Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет Департамент экономического сотрудничества о мероприятиях государств Содруж - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Содружество независимых государств исполнительный комитет 15 1623.14kb.
Выписка из Положения о Восьмых открытых молодежных Дельфийских играх... 1 97.61kb.
Законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников... 1 134.99kb.
Роль Межгосударственного экологического совета в развитии природоохранного... 1 74.74kb.
Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств... 1 240.67kb.
Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств»... 3 550.47kb.
Заключение группы наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи государств... 1 246.57kb.
Решение о проекте Соглашения об основных принципах сотрудничества... 1 80.19kb.
Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет 29 2552.44kb.
Содружество независимых государств (снг) 1 132.13kb.
Урок, посвященный СНГ цель: Показать учащимся значение сотрудничества... 1 212.3kb.
Уроки Косова «Новый военный гуманизм: уроки Косова» 11 2900.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет Департамент экономического - страница №1/7




Содружество Независимых Государств

Исполнительный комитет

Департамент экономического сотрудничества


О мероприятиях государств Содружества
по повышению их продовольственной безопасности


(информационно-аналитический материал)

Москва, 2012 год


СОДЕРЖАНИЕ



1.

О проблеме продовольственной безопасности в мире и усилиях по ее решению

3

2.

О проводимых в рамках СНГ мероприятиях, влияющих на повышение продовольственной безопасности

5

3.

Проблемы развития агропромышленного комплекса государств – участников СНГ

8

4.

Меры, осуществляемые в государствах – участниках СНГ, по повышению их продовольственной безопасности

12




4.1. в Азербайджанской Республике 

12




4.2. в Республике Армения 

13




4.3.  в Республике Беларусь

15




4.4. в Республике Казахстан

18




4.5 в Кыргызской Республике

20




4.6. в Республике Молдова

21




4.7. в Российской Федерации

23




4.8. в Республике Таджикистан

26




4.9. в Туркменистане

27




4.10 в Украине

29

5

Итоги работы агропромышленных комплексов государств – участников СНГ в 2011 году и январе – сентябре 2012 года

31

6.

Заключение

42











1. О проблеме продовольственной безопасности в мире и усилиях по ее решению

Продовольственная безопасность государств является важнейшей составной частью их национальной безопасности. Это направление государственной политики требует первостепенного внимания вопросам устойчивого развития производства основных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья в масштабах, позволяющих удовлетворять потребности населения. Согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН о ситуации с обеспечением продовольственной безопасности в мире уже к 2020 году голод может коснуться четверти населения земного шара. К этому времени население планеты составит около 7,8 млрд, а падение урожайности в разных странах, вызванное климатическими переменами, приведет к тому, что дефицит выращиваемой пшеницы достигнет 14 %. На 11 % меньше, чем необходимо, будет производиться риса, на 9 % - кукурузы.

Несмотря на рост объемов производства продовольствия в мире, количество его на душу населения, если и повышается, то очень незначительно. Учитывая, что рост численности населения мира в год (1,4 %) опережает рост объемов производства продовольствия (0,9 %), можно прогнозировать дефицит ресурсов на долгосрочную перспективу.

В условиях глобализации мировой продовольственной системы, безопасность в этой сфере крайне неустойчива. Напряженность сфере продовольствия какого-либо государства, могут вызывать как внутренние факторы, так и внешние, а также события в различных регионах мира, даже очень отдаленных.

Вследствие недавнего мирового продовольственного и финансово-экономического кризиса число голодающих в мире увеличилось примерно на 200 млн человек и достигло одного миллиарда. В настоящее время около 2 млрд человек на планете вынуждены тратить на еду от 50 до 70 % своих доходов. В то же время экономические успехи, рост численности и доходов населения формируют новые потребности, а также изменения рациона питания во многих развивающихся странах, увеличивают глобальный спрос на продовольствие и ускоренный рост объемов потребления.

Подобные проблемы развития мировой продовольственной системы с различной степенью их проявления характерны для всех стран, хотя решение определяется соответственно уровнем экономики каждой страны.

