Соотношение поэтического языка и модели мира - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследование компьютерной модели «Теплоемкости идеального газа» 1 120.86kb.
Своеобразие поэтического мира хань дуна 1 51.19kb.
О новых условиях поэтического высказывания 1 100.27kb.
Глава «История поэтического переноса» Глава «Функции поэтического... 1 104.69kb.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы 1 95.76kb.
Системный аспект языка Философские концепции системности как одного... 1 228.66kb.
I. Категория «знак» в языкознании 21 4046.84kb.
Книга эта о душе ребенка. Чуковский едва ли не первым применил психологические... 29 5272.96kb.
1. Основные понятия теории эксперимента 1 101.58kb.
Русский формализм 1 34.29kb.
Образ мира 9 1876.7kb.
Языковая и культурная картины мира 1 64.74kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Соотношение поэтического языка и модели мира - страница №1/1

Федотова В.Е.

ПАГС

СООТНОШЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА И МОДЕЛИ МИРА.

Понятие «модель мира» в большинстве исследований используется как синоним «картины мира». А.Я.Гуревич называет модель мира «сеткой координат», при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании [1, с. 30].

Понятием модели мира широко оперирует Ю.М.Лотман в своем классическом труде «Структура художественного текста». «Восприятие художественного текста, — пишет ученый, — всегда борьба между слушателем и автором... до того момента, пока автор, «победив» предшествующий художественный опыт, эстетические нормы и предрассудки слушателя, не навяжет ему свою модель мира, свое понимание структуры действительности» [2, с. 348]. Язык художественного произведения является, по мнению ученого, определенной художественной моделью мира; художественный язык моделирует мир в его наиболее общих категориях, выступая, таким образом, в качестве вторичной моделирующей системы.

Концепцию Ю.М.Лотмана развивают в своих работах Ю.С.Лазебник, К.Ф.Седов, С.В.Кекова, обращаясь к онтологической и гносеологической природе художественного текста. В работах Ю.С.Лазебника, справедливо замечено, что определение поэтической модели мира включает в себя два аспекта — онтологический (что) и гносеологический (как), способ соотношения которых обусловливает структуру конкретной поэтической модели мира. Преобладание первого аспекта вызывает к жизни метафорическую модель мира, преобладание второго — метонимическую. Ученый поднимает интересную проблему соотношения поэтического языка и модели мира: поэтическая модель мира, интерпретированная в динамическом, деятельностном аспекте, есть поэтический язык; наоборот, поэтический язык, воспринятый статично, в виде замкнутого «круга», есть поэтическая модель мира [3, с. 80].

Однако закономерен вопрос: моделью чего является текст, какую действительность он моделирует?

По мнению психолога Д.А.Леонтьева, трактовки художественного произведения — и как отражения реальности, и как отражения самой личности автора — представляются чрезмерно упрощенными. Фактически мы имеем дело с двумя отражениями: трансформированного мира в образе мира автора и его дальнейшего преломления через систему выразительных средств, художественных канонов и традиций в тексте художественного произведения: мир, образ мира, изображение образа мира (текст). Соответственно и художественное произведение может рассматриваться в трех аспектах: аспекте мира (истинности), аспекте образа мира (как выражение личности автора) и собственно изобразительном аспекте, под углом стиля [4, с. 421].

Понятие «модели мира» в большей степени, чем понятие «картина мира» подчеркивает творческий характер восприятия мира и его преломления в художественном произведении.

В этом смысле вполне оправданными и корректными представляются традиционно литературоведческие формулировки -«художественный мир писателя», «внутренний мир художественного произведения». Чрезвычайно удачным представляется словосочетание «поэтический мир». По мнению А.К.Жолковского и Ю.К.Щеглова, поэтический мир — не простая сумма текстов данного автора, это «своего рода художественный текст, реализующий (на основе приемов выразительности и словаря действительности) некую инвариантную тему художника (смысловую доминанту его творчества)» [5, с. 3]. В концепции отражается тот факт, что каждый поэт отличается своим особым видением мира, которое проявляется в любой малой толике его текстов.

«Итак, поэтический мир автора — это те постоянные темы, установки, мысли, которыми пронизаны все его произведения — на разных уровнях и в самых разных аспектах, компонентах и т.п. Поэтический мир можно представлять себе в виде набора подобных единиц (условно — тем)... Говоря об описании поэтического мира какого-либо художника слова, мы имеем в виду задачу внутренней реконструкции наиболее общих и глубинных семантических величин (тем), лежащих в основе всех его текстов» [6, с. 213, 261].

