваются в дела друг друга, цель у них общая: нравственное воспитание граждан. Христианство и право определяют нормы поведения. Человек обязан следовать им под воздействием веры в Бога и под воздействием правовых норм. Православие и право объединены справедливостью.

Право, как известно, выражает общественное сознание и нравственность. Следовательно, на содержание права влияет все то, что так или иначе формирует сознание и нравственность, в том числе и религия. Соискателем с привлечением нормативного материала подробно анализируется каждый из признаков, характеризующий единство правового и религиозно-православного регулирования общественных отношений.

Второй параграф «Процесс взаимодействия правового и религиозного регулирования общественных отношений как характеристика их единства». Диссертантом исследуются мнения ученых о характере взаимодействия права и религии на разных этапах развития государства. Отмечается исторически изменчивый характер данного взаимодействия. С течением времени позиции по регулированию отношений, не касающихся внутрицерковной жизни, канонические нормы уступили ведущую роль в регулировании светскому праву. Соискателем в исторической ретроспективе выделяются различные этапы взаимодействия правового и религиозно-православного регулирования общественных отношений.

Во взаимодействии правового и религиозного регулирования общественных отношений важное значение имеет связь с моралью религиозных и правовых норм, а также связь права с государством. Морально-нравственное содержание правовых и религиозных норм часто совпадает. Религиозные нормы являются мощным внутренним регулятором поведения человека и поддерживают нравственный и правовой общественный порядок.

Церковные нормы - это сложившиеся в течение двух тысячелетий общеобязательные законы, защищенные санкциями. Эти законы регулируют внутреннюю жизнь Церкви и ее отношения с государством. Ключевым в церковных нормах является понятие «канон».

XX в. - начало XXI в. для правовой системы России прошли под эгидой процесса секуляризации, в результате чего право и религия дистанцировались друг от друга, что отрицательно сказалось на эффективности правового регулирования, которая во многом зависит от его согласованного воздействия с иными, не юридическими регулятивными системами, в том числе и с религией.

Право и религия являются наиболее активными элементами правовой и религиозной систем и выступают на первый план в регулировании общественных отношений. Они являются определяющими в воздействии этих систем на общественные отношения, устанавливая определенные правила поведения людей. Такое взаимодействие способствует тому, что добропорядочное поведение субъекта - результат одновременного воздействия правовых и религиозных норм.

Право и религия поддерживают друг друга, и их требования во многом совпадают. Часто действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и религией. И наоборот, религия осуждает правонарушения. В этом религия и право едины. Соискателем в подтверждение своей позиции анализируются многочисленные правовые и религиозные нормы. Отмечается, что взаимосвязь проявляется и в том, что само христианство выступает в качестве предмета правовой охраны.

Многие христианские нормы, не воплощаясь в правовые, влияют на их формирование. Эта наиболее сложная форма влияния, поскольку, будучи не явной, но значимой для права, учитывается в процессе правотворчества и правоприменения.

Взаимодействие христианских и правовых норм выражается в общности их функций - регулятивной, охранительной, карательной и воспитательной, а также целей, главными из которых являются воспитание, упорядочение и охрана. Диссертантом анализируются различные нормативные акты и религиозно-православные нормы на предмет определения общих целей и функций. В завершение параграфа соискатель формулирует признаки, характеризующие взаимодействие православного и религиозного регулирования общественных отношений.



Третья глава «Различия и противоречия правового и религиозно-православного регулирования общественных отношений». Первый параграф «Различия правового и религиозного регулирования общественных отношений». Автором исследуются источники религиозного и правового регулирования общественных отношений. Источником христианских норм, регулирующих поведение верующих, их взаимоотношения со всеми членами общества, «служит внешний авторитет в виде божественного откровения, закрепленного в Священном Писании и Священном Предании. Однако в определенный момент своего исторического существования у Церкви появилась необходимость регулирования внутренних отношений между верующими, между верующими и церковью, а также отношений церкви и государства. В связи с этим Церковь сама стала выступать в качестве автономного нормотворческого органа в обществе, создавая корпоративные нормы.