Правительствами государств мира, международными структурами реализуются скоординированные усилия по решению проблемы продовольственной безопасности. Так, вопрос укрепления продовольственной безопасности обсуждался на прошедшем в сентябре 2012 года во Владивостоке саммите АТЭС и саммите G20.

Россия разработала и представила партнерам ряд инициатив по определению приоритетов продовольственной безопасности и поиску адекватных, научно обоснованных решений существующих проблем, с учетом особенностей региона и национальной специфики. Обладая мощным сельскохозяйственным потенциалом, Россия прилагает максимум усилий, чтобы не только полностью обеспечить собственные нужды, но и помочь другим странам, а в перспективе стать крупным игроком на мировом продовольственном рынке. Являясь активным участником Содружества Независимых Государств Россия заинтересована в том, чтобы осуществлять роль торгового, транспортно-логистического и технологического «моста» между СНГ и государствами АТР, а в будущем - между странами АТЭС и ЕС. Россия готова мобилизовать свой богатый природный, ресурсный и интеллектуальный потенциал, включая географическое положение, для обеспечения региональной и глобальной продовольственной безопасности.

В сентябре на состоявшемся во Владивостоке в 2012 году заседании Делового консультативного совета АТЭС было предложено создать виртуальную платформу (интернет-портал), которая позволила бы в режиме реального времени иметь информацию о существующих запасах продовольствия на рынках и о планируемом его спросе, например, о количестве зерна на складах и в соответствии с этим текущих изменениях в поставках. В ходе сессии рассмотрен и утвержден лидерами экономик АТЭС план работы Партнерства в сфере продовольственной безопасности на 2012-2014 годы.

Следует отметить, что страны Азиатско–Тихоокеанского региона такие, как Китай, Япония, Корея, Индонезия, Филиппины являются крупными импортерами зерна. На мировом рынке зерна сложилась устойчивая специализация: производство зерна концентрируется, в основном, в развитых странах (США, Канада, Австралия, Аргентина, страны Евросоюза), которые являются главными экспортерами. Многие развивающиеся страны не в состоянии решить свои зерновые проблемы и вынуждены идти на широкий импорт зерна. Суммарные экспортные предложения указанных стран (основная «пятерка» экспортеров) достигали свыше 80 % всего объема мировой торговли.

В тоже время на мировом продовольственном рынке происходят заметные изменения. Так, в 2011 году Россия из 94 млн т собранного зерна реализовала на внешние рынки более 27 млн т и по объему экспорта пшеницы занимает второе место в мире. В 2012 году экспортный потенциал российского зерна составляет 14 млн т. Украина в 2011 году тоже вошла в число крупных экспортеров зерна, заняв первое место по экспорту ячменя, а по пшенице – шестое в мире. В 2012 году экспорт зерна Украиной оценивается в 20 млн т. Эти факты подтверждают способность государств СНГ участвовать в мировой торговле по широкому спектру продукции и существенно влиять на решение глобальной задачи – борьбы с голодом.

На саммите «Азия-Европа» (АСЕМ), проходившем в начале ноября 2012 года в столице Лаоса Вьентьяне премьер-министр Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев отметил, что продовольствие продолжает дорожать, а рост цен является серьезной угрозой, которую пока не удалось преодолеть. Эта ситуация вызывает социальную и политическую нестабильность в мире. При этом было подтверждено участие России в реализации международных программ по преодолению кризиса.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), обеспокоенная ситуацией на мировом продовольственном рынке обратилась к правительству США с требованием приостановить действие национальной программы по производству биотоплива из кукурузы. По информации экспертов, до 40% выращиваемой культуры в США идет на производство этанола, используемого в качестве одной из составляющих новых сортов автомобильного топлива. Производство биотоплива из пищевого сырья приводит к росту цен на продовольствие. ООН называет ситуацию на мировом продовольственном рынке опасной, но еще не кризисной, и ошибочные действия могут вызвать кризис. При этом подчеркивается, что продовольственный кризис 2007-2008 годов был вызван ростом цен и нанес значительный ущерб многим бедным странам.
2. О проводимых в рамках СНГ мероприятиях, влияющих на повышение продовольственной безопасности