Предлагая свою модель соответствия между планом содержания и планом выражения художественного текста, А.К.Жолковский и Ю.К.Щеглов считают описанием художественного текста его вывод из темы, выполняемый на основе приемов выразительности. «Этот инвариантный вывод будет называться поэтическом миром автора» [6, с.290]. Иначе говоря, поэтический мир рассматривается как обобщенное инвариантное сообщение автора.

Мысли о специфике поэтического мира неоднократно высказывали и сами поэты. Так, Вяч. Иванов писал о том, что «гениальный ум носит в себе цельный образ мира, в котором все так же стройно-последовательно, так же взаимно обусловлено, как в мире действительном» [7, с.113].

Как известно, одним из первых креативную функцию поэтического языка, его роль в создании индивидуального поэтического мира исследовал А.Белый. Объявляя примат слова над реальностью, А.Белый приходит к выводу о порождении словом мира действительности, при этом действительность физически данного мира не есть действительность поэтического мира. Их отличие в том, что действительность отражается в поэтическом мире, лишь пройдя переработку во внутреннем мире поэта: Действительность - внутренний мир поэта - поэтический мир. Этот третий мир творится поэтическим словом: «Слово создает новый, третий мир — мир звуковых символов, посредством которых освещаются тайны вне меня положенного мира, как и тайны мира, внутри меня заключенный... В звуках создается новый мир, в пределах которого я чувствую себя творцом действительности» [8, с.131].

Именно новый, поэтический мир, а не картина действительности, не отражательная, а созидательная, творческая категория должна фигурировать в модели поэтической деятельности.

Поэтический язык, выступающий в своей креативной функции, порождает поэтический мир как модель воображаемого мира, некоей внутренней действительности художника, - мир, данный нам в совокупности всех текстов автора, в результате представляющий собой единый текст всего его творчества.

Ментальный мир автора в когнитивной терминологии может трактоваться как индивидуальная поэтическая концептосфера, или концептуальная система автора.

«Краткий словарь когнитивных терминов» дает следующее определение концептуальной системы: « это тот ментальный уровень или та ментальная (психическая) организация, где сосредоточена совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение» [9, с.94]. Как отмечает Е.С.Кубрякова, концептуальная система должна рассматриваться в терминах ментальных репрезентаций, ментального лексикона, языка мысли, которые являются ее частью [9, с.95].

Размышляя о роли поэтического языка в формировании авторской концептосферы, в его ментальной действительности, Ю.С.Лазебник отметил, что в речи поэта, моделирующей возможные употребления языка путем расподобления конвенциональной связи смысла и референции, миру противостоит субъект, в сознании которого преодолена дистанция между словом о мире и мыслью о мире. Поэтому источник самовозрастания поэтического языка кроется, по мысли ученого, в диалектике «первого слова», содержащего в себе зародыш дальнейшего развития языка, логику его образной траектории в моделировании поэтической реальности [3, с.83]. Начальные единицы данного поэтического языка еще несут на себе отпечаток впечатлений от созерцания действительного мира, однако затем детерминирующим становится сам образный потенциал языковых моделей.

Именно поэтическая память позволяет говорить, по мнению исследователя, о «собственно языковом существовании» поэтического мира и поэтического языка.



Единство внутреннего мира художника обеспечивается, по мнению исследователя, в первую очередь концептами — устойчивыми мыслительно-функциональными зависимостями, образующими цепочки «ситуация – образ - слово», создающими из отдельных мыслительных комплексов «возможный» мир. Зафиксировать, уловить эти «глубинные семантические представления» — это и означает исследовать идиостиль в когнитивном аспекте, в направлении от мысли — к слову, от концепта — к поэтическому образу.

Библиографический список

  1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

  2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.

  3. Лазебник Ю.С. Поэзия как языковой круг // АРТ. Альманах исследований по искусству. Вып.1. Саратов, 1993. С. 77-85.

  4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: принципы, динамика и структура смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.

  5. Жолковский А.К. Инварианты Пушкина // Уч. зап. Тартуского гос.ун-та. Вып. 467. 1979. С. 3-25.

  6. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты -- Тема — Приемы — Текст. М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1996.

  7. Иванов В.И. Собрание сочинений в 4 томах. Брюссель, 1979. Том 3.

  8. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

  9. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С.Кубряковой. М., 1996. - 248 с. (КСКТ)







Прощать всем нисколько не лучше, чем не прощать никому. Жан Батист Ларош
ещё >>