Соискатель отмечает, что условно можно рассматривать Церковь как корпорацию, однако церковные нормы гораздо шире корпоративных норм, которые очень ограничены по кругу действия. Посредством церковных норм обеспечивается саморегулирование на уровне членов Церкви. Суть религиозных норм заключается в том, что они выражают Божью волю, общую для всех членов Церкви, и призваны обеспечить ее надлежащую самоорганизацию.

Нормы права регулируют отношения, возникающие в сфере собственности, власти, труда, правосудия, они не регулируют межличностные отношения (отношение к ближнему, супружеские измены, сексуальные отношения). Вторжение права во многие зоны человеческой жизни (особенно внутренней) невозможно в силу неподверженности их внешнему контролю, негуманности и недемократичности. Возможности регулятивного воздействия религиозных норм намного шире. Религия имеет свой, главный предмет религиозного регулирования, который отличается от предмета правового регулирования, - это отношение человека к Богу, Церкви и ко всему окружающему миру, которое регламентируется религиозными нормами, проникающими во все поры и ячейки общества и дающими оценку всем видам и формам взаимоотношений между людьми.

Государство создает правовые нормы, охраняет и защищает их. Эти нормы имеют обязательный для всех характер. Аппарат принуждения, который стоит за правом, обеспечивает соблюдение правовых норм, наказывая нарушителей. Религия же опирается на веру в Бога и такие понятия, как справедливость, добро, зло, совесть, долг, честь.

Вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих религиозные запреты, находится в компетенции Церкви. Иначе обеспечивается и исполнение требований религиозных предписаний. Обязательность исполнения религиозных норм зависит от веры в Бога. Вместе с тем здесь могут быть применены специальные религиозные санкции (наложение епитимьи, отлучение от церкви, придание анафеме и др.). Канонические нормы имеют условный характер принуждения - нарушение церковного порядка встречает со стороны церкви известное противодействие: ограничение и даже лишение прав и благ, находящихся в распоряжении Церкви.

По степени ограничения границами государства и территории правовые и религиозные регуляторы также различны. Христианство является мировой религией и, так же как и другие конфессии, не ограничивается территорией того или иного государства. Поэтому религиозные нормы более универсальны. Религиозные нормы не могут быть частью законодательства государства, т.к. Церковь отделена от государства.



Государство обязывает граждан платить налоги. Церковь, так же как и государство, нуждается в финансировании. Пожертвования - это единственный источник средств, которые идут на нужды различных служений, но хотя Церковь существует на пожертвования верующих, она никого не принуждает к этому. Желание помочь должно идти из сердца человека, из его любви к Церкви и к людям.

По способу регулирования общественных отношений основным базовым элементом религиозной системы является заповедь, которая может выступать как конкретное предписание, запрет, обязанность или дозволение или же как общий принцип. Значительная часть религиозных норм представляет собой принцип действия, а не описание самого действия, как это можно увидеть в норме права.

Имеются различия и по способам воздействия на сознание людей. Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их субъективных прав и юридических обязанностей, законного и незаконного, а религия подходит к человеческим поступкам с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного. Религиозные нормы адресованы не только разуму и воле человека, но и его чувствам, эмоциям, интуиции, воображению, вере, сердцу и духу; они поучают, просвещают, увещевают, призывают, советуют, рекомендуют и нравственно воспитывают человека.

Христианство и право по-разному относятся к объему дозволенного поведения человека. Автором анализируются различные православные и правовые нормы и сопоставляется объем закрепленных в них дозволений. В завершение параграфа делаются выводы об отличиях религиозно-православного и правового регулирования общественных отношений.



Второй параграф «Противоречия правового и религиозного регулирования общественных отношений». Право и религия тесно взаимодействуют, но это не означает, что процесс этот бесконфликтный. Наряду с положительными аспектами во взаимодействии правового и религиозного регулирования имеются также отрицательные аспекты, которые выражают отсутствие должной согласованности их друг с другом и в отдельных случаях свидетельствуют о наличии между ними определенных противоречий.