Государства – участники СНГ обладают значительным потенциалом, который может обеспечить рост производства важнейших видов продовольствия. В тоже время имеются значительные особенности и природные ограничения: засушливость климата, низкое плодородие почвы, наличие песчаных массивов, что является причиной низкой продуктивности сельхозкультур и животных. Отсюда разные сборы урожая, объемы производства молока, мяса, поставок потребителям, что непосредственно оказывает влияние на обеспеченность населения продуктами питания и характеризует продовольственную безопасность государства.

Согласно Концепции повышения продовольственной безопасности государств – участников СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ 19 ноября 2010 года, продовольственная безопасность государства – это состояние экономики, при котором за счет собственного производства основных видов продовольствия, составляющего не менее 80 % годовой потребности населения в соответствии с физиологическими нормами питания, обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия и чистой питьевой воды для всего населения в количестве и качестве, необходимых для активной и здоровой жизни, реализации демографической политики.

Для оценки степени обеспечения продовольственной безопасности используется показатель – удельный вес производимой сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, выражаемый в процентах.

В среднесрочной перспективе для государств – участников СНГ согласно Концепции повышения продовольственной безопасности пороговые значения этого критерия могут быть рекомендованы в отношении: зерна – не менее 95 %; растительного масла – не менее 80 %; сахара – не менее 80 %; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 %; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 %; рыбной продукции – не менее 80 %.

Одним из наиболее эффективных средств достижения повышения продовольственной безопасности является развитие реальных интеграционных процессов.

В Содружестве проводится интенсивная работа по развитию взаимовыгодного сотрудничества в аграрной сфере и повышению уровня продовольственной безопасности государств – участников СНГ.

На достижение этих целей направлена реализация принятых в государствах национальных проектов и государственных программ по развитию агропромышленного комплекса и возрождению сельских территорий, а также мероприятий Концепции дальнейшего развития СНГ, предусматривающих развитие общего аграрного рынка.

В целях создания условий для устойчивого развития производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в рамках государств – участников СНГ принят ряд нормативных правовых документов: основные направления создания и функционирования рынка зерна, мясомолочной, плодоовощной продукции и картофеля, поставок техники сельским товаропроизводителям по лизингу. Реализуется Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности, во исполнение которого утверждена Концепция повышения продовольственной безопасности государств – участников СНГ. В большинстве государств Содружества приняты законы о продовольственной безопасности. В Российской Федерации реализуются мероприятия Доктрины продовольственной безопасности. Придавая исключительно важное значение этой проблеме Решением Совета глав государств СНГ 2011 год был объявлен Годом повышения продовольственной безопасности в Содружестве Независимых Государств и Решением Совета глав правительств СНГ были приняты Мероприятия по проведению этого года. Ряд мероприятий выполнен, а ряд других, срок реализации которых предусмотрен на долгосрочный период, успешно реализуются. Решением Экономического совета СНГ 14 сентября 2012 года утверждена Методика расчетов балансов важнейших видов продовольствия. В настоящее время завершается подготовка проекта Положения по их формированию.

Балансы по основным видам продовольствия позволят оценить состояние продовольственной безопасности и независимости государств – участников СНГ, обосновать перспективы развития взаимной торговли, которая призвана повышать надежность функционирования Общего аграрного рынка и выполнять взаимодополняющие цели в ситуации, когда недостающий вид продукции в одной из стран может пополняться за счет поставок другими государствами – участниками СНГ.

В целях повышения продовольственной безопасности в государствах организовано проведение мониторинга динамики использования основных видов природных и других ресурсов (материально-технических, финансовых, земельных, водных и др.) в сельскохозяйственном производстве, что позволяет оценить реальные возможности увеличения производства сельхозпродукции и продовольственных товаров. При этом должно сочетаться рыночное саморегулирование и государственное воздействие.

Поддержка государством сельского хозяйства является общемировой практикой.

