Содружество Независимых Государств межгосударственный координационный совет по научно-технической информации состояние национальных - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Нормативы времени на работы по научно-технической информации 5 2697.8kb.
Закон кыргызской республики о системе научно-технической информации... 1 143.16kb.
Содружество независимых государств (снг) 1 132.13kb.
Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств... 1 240.67kb.
Межгосударственный 1 185.56kb.
Межгосударственный стандарт 46 5390.5kb.
Межгосударственный стандарт межгосударственная система стандартизации 4 984.49kb.
О ходе переписи населения в странах СНГ 1 106.39kb.
Научно-технической информации 1 233.93kb.
Закон от 23 августа 1996 г. N 127-фз "О науке и государственной научно-технической... 1 400.02kb.
Закон о науке и государственной научно-технической политике 1 343.63kb.
Лекция Вступительное резюме 1 67.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Содружество Независимых Государств межгосударственный координационный совет по научно-технической - страница №1/9





Содружество Независимых Государств

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ

ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
В ГОСУДАРСТВАХ – участниках СНГ

(аналитический обзор)

Москва, 2010 год
Содержание


ВВЕДЕНИЕ 4

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 5

РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ 8

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ 12

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН 22

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА 32

РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА 37

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 39

РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН 49

РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН 57

УКРАИНА 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69





ВВЕДЕНИЕ


Современный этап развития мировой экономики характеризуется преобладающей ролью инновационных процессов, сущность которых можно определить как практическую реализацию новых знаний в экономической, технической, социальной и иных областях. Инновационный путь развития любого государства невозможен без адекватного развития системы научно-технической информации (НТИ), которая является важным элементом национальной инновационной системы. Система НТИ должна обладать достаточным потенциалом, способным решать проблемы информационного обеспечения всех участников и стадий инновационного процесса, содействовать расширенному воспроизводству знаний, оказывать информационную поддержку процессу трансфера результатов исследований и разработок.

Опыт развитых стран показывает, что экономика, основанная на знаниях, имеет развитую систему опережающего обеспечения ее отраслей сведениями о новых отечественных и мировых достижениях науки, технической мысли, организации производственных процессов.

По мере ускорения темпов информатизации мирового сообщества все большую актуальность приобретает необходимость межгосударственного обмена информационными ресурсами. Необходимость осуществления действенных шагов в этом направлении в рамках СНГ была закреплена в соответствующих соглашениях глав государств – участников СНГ и/или правительств этих стран.

Данный аналитический обзор состояния национальных систем НТИ государств – участников СНГ подготовлен Межгосударственным координационным советом СНГ по научно-технической информации (МКСНТИ) в целях ознакомления правительственных структур этих государств с информационными возможностями, содействующими развитию национальных экономик, основанных на знаниях, обмене опытом и активизации процессов межгосударственного обмена НТИ.


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ


В процессе реформирования национальных экономик, системы НТИ в государствах – участниках СНГ оказались в сложных экономических условиях, что привело к сокращению численности информационных служб, нанесению существенного ущерба формированию национальных информационных ресурсов и их межгосударственному обмену.
Таблица 1
Головные организации и органы государственного
управления национальными системами НТИ
в государствах – участниках СНГ – членах МКСНТИ



Государство – участник СНГ

Наименование головной организации национальной системы НТИ

Наименование органа управления

Республика Армения

Национальный центр инноваций и предпринимательства

Министерство экономики

Республика Беларусь

Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (БелИСА)

Государственный комитет по науке и технологиям

Республика Казахстан

Национальный центр научно-технической информации
(НЦНТИ) Республики Казахстан

АО «Национальный научно-технологический холдинг «Самғау»

Кыргызская Республика

Государственное агентство по интеллектуальной собственности (Кыргызпатент)

Правительство
Кыргызской Республики

Республика Молдова

Национальный институт экономики и информации (НИЭИ)

Министерство экономики

Российская Федерация

Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ РАН)

Российская академия наук

Республика Таджикистан

Национальный патентно-информационный центр (НПИЦентр) Республики Таджикистан

Министерство экономического развития и торговли

Республика Узбекистан

Центр научно-технической информации
(ЦНТИ)

Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан

Украина

Украинский институт научно-технической и экономической информации (УкрИНТЭИ)

Министерство образования и науки

Центры НТИ, координирующие в рамках государства функционирование национальной системы НТИ, в разных государствах – участниках СНГ подчинены разным органам государственного управления (таблица 1), которые определяют их основные задачи. В ряде государств – участников СНГ статус и функции национальной системы НТИ закреплены на законодательном уровне.

Наряду с новыми задачами, которые выполняют органы НТИ по информационному обеспечению инновационных процессов, за государственным сектором системы НТИ, как правило, сохранились традиционные функции информационно-аналитической деятельности, к которым относятся:

сбор, государственная регистрация, обработка информации, создание информационных банков и баз данных о результатах научной, научно-технической и инновационной деятельности;

аналитико-синтетическая обработка первоисточников научно-технической информации (как опубликованных, так и неопубликованных), создание каталогов, баз данных, обеспечение их хранения и доступа к ним, в том числе сетевого;

подготовка информационно-аналитических материалов для потребителей разных уровней;

организация и проведение научно-технических мероприятий по содействию широкому использованию достижений науки, техники, производства;

издание информационных материалов по результатам информационно-аналитических и информационно-поисковых работ, научной, научно-технической и инновационной деятельности;

создание и использование систем информационного обслуживания потребителей по их запросам;

информационно-консультационное обеспечение юридических и физических лиц по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, другим информационным проблемам;

учебные мероприятия по подготовке и переподготовке кадров информационных работников, а также специалистов инновационной деятельности.

Системообразующей составляющей эффективного функционирования систем НТИ является создание национальных информационных ресурсов, осуществляемое по следующим направлениям:

организация поступления, хранения, аналитико-синтетической обработки, распространения и использования всех видов информации;

формирование электронных информационных ресурсов (распределенных баз данных) в сфере научно-технической и инновационной деятельности;

формирование и развитие документальных фондов системы НТИ и создание справочно-поискового аппарата на основе распределенного комплектования: баз и банков данных; навигационных систем и других средств доступа к НТИ;

разработка и адаптация программно-технологических средств для создания и обеспечения функционирования системы телекоммуникационной информационной сети в рамках системы НТИ.

Формирование информационных ресурсов включает следующие информационные процессы и технологии:

сбор и обработка информации с применением любых форм интеллектуальной или автоматизированной обработки, а также перевод информации на разные виды носителей;

поддержка (пополнение, актуализация) баз данных, веб-сайтов, библиотек (в том числе электронных), справочно-информационных фондов, других массивов НТИ;

создание архивов, страховых копий, проведение других мероприятий сохранения НТИ.

Ниже рассмотрены некоторые особенности функционирования национальных систем НТИ в девяти государствах – участниках СНГ.



следующая страница >>



Каждый из нас бывает дураком по крайней мере пять минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. Элберт Хаббард
ещё >>