Наиболее существенные причины противоречий между правовыми и религиозными нормами состоят в том, что социальные нормы разных видов, во-первых, имеют далеко не всегда совпадающие сферы действия и поэтому регулируют неодинаковые по объему общественные отношения; во-вторых, они по-разному внедряются в жизнь, и поэтому в них в различной мере сочетаются стабильность и динамичность; в-третьих, они разными методами воздействуют на общественные отношения, и содержащиеся в них предписания имеют неодинаковую степень действенности и формальной определенности.

На основе исследования действующего законодательства диссертантом анализируются различные противоречия между религиозным и правовым регулированием общественных отношений. Соискатель обращается к проблемам эвтаназии, абортов, убийства со смягчающими обстоятельствами. Исследуются различные деяния, которые, по мнению Церкви, являются убийством, а с позиции права нет. Анализируются проблемы сексуальной свободы, вспомогательных репродуктивных технологий, вынашивания и рождения ребенка по договору и др. Такие пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь считает нравственно неоправданными, а суррогатное материнство - противоестественным и морально недопустимым.

Имеются противоречия между Гражданским кодексом и Библией в отношении людей, место нахождения которых неизвестно. Гражданский кодекс РФ допускает объявление гражданина умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Церковь никогда не объявляет человека умершим, потому что это противоречит Священному Писанию.

Русская Православная Церковь, изучив особенности действия системы ювенальной юстиции в некоторых зарубежных странах, где искусственно противопоставляются правам родителей права ребенка, указывает, что такая система противоречит библейским основам семейных отношений. Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения подобной системы ювенальной юстиции в России.

С позиции религиозных норм анализируется право на свободу совести, свободу слова, запрет цензуры и др. Автором формулируются пути сглаживания противоречий между религиозно-православным и правовым регулированием общественных отношений. Отмечается, что пути и средства устранения противоречий правового и религиозного регулирования общественных отношений видятся в выработке новых нравственных норм и принципов и корректировке действующего законодательства в соответствии с уровнем религиозной морали и религиозными нормами, утвердившимися в обществе.



Четвертая глава «Соотношение юридической и религиозно-православной ответственности». Соискатель анализирует понятие юридической и религиозной ответственности, которые выводятся из родового понятия «социальная ответственность». Социальная ответственность обладает как позитивным, так и негативным аспектом реализации. Исследуются признаки юридической ответственности. Отмечается, что понятию юридической ответственности не уделялось должного внимания в специальной литературе.

Чувство ответственности принадлежит к первичным аксиоматическим проявлениям духовности и религиозности. Верующий человек ответственен перед Богом за свои греховные склонности и привычки, за свою жизнь, за окружающих людей. Диссертантом выявляются признаки религиозной ответственности, к которым он относит: наличие позитивного и негативного аспектов; нормативность; добровольную обязанность по соблюдению и исполнению религиозных норм; основанность обязанности на вере в Бога и убеждении в Его всеведении, справедливости и всемогуществе; реализацию в безгрешном поведении; обязанность согрешившего покаяться в содеянном, претерпеть осуждение и ограничения.

Позитивная религиозная ответственность регулируется религиозными канонами и обязывает верующих жить согласно религиозным заповедям.

По характеру деятельности и отношений, на которые воздействует религиозная ответственность, можно выделить культовую и организационную религиозную ответственность. Культовая религиозная ответственность обязывает верующих соблюдать порядок культовых обрядов, церемоний, регулирует отношения между людьми при отправлении религиозного культа. Организационная религиозная ответственность регулирует внутриобщинные, внутрицерковные и межцерковные, а также межконфессиональные отношения. Таким образом, она охватывает довольно широкую сферу социального бытия верующих.

Негативная религиозная ответственность может выразиться в следующих видах санкций: отлучение, церковное покаяние, наложение епитимьи. Отлучение выражается в следующих формах: обязанности виновных в нарушении правил и церковных заповедей претерпеть лишение права приступать к таинствам Церкви и участвовать в культовой деятельности; в редких случаях - запечатании храмов Божиих в некоторых местностях и запрете совершения литургии; провозглашении анафемы в неделю православия с занесением имени отлученного в синодик, читающийся в этот день в церкви; малом отлучении.