В государствах Содружества осуществляются меры господдержки в различных ее формах как субсидирование процентных ставок по кредитам, оказание помощи при приобретении горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, семян и др. Однако этого уровня господдержки недостаточно для эффективного развития производства по сравнению с уровнем поддержки, оказываемой фермерам развитых государств. По оценке российских экспертов, уровень господдержки сельхозтоваропроизводителей в пересчете на 1 рубль произведенной продукции составляет в ЕС 32 коп, в США - 16, в России - 6 коп, а в Казахстане - еще меньше.

Высокий уровень государственного субсидирования издержек зарубежных поставщиков искусственно завышает конкурентоспособность их продукции и снижает стимулы для развития отечественного производства. В соответствии с данными Межгосударственного статистического комитета СНГ, дотируемая продукция стран дальнего зарубежья предлагается на внутренних рынках государств Содружества по ценам на 25-40 %, а по отдельным видам, например, окорочка птицы даже на 60 % ниже предложения сельхозтоваропроизводителей стран СНГ.

В этой связи оказание государственной поддержки, адекватной потребностям аграрного сектора экономики государств Содружества имеет исключительно важное значение. В тоже время структура поддержки в государствах, являющихся членам ВТО, может быть изменена в сторону мер, разрешенных их правилами. В целях защиты отечественных товаропроизводителей представляется необходимым применение унифицированных мер тарифного и нетарифного регулирования в отношении импорта сельскохозяйственной продукции.

Важным направлением поддержки сельского товаропроизводителя является страхование. Развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве является одним из основных направлений государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий. Так, страхование в сельском хозяйстве России осуществляется незначительным количеством сельхозтоваропроизводителей. В этой сфере существуют проблемы по законодательству и независимой экспертизе возникающих рисков, когда страховые компании заинтересованы в доказательстве минимизации ущерба или же в доказательстве того, что ущерб не имел место. В России в 2010 году страховалось 4 % посевов. В 2012 году ситуация стала меняться и было застраховано 10 %. В то же время в 16 регионах не было заключено ни одного договора страхования. В этой связи необходима система сельхозстрахования с оказанием государственной поддержки с унифицированными требованиями, упрощающими правила взаимоотношений между товаропроизводителями и страховщиками, а с другой стороны ужесточающие санкции за нарушение правил.

Также нуждаются в господдержке мероприятия по сохранению и развитию мелиорации земель, а также по устранению недостатка питьевой воды для некоторых регионов.

Учитывая, что хлеб является основой питания большинства населения стран, рынок зерна требует особенно продуманной и эффективной системы мер государственного регулирования. Одна из действенных форм регулирования, используемая государством для обеспечения стабильности зернового рынка является проведение государственных интервенций. Государство в целях регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию может проводить государственные закупочные и товарные интервенции. В целях стабилизации цен на рынке зерна целесообразно проводить точечные государственные товарные интервенции для отдельных отраслей (мукомольной, комбикормовой промышленности) по отдельным регионам.



3. Проблемы развития агропромышленного комплекса государств – участников СНГ

Эффективность функционирования продуктовых рынков стран СНГ, в значительной степени во многом обусловлена предсказуемостью результатами деятельности национальных АПК. В то же время сельское хозяйство сильнее других отраслей зависит от природно-климатических условий, изменений в результате погодных колебаний и хозяйственной деятельности человека. Так, лето 2012 года выдалось аномальным на всем постсоветском пространстве: какие-то регионы страдали от засухи, где-то не прекращались проливные дожди. От подобных природных явлений пострадали многие государства.

В России от засухи пострадали регионы Центральной части и юга России, Сибири: Воронежская, Липецкая, Тульская, Волгоградская, Ростовская, Пензенская и Саратовская области, Республика Калмыкия и Алтайский край. С учетом засухи и вымерзания было потеряно 5,3 млн га посевов зернового клина. Для сравнения: в 2010 году потери составляли 13,3 млн га. Вместе с тем аномально высокие температуры способствовали росту численности особо опасных вредителей сельхозкультур, таких, как саранчовые и луговой мотылек, которыми по состоянию на конец июня 2012 года было заселено 4,6 млн га. В связи с такими явлениями средняя урожайность зерновых культур в текущем году по сравнению с прошлым годом снизилась с 33 центнеров до 23 центнеров с гектара. В 20 регионах отмечается недобор урожая, что составляет, по оценке порядка 14 млн т, а также недобор кормовых культур, что негативно сказывается на продуктивности и поголовье скота.

В Республике Молдова засушливые периоды охватывают всю ее территорию, но особенно подвержены засухе южные районы страны. Также значительный ущерб наносят сельскому хозяйству наводнения, вызванные проливными дождями и разливами рек. По имеющейся информации в текущем году от этих явлений пострадали 90 % сельхозугодий.

В Республике Армения ежегодные потери урожая в результате засухи, града, ранних весенних заморозков, суховеев, селевых потоков и других стихийных бедствий, согласно оценки, составляют в среднем 35-40 млрд драмов.

В Республике Казахстан в 2012 году из-за засухи урожайность зерновых культур резко снизилась. В этой связи производство зерновых культур по оценкам может сократиться по сравнению с прошлым годом почти в два раза.

В Украине по тем же причинам выбыли из оборота значительные площади посевов сельскохозяйственных культур

Однако, главным фактором повышения продовольственной безопасности, остается эффективное развитие и конкурентоспособность аграрного сектора экономики государств – участников СНГ.

Следует отметить, что в ряде государств – участников СНГ до настоящего времени не в полной мере преодолены негативные последствия реформ 90-х годов и кризиса 2008-2010 годов. Объемы производства, реализации продукции сельского хозяйства и рентабельность, несмотря на тенденцию их роста за последние годы, значительно ниже дореформенного уровня. В результате преобразований в сельском хозяйстве стран Содружества сложилась многоукладная экономика, получили развитие разные формы собственности и хозяйствования. Однако тенденции формирования и структура форм хозяйствования в государствах сложились по-разному.

Так, в России и Беларуси развиты крупные коллективные хозяйственные структуры, тогда как в Казахстане, преобладают средние и мелкие сельхозтоваропроизводители в виде фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, хозяйственных товариществ.

В Армении отмечается большая раздробленность земельных наделов крестьянских (фермерских) хозяйств, которых по состоянию на 1 января 2006 года было зарегистрировано около 340 тысяч. При этом на долю одного крестьянского хозяйства приходится 1,4 гектара приватизированных сельхозугодий, в том числе 1,1 гектара пашни. Сельскохозяйственное производство осуществляется на 1200 тыс. разобщенных земельных участках. В таких условиях товаропроизводители сталкиваются с большими трудностями. Преобладание мелкотоварного характера производства в аграрном секторе, возникшего при реформировании колхозов и совхозов и делении крупных хозяйств на мелкие, наряду с другими причинами, способствовало снижению эффективности отрасли, производительности труда в сельском хозяйстве и качества конечной продукции. По оценке, производительность труда в сельском хозяйстве Казахстана составляет около 7 тыс. долларов на одного занятого в год, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 50-70 тыс. долларов. В Республике Армения в сельском хозяйстве, удельный вес которого в структуре валового внутреннего продукта занимает лишь 20,2 % (2011 год) при занятости в нем более 40 % от числа общего занятого населения также свидетельствует о низкой производительности труда по сравнению с другими отраслями реального производственного сектора.

Мелкие сельхозпредприятия не в состоянии решать проблему повышения конкурентоспособности, внедрения инноваций, поставок безопасных для здоровья населения продуктов питания, что вызвано и сопровождается устойчивой тенденцией технологического отставания предприятий АПК.

Аграрная отрасль остается непривлекательной для инвестиций. Отсюда относительно невысокие показатели продуктивности земель и животных, недостаточный уровень производительности труда, неоправданно завышенная энергоемкость продукции, что негативно отражается на ее конкурентоспособности на мировом рынке. Так, в Казахстане удельный вес инвестиций в сельское хозяйство в общем их объеме за все годы не превышал 2 %.