Вторая категория церковных наказаний состоит из разных видов церковного покаяния. Церковное покаяние дает возможность верующим освободиться от греха. Оно назначается или духовником наказуемого, или иерархическою властью. Покаяние, назначаемое духовником, называется епитимьей и состоит в несении подвигов благочестия - поста, молитвы, поклонов и т. п. Оно имеет исключительно религиозное значение.

Правилами Вселенской церкви установлена особенная ответственность для клириков (духовных лиц), состоящая в обязанности претерпеть лишения их особых прав. Церковное наказание по назначению иерархической власти может состоять: в прохождении послушания и епитимьи в монастыре под руководством монастырского начальства; в назначении епитимьи под наблюдением и руководством приходского священника; в переводе на другой приход; в постоянном или временном запрете служения.

Диссертант сравнивает основные характеристики религиозной и юридической ответственности. Анализируются их функции. Определяется, что юридическая и религиозная ответственность осуществляют регулятивную, превентивную, воспитательную, карательную и восстановительную функции, но при помощи разных приемов и способов. Исследованию также подвергаются цели юридической и религиозной ответственности.

Соискатель обращается к первоосновам религиозной и юридической ответственности – их принципам. Отмечается наличие у юридической и религиозной ответственности принципов гуманизма, справедливости, виновности деяния, неотвратимости и индивидуализации. Однако реализуются эти принципы по-разному. Указываются отличия в реализации принципов юридической и религиозной ответственности. В отличие от юридической ответственности принцип законности не находит четкого выражения в реализации религиозной ответственности.

Субъектом юридической ответственности могут быть физические и юридические лица, а субъектом религиозной ответственности - только человек и Церковь. Объектом воздействия религиозной ответственности является внутренний мир человека, его ценностные ориентации, правосознание.

Автор приходит к выводу, что юридическая и религиозная ответственность имеют больше общего, чем противоречий; они взаимно дополняют друг друга, значительно влияют на развитие общественных отношений в государстве, а следовательно, и на развитие государства в целом.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, излагаются основные выводы и предложения по данной теме.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Путилкин П.А. Противоречия правового и религиозного регулирования общественных отношений // Вектор науки ТГУ. Вып. 3 (13). - Тольятти: ТГУ, 2010. С. 255-257.

2. Путилкин П.А. Взаимодействие права и религии в регулировании общественных отношений // Право и государство: теория и практика. 2010.
№ 8. С. 9-12.

3. Путилкин П.А. Различие правового и религиозного регулирования общественных отношений // Право и государство: теория и практика. 2010.


№ 9. С. 142-145.

4. Путилкин П.А. Соотношение религиозной и юридической ответственности // Вестник Орловского государственного университета. 2012. № 8.


С. 237-241.
Публикации в иных изданиях:

5. Путилкин П.А. Роль Русской Православной Церкви в предупреждении преступлений // Актуальные проблемы юридической науки. Вып. 5. - Тольятти: ТГУ, 2008. С. 124-129.

6. Путилкин П.А. К вопросу о взаимодействии правового и религиозного регулирования общественных отношений // Правонарушение и юридическая ответственность: Материалы Всероссийской конференции. Тольятти: ТГУ, 2009. 2-4 декабря. С. 281-287.

7. Путилкин П.А. Понятие религиозного регулирования // Актуальные проблемы юридической науки. Вып. 6. - Тольятти: ТГУ, 2009. С. 191-198

8. Путилкин П.А. К вопросу о единстве правового и религиозного регулирования общественных отношений // Актуальные проблемы юридической науки. - Вып. 7. - Тольятти: ТГУ, 2010. С. 161-168.

9. Путилкин П.А. Взаимодействие права и религии в регулировании общественных отношений // Вектор науки ТГУ. Серия: юридические науки. 2010. № 1. С. 69-72.




1 В данной работе при употреблении термина «религиозные нормы» мы подразумеваем нормы православной религии, за исключением случаев, когда для сравнения приводим иные религиозные регуляторы (мусульманские, буддистские, католические и т.п.)






Не пора ли защищать науку от тех, кто защитил диссертацию? Михаил Френкель
ещё >>