Важной проблемой является высокий удельный вес эрозионно-опасных и эродированных сельскохозяйственных угодий, достигающих в отдельных странах более половины их общей площади. В тоже время в период аграрных реформ в отдельных государствах часть земель выведена из оборота и переведена в земли запаса.

С развитием земельного рынка имеет место частая смена собственников земельных угодий, что подрывает устойчивость в организации производства. В условиях краткосрочной аренды перестают использоваться научно обоснованные севообороты, принципы размещения отраслей, обеспечивающих рациональное использование ресурсов, а также не проводится восстановление плодородия почв.

Большую тревогу вызывает старение основных фондов и медленные темпы модернизации производства. Особенно это относится к сельскохозяйственным машинам и оборудованию для пищевой промышленности. В ряде государств износ техники и технологического оборудования, по оценкам экспертов, достигает более 70 %. В Кыргызской Республике за последние 20 лет парк сельхозтехники обновлен лишь на 15 %.

Недостаток финансовых средств сельских товаропроизводителей является сдерживающим фактором для внедрения современных агротехнологий, модернизации производства за счет новых сельскохозяйственных машин и оборудования для пищевой промышленности, что приводит к отставанию производства сельхозпродукции по сравнению с другими развитыми странами. Так, в США занятые в сельском хозяйстве, оснащенном высокотехнологичной техникой с использованием достижений научно-технического прогресса, 3 млн. человек производят порядка 330 млн т зерновых. В России при численности населения порядка 20 млн человек, проживающих в сельской местности, максимально производится зерновых культур за последние годы (в 2011 году) 94 млн т. При этом в России можно иметь высокоэффективное сельское хозяйство, заняв в нем 4-5 млн человек при широком использовании современных агротехнологий, техники и высококачественных семян, достигнуть высокой урожайности зерновых культур и производить зерна в объемах, позволяющих удовлетворять внутренние потребности и осуществлять ежегодные поставки зерна в объемах, позволяющих выйти в число мировых лидеров по его экспорту.

Негативным фактором, который приводит к снижению конкурентоспособности продукции предприятий АПК, является недостаточный уровень развития кооперативных отношений сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью и торговлей. Наличие посреднических структур приводит к удорожанию сельскохозяйственного сырья и повышению цены конечного продукта, что снижает его конкурентоспособность.

Устойчивость воспроизводства в аграрной отрасли зависит также от отношений между подотраслями сельского хозяйства – растениеводством, животноводством и предприятиями социальной сферы, сельским строительством и др. Сельское хозяйство не может эффективно функционировать без системы отлаженных сбалансированных хозяйственных связей по реализации своей продукции и приобретению семян, удобрений, топлива и техники.

Резко отрицательным фактором в развитии сельского хозяйства остается низкое социально-экономическое положение сельского населения большинства государств – участников СНГ.

В социальной сфере стран СНГ существует высокая дифференциация по уровню доходов сельского и городского населения. Отсюда низкая престижность сельскохозяйственного труда, высокий уровень миграции.

Сложившийся уровень оплаты труда не стимулирует эффективный труд, снижает его мотивацию, не обеспечивает достойного уровня жизни для большинства работников.

Имеющиеся проблемы в агропромышленном комплексе ряда государств Содружества приводят к тому, что темпы роста производства некоторых видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия остаются ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров. Импорт продукции, превышающий 20 % потребности внутреннего рынка, подавляет внутреннее производство и приводит к сужению воспроизводства в отрасли, что ведет к зависимости от других государств.

На современном этапе в странах СНГ одним из широко обсуждаемых вопросов являются проблемы повышения эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора. Значение этого вопроса усиливается при вступлении стран в международные интегрированные структуры, к которым относятся Таможенный союз, Единое экономическое пространство и Всемирная торговая организация. Каждая страна, вступая в эти организации, наряду с экономическими выгодами подвергается и определенным рискам.


следующая страница >>



После родственников самое неприятное — это однофамильцы. Дон-Аминадо
ещё >>